Научная статья на тему 'Ущерб экологии при перевозке опасных грузов'

Ущерб экологии при перевозке опасных грузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1307
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
автомобильный транспорт / опасный груз / авария / экология / ущерб. / automobile transport / dangerous cargo / accident / ecology / damage.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горохова Елена Христофоровна, Слепцова Айкуота Максимовна

Огромное увеличение объемов перевозок опасных грузов, как в России, так и за рубежом, приводит ряд серьезных проблем с точки зрения экологической безопасности для окружающей среды и человека. Статья посвящена экологическому ущербу в результате при перевозки опасного груза автомобильным транспортом. Приводятся статистические данные и сложности перевозок опасного груза. Для уменьшения вероятности инцидента необходимо знать и выполнять нормативные требования при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DAMAGE IN THE TRANSPORT OF DANGEROUS GOODS

The huge increase in the volume of transportation of dangerous goods, both in Russia and abroad, leads to a number of serious problems in terms of environmental safety for the environment and humans. The article is devoted to environmental damage resulting from the transportation of dangerous goods by road. Statistical data and complexity of dangerous cargo transportation are provided. To reduce the likelihood of an incident, you need to know and comply with the regulatory requirements for the transport of dangerous goods by road

Текст научной работы на тему «Ущерб экологии при перевозке опасных грузов»

STUD NET

УЩЕРБ ЭКОЛОГИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

ENVIRONMENTAL DAMAGE IN THE TRANSPORT OF DANGEROUS

GOODS

УДК-34

Горохова Елена Христофоровна, магистрант, кафедра арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Северо-Восточный федеральный университет, Россия, г.Якутск

Слепцова Айкуота Максимовна, магистрант, кафедра арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Северо-Восточный федеральный университет, Россия, г.Якутск Gorokhova Yelena Khristoforovna Slepcova Ajkuota Maksimovna, elena.goroxova.94@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Огромное увеличение объемов перевозок опасных грузов, как в России, так и за рубежом, приводит ряд серьезных проблем с точки зрения экологической безопасности для окружающей среды и человека. Статья посвящена экологическому ущербу в результате при перевозки опасного груза автомобильным транспортом. Приводятся статистические данные и сложности перевозок опасного груза. Для уменьшения вероятности инцидента необходимо знать и выполнять нормативные требования при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

ANNOTATION

The huge increase in the volume of transportation of dangerous goods, both in Russia and abroad, leads to a number of serious problems in terms of environmental safety for the environment and humans. The article is devoted to environmental damage resulting from the transportation of dangerous goods by road. Statistical data and complexity of dangerous cargo transportation are provided. To reduce the likelihood of an incident, you need to know and comply with the regulatory requirements for the transport of dangerous goods by road.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, опасный груз, авария, экология, ущерб.

Keywords: automobile transport, dangerous cargo, accident, ecology, damage.

За последние годы в мире произошло немалое количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии при транспортировке химической продукции являются особо опасными. Аварийные ситуации приводят к гибели людей, оказывают негативное влияние на окружающую среду и требуют серьезных затрат на устранение последствий.

В мировой практике установлено распределение происшествий с опасными грузами: 56 % - при перевозках автомобильным транспортом, 32 % - водным, 5 % - железнодорожным и 1 % - воздушным. В качестве примера, подтверждающего данное утверждение, можно привести статистические данные об авариях с опасным грузом за рубежом в частности Германии -наиболее безопасным видом транспорта при перевозке опасных грузов на расстояние свыше 300 км является железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт в этом случае в 12 раз опаснее железнодорожного.[8]

Опасный груз — это груз, который в результате транспортного происшествия может нанести вред здоровью или жизни людей и окружающей среде. Сюда относится различные газы, яды, химикаты, пестициды, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные вещества. [1] В общей сложности в списке опасных веществ ООН содержится около 3500 наименований.

Аварийные ситуации с опасными грузами могут привести к большому загрязнению окружающей среды и санитарно-гигиенической опасности территорий. Сложно определить последствия от несчастных случаев загрязнения окружающей среды достоверно экономических потерь.

Для того, чтобы организовать перевозку опасного груза согласно по правилам необходимо владеть правовой информацией, и постоянно следить за ее обновлением. К мерам обеспечения экологической безопасности относятся соблюдение правил по перевозке конкретного груза, оборудовать подвижной состав под перевозку опасного груза по указанной классификации, подготовить персонал, разработать маршрутную карту. [9] Далеко не все компании готовы взять на себя ответственность и согласно по правилам организовать перевозку опасного груза. При малейшем отступлении от правил компания несет материальную ответственность в виде большого штрафа. Вместе с тем не подлежит сравнению экологический ущерб и нанесение существенного вреда окружающей среде.

Перевозка опасных грузов сопровождается большими дополнительными рисками, поскольку они могут стать причиной взрыва, пожара, гибели и травмирования людей, а также могут нанести материальный

ущерб и вред окружающей среде. Самое важное при организации перевозки опасных грузов — обеспечение ее безопасности и сохранности груза. Эффективное решение этих задач позволяет своевременно доставить такие грузы к месту назначения, защитить занятых в перевозке людей и участников дорожного движения, а также сам груз, транспортное средство и окружающую среду.

Чтобы устранить аварии при перевозке опасных грузов разными видами транспорта, органы власти во многих странах на протяжении долгих лет регулировали такие перевозки при помощи закрепленных законодательно различных норм и правил, которые отличались по структуре и содержанию, что создавало трудности для всех участников перевозки. Это обусловило необходимость международного регулирования перевозки опасных грузов и привело к разработке целого ряда конвенций, соглашений и других международных документов, целью которых является обеспечение безопасной и одновременно беспрепятственной перевозки опасных грузов.

Основными международными документами, регламентирующими перевозку опасных грузов на автомобильном транспорте является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).[3]

Многие страны и международные организации разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках опасных грузов. Во многих странах уже долгие годы действуют правила безопасности при аварийных ситуациях с такими грузами, основными элементами которых являются аварийные карточки и знаки опасности, наносимые на транспортные средства.

Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, необходимо решить ряд практических задач: перевозочный процесс; регламентация перевозок; управление перевозками; ликвидация последствий аварий.

Необходимо отметить, что статистика ЧС с опасным грузом [1] свидетельствует о том, что при аварии с опасным грузом подавляющее число водителей погибает во время аварии. Статистика аварий при перевозке опасных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации в открытых источниках не публикуется.

Статистические данные устарели и несут недостаточные сведения. (рис1).

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёЫе!:» №8/2020

■ Столкновение ТС

■ Наезд на пешехода

■ Иные виды происшествий

■ Опрокидывание ТС

■ Наезд на препятствие

■ Наезд на стоящее ТС

Всего 169432 ДТП

Рисунок 1 Статистические данные ГИБДД РФ за 2017 год дорожно-транспортные происшествия по видам

Для эффективного управления в области обеспечения безопасности требуется комплексный подход к анализу организации автомобильных перевозок опасных грузов. Одним из ключевых методов повышения эффективности управления по организации безопасности транспортировки опасных грузов является статистика. [4] Статистика, как элемент управления, позволяет решить целый ряд задач:

- систематическое владение ситуацией, отслеживание отрицательных и положительных тенденций;

- оценка любой операции по критериям её успешности;

- выработка дальнейшей стратегии развития на основе статистических данных;

- оперирование только фактами, которые имеют достоверное происхождение;

- выделение областей, которым наиболее необходимы улучшение или корректировка.

Наиболее часто встречающиеся типы нарушений: скоростного режима;

нарушение запретов на передвижение в условиях нестабильного (при значительном повышении температуры) или скользкого (вследствие обледенения, намокания) дорожного покрытия, условиях ограниченной видимости);

использование неисправных, не прошедших пред рейсовый контроль транспорта и тары;

несоблюдение правил безопасности при перевозках опасных веществ (транспортировка в ненадлежащей таре и упаковке, нарушение температурного режима, доставка в одном транспортном средстве грузов, запрещенных к совместной перевозке и хранению, и т.д.).

Исходя из практик, которые привели к значительному ущербу окружающей среде можно сделать вывод. Для уменьшения вероятности инцидента необходимо знать и выполнять ряд нормативных требований при перевозке опасных грузов.

Для повышения безопасности доставки опасных грузов и снизить затраты на ликвидацию последствий аварий при перевозке нужно изучить и выполнить нормативные требования.

Во избежание аварий, которые несут значительные последствия, водители, грузовладельцы, ответственные за грузоперевозку также автотранспортные предприятия должны относиться к обеспечению безопасности перевозок опасных веществ строго с должной ответственностью.

Литература

1. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: справочное пособие/ В.И. Савин.- М.: Дело и Сервис, 2002. -544с.

2. Безопасность транспортирования опасных веществ. - М., 2012. -57 с.

3. Пахно А., Шок В. П12 Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Пособие для водителей: базовый курс: «Свгг книги», 2015. — 301 с.: ил. ISBN 978-966-380-318-0

4. Корчагина О. М. Роль статистики в управлении // ИнноЦентр. 2015. № 4 (9). С. 33-35.

5. Ядройцев И.И., Гольчевский В.Ф. Я 37 Особенности ликвидации последствий аварий при перевозке опасных грузов: учебное пособие. -Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2009. - 197с.

6. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (утв. МЧС РФ 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС РФ 25.11.1996 N ЦМ-407) источник

7. "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957) источник

8. Синицын В.В, Татаринов В.В, Прус Ю.В, Кирсанов А.А. Статистика автомобильных перевозок опасных грузов и происшествий. /4(80), 2018 Технологии техносферной безопасности источник

9. Чупшев А.В, Зябиров А.И. Безопасность перевозок опасных грузов// В сборнике: К 65-летию ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава. ВО Пензенская ГСХА, (МНИЦ). Пенза,2016.

Literature

1. Savin V. I. Transport of goods by road: reference guide/ V. I. Savin. -Moscow: Delo I SERVIS, 2002. - 544s.

2. Safety of transportation of dangerous substances. - M., 2012. -57 p.

3. pakhno A., Shok V. P12 Transportation of dangerous goods by road. Manual for drivers: basic course: "Svit books", 2015. - 301 p.: Il. ISBN 978-966-380318-0

4. Korchagina O. M. the Role of statistics in management / / Innocenter. 2015. No. 4 (9). Pp. 33-35.

5. Yadroitsev I. I., Golchevsky V. F. Ya 37 Features of elimination of consequences of accidents during transportation of dangerous goods: textbook.- Irkutsk: FGOU VPO VSI MVD RF, 2009. - 197c.

6. safety Rules and procedure for eliminating emergencies with dangerous goods when transporting them by rail (approved by the Ministry of emergency situations of the Russian Federation 31.10.1996 N 9/733/3-2, MPs of the Russian Federation 25.11.1996 N CM-407) source

7. "European agreement concerning the international carriage of dangerous goods by road" (ADR/ADR) (concluded in Geneva on 30.09.1957) source

8. Sinitsyn V. V., Tatarinov V. V., Prus Yu. V., Kirsanov A. A. Statistics of automobile transport of dangerous goods and accidents. /4(80), 2018 technosphere safety Technologies source

9. Chupshev A. V., zyabirov A. I. Safety of dangerous goods transportation// In the collection: To the 65th anniversary of the Penza state agricultural Academy Collection of scientific works of the teaching staff. IN the Penza state agricultural Academy, (mnic). Penza, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.