Научная статья на тему 'Идеология страха: анализ криминальных сообщений в СМИ и сети Интернет за 2019–2022 гг.'

Идеология страха: анализ криминальных сообщений в СМИ и сети Интернет за 2019–2022 гг. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология страха / криминальные сообщения / СМИ / Интернет / общественное мнение / тревога / агрессия / апатия / депрессия / ideology of fear / criminal messages / media / Internet / public opinion / anxiety / aggression / apathy / depression

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ардашев Роман Георгиевич

В статье анализируется информационная подача сообщений о преступлениях в ведущих СМИ и сети Интернет с 2019 по 2022 годы. Также приводятся результаты эмпирического исследования студентов, позволяющие подтвердить полученные данные в результате контент-анализа и символического анализа данных исследования. Выявляется идеология страха как основная линия конструирования сообщений в исследуемых СМИ и сети Интернет, обозначаются проблемные зоны и перспективные направления изменения подачи информации о преступлениях в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY OF FEAR: ANALYSIS OF CRIMINAL MESSAGES IN THE MEDIA AND THE INTERNET FOR 2019–2022

The article analyzes the information submission of messages about crimes in leading media and the Internet from 2019 to 2022. The results of the empirical study of students are also given to confirm the data obtained as a result of content analysis and symbolic analysis of the research data. The ideology of fear is revealed as the main line of designing messages in the studied media and the Internet, the problem areas and promising directions of changing information about crimes in the media space are denoted.

Текст научной работы на тему «Идеология страха: анализ криминальных сообщений в СМИ и сети Интернет за 2019–2022 гг.»

Идеология страха: анализ криминальных сообщений в СМИ и сети Интернет за 2019-2022 гг.

Ардашев Роман Георгиевич,

доктор философских наук, кандидат юридических наук, начальник кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России E-mail: ardachev.rg@bk.ru

В статье анализируется информационная подача сообщений о преступлениях в ведущих СМИ и сети Интернет с 2019 по 2022 годы. Также приводятся результаты эмпирического исследования студентов, позволяющие подтвердить полученные данные в результате контент-анализа и символического анализа данных исследования. Выявляется идеология страха как основная линия конструирования сообщений в исследуемых СМИ и сети Интернет, обозначаются проблемные зоны и перспективные направления изменения подачи информации о преступлениях в ме-диапространстве.

Ключевые слова: идеология страха, криминальные сообщения, СМИ, Интернет, общественное мнение, тревога, агрессия, апатия, депрессия

Информационные сообщения в ме-диапространстве транслируются достаточно регулярно. Эта информация, с одной стороны, востребована населением - так как острые ощущения через традиционное восприятие «хлеба и зрелищ» воспринимаются достаточно активно. Институты массмедиа используют это для повышения собственных рейтингов просмотров. С другой стороны, эта информация необходима чтобы контролировать население через страх. Это приводит к новым потребительским стратегиям (повышается интерес к товарам которые могут создать безопасное пространство вокруг себя и членов своей семьи или его иллюзию) и это может быть полезно для охранных предприятий, предприятий торгующих оружием и средствами самозащиты, спортивных секций и многих других секторов экономики, которые реализуют свои товары и услуги благодаря тому, что криминальная новостная лента постоянно пополняется новыми преступлениями.

Современным миром движут три эмоции: страх, надежда и унижение. По нашему мнению, информационные сообщения в СМИ о преступлениях достигают проживания этих эмоций у разных социальных групп. Надежда движет мигрантами пытающимися разными путями (в том числе и криминальными) адаптироваться в принимающем обществе. Совершаемые ими преступления чаще мотивированы желанием зацепиться в городе, регионе или стране. Унижение в криминальной ленте показывается через два вектора - протесты (массовые беспорядки, забастовки) и преступления против личности (сексуальное насилие, современное рабство). Страх достаточно массовая эмоция в отношении экономических преступлений (страх за свои деньги), грабежи и кражи (страх за потер своего имущества), убийства (страх за потерю жизни) и т.д.

86

Интерпретация любой новости, тем более криминального характера может иметь серьезные последствия. Предлагая зрителем вынести свое мнение, в большинстве случаев способ преподнесения информации - не оставляет им выбора, давая иллюзию собственного размышления и выводов. Зачастую происходит целенаправленное формирование мнения, оценки или позиции в отношении того или иного события (преступления). Это эффект социального конструирования социальных установок и важно - кто стоит за такой подачей информации (кто заказчик). В идеале -информация должна быть преподнесена нейтрально, но фактические - это невозможно осуществить, так как приведет к потере интереса зрителей и читателей. И мы находимся в замкнутом круге информационных потоков.

Зрители или читатели таким образом воспринимают информацию как «готовый продукт», как форму готового поведения, необходимого для усвоения зрителями. Это применяется не только через криминальную хронику, например и через различные социальные роли персонажей сериалов (об этом более подробно описано в работе О.А. Полюшкевич [9] и в ряде наших более ранних работ [4-6]). Далее эта информация преломляется через личный жизненный опыт человека, поступившую ранее к нему информацию, и картинка складывается воедино (т.к. предыдущие опыт сформировался точно также - через информационное пространство ТВ, сети Интернет и родственников, друзей, коллег, которые также в этом поле воспринимают информацию). Круг замкнулся. Информационный вакуум конструирует представления о преступлениях с пози-

ции идеологии страха, культу насилия и жестокости.

Особенности исследования

Мы провели контент-анализ криминальной хроники по ключевым телеканалам (ОРТ, 1 канал, НТВ), газеты Аргументы и факты, интернет-пространства за 2019-2022 гг. Всего в анализе участвовало 6897 сообщений о преступлениях. Мы анализировали контекст, интерпретацию, частоту, смысловую и эмоциональную нагрузку сообщений криминального характера.

Также мы провели опрос студентов города Красноярска о том, как они воспринимают сообщения о преступлениях, поступающие из СМИ и сети Интернет. В исследовании приняло участие 950 человек в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на разных специальностях, 5б% девушки и 44% юноши.

Анализ результатов исследования

В результате проведенного нами исследования мы можем говорить о трансляции идеологии страха в информационном пространстве России. Сам по себе страх - это не негативная эмоция, это защитная реакция на любое неизвестное воздействие. Но когда страха много - он может мешать объективному восприятию реальности, адекватным оценкам и реальному конструированию социального моделирования общественного поведения. Порой, страх перед преступлением значительно более серьезная проблема чем само преступление в любой сфере жизни. В таблице 1 представлена основная риторика страхов, а в таблице 2 объектов насилия, транслируемых в криминальной хронике за рассматриваемый период.

Таблица 1. Объекты страха в криминальной ленте с 2019 по 2022 гг. (в %)

Объекты страха 2022г 2021г 2020г 2019г

Экономические страхи (кражи, грабежи, мошенничество) 45,6 42,3 37,1 33,4

Страхи смерти (убийства) 23,4 24,7 25,9 22,6

Экологические страхи 6,4 6,9 7,6 5,3

Страх терроризма 10,5 8,8 9,3 14,4

87

Окончание

Объекты страха 2022г 2021г 2020г 2019г

Страх смерти в результате болезни 4,7 5,9 12,4 17,7

Иные 9,4 11,4 7,7 6,6

Таблица 2. Объекты насилия в медиапространстве с 2019 по 2022 гг. (в %)

Объекты насилия 2022г 2021г 2020г 2019г

Физическое насилие 25,6 24,6 27,0 25,9

Сексуальное насилие 22,9 24,4 23,1 21,1

Психологическое насилие 20,4 22,1 20,9 22,5

Насилие в отношении животных 15,7 16,3 14,4 15,8

Самоубийства(психологическая агрессия) 9,8 6,2 8,7 8,5

Иные 5,6 6,4 5,9 6,2

Как видно из таблиц 1 и 2 за рассматриваемый период достаточно большое количество информации о разного рода страхах и насилии преподносится в том или ином виде. Это нагнетает общественное мнение в состояние тревожности, агрессии, беспокойства и постоянного ожидания подвоха - преступления, от любого окружения. Как результат этих процессов - полное недоверие ни миру, ни государству, ни правоохранительным органам, ни самим себе. Об этом изложено в ряде работ автора [1-3], О.А. Полюшкевич [10-15], А.В. Безрукова и О.М. Журавлева [7], Р.В. Иванова [8], В.А. Скуденкова [16-18] и других.

Опрошенные нами студенты указывали, что помимо социально-экономических и политических факторов развития преступности - информационная пропаганда страха и насилия, осуществляемая в СМИ и сети Интернет способствует процветанию преступности и преступлений (68%). При этом, молодые люди говорили о том, что со временем ситуация только ухудшается - информационная пропаганда насилия растет, что негативно влияет на социально-психологическое самочувствие населения и в общем делает социальную атмосферу более тревожной.

Каждый второй молодой человек говорил об общем чувстве тревоги и страха, которое ощущается после просмо-

тра криминальных новостей, а каждый третий указывал на то, что лично у него появляется страх и безысходность, ощущение того, что лично с ним обязательно произойдет то или иное преступление (а это эффект воздействия особой подачи криминальной информации, которую зритель или читатель воспринимает не опосредованно, а максимально включаясь в процесс проживания, соучастия и сочувствия жертвам или сам ассоциируя себя с жертвой, что в будущем его вполне может привести к участию в аналогичном преступлении в качестве жертвы).

В результате информационного коллапса, помогающего преподносить информацию о преступлениях особым образом - у рядовых граждан формируется стойкое убеждение, что преступления совершатся везде, искоренить их нельзя и чем дальше - тем более негативная картина вырисовывается. Состояние стресса усиливается у 53% молодых людей под влиянием работы журналистов - максимально ярко и подробно описывающие особенности совершения преступления. Это состояние повышает тревожность, мнительность и данные люди могут стать с большей долей вероятности жертвами преступлений. У другой группы молодежи формируется привыкание к преступлениям - 47%, т.е. они не воспринимают их как какое-то нега-

88

тивное явление, они безразличны к нему. Это состояние провоцирует равнодушие, обесценивание жизни (человеческой жизни, в частности), отсутствия эмпатии и сопереживания.

Эти процессы являются свидетельством изменения морально-этического облика наших современников и изменения мировоззренческих и ценностных условий жизни. Также они свидетельствуют о состоянии аномии, дезинтеграции и социальной апатии в ограниченных условиях общественного воспроизводства. Когда агрессия воспринимается как норма, тогда ценности общества обесцениваются, потому что они опираются на сострадание и поддержку, где преступлениям не место.

Более того, в СМИ и сети интернет показывается - что более убедительно и эффективно решение любых проблем и противоречий насильственными (преступными) методами. Фильмы, сериалы, новостные сюжеты именно это транслируют. Альтернатив иного восприятия реальности у молодых людей попросту нет. И опрошенные нами студенты говорят, что тот, кто сильнее, тот и прав -65%, потому что прямая агрессия может изменить ситуацию более быстро и эффективно, нежели чем компромисс и переговоры. Идеология страха и политика быстрых результатов дает о себе знать - меняя социальные представления и установки молодого поколения.

Информация о преступлениях в СМИ и сети Интернет не только провоцирует на негативные эмоции (75%), но и побуждает к личным агрессивным действиям (42%). А это является опасным сигналом, потому что от внутренней готовности действовать - к реальным действия по защите себя и своих близких, под влиянием информации о преступлениях может пройти менее минуты. И тогда уже обычный молодой человек - эмоционально подхлёстнутый негативными переживаниями станет агрессивно действовать по отношению к тем, кого он считает реально виновным в тех или иных трудностях своей или общественной жизни (мигранты, бомжи, представители другой веры или нации и т.д.)

или к любым первым встречным (важен выплеск негативных эмоций). Таким образом, СМИ, а сегодня и Интернет, закладывают установку на агрессивное негативное поведение в реальной жизни - не показывая примеры альтернативных моделей поведения, приводящие к социально и личностно позитивным результатам.

Все изученные материалы были преподнесены через социально-стрессовые триггеры, формы подачи материалы и т.д. - 100%. В боле чем половине материалов (53%) были описаны детальные натуралистические сцены преступлений или мест преступлений, что усиливало эмоциональное подключение к данной информации у зрителей. Постоянное обращение к идеологии насилия через подчеркивание негативных аспектов социальной реальности приводит к социально-психологическому дискомфорту зрителей и читателей.

Первоначальное привлечение внимания зрителя или читателя осуществляется через броские и емкие криминальные названия: «Людоеды - ваши соседи», «Отношения за гранью», «Обычная профессия - киллер», «Расценки на заказные убийства» и т.д. Такие названия привлекают внимание, ситуации описанные в них - под другими названиями также могут встречаться и откладываться в подсознании и формировать устойчивые убеждения в том, что преступления прямо на каждом шагу совершаются.

Выводы

Информация о преступлениях выступает основой для формирования общественных настроений, социально-психологического самочувствия населения страны или отдельных социальных групп. Хотя и стоит признать, что эта информация вносит скорее негативные контексты и коннотации в общие социальные настроения. Она скорее разрушает чувство уверенности в себе и в завтрашнем дне, обнуляет усилия и обесценивает действия представителей различных социальных институтов по борьбе с преступностью. В этом смысле, информация о преступлениях скорее подрыва-

89

ет социальное и психологическое благополучие общества. Но информирование само по себе необходимо. Поэтому встает вопрос о корректности подачи этой информации, способах встраивания коммуникации с зрителем или читателем, от качества которой зависит итог восприятия данных сообщений.

Важность информационного поля всех каналов массмедиа не вызывает сомнений, но принципиально значимо и важно обозначить инструменты, формы и особенности подачи информации. Не от самой информации, а от способов ее распространения зависит во многом то, какой эффект, какое воздействие на общественное сознание она будет иметь. Информация, изложенная в информационных сообщениях о преступлениях, формирует негативнее личные убеждения, а также отрицательные социальные установки. Это усиливает идеологию насилия в медиапространстве России. СМИ и сеть Интернет выступают проводником социального самочувствия современников и регулятором психоэмоциональной активности на уровне чувств и реальных действий обывателей, кто непосредственно воспринимает конструируемые сигналы особого восприятия преступлений - через особые формы триггерной подачи информации.

Страх, надежда, унижение - выступают точками опоры любого информационного канала, транслирующего информацию о преступлениях. По отдельности или все вместе они конструируют общую волну тревоги и угнетенности, способствующей раскрытию во всех нюансах идеологии страха.

Проблемы подачи информации в современном медиадискурсе выступают ключевыми в аспекте конструктивного понимания того - каким образом должна и может преподносится информация о преступлениях, чтобы она информировала и помогала быть более осторожными и аккуратными, а не тревожными и потенциально накрученными, и готовыми самим совершить то или иное преступление.

Необходимо транслировать не идеологию насилия, а примеры повышен-

ной правовой культуры и грамотности, модели законопослушного поведения, уважения к закону и к человеку. Это верно для представителя любого возраста, пола и социального статуса, знающего и умеющего ценить любые ценностные ориентиры и духовные векторы личного и социального развития. Для реализации данной политики, безусловно, нужна воля органов власти и готовность быть открытыми в социальном межсекторном партнерстве. Это еще одна перспектива и одновременно ценность социального мониторинга информационных сообщений о преступлениях, а также форма его развития. Прямая или косвенная агрессия всегда выступает результатом фрустрации индивида или всего сообщества.

В непростые социальные периоды люди обращаются к СМИ с целью получить достоверную и обоснованную информацию о том или ином действии или ситуации. И важно, чтобы полученная информация полностью была принята на плечи участников опосредованного или непосредственного взаимодействия.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Влияние СМИ на формирование общественного мнения о преступности // Социология. 2023. № 5. С. 90-97.

2. Ардашев Р.Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.

3. Ардашев Р.Г. Креативность сознания как деструктивная стратегия формирования образа серийного убийцы в современных фильмах // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом,социальном и культурном пространствах региона. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.Ю. Фальков-ской. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 25-29.

4. Ардашев Р.Г. Имидж сотрудников полиции в отечественных фильмах: по оценкам россиян // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции,

90

подходы, технологии (Васильевские чтения - 2023). Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.А. Шарано-ва, В.Л. Ситникова. Санкт-Петербург, 2023. С. 52-56.

5. Ардашев Р.Г. Кино как источник формирования иррационального сознания россиян // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. Иркутск, ИГУ,

2022. С. 197-201.

6. Ардашев Р.Г. Проблемы воспитания патриотизма через формирование образа полицейского в отечественном кинематографе // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет. Иркутск, ИГУ,

2023. С. 204-208.

7. Безруков А.В., Журавлев О.М. Проблемы воздействия СМИ на потенциальных и состоявшихся преступников // Вестник МГТУ. 2001, Т. 4. № 2. С. 339-344.

8. Иванов Р.В. Влияние геополитических процессов на повседневность: капсулы времени в России // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2023. С. 102-104.

9. Полюшкевич О.А. Солидарность зрителей сериалов: социальное моделирование жизненных сценариев // Солидарное общество как идеал и проект: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Р.Х. Лукманова, И.В. Фролова. Уфа, 2023. С. 61-66.

10. Полюшкевич О.А. Борьба между правосудием и справедливостью в общественном сознании россиян // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы

современного мира. Сборник материалов. Иркутск, ИГУ, 2018. С. 702-704.

11. Полюшкевич О.А. Доверие к институтам права // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 96-103.

12. Полюшкевич О.А. Нормы права в оценках общественности // Государство, гражданское общество и право: теоретико-прикладные вопросы соотношения и развития. материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 84-89.

13. Полюшкевич О.А. Социальное моделирование информационно-аналитическими данными: истина в потоке или результате? // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С. 343-345.

14. Полюшкевич О.А. Стигматизация: анализ в рамках концепции И. Гофмана // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 2019. С. 24-29.

15. Полюшкевич О.А. Условия солидарности: правосудие или справедливость? // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2017. С. 41-51.

16. Скуденков В.А. Медиаконструиро-вание страхов в современном обществе // Социальная реальность виртуального пространства: материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск, 25 сентября 2023 г. / под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. С.103-111.

17. Скуденков В.А. Влияние фильмов на интеллектуальный потенциал социальной среды // Интеллектуальный капитал в XXI веке. Сборник научных

91

трудов. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 120— 122.

18. Скуденков В.А. Влияние экономического кризиса на готовность населения нарушать закон // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2020. С.104-108.

IDEOLOGY OF FEAR: ANALYSIS OF CRIMINAL MESSAGES IN THE MEDIA AND THE INTERNET FOR 2019-2022

Ardashev R.G.

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article analyzes the information submission of messages about crimes in leading media and the Internet from 2019 to 2022. The results of the empirical study of students are also given to confirm the data obtained as a result of content analysis and symbolic analysis of the research data. The ideology of fear is revealed as the main line of designing messages in the studied media and the Internet, the problem areas and promising directions of changing information about crimes in the media space are denoted.

Keywords: ideology of fear, criminal messages, media, Internet, public opinion, anxiety, aggression, apathy, depression

References

1. Ardashev R.G. The influence of the media on the formation of public opinion about crime // Sociology. 2023. No. 5. P. 90-97.

2. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. P. 53-61.

3. Ardashev R.G. Creativity of consciousness as a destructive strategy for forming the image of a serial killer in modern films // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of T. Yu. Falkovskaya. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 25-29.

4. Ardashev R.G. The image of police officers in domestic films: according to Russians // Current problems in the psychology of law

enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasiliev Readings - 2023). Materials of the international scientific and practical conference. Edited by Yu.A. Sharano-va, V.L. Sitnikova. St. Petersburg, 2023. pp. 52-56.

5. Ardashev R.G. Cinema as a source of formation of the irrational consciousness of Russians // Social reality of virtual space. materials of the IV International Scientific Conference. Irkutsk, ISU, 2022. pp. 197201.

6. Ardashev R.G. Problems of instilling patriotism through the formation of the image of a police officer in domestic cinema // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. materials of the V International Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 204-208.

7. Bezrukov A.V., Zhuravlev O.M. Problems of the influence of the media on potential and established criminals // Bulletin of MSTU. 2001, T.4. No. 2. P. 339-344.

8. Ivanov R.V. The influence of geopolitical processes on everyday life: time capsules in Russia // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, prospects. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2023. pp. 102104.

9. Polyushkevich O.A. Solidarity of TV series viewers: social modeling of life scenarios // Solidarity society as an ideal and project: history and modernity. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Rep. editors R.H. Lukmanova, I.V. Frolova. Ufa, 2023. pp. 61-66.

10. Polyushkevich O.A. The struggle between justice and fairness in the public consciousness of Russians // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world. Collection of materials. Irkutsk, ISU, 2018. pp. 702-704.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Polyushkevich O.A. Trust in legal institutions // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2019. pp. 96-103.

12. Polyushkevich O.A. Rules of law in public assessments // State, civil society and law: theoretical and applied issues of correlation and development. materials of the International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2019. pp. 84-89.

92

13. Polyushkevich O.A. Social modeling with information and analytical data: is the truth in the flow or the result? // In search of social truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022. pp. 343-345.

14. Polyushkevich O.A. Stigmatization: analysis within the framework of I. Hoffman's concept // Philosophy of health: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, 2019. pp. 24-29.

15. Polyushkevich O.A. Conditions of solidarity: justice or fairness? // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2017. pp. 41-51.

16. Skudenkov V.A. Media construction of fears in modern society // Social reality of virtual

space: materials of the V International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, September 25, 2023 / under general. ed. O.A. Polyushkevich. Irkutsk: ISU Publishing House, 2023. pp. 103-111.

17. Skudenkov V.A. The influence of films on the intellectual potential of the social environment // Intellectual capital in the XXI century. Collection of scientific papers. Irkutsk, ISU, 2019. pp. 120-122.

18. Skudenkov V.A. The influence of the economic crisis on the population's willingness to break the law // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. FSBEI HE "ISU"; under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. Irkutsk, ISU, 2020. pp. 104108.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.