Теория социального действия Т. Парсонса: через призму неуплаты налогов и несоблюдения налогового контроля
Палащенко Егор Викторович,
аспирант Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье проводится комплексный анализ применения теории социального действия Т. Парсонса для рассмотрения такого явления как неуплата налогов и дисфункция налогового контроля. В статье рассматриваются теоретические рамки и практические возможности изучения данной темы, определяются социальные перспективы развития экономической социологии и социологии управления в аспектах неуплаты налогов и нарушения налогового контроля. В качестве примера приводятся результаты собственного исследования о реализации социального действия в вопросах несоблюдения налогового контроля.
Ключевые слова: социальное действие, неуплата налогов, налоговый контроль, Парсонс, несоблюдение налогового контроля, дисфункция социального института, институт налогов экономическая социология, социология управления.
Неуплата налогов редкая для социологического анализа тема изучения. С одной стороны, это потому, что налоги, их начисление, уплата или невыплата является прерогативной экономических практик. С другой, затрагивает не только рядового представителя бизнеса (отвечающего за выплату налогов), но затрагивает работу социальных институтов, регулирующих стабильное функционирование любого государства. Такая ситуация понятна - налогообложение связано с финансовым функционированием государства. И как следствие, доминирующими подходами изучения данного явления с позиции экономики и права. Но эти подходы лишь в очень ограниченной мере позволяют раскрыть социальную природу данного явления.
Статистика показывает, что неуплата налогов с каждым годом растет. Стало быть, реализуемые на уровне государства юридические и экономические санкции против неуплаты налогов не являются эффективными, поэтому необходима другая методология понимания, изучения и трансформации этого деструктивного социального действия. В результате неэффективности налоговых институтов - можно говорить о несоблюдении налогового контроля как социального явления уже не только теми, кто должен выплачивать налоги, но и теми, кто контролирует этот процесс. А это свидетельство неэффективности социального института налогового контроля.
Чтобы рассматривать данные процессы, необходимо поставить фокус исследования на экономической социологии и социологии управления. Первой, потому что отношение к финансам и встроен-ность социально-экономическую сферу общества или не готовность соблюдать правила и нормы той группы, к которой принадлежишь - выступает базовым условием для социального анализа. Второй, потому что это процесс социального
120
управления и на более низком уровне -организационного управления прослеживаются механизмы эффективного или не эффективного социального моделирования общественным развитием.
Социально-экономический и социально-управленческий анализ практик несоблюдения налогового контроля и невыплаты налогов необходим для более глубокого изучения и понимания сущности данного явления и разработки эффективной стратегии решения этих проблем, основанных не столько на репрессивных, сколько на превентивных мерах. Социологический анализ практик ухода от налогов частично рассмотрен в фискальной социологии (В. Волков [9], Э. Панеях [14], В. Туркова [24]), их подход базируется на понимании конкуренции и борьбы за налогоплательщика между государством и теневыми структурами рынка. Институциональный подход предлагает другой метод анализа уклонение от уплаты налогов как формы адаптации к меняющимся социальным правилам и нормам, своего рода стратегия адаптации, но с использованием негативных инструментов социального взаимодействия (В. Радаев [18], М. Павенкова [10], В. Скуденков [20-23]).
Эти процессы происходят под воздействием внешних иррациональных процессов, приводящих к трансформации системы (Р. Ардашев [1-8]), особенности просоциального поведения в сфере дарообмена (О. Полюшкевич [16,17]) и непосредственно несоблюдение налогового режима (А. Санина [19], Е. Пала-щенко [11-13]).
По нашему мнению, уклонение от уплаты налогов можно рассматривать еще в одном направлении - как социальное действие. Основоположник данного подхода Т. Парсонс [15]. Его подход анализа социальных действий, в условиях меняющегося мира, достаточно хорошо показывает то, как разрушающиеся или более гибкие нормы и правила порождают отклонение от заданного необходимого условия - соблюдения налогов. И как это деструктивное действие может влиять на социальную структуру. Важно
отметить, с позиции социологии управления, что социальные действия обладают самоорганизацией и тяготеют к восстановлению равновесия в социальной системе. И если налоги не уплачиваются, налоговый контроль не эффективен -стало быть данная форма нарушения правил - делает систему равновесной. Проблема не в конечных исполнителях, а нарушении правил и норм налогового функционирования в обществе.
Опираясь на теорию Т. Парсонса, можно говорить о целенаправленном, регулируемом и мотивированном действии. Иными словами, тот кто неуплачивает налоги целенаправленно, мотивированно и осознанно не платит все или часть налогов. Это действие сочетает в себе как личные мотивы, так и способы адаптации к внешним раздражителям, которые обусловлены его социальной ролью и статусом.
Данные рассуждения стали основой для нашего исследования.
Особенности исследования
Исследование проходило в виде экспертного опроса (n=18), в котором приняли участие предприниматели, имеющие стаж предпринимательской деятельности более 5 лет, в возрасте от 30 до 60 лет, 12 мужчин и 6 женщин, все имеют высшее образование, 80% два высших образования, 20% ученую степень.
Экспертный опрос проводился через платформу zoom, продолжительность каждого интервью час-час сорок. Опрос состоял из 10 вопросов, внутри которых эксперты могли самостоятельно заострять свое внимание на тех или иных вопросах несоблюдения налогов и неэффективности налогового контроля.
Обсуждение результатов исследования
Как правило, статусно-ролевая система общества как раз и поддерживается слаженной работой по соблюдению социальных норм и рамок отдельных представителей сообществ и целых социальных групп. В нашем случае - обусловлена функционированием достаточно боль-
121
шой, хотя и разрозненной группой тех, кто не платит налоги и тех, кто не эффективно осуществляет налоговый контроль. Иными словами, каждый участник обеспечивает институционально-ролевое поведение, свойственное представителям его группы для соответствия ожиданиям и формам адаптации в том или ином социальном институте, соблюдая свои ценности и нормы, помогающие ему ориентироваться в своей среде.
В нашем мире, быть предпринимателем - это не просто работать на себя, это выполнять кучу разных функций и обязанностей, это своего рода придуманный мир, в котором важно не нарушать внутреннего баланса. Если происходит сбой - то вся система рушится. Так вот -неуплата налогов - это тоже часть той роли, которую играет тот или иной предприниматель, если он изменит свое поведение и вдруг начнет платить налоги и выплачивать только белую зарплату -он быстро разорится, так как не будет соответствовать своей социальной роли. (М.А, предприниматель, 52 года, Иркутск).
Уплата налогов - это не просто выполнение роли, но и способ поддержания включенности в сообщество, поддержания работы более крупных социальных институтов. Неуплата налогов, соответственно, приводит к разрушению базовых условий социальных коммуникаций. Окружающим людям необходимо знать, что ожидать от окружения, на что рассчитывать - при соблюдении норм, соответствующих их социальных ролям и при их нарушении.
Быть вне закона, только потому что ты не платишь налоги или не прозрачно это делаешь - это исключение из определенного круга других предпринимателей. Да, это не помешает вести дела на повседневном, обычном уровне, но станет своего рода стеклянным потолком при желании попасть в другой круг или другие ниши или сферы бизнеса. Уплата налогов - это формальный повод войти в сообщество, а вот удержаться в нем или нет - это дальнейшая управленческая и экономическая политика предпринимателя. (В.А., предприниматель 27 лет, Красноярск).
Конструируя роль предпринимателя - как сам предприниматель, так и его окружение формируют установки: какое поведение от него ожидать, какие действия будут попадать в роль предпринимателя. Это может быть «управление бизнесом», «контроль персонала», «взаимодействие с клиентами», «уплата налогов» или же «неуплата налогов», «коррупционные схемы», «передел бизнеса», «криминал» и т.д. Социальная роль отражает ожидаемое, т.е. правильное поведение.
Это также сочетается с институциональными ролями предпринимателя, такими как «собственник», «предприниматель», «директор» и т.д. Эти роли предполагают как права, так и обязанности человека, выполняющего роль предпринимателя.
Любой предприниматель - это портрет человека, соответствующего тем установкам, которые предъявляются к предпринимателям его ниши, его страны, сферы деятельности и т.д. Это подтверждение своей социальной роли через яркие ярлыки «успешности», «важности», «крутого управления», «налогового несоблюдения или соблюдения» и т.д. (Д.А., предприниматель 50 лет, Хабаровск).
Модальнаяличность предпринимателя формируется тогда, когда он работает по закону, платит белую зарплату, отчисляет налоги, т.е. выполняет все требования социальной роли. Это идеальный тип предпринимателя, который считает себя обязанным жить и делать все как надо, как требует от него его социальная роль, в результате чего он становится «хорошим руководителем», «честным бизнесменом», «примерным налогоплательщиком» и проч. Это типичное поведение для сообщества предпринимателей и их общественного восприятия.
Но сложность в том, что в российском обществе существует несколько видов ценностно-мировоззренческих стандартов и норм поведения. Ролевые ожидания могут не совпадать между представителей разных социальных групп. Например, для одних - неуплата налогов - это нарушение социальных
122
норм, то для других - это способ адаптации к меняющимся условиям; для одних - это преступление, для других - способ развития бизнеса; для третьих - это рутинная форма взаимодействия с органами власти.
Для того чтобы заниматься бизнесом в нашей стране для большей части предпринимателей надо отказаться от своих убеждений и установок, сколько бы мне ни говорили о том, что благодаря своим убеждениям я создал свой бизнес - я никогда не поверю. Так как только через преодоление себя, своих ограничений, страхов и предубеждений, сформированных в обществе и сформированных обществом можно добиться успеха и быть по-настоящему успешным предпринимателем. Зачастую мораль и ценности не имеют ничего общего с реальным успехом и реализацией себя в бизнесе. (Л.А., предприниматель 60 лет, Иркутск).
Парсонс выделяет важность интегри-рованности в социальную структуру. Если социальное действие слабо интегрировано в систему, то оно может приводить к социальным противоречиям. Например, символы признания перестают быть социально значимыми (люди имеют достижения и успехи, но не признаются окружением или признаются те, у кого нет достижений, но есть что-то другое (связи, деньги и проч.). Или же, погнавшись за внешним успехом (деньги, досуг, более статусный отдых и личные аксессуары), человек (предприниматель) идет на компромисс с собственной совестью, убеждениями, ценностями и нормами. В результате получается ценностный и ролевой конфликт. Хотя и признается, что частные интересы всегда выше общественных.
На примере вопроса по налогам это может выглядеть следующим образом: те, кто платят налоги не могут обеспечить достойную зарплату сотрудникам или обновить оборудование, а те, кто не платит налоги - платить более высокую зарплату (за счет серых или черных схем) и обновляет оборудование, также не выплачивая налоговые сборы за растаможивание товаров через взятки должностным лицам.
Стремление добиться социальных маркеров достатка, признания, уважения и известности становится поводом для того, чтобы не обращать внимание на такие условия социального благополучия как честность, справедливость, законопослушность. Зачастую, действие обычного права противоречит букве закона.
В начале бизнеса, предприниматель ради успеха жертвует своим временим, ценностями и идеями для получения желанного статуса - независимости, успешности, востребованности. В более поздние периоды жертвует тем же временем ради общественного мнения о том, какой ты успешный и крутой. Несоблюдение налогов этот факт лишь подчеркивает, создавая условия для альтернативной реализации в обществе. (М.А., предприниматель, 40 лет, Новосибирск).
Также не стоит сбрасывать личные мотивы неуплаты налогов: чем меньше отдавать государству, тем больше останется предприятию или лично его руководителю или собственнику. Это то, что Парсонс называл эгоистическим интересом. Он всегда включается, когда человек, выполняющий определенную социальную роль вступает во взаимодействие с кем-бы то ни было. Это позволяет подчеркнуть значимость своей социальной роли и возможностей ее укрепления в общественном воспроизводстве.
Первая задача предпринимателя -заработать денег. Вторая - сохранить заработанные деньги. Результатом реализации этих задач становится внутреннее чувство удовлетворения от того, что я делаю и для чего. (О.А., предприниматель, 42 года, Иркутск).
Эгоистический интерес дает несколько аспектов социального действия и социального взаимодействия, помогающих встроиться в систему интеракций. Но более точно это понятие применительно к налоговым сборам и налоговому контролю может раскрываться через другой термин - удовлетворение.
Поэтому, предлагаем рассматривать именно удовлетворение как субъективный показатель уплаты или неуплаты налогов и эффективного или деструктивного налогового контроля:
123
- самоуважение (основанное на качественном и правильном выполнении своих социальных ролей);
- признание (получение признания со стороны референтной группы);
- прагматичность (восприятие как инструмента достижения своих целей);
- удовольствие (эмоциональное подключение к реализации социального действия);
- эмоциональная привязанность и групповая идентичность(восприятие своих и чужих).
В обществе всегда будут нормы и правила, а также принципы и механизмы отклонения от них. Тенденции отклонения от норм иллюстрируют систему мотивированных действий, обеспечивающих воспроизводство системы и активизацию наиболее жизнеспособных личностей и сообществ.
Уклонение от уплаты налогов и неэффективный налоговый контроль могут стать примерами отступления от модальных характеристик личности предпринимателя, знающих, но осознанно отклоняющихся от норм налогового поведения предпринимателя, также как и выбор альтернативных нормативных систем социального воспроизводства.
Сегодня просто платить налоги не является нормой, не является критерием соответствия социальному действию. А осознание необходимости уплаты налогов, понимания для чего - это нужно, как происходит дальнейшее распределение и для чего нужны налоги государству позволяет говорить об осознанном социальном действии, где уплата налогов выступает осознанным социальным актом.
Если ты платишь налоги - не значит, что иных нарушений закона нет. Более того, оплата налога без понимания того, для чего и почему это надо - также не дает спокойствия. Только осознанные действия могут привести к желаемому результату: стабильному развитию предприятия. (Н.Е., предприниматель, 45 лет, Новосибирск).
Налоговый контроль выступает дополнительным поводом для уплаты налогов. Налоговый контроль выступает гарантом для общества в том, что его
функционирование будет поддерживаться через налоговые поступления от предпринимателей. Это становится нормой и убеждением, когда не возникает сомнений в своей социальной идентичности и солидарности сообществ; понимание, но возможно, не признание той модели поведения, от которой отказывается человек; отсутствие поощрения девиантных действий.
Выводы
Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить социальные факторы воздействия на неуплату налогов и нарушение норм налогового контроля (экономические и юридические причины становятся лишь вторичными элементами, при первичном анализе социальны).
Теория Т. Парсонса, может быть, одним из ключевых элементов анализа экономической социологии и социологии управления при анализе такого явления как неуплата налогов и нарушение норм налогового контроля.
Налоговые отношения выступают одним из элементов социальной роли предпринимателя, вне зависимости от того, говорим мы о соблюдении или нарушении налогового законодательства.
В целом, процесс изучения неуплаты налогов и дисфункции налогового контроля позволит выявить основные противоречия, особенности и перспективы развития общества. Механизмы экономической социологии, социологии управления и фискальной социологии становятся прямым инструментом изучения и мониторинга рассматриваемых социально-экономических и социально-управленческих интересов личности, сообществ и общества в целом.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Иррациональное пространство правовых представлений россиян // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 2 (43). С. 255-258.
2. Ардашев Р.Г. Иррациональность правового сознания россиян // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы II
124
Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 58-64.
3. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 2. С. 76-84.
4. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного сознания: анализ повседневных практик // В поисках социальной истины. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 112-115.
5. Ардашев Р.Г. Иррациональность общественного мнения: страхи взаимодействия с представителями органов власти // Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 3 (44). С. 340-344.
6. Ардашев Р. Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.
7. Ардашев Р.Г. Иррациональные представления молодежи об антикоррупционной культуре в России // Антикоррупционная культура и молодежь в России и Китае: современное государство, бизнес, общество. Сборник статей. Под редакцией А.В. Петрова, О.П. Горьковой, Инь Шаша, Ян Юнь-кэ. Санкт-Петербург, 2020. С. 44-49.
8. Ардашев Р.Г. Конфликт иррациональности сознания современного человека // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке. Сборник материалов XIV Международная научная конференция «Со-рокинские чтения - 2020». Москва, 2020. С. 13-15.
9. Конкуренция за налогоплательщика. Исследования по фискальной социологии/ Под ред. В. Волкова. М.: МОНФ, 2000.
10. Павенкова М.В. Налоговая система как институт социального управления: Дис... канд. социол. наук: 22.00.08. СПб.: Издательство СПбГУ, 2001. 169 с.
11. Палащенко Е.В. Несоблюдение налогового контроля в дискурсе печатных СМИ // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2023. С. 184-187.
12. Палащенко Е.В. Несоблюдение налогового контроля как социальная угроза стабильности общества // Методология предотвращения угроз в XXI веке. Сборник научных трудов. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 296-300.
13. Палащенко Е.В. Представления о налогах и налоговом контроле: анализ печатных СМИ // В поисках социальной истины. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. А. Полюшкевич. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 269-272.
14. Панеях Э. Издержки легальной экономической деятельности и налоговое поведение российских предпринимателей // Конкуренция за налогоплательщика. Под ред. В. Волкова. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. http://ecsocman.edu.ru.
15. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
16. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение: интерпретация теории дарообмена М. Мосса // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 125-128.
17. Полюшкевич О.А. Просоциальное поведение: подарки в современном мире // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2021. № 12. С. 119-126.
18. Радаев В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 253-261.
19. Санина А.Г. Налоговые девиации: стратегии преодоления (Социально-
125
управленческий аспект) // Современное управление. Специальный ежемесячник современных концепций и методов менеджмента. ООО «Ин-терсоциоинформ». 2007. № 5. С. 7-9.
20. Санина А.Г. Уклонение от уплаты налогов как социальный феномен и проблема управленческой практики // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. Санкт-Петербург, 2006. № 5 (23). С. 73-76.
21. Скуденков В.А. Влияние экономического кризиса на готовность населения нарушать закон // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2020. С.104-108.
22. Скуденков В.А. Динамика экономических притязаний в условиях пандемии // Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, ИГУ, 2022. С. 90-97.
23. Скуденков В.А. Мифы о социальном и экономическом капитале в процессах формирования гражданского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ,2017. С.94-100.
24. Туркова В.Н. Взятка как социальное действие (на основе системной теории Т. Парсонса) // Социология. 2022. № 5. С. 62-68.
T. PARSONS' THEORY OF SOCIAL
ACTION: THROUGH THE PRISM OF
NON-PAYMENT OF TAXES AND NONCOMPLIANCE WITH TAX CONTROL
Palashchenko E.V.
Irkutsk State University
The article provides a comprehensive analysis of the application of Talcott Parsons' theo-
ry of social action to consider such a phenomenon as tax evasion and tax control dysfunction. The article discusses the theoretical framework and practical possibilities for studying this topic, determines the social prospects for the development of economic sociology and sociology of management in the aspects of tax evasion and violation of tax control. As an example, the results of their own research on the implementation of social action in matters of non-compliance with tax control are given.
Keywords: social action, non-payment of taxes, tax control, Parsons, non-compliance with tax control, social institution dysfunction, tax institution economic sociology, sociology of management.
References
1. Ardashev R.G. Irrational space of legal ideas of Russians // Mission of confessions. 2020. V. 9. No. 2 (43). pp. 255-258.
2. Ardashev R.G. The irrationality of the legal consciousness of Russians // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. FGBOU VO "ISU"; under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinina. Irkutsk, IGU, 2020. S. 58-64.
3. Ardashev R.G. Irrationality of public consciousness // Humanitarian vector. 2020. V. 15. No. 2. S. 76-84.
4. Ardashev R.G. The irrationality of public consciousness: an analysis of everyday practices // In search of social truth. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. Irkutsk, IGU, 2020, pp. 112-115.
5. Ardashev R.G. The irrationality of public opinion: fears of interaction with representatives of authorities // Mission of confessions. 2020. V. 9. No. 3 (44). pp. 340-344.
6. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.
7. Ardashev R.G. Irrational ideas of youth about anti-corruption culture in Russia // Anti-corruption culture and youth in Russia and China: modern state, business, society. Digest of articles. Edited by A.V. Petro-va, O.P. Gorkova, Yin Shasha, Yang Yunke. St. Petersburg, 2020, pp. 44-49.
8. Ardashev R.G. The conflict of the irrationality of the consciousness of modern man // Traditional and new social conflicts in the
126
XXI century. Collection of materials XIV International Scientific Conference "Sorokin Readings - 2020". Moscow, 2020. S. 1315.
9. Competition for the taxpayer. Studies in Fiscal Sociology / Ed.V. Volkov. M.: MONF, 2000.
10. Pavenkova M.V. Tax system as an institution of social management: Dis... cand. sociological Sciences: 22.00.08. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2001. 169 p.
11. Palaschenko E.V. Non-compliance with tax control in the discourse of print media // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, prospects. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Poly-ushkevich. Irkutsk, IGU, 2023, pp. 184-187.
12. Palaschenko E.V. Non-compliance with tax control as a social threat to the stability of society // Methodology for preventing threats in the XXI century. Collection of scientific papers. Irkutsk, IGU, 2022, pp. 296300.
13. Palaschenko E.V. Ideas about taxes and tax control: analysis of print media // In Search of Social Truth. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of O.A. Poly-ushkevich. Irkutsk, IGU, 2022, pp. 269-272.
14. Paneyakh E. Costs of legal economic activity and tax behavior of Russian entrepreneurs // Competition for the taxpayer. Ed.V. Volkov. M.: Moscow Public Scientific Fund, 2000. http://ecsocman.edu.ru.
15. Parsons T. About social systems. M.: Academic project, 2002.
16. Polyushkevich O.A. Prosocial Behavior: An Interpretation of the Theory of Gift Exchange by M. Moss // Social Consolidation and Social Reproduction of Modern Russian Society: Resources, Problems and Prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, IGU, 2020, pp. 125-128.
17. Polyushkevich O.A. Prosocial Behavior: Gifts in the Modern World // The Problem of the Correlation between the Natural and the Social in Society and Man. 2021. No. 12. P. 119-126.
18. Radaev V. Deformalization of rules and tax evasion in Russian economic activity // Questions of Economics. 2001. No. 6. S. 253-261.
19. Sanina A.G. Tax deviations: coping strategies (Social and managerial aspect) // Modern management. Special monthly magazine of modern management concepts and methods. Intersocioinform LLC. 2007. No. 5. S. 7-9.
20. Sanina A.G. Tax Evasion as a Social Phenomenon and the Problem of Management Practice // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. Postgraduate notebooks: Scientific journal. St. Petersburg, 2006. No. 5 (23). pp. 73-76.
21. Skudenkov V.A. The impact of the economic crisis on the willingness of the population to break the law // Social institutions in the legal dimension: theory and practice. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. FGBOU VO "ISU"; under the general editorship of O.A. Polyush-kevich, G.V. Druzhinina. Irkutsk, IGU, 2020, pp. 104-108.
22. Skudenkov V.A. Dynamics of economic claims in a pandemic // Health Philosophy: an integral approach. Interuniversity collection of scientific papers. Irkutsk, IGU, 2022, pp. 90-97.
23. Skudenkov V.A. Myths about social and economic capital in the processes of formation of civil society // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems, and prospects. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, IGU, 2017, pp. 94-100.
24. Turkova V. N. Bribe as a social action (on the basis of the system theory of T. Parsons) // Sociology. 2022. No. 5. pp. 62-68.
127