Научная статья на тему 'СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ БЫТИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН / НРАВСТВЕННАЯ СВОБОДА / ПОСТУПОК / ДЕЯНИЕ / БЛАГО / ЭТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТ ИСТОРИИ / СУБЪЕКТ ПРАКТИКИ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНАЯ СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА / СОПРЯЖЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двоеглазова Маргарита Юрьевна

В статье смысл жизни интерпретируется как динамическая иерархическая структура ценностей задающая общую смысловую направленность жизненному пути личности, детерминирующая осознанное построение и претворение в жизнь жизненных планов, трансформирующаяся на протяжении жизнедеятельности под влиянием внешних воздействий, преломляющихся через внутренние особенности личности. Смысл жизни будучи основной детерминантой человеческого поведения в жизнедеятельности определяет проявление социальной сущности человека в деяниях, обладающих общественной значимостью и личностной ценностью. Человек как сложная саморазвивающаяся и самореализующая собственные потенциалы в самодеятельности сущность самостоятельно принимает решение о детерминации своего поведения самосконструированным смыслом жизни, свидетельствующим о становлении его субъектом жизнедеятельности, стремящимся к самопроявлению своей сущностной уникальности в производительной деятельности сообщества единицей которого он является. Событие личности с прошлым и будущим человечества обуславливает построение смыслового вектора жизнедеятельности проявляющегося в объективации себя во вне, в продуктах жизнедеятельности, вносящих вклад в развитие человека и человечества. Смысл жизни будучи нормативно-ценностным регулятором активности личности проявляется в поступках являющихся основой развития системы общественных отношений, которые в свою очередь стимулируют других людей к самопроявлению своей неповторимости в социальных действиях. Человек реализуя человеческое предназначение в очеловеченном бытии проживает осмысливаемое бытие личности, стремящейся к продолжению себя в других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF LIFE AS A DETERMINANT OF THE MANIFESTATION OF THE SOCIAL ESSENCE OF THE PERSONALITY

In the article, the meaning of life is interpreted as a dynamic hierarchical structure of values that sets the general semantic direction of the life path of the individual, which determines the conscious construction and implementation of life plans and transforms throughout life under the influence of external influences refracted through the internal personality traits. The meaning of life, as the main determinant of human behavior in life, determines the manifestation of the social essence of a person in actions that have social significance and personal value. A person, as a complex entity which self-develops and self-fulfill his own potentials in self-activity independently makes a decision about the determination of his behavior by a self-constructed meaning of life. This decision indicates his becoming a subject of life, striving for self-manifestation of his essential uniqueness in the productive activity of the co-society, the unit of which he is. The co-existence of a person with the past and future of mankind determines the construction of a semantic vector of life, which manifests itself in the objectification of oneself outside, in the products of life-activity that bring a warehouse into the development of man and mankind. The meaning of life, being a normative-value regulator of an individual's activity, is manifested in actions that are the basis for the development of a system of social relations, which in turn stimulate other people to self-manifest their uniqueness in social actions. Man realizing his human destiny in humanized being lives the comprehended being of the personality, striving to continue oneself in others. Man realizing his human destiny in humanized being lives the comprehended being of the personality, striving to continue oneself in others.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

VTTk" 1 SO О П1 /—\ 10,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

У /JA iJ7.7.Vi |(сс) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0072 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1794-2797 AuthorlD: 656148 ORCID: 0000-0002-7206-0147

ДВОЕГЛАЗОВА Маргарита Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии,

педагог-психолог Мурманский педагогический колледж (183038, Россия, Мурманск, ул. Володарского, д. 5, [email protected]) Аннотация. В статье смысл жизни интерпретируется как динамическая иерархическая структура ценностей задающая общую смысловую направленность жизненному пути личности, детерминирующая осознанное построение и претворение в жизнь жизненных планов, трансформирующаяся на протяжении жизнедеятельности под влиянием внешних воздействий, преломляющихся через внутренние особенности личности. Смысл жизни будучи основной детерминантой человеческого поведения в жизнедеятельности определяет проявление социальной сущности человека в деяниях, обладающих общественной значимостью и личностной ценностью. Человек как сложная саморазвивающаяся и самореализующая собственные потенциалы в самодеятельности сущность самостоятельно принимает решение о детерминации своего поведения самосконструированным смыслом жизни, свидетельствующим о становлении его субъектом жизнедеятельности, стремящимся к самопроявлению своей сущностной уникальности в производительной деятельности сообщества единицей которого он является. Событие личности с прошлым и будущим человечества обуславливает построение смыслового вектора жизнедеятельности проявляющегося в объективации себя во вне, в продуктах жизнедеятельности, вносящих вклад в развитие человека и человечества. Смысл жизни будучи нормативно-ценностным регулятором активности личности проявляется в поступках являющихся основой развития системы общественных отношений, которые в свою очередь стимулируют других людей к самопроявлению своей неповторимости в социальных действиях. Человек реализуя человеческое предназначение в очеловеченном бытии проживает осмысливаемое бытие личности, стремящейся к продолжению себя в других.

Ключевые слова: осознанность, осмысленность бытия, смысл жизни, нравственный закон, нравственная свобода, поступок, деяние, благо, этический субъект, субъект жизнедеятельности, общественный субъект, субъект истории, субъект практики, личность, личная смысловая структура, сопряженные личностные смыслы, научно-технологическое развитие, социально-экономическое развитие, культурно-историческое развитие.

THE MEANING OF LIFE AS A DETERMINANT OF THE MANIFESTATION OF THE SOCIAL ESSENCE

OF THE PERSONALITY

© The Author(s) 2021

DVOEGLAZOVA Margarita Yurievna, PhD in Psechology, Associate Professor of the psychology Department,

teacher-psychologist Murmansk Pedagogical College (183038, Russia, Murmansk, Volodarsky st., 5, [email protected]) Abstract. In the article, the meaning of life is interpreted as a dynamic hierarchical structure of values that sets the general semantic direction of the life path of the individual, which determines the conscious construction and implementation of life plans and transforms throughout life under the influence of external influences refracted through the internal personality traits. The meaning of life, as the main determinant of human behavior in life, determines the manifestation of the social essence of a person in actions that have social significance and personal value. A person, as a complex entity which self-develops and self-fulfill his own potentials in self-activity independently makes a decision about the determination of his behavior by a self-constructed meaning of life. This decision indicates his becoming a subject of life, striving for self-manifestation of his essential uniqueness in the productive activity of the co-society, the unit of which he is. The co-existence of a person with the past and future of mankind determines the construction of a semantic vector of life, which manifests itself in the objecti-fication of oneself outside, in the products of life-activity that bring a warehouse into the development of man and mankind. The meaning of life, being a normative-value regulator of an individual's activity, is manifested in actions that are the basis for the development of a system of social relations, which in turn stimulate other people to self-manifest their uniqueness in social actions. Man realizing his human destiny in humanized being lives the comprehended being of the personality, striving to continue oneself in others. Man realizing his human destiny in humanized being lives the comprehended being of the personality, striving to continue oneself in others.

Keywords: awareness, meaningfulness of being, meaning of life, moral law, moral freedom, act, deed, public good, the ethical subject, the subject of life, the social subject, the subject of history, the subject of practice, personality, personal semantic structure, associated personal meanings, scientific and technological development, socio-economic development, cultural and historical development.

ВЕДЕНИЕ.

Категория смысла жизни изучалась и продолжает исследоваться в работах отечественных и зарубежных ученых, поскольку непреходяще ее значение не только для развития науки и практики, но и для жизни и эволюционного развития человека и общества.

Жизнь человека детерминированная целью, состоит в искании смысла [1], искании которое «есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы ... есть ... осмысление жизни, раскрытие и внесение в нее смысла» [2, с. 560561], «есть не праздное упражнение любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, полное, подлинное труда и ли-

шений погружение в глубину бытия» [3, с 559]. Вместе с тем искание не есть лишь искание, оно предполагает нахождение и осуществление смысла в бытии личности, становящимся осмысленным, окрашенным человеческими смыслами бытием со всей совокупностью «актов поведения, деяний» [4, с. 14] его конституирующих.

Нравственная свобода будучи глубочайшей сущностью человека обязывает его «не к чувству любви, а к делам любви» [5, с. 341], не к созерцанию, а к действию [6] определяющему мир, согласие, единодушие, солидарность людей в достижении общей цели. Человек соединяя в себе материальное и духовное, согласуя умственную деятельность с нравственным требованиями, действуя под

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

влиянием внутренних побуждений по идеалу совершенного добра, совершает путь сверхчеловека - путь на благо других на конце которого «полная и решительная победа над смертью» [7, с. 229]. Осуществляя себя в жизни последующих поколений человек осознанно подчиняет собственную жизнь социальной цели, осознанно проживает жизнь, реализуя в ней поступки [8]. Смысл жизни человека предполагает осуществление цели лежащей «вне какого бы то ни было человека» [9, с. 100], совпадающей с интересами человеческой личности, руководствующейся в жизнедеятельности нравственным законом, верящей в его смысл и соответственно верящей в бессмертие личности [10].

Человек сознающий себя, проявляет в сознании себя душу [11] стремящуюся к благу [12], «ибо то, что приобретено личностью становится достоянием рода, в силу ее органической солидарности с ним ... в своей свободной индивидуальной самодеятельности она возвышается над своею природою, наполняет свое потенциальное сознание идеальным содержанием» [13, с. 80].

Смысл жизни как динамическая система смысловых структур высокой степени обобщенности занимает центральное место в смысловой сфере личности и задает общую смысловую направленность ее жизненному пути, выполняет функции ценностного проектирования будущего [14], отдаленной ориентации, реализация которых указывает на сформированность отношения к жизни как единому смысловому пространству, осознание своего места в этом пространстве [15], активное осуществление жизненных планов.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Ценность понимания, принятия, проектирования смысла жизни в жизнедеятельности личности отмечалась как зарубежными (П. Курту, К. Обуховский, П. Тиллих, Ф. Фанкл, Э. Фромм, И. Ялом), так и отечественными (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К.В. Карпинский, Н.А. Кебина, С.Н. Трубецкой, В.Э. Чудновский) исследователями. Смысл жизни, согласно С.Н. Трубецкому, К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Вайзер, А.Н. Леонтьеву, Д.А. Леонтьеву, В.Э. Чудновкому является главной целью, сверхзадачей, основной жизненной ценностью самостоятельно человеком сформулированной и принятой в качестве основной детерминанты человеческого поведения в жизнедеятельности. Самодетерминация поведения и деятельности самосконструированным смыслом жизни означает становление человека в качестве субъекта жизнедеятельности, стремящегося к проявлению своей социальной сущности в общественно значимой деятельности обладающей личностной ценностью и личностным смыслом. Реалистичный смысл жизни [16] позволяет человеку противостоять давлению внешней среды, ценности которой не соответствуют ценностно-смысловой сфере личности, определяет сохранение самостоятельности в жизнедеятельности и ответственности за ее процесс и результаты. Смысл жизни соответствующий высшим духовным ценностям, присущим обществу, сформулированным в категорическом императиве И. Канта [17], в идее Е.А. Климова о том, что человек начинается со способности принесения пользы другим [18], представлении М.М. Бахтина [19], А.Н. Леонтьева [20] о воплощении социальной сущности личности в поступках, определяет: во-первых, реализацию наличествующих у человека профессиональных способностей и личностных качеств [21]; в-вторых, переживание счастья, ощущения высокого качества жизни, общей удовлетворенности жизнью [22]. То есть, смысл жизни будучи психологическим образованием обуславливает становление человека как личности на протяжении всего жизненного пути [23], успешность в жизнедеятельности, развитие человека и общества [24].

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Смысл жизни - динамическое иерархическое образование, иерархическая структура ценностей трансформирующаяся на протяжении жизнедеятельности под вли-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

янием изменений происходящих в развитии личности, под воздействием внешних влияний преломляющихся через внутренние особенности личности. Кардинальное изменение смысла жизни «как системы значимых для человека духовных ценностей, составляющих наиболее отдаленную (в масштабах всей жизни) ориентацию его деятельности и поступков» [25, с. 31] возможно на основе принятого человеком как сложной открытой самоорганизующейся и саморазвивающейся системой самостоятельного решения о необходимости реализации имеющихся ресурсов в личностно ценной и общественно значимой деятельности для улучшения жизни общества, развития человека и человечества.

Актуализируя наличествующие потенциалы в социально ценной деятельности [26, 27], личность раскрывает свою социальную сущность, осуществляет свое предназначение в мире людей, опредмечивает собственный человеческий потенциал в результатах деятельности, вносящих вклад в развитие цивилизации [28, 29]. Применение человеком в производительной деятельности всей совокупности сил, ему присущих, предполагает осознание личностью своей индивидуальной неповторимости. Осознание своего человеческого потенциала, индивидуальной своеобразности [30, 31, 32] осуществляемое на основе рефлексирования [33] своей уникальности [34, 35] через мысленный выход за пределы собственной личности, своего Я [36, 37, 38, 39], выход в надпредметную позицию [40] для объективного самопознания [41] и познания внешнего мира, обуславливает тщательное планирование собственных действий с целью достижения ожидаемого результата сопровождаемого положительными пиковыми переживаниями [42], результата становящегося основой выбора следующей жизненной задачи, соответствующей зоне ближайшего развития [43] субъекта деятельности, ведущей к достижению сверзадачи - глобального смысла жизни.

Смысл жизни препятствует подчинению человека внешней необходимости, отказу от самости, предназначения, самостоятельной разработки жизненного пути [44] и его реализации. Осмысление человеком конечности, временности существования на земле [45] не только свидетельствует о рефлексивном способе бытия личности, но и о понимании реальной диалектики жизни и смерти [46, 47], диалектики развития человека и общества, что способствует осознанному принятию самостоятельного, взвешенного решения о передаче накопленного жизненного, профессионального опыта последующим поколениям, о продолжении себя в жизни других людей [48], принадлежащих к ближайшему и отдаленному социальному окружению личности. Представления человека о будущем, разрабатываемые на основе тщательного анализа исторического опыта развития общества становятся основой прогнозирования развития человека и человечества, разработки перспектив развития науки и техники, проектов деятельности людей будущего, что в свою очередь, по мнению С.Л. Рубинштейна, может изменять смысл жизни личности: «Будущие дела уже других людей могут изменить смысл моей жизни, но в зависимости от того, какое содержание я ей придал» [49, с. 354]. Соответственно как прошлое самого человека, так и прошлое человечества, как будущее самого человека, так и будущее других людей могут стать стимулом изменения смысла жизни человека. Событие личности с собственным прошлым и будущим, прошлым и будущим других людей не только влияет на настоящее личности, но и становится источником дополнительных ресурсов, необходимых для претворения в жизнь намеченных целей, основанных на ценностном эскизе желаемого как основе «смыслового вектора жизнедеятельности личности» [50].

Личность по мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева проявляется в динамике поступков, создающих единый, внутренне согласованный, целостный жизненный путь [51, 52, 53], «связный единый биографический процесс» [54, с. 157] лейтмотивом которого является жизненный

смысл. Наличие широкого и глубокого смысла жизни как иерархической системы смысложизненных ориента-ций, основанных на социальных ценностях определяет выбор человеком способа бытия и со-бытия с другими в пространственно-временном континууме - рефлексивного способа как основы становления рефлексивного образа собственной личности [55], рефлексивного образа Я [56], высшим уровнем которого, согласно Т.А. Поповой, является «экзистенциальное Я» [57]. Смысл жизни реализуясь в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в первой объединяет время жизни в единую внутренне согласованную линию жизни, во второй - определяет выход личности за пределы индивидуального существования для объективации себя вовне. «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на нечто, что не является им самим» [58, с. 29].

Смысл жизни как процесс и результат деятельности сознания, осмысливающего бытие, является нормативно-ценностным регулятором активности личности, важнейшей сущностной характеристикой личности, свидетельствующей о присвоенности позиции члена общества социально-ответственно относящегося к продуктам материального и нематериального мира, созданным предшествующими поколениями и стремящегося внести посильный вклад в систему общественных отношений. Присвоенность общественного смысла бытия человека как члена общества, его становление в качестве личностного смысла как «значения-для-меня», свидетельствует о единстве функционирования аффективных и интеллектуальных процессов, совместная целенаправленная деятельность которых обеспечивает созидательную деятельность, в которой создаются общественные ценности, главной из которых является Человек. Совокупность общественных отношений перенесенных вовнутрь и ставших функциями личности, динамическими частями ее структуры будучи согласно Л.С. Выготскому [59] психологической природой человека проявляется в совершаемых им поступках и их материальной форме - действиях. Динамические смысловые отношения личности к себе, миру, себе в мире, миру в себе являются дериватом «социального действия» [60, с. 94], которое есть показатель становления личности как общественно ответственного субъекта, показатель становления зрелости личности [61].

Личность как социально ответственный субъект жизнедеятельности проявляется и в процессах формирования новых целей [62], в том числе предполагающих изменение себя и в преобразованиях «которые личность своими поступками и деяниями вносит в смысловую сферу других людей, в культуру, в общественное производство» [63, с. 89]. Смысловое отношение к себе и миру, выражается в «личном вкладе» [64], свидетельствующем о сформиро-ванности смыслового отношения к людям, реализуемом в деяниях как нормативно заданных, эталонных образцах поведения продолжающих личность в других людях. Человек продолжает себя в других посредством общественно полезной деятельности, в процессе и результатах которой отражается его социальная сущность, отражается бытие личности, стремящейся духовно и материально продолжиться на благо общества. Соответственно, человек продолжаясь в деяниях создает не только внешний духовно-материальный мир, но и внутренний, становится этическим субъектом, существующим лишь в своих деяниях [65], в которых самоопределяется, самореализуется и становится личностью, руководимой самоцелью. Персонализируясь в продуктах деятельности [66] личность перестраивает как собственные индивидуально-психологические особенности, так и индивидуально-психологические особенности других людей, производит действенные изменения своей и других интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, осуществляет смысловые преобразования себя и других людей, побуждая их к персонализации в деяниях, к проявлению человеческой способности быть личностью, и тем самым вносит вклад своими всеобщими результатами в сохранение человече-

ской общности как целого [67].

Овеществленный мир есть пространство для сораз-вития и самореализации в нем уникальной индивидуальности личности, стремящейся к самопроявлению в значимой деятельности содержания зоны потенциального развития, вновь и вновь становящейся субъектом самодеятельности, раскрывающей в ней собственный мир жизненных смыслов. Самореализация будучи мировоззренческим, смыслообразующим, смысложизенным выбором личности как субъекта личного и общественного бытия основана на осмыслении личностью жизни и себя в ней. Осмысление как смысловая опора самореализации результатом которой является иерархия смыслов базирующихся на идеалах и ценностях регулирует и направляет не отдельные деяния, акты поведения, а бытие в целом [68].

Личность детерминированная смыслом жизни претворения себя на протяжении жизненного пути с целью общественного воспроизводства и развития, раскрывает свою индивидуальность, свои деятельностно-творче-ские способности в совместной деятельности и тем самым опредмечивает и распредмечивает собственную со-общность и со-причастность к общественному бытию. В совместно-творческой деятельности личность, детерминированная смыслом, проявляет социально поощряемые и социально культивируемые качества, такие как мужество, «настойчивую последовательность в действиях, твердость, активную волю к преодолению препятствий, охоту достижения целей и стойкую решительность осуществить задуманное и превзойти обстоятельства и даже саму нашу природу» [69, с. 26]. Осуществляя свое человеческое предназначение человек реализует присущие ему уникальные качества, основанные на изнутри заданной основе человеческого (человечного) бытия - нравственности, проявления которой направлены на благо другого человека и, соответственно, человечества. Создавая ценности - материальные и внематериальные - личность проявляет «наличное бытие человека для другого человека, ... человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку» [70, с. 47].

Личность осуществляет родовую сущность в создании личной смысловой структуры [71], лежащей в основе осознания и осмысления системы «человек - мир», для последующего на более сложном уровне освоения и преобразования данной системы. Самореализуя свои личностно-деятельностные потенциалы в деятельности, окрашенной общественными смыслами личность проявляет бытие в другом «и для другого» [72], выражает мотивацию к совместному бытию определяющему сораз-витие, сореализацию, совместный успех в жизнетворче-стве основанном на сопряженных личностных смыслах. В совместной деятельности смыслы как особые сверхчувственные качества не только порождаются, но и трансформируются изменяя систему межличностных отношений и тем самым способствуя становлению коллективной общности людей, направленных на достижение единой цели, лежащей вне пределов их объединения, цели принадлежащей к метасистемному уровню бытия общества, цели, достижение которой способствует консолидации общества, его переходу на более высокий уровень развития.

Способность к самотрансценденции как основа смысла жизни, проявляется в мысленном выходе за пределы собственной личности, своего Я [73] для постижения своей уникальности. Постижение своей неповторимости, самобытности, индивидуальности реализуется посредством рефлексии, которая «как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни, и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее» [74, с 90]. Познавая себя, человек осознает и осмысливает свою сущность, действует как общественный субъект, поскольку «не только в жизни и общественных делах человек живет и действует общественным образом: это же относится и к процессу познания» [75, с. 5]. В процессе познания себя с целью применения получен-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ной информации в общественно значимом деле человек готов к преодолению препятствий на пути достижения общезначимой цели, даже если препятствием является он сам, и в этом он действует общественным образом, проявляет себя как личность. По мнению С.Л. Рубинштейна: «.каждый человек будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью» [76, с. 638]. Действуя общественным образом по отношению к себе и миру человек проявляется как личность, поскольку выделяет себя из своего окружения для того, чтобы «сугубо избирательно связаться с ним», сознательно устанавливает свое определенное отношение к окружающему, к основным явлениям жизни и «заставляет ... других самоопределяться» [77, с. 638]. Личность как сознательное общественное существо осознающее себя в качестве субъекта практической и теоретической деятельности руководствуется общественными смыслами, ставшими личными. Общественно значимое может стать для личности ее кровным, личным, составляющим ее существо, и тогда личность может не только реализовать это общественно значимое дело, но и бороться с внешними обстоятельствами и препятствиями [78, 79].

Отсутствие претворения в жизнь потребности самовыражения как основы самореализации, самопроявления своей сущностной уникальности в жизнедеятельности обуславливает дезорганизацию активности, отсутствие ценности времени жизни [80], подчинение внешним обстоятельствам. Непринятие в каждую единицу жизни самостоятельного решения о ее смысле, цели, отсутствие экзистенциального выбора детерминирует утрату способности к организации жизни, утрату времени как личностной и общественной ценности, отсутствие самосовершенствования субъекта как важнейшей способности личности, возникновение экзистенциальных патологий - неогенного невроза, экзистенциального невроза, экзистенциальной фрустрации, смыслового вакуума. Смыслоутрата проявляется в: 1) отказе от принятия решения о самодетерминации, самоконструировании, самоорганизации, самовыражении, самоосуществлении, самосозидании своих личностно-деятельностных способностей в производительной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей [81], 2) отказе от жизненной позиции как результирующей достижений личности, жизненной линии как траектории жизненного движения, жизненной перспективы как психологической, личностной и собственной жизненной будущности [82], 3) отказе от жизненного пространства личности как определенной системы, целостного смыслового поля «охватывающего всю жизнь человека, его настоящее и прошлое, его отношение к своему будущему» [83]; 4) формировании деструктивных, противоправных моделей поведения [84], саморазрушающего поведения [85, 86]; 5) отказе от саморазвития, выборе легких целей, выполнение которых не предполагает обогащение личности новыми представлениями и соответственно сужает смысл жизни, уменьшает «степень содержательной разнородности» [87, с. 48] ценностей, его конституирующих что предопределяет постепенную стагнацию, деградацию, деформацию, деструкцию личности [88], духовно-нравственную смерть личности [89]; 6) блокировании потребности в самовыражении, самореализации, самоосуществлении в формах жизни что обуславливает отсутствие конструктивного разрешения противоречий, определяющего прогрессивное развитие личности, снижение удовлетворенности проживаемой жизнью, психологического и субъективного благополучия и как следствие быстрый уход из жизни [90].

ВЫВОДЫ.

Смысл жизни будучи системобразующим элементом человека как открытой саморазвивающейся системы формируясь в ходе взаимодействия внутреннего и внешнего способствует становлению человека как субъекта жизнедеятельности, социально ответственно реализующего свое человеческое предназначение как члена общества. Осуществляя свои универсально-деятельностные способ-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

ности в созидательной деятельности, процесс и продукты которой способствуют развитию гражданского общества, человек проявляет свою человеческую (социальную) сущность, что свидетельствует, согласно С.Л. Рубинштейну [91] о достижении личностью высшего уровня и способа существования - рефлексивного способа [92], о становлении человека субъектом жизни [93], проживании личностью собственной жизни.

Человек, самоопределившийся в своем отношении к нравственности, «самоопределился во всех своих отношениях к людями - к человечеству как совокупности и единству всех людей» [94, с. 171]. Решая основополагающие нравственные вопросы о смысле жизни и смысле смерти человек осознает себя и свое бытие в мире, проживает осознаваемое мыслью бытие человека.

Стремление к принесению пользы обществу детерминирует становление человека человеком, определяет становление подлинно человеческого облика человека, становление личности как субъекта общения, труда и познания. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других» [95, с. 94]. Сознающая себя в общественном бытии личность объективирует свои сущностные силы в продуктах материальной и духовной культуры, создающих преемственную связь между поколениями, обеспечивающую культурно-историческое, социально-экономическое и научно-технологическое развитие общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. 432 с.

2. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ.ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. Группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 489-583.

3. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ.ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. Группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 489-583.

4. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев: Наукова думка, 1989. 120 с.

5. Соловьев В.С. Духовные основы жизни. Bruxelles: Foyer oriental chrétien: Жизнь с Богом, 1982. 143 с.

6. РубинштейнМ.М. О смысле жизни: в 2-х частях. Ч.2 Философия человека. М.: Типография Иванова, 1927. 271 с.

7. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соловьев В.С. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. С. 217-230.

8. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ.ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. Группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 20-64.

9. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ.ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. Группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 93-122.

10. Радищев А.И. О человеке, его смерти и бессмертии //Радищев А.И. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1949. С. 272-399.

11. Толстой Л.Н. Путь жизни // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Т. 45. 612 с.

12. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 344-413.

13. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 483-593.

14. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: дисс. ... докт. психол. наук. М., 2017. 563 с.

15. Чудновский В.Э. Отдаленная ориентация поведения и деятельности человека как психологическая проблема //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. №4. С. 6-15.

16. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога / под ред. В.Э. Чудновского. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с.

17. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. 1470 с.

18. КлимовЕ.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.

19. Бахтин М.М. К философии поступка //Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Изд-во Русские словари, языки славянской культуры, 2003. С. 7-68.

20. Леонтьев А.Н. Начало личности — поступок // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 381-385.

21. Дружилов С.А. Смысл и ценности жизни и деятельности человека в структуре профессионализма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №9-3. С. 149-152.

22. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 268 с.

23. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.

24. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. 268 с.

25. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога / под ред. В.Э. Чудновского. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с.

26. Gotdstein K. The organism. New York: American Book Co, 1939. 533 p.

27. МаслоуА. На подступах к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 270 с.

28. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. 603 с.

29. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация //Природа. 1988. № 11. С. 57-65.

30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. 544 с.

31. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие /Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 328 с.

32. Теплов Б.М. Психология. М.: Концептуал, 2020. 256 с.

33. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии: монография. Москва-Ярославль: Аверс Пресс, 2001. 203 с.

34. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. 534 с.

35. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.

36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.

37. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12-28.

38. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1987. С. 68-75.

39. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2002. 51 с.

40. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559

с.

41. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

42. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.

43. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.

44. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования): монография. / Отв.ред. Л.В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987. 279 с.

45. Налчжанян А.А. Загадка смерти: Очерки психологической танатологии. СПб.: Питер, 2004. 224 с.

46. Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии: Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. Екатеринбург, 1997. 42 с.

47.КебинаН.А. Смыслообразующие основы формирования и самореализации личности: дисс. . докт. филос. наук. Москва, 2004. 432 с.

48. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема //Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в 2-х томах. Т. 1. Психика и жизнь. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. С. 225-252.

49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Карпинский К.В. Жизненный путь личности как проблема психологии //Актуальные проблемы современной психологии: сб. нау. ст. / Отв. ред. А.М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2008. С. 150-168.

51. Рубинштейн С.Л. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

52. Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Человек и мир. 2017. Т.1. №1. С. 165-200.

53. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5-18.

54. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

55. Двоеглазова М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2008. 191 с.

56. Двоеглазова М.Ю. К вопросу о роли личностной рефлексии в развитии личности в студенческом возрасте // Северная психологическая конференция: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.Н. Карандашева. Вологда, 2003. С.33-35.

57. Попова Т.А. Я-экзистенциальное как психологическая основа смысла жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XVII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2012. С. 210-215.

58. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

59. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 392 с.

60. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.

61. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 327 с.

62. Тихомирова О.К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии //Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О.К. Тихомиров. М.: Наука, 1977. С. 5-18.

63. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.

64. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 256 с.

65. Рубинштейн С.Л. О философской системе Г. Когена // Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. С. 152-175.

66. Двоеглазова М.Ю., Двоеглазова М.А. Влияние емкости рабочей памяти на возникновение инсайта //XXIIЦарскосельские чтения: материалы международной научной конференции, 23-24 апреля 2018 г. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. Т. II. С. 184-187.

67. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью //Вопросы психологии. 1982. №3. С. 44-53.

68. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев: Наукова думка, 1989. 120 с.

69. Курту П. Мужество стать: добродетели гуманизма // Здравый смысл. Спецвыпуск. М., 2000. 160 с.

70. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Изд.2. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 3-230.

71. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 912 с.

72. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. №4. С. 17-30.

73. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога / под ред. В.Э. Чудновского. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с.

74. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

75. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.

76. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

78. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

79. Славская А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития / Отв. ред. В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 344 с.

80. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

81. Двоеглазова М.Ю. Профессионализм как стратегическое условие социально-экономического развития общества // Наука без границ: синергия теорий, методов и практик: материалы Международной научной конференции. 28-30 октября 2020 г. /Отв. ред. О.К. Ирисханова. М.: ФГБОУВО МЛГУ, 2020. C. 262-264

82. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

83. Чудновский В.Э. Жизненное пространство личности // Педагогическое образование и наука. 2-14. №3. С. 116-120.

84. Двоеглазова М.Ю., Двоеглазова М.А. Социальные представления старшеклассников о влиянии сцен насилия в СМИ на криминализацию общественного сознания и уровень преступности в обществе //Ананьевские чтения 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы международной научной конференции, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Айсинг, 2018. С. 309-310.

85. Бехтерев В.М. Алкоголизм и борьба с ним. Л.: Изд-во Ленинградского губпросвета, 1927. 62 с.

86. Сикорский И.А. Психологическая борьба с самоубийством в юные годы. Киев: Типография Т-ва И.Н. Кушнарев и Ко, 1913. 44 с.

87. Карпинский К.В. Стратегии психологического исследования смысла жизни: макроанализ vs. микроанализ // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XX симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015. С. 44-55.

88. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных де-струкций. М.: Академический проект, 2005. 240 с.

89. Варава В.В. Смерть как проблема нравственной философии (на материале русской философской культуры XIX-XX веков): Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. Тула, 2005. 40 с.

90. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

91. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.

92. Двоеглазова М.Ю. Рефлексия как механизм жизнедеятельности личности //XXV юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, 20-21 апреля 2021 г. /Под общ. ред. С.Г. Еремеева. В 3-х т. Т. III. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. С. 69-72.

93. Двоеглазова М.Ю. Роль личностной рефлексии в становлении субъектности в поздней юности // Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Отв. ред. Г.А. Урунтаева. Мурманск: МГПУ,2006. Вып.6. С.77-83.

94. Рубинштейн С.Л. О философской системе Г. Когена // Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. С. 152-175.

95. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.

Статья поступила в редакцию 22.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.