Научная статья на тему 'Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях'

Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5869
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER / УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА / FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER / SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манжос Любовь Владимировна, Хазова Снежана Александровна, Хатит Фатима Рамазановна

Наибольшей профессиональной и личностной успешности добивается человек, способный к полноценной, творческой самореализации в значимой для него и важной для общества деятельности. Для прогрессивного развития социума особенно важно, чтобы обучение и воспитание подрастающих поколений граждан осуществлялось педагогами, самореализующимися в профессиональной деятельности. В свою очередь, эффективная профессиональная самореализация личности обеспечивается взаимосвязанной совокупностью объективных (социальных) условий и субъективных (индивидуально-личностных) факторов. За последние десятилетия социально-экономические содержательные, динамические, векторные характеристики жизнедеятельности российского общества, государства существенно изменились. Появилось множество альтернативных образовательных организаций, характеризующихся разными целевыми ориентирами и условиями деятельности. В связи с этим актуализировалась проблема выявления характера влияния новых внешних условий на потребности, интересы, стремления, установки личности, связанные с ее готовностью и способностью к самореализации. В данном контексте требует современного уточнения вопрос о сущности, содержании и видах самореализации личности. Необходима конкретизация спектра и содержания условий, факторов и показателей (проявлений) самореализации личности в профессии. Важна систематизация и/или разработка диагностического инструментария, обеспечивающего мониторинг показателей профессиональной самореализации личности. Наконец, следует выявить особенности процесса и содержания профессиональной самореализации педагогов, работающих в организациях разных видов (общего и дополнительного образования, государственных и частных и пр.). Решение указанных задач позволит на практике целенаправленно создавать условия, способствующие становлению и развитию у педагогов внутренних потенциалов, обеспечивающих их эффективную профессиональную самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манжос Любовь Владимировна, Хазова Снежана Александровна, Хатит Фатима Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

The person capable to full, creative self-realization in activity, significant for him and important for society, achieves the greatest professional and personal success. For progressive development of society it is especially important that training and education of younger generations of citizens are carried out by the teachers who are self-actualized in professional activity. In turn, effective professional self-realization of the personality is provided by the interconnected set of objective (social) conditions and subjective (individual and personal) factors. During the last decades, social and economic substantial, dynamic and vector characteristics of activity of the Russian society and the state changed significantly. There emerged a set of the alternative educational organizations which are characterized by different targets and conditions of activity. In this regard the problem of detection of nature of influence of new external conditions on requirements, interests, aspirations, and attitudes of the personality related to readiness of the personality and ability to self-realization is actualized. In this context the question of essence, the contents and types of self-realization of the personality demands modern specification. We need to specify a scope and the content of conditions, factors and indicators (displays) of self-realization of the personality in a profession. Systematization and/or development of the diagnostic tools providing monitoring of indicators of professional self-realization of the personality are important. And finally, we need to reveal features of process and the content of professional self-realization of the teachers working in the organizations of different types (the general and additional education, state and private and so forth). The solution of the specified tasks will allow us to create purposefully the conditions promoting formation and development in teachers of the internal potentials providing their effective professional self-realization.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях»

УДК 37.015.3

ББК 88.40

М 23

Л.В. Манжос

Ассистент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

Ф.Р. Хатит

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: faatit@mail ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(Рецензирована)

Аннотация. Наибольшей профессиональной и личностной успешности добивается человек, способный к полноценной, творческой самореализации в значимой для него и важной для общества деятельности. Для прогрессивного развития социума особенно важно, чтобы обучение и воспитание подрастающих поколений граждан осуществлялось педагогами, самореализующимися в профессиональной деятельности. В свою очередь, эффективная профессиональная самореализация личности обеспечивается взаимосвязанной совокупностью объективных (социальных) условий и субъективных (индивидуально-личностных) факторов. За последние десятилетия социально-экономические содержательные, динамические, векторные характеристики жизнедеятельности российского общества, государства существенно изменились. Появилось множество альтернативных образовательных организаций, характеризующихся разными целевыми ориентирами и условиями деятельности. В связи с этим актуализировалась проблема выявления характера влияния новых внешних условий на потребности, интересы, стремления, установки личности, связанные с ее готовностью и способностью к самореализации. В данном контексте требует современного уточнения вопрос о сущности, содержании и видах самореализации личности. Необходима конкретизация спектра и содержания условий, факторов и показателей (проявлений) самореализации личности в профессии. Важна систематизация и/или разработка диагностического инструментария, обеспечивающего мониторинг показателей профессиональной самореализации личности. Наконец, следует выявить особенности процесса и содержания профессиональной самореализации педагогов, работающих в организациях разных видов (общего и дополнительного образования, государственных и частных и пр.). Решение указанных задач позволит на практике целенаправленно создавать условия, способствующие становлению и развитию у педагогов внутренних потенциалов, обеспечивающих их эффективную профессиональную самореализацию.

Ключевые слова: самореализация личности, профессиональная самореализация педагога, условия профессиональной самореализации личности, факторы профессиональной самореализации педагога.

L.V. Manzhos

Lecturer Assistant of the Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: manzhos [email protected]

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and Technique of Physical Training of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

F.R. Khatit

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogics and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF TEACHERS IN

MODERN CONDITIONS

Abstract. The person capable to full, creative self-realization in activity, significant for him and important for society, achieves the greatest professional and personal success. For progressive development of society it is especially important that training and education of younger generations of citizens are carried out by the teachers who are self-actualized in professional activity. In turn, effective professional self-realization of the personality is provided by the interconnected set of objective (social) conditions and subjective (individual and personal) factors. During the last decades, social and economic substantial, dynamic and vector characteristics of activity of the Russian society and the state changed significantly. There emerged a set of the alternative educational organizations which are characterized by different targets and conditions of activity. In this regard the problem of detection of nature of influence of new external conditions on requirements, interests, aspirations, and attitudes of the personality related to readiness of the personality and ability to self-realization is actualized. In this context the question of essence, the contents and types of self-realization of the personality demands modern specification. We need to specify a scope and the content of conditions, factors and indicators (displays) of self-realization of the personality in a profession. Systematization and/or development of the diagnostic tools providing monitoring of indicators of professional self-realization of the personality are important. And finally, we need to reveal features of process and the content of professional self-realization of the teachers working in the organizations of different types (the general and additional education, state and private and so forth). The solution of the specified tasks will allow us to create purposefully the conditions promoting formation and development in teachers of the internal potentials providing their effective professional self-realization.

Keywords: self-realization of the personality, professional self-realization of the teacher, conditions of professional self-realization of the personality, factors of professional self-realization of the teacher.

Одной из важнейших характеристик взрослого человека является его профессиональная самореализация. Данное качество выступает ключевым критерием социальной зрелости личности, показателем активности его собственных усилий по достижению значимых целей деятельности, преодолению трудностей и преград, свидетельством ответственного отношения к собственной жизни, к результатам своего труда.

Личностная самореализация связана со стремлением человека к достижениям, с реализацией собственных жизненных и профессиональных целей, интериоризацией системы ценностей. Важными внутренними условиями самореализации являются творческий потенциал человека, готовность к самосовершенствованию, стремление к повышению качества и результативности своего труда, увлеченность делом [1; 2 и др.].

Человек проявляет себя, свои способности и потенции во всех сферах жизнедеятельности: общественной и семейной, в сфере собственных хобби, увлечений и в сфере труда. Однако наиболее полное раскрытие внутренних сил человека возможно лишь в

общественно значимой деятельности, разные виды которой системно, интегрированно представлены в профессиях. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации [3-5 и др.].

Проблема самореализации личности всегда была одной из самых острых в философии, психологии, педагогике и других науках. Существующие сегодня представления об объективных и субъективных аспектах профессиональной самореализации личности базируются на положениях отечественной психологии о структуре и развитии личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев), а также идеях гуманистической психологии, в частности, концепции самоактуализации и самореализации (Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). Современные ученые (A.A. Потебня, Г.Г. Шлет, С. Московиси и др.), опираясь на культурно-историческую парадигму исследования, показали такие особенности профессиональной самореализации, как опосредование профессиональной самореализации личности социальными представлениями, ценностными ориентациями и эталонами, транслируемыми обществом, которые, в свою очередь, определяются историческим периодом, культурой и общественными установками, идеологией того общества, в котором живет человек.

Не снижающееся внимание к проблеме самореализации личности в современной науке объясняется важностью проблем, связанных с исследованием субъектной активности личности, максимального использования внутренних ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе ее становления, социализации. То есть самореализация - это необходимое условие и развития отдельной личности, и поступательного развития общества в целом.

Многие концептуальные вопросы, связанные с самореализацией личности, в том числе профессиональной, достаточно подробно исследованы учеными 20-го - 21-го веков. Но сегодня динамично меняется социально-экономическая ситуация, развиваются и модернизируются многие, традиционные виды профессиональной деятельности, обогащается их содержание. Происходящие изменения, как следует из результатов теоретического анализа научной литературы, могут стать как позитивным, так и сдерживающим фактором профессиональной самореализации личности. Следовательно, в новых условиях требуется уточнение и конкретизация уже обоснованных научных положений и эмпирических выводов относительно профессиональной самореализации личности: факторов, условий, показателей и степени их проявления.

В связи с этим целью данного исследования стало выявление и основание показателей и факторов профессиональной самореализации личности (на примере педагогов). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие исследовательские задачи: уточнить сущность, содержание и виды самореализации личности; конкретизировать условия, факторы и показатели (проявления) самореализации личности в профессии; подобрать диагностический инструментарий для оценки показателей профессиональной самореализации педагогов; охарактеризовать особенности профессиональной самореализации педагогов, работающих в образовательных организациях разных видов.

Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретических - анализ научной литературы по теме исследования; эмпирических - анкетирование, тестирование; методов математической статистики - рассчитывались средние арифметические (х), стандартные отклонения (а), t-критерий Стьюдента (методом выборочных долей). Решение теоретических задач исследования позволило констатировать следующее.

Самореализация личности в психологическом аспекте имеет неоднозначную трактовку, однако ключевым понятием выступает понятие сущностных сил человека, которые проявляются и развиваются в личностно и общественно значимой деятельности.

Самореализация представляет собой реализацию (проявление) существующего потенциала, осуществление своих стремлений, имеющихся знаний, умений и способностей в соответствии со своими актуальными представлениями о себе и своем пути в жизни. Говоря о самореализующейся личности, предполагают, что человек нашел любимое дело и выполняет его качественно, творчески, с удовольствием. Этим делом может стать и общественная деятельность, и забота о семье, и некое хобби, и, наконец, профессиональный труд [2; 6; 7 и др.].

Профессиональная самореализация личности - это осуществление внутренних сил (способностей, потребностей, знаний и умений и т.д.) человека в конкретном виде профессиональной деятельности. Она базируется на сознательном профессиональном самоопределении, осознанности профессиональных целей и их соответствии жизненным целям и ценностям человека, на соответствии потребностей и возможностей личности, на стремлении к саморазвитию. Процесс профессиональной самореализации личности можно представить как последовательность этапов, наиболее общими из которых являются: профессиональное самоопределение, профессиональное становление и профессиональное совершенствование специалиста. Качественное прохождение личностью данных этапов определяется наличием ряда условий и факторов и проявляется в совокупности внутренних и внешних характеристик [1-3 и др.].

Наиболее общими условиями эффективной профессиональной самореализации личности выступают: материальные - материально-техническое обеспечение труда, информационная база, методическое обеспечение деятельности, интерьер и т.п.; финансовые - вознаграждения за труд, включая заработную плату, премии, возможности дополнительного заработка и пр.; социально-организационные - социальный статус профессии; возможности профессионального роста, карьеры и пр. Факторами успешной профессиональной самореализации являются: соответствие личностных качеств, характера особенностям (содержанию, целям, ценностям и т.д.) профессии; адекватная самооценка; мотивация достижения успеха [3-5; 8 и др.].

Личность, самореализующаяся в профессии, характеризуется следующими показателями (проявлениями): креативностью профессиональной деятельности, ее творческой организацией; рефлексией содержания и результатов своего труда, своего отношения к деятельности; удовлетворенностью профессиональной деятельностью во внешних (материальных, социальных) и внутренних (психологических) аспектах; соответствием целей и ценностей профессии личным жизненным целям и ценностным ориентациям; профессиональной направленностью и мотивацией профессиональной деятельности; стремлением к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и удовлетворением соответствующей потребности; наличием индивидуального стиля профессионального взаимодействия [3; 9; 10 и др.].

Сущность показателей профессиональной самореализации личности определила выбор совокупности диагностических методик. Для выявления характеристик и особенностей профессиональной самореализации личности педагога можно использовать комплекс диагностических методик, включающий: для оценки уровня развития рефлексии -тест-опросник А.В. Карпова «Методика диагностики уровня развития рефлексивности»; для диагностики креативности и профессионального творчества - тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой; для оценки удовлетворенности трудом - тест «Интегральная удовлетворенность трудом» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова и анкету Ю. Романовой; для определения уровня профессиональной направленности личности -методику «Измерение уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения» Н.В. Кузминой, В.А. Ядова; для определения особенностей мотивации профессиональной деятельности - одноименную методику К. Замфера (в модификации А.А. Реана); для определения ценностного единства личности и профессиональной организации - комплекс методик: тест «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций» и тест «Совпадение ценностных ориентации»; для диагностики

потребности в саморазвитии и ее реализации - тесты «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, «Готовность к саморазвитию» Ю.А. Иоакимиди; для определения индивидуального стиля педагогической деятельности - одноименную методику А.М. Марковой, А.Я. Никоновой.

Решение эмпирической задачи исследования заключалось в использовании вышеназванной совокупности диагностических методик для оценивания показателей профессиональной самореализации педагогов. В качестве исследуемого контингента были выбраны преподаватели иностранных языков, работающие в общеобразовательных школах (всего 38 человек) и в учреждениях дополнительного образования детей (всего 41 человек) гг. Майкопа, Славянска-на-Кубани, Краснодара. Две группы респондентов работают в образовательных учреждениях с разными уставными целями, графиком и режимом работы, материально-техническим обеспечением, спектром функциональных обязанностей, спецификой оплаты труда, организационной культурой (ключевым условием отбора педагогов в экспериментальные группы была работа только в общеобразовательной школе или только в учреждении дополнительного образования).

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о наличии общих и отличительных особенностей профессиональной самореализации у педагогов, работающих в образовательных организациях разных типов. В равной степени эффективно осуществляется профессиональная самореализация педагогов обеих групп по следующим показателям: рефлексивности, креативности как интегративного качества личности; по положительной значимости таких факторов отношения к профессии, как возможность заниматься любимым делом, соответствие профессии способностям и характеру; по совпадению личных и организационно-профессиональных ценностей (показатель ценностного единства); по сложившемуся индивидуальному стилю педагогической деятельности.

У педагогов, работающих в организации дополнительного образования детей, профессиональная самореализация осуществляется более успешно, чем у коллег, работающих в общеобразовательных школах, по следующим показателям: по креативным качествам личности, таким как любознательность, эмоциональность, эмпатия и чувство юмора; по удовлетворенности трудом; по профессиональной направленности личности (индекс удовлетворенности выбором профессии); по мотивации профессиональной деятельности; по степени удовлетворения значимых проблем в процессе профессиональной деятельности (показатель ценностного единства); по реализации потребности в саморазвитии и готовности к саморазвитию. Педагоги общеобразовательных школ превосходят педагогов, работающих в организации дополнительного образования детей, по следующим показателям профессиональной самореализации: по креативным качествам личности, таким как воображение и интуиция (более высокие среднегрупповые баллы).

Наиболее значимыми факторами успешности профессиональной самореализации педагогов являются: в организациях дополнительного образования детей - условия труда (удобный режим работы, уровень организации труда, уровень технической оснащенности), возможность достижения высоких профессиональных результатов, соответствие работы уровню притязаний личности, самостоятельность, соответствие работы личным способностям, зависимость размера вознаграждения от личных качеств (уровень квалификации, инициативность и творческость), общественная значимость, статус профессии и ее творческий характер; в общеобразовательных школах - соответствие работы личным способностям, возможность общения в процессе работы, обеспечение оргтехникой. Препятствуют эффективной самореализации педагогов следующие факторы / условия: в организациях дополнительного образования детей - размер заработка, физическое переутомление; в общеобразовательных школах - размер заработка, уровень организации труда, престиж профессии, психологический микроклимат, зависимость материального вознаграждения от личных взаимоотношений с руководством, физическое и нервное переутомление.

Проведенное эмпирическое исследование показателей (проявлений)

профессиональной самореализации педагогов позволяет сделать основной вывод: в целом профессиональная самореализация осуществляется более успешно у педагогов, работающих в образовательных организациях дополнительного образования детей. Видимо, связано это, в первую очередь, с целевыми установками деятельности разных образовательных организаций, а также с организационными и материальными условиями деятельности, с требованиями к содержанию и методике работы, к образовательными результатам и т.д. На наш взгляд, выяснение причин выявленных нами различий между двумя группами педагогов может составить тему дальнейшего исследования профессиональной самореализации педагогов.

Примечания:

1. Азарян Н.А. Самореализация личности в профессиональной деятельности: затруднения и пути их преодоления. М.: Изд-во РАО, 2014.

2. Батаршев А.В., Макарьев, И.С. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография. URL: http ://www.psy.su/psyche/proj ects/279/

3. Богатырева О.О., Марцинковская Т.Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития. URL: http://www.psystudy.com/index.php/num/2009n1-3/53-bogatyreva3.htm

4. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 43 с.

5. Коростылева Л.А. Самореализация. Основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001.

6. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/samorealizaciya

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

8. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. М.: Смысл, 2006.

9. Орлова О.В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. М.: Ин-т государства и права РАН, 2007. 203 с.

10. Семикин В.В. Профессиональная самореализация молодых педагогов в условиях современного российского образования: отчет о научно-исследовательской работе. СПб., 2012.

11. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Волгоград, 2012. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/394.

References:

1. Azaryan N.A. Self-realization of a person in professional activities: difficulties and ways of overcoming them. M.: RAO publishing house, 2014.

2. Batarshev A.V., Makaryev I.S. Professional self-determination and self-realization of the teacher of vocational school: a monograph. URL: http://www.psy.su/psyche/projects/279/

3. Bogatyreva O.O., Martsinkovskaya T.D. Professional self-realization in the area of personal development. URL: http://www.psystudy.com/index.php/num/2009n1-3/53-bogatyreva3.htm

4. Galazhinsky E.V. System determination of person's self-realization: Diss. abstract for the Dr. of Psychology degree. Barnaul: BSPU publishing house, 2002. 43 pp.

5. Korostyleva L.A. Self-realization. The main spheres of life activity: Diss. for the Dr. of Psychology degree. SPb., 2001.

6. Kudinov S.I. Self-realization as system psychological education. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/samorealizaciya

7. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: Znanie, 1996.

8. Allport G. Personality formation: selected works. M.: Smysl, 2006.

9. Orlova O.V. Right and self-realization in the civil society. M.: The RAS Institute of State and Law, 2007. 203 pp.

10. Semikin V.V. Professional self-realization of young teachers in the conditions of modern Russian education: a report on the research work. SPb., 2012.

11. Demkina E.V. Pedagogical principles and laws as the main methodological guidelines in the vocational education of a future expert // Actual problems of moral education of children and youth: Proceedings of the scient. and pract. conf. with international participation. Volgograd, 2012. URL: http: //grani.vspu.ru/avtor/394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.