Политика импортозамещения в оценках представителей разных поколений
Журавлев Артем Андреевич,
аспирант по направлению подготовки 5.4.4. «Социальная структура, социальные институты и процессы» Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье приводятся результаты исследования общественного мнения о политике импортозамещения. Рассматриваются особенности формирования и развития различных стратегий восприятия этой политики представителями разных поколений. Выделяются пять типов причин негативных оценок восприятия политики импортозамещения, анализируются условия и механизмы изменения данной ситуации. Обозначены особенности восприятия власти, бизнеса и других структур, вовлеченных в реализацию политики импортозамещения, представителями разных социальных групп.
Ключевые слова: политика импортозамещения, типы проблем, общественное мнение, социальные последствия, социальное воспроизводство, поколения, информация, медиапространство.
Политика импортозамещения система новых условий работы экономики, направленная на отечественного производителя. Она стала активно внедряться в наши реалии с 2014 года, после введения рядом европейских стран и США экономических санкций против России. Переориентация экономических условий стала точкой формирования новых возможностей для развития внутреннего рынка, начиная от новых рабочих мест и новых производств, заканчивая принципиально новыми технологиями и инновационными инструментами регулирования социального развития.
Это изменило условия и качество жизни, формат и количество потребляемой продукции, помимо этого, привело к переоценке приоритетов развития и формата жизни для разных социальных групп. Политика импортозамещения стала фактором перемен не только в сфере экономики и политики, но и в формате повседневного уклада жизни, новых смыслов социального взаимодействия и общественного воспроизводства.
На восприятие политики импортозамещения населением влияют СМИ (Р.Г. Ардашев [1-3]), особенности социального недовольства, реализуемые в оценках и действиях населения (О.А. Полюшкевич [7-9]), оценках последствий влияния экономического кризиса на сознание россиян (В.А. Ску-денков [10-12]) и многие другие неоднозначные процессы социального моделирования, которые опираются на новые условия экономической политики России как точки отсчета новой реальности для всех социальных групп. Также в более ранних работах автора ставятся вопросы о неоднозначном восприятии политики импортозамещения в общественном сознании россиян [4-6].
Рассматривая последствия политики импортозамещения, стоит говорить не только об экономическом изменении
280
конъюнктуры рынка, но и изменении образа мышления предпринимателей и обывателей - по-новому воспринимающих возможности политики импор-тозамещения в современных условиях. Это также неодинаково отражается в сознании представителей различных поколений, так как их жизненный опыт и жизненные сценарии конструируются неодинаково, и реакция на политику импортозамещения не может быть идентичной. Это социальные условия нового наполнения и развития институтов гражданского общества, формирование более стабильных условий социального моделирования отдельных территорий и страны в целом, отраженных в оценках общественного мнения и готовности принимать или не принимать новые условия управленческих решений.
Особенности исследования
В нашем исследовании мы поставили цель - выяснить оценку общественного мнения россиян в отношении политики импортозамещения. Для этого, на платформе опросов www.google.com был проведен опрос 1800 граждан России, проживающих в разных городах и занятых в разных сферах социально-экономической жизни. Возраст участников исследования от 18 до 65 лет; 55% женщин и 45% мужчин. Изначально мы делали акцент на восприятии данной политики представителями разных поколений, что позволило выявить влияние разных возрастных и социально-экономических факторов на общественное восприятие данных экономических и политических решений. Поэтому, всех респондентов при анализе мы разделили на: молодежь 18-35 лет), представителей среднего возраста (36-55 лет) и старшего возраста (56 лет и старше).
Анализ результатов исследования
Политику импортозамещения более негативно оценивают молодые люди -43%, видят положительные моменты -27% и 30% воспринимают нейтрально. Для представителей среднего возраста - негативные оценки также значимы, но менее выражены - 29%, видят поло-
жительные моменты в два раза больше, чем среди молодежи - 54% и только 17% никак не воспринимают и не оценивают данную сферу. Для представителей старшего возраста - негативных оценок меньше всего - 8%, положительных -значимое большинство - 68%, нейтральных - 24%.
Для молодежи не столь значим страх дефицита товаров - только четверть об этом говорит - 25%, чуть более трети обеспокоено этим - 32%. Среди представителей среднего возраста страх испытывают 35%, обеспокоены - 45%. А представители старшего возраста более спокойны: испытывают страх только 7%, обеспокоены - 23%. Остальные достаточно спокойно воспринимают данные процессы: молодежь - 43%; средний возраст - 20%, старший возраст - 79%.
Надежда на российские компании, которые могут дать достойную альтернативу есть у 48% молодежи, 40% представителей среднего возраста и 65% старшего поколения. При этом 52% молодежи считают, что российские аналоги не сравнятся с оригиналами, также полагают 60% представителей среднего и 35% старшего поколений.
Также имеется неодинаковая оценка различных сфер деятельности, например продукты питания и бытовая химия, по мнению всех поколений смогут легко восполнится отечественным производителями (74 и 76% соответственно для молодежи; 80 и 85% для среднего и старшего поколений), та же тенденция среди предметов гигиены и строительных материалов (80 и 84% для молодежи; 75 и 82% для среднего поколения; 83 и 87% для старшего поколения). Не столь позитивно оценивают возможности фарминдустрии и лекарств (51% молодежи, 65% представителей среднего возраста и 70% старшего поколения), машиностроения (42% молодежи, 46% среднего возраста и 38% старшего поколения), авиастроения (41% молодежи, 46% среднего возраста и 55% старшего поколения).
Более качественными считают зарубежные товары - 44%, российские -66% молодежи; представителей средне-
281
го поколения 40% и 60% соответственно; старшего поколения - 30% и 70%. При этом, выбирая между зарубежным и российским - чаще выберут российский (66% молодежи, 75% среднего возраста и 80% старшего поколения). Это пример реализации внутренних противоречий в оценке политики импортозаме-щения, так как в нашем сознании смешиваются разные формы и стратегии понимания социального моделирования и развития общества, стратегий реализации и адаптации в нем, а также перспектив и возможностей использования сложившейся конъюнктуры для развития социальной среды.
Респонденты всех возрастов примерно одинаково указывали причины активизации политики импортоза-мещения называют экономические -33%, политические - 29%, идеолого-патриотические - 20%, национальные -13%, иные - 5%. Эти взгляды у них сформировались из-за получаемой информации из СМИ и обсуждений в кругу семьи и друзей.
Также схожая оценка представителей разных поколений и в том, что политика импортозамещения в большей степени касается малого и среднего бизнеса (52%), крупного бизнеса (31%), государственных предприятий (12%), муниципальных предприятий (5%). Рядовых граждан она не касается - 53%, косвенно касается - 34%, полностью касается любого гражданина РФ - 12%. Иными словами, для большей части россиян -политика импортозамещения существует как какая-то абстрактная вещь, которая их лично очень опосредованно касается, не хватает для многих понимания связи каждого гражданина и всех социальных процессов, происходящих в социальных институтах.
В целом по стране, политику импортозамещения оценивают как положительную - 35% респондентов, полагают, что ее надо заменять иными комплексными проектами - 38%, оценивают как однозначно отрицательную - 27%. Оценивая политику импортозамещения у себя в регионе, россияне воспринимали ее как положительную в два раза ниже, чем
по стране - 15%, что ее надо дополнять и в чем-то менять - 56%, оценили как отрицательную - 29%. Эти данные показывают, что свои региональные проблемы студенты знают лучше, поэтому могут говорить более предметно и в целом -политика импортозамещения не вызывает восторгов из-за технических моментов реализации.
Молодые люди указывали на отсутствие просветительских информационных сообщений (66%), помогающих разобраться в особенностях политики импортозамещения (не ясны принципы, особенности, региональная конъюнктура и проч.). Представители среднего поколения негативно оценили работу органов власти по реализации различных мероприятий, направленных на укрепление политики импортозамещения (62%). А представители старшего поколения сделали акцент на важности поддержки отечественных производителей (65%).
Действия бизнеса по реализации политики импортозамещения в целом более положительно оценивают молодые люди - 70%, представители среднего поколения - 46%, старшего - 41%; негативная оценка у молодежи - 20%, среднего поколения - 33%, старшего - 27%; нейтральное восприятие у молодежи - 10%, среднего - 21%, старшего - 32%. Это позволяет сделать вывод о недостаточной комплексной работе по реализации стратегий импортозамещения в нашей стране, так как разные поколения не воспринимают эту политику как естественную и необходимую для нашего внутреннего развития.
По мнению респондентов, сложности в реализации политики импортозамещения начинаются по мнению молодежи в отсутствии достаточных финансов и иных ресурсов у местных производителей (46%), а также в административных барьерах и бюрократии (35%); по мнению представителей среднего поколения длительный срок окупаемости проектов (42%) и слабая информированность о программах и проектах импорто-замещения (33%) являются ключевыми проблемными зонами. Представители старшего поколения выделили такой по-
282
казатель как неготовность управленцев работать на новом уровне (недостаточность образования, неумение выстроить эффективную стратегию в новых условиях и т.д.) - 62%.
Мы уточнили, почему возникают проблемы в реализации политики импор-тозамещения, и респонденты указали на несколько типов причин.
Первый тип - идеологический. Не реализуется комплексная идеологическая программа, где политике импортозаме-щения отводится ключевая роль, как системообразующей форме консолидации социальной среды. Идеологический уровень подготовки любых нормативно-правовых трансформаций указывает на социальную готовность общественности принимать и понимать задачи власти или им противостоять. Этот тип зависит от воли власти и реализации этой воли на местах. В основном о нем говорили представители старшего поколения -43%, среднего - 35% и младшего - 22%.
Второй тип - просветительско-организационный. Напрямую связан с предыдущим, но ориентирован на информирование населения и заинтересованные группы (бизнес, НКО) на местах в возможностях участия в данной политике, условий и особенностей работы в ее условиях, а также использование возможностей общественного мнения в регулировании социальной организации новых механизмов экономической политики. Этот тип зависит от делегирования органами власти задач для конкретных исполнителей на местах по организации просветительских, информационных и консультативных мероприятий для разных социальных групп населения. Акцент на этом типе делали представители среднего поколения - 53%, младшего - 31%, старшего - 16%.
Третий тип - управленческий. Предполагает подготовку кадров, способных регулировать политику импортозаме-щения в стране, в регионах, в отдельных отраслях. Для этого недостаточно иметь просто образование, необходимо иметь комплексное мышление, способное учитывать идеологические задачи, внешнюю политику, внутренние воз-
можности и многое другое для развития политики импортозамещения в целом по стране и в отдельных регионах, в частности. Этот тип зависит от качества человеческих ресурсов, задействованных на управленческих должностях, принимающих ключевые стратегические решения. Внимание этому типу уделяли в основном представители молодежи -57%, среднего поколения - 33%, старшего - 10%.
Четвертый тип - ментальный. Определяется социокультурными и политико-историческими условиями развития мышления, коллективного сознания жителей России. Ментальный уровень создает подсознательные стратегии для восприятия политики, направленной на внутреннего производителя, поддержку отечественного производственного, промышленного, продуктового и любого другого комплекса. Он формируется тысячелетиями и является скорее условием, основанием развития для тех или иных политических решений в сфере экономического развития страны. Этот тип зависит от общих социально-исторических рамок, влияющих на мышления людей, живущих в определенный исторический период времени на конкретной территории, с учетом прошлого социального опыта, настоящих особенностей развития и будущих ориентиров и перспектив социального моделирования. Акцент на нем делали представители старших возрастных групп: старшее поколение - 46%, среднее - 44%, младшее - 10%.
Пятый тип - внешне-средовой. Реализация возможностей, которые появляются в результате ограничения условий внешней среды (экономические санкции), ответных мер нашего государства (политик импортозамещения) и социально-экономических и политических перспектив общественного воспроизводства и моделирования социально-значимых процессов. Этот тип зависит от решения властей нашей и других стран. Представители более младших возрастов в разы чаще указывали на данный тип - младшее поколение -55%, среднее - 25%, старшее - 20%.
283
Выделенные типы позволяют более наглядно увидеть особенности восприятия политики импортозамещения в массовом сознании, выявить проблемы, сложности и противоречия. Но вместе с этим и обозначить некоторые варианты решения этих трудностей.
Политика импортозамещения как новая стратегия экономического развития России только набирает обороты, на лицо существенные недочеты в ее реализации прежде всего на информационно-просветительском уровне. Россияне не обладают достаточным уровнем и качеством необходимой информации, способной изменить общественное мнение в ту или иную сторону. На данный момент, политика импортозамещения существует как ориентир власти, понятный для отдельных субъектов экономики, но не для рядового обывателя. Ее плюсы, минусы и риски поняты не всем, а это влечет к отстраненности и не готовности ориентироваться не только на близлежащие, но и долгосрочные планы.
Одним из направлений реализации данных условий социального развития может стать большая информационная вовлеченность населения в принимаемые решения в рамках политики импортозамещения. А также вовлечения населения в публичные слушания по тем или иным вопросам реализации данной политики на федеральном и региональном уровнях. В любом случае, наличие целенаправленной программы вовлечения заинтересованных лиц и информирования всех социальных групп об особенностях политики импортозамещения в РФ на современном этапе развития может стать основой социального прорыва на качественно новом уровне.
Выводы
Проведенное исследование показало неодинаковое восприятие политики импортозамещения в общественном сознании россиян. Выявленные отличия восприятия и оценок представителей разных поколений подталкивают к очевидным выводам: необходимости разъяснительной просветительской работы для каждой социальной группы, а также посто-
янного формирования соответствующего информационного поля в медийном пространстве России. Это означает фиксировать не только проблемы реализации политики импортозамещения, но смещать фокус на успехи, возможности и долгосрочные планы развития различных отраслей производства и сфер деятельности.
Без социального моделирования общественных процессов, направленного на конструирование общих социальных задач, уже реализованных в результате политики импортозамещения невозможно представить благополучное будущее страны. А реализация этих задач лежит не только на предпринимателях, участвующих в политике импортозаме-щения, но и в самих органах власти, реализующих ее принципы на организационном и управленческом уровне. Это система комплексного партнерства, направленная на социальное взаимодействие и точное понимание интересов и возможностей друг друга. При этом отраженная в публичных пространствах и информационной медиасреде города, региона и страны в целом.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
2. Ардашев Р.Г. Иррационализация массового сознания и СМИ // ЛОМО-Н0С0В-2022. Материалы Международного молодежного научного форума. 2022.
3. Ардашев Р.Г. Влияние СМИ на формирование общественного мнения о преступности // Социология. 2023. № 5. С. 90-97.
4. Журавлев А.А. Политика импортозамещения: конструирование общественного мнения через медиа-ресурсы // Социология. 2023. № 4. С. 86-92.
5. Журавлев А.А. Правовое сопровождение процесса импортозамеще-ния // Социальные институты в правовом измерении:теория и практика. материалы V Международной
284
научно-практической конференции. Иркутский государственный университет. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 371374.
6. Журавлев А.А. Роль медиапро-странства в формировании оценок общественного мнения о политике импортозамещения // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 90-96.
7. Полюшкевич О. А. Общественное недовольство в городском пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Санженакова. 2019. С. 171-174.
8. Полюшкевич О.А. Социальное моделирование информационно-аналитическими данными: истина в потоке или результате? // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 343-345.
9. Полюшкевич О.А. Социальное управление через призму норм // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 195-199.
10. Скуденков В.А. Последствия экономического кризиса: анализ коллективных эмоций // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 187-190.
11. Скуденков В.А. Роль экономических санкций против России в жизненных
сценариях молодых людей // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы V международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. Вологда, Вол НЦ РАН, 2020. С. 254-257. 12. Скуденков В.А. Трансформация жизненных целей молодежи под влиянием экономических санкций против России // Социология. 2020. № 1. С. 341-344.
IMPORT SUBSTITUTION POLICY AS ASSESSED BY REPRESENTATIVES OF DIFFERENT GENERATIONS
Zhuravlev A.A.
Irkutsk State University
The article presents the results of a study of public opinion on the policy of import substitution. The features of the formation and development of various strategies for the perception of this policy by representatives of different generations are considered. Five types of reasons for negative assessments of the perception of the import substitution policy are identified, and the conditions and mechanisms for changing this situation are analyzed. The peculiarities of perception of government, business and other structures involved in the implementation of the import substitution policy by representatives of different social groups are outlined.
Keywords: import substitution policy, types of problems, public opinion, social consequences, social reproduction, generations, information, media space.
References
1. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. P. 53-61.
2. Ardashev R.G. Irrationalization of mass consciousness and the media // LOMON-0S0V-2022. Materials of the International Youth Scientific Forum. 2022.
3. Ardashev R.G. The influence of the media on the formation of public opinion about crime // Sociology. 2023. No. 5. P. 90-97.
4. Zhuravlev A.A. Import substitution policy: constructing public opinion through media resources // Sociology. 2023. No. 4. pp. 8692.
285
6.
7.
8.
Zhuravlev A.A. Legal support of the import substitution process // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. materials of the V International Scientific and Practical Conference. Irkutsk State University. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 371-374. Zhuravlev A.A. The role of media space in the formation of public opinion about the policy of import substitution // Social reality of virtual space. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyush-kevich. Irkutsk, ISU, 2023. pp. 90-96. Polyushkevich O.A. Public discontent in urban space // Current problems of humanitarian and social research. Materials of the XVII All-Russian Scientific Conference of Young Scientists in the Field of Humanities and Social Sciences. Editorial Board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persid-skaya, A.A. Sanzhenakova. 2019. pp. 171174.
Polyushkevich O.A. Social modeling with information and analytical data: is the truth in the flow or the result? // In search of social truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, ISU, 2022. pp. 343-345.
9. Polyushkevich O.A. Social management through the prism of norms // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, ISU, 2022. pp. 195-199.
10. Skudenkov V.A. Consequences of the economic crisis: analysis of collective emotions // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2020. pp. 187190.
11. Skudenkov V.A. The role of economic sanctions against Russia in the life scenarios of young people // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the V international scientific and practical Internet conference. In 2 parts. Vologda, Vol Scientific Center RAS, 2020. pp. 254-257.
12. Skudenkov V.A. Transformation of the life goals of young people under the influence of economic sanctions against Russia // Sociology. 2020. No. 1. P. 341-344.
286