Секция 7. Педагогика
Self-determination, based on the developed interests and aspirations of the subject, assumes the accounting of the opportunities and external circumstances and relies on being formed outlook of the teenager.
Thus, we defining essence of personal and professional self-determination, we draw a conclusion that personal professional self-determination represents, on the one hand, development at rural school students of own position causing conscious choice of profession on the basis of the accounting of features of personal development and requirements, imposed by its specifics; on the other hand, — as a certain level of formation of knowledge, abilities, motives, values, the self-assessments characterizing readiness of the personality to a profesksion-alny choice.
In our opinion, exactly the sense defines essence of self-determination, self-implementation and a samo-
transtsendention. All this allows to define essence of personal and professional self-determination as search and finding of personal sense in chosen, mastered or already carried out work, and also — finding of sense in the process of self-determination of meaning of the life.
On the basis of the above it is possible to concretize concept: personal and professional self-determination is a set of the social (external) and individual (internal) factors, allowing to choose work, depending on own interests and surrounding conditions.
In our opinion a certain specification of concept of personal and professional self-determination will allow the subsequent researchers of this perspective to narrow a range of theoretical views and more specifically to approach to a methodological basis of development of personal and professional self-determination of rural school students.
References:
1. Gumilev L. N. From Russia to Russia. - M.: Ayres press, 2003. - 318 с
2. The law of the Russian Federation «About education» [Text]: [10.07.1992 No. 3266-1] is accepted. - M.: Eksmo, 2010. - 80 pages.
3. Bozhovich L. I. Problems of formation of the personality Tekst./Under the editorship of D. I. Feldstein. 2nd prod. M.: Inst-t практ. психол. Voronezh: NPO MODEK, 20.1997. -352 pages.
4. Fromm. E. Chelovek for itself. Мн.: oh “Popuri”, 1998. - 320 с.
ßdiakina Irina Vasilievna,
Municipal budget educational institution «Lyceum № 3 named K. A. Moskalenko» technology teacher, Deputy Director for Research and Methodology
E-mail: [email protected]
The need for self-actualization senior research Russian and foreign psychologists
Abstract: in the article the researches of the need of self-realization (self-actualization) are presented. The sense of the phenomena of self-realization is explored. In the presented research the self-realization is defined as a need and as an activity both. The conditions of the self-realization of the late adults are formulated.
Keywords: self-realization, self-actualization, late adulthood, activity, communication.
Веляшна Ирина Васильевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 3 имени К. А. Москаленко", учитель технологии, заместитель директора по научно-методической работе
E-mail: [email protected]
Потребность в самореализации старшеклассников в исследованиях русских и зарубежных психологов
Аннотация: В статье дается исследование феномена потребности в самореализации, раскрывается ее сущность, а также различные подходы в к ее определению в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Подчеркивается многоаспектность понятия потребности в самореализации, ее потребностная
101
Section 7. Pedagogy
и деятельностная стороны. Формулируются необходимые условия развития потребности в самореализации у старшеклассников.
Ключевые слова: самореализация, старший подростковый возраст, деятельность, общение.
Становление и общее состояние общества неразрывно связано со становлением и гармоническим развитием личности каждого отдельного его члена.
В настоящее время особый интерес вызывают проблемы воспитания и развития личностных качеств, способствующих успешной самореализации человека в жизни, его самоосуществлению, выступающему конечным результатом развития [4].
При этом следует учитывать, что самореализация и как следствие ее — самоудовлетворенность возможна в различных сферах жизнедеятельности человека: личной (в семье, дружеских отношениях), творческой (различных видах творчества, искусстве и т. д.), профессиональной (в той или иной профессии).
Большинство авторов, исследующих феномен саморазвития человека, в качестве его ведущего компонента выделяют самореализацию. Под самореализацией понимается исследование себя, обнаружение и, в последующем, развитие своих способностей и возможностей: обогащение смыслов, направляющих деятельность и поведение, удовлетворение имеющихся потребностей, углубление вкусов, расширение свободы собственного индивидуального развития и творческих способностей и пр. (Л. Н. Куликова). Самореализация личности — наиболее явное и полное выявление ею своих индивидуальных и профессиональных возможностей [1]. С точки зрения философии, самореализация — это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев).
Термин «Самореализация» достаточно распространен в литературе и трактуется по-разному. В работах К. Маркса «Экономическо-философские рукописи» (1844) и «Немецкая идеология» (1846) самореализация означала развитие родовой сущности человека и его сущностных сил в ходе деятельного присвоения мира и преодоления отчуждения; в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году в Лондоне [9] под самореализацией понималось осуществление возможностей развития своего Я [10].
Особое внимание самоактуализации и самореализации личности уделяется в гуманистической психологии. К. Роджерс указывал на то, что общим законом живой природы является ее глобальное стремление к развитию, совершенствованию. В связи с этим целью и главной движущей силой развития личности
человека можно считать его желание стать самим собой, полностью реализовать себя в каждый момент жизни, проявить свои возможности и способности. Это стремление есть в каждом человеке и «ждет» лишь определенных условий для его реализации [3].
А. Маслоу рассматривал самореализацию с точки зрения самоактуализации — наивысшей потребности человека, которая выступает на передний план, когда удовлетворены все другие, «низшие» потребности. По его мнению, самореализация — это желание человека стать именно тем, кем он мог бы стать, реализуя наиболее полно все свои возможности. При этом, по мнению ученого, самоактуализация часто затруднена из-за наличия большого количества нереализованных человеком «низших потребностей» и серьезных временных затрат на их реализацию, не знания ими своих возможностей, способностей и талантов, неверия в свои силы, а также подавления социумом стремления человека к самоактуализации наложением определенных норм и запретов [3].
С точки зрения К. Юнга, конечная жизненная цель — это полная реализация своего Я в результате сознательной реализации человеком своей уникальной психической реальности, полного развития и выражения всех элементов личности за счет интеграции всех противодействующих внутриличностных сил и тенденций.
Функцию центра, механизма уравновешивания различных сторон личности в этом случае выполняет Архетип самости. Равновесие всегда предполагает высвобождения энергии, которая раньше использовалась личностью для процесса поиска этого центра равновесия, а после его нахождения будет использоваться для дальнейшего личного роста [7].
Э. Фромм считал, что самореализация есть непосредственный результат активности человека: о продуктивной самореализации стоит говорить тогда, когда сам человек активен, стремится к наивысшим достижениям. По его мнению, «у жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности» [4, С. 32].
Итак, определим основные признаки потребности в самореализации, выделяемые зарубежными исследователями:
• стремление человека стать собой, происходящее в направлении от бессознательного к нравствен-
102
Секция 7. Педагогика
ным идеалам через выработку системы ценностных ориентаций;
• самоосуществление, то есть психический рост и созревание, пробуждение и реализация скрытых возможностей человека, которые содержится в качестве потенций;
• фундаментальный процесс организма, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума;
• потребность в самореализации — высшая в иерархии потребностей;
• локализация в бессознательном слое человеческой психики и проявление в «стремлении к удовольствию»;
• социально детерминированный характер, поскольку среда дает средства для самоактуализации, а также может содержать препятствия;
• осуществление через постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего центра, через свободный выбор путем принятия решений;
• реализация в непосредственном взаимодействии с окружающими.
В современной отечественной психологии самореализация трактуется как познание себя, процесс реализации себя, успешное освоение ролевых функций в трудовой, социальной и семейной жизни, основной способ реализации личности, практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера, наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных профессиональных возможностей [5]; наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, путем включения его в социальные структуры; специально организованная субъектом деятельность с целью воплощения своего объективно ощущаемого предназначения; одна из целей и результат педагогического процесса, заключающиеся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности [8].
Анализ различных подходов и определений самореализации (Л. А. Коростылева, Е. А. Никитина) позволяет сделать вывод, что данный процесс включает в себя обязательную возможность личностного развития в деятельности, раскрытие врожденных и личностных возможностей.
С точки зрения И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова, потребность в личностноом самовыражении формируется в процессе взаимодействия учителя и учащихся. Процесс обучения происходит на основе заданного учебного содержания, преобразуемого
педагогогом в содержание обучения, стимулирующее к активизации уже наличествующий у школьников опыт, интересы, знания и побуждающий их к преобразованию прежних представлений [9, 145].
Эта точка зрения связана и с психологическим подходом рассмотрения самореализации. Наиболее распространенный способ описания процесса самореализации в психологических исследования — представление ее в трех взаимосвязанных аспектах: как потребность, деятельность и как объективный и субъективно воспринимаемый результат осуществления деятельности.
Потребность в самореализации представляет собой одно из высших устремлений человека реализовать свои врожденные способности. В результате удовлетворения этой потребности человек становится тем, кем он может стать, исходя из имеющихся у него задатков, способностей и талантов (Л. А. Коростылева, Н. Н. Михайлов, Л. Н. Коган).
Л. Н. Коган характеризует потребность в самореализации следующим образом: «... самореализация как сознательный и активный процесс возможна тогда, когда человек осознает свои интересы, потребности и способности, которые она и воплощает, опредмечивает в практической деятельности» [3, 134].
В результате, исключительно как потребность самореализация существовать не может. Любая потребность должна проявлять себя в целенаправленной деятельности. Потребность в самореализации — не исключение.
Анализ психолого-педагогической литературы (Н. П. Аникеева, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлин-ский, Э. Фромм, В. В. Давыдов и др.) говорит о том, что большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее полная самореализация человека может проявиться только в деятельности. Причем важно обратить внимание на тот факт, что для развития человеческой личности, ее самореализации важна не любая деятельность, а общение с другими людьми. С. Л. Рубинштейн об этом писал так: «Человеческая личность в целом формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям» [6, 36].
Таким образом, одним из существенных условий формирования и удовлетворения потребности в самореализации у старшеклассников будет в том числе ее включенность в совместную деятельность с другими людьми.
Психолого-педагогическими основами процесса самореализации в учебной деятельности являются: процесс взаимодействия участников образовательно-
103
Section 7. Pedagogy
го процесса; совместная деятельность учителя и учащихся в учебной деятельности; эмоциональные переживания, ощущение успеха, в которых заключаются мотивы и потребности в учебной деятельности.
Как показывают исследования, на самореализацию оказывают влияние различные факторы и условия, среди которых выделяют зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и пр.) и не зависящие (социальная среда, уровень жизни, материальная обеспеченность, средства массовой информации, экологическая среда) [6].
Многими учеными подчеркивается значимость социальной составляющей. Так, И. П. Смирнов отмечает, что к решающим факторам, влияющим на самореализацию личности, можно отнести сформированные внешней средой личностные качества. Е. В. Селезнева указывает на то, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими людьми. По мнению Л. А. Коростылевой, основными условиями самореализации являются наличие у человека определенных интересов и ценностей, развитого само- сознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать и совершенствовать себя, свои реальные и потенциальные способности и возможности, окружающий мир [6].
Самореализация личности теснейшим образом связана с ценностными ориентациями, которые, выступая содержательной стороной направленности личности, представляют собой сжатую программу развития человека. Самореализация, с этой точки зрения, выступает как процесс воплощения модели личности, заложенной в системе ценностей, которая подвержена влиянию социума и достаточно изменчива под воздействием внешних факторов и, в конечном счете, влияет на формирование структуры личности [1].
Как видим, в рамках психологической науки многообразно понимание самореализации (и как процесса, и как способа познания, выявления, раскрытия, реализации задатков, потенциальных возможностей человека, и как цели деятельности, и как совокупности всех этих характеристик), а также факторов и условий ее осуществления.
На наш взгляд, наиболее отвечающим современным требованиям системного подхода к рассмотрению психических явлений и наиболее перспективным является понимание самореализации в рамках концепции системно- диспозиционного изучения личности и ее свойств А. И. Крупнова как совокупности инструментально-стилевых и мотивационно-смыс-
ловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах в процессе онтогенеза [6].
Под воздействием неблагоприятных условий могут выявляться повышение агрессивности поведения, снижение жизненного тонуса и другие проявления, мешающие самореализации личности. Указаны внешние и внутренние формы, направленные соответственно на социум и на свой внутренний мир, и виды (социальная, деятельностная и личностная), связанные с социальным, профессиональным и духовным развитием личности [6]. Учитывая вышеизложенные особенности процесса самореализации, главными условиями для ее проявления и развития у старшеклассников будут:
• активизация познавательной деятельности учащихся интерактивными методами обучения;
• создание ситуации успеха на уроке;
• освоение нового опыта
• совместная деятельность старшеклассников;
• опосредованное деятельностью общение старшеклассников между собой.
Согласно мнению Н. В. Шрамко важными условиями развития потребности в самореализации учащихся являются [15]:
1. Решение учебно-исследовательских заданий, реализующих творческий потенциал обучающихся, а также самостоятельный поиск путей и решений проблемы, средств и ресурсов, таким образом, повышающих реализацию имеющихся ресурсов и активизирующих поиск новых.
2. Моделирование личностно и профессионально значимых ситуаций взаимодействия, активирующих дальнейшее развитие способностей, личностных и коммуникативных ресурсов обучающихся в процессе взаимодействия с другими, что способствует как удовлетворению потребности в самореализации с одной стороны, так и ее дальнейшему развитию с другой.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда дает возможности для личностнопрофессионального становления. Это свобода принятия обучающимся решения об его вхождении в эту среду, выбор деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивное проживание различных ролей; освоение различных сред, образующих образовательное пространство [15].
104
Секция 7. Педагогика
Вместе с тем, опыт изучения реального становления потребности в самореализации у школьников в исследованиях Ю. В. Заводовой [2] показал, что:
• существует противоречие между требованием общества формирования потребности в саморазвитии и самореализации и действиями педагогов и родителей в реальности;
• основным условием развития потребности в самореализации являются субъект-субъектные отношения между школьниками и взрослыми, в то же время в большинстве случаев превалируют субъект-объектные отношения, затрудняющие развитие потребности в самореализации;
• существует тенденция к избирательности в становлении и реализации у детей потребности в самореализации в зависимости от склонностей к изучению различных предметов в школе и занятиям в свободное время;
По нашему мнению необходимо согласиться с точкой зрения В. В. Серикова о том, что самореализация как стремление к признанию своего образа «Я» окружающими относится к основным личностным функциям. Потребность утвердить себя, добиться признания называется фундаментальной человеческой принадлежностью. Ее удовлетворение является необходимым условием и источником нормального развития старшеклассника, в ходе самореализации формируется положительный образ «Я» [11, с. 16-19].
Таким образом, мы пришли к следующим основным выводам.
Потребность в самореализации является одной из высших потребностей человека. Основными ее характеристиками являются появление стремления человека к самоосуществлению, быть собой, развивать себя, реализовать имеющиеся ресурсы и получить новые.
К важнейшим условиям формирования потребности в самореализации можно отнести возможность активного освоения субъектом самореализации жизненного пространства, нового опыта и социальных связей путем участия в целенаправленной творческой и профессиональной (в нашем случае, учебной) деятельности.
Важным моментом в формировании потребности в самореализации старшеклассников является опыт их взаимодействия со взрослыми, наличие со стороны последних желания и возможности вступить с подростком в субъект-субъектные отношения, являющиеся одним из основных условий самореализации и саморазвития старшеклассников.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, в существующей педагогической и воспитательной традиции предпочитается субъект-объектный подход во взаимодействии со старшеклассниками, что существенно затрудняет развитие потребности в самореализации последних, перенося ее на более поздние сроки.
Список литературы:
1. Багина В. А. Личностное самоопределение старшеклассников в условиях учебной деятельности//Физиче-ская культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: АНО «НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». 2007. № 2. - С. 7-13.
2. Заводова Ю. В. Формирование потребности в саморазвитии у учащихся: социологический анализ. Автореф. дисс. ... канд. соц. н. Екатеринбург, 2009.
3. Зиглер Д. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер, 2011. - 607 с.
4. Егорычева И. Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста-развития//Мир психологии. - М.: МПСИ, 2005. № 3. - С. 11-32.
5. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
6. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003. 176 с.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
8. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализация личности//Вестник РУДН. - М., 2008. № 1. - С. 28-37.
9. Мельник С. Н. Психология личности: учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ 2004. - 96 с.
10. Муха В. М. Понятие самореализации личности и его сущность в гуманитарных науках//Весшк ГрДУ iмя Янк Купалы. Сер. 3. Фглалоггя. Педагопка. Псгхалоггя. - Гродна: ГрДУ 2010. № 2. - С. 112-118.
105
Section 7. Pedagogy
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 485 с.
12. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование//Педагогика. 1994. № 5. С. 16-19.
13. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.
14. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.
15. Шрамко И. В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза//Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 34-38.
Zhumabayeva Äziya Eleupanovna, Head of early years and primary school education department, Doctor of education, Professor, Ospanov Tolegen Karazhanovich, Candidate of education, Professor, Kdyrbayeva Äzatkul Ähmetovna, Candidate of physics and mathematics, Professor, Omarova Gulnar Joldasovna, Master of education, senior lecturer, Yerkebayeva Saule Jomartovna, Master of education, senior lecturer, Tajiyeva Marzhan Kadirbayevna, Master of education, lecturer Äbay Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan
E-mail: [email protected]
The comparative analysis of early years practitioner’s training in the Republic of Kazakhstan and abroad (England, Russia, Latvia)
Annotation: The article considers tasks of EY practitioner’s training in Kazakhstan and abroad. It analyses an experience of early years institution’s development in these countries.
Key words: early childhood education, kindergarten, early childhood institution, curriculum, national standard of early childhood education, bachelor, master degree.
Жумабаева Азия Елеупановна, зав. кафедрой теории и методики Дошкольного и начального образования, доктор пед. наук, профессор, Оспанов Толеген Каражанович, кандидат пед. наук, профессор, Кдырбаева Азаткуль Ахметовна, кандидат физ.- мат. наук, профессор, Омарова Гульнар Жолдасовна, магистр педагогики, старший преподаватель, Еркебаева Сауле Жомартовна, магистр педагогики, старший преподаватель, Таджиева Маржан Кадирбаевна, магистр педагогики, преподаватель (Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Алматы, Казахстан)
E-mail: [email protected]
Сравнительный анализ подготовки специалистов дошкольного образования в Республике Казахстан и за рубежом (Англия, Россия, Латвия)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования в Республике Казахстан и странах ближнего и дальнего зарубежья. Проводится анализ опыта развития дошкольных организаций образования в этих странах.
Ключевые слова: дошкольное образование, детский сад, дошкольная организация образования, программа обучения, государственный стандарт дошкольного образования, бакалавриат, магистратура.
В современных условиях инновационных преоб- специалистов дошкольного образования. В связи
разований образовательной сферы меняется страте- с этим становится необходимым обратить внимание гия подготовки специалистов, в том числе и будущих на использование позитивного опыта, накопленного
106