Научная статья на тему 'Опыт применения препарата Целлекс в комплексной санаторно-курортной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра'

Опыт применения препарата Целлекс в комплексной санаторно-курортной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
4806
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нервные болезни
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / АУТИЗМ / ШКАЛА CARS (ДЕТСКАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА АУТИЗМА) / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ЦЕЛЛЕКС / CHILDREN / AUTISM / CARS (CHILDHOOD AUTISM RATING SCALE) / HEALTH RESEARCH THERAPY / CELLEX

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Власенко С. В., Цукурова Л. А., Голубова Т. Ф., Ларина Н. В., Савчук Е. А.

Целью исследования являлась оценка влияния комплекса санаторно-курортного лечения (СКЛ) с включением нейротрофического препарата Целлекс на основные клинико-нейропсихологические особенности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Обследован 51 ребенок с РАС (F84) в возрасте от 6 до 16 лет. В 1-ю группу вошло 25 детей, которым проводилось общее СКЛ, во 2-ю 26 детей, которые на фоне СКЛ получали курс препарата Целлекс. Контрольную группу составили 23 ребенка I и II групп здоровья. Обследование включало осмотр специалистов; оценка тяжести заболевания и клинической симптоматики проводилась при помощи шкалы CARS (Childhood Autism Rating Scale детская рейтинговая шкала аутизма). Было установлено, что СКЛ в большей степени влияет на развитие формального взаимодействия, способность приспосабливаться к переменам, снижение фобий, гиперактивности, агрессии. Включение в комплекс СКЛ препарата Целлекс способствовало значительному улучшению структуры речи, понимания социальных правил, снижению проявления стереотипных действий, а также улучшению в сфере развития диалога и в отношении неспецифических симптомов (тревожность и страхи, агрессия и аутоагрессия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Usage of Cellex in the Complex Health Resort Rehabilitation of Children with Autism

The impact of neurotrophic drug Cellex on main clinical-neuro-psychological symptoms in children with autism was evaluated during the complex health resort therapy (HRT). 51 children with autism (F84) aged from 6 to 16 years were examined. The 1st group included 25 children who received a general HRT; the 2nd group included 26 children, who additionally received Cellex drug. The control group comprised 23 children of the 1st and the 2nd health groups. During examination by specialists an assessment of the severity of the disease and clinical symptoms was carried out using the CARS (Childhood Autism Rating Scale). According to the results of the study, it has been established that the main effect of HRT is in the development of formal interaction, the ability to adapt to changes, reduce phobias, hyperactivity, aggression. The inclusion of Cellex drug in the HRT complex contributed significantly for the development of speech structure, understanding of social rules, reducing of stereotypical actions, and also for improvement in the dialogue development and decreasing of nonspecific symptoms manifestation (anxiety and fears, aggression and autoaggression).

Текст научной работы на тему «Опыт применения препарата Целлекс в комплексной санаторно-курортной реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра»

Опыт применения препарата Целлекс в комплексной санаторно-курортной

^ и и

реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

С.В. Власенко, Л.А. Цукурова, Т.Ф. Голубова, Н.В. Ларина, Е.А. Савчук

Целью исследования являлась оценка влияния комплекса санаторно-курортного лечения (СКЛ) с включением ней-ротрофического препарата Целлекс на основные клинико-нейропсихологические особенности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Обследован 51 ребенок с РАС (F84) в возрасте от 6 до 16 лет. В 1-ю группу вошло 25 детей, которым проводилось общее СКЛ, во 2-ю - 26 детей, которые на фоне СКЛ получали курс препарата Целлекс. Контрольную группу составили 23 ребенка I и II групп здоровья. Обследование включало осмотр специалистов; оценка тяжести заболевания и клинической симптоматики проводилась при помощи шкалы CARS (Childhood Autism Rating Scale - детская рейтинговая шкала аутизма). Было установлено, что СКЛ в большей степени влияет на развитие формального взаимодействия, способность приспосабливаться к переменам, снижение фобий, гиперактивности, агрессии. Включение в комплекс СКЛ препарата Целлекс способствовало значительному улучшению структуры речи, понимания социальных правил, снижению проявления стереотипных действий, а также улучшению в сфере развития диалога и в отношении неспецифических симптомов (тревожность и страхи, агрессия и аутоагрессия).

Ключевые слова: дети, аутизм, шкала CARS (детская рейтинговая шкала аутизма), санаторно-курортное лечение, Целлекс.

Наиболее важной медико-социальной проблемой в нейропедиатрии являются расстройства аутистического спектра (РАС), частота которых постоянно увеличивается. Это сложные дезинтегративные нарушения психического развития, характеризующиеся выраженным всесторонним дефицитом социального взаимодействия и коммуникации,

Сергей Валерьевич Власенко - докт. мед. наук, вед. науч. сотр. ГБУЗРК "Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации", зав. специализированным отделением для психоневрологических больных ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий им. Е.П. Глинки" Минобороны РФ, Евпатория. Лариса Александровна Цукурова - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. ГБУЗРК "Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации", Евпатория.

Татьяна Федоровна Голубова - докт. мед. наук, профессор, директор ГБУЗРК "Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации", Евпатория. Наталья Валериевна Ларина - канд. мед. наук, ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии ФПО Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", Симферополь. Елена Александровна Савчук - канд. мед. наук, доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии ФПО Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", Симферополь. Контактная информация: Власенко Сергей Валерьевич, [email protected]

а также ограниченными интересами и повторяющимися паттернами поведения [1].

Развитие взглядов на РАС и традиции детской психиатрии в разных странах формировали исторический путь медикаментозной терапии этого расстройства. Существование различных методов лечения аутизма ярко демонстрирует неразрешенность этого вопроса, отражает спорность взглядов на патогенез заболевания. Фармакотерапия в лечении РАС направлена прежде всего на устранение психопатологических нарушений и на активацию обменных процессов в тканях головного мозга. Преимущественно используются нейролептики, метаболическая терапия, в зависимости от преобладающей симптоматики назначаются антидепрессанты, транквилизаторы, а также широко применяются ноотропные, сосудистые препараты и витаминные комплексы [2-4]. Имеется положительный опыт по эффективному использованию церебролизина у детей с РАС [5, 6].

Ряд подходов к лечению обусловлен важностью учета незрелости многих функциональных систем организма (гормональной, ферментативной, иммунной, определенных отделов мозга). В связи с этим к медикаментам предъявляются повышенные требования в отношении их безопасности, минимальности побочных действий. Особое внимание в последнее время привлекают атипичные нейролептики, достаточно эффективные в отношении негативных симптомов, которые доминируют в клинической кар-

Клинический опыт

_ V

тине всех форм детского аутизма. Введение в арсенал детских психиатров рисперидона позволило в существенной мере пересмотреть представления о малой курабельности психопатологических симптомов при аутизме. Медикаментозная терапия облегчает психолого-педагогическую коррекцию, способствуя снятию болезненной симптоматики. Объединение биологической и социальной коррекции способствует их взаимному потенцированию [7].

Так как аутизм в настоящее время диагностируется только на основании клинической картины (симптомов), дополнительные нейрохимические исследования по обнаружению маркеров заболевания могли бы принести огромную пользу. В последние годы наблюдается существенное увеличение количества нейрохимических (биохимических) исследований метаболизма у больных аутизмом. Их результаты свидетельствуют о нарушении структуры или изменении скорости синтеза компонентов нейромедиа-торных систем (рецепторов и переносчиков) - дофаминер-гической, серотонинергической, холинергической, глута-матной, ГАМКергической, а также метаболизма нейроме-диаторов [8]. В масштабных генетических исследованиях выявлено, что аутизм может быть ассоциирован с мутациями в генах, несущих информацию о нейротрансмиттерах, белках, отвечающих за их транспорт, белках, контролирующих межклеточные взаимодействия и миграцию нейронов во время развития мозга, а также принимающих участие в эпигенетической регуляции генной экспрессии [9].

В связи с изложенным адекватный подбор метаболической терапии мог бы повысить эффективность реабилитационных программ у пациентов с указанной патологией. Так, в стандарты реабилитации больных с детским церебральным параличом включены препараты, созданные на основе мозга животных (церебролизин, кортексин, цере-брокурин). Эффективность применения этой группы лекарств является доказанной. Таким образом, использование других препаратов, созданных на основе нервной ткани животного, также может оказаться высокоэффективным [5, 6, 10].

АО "Фарм-Синтез" разработан новый оригинальный препарат Целлекс, представляющий белково-пептидный комплекс, полученный из эмбрионального головного мозга свиней, обеспечивающий регенерацию нервной ткани человека. В экспериментальных исследованиях на лабораторных животных и в клинических исследованиях МП фазы продемонстрирована эффективность и безопасность препарата при ишемических и геморрагических повреждениях мозга [11, 12]. В 2015 г. завершено двойное слепое плацебоконтролируемое многоцентровое исследование эффективности препарата Целлекс у пациентов с острым ишемическим инсультом. По результатам исследования достоверно установлена высокая эффективность препарата в отношении регресса неврологической симптоматики, разница которой с контролем составляла от 20 до 35% для

различных подгрупп в отношении двигательных, речевых и иных нарушений. Также препарат продемонстрировал способность уменьшать выраженность когнитивного дефицита у пациентов, перенесших ишемический инсульт [13, 14].

Целлекс представляет собой первый отечественный препарат, обладающий прямым нейропротективным и нейрорепаративным действием. Он принципиально отличается от нейротропных средств из группы ноотропов (нейрометаболических стимуляторов), которые могут улучшать регенерацию поврежденных нервных тканей только косвенно, за счет положительного влияния на метаболизм, микроциркуляцию и другие функциональные показатели. Препарат зарегистрирован в Российской Федерации с показанием к применению "острые нарушения мозгового кровообращения ишемического и геморрагического характера в острую и раннюю реабилитационную стадию" [14].

Таким образом, для реабилитации указанного контингента больных по-прежнему является актуальным поиск новых эффективных методов лечения, оказывающих существенное влияние на нейротрофические, нейропротектив-ные, нейрорепаративные процессы в головном мозге.

Целью работы являлась оценка влияния комплекса санаторно-курортного лечения (СКЛ) с включением нейро-трофического препарата Целлекс на основные клинико-нейропсихологические особенности у детей с РАС.

Материал и методы

Под нашим наблюдением находился 51 ребенок с РАС в возрасте от 6 до 16 лет (общая группа). Одноцентровое нерандомизированное открытое контролируемое проспективное исследование проводилось на базе специализированного психоневрологического отделения ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий им. Е.П. Глинки" Минобороны РФ в период с марта 2016 г по декабрь 2017 г. Добровольное информированное согласие родителей каждого ребенка на проведение исследования получено. Критериями включения детей в исследование были установленный диагноз F84 (по Международной классификации болезней 10-го пересмотра) и наличие инвалидности по этому заболеванию. Средний возраст обследованных составил 11,4 ± 2,3 года; 17 девочек (33%), 34 мальчика (67%).

Комплексное обследование детей включало осмотр педиатра, невролога, психиатра, клинического психолога. Оценка тяжести заболевания проводилась при помощи шкалы CARS (Childhood Autism Rating Scale - детская рейтинговая шкала аутизма) - для детей от 2 лет. Сумма баллов 30-37 (мягкая или умеренная степень аутизма) имела место у 19 детей (37%) и 37-60 (тяжелый аутизм) - у 32 (63%). Уровень интеллектуального развития оценивали при помощи шкалы WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children -шкала интеллекта Векслера для детей) - для тестирования детей и подростков от 6,5 до 16 лет. Оценивался общий ин-

с

Таблица 1. Оценка сфер по шкале CARS у детей с РАС (в баллах; M ± m)

теллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллект.

Общая группа была разделена на две: 1-я группа -

25 детей, которым проводилось общее СКЛ; 2-я группа -

26 детей, которые на фоне СКЛ получали курс препарата Целлекс. Контрольную группу составили 23 ребенка I и II групп здоровья, которые проходили курс оздоровления на евпаторийском курорте. Общее СКЛ включало сезон-

ную климатотерапию, массаж классический ручной № 10, лечебную гимнастику индивидуально № 15, йодобромные ванны № 10, температурой 36-35°С, продолжительностью 10 мин через день, арт-терапию, музыкотерапию, трудотерапию. Режим дозирования и продолжительность терапии во 2-й группе определялись в соответствии с инструкцией по медицинскому применению к препарату Целлекс. Первая инъекция препарата Целлекс выполнялась до начала СКЛ. Целлекс вводился подкожно по 0,1 мг 1 раз в сутки в течение 10 дней [15].

Статистический анализ данных проводили с использованием пакета программ Statistica 6.0 (StatSoft Inc., США). Количественные признаки описаны с помощью средней арифметической и стандартного отклонения. Сравнительный анализ количественных переменных произведен при помощи t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Различия считали статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты и обсуждение

В исходной клинической картине у детей общей группы до начала лечения в структуре психопатологических нарушений отмечались выраженные коммуникативные, эмоциональные и поведенческие нарушения, характерные для этой патологии. По шкале WISC общий интеллект обследованных детей с РАС составил от 61 до 77 IQ, что соответствовало легкой или пограничной умственной отсталости. Балльная оценка регистрируемых симптомов в общей группе детей с РАС представлена в табл. 1.

Характеристика клинических симптомов у детей с РАС была следующей: при средней и тяжелой степени тяжести заболевания показатели достоверно (p < 0,001) отличались от данных контрольной группы, а также при тяжелой степени тяжести заболевания показатели были достоверно выше (p < 0,001), чем при средней степени тяжести.

У детей со средней степенью тяжести РАС наиболее выраженные изменения по шкале CARS наблюдались в сферах VI - адаптация к изменениям, VIII - слуховая реакция, X - боязнь или нервозность, XIII - уровень активности. У детей с тяжелой степенью аутизма значительные изменения были выявлены в сферах I - взаимоотношения с людьми, II - имитация, III - эмоциональная реакция, VI - адаптация к изменениям, VII - визуальная реакция, VIII - слуховая реакция, XI - вербальная коммуникация, XII - невербальная коммуникация, XIII - уровень активности, XIV - уровень и степень интеллектуального отклика.

После проведенного СКЛ в 1-й группе достоверное улучшение выявлено при средней степени тяжести аутизма в сферах III - эмоциональная реакция (p = 0,01), X - боязнь или нервозность (p = 0,008), XII - невербальная коммуникация (p = 0,033), XIII - уровень активности (p = 0,0025), а при тяжелой степени - в сферах I - взаимоотношения с людьми (p = 0,0002), II - имитация (p = 0,041), III - эмоциональная реакция (p = 0,004), V - использование объектов (p = 0,0006), VI - адаптация к изменениям (p = 0,0016),

Сфера Средняя степень аутизма (n = 19) Тяжелая степень аутизма (n = 32) Контрольная группа (n = 23)

I - взаимоотношения с людьми 2,1 ± 0,31 p < 0,001 3,64 ± 0,36 p < 0,001 p, < 0,001 1,5 ± 0,33

II - имитация 1,86 ± 0,36 p = 0,04 3,5 ± 0,4 p < 0,001 p1 < 0,001 1,65 ± 0,29

III - эмоциональная реакция 2,05 ± 0,36 p < 0,001 3.58 ± 0,38 p < 0,001 p1 < 0,001 1,15 ± 0,23

IV - владение телом 2,0 ± 0,33 p < 0,001 2>65 ± 0,43 p < 0,001 p1 < 0,001 1,13 ± 0,22

V - использование объектов 2,15 ± 0,33 p < 0,001 2>9 ± 0,41 p < 0,001 p1 < 0,001 1,21 ± 0,25

VI - адаптация к изменениям 2,65 ± 0,33 p < 0,001 3>56 ± 0,48 p < 0,001 p1 < 0,001 1,57 ± 0,41

VII - визуальная реакция 2,21 ± 0,25 p < 0,001 3>34 ± 0,38 p < 0,001 p1 < 0,001 1,23 ± 0,25

VIII - слуховая реакция 2,53 ± 0,37 p < 0,001 3Д9 ± 0,37 p < 0,001 p1 < 0,001 1,42 ± 0,25

IX - вкус, запах и реакция на прикосновение и осязание, их использование 2,11 ± 0,2 p < 0,001 2>32 ± 0,35 p < 0,001 p1 = 0,013 1,11 ± 0,21

X - боязнь или нервозность 2,36 ± 0,37 p < 0,001 3,27 ± 0,4 p < 0,001 p1 < 0,001 1,19 ± 0,25

XI - вербальная коммуникация 2,26 ± 0,25 p < 0,001 3>36 ± 0,37 p < 0,001 p1 < 0,001 1,18 ± 0,24

XII - невербальная коммуникация 2,21 ± 0,25 p < 0,001 3>56 ± 0,4 p < 0,001 p1 < 0,001 1,29 ± 0,26

XIII - уровень активности 2,39 ± 0,35 p < 0,001 3>59 ± 0,36 p < 0,001 p1 < 0,001 1,29 ± 0,3

XIV - уровень и степень интеллектуального отклика 3,06 ± 0,4 p < 0,001 3J1 ± 0,25 p < 0,001 p1 = 0,00037 1,18 ± 0,24

Примечание. р - достоверность различий в сравнении с контрольной группой; р1 - достоверность различий между детьми со средней и тяжелой степенью заболевания.

Таблица 2. Динамика клинических симптомов по шкале CARS у детей с РАС 1-й группы (в баллах; M ± m)

Сфера Средняя степень аутизма (n = 8) Тяжелая степень аутизма (n = 17)

до лечения после лечения до лечения после лечения

I - взаимоотношения с людьми 2,0 ± 0,37 1,75 ± 0,26 p = 0,33 3,62 ± 0,37 3,32 ± 0,49 p = 0,0002

II - имитация 1,87 ± 0,35 1,68 ± 0,25 p = 0,07 2,85 ± 0,99 2,73 ± 0,99 p = 0,041

III - эмоциональная реакция 2,06 ± 0,32 1,75 ± 0,37 p = 0,01 3,58 ± 0,4 3,38 ± 0,37 p = 0,004

IV - владение телом 2,05 ± 0,31 1,87 ± 0,35 p = 0,07 2,67 ± 0,43 2,5 ± 0,43 p = 0,093

V - использование объектов 2,12 ± 0,35 1,87±0,23 p = 0,33 2,97 ± 0,37 2,7 ± 0,43 p = 0,0006

VI - адаптация к изменениям 2,81 ± 0,25 2,62 ± 0,35 p = 0,07 3,47 ± 0,51 3,23 ± 0,5 p = 0,0016

VII - визуальная реакция 2,18 ± 0,25 2,06 ± 0,17 p = 0,17 3,29 ± 0,35 3,14 ± 0,38 p = 0,02

VIII - слуховая реакция 2,43 ± 0,41 2,25 ± 0,53 p = 0,79 3,35 ± 0,46 3,2 ± 0,52 p = 0,02

IX - вкус, запах и реакция на прикосновение и осязание, их использование 2,12 ± 0,23 2,0 ± 0,02 p = 0,17 2,38 ± 0,37 2,29 ± 0,39 p = 0,08

X - боязнь или нервозность 2,57 ± 0,35 2,21 ± 0,39 p = 0,008 3,21 ± 0,36 2,9 ± 0,32 p = 0,00015

XI - вербальная коммуникация 2,25 ± 0,26 2,12 ± 0,23 p = 0,17 3,41 ± 0,4 3,32 ± 0,43 p = 0,082

XII - невербальная коммуникация 2,18 ± 0,26 1,93 ± 0,17 p = 0,033 3,64 ± 0,38 3,5 ± 0,46 p = 0,02

XIII - уровень активности 2,5 ± 0,37 2,13 ± 0,23 p = 0,0025 3,56 ± 0,34 3,29 ± 0,39 p = 0,00062

XIV - уровень и степень интеллектуального отклика 3,12 ± 0,35 2,93 ± 0,32 p = 0,08 3,73 ± 0,25 3,64 ± 0,34 p = 0,082

Примечание. Здесь и в табл. 3: р - достоверность различий показателей до и после лечения.

VII - визуальная реакция (p = 0,02), VIII - слуховая реакция (p = 0,02), X - боязнь или нервозность (p = 0,00015), XII -невербальная коммуникация (p = 0,02), XIII - уровень активности (p = 0,00062). Динамика клинических симптомов по шкале CARS у детей с РАС 1-й группы представлена в табл. 2.

В процессе исследования при осмотре пациентов не было выявлено каких-либо побочных реакций, осложнений или явлений непереносимости препарата Целлекс. По результатам объективного клинического исследования отмечалась хорошая переносимость препарата у всех пациентов.

После проведенного лечения во 2-й группе с применением препарата Целлекс улучшения при средней степени тяжести аутизма выявлены в сферах I - взаимоотношения с людьми (p = 0,00005), II - имитация (p = 0,037), III - эмоциональная реакция (p = 0,016), V - использование объектов (p = 0,011), VI - адаптация к изменениям (p = 0,0004), VII - визуальная реакция (p = 0,006), VIII - слуховая реакция (p = 0,003), X - боязнь или нервозность (p = 0,006), XI - вербальная коммуникация (p = 0,006), XII - невербальная коммуникация (p = 0,016), XIII - уровень активности (p = 0,006), XIV - уровень и степень интеллектуального отклика

(p = 0,006). У детей с тяжелой степенью тяжести аутизма достоверные изменения отмечены в сферах I - взаимоотношения с людьми (p = 0,00001), II - имитация (p = 0,0004), III - эмоциональная реакция (p = 0,0001), V - использование объектов (p = 0,019), VI - адаптация к изменениям (p = 0,00003), VII - визуальная реакция (p = 0,0013), VIII -слуховая реакция (p = 0,0013), X - боязнь или нервозность (p = 0,00003), XI - вербальная коммуникация (p = 0,0035), XII - невербальная коммуникация (p = 0,00042), XIII - уровень активности (p = 0,000023), XIV - уровень и степень интеллектуального отклика (p = 0,0013). Динамика клинических симптомов по шкале CARS у детей с РАС 2-й группы представлена в табл. 3.

Таким образом, после проведенного общего СКЛ у детей с РАС существенно улучшились эмоциональные реакции (снижение частоты необоснованного смеха, гримасничанья), улучшилась адаптация к изменяющимся условиям, значительно снизились фобии и нервозность, отмечено выраженное снижение агрессии и гиперактивности. Полученные результаты свидетельствуют о более значительном влиянии СКЛ на адаптационные, общеукрепляющие, успокаивающие механизмы, на неспецифические симптомы, такие как тревожность, страхи, агрессия и аутоагрессия,

Таблица 3. Динамика клинических симптомов по шкале CARS у детей с РАС 2-й группы (в баллах; M ± m)

Сфера Средняя степень аутизма (n = 11) Тяжелая степень аутизма (n = 15)

до лечения после лечения до лечения после лечения

I - взаимоотношения с людьми 2,18 ± 0,25 1,77±0,26 p = 0,00005 3,67 ± 0,37 3,28 ± 0,32 p = 0,00001

II - имитация 1,86 ± 0,39 1,68 ± 0,25 p = 0,037 3,3 ± 0,36 3,0 ± 0,37 p = 0,0004

III - эмоциональная реакция 2,04 ± 0,41 1,81 ± 0,25 p = 0,016 3,63 ± 0,35 3,3 ± 0,41 p = 0,0001

IV - владение телом 1,95 ± 0,35 1,81 ± 0,33 p = 0,08 2,63 ± 0,44 2,46 ± 0,48 p = 0,055

V - использование объектов 2,12 ± 0,35 1,81 ± 0,25 p = 0,011 2,83 ± 0,4 2,66 ± 0,4 p = 0,019

VI - адаптация к изменениям 2,54 ± 0,35 2,18 ± 0,33 p = 0,0004 3,63 ± 0,35 3,23 ± 0,31 p = 0,00003

VII - визуальная реакция 2,22 ± 0,26 1,95 ± 0,15 p = 0,006 3,43 ± 0,41 3,16 ± 0,48 p = 0,0013

VIII - слуховая реакция 2,38 ± 0,42 2,05 ± 0,3 p = 0,003 3,33 ± 0,36 3,06 ± 0,37 p = 0,0013

IX - вкус, запах и реакция на прикосновение и осязание, их использование 2,09 ± 0,2 1,95 ± 0,15 p = 0,08 2,3 ± 0,36 2,2 ± 0,35 p = 0,082

X - боязнь или нервозность 2,23 ± 0,34 1,96 ± 0,41 p = 0,006 3,3 ± 0,36 2,9 ± 0,33 p = 0,00003

XI - вербальная коммуникация 2,27 ± 0,26 2,1 ± 0,22 p = 0,006 3,26 ± 0,32 3,04 ± 0,35 p = 0,0035

XII - невербальная коммуникация 2,23 ± 0,25 2,0 ± 0,21 p = 0,016 3,5 ± 0,42 3,2 ± 0,49 p = 0,00042

XIII - уровень активности 2,31 ± 0,34 2,04 ± 0,26 p = 0,006 3,63 ± 0,35 3,26 ± 0,41 p = 0,000023

XIV - уровень и степень интеллектуального отклика 3,0 ± 0,45 2,73 ± 0,52 p = 0,006 3,7 ± 0,32 3,43 ± 0,46 p = 0,0013

у детей с РАС. Однако отмечалось недостаточное влияние на коммуникативные способности, визуальные и слуховые 1. реакции, вербальную коммуникацию, уровень и степень интеллектуального отклика.

Включение в комплекс СКЛ препарата Целлекс у детей с РАС способствовало улучшению коммуникативного поведения и адаптации, стабилизации эмоциональных реакций, значительному улучшению использования объектов (игру- 2. шек, других предметов), более длительной визуальной реакции, улучшению слуховых реакций, повышению вербальной коммуникации, а также уровня и степени интеллекту- 3 ального отклика.

Выводы

Установлено, что СКЛ в большей степени влияет на развитие формального взаимодействия, способность приспосабливаться к переменам, снижение фобий, гиперактивности, агрессии. Включение в комплекс СКЛ препа- 4. рата Целлекс способствовало значительному улучшению структуры речи, понимания социальных правил, снижению проявления стереотипных действий, а также улучшению в сфере развития диалога и в отношении неспецифических симптомов, таких как тревожность и страхи, агрессия и аутоагрессия.

Список литературы

Безгодова А.А., Злоказова М.В. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы. Материалы, посвященные юбилею профессора Я.Ю. Иллека. Вятский медицинский вестник 2015;2(46):25-8. [Bezgodova AA, Zlokazova MV. Etiopathogenesis of autism spectrum disorders: modern aspects of the problem. Materials dedicated to the anniversary of Professor Ya.Yu. Illeka. Medical Newsletter of Vyatka 2015;2 (46):25-8 (In Russian)].

Berney TP, Corbett J. Management of pervasive developmental disorders. In: Treating mental illness and behaviour disorders in children and adults with mental retardation. Dosen A, Day K, editors. Washington, DC: American Psychiatric Press; 2001: 451-66. Марценковский И.А., Бикшаева Я.В., Дружинская А.В. Базовые принципы оказания медицинской помощи детям с общими нарушениями психического развития - расстройствами спектра аутизма. НейроNEWS: психоневрология и нейропсихиатрия 2007;2:12-9. [Martsenkowskiy IA, Bikshaeva YaV, Druzhinskaya AV Basic principles of providing medical assistance to children with mental retardation - autism spectrum disorders. NeuroNEWS: Psychoneurology and Neuropsychiatry 2007;2:12-9 (In Russian)]. Мацнева Е.М. Аутизм и натуропатия. Что нужно давать детям с аутизмом из натуропатических добавок. Аутизм и нарушения развития 2007;4:1-20. [Matsneva EM. Autism and naturopathy. What of naturopathic supplements to give children with autism. Autism and Developmental Disorders 2007;4:1-20 (In Russian)]. Красноперова М.Г., Башина В.М., Скворцов И.А., Симаш-кова Н.В. Влияние церебролизина на когнитивные функции при детском аутизме и синдроме Аспергера. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2003;6:15-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

Что бы назначили Вы, если бы инсульт случился с Вашими близкими?

ЦЕЛЛЕКС®

НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ!*

ВИДИМАЯ ДИНАМИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ 5 ДНЕЙ*

Патент на изобретение № 2428196.

Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 10 сентября 2011 г. Срок действия патента истекает 01 июля 2030 г.

АО «Фарм-Синтез»

121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 134, тел.: (495) 796-94-33, факс: (495) 796-94-34, e-mail: [email protected]

•Инструкция

РУ ЛП-001393 от 20.12.2011

www.pharm-sintez.ru

J

[Krasnoperova MG, Bashina VM, Skvortsov IA, Simashkova NV. The effect of cerebrolysin on cognitive functions in childhood autism and in Asperger syndrome. SS Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2003;6:15-8 (In Russian)].

6. Башина В.М., Красноперова М.Г., Симашкова Н.В. Применение церебролизина в сочетании с нейролептиками для коррекции поведенческих расстройств при процессуальном детском аутизме. Психиатрия 2004;3(9):35-42. [Bashina VM, Krasnoperova MG, Simashkova NV. Cerebrolysin therapy in combination with neuroleptics for correction of behavioral disorders in childhood autism. Psychiatry 2004;3(9):35-42 (In Russian)].

7. Козловская Г.В., Калинина М.А., Голубева Н.И., Проселко-ва М.Е., Клюшник Т.П., Брусов О.С., Дупин А.М., Щербакова И.В., Боравова А.И., Галкина Н.С. Опыт пролонгированного лечения (более 7 лет) рисперидоном ранней шизофрении и аутизма у детей. Вопросы психического здоровья детей и подростков 2008;1:69-78. [Kozlovskaya GV, Kalinina MA, Golubeva NI, Proselkova ME, Klyushnik TP, Brusov OS, Dupin AM, Shcherbakova IV, Boravova AI, Galkina NS. Long-acting risperidone treatment (over 7 years) in children with early-onset schizophrenia and autism. Mental Health Issues of Children and Adolescents 2008;1:69-78 (In Russian)].

8. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Нейрохимические аспекты этиопатогенеза расстройств аутистического спектра. Сибирский медицинский журнал 2013;123(8):11-5. [Filippova NV, Barylnik YuB. Neurochemical aspects of the pathogenesis of autism spectrum disorders. Siberian Medical Journal 2013;123(8):11-5 (In Russian)].

9. Гречанина Е.Я. Аутизм. Генетические и эпигенетические проблемы. Научный журнал Министерства здравоохранения Украины 2013;2(3):29-47. [Grechanina EYa. Autism. Genetic and epigenetic problems. Scientific Journal of the Ministry of Health of Ukraine 2013;2(3):29-47 (In Russian)].

10. Пянтковская Н.С., Стецюк Р.А. Применение нейропепти-дов при расстройствах речи у детей. Международный неврологический журнал 2012;6(52):50-3. [Pyantkovskaya NS, Stetsyuk RA. Use of neuropeptides in children with speech disorders. International Neurological Journal 2012;6(52):50-3 (In Russian)].

11. Голубова Т.Ф., Муратова Л.Р., Власенко С.В. Изучение влияния препарата целлекс® на регенераторные процессы, происходящие при экспериментальном моделировании пересечения седалищного нерва у кроликов породы шиншилла. В сб.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Практические аспекты ведения неврологических больных: диагностика, терапия, реабилитация", 27-28 февраля 2017, Воронеж. Под ред. Герасименко М.Ю., Рачина А.П., Чуприной С.Е. Воронеж, 2017: 31-3. [Golubova TF, Muratova LR, Vlasenko SV. Effect of the zellex® on regenerative processes in experimental simulation of the intersection of the sciatic nerve in chinchilla rabbits. In: Proceeding of Interregional Scientific

and Practical Conference "Practical aspects of management of neurological patients: diagnosis, therapy, rehabilitation", 2017 Feb 27-28; Voronezh, RF. Gerasimenko MYu, Rachina AP Chuprina SE, editors. Voronezh; 2017: 31-3 (In Russian)].

12. Муратова Л.Р., Власенко С.В., Ларина Н.В. Эффективность применения препарата Целлекс® после паренхиматозного кровоизлияния в мозг при экспериментальном моделировании паренхиматозного кровоизлияния у кроликов породы шиншилла. В сб.: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы медицинской реабилитации инвалидов: комплексная терапия и междисциплинарные подходы", 6-7 октября 2017, Минеральные Воды, РФ. Минеральные Воды; 2017: 74-7. [Muratova LR, Vlasenko SV, Larina NV Effectiveness of Cellex® after intraparenchymal hemorrhage in experimental modeling in chinchilla rabbits. In: Proceedings of 1st All-Russian Scientific and Practical Conference "Actual issues of medical rehabilitation of disabled people: complex therapy and interdisciplinary approaches", 2017 Oct 6-7; Mineralnye Vody, RF. Mineralnye Vody; 2017: 74-7 (In Russian)].

13. Камчатнов П.Р., Чугунов А.В. Метаболическая терапия в ведении больного ишемическим инсультом. Фарматека 2014;9:33-8. [Kamchatnov PR, Chugunov AV. Metabolic therapy in the management of patients with ischemic stroke. Pharmateca 2014;9:33-8 (In Russian)].

14. Пизова Н.В., Соколов М.А., Измайлов И.А. Целлекс в лечении больных с острым нарушением мозгового кровообращения: результаты российского многоцентрового сравнительного открытого клинического исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2014;5-1:22-6. [Pizova NV Sokolov MA, Izmaylov IA. Cellex in the treatment of patients with acute disturbance of cerebral blood circulation: results of a multicenter comparative open clinical trial. SS Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry 2014;5-1:22-6 (In Russian)].

15. Власенко С.В., Кафанова К.А. Оценка динамики функционального состояния мозга у детей с ДЦП на фоне комплексного санаторно-курортного лечения и приема препарата Целлекс и рефлексотерапии в зависимости от состояния высших психических функций инвалида. В сб.: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы медицинской реабилитации инвалидов: комплексная терапия и междисциплинарные подходы", 6-7 октября 2017, Минеральные Воды, РФ. Минеральные Воды; 2017: 27-31. Vlasenko SV, Kafanova KA. Assessment of the brain dynamics in children with cerebral palsy on the background of complex sanatorium treatment and Cellex use, and reflexology, depending on the state of higher mental functions of the disabled. In: Proceedings of 1st All-Russian Scientific and Practical Conference "Actual issues of medical rehabilitation of disabled people: complex therapy and interdisciplinary approaches", 2017 Oct 6-7; Mineralnye Vody, RF. Mineralnye Vody; 2017: 27-31 (In Russian)], j

The Usage of Cellex in the Complex Health Resort Rehabilitation of Children with Autism

S.V. Vlasenko, L.A. Tsukurova, T.F. Golubova, N.V. Larina, andE.A. Savchuk

The impact of neurotrophic drug Cellex on main cllnical-neuro-psychologlcal symptoms In children with autism was evaluated during the complex health resort therapy (HRT). 51 children with autism (F84) aged from 6 to 16 years were examined. The 1st group included 25 children who received a general HRT; the 2nd group included 26 children, who additionally received Cellex drug. The control group comprised 23 children of the 1st and the 2nd health groups. During examination by specialists an assessment of the severity of the disease and clinical symptoms was carried out using the CARS (Childhood Autism Rating Scale). According to the results of the study, it has been established that the main effect of HRT is in the development of formal interaction, the ability to adapt to changes, reduce phobias, hyperactivity, aggression. The inclusion of Cellex drug in the HRT complex contributed significantly for the development of speech structure, understanding of social rules, reducing of stereotypical actions, and also for improvement in the dialogue development and decreasing of nonspecific symptoms manifestation (anxiety and fears, aggression and autoaggression).

Key words: children, autism, CARS (Childhood Autism Rating Scale), health research therapy, Cellex.

Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.