ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 1, 2018
ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Георгиева Н. Г.
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г Симферополь
Несмотря на то, что важнейшим государственным приоритетом в области образовательной политики является внедрение в практику педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий, результаты эпидемиологических исследований констатируют снижение функциональных резервов организма и выраженный рост числа хронических заболеваний среди школьников, особенно подросткового возраста. Исследования показали, что на сегодняшний день факторы учебного процесса предъявляют значительные требования к управлению процессами центральной нервной системы (ЦНС), что проявляется снижением физической и психофизиологической работоспособности организма. Причем статистикой отмечается высокий процент нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) в качестве как основного, так и сопутствующего заболевания. В связи с этим коррекция нарушений и отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата была выбрана в качестве основного направления оздоровления и профилактики. Стоит отметить, что образовательная программа физической культуры для детей с ослабленным здоровьем предусматривает возможность применения в учебном процессе инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Нами была реализована педагогическая технология «Осознанная телесность», базирующаяся на телесно-ориентированных методах. В педагогическом эксперименте принимало участие 130 детей возрастом 14-15 лет, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В ходе обучения подростков приемам и методам осознанного регулирования активности мышечного тонуса улучшилось функциональное состояние ЦНС и ОДА организма. Результаты координационных проб («Аист», «Веревочка»), характеризующих чувствительность к кинестетическому восприятию, достоверно увеличились в ЭГ по сравнению с исходными у мальчиков на 78,3 % (р<0,001) и 44,3 % (р<0,001), у девочек на 38,5 % (р<0,001) и 38,8 % (р<0,001) соответственно. В КГ изменения составили не более 20 %. Согласованность взаимоотношений нервной и костно-мышечной систем позволили значительно улучшить функциональное состояние позвоночника и уровень физической подготовки подростков ЭГ. Так, уровень общей выносливости у мальчиков ЭГ увеличился почти в 2 раза, у девочек - на 12 % (р<0,001). Однако основным корригирующим эффектом использования телесно-ориентированных методов следует признать усиленное развитие грудной клетки. Индекс Эрисмана в основной группе девочек достиг значений 3,6±0,54 см (р<0,05), мальчиков - 2,4±0,65 см (р<0,05). Таким образом, использование технологии «Осознанная телесность» на уроках физической культуры СМГ оказало положительное влияние на характеристику функционального состояния организма подростков.
ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОТРОФИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА «ЦЕЛЛЕКС» НА РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У БОЛЬНЫХ ДЦП В КОМПЛЕКСЕ С САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ
Голубова Т. Ф. Власенко С. В. Ларина Н. В. 2, Савчук Е. А. 2, Кафанова К. А. 1 'ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», г. Евпатория 2ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г Симферополь
Целью проведенных исследований явилось изучение влияния нейротрофического препарата «Целлекс» в комплексном санаторно-курортном лечении (СКЛ) на нейрофизиологические показатели и показатели психологического статуса детей с ДЦП. Материал и методы: под наблюдением находилось 28 человек со спастической диплегией детского церебрального паралича в возрасте от 8 до 11 лет, которым проведено обследование: клиническое, нейрофизиологическое (ЭХО-ЭГ, ЭЭГ), нейропсихологическое (по методике, разработанной Л. И. Вассерманом), 12 больным (42,9 %) - ЯМР-исследование головного мозга. В комплексное лечение входили различные виды нейроортопедической коррекции, ЛФК, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, проводились занятия с логопедами, педагогами по специально разработанным программам. Всем пациентам был проведен курс инъекций препаратом «Целлекс» - п/к 1 ампула в течение 10 дней. Результаты клинического обследования больных с ДЦП до лечения показали, что у 15 пациентов (93,8 %) отмечались различные речевые расстройства. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они проявлялись в виде задержки речевого развития, общего недоразвития речи различных уровней, грубых дизартрических расстройств, а также алалии. У большинства детей наблюдалось запаздывание развития речи, особенно фразовой, они испытывали трудности при составлении рассказа по сюжетным картинкам, при пересказе. Страдали также топологические представления (ранее всего формирующиеся, позволяющие выделять объекты в их совокупности и в качестве единого целого), проективные представления и представления в системе координат. Преобладали пространственные нарушения, чаще проявляющиеся в наглядно-действенных заданиях, дети слабо ориентировались в направлениях, игнорировали левую половину листа бумаги. Основные результаты проведенных нейрофизиологических исследований: по данным ЭХО-ЭГ у 22 детей (78,6 %) выявлялось смещение срединного М-ЭХО более чем на 2 мм, в 100 % случаев отмечалось расширение желудочковой системы (третий желудочек больше 6 мм), у 14 больных (50,0%) - признаки повышения внутричерепного давления. По данным ЭЭГ у всех пациентов выявлялась межполушарная асимметрия с задержкой темпов созревания в обоих полушариях, более выраженной в пораженных отделах мозга. Значительно преобладала мощность медленно-волновой части спектра, регистрировался 0-ритм, у всех больных была снижена частота а-ритма. В результате проведенного ЯМР-исследования головного мозга у обследуемых детей были выявлены кисты различных размеров, с атрофией прилежащих отделов мозговой ткани: у 4 человек - теменных, в 3 случаях - теменно-затылочных, у 5 больных - теменно-височных отделов. Отмечалось расширение желудочковой системы, что коррелировало с тяжестью клинических проявлений. Под влиянием проведенного комплексного санаторно-курортного лечения с включением нейротрофического препарата «Целлекс» установлен стойкий положительный эффект у всех больных, что выражалось в улучшении опознавательного внимания, улучшение конструктивного праксиса, реципрокных координаций. Отмечены заметные улучшения ориентировки в пространстве. Практически все дети научились ориентироваться на листе бумаги, в рисунке стала преобладать дедуктивная стратегия, стали лучше соблюдаться пропорции и дистанционные взаимоотношения. Больные научились составлять рассказы по сложным картинкам, рассказы стали развернутыми, логически последовательными, самостоятельными. Расширилось использование глаголов, прилагательных, наречий. В двигательной сфере улучшилась походка, возрос объем активных и пассивных движений в пораженных конечностях. В логопедическом статусе было достоверно определено уменьшение тонического напряжения языка, он приобрел более уплощенную форму, возрос объем активных движений. Активизировались губные движения - «трубочка», «улыбка», улучшилось произношение звуков, слогов, слов. Клиническое улучшение коррелировало с данными электроэнцефалографии: увеличилась амплитуда фоновой активности, снизилась мощность медленно-волновой части спектра, уменьшилась выраженность межполушарной асимметрии, что свидетельствовало о стабилизации корково-подкорковых взаимоотношений за счет усиления синхронизирующей функции ствола мозга.