Научная статья на тему 'Экологическая безопасность хранения и транспортировки опасных грузов'

Экологическая безопасность хранения и транспортировки опасных грузов Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
3520
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТИРОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРЕБОВАНИЯ / DANGEROUS GOODS / AUTOMOBILE TRANSPORT / TRANSPORTATION / SECURITY / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Балык Ольга Вадимовна

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности при хранении и транспортировании опасных грузов автомобильным транспортом. Приведены виды опасности и требования к оснащению средств перевозки опасных грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safe storage and transportation of dangerous goods

The article is devoted to questions ensure the security of storage and transportation of dangerous goods by road. The article presents dangers and requirements of equipment for the transport of dangerous goods.

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность хранения и транспортировки опасных грузов»

ГЕОГРАФИЯ

ГЕОЭКОЛОГИЯ

УДК 656.1: 656.08

© О.В. Балык Экологическая безопасность хранения и транспортировки опасных грузов

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности при хранении и транспортировании опасных грузов автомобильным транспортом. Приведены виды опасности и требования к оснащению средств перевозки опасных грузов.

Ключевые слова: опасные грузы, автомобильный транспорт, транспортировка, безопасность, требования.

O.V. Balyk Safe storage and transportation of dangerous goods

The article is devoted to questions ensure the security of storage and transportation of dangerous goods by road. The article presents dangers and requirements of equipment for the transport of dangerous goods.

Keywords: dangerous goods, automobile transport, transportation, security, requirements

В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют разнообразные химические вещества и их различные соединения. В связи с этим возникает сложная задача их транспортировки. В России опасные грузы в общем объеме перевозок занимают около 15%, что свидетельствует о том, что большая часть их перевозится как неопасные, при этом снижается безопасность их перевозки и увеличивается ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на непрерывное совершенствование перевозочного процесса, в центре внимания остаются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения аварий с опасными грузами. Здесь весьма важен экологический аспект перевозок. Ущерб, наносимый авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой гибель и заболевания людей, поражение окружающей среды, повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий, повреждение транспортных узлов, исторических памятников и природных достопримечательностей.

В целом опасный груз можно определить как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное воздействие на людей, технику, сооружения и окружающую среду.

Опасный груз, транспортная опасность. Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента: объем, маршрут, технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные количественные и качественные сочетания между собой определяют ее уровень и степень [1].

По нашему мнению, классифицировать транспортную опасность целесообразно по степени опасности, определяемой при выборе применяемых процессов перевозки с точки зрения вероятности возникновения аварии. Для этого определяют степень транспортной опасности как величину ущерба, который может быть нанесен народному хозяйству в результате перевозки опасных грузов. К сожалению, не представляется возможности дать четкую количественную оценку различных классов транспортной опасности из-за недостатка статистических данных. А качественная степень опасности перевозимых грузов в зависимости от тяжести последствий нами классифицируется следующим образом:

- катастрофические последствия, связанные с гибелью людей, выход из строя техники, значительное загрязнение природной среды;

- тяжелые последствия, приводящие к телесным повреждениям и различным формам заболевания, разрушение технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды стойкими вредными веществами;

- непредсказуемые последствия, приводящие к временной потере трудоспособности без последующей инвалидности (срок до 1 года), временный выход из строя технических средств, сооружений и дорог, загрязнение окружающей среды вредными веществами, разлагающимися в течение 1 месяца;

- незначительные последствия, связанные с временной потерей трудоспособности, повреждение технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды, устраняемое без привлечения специальных подразде-

4/2013

лений.

- легкие происшествия, не влекущие за собой потерю трудоспособности людей, повреждение транспортных средств, сооружений, дорог и загрязнение окружающей среды.

Виды опасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом. Предложенная классификация по видам опасности основана на физико-химических свойствах опасных грузов, характеризующих вид и степень опасности. В суровых природно-климатических условиях Сибири мы предлагаем выделить 6 основных видов опасности: взрывоопасность, огнеопасность, коррозионность и окислительное действие, радиационная опасность, токсичность, инфекционная опасность.

Взрывоопасность. Взрывоопасные грузы, перевозимые автотранспортом, имеют широкую номенклатуру и значительные объемы перевозок. Такое положение делает взрывоопасность одним из наиболее распространенных видов опасности. На автомобильном транспорте инициирующим импульсом может послужить сильный механический удар в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), падение груза при перегрузке, трение груза в кузове при плохом закреплении, воспламенение груза при попадании искр из глушителя автомобиля, воздействие других перевозимых грузов.

Важной характеристикой перевозимых автомобильным транспортом взрывоопасных веществ является чувствительность к детонации, степень которой определяется массой минимального заряда инициирующего вещества. Взрывоопасные вещества, подверженные детонации, представляют наибольшую опасность при перевозках. На детонационные свойства взрывоопасных веществ влияют следующие факторы: плотность веществ, расстояние между ними и детонатором, наличие примесей, а также окружающая среда. Хорошо детонация передается через воздух, хуже - через воду, еще хуже -через глину и совсем плохо через сталь, порошкообразную или рыхлую среду.

Огнеопасность - наиболее распространенный на автомобильном транспорте вид опасности. Это обусловлено: обширной номенклатурой огнеопасных грузов, способных вызвать воспламенение и поддерживающих горение; наличием на транспортных средствах легкогорючего топлива, необходимого для работы двигателя, и вероятностью пожаров при взрыве взрывоопасных грузов.

Огнеопасность ассоциируется с понятием взрывоопасность и, как правило, эти свойства

проявляются одновременно, что накладывает дополнительные ограничения на перевозочный процесс. Основными условиями, необходимыми для возникновения горения, являются: наличие горючей смеси, нагрев этой смеси до определенной температуры, т.е. наличие источника воспламенения и воспламенение смеси при способности поддерживания и распространения горения.

Коррозионность и окислительное действие. Особое место в перевозках опасных грузов автомобильным транспортом занимают вещества, имеющие окислительные свойства. Такие вещества не требуют присутствия кислорода для горения, а наоборот, могут отдавать его другим веществам, тем самым поддерживая или вызывая горение. Окислительные процессы лежат в основе коррозии металлов.

Коррозионность - наиболее распространенный вид опасности на автомобильном транспорте при перевозках едких веществ и вызывающий значительный ущерб (повреждения тары, травмы персонала). Коррозия металлов, из которых изготовлены различные технические средства автомобильного транспорта, - это их разрушение в результате химического или электрохимического взаимодействия с окружающей средой.

Для перевозок коррозионных веществ автомобильным транспортом характерна химическая коррозия - процесс разрушения металлов под действием внешней среды, не сопровождаемый образованием электрического тока. Особую группу окисляющих веществ, перевозимых автомобильным транспортом, образуют органические перекиси, которые являются не только окислителями, но и в большинстве случаев огнеопасными веществами. При определенных условиях органические перекиси способны к разложению, которое может привести к взрыву.

Радиационная опасность. Наиболее сложной проблемой для обеспечения безопасности перевозок является радиационная опасность, требующая значительных затрат на технические и организационные мероприятия. Основным фактором, определяющим радиационную опасность, является ионизирующее излучение.

Токсичность. Многим веществам, перевозимым автомобильным транспортом, присущи токсические свойства. Они при перевозках могут вызвать нарушения нормальной жизнедеятельности организма и стать причиной острых или хронических заболеваний. Токсичные вещества представляют потенциальную опасность для состояния здоровья людей и могут вызвать значительные поражения окружающей среды в

результате инцидентов при перевозках.

Особенность токсичности как вида опасности заключается в том, что объектом воздействия токсичных веществ являются люди и окружающая среда, а не технические средства, на которые эти вещества практически не оказывают значительных отрицательных воздействий. По воздействию на человека все токсичные вещества разделяются на следующие группы: удушающие, клеточные и нервные газы, кожно-нарывные и слезоточивые.

Инфекционная опасность. Она имеет место при перевозках различных бактериологических препаратов, сырых животных продуктов и самих животных. Эти объекты являются носителями болезнетворных микроорганизмов, которые при попадании в организм человека могут вызвать различные инфекционные заболевания.

Для возникновения и распространения инфекции необходимо три условия: наличие источника инфекции, восприимчивость к инфекции организма и наличие определенных условий для передачи возбудителя инфекции. Условия, необходимые для возникновения инфекционной опасности, предопределяют комплекс мероприятий по обеспечению безопасности перевозок инфекционных веществ. При заболевании обслуживающего персонала инфекционными болезнями в цикле каждого заболевания можно выявить следующие периоды:

- момент заражения и проникновения возбудителей в организм;

- инкубационный период - время, исчисляемое от проникновения болезнетворных микроорганизмов до появления первых признаков болезни;

- период предвестников болезни - общее недомогание, головная боль;

- период развития заболевания - появление характерных для данного заболевания признаков.

Требования, предъявляемые к транспортным средствам. Опасные грузы должны перевозиться только специальными и специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами. При этом автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной

коммуникации. Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи, двигателя, электрических проводов и выпускной трубы. Бак должен быть расположен так, чтобы в случае утечки топлива из него оно выливалось непосредственно на землю. Кроме того, бак должен иметь защиту со стороны днища и боков. Топливо не должно попадать в двигатель самотеком [3].

У автомобилей-фургонов кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери или дверь должны оборудоваться замками. Конструкция двери или дверей не должна снижать жесткость кузова.

В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен быть изготовлен из невоспламеняющейся и непромокаемой ткани и перекрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорными приспособлениями.

Внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь: набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства; необходимые средства для тушения пожара; не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство; два фонаря автономного питания с мигающими огнями оранжевого цвета; предупреждающие фонари оранжевого цвета, устанавливаемые по обе стороны автотранспорта в пределах 10 м; аптечку и средства нейтрализации перевозимых веществ.

В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала. Автопоезда, перевозящие опасные грузы, не должны включать более одного прицепа или полуприцепа [3].

4/2013

Разработка и согласование маршрута перевозки. Маршрут перевозки опасного груза разрабатывается перевозчиком и согласовывается с грузоотправителем. В некоторых случаях перевозки грузов их маршрут передвижения подлежит согласованию с ГИБДД, поскольку он опре-

деляет срок перевозки. В определенных случаях опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в пределах 6 месяцев со дня согласования. Алгоритм разработки маршрута транспортировки опасных грузов представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Алгоритм разработки маршрута перевозки опасного груза

При разработке маршрута перевозчик опасного груза руководствуется следующими основными требованиями:

- вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты;

- маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, участки, занятые особо охраняемыми природными территориями и культурно-историческими памятниками;

- на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом;

- маршрут транспортировки по возможности не должен проходить через населенные пункты, особенно вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений [2].

Организация погрузочно-разгрузочных работ и требования к временному хранению опасных

грузов. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляется с соблюдением мер предосторожности, без толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.

Погрузочно-разгрузочные работы проводятся при выключенном двигателе автомобиля, и водитель находится за пределами установленной зоны, если это оговорено в инструкции грузоотправителя, за исключением случаев, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечиваются работой его двигателя. Работы по погрузке и выгрузке опасных грузов проводятся на специально оборудованных постах, при этом на них может находиться только одно транспортное средство.

Погрузочно-разгрузочные работы со взрыво-и огнеопасными грузами во время грозы - за-

прещены. Одновременно работы с опасными грузами ручным способом ведутся с соблюдением мер личной безопасности персонала. Грузозахватные устройства должны исключать опасность повреждения тары и произвольного падения груза.

Посты погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, места стоянки автомобилей выбираются на растоянии не ближе 125 м от жилых и производственных строений, грузовых складов, не ближе 50 м от магистральных дорог. При гололеде территория погрузки и выгрузки посыпается песком. Заправка автомашин, груженных горючими и взрывоопасными грузами, на АЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС, в металлические канистры [2].

Подъемно-транспортное оборудование должно отвечать требованиям противопожарной безопасности, правилам Госгортехнадзора, иметь надежные ограждения для предохранения грузов от падения. Лебедки для подъема груза, устройства изменения вылета стрелы должны оборудоваться двумя тормозами. А при наличии одного тормоза нагрузка не должна превышать 75% от номинальной грузоподъемности. Электродвигатели на грузоподъемных машинах должны быть во взрывобезопасном исполнении. В некоторых случаях автотранспортные организации, перевозящие опасные грузы, вынуждены осуществлять их временное хранение на своих складах и грузовых станциях (помещения, навесы и открытые площадки). В ряде случаев допускается хранить опасные грузы в заглубленных в грунт хранилищах. Но все они должны отвечать требованиям безопасности и быть оборудованными необходимыми техническими средствами. При этом материалы стен, отсеков для хранения опасных грузов не должны быть подвержены горению, должны обладать высокой химической стойкостью. Отопление помещений паровыми системами высокого давления

и печами категорически запрещается. Двери складов делают огнестойкими. Оконные проемы застекляют и закрывают с внутренней стороны металлической сеткой.

При хранении опасных грузов под навесами или на открытых площадках их необходимо располагать на расстоянии более 25 м от ближайших строений, а сами площадки оборудуются сплошными настилами высотой не менее 15 см. Упаковки с опасными грузами необходимо предохранять от воздействия погодных условий (дождь, снегопад), накрывая их влагонепроницаемыми материалами, имеющими огнестойкую пропитку [2].

Особое внимание при организации хранения опасных грузов следует уделить средствам контроля и сигнализации: приборы контроля над состоянием воздушной среды; пожарные изве-щатели; индикаторы о наличии взрывоопасных концентраций веществ в помещениях. Освещение хранилищ - только электрическое, с защитой от токов короткого замыкания. Для хранения особо опасных грузов вся электроарматура и приборы должны быть во взрывобезопасном исполнении (с высокой степенью герметичности). Все складские помещения оборудуют системой молниезащиты.

Выводы. Перевозка опасных грузов сопряжена с риском значительного ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Для снижения вероятности инцидентов и уменьшения их последствий необходимо знать и неукоснительно выполнять нормативные требования по перевозке опасных грузов. Основные требования регламентируются Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Изучение и выполнение нормативных требований позволит повысить безопасность доставки опасных грузов и существенно снизить затраты на ликвидацию последствий инцидентов при перевозке.

Литература

1. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.

2. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соковол Ю.М. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. -М. : Ин-октаво, 2005. 368 с.

3. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. 1995 г. (с изменениями 1999 г.).

Балык Ольга Вадимовна, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в, тел.: 89516356562.

Balyk Olga Vadimovna, graduate of East Siberian State University of Technology and Management, 670013, Ulan-Ude, ul. Klyuchevskaya 40B, tel.: 89516356562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.