Татаринцева Раиса Яковлевна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,
Ежова Надежда Михайловна, мастер спорта Международного класса СССР, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский университет дружбы народов
NEW APPROACHES TO EFFECTIVE REHABILITATION IN SPORTS OF HIGH
ACHIEVEMENTS
R.Y. Tatarintseva, N.M. Ezhova
This article reflects the relevance of restoration and preservation of health of athletes in the sport, often operating in extreme conditions. When the impact on the sportsman's organism increased physical, emotional stress the body is exposed to injury, strain and stress. There are many different methods of rehabilitation of sportsmen. We offer comprehensive complex technique is more effective than separate methods of rehabilitation.
Key words: athletes, sport of high achievements, sports injury, manual therapy, reflex therapy, psychotherapy, local disorders, sports achievements, dysfunction, coaches, comprehensive, improving methods.
Tatarintseva Raisa Yakovlevna, doctor of medical Sciences, professor, department chair, [email protected], Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia,
Ezhova Nadezhda Mikhaelovna, master of sports of the International class USSR, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia
УДК 796.56
ВЛИЯНИЕ СЛИЧЕНИЯ КАРТЫ С МЕСТНОСТЬЮ НА РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Т.А. Федорова, Т.Н. Вяткина
Поиск рациональной подготовки спортсменов с ограниченными возможностями для безопасного прохождения лесных трасс дает определенные результаты, которые подтверждены экспериментальными результатами. Сличение карты с местностью способствуют развитию таких психических качеств как зрительное внимание, наглядно-образное мышление, воображение.
Ключевые слова: слуховой анализатор, технология обучения, сличение карты с местностью, техника спортивного ориентирования.
В своих исследованиях, посвященных проблеме взаимодействия анализаторов при восприятии окружающей действительности, И.М. Соловьев установил, что нарушение слухового анализатора отрицательно сказывается на деятельности других сохранных анализаторов. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия,
затрудняет развитие кинестетической чувствительности и, особенно, кинестезий речевых органов [4].
Психофизическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в условиях дефицитарного развития, в особых условиях восприятия внешнего мира, обусловленного недостаточностью работы слухового анализатора, связанных с его поражением на разных этапах развития [4].
Изучение теории и практики работы с глухими и слабослышащими детьми показало, что в последнее время предприняты попытки в направлении разработки коррекционно-компенсаторных программ для таких детей (Болонов Г.П., 2003; Зыкова Т.С., 2002; Мамайчук И.И., 2006; Сермеев Б.Н., 1976). Практически отсутствуют программы по спортивному ориентированию для детей с нарушением слуха. Следует также отметить, что использование традиционных технологий для обучения глухих детей этому виду спорта не всегда сопровождается достижением запланированных результатов: они плохо ориентируются на незнакомой местности, в соревнованиях пропускают отдельные контрольные пункты, существенно превышают время прохождения дистанции здоровых участников.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время успех на соревнованиях предопределяет не только одаренность спортсмена, не столько сила нервной системы, сколько комплексная его подготовленность - физическая, техническая, тактическая и психологическая. Поэтому в основе подготовки должна быть система упражнений и заданий, постепенно и целенаправленно развивающих уровень физической подготовки, технико-тактических навыков и психологической устойчивости к негативным явлениям.
В.Б. Коренберг в своих исследованиях определил, что техника вида спорта меняется в зависимости от правил соревнований и судейства, усовершенствования спортивного инвентаря и оборудования и ряда других причин [3]. Изменения в правила судейства, введенные Международной федерации ориентирования (FIE) в 2004 г., новые условные знаки спортивных карт и дисциплины в программе соревнований повлекли за собой серьезные коррективы в техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков. На сегодня актуальна проблема методов определения, выявления, систематизации компонентов, влияющих на успешное прохождение дистанций по спортивному ориентированию. Именно не разработанность методов оценки контроля развития наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, воссоздающего воображения для сличения карты с местностью и восприятия рельефа существенно сдерживает подготовку спортсмена к соревнованиям.
По мнению А.К. Дроздовского «именно пространственное мышление является тем психологическим феноменом, в сфере которого реализуются все остальные психологические процессы: восприятие, внимание,
представление, воображение, память и т. д.» [1]. Пространственное
мышление, как правило, имеет свою логику оперирования образами, формируемыми на основе процессов представления, воображения и составляющими главный продукт мыслительной деятельности ориентировщика. Исследования, проведенные учеными Л.Д. Битехтиной и
А.К. Дроздовским, подтвердили гипотезу о том, что одним из главных факторов повышения мастерства в ориентировании является способность спортсменов к опережающему отражению, то есть представление еще не видимого ландшафта [1].
Результат спортсмена-ориентировщика при прохождении соревновательной дистанции складывается из различных факторов подготовки. Наиболее важным фактором является техническая и психологическая подготовленность спортсмена [5]. Успешное выступление в таких соревнованиях невозможно без специальных знаний, умений, навыков. Физически развитый, но технически слабо подготовленный участник соревнований не сможет самостоятельно преодолеть заданную дистанцию и добиться высоких результатов. Участие такого спортсмена в соревнованиях опасно и для организаторов этих мероприятий.
К числу основных приемов спортивного ориентирования относится: чтение карты, образное представление местности по изображению на карте, определение направления движения, определение расстояний, сопоставление карты с местностью, контроль за перемещением по незнакомой местности.
В спортивном ориентировании каждая дистанция уникальна и никогда не повторяется. В этом заключается главный принцип соревнований: участники должны продемонстрировать умение
ориентироваться на незнакомой местности. Основой соревновательного поведения являются рациональные, целенаправленные, осмысленные, последовательные и расчетливые действия. От спортсмена требуется быстрое принятие решения.
В результате анализа специальной литературы и обработки фактического материала выяснилось:
а) недостаточно исследований по развитию наглядно-образного мышления, восприятия карты спортсменами-ориентировщиками;
б) недостаточно методических разработок и упражнений креативного характера в области техники ориентирования, психического развития;
в) недостаточно практической деятельности спортсмена на местности;
г) отсутствуют методики обучения чтения рельефа.
Мышление спортсмена, по мнению В.В. Чещихиной, связано, прежде всего, с восприятием карты с местностью и активной
мыслительной деятельностью. Продуктивность мыслительной деятельности спортсмена находится в тесной взаимосвязи с его эмоционально-волевыми состояниями [5].
По мере накопления опыта выполнения технико-тактических действий во время соревнований у ориентировщиков формируется способность к эффективному ориентировочному мышлению, что приводит к уменьшению числа ошибок и повышает надёжность ориентирования [6].
Спортивная деятельность ориентировщика тесно связана с развитием мышления, восприятия, памяти, внимания и других психических процессов. Это определяется спецификой данного вида спорта, так как атлету необходимо, сличая карту с основными ориентирами местности, очень четко воспринимать, определять и различать основные объекты, чтобы кратчайшим путем и передвигаясь с рациональной скоростью, пройти заданную дистанцию.
Результаты констатирующего эксперимента психического развития детей с нарушением слуха показал следующее: наглядно-образное мышление по методике Р. Амтхаунера, воображения по методике М.В. Ильиной, зрительной памяти по методике П.П. Блонского, зрительного восприятия по методике Рея-Остерица показали значительное отставание от нормы здоровых детей.
Разработанная нами программа по спортивному ориентированию «Поверь в себя», Рабочие тетради «В мире ориентирования», методические пособия, по которой занималась экспериментальная группа, учащиеся «Школа-интернат для детей с нарушением слуха 1, 2 вида» Пермского края, способствовали психическому развитию детей.
Анализ полученных результатов, представленные в таблице, показали значительный прирост, как у мальчиков, так и у девочек в наглядно-образном мышлении, творческом мышлении, улучшилось точность и устойчивость внимания, зрительно-пространственная память и воссоздающее воображение.
Показатели психического развития респондентов КГ и ЭГ в течение
формирующего эксперимента
Показатели пол Кол-во группы сентябрь май г Р
Наглядно-образное мышление, баллы М 17 КГ 59,61±8,07 64,51±7,63 1,77 >0,05
М 21 ЭГ 58,73±14,43 77,46±8,69 4,97 <0,05
Д 23 КГ 57,68±14,30 62,32±14,58 1,07 >0,05
Д 8 ЭГ 56,25±15,16 75,83±9,88 2,86 <0,05
Творческое мышление, оригинальность, ус. ед. М 17 КГ 45,49±7,48 48,82±7,40 1,11 >0,05
М 21 ЭГ 43,81±7,57 54,05±9,70 3,74 <0,05
Д 23 КГ 46,09±8,39 49,13±7,01 1,31 >0,05
Д 8 ЭГ 48,75±7,91 56,88±7,99 2,76 <0,05
Творческое мышление, разработанность, ус. ед. М 17 КГ 45,49±7,48 48,82±7,40 1,47 >0,05
М 21 ЭГ 43,81±7,57 54,05±9,70 7,73 <0,05
Д 23 КГ 46,09±8,39 49,13±7,01 1,61 >0,05
Д 8 ЭГ 48,75±7,91 56,88±7,99 2,87 <0,05
Точность внимания ус. ед. М 17 КГ 0,86±0,05 0,90±0,05 2,56 <0,05
М 21 ЭГ 0,84±0,09 0,93±0,09 3,47 <0,05
Д 23 КГ 0,87±0,11 0,91±0,09 1,23 >0,05
Д 8 ЭГ 0,90±0,07 0,98±0,02 2,51 <0,05
Устойчивость внимания, с М 17 КГ 80,47±20,99 67,88±24,80 -1,55 >0,05
М 21 ЭГ 82,05±24,15 54,14±8,22 -4,89 <0,05
Д 23 КГ 78,83±36,01 65,43±30,95 -1,32 >0,05
Д 8 ЭГ 90,75±21,79 61,13±14,72 -2,98 <0,05
Зрительнопространственная память, ус. ед. М 17 КГ 2,59±0,60 2,88±0,71 1,27 >0,05
М 21 ЭГ 2,62±0,54 3,46±0,41 5,56 <0,05
Д 23 КГ 2,73±0,58 3,12±0,62 2,16 <0,05
Д 8 ЭГ 2,44±0,55 3,28±0,36 3,40 <0,05
Воссоздающее воображение, ус. ед. М 17 КГ 7,29±1,61 8,00±1,27 1,37 >0,05
М 21 ЭГ 7,33±1,56 8,76±1,09 3,36 <0,05
Д 23 КГ 6,57±2,09 7,96±1,36 2,62 <0,05
Д 8 ЭГ 7,00±0,76 8,75±1,04 3,61 <0,05
Использование упражнений креативного характера в технической и психологической подготовке начального обучения спортивному ориентированию, обеспечение единства технической, физической, и специальной подготовке с использованием специфических средств и методов привели к повышению показателей технической подготовленности детей ЭГ.
Список литературы
1. Дроздовский А.К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика // О-Вестник. 1996. № 2. С. 39-41.
2. Казанцев С.А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков // Азимут. 2004. № 1. С. 36-37.
3. Коренберг В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере. М.: Теория и практика физической культуры, 2008. С. 9.
4. Соловьев И.М. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М.: Акад. пед. наук СССР. Науч. -исслед. ин-т дефектологии, 2006. 448 с.
5. Чешихина В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография. М.: Советский спорт, 2006. 232 с.
6. Ширинян А.А., Иванов А.В. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика. М., 2008. 112 с.
Федорова Тамара Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет,
Вяткина Тамара Никитична, ст. преп., [email protected], Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
THE INFLUENCE OF IDENTIFICATION OF THE MAP WITH THE DISTRICT ON MENTAL DEVELOPMENT OF ORIENTEERING SPORTSMEN WITH HEARING
DISORDER
T.A. Fedorova, T.N. Vyatkina
Search of rational training of athletes with limited opportunities for safe passing of forest routes gives certain results which are confirmed with experimental results. Map identification with the district promotes development of such mental qualities as visual attention, evident and figurative thinking, and imagination.
Key words: the acoustic analyzer, technology of training, map identification with the district, equipment of sports orienteering.
Fedorova Tamara Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Perm, Perm State Humanitarian-pedagogical University,
Vyatkina Tamara Nikitichna, senior lecturer, federova-perm@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian-pedagogical University
УДК 796.894
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ГИРЕВИКОВ МАССОВЫХ
РАЗРЯДОВ
В.Д. Хитров, А.А. Аринушкин
В данной статье рассматриваются пути интенсификации процесса тренировки спортсменов гиревиков массовых разрядов на подготовительных этапах тренировочного процесса.
Ключевые слова: гиревой спорт, методика обучения, тренажёрное средство.
На сегодняшний день гиревой спорт на территории стран СНГ получает всё большее развитие и популярность. Силами энтузиастов этого вида спорта он, будучи военно-прикладной дисциплиной, перешёл в спорт массовый; подспорьем этому стала популярность атлетизма как такового, особенно в молодёжных кругах.
Фактором, который способствует распространению популярности упражнений с гирями различного веса, является малая требовательность к материальному оборудованию и отсутствие привязанности к сложным