УДК 796.56
УМЕНИЯ И НАВЫКИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
М.Г. Суханова
В процессе теоретического и экспериментального исследования выявлены особенности динамики воспитания физических и умственных способностей студентов при овладении умениями и навыками в спортивном ориентировании. Определены критерии физического и умственного развития учащихся вуза и их взаимосвязи, а также разработаны методические условия эффективного использования спортивного ориентирования как средства профессиональноприкладной физической подготовки для будущих специалистов с учетом особенностей их психического и физического статуса.
Ключевые слова: физическое воспитание, спортивное ориентирование,
физические и умственные способности, интеллектуальная деятельность, психические процессы.
Исследование процессов, происходящих в психической сфере студентов под влиянием физических нагрузок и взаимосвязи физической и умственной работоспособности учащейся молодежи, важно для определения эффективности использования средств физического воспитания и всестороннего развития личности [1, 2].
В практике физического воспитания студентов возможностей комплексного проявления физической и умственной работоспособности практически не наблюдается и в настоящее время эта проблема привлекает многих исследователей [3].
Оптимальной моделью для комплексного изучения проявлений физической и умственной работоспособности в практике физического воспитания является такой вид спорта как спортивное ориентирование. Спортсменов-ориентировщиков отличает хорошее физическое развитие,
высокий функциональный уровень мыслительной деятельности на фоне физической нагрузки [13]. Развивая генетические задатки, спортсмены-ориентировщики в течение многолетней подготовки достигают максимального уровня умственной работоспособности, выраженной у мужчин и женщин высокими показателями скорости мыслительных процессов, оперативного мышления, зрительной и оперативной памяти, устойчивости внимания и способности к его переключению [5, 7].
Специалисты утверждают, что бег на местности с выполнением элементов ориентирования является более эффективной формой физической подготовки начинающих ориентировщиков, чем другие формы бега [10].
В настоящее время имеются научно-обоснованные рекомендации по методике начального обучения спортивному ориентированию [9]. Однако отсутствие исследований динамики воспитания физических и умственных способностей студентов средствами спортивного ориентирования и определения взаимосвязи между некоторыми критериями физического и умственного развития в процессе овладения умениями и навыками бега с ориентированием не позволяет в полной мере оценить эффективность этого вида во всесторонней подготовке студенческой молодежи.
Универсальность спортивного ориентирования в плане физической и интеллектуальной подготовки, значимость этого вида спорта для учебной и профессиональной деятельности обусловливают актуальность темы исследования.
Нами рассматривался процесс обучения и совершенствования в спортивном ориентировании, успешность которого определяется развитием интеллектуальных способностей студентов и уровнем их физической подготовленности.
Гипотеза заключалась в том, что успешность обучения спортивному ориентированию студентов, имея те же качественные зависимости и связь с успеваемостью, создает благоприятные условия для воспитания не только физических, но и интеллектуальных качеств, что способствует дальнейшему развитию психических процессов, физической подготовленности и успеваемости студентов.
Исследование проводилось в несколько этапов на базе Тульского государственного университета. В педагогическом эксперименте приняло участие 94 студента первого курса. Экспериментальные группы (26 юношей и 25 девушек) обучались основам спортивного ориентирования в рамках учебного процесса, в объеме четырех часов в неделю с применением задач и упражнений [11], адаптированных к имеющимся условиям. Студенты контрольных групп (25 юношей и 18 девушек) занимались по общепринятой методике на отделении общей физической подготовки.
Тестирование физического развития, физической подготовленности и работоспособности студентов-первокурсников осуществлялось в начале и конце учебного года. Физическая подготовленность групп юношей в беге на 100 м и в прыжке в длину с места после педагогического эксперимента достоверно не различается, однако показатели в беге на 3000 м различны с достоверностью Р<0,01 (табл. 1). Объемная, невысокой интенсивности нагрузка, которую получали студенты, преодолевая учебные дистанции спортивного ориентирования, способствовала развитию выносливости и повышению физической работоспособности. Последний показатель достоверно различен в группах юношей в конце педагогического эксперимента (Р<0,01). Результаты исследования подтвердили мнения специалистов о том, что занятия спортивным ориентированием позволяют с успехом развивать общую и специальную выносливость не только в процессе многолетней тренировки юных спортсменов [3], но и в студенческом возрасте в первый год обучения [1].
Таблица 1
Характеристика физической подготовленности и работоспособности
студентов
№ Показатели Группа М ±о X Р М ±о X Р
юноши девушки
1 Бег 100 м, с ЭГ 14,3±0,7 1,37 >0,05 17,7±0,8 1,92 >0,05
КГ 14,0±0,7 17,1±0,9
2 Бег 3000 м, 2000 м, мин. ЭГ 13,59±0,39 0,63 >0,05 11,59±0,33 1,02 >0,05
КГ 14,07±0,43 11,46±0,42
3 Прыжок в длину с/м, см ЭГ 214±15 -0,30 >0,05 161±13 1,14 >0,05
КГ 216±16 165±14
4 Подтягивание, отжимания, кол-во раз ЭГ 10,1±2,3 1,62 >0,05 4,8±1,8 1,9 >0,05
КГ 9,0±2,3 6,1±2,5
5 PWCl70, кгм/мин. ЭГ 1185,4±45,4 1,64 >0,05 946,4±52,9 0,77 >0,05
КГ 1163,8±48,5 933,2±55,5
Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; К
контрольная группа.
Результаты в подтягивании в висе на перекладине в экспериментальной группе также выше результатов контрольной группы (Р<0,05). Улучшение силовой подготовленности первых объясняется тем, что бег с ориентированием чаще всего происходит по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, требующих немалой ловкости и силы.
В экспериментальной группе девушек был замечен существенный прирост в развитии двигательных способностей.
В начале и конце педагогического эксперимента была проведена психодиагностика способностей студентов (табл. 2).
Таблица 2
Динамика развития психических процессов и мышления у студентов экспериментальной группы в начале (Н) и в конце (К) педагогического
эксперимента
№ п/п Показатели Х±о 1- крит. Стьюд. Р Х±о 1- крит. Стьюд. Р
юноши (п=26) девушки (п=25)
Восприятие прост эанственных признаков
1 Методика «компасы», балл Н 4,96±1,2 3,76 <0,05 3,32±1,33 3,47 <0,05
К 6,15±1,2 4,96±1,33
Внимание
2 Концентрация, балл Н 4,23±1,25 4,13 <0,05 3,88±1,22 2,92 <0,05
К 5,42±1,15 4,8±1,22
3 Устойчивость, балл Н 4,26±1,3 2,29 <0,05 4±1,39 3,27 <0,05
К 5,23±1,3 5,68±1,33
4 Распределение и переключение, балл Н 5,69±1,25 1,21 >0,05 5,76±1,39 2,34 <0,05
К 6,08±1,2 6,88±1,28
Г амять
5 Зрительная память, балл Н 7,19±1,2 5,93 <0,05 6,8±1,28 4,93 <0,05
К 8,58±1,12 8,56±1,22
Мышление
6 Оперативное мышление, балл Н 6,65±1,35 1,8 >0,05 5,16±1,39 1,87 >0,05
К 7,42±1,25 6,12±1,33
7 Тест «логичность», балл Н 4,85±1,25 2,26 <0,05 5,08±1,17 1,86 >0,05
К 5,5±1,15 5,52±1,17
8 Выявление общих понятий, балл Н 6,42±1,25 2,55 <0,05 6,72±1,29 0,56 >0,05
К 7,23±1,2 6,92±1,22
9 Исключение понятий, балл Н 6,12±1,23 2,3 <0,05 6,76±1,28 3,2 <0,05
К 6,85±1,2 7,8±1,17
Показатели восприятия пространственных признаков у юношей до эксперимента были идентичны. У девушек экспериментальной группы -ниже, чем в контрольной. Занятия спортивным ориентированием в экспериментальной группе у юношей привели к его улучшению - по сравнению с контрольной с достоверной разностью P<0,001. У девушек после эксперимента различий между группами не наблюдается (Р>0,05), но прирост показателя в экспериментальной группе составил 16 %. В контрольных группах у девушек наблюдался небольшой прирост этого показателя с недостоверной разностью результатов (Р>0,05), а у юношей средний показатель снизился.
Внимание является важным компонентом, который обеспечивает успех в ориентировании [2]. В экспериментальных группах юношей и девушек показатели всех исследуемых свойств внимания в начале и конце педагогического эксперимента достоверно различаются. У юношей показатель достоверности Р<0,001, у девушек - Р<0,01. В контрольных
группах достоверно различны только показатели устойчивости внимания (Р<0,05 у юношей и девушек). Это объясняется тем, что это свойство внимания развивается у студентов в процессе обучения в вузе.
Анализируя показатель концентрации внимания всех групп, можно заметить, что он достоверно различается у юношей контрольной и экспериментальной групп (Р<0,01) в результате обучения спортивному ориентированию последних, а также юноши экспериментальной группы более результативны в данном тестировании по окончании эксперимента, чем девушки экспериментальной группы, с достоверностью Р<0,01.
Сравнение показателей распределения и переключения внимания по всем группам не выявило различий. Специалисты утверждают, что распределение внимания в большей степени определяет мастерство спортсмена [13].
Исключительно большое значение при ориентировании на местности имеют процессы памяти [5, 8].
В работе исследовалась зрительная память. До педагогического эксперимента данный показатель имел достоверное отличие только у юношей экспериментальной и контрольной групп. Девушки имели равный исходный уровень.
Юноши и девушки экспериментальных групп в результате занятий ориентированием улучшили зрительную память (Р<0,001; Р<0,001).
По окончании педагогического эксперимента показатели развития памяти достоверно различались у юношей (Р<0,001) и девушек (Р<0,01) различных групп. Систематические занятия спортивным ориентированием дают дополнительные возможности для упражнений памяти даже на начальном этапе обучения.
Мыслительные процессы характеризуются содержательными и динамическими параметрами. Показатели быстроты мыслительных процессов достоверно различны в экспериментальных группах до и после эксперимента у юношей (Р<0,01) и девушек (Р<0,05). Быстрота мышления развивается также и в процессе обучения в вузе, но у студентов контрольных групп высоких достоверных различий по этому показателю на первом курсе не наблюдалось.
Анализ результатов теста «Логичность» выявил, что относительные показатели улучшились в процессе занятий спортивным ориентированием как у юношей (Р<0,05), так и у девушек (Р<0,01) и имеют незначительные различия (Р>0,05).
Исследуемые содержательные параметры мышления очень важны во многих видах деятельности, в том числе учебной. Начальная стадия подготовки в ориентировании формирует определенный уровень этих способностей.
Исследования показали, что студенты экспериментальных групп к концу педагогического эксперимента повысили уровни интеллектуальной и, в отдельных компонентах, физической подготовленности, что являлось
предпосылками к успешной учебе и овладению умениями и навыками в любом другом виде деятельности.
Список литературы
1. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию студентов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск: ОГИФК, 1990.
2. Воронов Ю.С. Психофизические показатели как критерии отбора
детей 9-14 лет для спортивного ориентирования: автореф. дис..... канд.
пед. наук. М., 1997. 25 с.
3. Воронов Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании. Смоленск: СГИФК, 2003. 193 с.
4. Виленский М.Я. Исследование динамики физической и умственной работоспособности студентов вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1970. 22 с.
5. Вяткин Л.А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков: метод. разработка. Ульяновск, 1983. 10 с.
6. Горбунов С.А., Дубровский А.В. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2002. № 12. С. 13-14.
7. Дроздовский А.К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика // Азимут. 2002. № 6. С. 52-55.
8. Зубков С.А. Запоминание и воспроизведение характера постановки КП и пути движения ориентировщика на дистанции // Теория и практика физической культуры. 1975. № 1. С. 23-25.
9. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: Физкультура и спорт, 1985. 157 с.
10. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников 10-15 лет по спортивному ориентированию в начальный период: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1978. 20 с.
11. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М.: Физкультура и спорт, 1980. 72 с.
12. Птицын Г.И. Влияние различных видов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980. 22 с.
13. Чешихина В.В. Теоретико-методические основы взаимосвязи физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки (на материале спортивного ориентирования): дис. ...д-ра пед. наук. М.: РГАФК, 1997.
Суханова Марина Гурьевна, канд. пед. наук, доц., доцент, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет
ABILITIES AND SKILLS IN THE SPORT ACTIVITIES AS A CRITERION OF PHYSICAL EDUCATION AND INTELLECTUAL ABILITIES
M.G. Sukhanova
In the process of theoretical and experimental study of the peculiarities of the dynamics of education of the physical and mental abilities of students in the mastery of the skills and skills in orienteering. Criteria have been defined physical and mental development of pupils of high school and their the relationship, as well as methodical conditions of effective use of the sport orientation as a means ofprofessional-applied physical preparation for the future experts with consideration of the peculiarities of their mental and physical status.
Key words: physical education, sports orientation, physical and mental abilities, intellectual activity, mental processes.
Sukhanova Marina Gurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state university
Получено 12.02.2013 г.
УДК 796.342.084.2
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И УДАРОВ У ЮНЫХ
ТЕННИСИСТОВ
А.В. Ургапов, Д.Л. Миронов
Уровень спортивного мастерства в теннисе во многом обусловлен степенью развития специальных координационных способностей, связанных с умением точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движения. При этом используются главным образом методические приемы, преимущественно направленные на достижение пространственной точности движений и реализации установки на точное соответствие друг другу всех параметров действия в целом.
Ключевые слова: методика формирования точности движений, техническое мастерство, скорость двигательных действий.
Современный спорт высших достижений с каждым годом, с каждым олимпийским циклом предъявляет к спортсменам все более и более жесткие требования. В циклических видах спорта борьба ведется уже за сотые доли секунды, за сантиметры и миллиметры.
Обостряется противоборство и в спортивных играх. К общим проблемам, касающимся всех спортивных игр, относится все возрастающая сложность технико-тактического мастерства игроков,