Научная статья на тему 'Информационное пространство современного мира'

Информационное пространство современного мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное пространство / современный мир / информационное воздействие / общественное мнение / смысловые коннотации / information space / modern world / information impact / public opinion / semantic connotations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна

В статье анализируются процессы конструирования информационного пространства современной России. Анализируются явные и скрытые механизмы воздействия на различные социальные группы через социальное самочувствие, оценку качества жизни, жизненных перспектив и возможностей. Приводятся результаты авторского исследования, позволяющие говорить о формировании негативного информационного пространства современного мира и деструктивных процессах его развития. Подтверждается через фактическое использование негативных коннотаций в описании сюжетов в теле и печатных средств массовой информации формирование общих негативных установок и оценок общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SPACE OF THE MODERN WORLD

The article analyzes the processes of constructing the information space of modern Russia. Explicit and hidden mechanisms of influence on various social groups through social well-being, assessment of quality of life, life prospects and opportunities are analyzed. The results of the author’s research are presented, which allow us to talk about the formation of the negative information space of the modern world and the destructive processes of its development. The formation of general negative attitudes and assessments of public opinion is confirmed through the actual use of negative connotations in the description of stories in the body and print media.

Текст научной работы на тему «Информационное пространство современного мира»

Социология №6 2023

Информационное пространство современного мира

Маслодудова Наталья Владимировна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СибЮИ МВД России E-mail: nata.maslodudova@yandex.ru

В статье анализируются процессы конструирования информационного пространства современной России. Анализируются явные и скрытые механизмы воздействия на различные социальные группы через социальное самочувствие, оценку качества жизни, жизненных перспектив и возможностей. Приводятся результаты авторского исследования, позволяющие говорить о формировании негативного информационного пространства современного мира и деструктивных процессах его развития. Подтверждается через фактическое использование негативных коннотаций в описании сюжетов в теле и печатных средств массовой информации формирование общих негативных установок и оценок общественного мнения.

Ключевые слова: информационное пространство, современный мир, информационное воздействие, общественное мнение, смысловые коннотации.

Информационное пространство - это среда конструирования социальных ожиданий, представлений, установок, влияющих на различные социальные группы. Оно формируется целенаправленно через стратегические и идеологические задачи государства, а также естественные векторы социального развития, а также спонтанно - отвечая на запросы рядовых обывателей в информационно-коммуникативном взаимодействии. Это пространство формирования настоящего через символы и образцы поведения современников, транслирующиеся по различным информационным потокам и создающим в соответствии с ними социальную среду.

Информационное пространство конструируется через воздействие различных институтов масс-медиа. Без целенаправленной политики по формированию цензуры или каких-то формальных критериев преподнесения данной информации невозможно представить изменение общего информационного пространства нашей страны.

Рассматривая вопросы информационного пространства, можно встретить работы по безопасности личности в информационных потоках и стратегиях увеличения иррационализации сознания в условиях увеличения информационных потоков (Р.Г. Ардашев [1-4]); конструировании страхов в медиапро-странстве и изменении социальных оценок общественного развития (В.А. Ску-денков [12-13]); изменении условий профессиональной реализации через расширение возможностей профессиональной деятельности (Р.В. Иванов [5]); развитие просоциальных практик в виртуально-информационном пространстве (О.А. Полюшкевич [8-11]); в более ранних работах автора анализируются информационные потоки социального развития современных общественных трансформаций [6,7].

Возможны следующие эффекты информационного воздействия:

27

- формирование социально-психологического самочувствия (зачастую негативного, так как основная информация, которая чаще всего распространяется в массмедиа имеет негативный характер;

- формирование ценностей и мировоззрения определенной социально-экономической группы или сообщества (за этим стоят смыслы жизни и целые жизненные стратегии);

- фиксация внимания на «проблемных зонах» нашего общества (в масс-медиа чаще говорят о скандалах, трагедиях, проблемах, нежели чем о каких-то позитивных трансформациях человека или общества);

- переключение внимания с неоднозначных проблемных точек или вопросов экономики или политики на эмоциональные или моральные нормы и ценности, вернее их нарушение, так как это затрагивает все социальные группы и переключает их внимание с социально не однозначных фактов общественного взаимодействия;

Это возможно реализовать так как само общество строится на стереотипах восприятия и интерпретации информации, социальных стратегий оценки и возможностей развития. При формировании информационного пространства, конструируется два аспекта.

Первый - это узкопрофессиональный аспект, понятный подготовленной аудитории (профессиональные термины, комментарии), предполагающий предварительную подготовку аудитории к восприятию той или иной информации.

Второй - это массово-обывательский, направленный на широкую аудиторию, понятный без специальных знаний. Он может быть информационно-просветительским или досугово-развлекательным.

Само информационное пространство конструируется через переплетение информационных потоков, целенаправленно и спонтанно возникающих, имеющих особые социальные задачи - сконцентрированные в основном на удержании внимания аудитории.

В любом случае, информационное пространство может быть сферой развития общества, в аспекте как профессионального дискурса, так и повседневного обывательского восприятия мира.

Информационное пространство выступает элементом развития общества. Оно через различные аспекты социальных интеракций выступает связующим элементом в различных социальных процессах и явлениях:

- способствует формированию консолидации или дезинтеграции сообществ;

- влияет на идентичность человека или отдельных социальных групп;

- формирует эмоционально-оценочный фон граждан страны;

- регулирует социальные отношения и взаимосвязи внутри общества;

- связывает различные институты гражданского общества через нормативные, моральные, поведенческие или любые другие аспекты взаимодействия и т.д.

Это позволяет говорить об универсальной роли информационного пространства в развитии общества. На повседневном уровне - информационное пространство регулирует смыслы жизни и акценты мировосприятия жителей отдельных территорий, социальных групп или страны в целом. Через информационные потоки представители различных социальных групп начинают воспринимать различные стороны и аспекты жизни, оценивать их как позитивные или негативные, формировать свою собственную оценку качества жизни и т.д.

Особенности исследования

Данные размышления стали поводом для проведения инициативного исследования - воздействия информационного пространства современной России на различные социальные группы.

Исследование проводилось через массовый опрос через он-лайн платформу опросов www.google.com, в котором приняло участие 1850 человек, проживающих в разных регионах РФ, в возрасте от 18 до 65 лет, 55% женщин и 45% муж-

28

чин, занимающих разный социально-профессиональный уровень; имеющих разное образование (среднее - 10%, средне-специальное - 25%, высшее -55%, ученая степень - 10%); 64% проживают в городах и 36% в селах).

Также мы провели контент-анализ основных информационных потоков, транслируемых через ТВ и печатные СМИ. На телевидении мы анализировали новостные передачи с 2019 по 2022 гг. в анализе участвовали такие каналы как ОРТ, Россия1, НТВ (всего проанализировано 1580 выпусков с 6548 количеством сообщений). В анализе печатных СМИ участвовали такие издания как Аргументы и факты, Комсомольская правда за 2019-2022 гг. (всего проанализировано 1750 выпу-

сков, в которых анализу подверглось 7865 сообщений).

Анализ результатов исследования

Современное информационное пространство через сообщения СМИ, сети Интернет, фильмы и прочие информационные поля - наполнено чаще негативными смыслами, чем позитивными (хотя в целом, женщины более позитивны, чем мужчины; а представители молодежи, более позитивны, чем старшие поколения; жители села, более позитивны, чем города); также оно повышает уровень тревожности (присутствует у всех рассматриваемых социальных групп), а это приводит к неопределенности и растерянности в различных социальных группах (см. таблицу 1).

Таблица 1. Субъективная оценка наполнения современного информационного пространства

(в %)

Социальные Общие смыслы информационных потоков Уровень тревожности

Позитивные Негативные Нейтральные Высокий Средний Низкий

Мужчины 29,5 52,2 18,3 37,7 39,4 10,2

Женщины 37,8 48,9 13,3 42,2 51,4 6,4

Молодежь 918-35 лет) 36,7 44,3 12,7 32,3 51,8 15,9

Средний возраст (35-55 лет) 25,5 54,6 19,9 43,6 48,9 7,5

Старший возраст (56 лет и старше) 18,9 58,9 22,2 42,3 51,8 5,9

Жители города 26,5 55,4 18,1 44,9 45,3 9,8

Жители села 37,9 42,3 19,8 32,1 46,8 21,1

Жизненные перспективы и возможности в большинстве своем все социальные граппы оценивают как негативные. Возможность повлиять на общую информацию лично не воспринимается никем, изменить ситуацию через социальные институты допускают лишь четверть опрошенных (25%). Других альтернатив и вариантов изменения социально-информационного пространства респонденты не видят. А это указывает на общие пессимистические установки, которые ограничивают мышление

и реальное поведение россиян, не давая возможности подумать не так как сложилось (а сложилось - негативно и пессимистично во всех сферах, процессах и явления).

Когда мы посмотрим на фактическое содержание информационной ленты печатных и телевизионных сообщений -то увидим достаточно прямую зависимость, так как их наполнение в большей мере состоит из негативных сообщений или интерпретации произошедших событий (см. таблицу 2).

29

Социология №6 2023 Таблица 2. Информационные потоки в медиапространстве (в %)

Информационная оценка Телевизионные информационные потоки Печатные информационные потоки

Год Контекст ОРТ Россия1 НТВ Аргументы и факты Комсомольская правда

2022 Позитивно 18,2 22,1 23,4 24,3 22,1

Негативно 57,5 52,3 58,9 56,1 52,1

Нейтрально 24,3 25,6 17,7 19,6 25,8

2021 Позитивно 20,2 20,5 22,1 23,1 25,2

Негативно 61,1 58,9 52,3 54,1 57,4

Нейтрально 18,7 20,6 25,6 22,8 17,4

2020 Позитивно 25,3 23,2 22,2 24,1 21,2

Негативно 59,6 51,8 51,2 50,3 54,5

Нейтрально 15,1 25,0 26,6 25,6 24,3

2019 Позитивно 24,1 23,2 22,9 20,1 21,2

Негативно 47,5 51,5 49,9 51,8 49,8

Нейтрально 28,4 25,3 27,2 28,1 29,0

Как видно из таблицы 2, негативных сообщений во всех изданиях и телевизионных новостных сообщениях в два раза больше, чем позитивных. В некоторые года нейтральных сообщений больше, чем положительных. Это показатель конструирования общего негативного фона в общественном сознании. Безусловно, пандемия COVID-19 и военная операция сами по себе достаточно тревожные известия, но помимо них в различных социальных сферах происходили и другие события, но в относительных величинах - они занимали не столь приоритетное значение и соответственно не так масштабно влияли на общественные настроения.

Общая тревожная обстановка повлияла на конструирование жизненных миров россиян. Например, коннотация «выживания» используется в телевизионных и печатных СМИ в три раза чаще чем «радость» или «счастье»; контекст «боли» чаще в четыре раза встречается чем контекст «здоровья»; «обида» в три раза чаще чем «надежа»; «тревога» в пять(!) раз чаще, чем «уверенность»; «негатив» как социальное явление описывается в информационных сообщениях также в пять раз чаще, чем «позитив». Эти смысловые коннотации указывают на перекос контекста инфор-

мационных сообщений, которые изначально преподносятся в негативном ключе, даже если могут быть рассмотрены нейтрально. Мнения и оценки редакторов информационных сообщений, журналистов или ведущих дополнительно могут усилить или ослабить позитивный или негативный контекст восприятия получаемой и транслируемой информации (см. таблицу 3).

Общая установка на негативное восприятие своих жизненных перспектив касается всего информационного потока. Разные социальные группы неодинаково воспринимают данные процессы, но при этом их мнения не отличаются кардинально противоположными взглядами. Иными словами, идет большая фиксация внимания зрителей и читателей на «проблемных зонах», трагедиях, трудностях, а не на вариантах изменения, возможностях, позитивных трансформациях и т.д. Это искореняет даже малейшие попытки изменить ситуацию и проявить волю, взять ответственность на себя за себя и своих близких, за те процессы, в которые вовлечен сам человек и те последствия, которые могут повлиять на всех членов общества.

Мужчины замечают больше негативных информационных сообщений, чем женщины (47,5 и 39,8% соответствен-

30

но), при этом, женщины видят чаще ней- тогда как мужчины их практически не за-тральные информационные сообщения, мечают (56,1 и 12,1% соответственно).

Таблица 3. Смысловые коннотации частотности использования различных категорий, влияющих на мировоззрение и ценности россиян с 2019 по 2022 гг. (количественные данные)

Коннотации Телевизионные информационные потоки Печатные информационные потоки

ОРТ Россия1 НТВ Аргументы и факты Комсомольская правда

Выживание 1291 1364 1443 323 324

Боль 1423 1542 1423 1556 1665

Обида 1532 1501 1489 1566 1592

Тревога 1255 1364 1521 1432 1311

Негатив 1425 1564 1632 1589 1315

Радость 321 279 289 322 243

Счастье 286 321 307 301 325

Надежда 521 487 499 531 511

Позитив 268 277 309 287 263

Уверенность 254 268 289 277 298

Здоровье 356 322 341 363 351

Представители среднего возраста в два раза чаще чем представители старшего и в три чем младшего замечают негативные информационные сообщения (молодежь - 22,4%, средний возраст - 65,3%, старший возраста - 41,1%). Позитивные сообщения чаще замечают представители старшего возраста (молодежь - 44,9%, средний возраст - 25,2%, старший возраста -55,3%). Нейтральные сообщения (молодежь - 32,7%, средний возраст - 9,5%, старший возраста - 3,6%).

Жители города в три раза чаще обращают внимание на негативные информационные сообщения, чем жители села (48,9 и 16,3% соответственно); на позитивные сообщения обращают в разы меньше внимания (22,1 и 24,2% соответственно); на нейтральные (29,0 и 59,5% соответственно).

Эти данные позволяют зафиксировать социально-деструктивные процессы происходящие в разных сферах жизни в России. Более того, они не позволяют моделировать новые механизмы преодолениях данных проблем, а лишь только подчеркивают и усиливают негативные состояния, приводящие к со-

циальной аномии и деструктивным процессам в целом.

Таким образом, проведенное исследование информационного пространства России показывает общие пессимистические процессы, которые еще более усиливаются через использование представителями теле и печатных СМИ заведомо негативных форм описания и интерпретации происходящих событий. Такие установки не могут не повлиять на формирование общего негативного восприятия самих себя, своих целей, желаний и возможностей, социальных перспектив и особенностей стиля жизни.

Данные условия позволяют строить только негативные жизненные стратегии и ограниченные жизненные возможности. Так как общая тенденция негатива и пессимистичных условий и форм жизни не дает найти возможности на более оптимистичные варианты решения трудностей и задач.

Таким подходом к информационному пространству мы сами у себя воруем возможность построения более стабильного, счастливого общества, опирающегося на возможности людей и социальных институтов, а не на постоянное их

31

ограничение и урезание в чем-либо. Это подсознательный выбор, который мы делаем каждый день и который приводит именно к тому, что мы сегодня имеем.

Выводы

Проведенное инициативное исследование является лишь точкой отсчета нового понимания того, как информация в меди-асреде становится основой когнитивного, эмоционального и поведенческого поля современных россиян, так как регулирует настроения общественного сознания, пока в негативном ключе. Надеемся, что это явление временное.

На когнитивном уровне россияне понимают какие проблемы есть в сфере экономики, политики, культуры и многих других пространствах, возможно, даже осознают причины и последствия, но это знание не дает им уверенности в себе или обществе, не может обнадежить на положительные изменения, так как в информационное среде практически отсутствуют такие примеры, а если они и есть, то в количественном соотношении несоразмерны с негативным анализом и последствиями.

На аффективном уровне россияне скорее разделяют негативные эмоции между близкими людьми и представителями тех сообществ, куда они включены. Поводов для совместной радости опять же в разы меньше, чем для общей печали. Поэтому, опять же на эмоциональном уровне не могут выровнять ситуацию.

На поведенческом уровне и того хуже - одно дело понимать проблему(мы), эмоционально соучаствовать (в позитивном или негативном ключе), но совсем другое - начать реально самому что-то делать - изменить свое поведение стать примером для своей референтной группы, сделать так, чтобы они также поменяли свое поведение. Это совсем другой уровень социальных коммуникаций и до него могут дойти единицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому, информационное пространство достаточно ограничено, определяется в большей мере негативными процессами и событиями и не может стать опорой для возрождения социального

взаимодействия на новом более позитивном и содержательно нейтральном (!) уровне. Хотя оценки перспективности развития социального взаимодействия могут опираться и на имеющиеся негативные условия. Дорогу осилит идущий и необходимо делать шаги в данную сторону.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Безопасность личности в условиях виртуальности: иррациональность общественного сознания // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.М. Бадонов. Улан-Удэ, 2023. С. 8-11.

2. Ардашев Р.Г. Иррационализация массового сознания и СМИ // ЛОМО-НОСОВ-2022. Материалы Международного молодежного научного форума. 2022.

3. Ардашев Р.Г. Конспирологическое мышление современных россиян // Социология. 2023. № 3. С. 225-233.

4. Ардашев Р.Г. Теории заговора в многополярном мире // Этнопсихологические и кросс-культурные проблемы и ресурсы становления многополярного мира (восточный и западный подходы). Материалы Международной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 52-57.

5. Иванов Р.В. Роль цифрового пространства в профессиональной реализации человека // Философия и культура информационного общества. Восьмая международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Санкт-Петербург, 2020. С. 74-75.

6. Маслодудова Н.В. Влияние информационного общества на социальные отношения // Социология. 2022. № 6. С. 74-82.

32

7. Маслодудова Н. В. Изменяющаяся социальная реальность и новая мировоззренческая концепция // Противодействие наркоугрозе на современном этапе: правовой и социально-гуманитарный аспекты. Материалы международного научно-практического семинара. Отв. редактор Н.Н. Цуканов. Красноярск, 2023. С. 117-121.

8. Полюшкевич О.А. Потенциал адаптации жителей региона к модерни-зационным процессам в стране // Стратегические направления устойчивого развития Байкальского региона. Материалы международной научно-практической конференции в 3-ех частях. Иркутск, ИГУ, 2010. С. 77-80.

9. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в медиапространстве // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы VIII международной научно-практической интернет-конференции. Вологда, Вол НЦ РАН, 2023. С. 25-30.

10. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики как основа солидарности // Консолидация российского общества в новых геополитических реалиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вологда, Вол НЦ РАН,2023. С.180-182.

11. Полюшкевич О.А. Социальные коммуникации и просоциальные практики в цифровом мире // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 41-44.

12. Скуденков В.А. Влияние фильмов на интеллектуальный потенциал социальной среды // Интеллектуальный капитал в XXI веке. Сборник научных трудов. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 120122.

13. Скуденков В.А. Медиаконструиро-вание страхов в современном обществе // Социальная реальность виртуального пространства. Мате-

риалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 103-111.

INFORMATION SPACE OF THE MODERN WORLD

Maslodudova N.V.

SibYuI Ministry of Internal Affairs of Russia

The article analyzes the processes of constructing the information space of modern Russia. Explicit and hidden mechanisms of influence on various social groups through social well-being, assessment of quality of life, life prospects and opportunities are analyzed. The results of the author's research are presented, which allow us to talk about the formation of the negative information space of the modern world and the destructive processes of its development. The formation of general negative attitudes and assessments of public opinion is confirmed through the actual use of negative connotations in the description of stories in the body and print media.

Keywords: information space, modern world, information impact, public opinion, semantic connotations.

References

1. Ardashev R.G. Personal security in conditions of virtuality: irrationality of public consciousness // Social security and social protection of the population in modern conditions. Materials of the international scientific and practical conference. Executive editor A.M. Badonov. Ulan-Ude, 2023. pp. 8-11.

2. Ardashev R.G. Irrationalization of mass consciousness and the media // LOMON-OSOV-2022. Materials of the International Youth Scientific Forum. 2022.

3. Ardashev R.G. Conspiracy thinking of modern Russians // Sociology. 2023. No. 3. P. 225-233.

4. Ardashev R.G. Conspiracy theories in a multipolar world // Ethnopsychological and cross-cultural problems and resources for the formation of a multipolar world (Eastern and Western approaches). Materials of the International Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University, Buryat State University named after. D. Banzarova. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 52-57.

5. Ivanov R.V. The role of digital space in the professional realization of a person // Philos-

33

ophy and culture of the information society. Eighth international scientific and practical conference. St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation. St. Petersburg, 2020. pp. 74-75.

6. Maslodudova N.V. The influence of the information society on social relations // Sociology. 2022. No. 6. P. 74-82.

7. Maslodudova N.V. Changing social reality and a new ideological concept // Countering the drug threat at the present stage: legal, social and humanitarian aspects. Materials of the international scientific and practical seminar. Rep. editor N.N. Tsukanov. Krasnoyarsk, 2023. pp. 117-121.

8. Polyushkevich O.A. The potential for adaptation of residents of the region to modernization processes in the country // Strategic directions for sustainable development of the Baikal region. Materials of the international scientific and practical conference in 3 parts. Irkutsk, ISU, 2010. pp. 77-80.

9. Polyushkevich O.A. Prosocial practices in the media space // Global challenges and regional development in the mirror of sociological dimensions. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical In-

ternet Conference. Vologda, Vol Scientific Center RAS, 2023. pp. 25-30.

10. Polyushkevich O.A. Prosocial practices as the basis of solidarity // Consolidation of Russian society in new geopolitical realities. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Vologda, Vol Scientific Center RAS, 2023. pp. 180-182.

11. Polyushkevich O.A. Social communications and prosocial practices in the digital world // Social reality of virtual space. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 41-44.

12. Skudenkov V.A. The influence of films on the intellectual potential of the social environment // Intellectual capital in the XXI century. Collection of scientific papers. Irkutsk, ISU, 2019. pp. 120-122.

13. Skudenkov V.A. Media construction of fears in modern society // Social reality of virtual space. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 103-111.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.