Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЖИЗНЕННУЮ СТРАТЕГИЮ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЖИЗНЕННУЮ СТРАТЕГИЮ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
ценности / система ценностных ориентаций. личность / общество / стратегия жизни / интересы / потребности.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Mусаева Айгюнь Джаванщир

В статье говорится о влиянии ценностей на жизнь человека. Система ценностей является одним из важнейших компонентов структуры личности. Каждый человек строит свой образ жизни и деятельность согласно своим ценностям. И в большинстве случаев эти ценности доминируют над другими. Из этого также вытекают поведение личности, ее интересы, потребности и то, чему она придает значение в жизни. И свое место среди людей он планирует с учетом своего образа жизни, своего творчества. В статье также упоминается, что человек отдает предпочтение материальным или духовным ценностям. Таким образом, мы видим незаменимую роль системы ценностей в жизни и деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Mусаева Айгюнь Джаванщир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЖИЗНЕННУЮ СТРАТЕГИЮ ЛИЧНОСТИ»

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ НА ЖИЗНЕННУЮ

СТРАТЕГИЮ ЛИЧНОСТИ

MУСАЕВА АЙГЮНЬ ДЖАВАНЩИР

Шекинский филиал Азербайджанскoго государственного

педагогического университета Старший преподаватель кафедры общих наук Азербайджан, Шеки

Аннотация. В статье говорится о влиянии ценностей на жизнь человека. Система ценностей является одним из важнейших компонентов структуры личности. Каждый человек строит свой образ жизни и деятельность согласно своим ценностям. И в большинстве случаев эти ценности доминируют над другими.

Из этого также вытекают поведение личности, ее интересы, потребности и то, чему она придает значение в жизни. И свое место среди людей он планирует с учетом своего образа жизни, своего творчества. В статье также упоминается, что человек отдает предпочтение материальным или духовным ценностям.

Таким образом, мы видим незаменимую роль системы ценностей в жизни и деятельности человека.

Ключевые слова: ценности, система ценностных ориентаций. личность, общество, стратегия жизни, интересы, потребности.

Abstract. In the article it is spoken about influence of system of valuesto life of the personality. System of values personality is one of the most important components of the structure. Each man builds the life manner, activities to value respectively. In comparison with other of these values organize domination in most cases.

The behavior, interests, needs of the personality comes forward from this. He plans place among people taking into account life manner, creative work or activities. In the article we can see conversations about prefer to material or spiritual values of the man.

Sо, in the life, activities of the system of values, we shall be able to see non-substitutiverole.

Key words: values, system of value orientations, personality, society, interests, needs.

Одной из важнейших проблем современной психологии является проблема ценностных ориентацийи их место в жизни человека.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели средства или ния потребностей для удовлетворения жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида [1,с.65].

В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности.

Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании. по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого в субъективном восприятии данных условий, а также различиях в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей различных людей [2].

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего это период перехода от детства к взрослости и связанная C ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что и для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания [3].

Именно этот период можно считать надежной почвой для дальнейшего формирования жизненной стратегии.

Сегодня, когда представилась возможность сопоставлять идеал и реальное развитие (в экономической, идеологической и других сферах), принцип идентичности личности и общества, стандартизации всех людей обнаружил свою несостоятельность. Означает ли это, что в качестве новой ценности на первый план выдвигаются ценности данной, реальной личной жизни, что общественные перспективы уходят на задний план? Наблюдая сегодняшнюю действительность, можно сказать, что некоторые люди использовали возможности перестройки, ее экономические реформы, открывшие путь индивиду альной деятельности, а с ней и частным инициативам.

Их жизнь действительно стала особенной, но только по своей материальной обеспеченности. Но означает ли это, что стала более индивидуальной, интересной их личная жизнь, что они стали как личности представлять для общества большую ценность? На сегодняшний день сплошь и рядом представление о личной жизни связывается с ценностью, ведущей к материальному обогащению. И хотя это продуктивно в социально-экономическом смысле, но нельзя и преувеличивать этот аспект [4.с. 67].

Поэтому, мы должны акцентировать внимание не на формировании системы ценностных ориентаций. эта система так или иначе заложена в каждом из нас. А должна освещаться проблема доминирующих ценностей руководствуясь которыми человек действует и строит свою жизнь.

По определению В. Б. Ольшанского, ценности представляют собой «своеобразные маяки, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано- либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации» [5].

Конечно, в обсуждение начинают вовлекаться очень сложные вопросы о соотношении личной и общественной жизни. К сожалению, критика мещанства, соответствующих потребительских тенденций часто велась с альтернативных позиций «честной бедности», а не с позиций, отстаивавших ценность личной жизни как индивидуального способа жизни человека, как творчества жизни [6].

Эти планы нельзя противопоставлять, но одним из проявлений зрелости личности является способность установить тот свой «порог», при котором она считает удовлетворенными свои материальные потребности и начинает рассматривать их лишь как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Эта способность личности «переключить» свои жизненные стремления с материальных на другие ценности и является, собственно, показателем того, что она начала жить личной жизнью.

Первый подход к проблеме личной жизни предполагает освобождение от тех бесчисленных стереотипов которых мы домашнее привыкли ее осмыслять. Либо личная жизнь Хозяйство, семья, те крохи свободного времени, которые остаются на чтение, хобби, здоровье, либо личная жизнь альтернатива общественной жизни, т.е. эгоизм, предпочтение личных интересов общественным, и т.д. Для восстановления полноты реалий и понятия обычной жизни необходимо, по-видимому, освободиться и от тех стандартов понимания общественной жизни и тех безличных форм, к которым свелась общественная жизнь личности.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Последняя стала формальным присутствием в общественном месте в течение общественно необходимого времени: чем больше времени сидеть на собрании, присутствовать в стенах учреждения, не производя ни мысли, ни продукта, тем больше значило быть человеком общественным, жить общественной жизнью [2].

Создание, осмысление, наконец, построение личной жизни отнюдь не являются альтернативой общественной жизни, а, прежде всего, есть условие полноценного включения в общество. Однако такое включение может произойти только на основе собственного индивидуального отношения к общественной жизни и ее формам. И это индивидуальное отношение напрямую связано с системой ценностных ориентаций личности. Таким образом, личная жизнь это не частная жизнь, которая противопоставлена общественной. Она предполагает и общественное, и познавательное, и эстетическое. и этическое отношения к миру и людям. Другими словами, личная жизнь не должна обособляться от общественной жизни. А, наоборот, должна вписаться в нее и находиться с ней в гармонии.

Не всегда осознается тот факт, что целостность личности достигается только при целостном способе ее жизни. Целостность жизни личности в свою очередь является предпосылкой ее активности, инициативы, ее индивидуальных проявлений, которые невозможны при внутренней раздвоенности [4].

Проблемой жизнь оказывается для человека в силу конкретности противоречий между правдой и неправдой, между нравственностью и беспринципностью, в силу того, что в ней нет абстрактных правил и рецептов для принятия решений. Человек становится субъектом и в том смысле, что OH вырабатывает способ решения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения [3].

Ответственность, с точки зрения Рубинштейна, является воплощением истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Под ответственностью, как одной из основных ценностей, он понимал не только осознание всех последствий уже содеянного, но и ответственность за все упущенное. Ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся сейчас действие необратимо. Поэтому ответственность это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни. Он должен всегда спрашивать себя: а нельзя ли поступить иначе? Существует ответственность как своего рода самоограничение («как бы чего не вышло»). Но ответственность может проявляться и в свободе своего выбора, в осознании права на него и в способности его отстоять [2,с.105].

Таким образом, можно сказать, что ответственность как необходимый компонент системы ценностных ориентаций играет немаловажную роль в процессе выбора жизненной стратегии.

Субъект жизни в его понимании - это своеобразный идеал, оптимальный способ осуществления жизни. Путь к этому идеалу. который предполагает реализацию ценностей жизни, нравственных ценностей, доступен всем. Но чем менее нравственна окружающая жизнь, тем больше жизненной стойкости, личного мужества требуется от человека. Поэтому часто жизнь конкретных людей есть лишь стремление и движение к этому идеалу. Как субъект собственной жизни, человек сам видит, понимает и решает свои проблемы, сам перестраивает ее, поднимая на более высокие уровни [3].

Как справедливо отмечает А. Маслоу, «здоровые люди наверняка делают «правильный выбор» в биологическом смысле, но также, вероятно, и в других смыслах». По его меткому выражению, «выбранные ценности и есть ценности», при этом действительно правильный выбор это тот, который ведет к самоактуализации [6.с. 79].

В основном люди живут жизнью, как будто не имеющей никаких примечательных черт, но, тем не менее, она интересна и увлекательна, поскольку люди ведут свой жизненный поиск, открывают для себя постоянно нечто новое. Каждая находка на этом пути добывается с трудом, но приносит несказанную радость, наводит на новые мысли, предположения, догадки.

Это третий признак стратегии жизни, который состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей.

Ценность жизни, состоящаяся в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способо жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного определяются самим человеком [2].

Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. В течение жизни личности активность приобретает различную направленность в связи с ориентацией на конкретные достижения (материальные блага, карьеру и т. д.) или на высокие духовные ценности.

Сохраняя и защищая свои ценности, а особенно выбирая путь их реализации в жизни, человек должен уметь одно - каждый раз обдумывать. взвешивать, принимать нужные решения в новых обстоятельствах. В этом смысле способность к осознанию, диалогу, размышлению, о которой все время шла речь, отвечает изменчивости, новизне жизни, не предавая убеждений и принципов человека. Жизненные принципы - это не рецепты на все случаи жизни. Именно человек, обладающий ими, должен постоянно ставить перед собой проблемы, как поступить в новых, изменившихся условиях, какое решение принять с позиций своих принципов [3].

Таким образом, сущность жизненной стратегии - решение жизненных проблем, опираясь на систему ценностных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности Текст. / В.Г. Алексеева // Психологический журнал.-1984.-№5.- С. 63-70.

2. Мерзлякова С. В. Ценностные ориентации современных студентов // «Психология образования: проблемы и перспективы» Материалы Первой международной научно-практической конференции. М., 2004. -456 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М.С. Яницкий; Кемерово, 2000.- 204 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения Текст. / К.А. Абульханова-Славская: Самара: «Бахрах - М», 2002.- Т.2.- С. 301-330.

5. Безменова И. К. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] Психология/центр информ. технологий РФ. М.: Российское образование, 2008. С. 35

6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская; М.: Мысль, 1991.- 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.