Научная статья на тему 'Механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте'

Механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное мнение / коррупция / спорт / социальные представления / социальная среда / public opinion / corruption / sports / social perceptions / social environment

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Туркова Валентина Николаевна

В статье анализируются механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте. Выявляются социальные закономерности, используемые в медиапространстве для привлечения внимания к спортивным событиям и коррупционным механизмам. На основе контент-анализа медиасреды выявляются рабочие схемы воздействия на формирование социальных представлений о коррупции в спорте. Через методы опроса и фокус-группового интервью уточнены наиболее эффективные стратегии формирования общественного мнения о коррупции в спорте в информационном пространстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR CONSTRUCTING PUBLIC OPINION ABOUT CORRUPTION IN SPORTS

The article analyzes the mechanisms for constructing public opinion about corruption in sports. Social patterns used in the media space to attract attention to sporting events and corruption mechanisms are identified. Based on content analysis of the media environment, working patterns of influence on the formation of social ideas about corruption in sports are identified. Through survey methods and focus group interviews, the most effective strategies for forming public opinion about corruption in sports in the information space of Russia were clarified.

Текст научной работы на тему «Механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте»

Механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте

Туркова Валентина Николаевна,

старший преподаватель кафедры юриспруденции, Института экономики, управления и права, Иркутского национального исследовательского технического университета E-mail: [email protected]

В статье анализируются механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте. Выявляются социальные закономерности, используемые в медиапространстве для привлечения внимания к спортивным событиям и коррупционным механизмам. На основе контент-анализа медиасреды выявляются рабочие схемы воздействия на формирование социальных представлений о коррупции в спорте. Через методы опроса и фокус-группового интервью уточнены наиболее эффективные стратегии формирования общественного мнения о коррупции в спорте в информационном пространстве России.

Ключевые слова: общественное мнение, коррупция, спорт, социальные представления, социальная среда.

Общественное мнение играет важную роль в оценках уровня коррупции в спорте. Спортивные организации и правительственные власти стараются поддерживать общественную доверие к институтам спорта, поскольку их легитимность зависит от того, насколько они успешно борются с коррупцией.

Общественное мнение также может повысить осведомленность о коррупции в спорте, что может привести к решительным действиям. Например, если общественность выдвигает требования по более прозрачным процедурам при распределении спонсорских контрактов и других материальных благ, это может заставить организации спорта осуществлять более справедливое и целостное управление.

Социальные нормы возникают как ответ на потребность удовлетворения того или иного функционала. Общественное воспроизводство создает условия и механизмы для поддержания порядка и соблюдения установленных законов. Общественное мнение позволяет определить рамки допустимого и приемлемого поведения, направить и развить общие условия и принципы социального взаимодействия. Рассмотреть механизмы формирования общественного мнения. В нашем случае - через сообщение о спорте и спортивных соревнованиях.

Оценки уровня коррупции в спорте, которые неуклонно возрастают во всем мире, во многом объясняются увеличением внимания общественности к этой проблеме и вызывают чувство ответственности у организаций спорта и правительственных властей за принятие мер по ее устранению.

Среди распространенных инструментов конструирования общественного мнения могут быть упомянуты [11]: - публикации (программы) по важнейшим вопросам общественно-политической повестки с привлече-

63

нием мнения авторитетных представителей экспертного сообщества;

- распространение через аффилированные СМИ официальных позиций, мнений и разъяснений по их поводу;

- интерактивного обсуждения конкретной проблематики с участием представителей широкого диапазона мнений, включая конфликтующих позиций, а также рядовых граждан (например, в эфире приобретающих значительную популярность общественно-политических ток-шоу);

- подача информации через «лидеров мнений» (авторские колонки в газетах и журналах, авторские программы на телевидении, наиболее авторитетные блоги в интернете);

- активное сочетание коммуникативного воздействия через традиционные и «новые» СМИ (например, обладая огромным политическим влиянием, в отличие от традиционных СМИ, блоги и социальные сети занимают большую часть информационного поля. Сегодня уже стало нормой, что какие-то события сперва попадают в блоги и лишь затем оказываются в центре внимания традиционных СМИ).

Применение соответствующих инструментов задействует определенные механизмы формирования общественного мнения, в частности, через:

- повышение доверия населения к соответствующей информации посредством подкрепления мнением авторитетных экспертов, лидеров «общественного мнения», представителей широкого диапазона мнений, включая конфликтующих позиций, а также рядовых граждан;

- усиление информационного присутствия посредством повторного и циклического обсуждения информации;

- акцентирование внимания на наиболее значимой информации с одновременным игнорированием нерелевантной информации.

В общественном развитии роль средств массовой информации является приоритетной формой моделирования социальных устоев и норм, пред-

ставлений и закономерностей, помогающий позитивно или деструктивно развиваться социальным институтам. Благодаря СМИ развиваются коммуникативные формы социального взаимодействия, когда происходит воздействие на общественное сознание через подаваемую информацию и как обратная реакция - воспринятая информация меняет социальный контекст и возможности интерпретации происходящих событий в конкретной тематике. СМИ выступают проводником информационно-коммуникативного взаимодействия.

Развитие сети интернет и в целом виртуального пространства - создает дополнительные возможности и конструирует гипер-эффекты социального воздействия на общественное мнение через личные оценки обывателей в социальных сетях, на ютуб каналах и иных цифровых площадках, которые не относятся к официальным СМИ, но являются активными проводниками и пространствами конструирования социальных представлений и общественного мнения в целом. Несмотря на субъективность трансляции информации через указанные вые источники информации (официальным СМИ выше доверие), но эффект воздействия на умы - это не отрицает, а порой и усиливает, когда через эмоциональные оценки и субъективные суждения конструируются ложные представления (этот момент мы также проанализируем в этой статье). Эффект «новых СМИ» еще предстоит детально исследовать (с целью управления, так как их воздействие на общественное сознание с каждым днем становится все выше).

Очевидно, что различные формы и каналы СМИ на сегодняшний день выступают базовым элементов воздействия на общественное сознание. Кто, что и как говорит (выступая признанным экспертом в конкретной сфере (спортивный тренер или судья соревнований, комментатор соревнований и проч.) или высказывая свое личное субъективное суждение (популярный блогер, выступающий зрителем или болельщиком той или иной команды или соревнований в том или ином виде спорта) опре-

| »Ж

_ ^ идея.И

64

деляет интерактивные каналы взаимодействия традиционных и новых СМИ с общественностью. Это интерактивное взаимодействие определяет медийное поле спорта и коррупции в спорте, а также определяет существующие представления об изучаемой теме.

Вопросы взяточничества и реализации коррупционных схем в спорте были рассмотрены в работах автора [12-18], совместно с Р.Г. Ардашевым [1-6] выявлены особенности коррупционной составляющей на уровне иррациональных убеждений и объективных реалий как тех, кто вовлечен в спорт (сами спортсмены, тренеры, спонсоры спортивных соревнований и т.д., так и зрители спортивных состязаний). В работах О.А. Полюшкевич [7-9] и Р.В. Иванова [10] рассмотрены особенности просоциальной активности и моральной составляющей в проведении и в участии в спортивных соревнованиях.

В информационном пространстве это также находит отражение. Существует несколько механизмов конструирования общественного мнения о коррупции в спорте:

1. Информационные каналы: СМИ (ТВ или газеты), социальные сети, бло-ги, форумы и другие ресурсы, где люди делятся своими впечатлениями и мнениями о мировом спорте и коррупции в нем. Они могут публиковать новости, статьи, видео или аудио материалы, которые помогают людям ориентироваться в ситуации и строить свое мнение.

2. Организации гражданского общества и адвокаты: они могут проводить кампании, демонстрации и петиции, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме коррупции в спорте и поддержать меры, направленные на ее устранение.

3. Государственные органы и международные организации: для борьбы с коррупцией в спорте создаются законы, политики и программы, которые могут помочь предотвратить или уничтожить коррупционную деятельность.

4. Активное участие общественности: люди могут высказывать свои мнения, участвовать в обсуждениях, писать пись-

ма или подписывать петиции, чтобы поддержать меры,направленные на борьбу с коррупцией в спорте.

Все эти механизмы играют важную роль в конструировании общественного мнения о коррупции в спорте. Однако реальное изменение может произойти только тогда, когда все участники общества работают вместе, чтобы улучшить контроль за коррупционной деятельностью в спорте.

Особенности исследования

В 2023 году мы проведи исследование среди зрителей спортивных состязаний о коррупции в спорте (п=600), в возрасте от 18 до 65 лет, 55% женщин и 45% мужчин, проживающих в разных регионах РФ. Также был проведен опрос среди спортсменов и тренеров (п=600) разного уровня, в возрасте от 18 до 65 лет, 55% женщин и 45% мужчин.

Для углубления и раскрытия основных механизмов воздействия на медиас-реду через привлечение внимания к коррупции в спорте мы провели 4 фокус-группы (п=36). Участниками фокус-групп были как зрители, так и спортсмены и тренеры, т.е. все субъекты участвующие в медийном конструировании коррупции в спорте (о ком, для кого, через кого и т.д.).

Также нами был проведен контент-анализ публикаций о коррупции в спорте за 2016-2022 годы. Всего было проанализировано 3548 публикаций, которые находились через свободный доступ информационных ресурсов сети Интернет и обрабатывались при помощи программы Atlas.iL

Анализ результатов исследования

Оценка россиянами механизмов конструирования общественного мнения о коррупции в спорте представлена на рисунке 1. И все рассматриваемые нами группы в 50% случаев отводят именно информационным ресурсам основное место и роль.

В таблице 1 представлен анализ публикаций в различных масс-медиа с 2016 по 2022 годы о коррупции в спорте (процент высчитывался от общего количества сообщений о спорте по годам).

65

Активное участие общественности

Государственные органы и международные организации

Организации гражданского общества и адвокаты

Информационные каналы

0 10 20 30 40 50 60 70 ■ Спорсмены ■ Тренеры ■ Обыватели Рис. 1. Механизмы конструирования общественного мнения о коррупции в спорте

Таблица 1. Контент анализ публикаций о коррупции в спорте (в %)

СМИ и интернет-ресурсы 2022г 2021г 2020г 2019г 2018г 2017г 2016г

ТВ (ОРТ, Россия, НТВ) 24 22 8 13 26 23 18

Газеты (АиФ, Комсомольская правда) 26 26 7 10 25 19 16

Социальные сети (ВКонтакте, Теле-грам) 35 29 14 18 25 21 17

Личные блоги 37 26 15 13 24 18 14

Форумы 37 33 16 18 31 26 18

Иные публикации, всплывающие в поисковых запросах 35 27 14 15 17 14 10

Как видно в таблице, количество коррупционных скандалов с каждым годом растет. Исключением стали годы обострения пандемии (2019-2020 гг.), когда многие значимые спортивные соревнования отменялись. В остальных годах пик публикационной активности приходились на период перед и во время самих соревнований, после них - пик репортажей и публикаций падал, если не рассматривать тематические профессиональные издания и блоги. Набирают обороты интернет-публикации и полагаем, что в будущем именно в этой сфере будет основное воздействие на общественное сознание.

Рассмотрим более предметно, каким образом конструируются коррупционные скандалы о спорте и спортивных соревнованиях в современных масс-медиа.

Интрига, состязание. Игра, противостояние всегда приковывают внимание аудитории. «Хлеба и зрелищ» - вот ориентир информационного пространства. Чем выше уровень страстей и накала эмоций - тем выше внимание зрителей или читателей к спортивным соревнованиям, особенно если какая-то скандальная новость распространяется непосредственно перед состязанием.

Самосбывающийся прогноз. Распространение в СМИ желанного прогноза (результата) приводит к его реализации на практике. Это сила убеждения и целенаправленной работы формирования коллективных образов. Распространение информации об итогах соревнований - делает их более реальными, что, впрочем, при разрушении этого прогноза в будущем может привлечь еще

66

больше внимания к состязаниям, так как включается фактор интриги и неожиданных (провокационных)переменных (происходит активизация ажиотажа зрителей и читателей спортивных соревнований).

Это могут быть не объективные прогнозы, а основанные на фальсифицированных данных социологических или аналитических исследований, рейтингов и иных формах экспертных оценок. Например, в ходе отборочного тура о какой-то команде или отдельном спортсмене публикуется ложная информация или кто-то авторитетный из тренеров или коллег-спортсменов негативно о них или нем отзывается - это производит эффект массового информирования, не важно с положительной или отрицательной стороны, но об этих спортсменах распространена информация.

Ложная информация в спорте может использоваться по ряду причин, от повышения рейтинга игрока или команды до манипулирования результатами соревнований. Некоторые из инструментов ложной информации в спорте:

1. Фальшивые новости: публикация ложных сообщений об игроках, тренерах или командах, которые могут повлиять на их маркетинговый или соревновательный статус.

2. Манипуляция результатами: это может быть сделано работниками спортивной организации, судьями, рефери или даже игроками, чтобы изменить конечный результат матча.

3. Использование неподтвержденных данных: использование нечестных статистических доказательств, которые могут привести к неправильным выводам.

4. Размещение нечестных ставок: это может быть сделано для того, чтобы заработать деньги на соревнованиях, но это может негативно повлиять на репутацию спортивных организаций и убить интерес участников и зрителей.

Ложная информация может быть опасным инструментом в спорте, поскольку она может вызвать недоверие общественности к спортивным организациям и игрокам, а также нарушить честные результаты соревнований. В конечном итоге, это может привести к потере

интереса к спорту и затруднить возможности людей заниматься здоровой жизнью.

Формирующий (индуцирующий) опрос. Обычные вопросы, которые используют социологи, могут предполагать узнавание мнения о чем-либо («Что вы думаете о современном спорте?» Или «Как вы оцениваете способы борьбы с коррупцией в спорте в России?»). Цель таких вопросов - обострить внимание того, кого спрашивают на данной сфере.

Интервью. Общественность более внимательно прислушивается к слухам, сплетням и личным оценкам. Поэтому в массмедиа это используется через подачу информации. Например, когда представители спорта (организаторы соревнований, тренеры, спонсоры и проч.) отвечают на провокационные вопросы. И чем более двусмысленные или агрессивные вопросы или вопросы о тех фактах, о которых могут знать лишь единицы (например, о закулисных играх в спортивных соревнованиях, тайных интригах, о влиятельных персонах или группах в мире спорта) - тем больше внимания аудитории привлекается. Многие спортивные аналитические программы именно на этом и строятся.

Утечка. Подача информации как раскрытие секретной информации более интригующе, чем официальная статистика и анализ реального положения дел в сфере спорта или конкретных соревнований.

Просвещение. Любая информация поданная в интересном,увлекательном формате воспринимается как более значимая, легко запоминающаяся и производящая более сильное впечатление. В этом ключе просвещение о спортивных мероприятиях, сопровождаемое интересными историями, интригующими подробностями воспринимается как более значимая и важная информация.

Скандал. Скандал выступает средством привлечения внимания так как выводит общественность из рутины, из повседневной жизни, придает остроту, интерес и внимание к спортивным событиям. Особенно если в рамках профессиональной деятельности проявляются

67

особенности личной жизни, семейные тайны или «скелеты в шкафу».

Экстремальные события. Это то, что привлекает максимум внимания от любых социальных групп и сообществ. Поэтому, чем более необычное и выходящее из ряда вон событие, тем больше внимания к нему аудитории будет привлечено. Например, организаторы соревнований - отстраняющие целые команды от участия в состязаниях. Это достаточно близкие события скандалу, но имеющие более глобальные последствия - например на политических заявлений страны, от которой выступала отстранённая от соревнований команда.

Юмор и сатира. Возможность посмеяться над тем, что окружает становится инструментом снятия социального напряжения, одновременно в неагрессивной форме подчеркивает и выпячивает существующие правовые, моральные и любые иные проблемы нашего общества. Например, высмеивание поведения спортсменов той или иной страны или культуры, национальные особенности, которые проявляются в особых ритуалах перед состязаниями и проч.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ публикаций о коррупции в спорте через различные способы подачи информации (процент высчиты-вался от общего количества сообщений о спорте по годам).

Таблица 2. Качественный анализ публикаций о коррупции в спорте (2022-2016 гг.) в%

СМИ и интернет-ресурсы 2022г 2021г 2020г 2019г 2018г 2017г 2016г

Интрига, состязание 9 10 10 14 12 11 11

Самосбывающийся прогноз 8 8 6 11 9 13 14

Формирующий (индуцирующий) опрос 9 10 15 12 7 8 9

Интервью 15 12 20 12 12 13 15

Утечка 14 15 4 10 13 12 10

Просвещение 11 14 22 13 15 14 12

Скандал 13 11 5 7 13 15 17

Экстремальные события 12 8 3 8 7 5 4

Юмор и сатира 9 12 15 13 12 9 8

Таким образом, общественное мнение наполняется через разные способы подачи информации о коррупции в спорте, конструирует собственные домыслы и легенды,продолжая,обосновывая и интерпретируя представленные в различных масс-медиа каналах информационные сообщения. Спорт и спортивные соревнования всегда тесно связаны со скандалами, коррупцией и интригами, поэтому обладали, обладают и будут обладать повышенным интересом аудитории к подобной информации. Чем более разнообразными способами она будет доносится до аудитории, тем более глубоко останется в памяти и будет определять представления и установки, ценности и мировоззренческие особен-

ности интерпретации происходящих событий.

Литература

1. Ардашев Р.Г. Преступления в спорте: анализ общественного мнения // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 24.

2. Ардашев Р.Г., Туркова В.Н. Отношение спортсменов к нарушению моральных и правовых норм на спортивных соревнованиях в аспекте социологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2023. № 7. С. 65.

3. Ардашев Р.Г., Туркова В.Н. Проблема взяточничества на спортивных соревнованиях в аспекте социологического

68

анализа // Теория и практика физической культуры. 2023. № 2. С. 106.

4. Ардашев Р.Г., Туркова В.Н. Антикоррупционная культура среди спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2023. № 4. С. 102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ардашев Р.Г., Туркова В.Н. Особенности бессознательных стратегий спортивных достижений студентов // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9. С. 38.

6. Ардашев Р.Г., Туркова В.Н. Спортивные достижения студентов в структуре социального успеха // Теория и практика физической культуры.

2022. № 12. С. 90.

7. Полюшкевич О.А. Мораль и социальная идентичность в просоциальных практиках // Социология. 2023. № 1. С. 79-85.

8. Полюшкевич О.А. Угрозы и риски утраты социального доверия в современном обществе // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке.

2023. № 14. С. 101-106.

9. Полюшкевич О.А. Социальное доверие как основа просоциальных практик: экспертный анализ // Экспертные институты в XXI веке: циви-лизационные и цифровые концепции меняющегося мира. Сборник научных трудов Второй международной научно-практической конференции. Науч. редактор Т.И. Грабельных. Иркутск, ИГУ, 2023. С.126-129.

10. Полюшкевич О.А., Иванов Р.В. Про-социальные практики в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2023. № 2. С. 50.

11. Попов А.В. Механизмы и инструменты влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения в России и в мире // Эт-носоциум 2018. № 9 (123). С. 62-69.

12. Туркова В.Н. Взятка как социальное действие (на основе системной теории Т. Парсонса) // Социология. 2022. № 5. С. 65-71.

13. Туркова В.Н. Коррупция как угроза социальной стабильности // Методология предотвращения угроз

в XXI веке. Сборник научных трудов. Иркутск, 2022. С. 75-78.

14. Туркова В.Н. Портрет государственного коррупционера // Социология. 2023. № 1. С. 97-105.

15. Туркова В.Н. Социальные условия коррупции: истина где-то рядом // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 76-79.

16. Туркова В.Н. Взятка на спортивных соревнованиях: анализ общественного мнения // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 апреля 2023 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. М.Г. Тирских, Г.В. Дружинина. Иркутск: Издательство иГу, 2023. С. 153-156.

17. Туркова В.Н. Коррупция на спортивных соревнованиях: анализ общественного мнения // Социология. 2023. № 3. С. 67-73.

18. Туркова В.Н. Экспертный анализ коррупции в спорте // Социология. 2023. № 4. С. 146-155.

MECHANISMS FOR CONSTRUCTING PUBLIC OPINION ABOUT CORRUPTION IN SPORTS

Turkova V.N.

Irkutsk National Research Technical University

The article analyzes the mechanisms for constructing public opinion about corruption in sports. Social patterns used in the media space to attract attention to sporting events and corruption mechanisms are identified. Based on content analysis of the media environment, working patterns of influence on the formation of social ideas about corruption in sports are identified. Through survey methods and focus group interviews, the most effective strategies for forming public opinion about corruption in sports in the information space of Russia were clarified.

Keywords: public opinion, corruption, sports, social perceptions, social environment.

69

References

1. Ardashev R.G. Crimes in sports: analysis of public opinion // Theory and practice of physical culture. 2023. No. 10. P. 24.

2. Ardashev R.G., Turkova V.N. Attitude of athletes to violation of moral and legal norms at sports competitions in the aspect of sociological analysis // Theory and practice of physical culture. 2023. No. 7. P. 65.

3. Ardashev R.G., Turkova V.N. The problem of bribery at sports competitions in the aspect of sociological analysis // Theory and practice of physical culture. 2023. No. 2. P. 106.

4. Ardashev R.G., Turkova V.N. Anti-corruption culture among athletes // Theory and practice of physical culture. 2023. No. 4. P. 102.

5. Ardashev R.G., Turkova V.N. Features of unconscious strategies of sports achievements of students // Theory and practice of physical culture. 2022. No. 9. P. 38.

6. Ardashev R.G., Turkova V.N. Sports achievements of students in the structure of social success // Theory and practice of physical culture. 2022. No. 12. P. 90.

7. Polyushkevich O.A. Morality and social identity in prosocial practices // Sociology. 2023. No. 1. P. 79-85.

8. Polyushkevich O.A. Threats and risks of loss of social trust in modern society // The problem of the relationship between the natural and the social in society and man. 2023. No. 14. pp. 101-106.

9. Polyushkevich O.A. Social trust as the basis of prosocial practices: expert analysis // Expert institutions in the 21st century: civili-zational and digital concepts of a changing world. Collection of scientific papers of the Second International Scientific and Practi-

cal Conference. Scientific editor T.I. Rake. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 126-129.

10. Polyushkevich O.A., Ivanov R.V. Prosocial practices in sports activities // Theory and practice of physical culture. 2023. No. 2. P. 50.

11. Popov A.V. Mechanisms and tools of the influence of the media on the formation of public opinion in Russia and in the world // Ethnosocium 2018. No. 9 (123). pp. 62-69.

12. Turkova V. N. Bribe as a social action (based on the system theory of T. Parsons) // Sociology. 2022. No. 5. P. 65-71.

13. Turkova V.N. Corruption as a threat to social stability // Methodology for preventing threats in the 21st century. Collection of scientific papers. Irkutsk, 2022. pp. 75-78.

14. Turkova V.N. Portrait of a state corrupt official // Sociology. 2023. No. 1. P. 97-105.

15. Turkova V. N. Social conditions of corruption: the truth is somewhere nearby // In search of social truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyush-kevich. Irkutsk, ISU, 2022. pp. 76-79.

16. Turkova V.N. Bribe at sports competitions: analysis of public opinion // Social institutions in the legal dimension: theory and practice: materials of the V International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, April 20, 2023 / Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "ISU"; under general ed. M.G. Tirskikh, G.V. Druzhinina. Irkutsk: ISU Publishing House, 2023. pp. 153-156.

17. Turkova V.N. Corruption at sports competitions: analysis of public opinion // Sociology. 2023. No. 3. P. 67-73.

18. Turkova V.N. Expert analysis of corruption in sports // Sociology. 2023. No. 4. pp. 146155.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.