УДК 616.89-007.12-053.2
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМИ РАССТРОЙСТВАМИ РАЗВИТИЯ Бизюкевич С.В.
Научный руководитель — к.м.н., доцент Карпюк В.А.
Гродненский государственный медицинский университет, Беларусь, 230009, Гродно, ул. Горького, 80
psychiatr@grsmu.by - Бизюкевич Светлана Викторовна
Резюме. Расстройства аутистического спектра представляют собой актуальную проблему в детской психиатрии. Остро стоит задача наиболее ранней диагностики расстройств аутистического спектра, дифференциальной диагностики, динамического контроля детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Цель данной статьи состоит в количественной оценке степени выраженности расстройств аутистического спектра с помощью рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма (CARS). Представлены результаты применения рейтинговой шкалы для оценки степени выраженности РАС. Шкала показала высокую эффективность для количественной оценки степени выраженности расстройств аутистического спектра, что может позволить индивидуализировать подход к применению лечебно-коррекционных мероприятий у детей с РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диагностика, рейтинговая шкала, дети.
ASSESSMENT OF THE SEVERITY OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN CHILDREN WITH GENERAL DEVELOPMENTAL DISORDERS Biziukevich S.V.
Scientific advisor — associate professor Karpiuk V.A., Candidate of Medicine
Grodno state medical university, Belarus, 230009, Grodno, Gorkogo St., 80.
Summary. Autism spectrum disorder is a challenging problem in pediatric psychiatry. An urgent task is the earliest diagnosis of autism spectrum disorders, differential diagnosis, dynamic monitoring of children with autism spectrum disorders (ASD). The aim of this study is to quantify the severity of autism spectrum disorders using the rating scale for the assessment of childhood autism (CARS). The results of the application of the rating scale to assess the severity of the ASD are presented. The scale revealed a high efficiency of the severity of autism spectrum disorders for the quantitative assessment, which make it possible to individualize the approach to the application of therapeutic and rehabilitative measures in children with ASD. Key words: autism spectrum disorders, diagnosis, rating scale, children.
Введение. Проблема расстройств аутистического спектра является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии, что обусловлено неуклонным ростом числа детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с неоднозначными подходами к оценке аутистических расстройств в разных странах распространенность аутизма различна и колеблется от 4 до 26 случаев на 10 тыс. детского населения. Среднее соотношение мужского и женского пола при расстройствах аутистического спектра (РАС) составляет 4,3:1 [3].
В Республике Беларусь с 2005 по 2012 г. общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и расстройств аутистического спектра (РАС), возросло в 2,8 раза (с 251 до 699 случаев) [1].
Расстройства аутистического спектра - это расстройства психологического развития, которые характеризуются выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Этиология и патогенез РАС до конца не изучен. Имеют
место различные гипотезы этиологии расстройств аутистического спектра. Следует иметь в виду, что существующие гипотезы не исключают друг друга и скорее описывают нарушения в разных системах. Кроме того, причина или причины РАС могут заключаться в одновременном влиянии различных этиологических факторов на определенной стадии внутриутробного развития [2].
Выраженный полиморфизм
клинических проявлений расстройств аутистического спектра затрудняет точность клинической диагностики отдельных видов РАС. Опираясь на диагностические критерии,
представленные в международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10): качественные отклонения в социальных
взаимодействиях, в показателях
коммуникабельности, а также
ограниченные стереотипные интересы и поведенческие реакции, степень выраженности признаков расстройств аутистического спектра сводится к субъективному трактованию, что нередко приводит к гипердиагностике.
Субъективизм таких оценок особенно выражен при дифференциальной диагностике расстройств аутистического спектра с другими психическими расстройствами, сопровождающимися гиперактивностью, стереотипными
движениями, ограниченными интересами, интеллектуальным снижением.
В русскоязычных странах, в том числе Республике Беларусь, описаны единичные случаи использования диагностического инструментария для количественной оценки степени выраженности признаков расстройств аутистического спектра. Отсюда исходит предположение, что диагностика степени выраженности признаков расстройств аутистического спектра недостаточно точна.
Таким образом, для составления индивидуальных программ лечебно-коррекционных мероприятий для детей с расстройствами аутистического спектра важной является задача установления степени выраженности расстройств аутистического спектра.
Цель настоящей работы: оценить степень выраженности аутистических проявлений у детей с помощью рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма (CARS).
Методика. Исследование выполнено с участием 37 детей, проходивших стационарное обследование и лечение в детском отделении УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» за период с января по декабрь 2016 г. Из них мальчики составили - 62,2% (23 человека), девочки-37,8% (14 человек), в возрасте от 3 до 8 лет. В группу исследования вошли пациенты, у которых в соответствии с исследовательскими диагностическими критериями МКБ-10 выставлен диагноз «расстройств аутистического спектра».
Для количественной оценки степени выраженности РАС использовалась адаптированная (перевод и адаптация Морозова Т.Ю., Довбня С.В., 2011г.) рейтинговая шкала для оценки детского аутизма (CARS). Шкала представляет собой стандартизированный инструмент для оценки степени тяжести аутистического поведения, опирается на клинические наблюдения за поведением ребенка. Она состоит из 15 функциональных областей. Оценка отдельных областей включает в себя 4 степени - от признаков, соответствующих возрасту, до признаков, сильно «отклоняющихся от обычных».
Результаты исследования и их обсуждение: Распределение обследуемых детей по половому признаку и в зависимости от диагноза представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение детей по полу и диагнозу
Диагноз Общее Мальчики Девочки
кол-во
Детский аутизм (F 84.0) 16 11 5
Атипичный аутизм (F 84.1) 4 3 1
Синдром Аспергера (Б 84.5) 4 3 1
Синдром Ретта (Б 84.2) 1 0 1
Дезинтегративное расстройство детского возраста (Б 84.3) 6 3 3
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (Б 84.4) 6 3 3
Всего: 37 23 14
Данные таблицы 1 показывают, что у наибольшего количества обследуемых детей был установлен диагноз «детский аутизм» - 43,2%. Атипичный аутизм выявлен в 10,8% случаев. Из общего числа детей у 10,8% - синдром Аспергера, у 1-го ребёнка (2,7%) - синдром Ретта. У 16,2% детей обнаружено другое
дезинтегративное расстройство детского возраста, а также гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными
движениями.
Наибольшее число детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 5 лет - 10 человек (27%),
наименьшее - в возрасте 3 лет - 4человека (11%). В возрасте 4 лет - 9детей (24%), в 6 лет - (22%), 7 лет - 13%, в 8 лет - 3%. Средний возраст обследуемых детей составляет 5 лет. Пик числа обследованных приходится на младший школьный возраст - 5-7 лет, что отражает достаточно позднее выявление РАС.
Для количественной оценки степени выраженности расстройств аутистического спектра применялась рейтинговая шкала для оценки детского аутизма (CARS). Распределение детей в зависимости от степени выраженности РАС по шкале (CARS) представлено в таблице 3.
Таблица 3. Распределение детей в зависимости от степени выраженности РАС по шкале _(CARS)_
Диагноз Общее кол-во детей 15-29,5 баллов -нет признаков РАС 30-36,6 баллов -лёгкие - умеренные признаки РАС 37-60 баллов - тяжёлые признаки РАС
Детский аутизм (Б 84.0) 16 0 4 12
Атипичный аутизм (Б 84.1) 4 1 1 2
Синдром Аспергера (Б 84.5) 4 2 2 0
Синдром Ретта (Б 84.2) 1 0 0 1
Дезинтегративное расстройство детского возраста (Б 84.3) 6 2 2 2
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (Б 84.4) 6 0 3 3
Всего: 37 5 12 20
Полученные результаты показывают, что у подавляющего количества обследуемых детей - 20 человек (54%)
обнаруживались тяжёлые признаки расстройств аутистического спектра. Дети с диагнозом детского аутизма, атипичного
аутизма, синдрома Ретта в большинстве случаев демонстрировали тяжёлые признаки РАС. В группе детей с гиперактивным расстройством,
сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, в одинаковой степени выявлялись тяжёлые и умеренно выраженные признаки расстройств аутистического спектра. Тяжёлые признаки расстройств аутистического спектра у детей с диагнозом дезинтегративного расстройства детского возраста обнаруживались только в половине случаев. При синдроме Аспергера у половины обследуемых выявлялись легкие признаки РАС. Умеренно выраженные признаки расстройств аутистического спектра обнаруживались у 12 человек (29,7%) среди всех обследованных детей. В 13,5% (5 человек) случаев признаки расстройств аутистического спектра не были обнаружены или не достигали значения лёгкой степени выраженности.
Заключение. Анализ полученных результатов и соотнесение их с отдельными группами общих расстройств развития позволяет сделать ряд выводов. Тяжёлые признаки расстройств аутистического спектра в подавляющем большинстве случаев выявляются у детей с диагнозом «Детский аутизм», «Атипичный аутизм», но среди обследуемых, у 5 детей значимой выраженности аутистических проявлений не было обнаружено, что может свидетельствовать об отсутствии РАС.
Таким образом, использование рейтинговой шкалы (CARS) для оценки степени выраженности аутистических проявлений позволяет повысить качество верификации диагноза и
дифференциальной диагностики РАС с другими психическими расстройствами, а также предоставляет возможность разработки индивидуальных программ медико-психолого-педагогической реабилитации пациентов с РАС.
Литература
1. Психиатрическая помощь населению Республики Беларусь: информ.-стат.сб. Министерство здравоохранения РБ, ГУ «РНПЦ психического здоровья» / Сост.: А. И. Старцев и др. - Профессиональные издания : Минск, 2015. - С.7-8.
2. Симашкова, Н. В. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство. - М.: Авторская академия, 2013. - 264 с.
3. Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б. Эпидемиология: современный взгляд на проблему (обзор литературы). // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014. №3 (24). -С. 96-101.