Научная статья на тему 'Влияние занятий спортивным ориентированием на развитие физических и психических качеств учащихся общеобразовательной школы'

Влияние занятий спортивным ориентированием на развитие физических и психических качеств учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
635
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ORIENTEERING / PHYSICAL PERFORMANCE / MENTAL PERFORMANCE / COGNITIVE MENTAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ужбаноков Хазретали Сафарович, Ужбанокова Антонина Анатольевна

Данная статья посвящена проблеме использования средств дополнительного образования для повышения физической работоспособности и повышению уровня развития познавательных психических процессов учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ужбаноков Хазретали Сафарович, Ужбанокова Антонина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the use of additional education to increase physical performance and improve the development of cognitive mental processes of students.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий спортивным ориентированием на развитие физических и психических качеств учащихся общеобразовательной школы»

УДК 796.5 ББК 75.729 У-33

Ужбаноков Хазретали Сафарович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, т.: 8(928)2117275;

Ужбанокова Антонина Анатольевна, специалист высшей категории, учитель физической культуры МБОУ «СОШ№18» г. Майкоп

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(рецензирована)

Данная статья посвящена проблеме использования средств дополнительного образования для повышения физической работоспособности и повышению уровня развития познавательных психических процессов учащихся.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, физическая работоспособность,

психическая работоспособность, познавательные психические процессы.

Uzhbanokov Hazretali Safarovich, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Sports Disciplines of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adygh State University, tel.: 8 (928) 2117275;

Uzhbanokova Antonina Anatolievna, a specialist of the highest category, a teacher of physical culture of MBEI “School № 18”, Maikop.

EFFECT OF DOING ORIENTEERING ON PHYSICAL AND MENTAL QUALITIES OF

SECONDARY SCHOOL STUDENTS

(reviewed)

This article is devoted to the use of additional education to increase physical performance and improve the development of cognitive mental processes of students.

Keywords: orienteering, physical performance, mental performance, cognitive mental processes.

Актуальность. Фактически, занятия почти всеми видами спорта положительно влияет на развитие физических качеств человека.

Однако, человеку, особенно в молодом возрасте, необходимо развивать познавательные психические процессы (внимание, восприятие, воображение, мышление, память). Таким средством, по нашему мнению является спортивное ориентирование.

Спортивное ориентирование - это соревнование в умении с помощью компаса и подробной карты, на которой нанесена дистанция быстро передвигаться по незнакомой местности с отметкой на контрольных пунктах. [5]

Соревнования в спортивном ориентировании связаны с необходимостью решения различных задач: чтение карты, выбор рационального пути движения, определение расстояний на карте и на местности, сличение карты с местностью, обнаружение и отметка на контрольном пункте (КП).

Специфика деятельности спортсмена на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата требуют развитых волевых качеств. Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки.

Главное достоинство спортивного ориентирования состоит в том, что оно представляет собой такой вид целеустремленной деятельности, который отражает одну из основных тенденций современной человеческой культуры - органическое сочетание умственного и физического начал.

По своей психологической структуре ориентирование на местности включает такие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, мышление, память.

Цель исследования заключалась в выявлении влияния занятий спортивным ориентированием на развитие физических и психических качеств учащихся общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Определить влияние средств подготовки в спортивном ориентировании на развитие физических качеств учащихся

2. Определить влияние средств подготовки в спортивном ориентировании на развитие познавательных психических процессов учащихся

Организация исследований

Исследования проходили в 2014-2015 учебном году на базе МБОУ «СОШ №18» г. Майкопа.

В исследованиях приняли участие 20 человек: учащиеся 5 класса МБОУ «СОШ №18» г. Майкопа, которые были разделены на равные по количеству, контрольную и экспериментальную группы.

1. Методы исследования

Для определения уровня работоспособности участников эксперимента применялись педагогические, психологические, исследования и методы математической статистики.

Педагогические методы: изучение, анализ и обобщение специальной научно-

методической литературы, эксперимент, тестирование.

Педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в течение 2014-2015 учебного года

Тестирование.

1. Для определения выносливости применялся бег по пересеченной местности (кросс - 1 км). Соревнования проводились на километровой «петле» с суммарным набором высоты - 15 м/км. Результаты фиксировались секундомером.

2. Для определения быстроты и координации движений применялось прыжки на месте через скакалку в течение одной минуты на максимальное количество повторений. Время фиксировалось секундомером.

3. Для определения скоростно-силовой подготовленности применялось упражнение -приседание. Упражнение выполнялось в течение одной минуты на максимальное количество повторений.

Контрольные испытания проводились в начале и в конце исследования.

Психологические методы исследования. Основными познавательными процессами психики, которые определяют уровень готовности в спортивном ориентировании, являются кратковременная память и устойчивость внимания.

Для определения уровня устойчивости внимания применялся тест «Лабиринты Кворри» [1] (рис. 1). По команде руководителя участники эксперимента одновременно переворачивают таблицы (до этого они лежат перевернутыми вниз «лицом» кверху).

Рис. 1. Лабиринты Кворри для изучения устойчивости внимания

Следя взглядом за линией, начинающейся с первой клетки, ведут до конца и записывают номер клетки (из которой ведут), в клетке, которой заканчивается. И так подряд каждую линию в течение двух минут после пробега кроссовой дистанции - 1 км. Результат определялся по количеству правильных ответов, записанных испытуемым в клетке.

Для определения уровня состояния кратковременной памяти применялся тест «Таблица 25» [5] (таб. 2). Квадратная таблица с 25-ю клетками, в которой 20 клеток заполнены условными знаками спортивных карт.

Задача испытуемого заключается в том, чтобы он в течение двух минут, бегая «челноком», сделать копию контрольной таблицы, которая находится на расстоянии 25-ти метров от его рабочей таблицы.

Результат определяется по количеству правильно перенесенных условных знаков, по качеству их изображения и по месту расположения.

Тесты по определению состояния познавательных процессов психики проводились в начале и в конце исследования.

Показатели развития физических качеств учащихся в экспериментальной и контрольной группах.

(ЭГ) - экспериментальная группа, n = 10 человек.

(КГ) - контрольная группа, n = 10 человек.

1 т

V 'Q о А

*** X tfiTI Л

О и >

ни и щ

◄-------------------------------------------►

25 метров

контрольная таблица рабочая таблица

Рис. 2. «Таблица 25» для изучения объема кратковременной памяти

Таблица 1

№ п/п Период обследований Сентябрь 2014 г. Начало исследований (исходные) Май 2015 г. Конец экспериментальных исследований

Группы Показатели ЭГ М±т КГ М±т Раз- ница Досто- верность ЭГ М±т КГ М±т Раз- ница Досто- верность

1 Скоростно-силовая подготовленность (приседание кол-во раз за 1 мин.) 31,0 ±0,35 30,5 ±0,35 0,5 Р> 0,05 39,7 ±0,49 38,5 ±0,35 1,2 Р< 0,05

100% 100% - 104,6% 102,7% 1,9%

2 Координация при максимальной скорости (прыжки на месте через скакалку за 1 мин.) 133,0 ±1,78 130,0 ±1,95 3,5 Р> 0,05 137,0 ±1,95 133,0 ±1,78 4,0 Р> 0,05

100% 100% - 102,0% 101,5% 0,5%

3 Выносливость (кросс -1 км) средняя скорость прохождения дистанции (сек/км) 349 ±3,4 351 ±3,7 2 Р> 0,05 332 ±2,8 344 ±3,2 12 Р< 0,05

100% 100% - 106,6% 102,7% 3,9%

Примечание. Показатели от исходного (в числах и в %)

Показатели развития познавательных процессов психики учащихся в экспериментальной и контрольной группах.

(ЭГ) - экспериментальная группа, n = 10 человек.

(КГ) - контрольная группа, n = 10 человек.

Таблица 2

№ п/п Период обследований Сентябрь 2014 г. Начало исследований (исходные) Май 2015 г. Конец экспериментальных исследований

группы^-показатели .[ ЭГ М±т КГ М±т разн ица достоверн ость ЭГ М±т КГ М±т разни ца достовер ность

1 Устойчивость внимания («Лабиринты Кворри») 12,0 ±0,35 12,0 ±0,44 0 Р>0.05 15,5 ±0,35 14,5 ±0,44 1 Р< 0,05

100% 100% 0 129,2 % 118,2 % 11%

2 Кратковременная память («Таблица 25») 12,5 ±0,44 12,5 ±0,44 0 Р>0.05 14,5 ±0,35 13,5 ±0,35 1 Р< 0,05

100% 100% 0 118% 108% 10%

ВЫВОДЫ

1. В процессе решения первой задачи выявлено, что прирост результатов в экспериментальной группе в скоростно-силовой подготовленности достоверно (p<0,05) выше, чем в контрольной группе. Координация при максимальной скорости выше, чем в контрольной группе, но достоверность (p>0,05). При определении уровня выносливости выявлен прирост средней скорости прохождения дистанции в кроссе в экспериментальной группе достоверно (p<0,05) выше, чем в контрольной группе. Полученные результаты позволяют утверждать, что уровень развития основных физических качеств учащихся занимающихся спортивным ориентированием экспериментальной группы, достоверно превышает результаты контрольной группы.

2. В ходе тестирования по выявлению устойчивости внимания («Лабиринты Кворри») и кратковременной памяти («Таблица 25») прирост результатов устойчивости внимания в экспериментальной группе достоверно (p<0,05) выше, чем в контрольной, а прирост показателей кратковременной памяти в экспериментальной группе достоверно (p<0,05) выше, чем в контрольной группе.

Необходимо отметить, что все показатели в период исследований свидетельствуют о приросте результатов, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это связано с естественным ростом всех участников исследования. Однако, разница прироста результатов 4-х показателей из 5-ти в экспериментальной группе достоверно (p<0,05) превышает результаты контрольной группы. Полученные результаты дают право утверждать, что занятия спортивным ориентированием способствуют развитию не только физических качеств, но и развитию познавательных процессов психики.

Литература:

1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. Минск: Полымя, 1987. 43 с.

2. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. Москва: ФиС, 1977. С. 53-75.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Москва: Российское педагогическое общество, 1998. 271 с.

4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Москва: Просвещение, 1980. С.

3-4.

5. Ужбаноков Х.С. Методика подготовки спортсменов-ориентировщиков в условиях среднегорья к основным соревнованиям: дис. ... на соис. уч. степ. канд. педагог. наук. Майкоп: АГУ, 2008. 154 с.

References:

1. Akimov V.G. Training of an athlete - orienteer. Minsk: Polymya, 1987. 43 p.

2. Aulik I.V. How to determine the fitness of an athlete. Moscow: Ph andS, 1977. P. 53-75.

3. Gamezo M.V., Domashenko I.A. Atlas of psychology. Moscow: Russian Pedagogical Society, 1998. 271 p.

4. Ilyin E.P. Psychophysiology of Physical Education. Moscow: Education, 1980, P. 3-4.

5. Uzhbanokov H.S. Methods of preparing orienteering athletes in the midlands to competitions: dis. ... Cand. of Ped. Maikop: ASU, 2008. 154p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.