Влияние СМИ на формирование общественного мнения о преступности
Ардашев Роман Георгиевич,
доктор философских наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России E-mail: [email protected]
В статье проводится экспертный анализ влияния СМИ на общественное мнение о преступности. В результате 6 фокус-групп (n=36) выявляются основные негативные и позитивные последствия воздействия СМИ на общественное мнение о преступлениях и преступниках. Рассматриваются предложения по изменению информационной политики СМИ о распространении информации о преступлениях, повышении правового сознания населения и журналистов.
Ключевые слова: медиасреда, СМИ, преступность, социальные стереотипы, общественное мнение, паровое сознание, правовая культура.
Информация, которая находится в медиапространстве, определяет наши мысли, чувства и в конечном счете действия. Без информационной подготовки достаточно малое количество людей готовы вовлекаться в социально активные действия. Соответственно, какого рода наполнено информационное поле - такая реакция у общественности и будет.
Достаточно известной выступает идея о том, что информация о преступлениях, распространяемая через СМИ, повышает уровень преступности, а среди населения - тревожность и депрес-сивность. Она опирается на теорию научения - мы повторяем то, что видим и верим в то, что видим (А. Бандура). Если это образы преступлений - мы в них верим и ожидаем, что или мы станем сами жертвами, либо преступниками. Или же, используется теория катарсиса (Аристотель) - максимального осознания, открытия чего-либо в результате длительного психоэмоционального напряжения (напряжение - это транслируемая информация о преступлениях в СМИ, катарсис - собственное преступление).
Эти идеи частично отражены в работах автора о воздействии СМИ на общественное мнение в целом и на восприятие власти и правоохранительных органов в частности [1-6], А.В. Безруков и О.М. Журавлев о влиянии СМИ на преступность [7], в исследования О.А. Полюшкевич о социальном моделировании и правовых представлениях россиян [9-14], в работах В.А. Скуденкова [15] о конструировании социальных страхов в медиапространстве или в целом на общественное воздействие Р.В. Иванов [8]. Эти исследования с разных сторон показывают воздействие на медиасре-ду современного российского общества.
На основе изученных работ, мы можем выделить несколько уровней воздействия СМИ на представления о преступности.
90
Первый - касается глобальных макроустановок, в каком обществе мы живем - преступном или стабильном. Особенно остро в информационном пространстве появляются информационные сообщения в периоды кризисных трансформаций - 90-х годов, распада одного государства и формирования другого; кризиса нулевых годов, отразившегося в смене политического лидера; введения экономических санкций против России и начале политики импортозамещения в 2014 году (более подробно А.А. Журавлев); очередной кризисный момент пришелся на пандемию и последующую за ним СВО. Ситуация неопределенности и нестабильности провоцирует негативный контекст сообщений о преступлениях, отражающих общую социальную неопределенность.
Второй - касается микроустановок населения, социальной адаптации к новым условиям жизни, возможностям обхода закона, неуплаты налогов и проч. (Е.В. Палащенко, В.Н. Туркова). Особенностью этого уровня выступает необходимость выживания в трудных условиях, где гарантией выживания может стать полулегальная деятельность, так как не все законы работают, часть противоречит друг другу или же те же законы могут трактоваться по-разному, в зависимости в чьих интересах необходимо развернуть вопрос.
Третий - общие социальные представления, касающиеся права, закона и преступлений. На этом уровне встают вопросы, что важнее: закон или справедливость; какой личный выбор делает человек, став свидетелем преступления; насколько готов проявлять гражданскую позицию и активность, чтобы отстоять свои права, интересы государства, Родины и т.д. Этот уровень отражается на уровне убеждений и ценностей, подкреплённым личным опытом социализации и последующей социальной вовлеченности во многие общественные процессы.
Размышления об этих трех уровнях восприятия преступности и роли в этих процессах СМИ стали началом нашего исследования.
Характеристика исследования
В качестве метода исследования было использовано фокус-групповое интервью. Всего проведено 6 фокус-групп (п=36). Экспертами выступали представители полиции, ведущие расследования различных преступлений, нашедшие освещение в СМИ, 70% экспертов мужчины и 30% женщины в возрасте от 25 до 65 лет, в разных званиях (от капитана до полковника).
Вопросы интервью носили полуструктурированный характер, касались 6 блоков, все были открытыми. Полученные данные позволяют лишь обрисовать проблему и не могут однозначно фиксироваться как бесспорные. Данная тематика будет продолжена в дальнейших исследованиях.
Анализ результатов исследования
Обсуждение с участниками фокус-групп криминальной хроники и детективных сериалов, позволил выявить следующие характеристики, которыми обладает преступность в СМИ, но это не соответствует реальному криминальному облику преступников (об этом всегда говорили сотрудники полиции и лишь половина журналистов, работающих в криминальной журналистике).
Первый момент неверной подачи информации, касается образа преступника и жертвы - практически всегда не знакомы (хотя официальные данные расследований показывают обратную картину) и совершают преступления по прихоти, желанию, а не нужде.
Понятно, что в фильмах и каких-то сюжетах надо показать если «плохи-ша», то совсем плохим, который на хороших простых людей нападает. В моем 25-ти летнем опыте работы опером ни разу такого не случалось. Всегда есть то, что толкает на преступление, но точно не то, что преступник плохой по натуре - не справился с обстоятельствами - да, не увидел других вариантов - да или же был под воздействием алкоголя - да, но вот того, что он целенаправленно шел на преступление и ему было все равно против кого - ни разу.
91
(Т.Р., подполковник, 25 лет на оперативной работе).
Людей цепляет острый сюжет, яркие герои - злые, плохие или хорошие, добрые - не важно. Но важна драма - если нападение, то на невинных, если преступления, то матерыми преступниками. Гиперпроявление во всем. Но это формирует ложные представления о том, как ведут себя жертвы и преступники, кто становится жертвами и кто преступниками. (О.Н., майор, 20 лет в полиции).
В фильмах показывается различные формы насилия, но далеко не всегда те, которые происходят в реальной жизни. В семье, между родственниками, обычно не показываются, а это одна из самых распространенных (часто скрываемых) форм преступлений.
Вот скажите мне, в каком из сериалов будут показывать домашнее насилие? Насилие в отношении детей или стариков? Таких фильмов нет. Но есть про агрессию на улице, в коллективе. То насилие, о котором молчат - самое страшное, потому что оно меняет личность человека, меняет его судьбу. (В.А., майор, 28 лет в полиции).
С молчаливого согласия большинства - творится кошмарная история миллионов людей, подвергшихся преступлениям не на улицах города, а у себя в квартире, от своих родственников. И другие члены семьи, соседи молчат. А это более серьезные преступления, чем мы могли бы подумать. (О.Л., капитан, 8 лет в полиции).
В СМИ социальный контроль осуществляют правоохранительные органы (полиция, суд, места, где проходят наказание осужденные), не рассматриваются формы социального контроля семьи, школы, досуговых групп и иных сообществ. Это приводит к перекосу смыслов - кто должен контролировать и давать знак в правоохранительные органы о том, что совершено преступление.
Мы сами у себя воруем первичную профилактику и защиту, культивируя в фильмах социальный контроль только от полиции, суда и т.д. Контроль общественный не менее может быть жестким, но о нем не говорят, его не показы-
вают и, как следствие, у населения нет представлений о том, что может быть как-то иначе. (С.С., капитан, 5 лет в полиции).
Социальный контроль образовательных учреждений, семьи - это первичный круг, который может увидеть и проконтролировать, дать оценку и знак в полицию, на что и на кого стоит обратить внимание, пока не совершено преступление. Мы сами у себя убираем профилактику преступлений на уровне социального контроля, так как в передачах, фильмах нет яркого образа человека или группы людей, осуществляющих этот контроль на добровольных началах. (Г.О., майор, 21 год в полиции).
В СМИ часто фигурирует необходимость ужесточения наказания или более серьезного оснащения полицейских оружием, так как это станет условием безопасности (на практике же это приведет к обратному эффекту: больше оружия на одной стороне - приведет к его увеличению и на другой; жесткость наказания не станет гарантией несовершения преступления, но к ожесточению общества приведет).
Ружье, висящее на стене - рано или поздно выстрелит, вот так и полицейский, носящий больше оружия, рано или поздно им воспользуется. Те, кто находятся по ту сторону от закона - являются зеркалом, и также будут носить больше оружия. Это приведет к большей крови и не уберет преступность совсем. (Т.Т., майор, 18 лет в полиции).
Более жесткое наказание не уменьшает количество преступлений. А вот профилактическая и просветительская работа - это могут сделать. (Д.А., полковник, 35 лет в полиции).
Борьба с преступностью зачастую означает только репрессивные меры, хотя практика показывает эффективность профилактических и просветительских мер, но они не отражаются в СМИ.
Наказывать всегда проще, чем понять причины и заниматься их устранением. Но именно профилактика и предупреждение преступлений могут дать положительный результат, а отнюдь не то, что тот, кто совершил преступление -
92
получит более жесткое наказание. (И.Т., капитан, 6 лет в полиции).
Изменить общество, уменьшить уровень преступности - повышением серьезности наказания нельзя, только через просвещение разных социальных групп, повышение социальной активности и ответственности за свою жизнь -может изменить криминальный характер социального устройства. (Г.А., подполковник, 16 лет в полиции).
В информационных сообщениях и фильмах достаточно редко рассматриваются социальные причины преступности (что к ней приводит, какие последствия для жизни совершившего преступление воплощаются в реальность).
В СМИ не показывают - что приводит к преступлению человека. Это единичные примеры, которые не дают общего понимания. Работать с социальной системой - требует больше времени и ресурсов, гораздо проще обвинить конкретного человека - что он виноват, не разбираясь, почему и как та среда, в которой он жил создала условия для преступления. (Т.А., подполковник, 22 года в полиции).
Фильмы показывают уже готового преступника, а если идут слайды из детства, то и они формируют образ матерого уголовника. Но в детстве все преступники были детьми, со своими радостями и горестями и преступниками они становятся не потому, что сами такие, потому что не смогли для себя найти других путей. Это социальная задача, а не личная и ее надо решать комплексно, а не точечно. (Е.К., майор, 12 лет в полиции).
Отдельная история про журналистские расследования, которые зачастую не строятся на знании различных отраслей права, опираются на эмоциональную оценку и вольное использование фактов, что приводит к перекосам восприятия (в результате сами требуют правового расследования о предоставлении ложной или неточной информации порочащей человека или группу людей).
Журналист - это не юрист, не следователь. Он видит факт, но не видит другой факт и преподносит информацию так, как это будет более ярко, над-
рывно, эмоционально, а не достоверно. Каким бы объективным не было его расследование. Жанр определяет. Плюс незнание внутренних процедур и правил расследования. В результате - эмоциональный продукт, не соответствующий действительности. (Т.А., полковник, 40 лет в полиции).
Журналистские расследования очень часто путают следы и помогают преступникам, а не полицейским. Профиль расследований - журналиста и следователя полиции - разные по определению. Достаточно редко они могут быть дополнены друг другом. Но влиять на общественное мнение, социальные установки - журналистские расследования могут гораздо более эффективно, нежели чем простая работа следственного отдела. (О.Г., капитан, 8 лет в полиции).
СМИ формируют общественные стереотипы и установки, и они влияют на поведение и мышление людей (усиливая страхи и тревоги через освещение «ярких» преступлений) или же конструируют образ преступников как «злых людей» и люди верят, потому что нет другого опыта взаимодействия с преступниками.
После сериалов про маньяков - каждый второй, наверное, считает, что если преступление - то это преступление серийного убийцы. Во-первых, серийни-ков достаточно мало, но благодаря СМИ о них много кто слышал. Во-вторых, преступлений другого вида (кражи, грабежи, экономические преступления и проч.) в десятки раз чаще случаются. Но образ преступника формируется благодаря не самым распространенным преступлениям. (А.Е., майор, 15 лет в полиции).
В новостных лентах часто звучат совершенные преступления. Результатом этого становится убеждение, что вокруг только преступники, которые совершают преступления. Это приводит к развитию социальных страхов и ограничений. (Н.Н., майор, 12 лет в полиции).
Информация из СМИ зачастую может приводить к стигматизации [8] определенной социальной группы (бывшие осужденные, бомжи, мигранты и проч.), если кто-то один или несколько предста-
93
вителей этого сообщества подозреваются в преступлении и об этом становится известно общественности.
Не раз сталкивался с тем, что, если непроверенная информация утекает к журналистам и они ее обнародуют -ждем погромов, драк, разборок. Зачем такая провокация? Да, она может помочь найти преступника, но параллельно создаст поводы для других преступлений и в результате этих действий как правило, есть жертвы, а это значит - новые преступления. (С.С., майор, 13 лет в полиции).
Быть тем, кого обвиняют в любом преступлении не комфортно, особенно если это представитель какого-то закрытого сообщества (национально-культурного, религиозного, финансового и т.д.). Толпа слепа и жестока. И бьёт не столько виновных, сколько слабых. А это неоправданная агрессия. (О.Г., капитан, 7 лет в полиции).
В фильмах и криминальных передачах зачастую происходит облагораживание образа преступников и демониза-ции или интеллектуальной ограниченности полицейских, что разрушает имидж полицейских в обществе и нивелирует ценность профессионализма рядовых сотрудников. Необходимо отражать такой образ преступника, который соответствует реальности, а не фантазиям режиссера или редактора. Также, большой массив информации о насилии - подрывает веру населения в полицию, в то, что ее представители могут их защитить.
На мой взгляд нужна чёткая идеологическая линия - какой образ полицейского надо формировать в фильмах, и как следствие, в общественном сознании. Без цензуры невозможно сформировать положительный образ стража порядка, а вместе с тем и образ уверенности в безопасности и стабильности общественного развития. Пока же, кинематограф и криминальные передачи зачастую занимают демотивирующую позицию в отношении образа полиции и полицейских. (М.О., подполковник, 22 года в полиции).
Не всегда стоит рассказывать о преступлениях и преступниках в деталях,
особенно это может негативно сказаться на впечатлительной части населения. Более того, через детальное описание каких-то преступлений есть вероятность появления подражателей. И в конечном счете, это разрушит социальные ориентиры и условия общественного развития. Быть полицейским сегодня - не простая задача, это не просто выполнять свою работу, но и противостоять общественным установкам. Если рядовые сотрудники на последнее не будут тратить время и силы, то, возможно, и в реализации своей непосредственной работы они будут более успешны. (Г.Д., подполковник, 25 лет в полиции).
Из положительных моментов, на которые указывали участники фокус-групп, можно отметить: возможность привлечь добровольцев на охрану правопорядка, обладающих активной жизненной позицией; повышении правовой культуры населения в знании различных направлений права, где какие вопросы могут освещаться.
Положительный момент в информации транслируемой через СМИ есть тот, что те, кому действительно не безразлично происходит в его дворе, в его городе, в его стране - готовы проявлять гражданскую активность, входить в общественные дружины и быть активным сознательным гражданином. Но таких, увы, единицы. Без идеологической пропаганды (опять же информационной) -качественно ситуация не изменится. Поэтому нужна воля сверху, которая бы подкреплялась реальной поддержкой в виде информационно политики и ресурсного обеспечения социально активных граждан всем необходимым при осуществлении их деятельности. (Л.Л., капитан, 6 лет в полиции).
Множество фильмов про полицейских, информационных сообщениях о преступлениях и возможных мерах наказания косвенно повышают правовую грамотность, но не несут системного понимания правового поля РФ. В данном вопросе также нужна подготовка и комплексная просветительская деятельность. (С.С., майор, 13 лет в полиции).
94
Обобщая итоги фокус-группового исследования, можно выявить ряд проблемных зон, которые являются следствием отсутствия идеологической политики власти, а другие зоны кроются в низкой правовой культуре и грамотности населения, доверяющей громким 2. словам и эмоциональному подключению, а не реальным взвешенным, объективным выводам о сложившей ситуации, конкретных действиях отдельных 3. людей и т.д.
Выводы
Таким образом, воздействие СМИ на преступность имеет сложную структуру и различные эффекты. Информация о преступлениях одни группы населения может спровоцировать к преступным действиям, а для других быть мотивом для повышения осознанности и гражданской позиции, направленной на борьбу 4. с преступностью, для третьей - сформировать установку, что с ними обязательно случится несчастье и произойдет то или иное преступление. Сообщая о преступлениях СМИ активно формиру- 5. ют представления населения о представителях правопорядка, непосредственно влияют на имидж полиции и репутации сотрудников.
Как стоит освещать преступления и преступность в СМИ?
1. Достоверно и проверено, не следовать стереотипам и не цепляться
за яркие эмоции, а быть объектив- 6. ным, так как жертвами (только разных преступлений), могут быть все участники того преступления, которое стало поводом внимания СМИ. 7.
2. Знать и учитывать особенности восприятия населением той или иной информации о преступлениях, регулярно отслеживать адекватное ее восприятие. 8.
3. Заботиться о положительном образе полицейских, так как это укрепляет саму систему власти, повышает уровень доверия ей.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Воздействие на сознание: СМИ и политическая про-
95
паганда // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. Хабаровск, 2020. С. 862868.
Ардашев Р.Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
Ардашев Р.Г. Субъективный образ современных полицейских в печатных сми: на основе контент-анализа публикаций в «Аргументах и фактах» с 2010 по 2020 год // Образ современного полицейского в общественном сознании. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции. Отв. редактор В.Б. Рожковский. Ростов-на-Дону, 2022. С. 22-25. Ардашев Р. Г. Иррациональность общественного мнения: страхи взаимодействия с представителями органов власти // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 3 (44). С. 340-344. Ардашев Р.Г. Иррациональность правового сознания россиян // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 58-64.
Ардашев Р.Г. Иррациональные тенденции в деятельности правоохранительных органов и спецслужб // Закон и право. 2020. № 7. С. 144-147. Безруков А.В., Журавлев О.М. Проблемы воздействия СМИ на потенциальных и состоявшихся преступников // Вестник МГТУ. 2001, Т. 4. № 2. С. 339-344.
Иванов Р.В. Влияние геополитических процессов на повседневность: капсулы времени в России // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией
О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2023. С. 102-104.
9. Полюшкевич О.А. Социальное моделирование информационно-аналитическими данными: истина в потоке или результате? // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 343-345.
10. Полюшкевич О.А. Стигматизация: анализ в рамках концепции И. Гофмана // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 2019. С. 24-29.
11. Полюшкевич О.А. Борьба между правосудием и справедливостью в общественном сознании россиян // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира. Сборник материалов. Иркутск, ИГУ, 2018. С. 702-704.
12. Полюшкевич О.А. Доверие к институтам права // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 96-103.
13. Полюшкевич О.А. Нормы права в оценках общественности // Государство, гражданское общество и право: теоретико-прикладные вопросы соотношения и развития. материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2019. С.84-89.
14. Полюшкевич О.А. Условия солидарности: правосудие или справедливость? // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2017. С. 41-51.
15. Скуденков В.А. Медиаконструиро-вание страхов в современном обществе // Социальная реальность виртуального пространства: материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск,
25 сентября 2023 г. / под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. С.103-111.
THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF PUBLIC OPINION ABOUT CRIME
Ardashev R.G.
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article provides an expert analysis of the influence of the media on public opinion about crime. As a result of 6 focus groups (n=36), the main negative and positive consequences of the influence of the media on public opinion about crimes and criminals are revealed. Proposals are being considered to change the information policy of the media on the dissemination of information about crimes, increasing the legal consciousness of the population and journalists.
Keywords: media environment, media, crime, social stereotypes, public opinion, steam consciousness, legal culture.
References
1. Ardashev R.G. Impact on consciousness: media and political propaganda // Telecommunication technologies: Updating and solving the problems of training highly qualified personnel in modern conditions. Khabarovsk, 2020. pp. 862-868.
2. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. P. 53-61.
3. Ardashev R.G. Subjective image of modern police officers in the print media: based on content analysis of publications in "Arguments and Facts" from 2010 to 2020 // The image of a modern police officer in the public consciousness. Collection of materials of the International Scientific and Theoretical Conference. Rep. editor V.B. Rozhkovsky. Rostov-on-Don, 2022. pp. 22-25.
4. Ardashev R.G. Irrationality of public opinion: fears of interaction with government officials // Mission of Confessions. 2020. T. 9. No. 3 (44). pp. 340-344.
5. Ardashev R.G. Irrationality of the legal consciousness of Russians // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. FSBEI HE "ISU"; under the general editorship of O.A. Polyush-
96
kevich, G.V. Druzhinin. Irkutsk, ISU, 2020. pp. 58-64.
6. Ardashev R.G. Irrational trends in the activities of law enforcement agencies and intelligence services // Law and Law. 2020. No. 7. pp. 144-147.
7. Bezrukov A.V., Zhuravlev O.M. Problems of the influence of the media on potential and established criminals // Bulletin of MSTU. 2001, T.4. No. 2. P. 339-344.
8. Ivanov R.V. The influence of geopolitical processes on everyday life: time capsules in Russia // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, prospects. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2023. pp. 102104.
9. Polyushkevich O.A. Social modeling with information and analytical data: is the truth in the flow or the result? // In search of social truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022. pp. 343-345.
10. Polyushkevich O.A. Stigmatization: analysis within the framework of I. Hoffman's concept // Philosophy of health: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2019. pp. 24-29.
11. Polyushkevich O.A. The struggle between justice and fairness in the public consciousness of Russians // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world. Collection of materials. Irkutsk, ISU, 2018. pp. 702-704.
12. Polyushkevich O.A. Trust in legal institutions // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2019. pp. 96-103.
13. Polyushkevich O.A. Rules of law in public assessments // State, civil society and law: theoretical and applied issues of correlation and development. materials of the International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2019. pp. 84-89.
14. Polyushkevich O.A. Conditions of solidarity: justice or fairness? // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2017. pp. 41-51.
15. Skudenkov V.A. Media construction of fears in modern society // Social reality of virtual space: materials of the V International scientific and practical conference. Irkutsk, September 25, 2023 / under general. ed. O.A. Polyushkevich. Irkutsk: ISU Publishing House, 2023. pp. 103-111.
97