Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЧЕРЕЗ МЕДИАРЕСУРСЫ'

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЧЕРЕЗ МЕДИАРЕСУРСЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МЕДИАРЕСУРСЫ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / МЕДИАСРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлев Артем Андреевич

В статье проводится анализ формирования общественного мнения (на основе данных исследования ВЦИОМ) о политике импортозамещения. Рассматривается медиасреда как форма, инструмент и механизм формирования социальных представлений об импортозамещении через разнообразные типы публикаций: идеолого-патриотический, экономико-стратегический, управленческий, личный пример, экспертная оценка, а также выделяются методы трансляции указанных образов и символов политики импортозамещения: внушение, заражение, подражание и убеждение. Анализируются как позитивные стратегии восприятия политики импортозамещения, так и негативные формы интерпретации данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION POLICY: CONSTRUCTING PUBLIC OPINION THROUGH MEDIA RESOURCES

The article analyzes the formation of public opinion (based on the data of the Public Opinion Poll (VCIOM) study) on the policy of import substitution. The media environment is considered as a form, tool and mechanism for the formation of social ideas about import substitution through various types of publications: ideological and patriotic, economic and strategic, managerial, personal example, expert assessment, as well as methods for translating the indicated images and symbols of the import substitution policy are distinguished: suggestion, infection, imitation and persuasion. Both positive strategies for perceiving the import substitution policy and negative forms of interpretation of this phenomenon are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЧЕРЕЗ МЕДИАРЕСУРСЫ»

Политика импортозамещения: конструирование общественного мнения через медиаресурсы

Журавлев Артем Андреевич,

аспирант 2 Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]

В статье проводится анализ формирования общественного мнения (на основе данных исследования ВЦИОМ) о политике импортозамещения. Рассматривается медиасреда как форма, инструмент и механизм формирования социальных представлений об импортозаме-щении через разнообразные типы публикаций: идеолого-патриотический, экономико-стратегический, управленческий, личный пример, экспертная оценка, а также выделяются методы трансляции указанных образов и символов политики импортозамещения: внушение, заражение, подражание и убеждение. Анализируются как позитивные стратегии восприятия политики импортозамещения, так и негативные формы интерпретации данного явления.

Ключевые слова: политика импортозамещения, общественное мнение, медиаресурсы, контент-анализ, медиасреда

Политика импортозамещения началась в 2014 году и первые плоды в виде установок общественного мнения уже сформировались за неполные десять лет. Перестроился формат и условия восприятия социальных и экономических процессов населением России. Информационные сообщения о импор-тозамещении становятся все более обыденной и повседневной информацией в разных информационных средах (от теле- до печатной аудитории, посетителей социальных сетей и других виртуальных информационных площадок). Современное медиапространство напол-ненно множеством смыслов и позволяет выявлять ключевые составляющие конструирования символического образа политики импортозамещения в информационной среде России.

По данным ВЦИОМ, россияне в подавляющем большинстве полагают, что российские производители скорее смогут заменить зарубежные фирмы в сегментах производства продуктов питания (94%), предметов гигиены (91%), бытовой химии (90%), строительных и отделочных материалов (86%). Чуть реже выражали мнение о возможности импортозамещения в производстве медикаментов и лекарств (смогут 69% vs не смогут 24%), в авиационной отрасли (66% уб 22%), изготовлении промышленного оборудования (63% уб 29%) [6].

Примерно половина граждан считают, что отечественные производители скорее смогут заместить иностранное медицинское оборудование (55%), треть считают, что это скорее невозможно (34%). Мнение о возможности успешного замещения иностранных брендов в производстве бытовой техники и электроники высказывают также половина опрошенных (54%), 37% считают, что заместить товары в этой категории российские компании скорее не смогут. В вопросе импортозамещения автомобилей

86

и автозапчастей мнения разделились: 50% считают, что российские компании скорее смогут заменить иностранные, 40% - скорее не смогут.

В случае выбора продуктов российского или зарубежного производства при условии равной цены граждане чаще ориентированы на выбор отечественного продукта (67%), скорее импортный товар выберут 18%. В вопросе качества российский производитель также выигрывает, по мнению 56%; каждый пятый считает импортные продукты более качественными (22%) [6].

Это данные масштабного исследования 2022 года. Как сформировались данные представления? Через какие механизмы и инструменты они регулируются? Кто, как и через какие механизмы регулирует социальные представления и установки, определяет модели и формы поведения и мышления россиян. Эти вопросы стояли перед нами, когда начинали свое исследование.

Поиск ответов показал, что в современной медиасреде находится множество знаковых форм и символов, фиксирующих в нужном ключе информацию, публичные персоны высказывают свои оценки и суждения, что формирует восприятие обывателя. На иррациональном уровне включается механизм доверия / недоверия получаемой информации (Р.Г. Ардашев [1-4]) и последующий выбор того или иного сценария развития. В последующем это приводит к формированию «своих» и «чужих» (О.А. Полюшкевич [5,7,8]) и последующему выбору жизненного сценария в условиях экономического кризиса, санкций, пандемии и проч. (В.А. Скуденков) [9-12].

Иными словами, представили разных научных направлений фиксируют изменения общественных настроений в отношении политики импортозамеще-ния, объясняют это разнообразные условиями и процессами, происходящими внутри страны и за ее пределами, но все выделяют основные механизмы конструирования данного вектора трансформации социальных представлений россиян. Изучению этих механизмов и посвящено наше исследование.

Особенности исследования

В нашем анализе приняло участие 6508 публикаций с 2014 по 2022 годы, размещенных на разных ресурсах масс-медиа, как официальных страницах изданий печатных газет, так и в блогах, страницах социальных сетей и других источниках медиапространства. Поиск публикаций проходил через поисковую строку браузера www.google.com - в анализ включались первые 10 публикаций, попадающих под критерии поиска (оценка общественного мнения, политика импортоза-мещения, оценка разными социальными и профессиональными группами). Последующий анализ публикаций проводился при помощи программы Atlas. ti, а также использовался транссимволический анализ.

Результаты исследования

В результате анализа публикаций мы смогли выделить несколько их типов воздействия на общественное сознание: идеолого-патриотический, экономико-стратегический, управленческий, личный пример, экспертная оценка.

Идеолого-патриотический тип публикаций направлен на патриотическую риторику значимости производства отечественной продукции и важности поддержания отечественного производителя как государственная и/или национальная стратегия развития территории страны.

Политика импортозамещения позволит вернуть нашей стране независимость и самодостаточность на уровне производства и реализации продукции. Это выведет нас на новый уровень значимого социального развития. (АиФ, 2020).

Без политики импортозамещения мы не вернем былую самодостаточность. Во времена СССР на нас ровнялись - мы помогали тем, кто был нашим другом. Сегодня наше будущее также определяется тем уровнем независимости, который мы приобретем благодаря данному курсу. (Блогер, миллионник, 2014).

Экономико-стратегический тип публикаций направлен на формирование

87

новых сфер занятости и производства, развитие кластеров на разных территориях, организация производств и создания стратегических рабочих мест в тех районах страны, где ранее либо ничего не было, либо было производство до распада СССР, а потом сошло на нет.

Развитие нового производства - выведет многие регионы на новый уровень жизни. Развитие фармацевтического кластера в Иркутской области уже стало значимым моментом в стратегическом моделировании развития региона, будущее только учили эти тенденции. (учредитель крупного фармацевтического предприятия, АиФ, 2021).

Выводить экономику регионов на новый уровень возможно только при изменении государственной политики. Сейчас как раз тот случай, когда политика импортозамещения меняет акценты, смыслы деятельности и задачи предпринимателей - с заранее проигрышной конкуренции с западными компаниями, на стратегическую форму развития собственной стабильности и безопасности в настоящем и будущем. (мэр, Областная газета, 2015).

Управленческий тип публикаций направлен на формирование управленческих решений позволяющих прямо сейчас почувствовать перемены от внедрения политики импортозамещения и сформировать основу для будущего управления на новом уровне или вывести отрасль или территорию на новый уровень жизни. Также в этом типе акцентируется внимание на развитие человеческого капитала территории как основой задачей управления.

Брать инициативу на себя - выводить регион из кризиса, путем поддержки предпринимателей, участвующих в проектах импортозамещения - это приоритетная задача для представителя власти любого уровня. Задача моих подчиненных наладить механизм работы в этом направлении так, чтобы он работал как часы. (губернатор, Сайт Администрации области, 2022).

Уметь управлять предприятием в условиях, когда нет уверенности в завтрашнем дне - само по себе рискован-

но, политика импортозамещения активизирует новые стартовые возможности и как ими воспользоваться - зависит от желания и управленческих навыков руководителя. Быть патриотом недостаточно, надо уметь управлять людьми -а это могут не все, особенно в условиях сложных времен. (предприниматель, руководитель предприятия занятого в сфере импортозамещения, 2021).

Личный пример как тип публикаций рассматривает истории жизни предпринимателей начавших свое дело в рамках поддержки предприятий занимающихся в сфере импортозамещения и получивших поддержку от государства на развитие своего предприятия. Рассматриваются трудности, победы и перспективы развития импортозамещения через личные истории руководителей коллективов, работающих в сфере импортозамещения.

Я стал на ноги, благодаря тому что сразу стал работать в нише импортоза-мещения. Не скажу, что все сразу получилось. Но могу уверенно говорить, что перспективы роста, расширения объемов производства и последующей реализации растут - и это реальные стратегии развития. (предприниматель, руководитель предприятия занятого в сфере импортозамещения, 2018).

Пандемия, конечно, подкосила многих, но мое предприятие удержалось и то, что мы участвуем в государственном проекте по поддержке предприятий, занятых в сфере импортозамещения имело не последнее значение. (предприниматель, руководитель предприятия занятого в сфере импортозамещения, 2021).

Экспертная оценка как тип публикаций отражает позиции значимых на определенных территориях персон (губернаторы, мэры, директора и управляющие градообразующих предприятий и т.д.), где реализуется более успешно политика импортозамещения.

Вовлеченность в процесс импортозамещения не только оздоравливает нашу экономику, развивая отечественного производителя, но и помогает восстановить патриотическое сознание жителей регионов. Это медленный, но верный

88

процесс развития и реализации потенциала любой территории. (губернатор, Сайт Администрации, 2017).

Значимые перемены в социальной инфраструктуре региона происходят только после экономического подъема, направленного на повышение количества рабочих мест, уровня заработной платы жителей территории, перспективам повышения качества жизни. (пред-

приниматель, руководитель предприятия занятого в сфере импортозамещения, 2016).

В таблице 1 представлено распределение типов публикаций о политике импортозамещения и ее результатах по годам публикаций (в разные года общественное мнение конструировалось под влиянием разнообразных условий и механизмов общественного воздействия).

Таблица 1. Соотношение типов публикаций с 2022 по 2014 гг. (в %)

Тип 2022г 2021г 2020г 2019г 2018г 2017г 2016г 2015г 2014г

Идеолого-патриотический 24 22 21 24 30 40 50 50 60

Экономико-стратегический 17 20 21 19 25 31 30 35 29

Управленческий 19 20 23 22 20 14 10 7 5

Личный пример 22 20 18 15 10 5 3 3 1

Экспертная оценка 18 18 17 20 15 10 7 5 5

Как видно из таблицы, что с первых лет введения доминируют идеолого-патриотические и экономико-стратегические задачи, а чем ближе к настоящему времени, тем более разнообразны типы публикаций и более системно формируется отношение населения через управленческие решения, личные примеры и экспертные оценки, помимо первых типов публикаций, которые также остались в информационном поле.

Используя механизмы транссимволического анализа, мы выявили основные когнитивные (существительные), аффективные (прилагательные), де-ятельностные (глаголы) символы, позволяющие судить о символическом содержании медийной представленности информации в публикациях о политике импортозамещения. Результаты представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, информационная составляющая, отражающая те или иные контексты политики импор-тозамещения, содержит как позитивные, так и негативные коннотации. Позитивных в три раза больше, чем негативных (73% и 27% соответственно). По-

зитивные коннотации ориентированы в будущее и связаны с возможностями реализации и развития потенциала сейчас и потом, тогда как отрицательные несут отпечаток прошлой непродуктивной политики, разрушения достижения советского прошлого и непродуманной политики начала и середины девяностых годов ХХ века. Позитивные чаще слышны от представителей власти и рядовых граждан, мнения которых как-то отражены в информационном сообщении. Отрицательные возникают как результат неудовлетворенности эффектом реализации у предпринимателей или экспертов вовлеченных в оценку этих процессов.

При этом методами трансляции указанных выше символов были достаточно очевидные приемы: внушение, заражение, подражание и убеждение.

Внушение (18%) - когда читатель или зритель безусловно с доверием воспринимает получаемую информацию. Тут важно чтобы доверие было к тому, кто ее доносит и как, какие примеры или данные использует. Часто данный метод используется представителями власти, транслирующими новые условия и ме-

89

ханизмы реализации политики импор-тозамещения.

Таблица 2. Медийная представленность информации в публикациях о политике импортозамещения (в %)

Смыслы Положительные коннотации Отрицательные коннотации

Когнитивные прорыв (76) развитие(74) ресурс (73) ограниченность (24) бедность(26) разорение (27)

Аффективные длительный (75) постепенное (74) мощный (73) технологическая (25) повсеместная(26) тотальное (27)

Деятельност-ные меняет(74) трансформирует (72) усиливает(70) останавливает (26) тормозит (28) опустошает (30)

Заражение (23%) - когда читатель эмоционально вовлекается в «беды региона» или «конкретного человека», который решил все изменить в регионе или личной жизни и начал проект реализации в рамках импортозамещения. Этот механизм чаще всего используется при описании жизненного пути и успехах конкретного предпринимателя и становления его импортозамещающего производства, которое положительно влияет и на экономику региона, и на его жителей, и на самого руководителя.

Подражание (27%) - когда читатель сравнивает успешный опыт реализации и работы компаний в рамках импортозамещения в других регионах и включается в поддержание создания производств в своем. Этот механизм часто используют представители власти и руководители бизнеса, который только начинается, зарождается в регионе для формирования возможных ориентиров изменения ситуации в этом регионе, по примеру других.

Убеждение (32%) - когда чтитель последовательно (в серии статей или зритель в серии выпусков) получает разную информацию по задачам, возможностям, проблемам, рискам импортозамещения и его «подводят» к нужному решению этих непростых моментов - предлагая в конце тот или иной сценарий.

Таким образом, работа в информационном пространстве по популяризации проекта импортозамещения, а также формирования социальных представлений и поддержки данной политики в целом в разных отраслях и сферах жизни реализуется достаточно традиционными способами, опирается на авторитет публичных значимых персон для каждого региона в отдельности и страны в целом, опирается на традиционные способы воздействия на массовое сознание, социальные установки и стереотипы, позволяющие формировать оценку политики импортозамещения в нужном ключе. Единичные отзывы о негативных процессах и состояниях, вызванные политикой импортозамещения скорее осуждаются в общественном мнении, чем возводятся в социально значимые величины, способные вызвать негативную волну отклика или интерпретаций в отрицательных критериях анализа последствий политики импортозамещения.

Выводы

Представленные данные говорят о существовании целенаправленной стратегии формирования общественного мнения в отношении политики импортозамещения. Эта стратегия задается представителями власти, поддерживается заинтересованным бизнесом и социально активной общественностью, так как акцент на общественное благо и социальную выгоду для всех участников взаимодействия транслируется во всех медийных пространствах. Все стороны участников формируют основные рамки развития представлений жителей России о политике импортозамещения, ее особенностей и ключевых характеристик развития.

Информация о политике импортозамещения и конструировании общественных образов ее восприятия является искусственным продуктом необходимости одобрения решений власти и нахождения нужных точек воздействия на общественное мнение через выявленные типы и механизмы воздействия на социальные представления и коллективные переживания и последующие действия,

90

направленные на поддержание проектов и предприятий, занятых в сфере импор-тозамещения. Безусловно, для полноценного понимания особенностей ведения информационной политики по формированию общественного мнения необходимо проводить более масштабный мониторинг, привлекать разнообразные инструменты для анализа полученной информации. Но уже сейчас очевидны основные векторы идеологически наполненного формата медиасреды о политике импортозамещения в России.

Литература

1. Ардашев Р. Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.

2. Ардашев Р. Г. Иррационализация массового сознания и СМИ // ЛОМО-НОСОВ-2022. Материалы Международного молодежного научного форума. 2022.

3. Ардашев Р.Г. Особенности сознания россиян: стратегии восприятия будущего // Социология. 2021. № 2. С. 60-67.

4. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.

5. Ким А.С., Полюшкевич О.А. Идентичность как способ восприятия чужих и своих // DIXI - 2019: идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях. сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С. 94-100.

6. Мониторинг мнений (ВЦИОМ): май-июнь 2022// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С.175-188.

7. Полюшкевич О.А. «Свои» и «чужие»: социокультурные маркеры // Дискуссия. 2011. № 5. С. 84-89.

8. Полюшкевич О. А. Общественное недовольство в городском пространстве // Актуальные проблемы гумани-

тарных и социальных исследовании. Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А. Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Санженакова. 2019. С. 171-174.

9. Скуденков В.А. Последствия экономического кризиса: анализ коллективных эмоций // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С.187-190.

10. Скуденков В.А. Роль экономических санкций против России в жизненных сценариях молодых людей // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы V международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. 2020. С.254-257.

11. Скуденков В.А. Трансформация жизненных целей молодежи под влиянием экономических санкций против России // Социология. 2020. № 1. С. 341-344.

12. Скуденков В.А. Экономические притязания: эффекты трансформаций в современном обществе // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2022. С.104-109.

IMPORT SUBSTITUTION POLICY: CONSTRUCTING PUBLIC OPINION THROUGH MEDIA RESOURCES

Zhuravlev A.A.

Irkutsk State University

The article analyzes the formation of public opinion (based on the data of the Public Opinion Poll (VCIOM) study) on the policy of import substitution. The media environment is considered as a form, tool and mechanism for the formation of

91

social ideas about import substitution through various types of publications: ideological and patriotic, economic and strategic, managerial, personal example, expert assessment, as well as methods for translating the indicated images and symbols of the import substitution policy are distinguished: suggestion, infection, imitation and persuasion. Both positive strategies for perceiving the import substitution policy and negative forms of interpretation of this phenomenon are analyzed.

Keywords: import substitution policy, public opinion, media resources, content analysis, media environment.

References

1. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.

2. Ardashev R.G. Irrationalization of mass consciousness and the media // LOMON-OSOV-2022. Materials of the International Youth Scientific Forum. 2022.

3. Ardashev R.G. Peculiarities of Russian Consciousness: Strategies for Perceiving the Future // Sociology. 2021. No. 2. S. 6067.

4. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.

5. Kim A.S., Polyushkevich O.A. Identity as a way of perceiving strangers and friends // DIXI - 2019: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian research. collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019. S. 94-100.

6. Monitoring of opinions (VTslOM): May-June 2022 // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2022. No. 3. S. 175-188.

7. Polyushkevich O.A. "Friends" and "strangers": sociocultural markers // Discussion. 2011. No. 5. S. 84-89.

8. Polyushkevich O.A. Public discontent in the urban space // Actual problems of humanitarian and social research. Proceedings of the XVII All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. Editorial board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persian, A.A. Sanzhenakov. 2019. S. 171-174.

9. Skudenkov V.A. Consequences of the economic crisis: analysis of collective emotions // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. 2020. S. 187-190.

10. Skudenkov V.A. The role of economic sanctions against Russia in the life scenarios of young people // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the V International Scientific and Practical Internet Conference. In 2 parts. 2020. S. 254-257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Skudenkov V.A. Transformation of life goals of youth under the influence of economic sanctions against Russia // Sociology. 2020. No. 1. S. 341-344.

12. Skudenkov V.A. Economic claims: the effects of transformations in modern society // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich. Irkutsk, 2022, pp. 104109.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.