DVOEGLAZOVA Margarita Yurievna PROFESSIONAL SELF-REALIZATION ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
УДК 159.9.01
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0087
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
© Автор(ы) 2021 SPIN: 1794-2797 AuthorlD: 656148 ORCID: 0000-0002-7206-0147
ДВОЕГЛАЗОВА Маргарита Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии, педагог-психолог Мурманский педагогический колледж (183038, Россия, Мурманск, ул. Володарского, д. 5, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье самореализация рассматривается как процесс реализации субъектом в профессиональной деятельности универсально-деятельностных способностей, определяющих создание общественных ценностей, обуславливающих поступательное культурно-историческое, социально-экономическое и научно-техническое развитие общества. Основы исследования проблемы самореализации, начавшей интенсивно разрабатываться в отечественной психологической науке с 70-ых гг. ХХ в., были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, сформулировавшего в 20-ые гг. ХХ в. принцип творческой самодеятельности, в которой человек, создавая в творческой деятельности общественно-ценные продукты, целенаправленно проявляет и развивает собственные сущностные силы, рефлексив-но-деятельностные способности, обогащает культурными результатами жизнедеятельности общество, способствуя его прогрессивному развитию. Самореализующийся человек характеризуется активной гражданской позицией, самодетерминацией к реализации собственных потенциалов в социально ценной деятельности, инициативностью в выборе целей деятельности, организованностью, ответственностью и самостоятельностью в процессе их достижения, направленностью на создание общественных благ, рефлексивным типом построения своего бытия, отличающимся от реактивного типа существования, основной целью которого является лишь приспособление к условиям жизни для осуществления собственных потребностей без учета потребностей общества. Научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны как приоритетная цель внутренней государственной политики, реализация которой обеспечит ведущее место Российской Федерации в ряду научно-технически и социально-экономически высоко развитых держав мира возможно лишь при условии самореализации субъектом бытия своих сущностных сил как универсально-деятельностных способностей в труде, детерминированном общественными ценностями и общественными смыслами ставшими личностными смыслами бытия. Отчуждение человека от трудовой деятельности обуславливает отчуждение личности от ее сущностной уникальности, определяющей нарушение хода филогенетического развития человека и культурно-исторического развития цивилизации.
Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, самодеятельность, самоотчуждение, самообман, рассечение труда, универсально-деятельностные способности, общественные ценности, общественные смыслы, личностные смыслы, субъект жизнедеятельности, научно-технологическое развитие, социально-экономическое развитие, культурно-историческое развитие.
PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF PERSONALITY AS A DETERMINANT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL AND SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY
© The Author(s) 2021
DVOEGLAZOVA Margarita Yurievna, PhD in Psechology, Associate Professor of the psychology Department, teacher-psychologist Murmansk Pedagogical College (183038, Russia, Murmansk, Volodarsky st., 5, e-mail: [email protected]) Abstract. In the article, the process of professional self-realization of the individual is interpreted as determinants of the scientific, technical andsocio-economic development of society from the standpoint of dialectical materialism as a theoretical and methodological basis of domestic psychological science. Self-realization is considered as a process of subjects' realization in a professional activity of universally-active abilities, that ensuring the creation of social values which determine the progressive cultural-historical and socio-economic development of society. The basics of the study of the problem of self-realization which began intensively developed in the domestic psychological science since the 1970's were laid in the works of S.L. Rubinstein, formulated in the 1920's principle of creative independent activity, in which person creating socially valuable products purposefully manifests and develops his own essential forces, enriches society with cultural results of life activity, contributing to its development. A self-fulfilling person is characterized by an active civic position, manifested in self-determination, initiative, self-discipline, responsibility, independence in activities aimed at creating of public goods, a reflective type of construction of one's being, different from a reactive type of existence, the main purpose of which is only adaptation to living conditions for implementation own needs without taking into account the needs of society. The scientific, technical and socio-economic development of the country as a priority objective of domestic state policy, the implementation of which will ensure the leading position of the Russian Federation among the scientific, technical and socio-economically highly developed powers of the world, is possible only if the subject of being realized his essential forces as universal activity abilities in labor determined by public meanings. The alienation of person from work determines the alienation of an individual from its essential uniqueness, which in turn causes a violation of the course of human phylogenetic development and the cultural and historical development of civilization.
Keywords: self-realization, professional self-realization, independent activity, self-alienation, self-deception, dissection of labor, universal-activity abilities, social values, social meanings, personal meanings, the subject of life, scientific and technological development, socio-economic development, cultural and historical development.
ВВЕДЕНИЕ.
Научно-технологическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации как стратегическая политико-экономическая цель, сформулированная в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических за-
дачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», достижение которой возможно лишь при условии
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-Ш8Ы: 2712-8474
ДВОЕГЛАЗОВА Маргарита Юрьевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ...
самодетерминации человека к самораскрытию и самореализации своих сущностных сил в профессиональной деятельности, направленной на создание общественных ценностей, определяющих национальную безопасность и национальное благополучие.
МЕТОДОЛОГИЯ. Категория самореализации в отечественной науке интерпретируется вслед за К. Марксом, Ф. Энгельсом, определившими ее в работе «Немецкая идеология» как развитие всей совокупности способностей в самодеятельности, направленной на присвоение всей совокупности производительных сил [1]. В.И. Ленин, развивая диалектику Г.В.Ф. Гегеля и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, считал, что человеку присуще «стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» [2, с. 194]. Проблема самореализации в отечественной науке стала разрабатываться в конце 70-ых гг. ХХ в. философами Л.И. Антроповой [3], И.Э. Бекешкиной [4], Т.А. Ветошкиной [5], А.А. Идиновым [6], Л.Н. Коганом [7], Н. Кривдой [8], Н.Л. Кулик [9], Н.Н. Михайловым [10], М.А. Недашковской [11], Н.И. Полубабкиной [12], Л.А. Цыреновой [13], Г.К. Чернявской [14], А.В. Шанкиным [15], Н.И. Шаталовой [1б], В.И. Шинкарук [17], психологами К.А. Абульхановой-Славской [18], А.В. Брушлинским [19], Е.А. Климовым [20], В.Е. Клочко, Э.В. Галажинским [21], Л.А. Коростылевой, Н.Е. Кравченко [22], Л.А. Коростылевой [23], Н.В. Кузьминой [24], Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко [25] и др. Вместе с тем, основы исследования самореализации человеком своих возможностей были заложены в 1922 г. С.Л. Рубинштейном, по мнению которого человек в творческой самодеятельности выражает собственную индивидуальность в создаваемых общественных благах, определяющих научно-технический прогресс и социально-экономическое благосостояние общества, свидетельствующих о присвоении человеком общественного смысла бытия, состоящего в принесении пользы обществу, членом которого он является [26]. Т.е. проявляя свою уникальность в творческой самодеятельности человек не только самопроявляется, но и создавая общественные ценности опредмеченные в общественно-полезных продуктах и результатах деятельности, человек становится Человеком. В преобразующей деятельности преобразуется не только материальный мир, человек как субъект жизни, детерминированной общественными смыслами, ставшими личными ценностями, регулирующими социальные действия человека [27], осознанно самостоятельно выбирающий поведение, опосредованное социальными нормами и нравственными принципами, осмысливающий себя как субъекта бытия [28], но и осуществляется культурно-историческое развитие человечества.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Н.Л. Кулик [29] с позиций диалектического материализма определила самореализацию: во-первых, как способ воспроизведения культуры в деятельности, способствующей раскрытию и опредмечиванию сущностных сил человека; во-вторых, как процесс осознанного, целенаправленного и свободного опредмечивания сущностных сил личности в ходе ее многообразной жизнедеятельности. Самореализация, будучи основным жизненным процессом личности, проявляется в реализации своей цели и проектов бытия в будущее, направленных на самораскрытие и наиболее полное осуществление человеком своих возможностей. Самореализация возможна лишь при достижении человеком как биосоциальным существом уровней развития субъекта деятельности, личности и индивидуальности. О присвоении человеком уровня субъекта деятельности свидетельствует активность, инициативность, самостоятельность, ответственность за процесс и результаты деятельности, направленной на создание общественно-ценных продуктов, способствующих развитию их создателя и
других людей. Личность как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как совокупность внутренних условий через которые преломляются все внешние условия, проявляется в осознанном соподчинении собственных интересов, желаний и потребностей общественным интересам и ценностям, в принятии самостоятельных ответственных решений, в социальных деяниях. Индивидуальность, будучи своеобразием психологических свойств человека, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности, позволяет создать в совместно-творческой [30], совместно-взаимодействующей, совместно-последовательной, совместно-индивидуальной [31] типах деятельности общественно-значимые продукты, способствующие реализации потенциалов не только создателей продукции, но и общества, продуктов, определяющих общественное бытие и общественное производство. Самореализация - процесс осуществления личностью собственных целей и проектов бытия в творческой деятельности детерминированной созидательным мотивом создания социально значимых продуктов, процесс творения которых сопровождается переживанием субъектом положительных эмоций [32].
Самореализация как самодетерминированная, целенаправленная и свободная реализация возможностей осуществляется в соответствии с волей личности, при помощи которой субъект жизнедеятельности преодолевает объективные и субъективные противоречия, возникающие на пути достижения запланированной личност-но и социально значимой цели. Самореализация будучи показателем субъектной позиции человека в жизнедеятельности, проявляется в самодеятельности при условии готовности к самоизменению и самопреобразованию в процессе саморазвития. Самореализация как культурно заданная обществом, усвоенная и присвоенная человеком ценность и смысл бытия, проявляется в жизнетвор-честве, направленном на создание общественно-значимых и общественно-положительно оцениваемых продуктов, обуславливающих развитие культуры общества через развитие культуры создателей общественных ценностей.
По мнению Л.А. Коростылевой [33] процесс самореализации детерминирован мотивом личностного роста, побуждающим человека к реализации себя в жизни, поиску и утверждению своего собственного жизненного пути, своих ценностей и смысла жизни в каждый момент бытия. Согласно Д.А. Леонтьеву мотивом самореализации является стремление продолжить свое бытие как личности в других людях [34], транслируя свою индивидуальность в общественно полезных продуктах деятельности, инициируя изменения (интеллектуальные и личностные) в других людях.
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский потребность личности в социальном бессмертии определили как смысло-образующий мотив профессиональной самореализации, формирующийся на основе осознанного принятия человеком конечности своего бытия. Личность, персонализированная в продуктах деятельности, продолжается в других людях, применяющих данные продукты в собственной жизнедеятельности, и, соответственно, умирает лишь физически, духовно продолжаясь в других поколениях [35].
Стремление к самореализации присуще лишь зрелой личности, с развитым рефлексивным отношением к бытию и себе в бытии, стремлением к проявлению своей сущностной уникальности в жизнетворчестве. Противоположными процессу самореализации являются процессы: во-первых, самоотчуждения от собственных индивидуальных способностей и возможностей субъекта деятельности, выполняющего самоотчужденный труд (труд вынужденный или детерминированный извне); во-вторых, самообмана (не-бытие-самим-собой или отчуждение себя от своего бытия), проявляющегося в отказе от взрослости и ответственности за процесс и результаты жизнедеятельности, автономии и свободы в
DVOEGLAZOVA Margarita Yurievna PROFESSIONAL SELF-REALIZATION ...
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
жизнедеятельности, собственной индивидуальности и в растворении своей уникальности в индивидуалистских ценностях, эгоистических мотивах, потребностях потребителя продуктов деятельности других людей.
ВЫВОДЫ.
Самореализация - самодетерминированный процесс и результат актуализации и опредмечивания склонностей, способностей, потенциалов личности в общественной деятельности, процесс проявления в деятельности родовой сущности человека на протяжении всей жизни. С позиции теории жизнетворчества самореализация - проявление индивидуальности в самодеятельности, ограниченной осознанием социального смысла свободы и категорическим императивом. Результатом самореализации является социально-ценный продукт, создание которого определяет личностное и интеллектуальное развитие как его создателя, так и общества. Человек, будучи субъектом жизнедеятельности, самореализуя присущие ему потенциалы вносит вклад в развитие общества через создание культурных (материальных и духовных) ценностей, определяющих окультуривание психики их создателя, развитие общества через обогащение культурными продуктами творческой самодеятельности граждан. Создание человеком социально-значимых, социально-ценных продуктов в деятельности определяет переживание субъектом жизни ее смысла, переживание удовлетворенности проживаемой жизнью, стремление к передаче накопленного опыта подрастающему поколению.
Самореализация субъекта в жизнедеятельности основана не только на личностном смысле бытия человека на земле, но и понимании и принятии исторического смысла жизни человека, поскольку самореализация человека обуславливает развитие общества, его переход на новую, более высокую ступень жизнедеятельности. Соответственно, самореализация личности в деятельности является не только осознанной необходимостью субъекта жизнедеятельности, но и общественно необходимым, позитивно оцениваемым процессом опредмечивания сущностных сил личности в деятельности, детерминированной внутренними мотивами и общественными смыслами. Человек самореализующийся в жизнедеятельности через создание продуктов обладающих общественным смыслом относится, согласно типологии С.Л. Рубинштейна к рефлексивному типу личности, выстраивающему жизнедеятельность на основе осмысления себя, осмысления социально-экономической и социально-исторической действительности, характеризуется активностью, инициативностью, ответственностью за процесс и результаты жизнедеятельности, отличается от реактивного типа существования, стремящегося лишь к адаптации к условиям бытия и реализации собственных потребностей без учета потребностей общества. В процессе отчужденного труда, т.е. труда насильственного, окрашенного деструктивными личностными смыслами или не окрашенного личностными смыслами, самореализации имеющихся у человека потенциалов не происходит из-за негативного отношения человека к необходимости реализации трудовой деятельности, отрицательного отношения к процессу труда и непринятия себя в качестве объекта труда - человека вынужденного выполнять распоряжения других, не имеющего права самостоятельно формулировать цели деятельности, планировать их реализацию, подбирать участников, методы, средства, приемы работы.
Рассечение труда как целесообразной деятельности, направленной на производство общественно-полезных продуктов, через обесценивание общественного смысла труда, подавление творческого отношения к труду, высмеивание самообразования и самореализации в труде, осуждение инициативы и самостоятельности субъекта деятельности, несправедливое вознаграждение и уравниловку, формализацию и штурмовщину, обуславливает не только тотальное отчуждение человека от труда,
но и «убийство народа» [36, с. 376]. Научно-техническое и социально-экономическое развитие общества обусловлено принятием человеком себя как субъекта жизнедеятельности, положительным отношением к профессиональной деятельности и стремлением к самореализации своих сущностных сил как универсально-деятельных способностей, наполненных конкретно-историческим содержанием в самодеятельности, направленной на производство общественных благ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т.3. М.: Государственное издательство Политической литературы, 1955. С. 7-544.
2. Ленин В.И. Конспект «Науки логики». Учение о сущности // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 29. М.: Изд-во Политической литературы, 1969. С. 77-218.
3. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 1980. 21 с.
4. Бекешкина И.Э. Смысл жизни и нравственная самореализация //Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования): коллективная монография / Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987. С. 133-148.
5. Ветошкина Т.А. Самореализация личности в творческой деятельности: дисс. ... канд. философ. наук. Свердловск, 1980. 160 с.
6. Идинов А.А. Самореализация личности в внепроизводствен-ной сфере общества (Онтологический и гносеологический анализ): Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Фрунзе, 1990. 20 с.
7. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: «Мысль», 1984. 252 с.
8. Кулик Н., Кривда Н. Самореализация человека как творческий процесс // Творчество: теория и практика. Тезисы докладов на XI Всесоюзной научной конференции. Часть I. Киев, 1991.
9. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Киев, 1992. 23 с.
10. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. 1982. №4. С. 24-32.
11. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Киев, 1990. 16 с.
12. Полубабкина Н.И. Самореализация личности: Социально-философский аспект: дисс. ... канд. философ. наук. М., 1995. 174 с.
13. Цыренова Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. дисс. . канд. философ. наук. М., 1992. 21 с.
14. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация: Методологические проблемы: дисс. . докт. философ. наук. Екатиренбург, 1994. 263 с.
15. Шанкин А.В. Социальный тонус и самореализация личности как факторы управления: Автореф. дисс. ... докт. философ. наук. М., 1992. 37 с.
16. Шаталова Н.И. Самореализация личности как социальный феномен (на примере любителей культурной деятельности): Автореф. дисс. . канд. философ. наук. Свердловск, 1979. 22 с.
17. Шинкарук В.И. Философские проблемы формирования нового человека. Киев: Общ-во «Знание» УССР, 1979. 48 с.
18. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: «Мысль», 1977. 224 с.
19. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
20. КлимовЕ.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
21. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
22. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб.: ЦИПКПО, 1997. 72 с.
23. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере: монография. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
24. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.
25. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 1 / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 89-106.
26. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 101-108.
27. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: «Мысль», 1977. 224 с.
28. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.
29. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Киев, 1992. 23 с.
30. Малиновский П.В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр // Управленческие нововведения и игропрактика: сб. статей / Отв. ред. С.Н. Железко. М.: Институт социологии АН СССР, 1990. С. 75-102._
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ДВОЕГЛАЗОВА Маргарита Юрьевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ...
31. Уманский Л.И. Личность. Организация. Деятельность. Коллектив. Кострома: Изд-во Костромского государственного унта, 2001. 208 с.
32. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 1980. 21 с.
33. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере: монография. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
34. Леонтьев ДА. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-176.
35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Изд-ий центр «Академия», 2003. 496 с.
36. Маркс К. Капитал: в 3 т., в 4 кн. Т. 1. М.: Изд-во Политической литературы, 1978. 907 с.
Статья поступила в редакцию 02.06.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021