Научная статья на тему 'Гендерные особенности представлений о самореализации личности у студентов высших учебных заведений'

Гендерные особенности представлений о самореализации личности у студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / SELF-REALIZATION / GENDER STEREOTYPES / PERSONAL POTENTIAL / SELF-DEVELOPMENT / SELF-ACTUALIZATION / SELF-EXPRESSION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жабакова Татьяна Викторовна, Ворожейкина Анфиса Вячеславовна

Динамичные изменения социально-экономических ориентиров развития общества предъявляют высокие требования к самостоятельности, креативности, инициативности и предприимчивости личности выпускников высших учебных заведений, в связи с чем актуализируется проблема самореализации молодежи в современном мире. В статье представлен теоретический анализ исследований проблемы самореализации личности обучающихся в процессе овладения учебно-профессиональной деятельностью, конкретизировано понятие и составляющие самореализации студентов образовательных учреждений высшего образования. Рассматриваются результаты контент-анализа представлений о самореализации юношей и девушек обучающихся в учреждениях высшего образования, представлен прототипический анализ полученных данных по методике П. Вержеса. Проанализированы гендерные особенности представлений о самореализации у обучающихся в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDER PECULIARITIES OF PERSONALITY SELF-REALIZATION REPRESENTATIONS IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Dynamic changes in social and economic development guidelines of the society make high demands on the independence, creativity, initiative and enterprising of the personality of graduates of higher educational institutions, in connection with which the problem of self-realization of youth in the modern world is actualized.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности представлений о самореализации личности у студентов высших учебных заведений»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-42-49

УДК 159.9.072+ 378.147 ББК 88.352 +74.480.26

Т.В. Жабакова, А.В. Ворожейкина

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Динамичные изменения социально-экономических ориентиров развития общества предъявляют высокие требования к самостоятельности, креативности, инициативности и предприимчивости личности выпускников высших учебных заведений, в связи с чем актуализируется проблема самореализации молодежи в современном мире. В статье представлен теоретический анализ исследований проблемы самореализации личности обучающихся в процессе овладения учебно-профессиональной деятельностью, конкретизировано понятие и составляющие самореализации студентов образовательных учреждений высшего образования. Рассматриваются результаты контент-анализа представлений о самореализации юношей и девушек обучающихся в учреждениях высшего образования, представлен прототипический анализ полученных данных по методике П. Вержеса. Проанализированы гендерные особенности представлений о самореализации у обучающихся в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: высшее образование, учебно-профессиональная деятельность, самореализация, гендерные стереотипы, личностный потенциал, саморазвитие, самоактуализация, самовыражение, профессиональная самореализация.

T.V. Zhabakova, A.V. Vorozheykina

(South Ural State Humanitarian-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia)

GENDER PECULIARITIES OF PERSONALITY SELF-REALIZATION REPRESENTATIONS IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Dynamic changes in social and economic development guidelines of the society make high demands on the independence, creativity, initiative and enterprising of the personality of graduates of higher educational institutions, in connection with which the problem of self-realization of youth in the modern world is actualized. The article

presents a theoretical analysis of the research of the problem of self-realization of the personality of students in the process of mastering the educational and professional activity, the concept and components of self-realization of students of educational institutions of higher education are concretized. The results of content analysis of ideas about self-actualization of boys and girls studying in institutions of higher education are considered, a prototypical analysis of the data obtained according to P. Verges's technique is presented. Gender peculiarities of ideas about self-realization among students in higher educational institutions are analyzed.

Keywords: higher education, educational and professional activities, self-realization, gender stereotypes, personal potential, self-development, self-actualization, self-expression, professional self-realization.

В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются требования, предъявляемые к современному выпускнику вуза, что в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов в вузе. На сегодняшний день система высшего образования требует превращения вузов из «института передачи и копирования знаний, навыков» в самоорганизующуюся систему, нацеленную на развитие способности личности к самореализации. Основой современного образования должны стать не просто знания, а сформированные способы мышления и виды деятельности, умения эффективно действовать в нестандартных ситуациях, ориентироваться в динамично развивающейся информационно-коммуникационной среде [3]. Молодые люди активно стремятся найти свое место в жизни, максимально реализовать свой личностный потенциал, вместе с тем, общество пропагандирует гендерные нормы и стереотипы «успешности», тем самым ограничивая проявления индивидуальности и реализации себя в жизни [1].

Цель настоящего исследования -выявить гендерные особенности представлений о самореализации студентов высших учебных заведений, при этом в качестве объекта мы рассматриваем самореализацию личности в процессе

овладения учебно-профессиональной деятельностью, предметом исследования являлись гендерные особенности представлений о самореализации у юношей и девушек.

Теоретический анализ исследования самореализации личности позволяет отметить значимость заявленной проблемы в системе научного знания, при этом методологические проблемы изучения самореализации личности связаны с концептуальным разночтением термина «самореализация». Как отмечает А.Б. Орлов, распространено мнение о синонимичности понятий «самореализация» и «самоактуализация», при этом считается, что в нашей стране общепринят термин «самореализация», а за рубежом - «самоактуализация» [12]. Однако это не единственная точка зрения. Л.А. Коростылева отмечает, что различие терминов связано с различиями направленности процессов самореализации и самоактуализации, так как различие двух терминов связывают с разными акцентами анализа: оба термина отражают один и тот же процесс, но самоактуализация - в большей степени во внутреннем, субъективном плане существования личности, а самореализация - во внешнем, объективном плане личности [9]. При этом такие авторы, как Кудинов С.И., Михайлова О.Б. считают, что внешняя форма самореализации личности связана с конкретными практическими достижениями человека, с успешным поведением в обществе [11].

Л.Н. Куликова в понятии самоактуализация в отличие от понятия самореа-

ф ч ф m го со

х

_D I

Ю Ф

т ^

X s

Э

о

_D

m

1 É ф ф

5 ^

m ^ го

о

0

1

I

ф

ю о

о >1

J

го

о п О -

го ф

^ о ф

го

I

ф *

о

о со

со

го ш

о ^

го ю го

со

лизация делает акцент на «настоящем» времени, «заострении» в настоящем личных ресурсов, необходимых для решения возникшей задачи [10], а Н.И. Полу-бабакина, делая акцент на исследовании самореализации, отмечает, что самореализация - способность личности самоорганизоваться во времени, стать центром временной самодетерминации [13]. По мнению Л.А. Коростылевой, «самореализация личности - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятелъности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидных и личностных потенциалов. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» [9]. Следовательно, сущность феномена самореализации проявляется в регулирующей роли психики, а именно в функционально-уровневой регуляции интегрально-личностных, личностных и индивидных характеристик, что находит выражение в актуалгенезе самореализации личности на жизненном пути и отражено Л.А. Коростылевой в структурно-функциональной модели самореализации личности [7].

Следует заметить, что в существующих подходах к феномену самореализации, явно недостаточно уделяется внимание влиянию профессионального становления личности на процесс самореализации, в том числе и в учебно-профессиональной деятельности студентов. Вместе с тем, учебно-профессиональная деятельность является важной сферой жизнедеятельности студента, нередко разочарования в выбранной профессии

и неудачи в учебе, содержат в себе внутреннюю причину - нереализованность студентом собственной индивидуальности, что замедляет движение по пути самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности [14].

Анализ практики и научных исследований показывает, что на начальном этапе обучения и в конце профессионального обучения личностные характеристики значительно видоизменяются. Молодежь, приходя в вуз, часто не представляет себе полностью того, какие возможности для самореализации содержит выбранная профессия, каких знаний, умений и способностей она требует, какая система подготовки приведет к саморазвитию и реализации себя в профессии [4].

Не менее существенным фактором, влияющим на самореализацию, является гендерная принадлежность личности. Так, Е.А. Денисова отмечает, что в понятие самореализации заложены традиционные гендерные стереотипы следующего характера: мужчиной движет инструментальная ценность профессиональной самореализации и самоутверждения, женщиной же движет экспрессивная ценность, ценность отношений и реализации в семейной сфере [6]. Согласно определению Е.Л. Здравомысловой, гендер представляет собой социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования и профессиональной деятельности [8]. Таким образом, учет гендерных аспектов в профессиональной подготовке студентов вузов, позволит обоим полам расширять границы своего самоопределения, откроет возможности для наибольшей самореализации и самоактуализации личности в профессиональной деятельности [4].

В исследовании гендерных представлений о самореализации личности приняло участие 66 студентов, из них 32 юноши и 34 девушки в возрасте 1819 лет. Основным методом исследования стал качественный проективный метод: испытуемым в течение фиксированного времени (40 минут) было предложено

написать эссе на тему «Самореализация личности в жизни». Для анализа результатов был использован метод контент-анализа: были выделены категории анализа, связанные с представлениями о самореализации, и соответствующие им единицы текста. Внутри каждой категории были выделены содержательные дефиниции, характеризующие конструкт «самореализация».

Для проведения контент-анализа была разработана кодировочная матрица. Выделение категорий анализа опиралось на результаты теоретического анализа исследований самореализации. Матрица включала следующие категории: содержание самореализации, качества личности, цель самореализации и условия, влияющие на самореализацию (табл. 1). В качестве количественной единицы анализа принимались слова, словосочетания, фразы и короткие предложения. Массив текста был подвергнут количественно-качественному анализу с помощью составления матрицы и последующего частотного анализа.

В дополнение к количественно-качественному анализу использовалась методика, предложенная П. Вержесом [15]. Согласно его идее, понятия, выявленные с помощью ассоциативной методики, подвергаются прототипическому и категориальному анализу, опираясь на два параметра: частоту появления того или иного понятия в ответах респондентов и ранг появления понятия, пересечение двух показателей - среднего значения ранга возникновения, а также медианы частоты встречаемости понятия, позволяющих анализировать структуру представления: 1) область, объединяющая ассоциации с низким рангом и высокой частотой воспроизведения (Область I). Другими словами, эти ассоциации воспроизводятся респондентами в первую очередь, причем большинством из них. В этой области располагается зона ядра представления. Обратим внимание, что в остальных зонах располагаются элементы периферической системы;

2) область, объединяющая ассоциации с низким рангом и низкой частотой воспроизведения (Область II). В литературе можно найти гипотетические утверждения о том, что эти элементы отражают позицию меньшинства: воспроизводятся в первую очередь, но небольшим количеством испытуемых; 3) область, объединяющая ассоциации с высоким рангом и высокой частотой воспроизведения (Область III); 4) область, объединяющая ассоциации с высоким рангом и низкой частотой появления (Область IV).

Представляется возможным говорить о некоторой иерархии в отношении периферической системы. Область II и Область III, объединяющие элементы, важные или по своему рангу, или по частоте упоминания, - образуют первую периферическую систему. С другой стороны, она включает элементы, которые ассоциируются с объектом значительным числом респондентов, но не в первую очередь. Область IV, объединяющая ассоциации с высоким рангом и низкой частотой (наименее важными ассоциациями, разделяемыми небольшим числом респондентов), образует вторую периферическую систему или собственно периферическую систему [2].

Всего в 66 текстах было выявлено 897 упоминаний, связанных с феноменом самореализации. В табл. 1 представлены 4 основных категории анализа, указаны данные частотного анализа, то есть количество наиболее часто встречающихся упоминаний и их процент от числа всех упоминаний во всех текстах.

В результате интерпретации результатов контент-анализа были выявлены некоторые гендерные особенности в представлениях студентов о самореализации, которые отражают их ценностные ориентации и отношение к социальной действительности в целом. При этом система ценностей является показателем основных направлений развития общества, по ней мы можем судить о сложившейся культурной ситуации [5].

ф ч ф ш го со X _0 I

ю ф

т ^

X

э

о _0 ш

и £ ф ф

ш =>

го

о

0

1

I

ф

ю о

о >1

го

О со О -

го ф

^ о ф

Таблица 1. Результаты контент-анализа текстов эссе юношей и девушек на тему «Самореализация личности в жизни» (в единицах анализа и процентах)

Категория анализа Наиболее часто встречающиеся индикаторы самореализации Кол-во ед. (%) Юноши Девушки

Содержание самореализации Жить достойно, престижная работа, образ, к которому стремится человек, найти себя и свое место в жизни, семья 15% 7% 8%

Качества личности Упорство, харизма, гибкость, сильный характер, мудрость, уверенность в себе, жесткость, терпение, способность делать «через не могу», много работать над собой, самостоятельность, дисциплинированность, собранность, энергичность 12% 5% 7%

Условия, оказывающие влияние на самореализацию Умение использовать свой потенциал, способность реализовать свою мечту, способность никогда не сдаваться 9% 3% 6%

Цель самореализации Авторитет в обществе, создать семью, «быть на уровне» 7% 3% 4%

го

I

ф *

о

о со

со

го ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ^

го ю го

со

У юношей самореализация «материализована» и утилитарна, так как мерой реализации себя становится престиж, авторитет, выраженный в представлениях студентов в конкретном материальном эквиваленте. При этом самореализация в представлениях юношей приобретает отчётливый внешний социальный характер, так как отражает представления о престижной работе, материальных благах, высоком социальном статусе. В представлении о самореализации у девушек наблюдается ярко выраженное стремление к самовыражению преимущественно в сфере межличностных и семейных отношений. При этом в письменных рассуждениях девушек уделялось больше внимания внутренним условиям, индивидуальным личностным особенностям, оказывающим влияние на самореализацию. Таким образом, в результате контент-анализа текстов эссе юношей и девушек установлено, что несмотря на очевидную тенденцию размывания культурно сформированных гендерных схем в современном обществе, на представления о самореализации личности по-прежнему оказывают влияние гендерные стереотипы.

Следует заметить, что как у юношей, так и у девушек временная перспектива самореализации направлена прежде всего на будущее. Настоящее, актуализированное в смыслах «здесь и сейчас», не нашло отражение в представлениях студентов, при этом в высказываниях респондентов мы не отметили высказывания, связанные с конкретными действиями, направленными на достижение цели. По нашему мнению, эти особенности в представлениях о самореализации как у юношей, так и у девушек связаны с адаптацией к представлениям о самореализации в обществе в целом, вытекающие из потребности в согласованности собственных требований и гендерных стереотипов современного общества.

Анализ полученных данных с помощью методики П. Вержеса позволил выделить элементы ядра и периферии. Элементы зоны ядра и периферической системы составляют 30 % от всех высказанных ассоциаций.

Прототипический анализ позволил выявить зону ядра и периферическую систему представлений студентов о самореализации.

Таблица 2. Элементы, образующие ядро и периферию представлений студентов

о самореализации

Частота ассоциации Средний ранг ассоциации

<3,14 > 3,14

> 16, 5 Престиж, благополучие, семья, успех, признание, образ, к которому стремится человек, найти себя и свое место в жизни Умение использовать свой потенциал, способность реализовать свою мечту, способность никогда не сдаваться

<16,5 Авторитет в обществе, создать семью, «быть на уровне» способность делать «через не могу», много работать над собой Упорство, харизма, гибкость, сильный характер, мудрость, уверенность в себе, жесткость, терпение, самостоятельность, дисциплинированность, собранность, энергичность.

Зона ядра представления о самореализации образована элементами, отражающими содержание самореализации. Первая периферическая система (потенциальная зона изменений) образована элементами, которые в качественно-количественном анализе мы обозначили как цель самореализации. Вторая периферическая система (или собственно периферическая система) включает следующие элементы, отражающие качества личности, которые в представлениях респондентов связаны с самореализацией. Данные результаты могут быть интерпретированы следующим образом: скорее всего, в сознании как юношей, так и девушек только формируются представления о самореализации. В пользу такого заключения говорят следующие факты: наличие прямых ассоциаций в зоне ядра, например, самореализация - успех, престиж, при этом очевидна противоречивость и несогласованность в качествах характера, которые в представлениях респондентов являются значимыми для самореализации. Потенциальная зона изменений включает как лексические категории со значением преодолевающей адаптации (способность никогда не сдаваться, умение использовать свой потенциал), так и устремленность в будущее (способность реализовать свою мечту).

Таким образом, анализ представлений юношей и девушек о самореализации

позволил выявить следующие гендерные особенности: для юношей самореализация это прежде всего престижная работа, материальное благополучие, высокий социальный статус, в представлениях девушек - самореализация заключается в создании семьи, в межличностных отношениях. На наш взгляд, на формирование подобных представлений оказали влияние гендерные стереотипы о традиционной роли мужчины и женщины в обществе. В целом, в представлениях как юношей, так и девушек факторами реализации человеком самого себя, своего потенциала являются не его природные задатки, личностные особенности и способности, а сформированные внешние эталоны самореализации, обусловленные гендерными стереотипами. Вместе с тем, успешная реализация во всех жизненных сферах, в том числе и профессиональной деятельности, предполагает отступление от традиционных стереотипов, осознание собственных гендерных особенностей, раскрытие своих потенциальных возможностей, которые позволят студентам реализовывать в процессе обучения личностный потенциал и активизируют механизмы успешной самореализации в будущей профессии. Следовательно, уже с первых курсов важно целенаправленное формирование представлений студентов о возможностях самореализации в профессиональной деятельности с уче-

ф ч ф ш го со X _0 I

ю ф

т ^

X

э

о .0 ш

и £ ф ф

ш =>

го

о

0

1

I

ф

ю о

о >1

го

О со О -

го ф

^ о ф

го х

том собственных гендерных и личностных особенностей.

Библиографический список:

1. Балыкина О.С., Петухова Л.П. Тендерные детерминанты саморазвития личности студентов различных специальностей // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. С. 117-122.

2. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихо-мандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2. С. 10.

3. Ворожейкина А.В., Семченко А.А., Богачев А.Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - № 1. С. 116-123.

4. Ворожейкина А.В. Гендерный подход в современном образовании //Педагогические науки. - 2007. - № 2. С. 24-27.

5. Гнатышина Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. -№ 4. С. 71-77.

6. Денисова Е.А. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 8. С.339-349.

7. Жабакова Т.В. Педагогическое сопровождение самореализации личности студентов в системе двухуровневой профессиональной подготовки: монография. - Челябинск: Изд-во Юж.-

Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. -302 с.

8. Здравомыслова О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. С.184-192.

9. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.

10. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учеб. пособие. - Хабаровск: ХГПУ, 2005. - 320 с.

11. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Михайлова О.Б., Рушина М.А. Самореализация личности: теоретико-эмпирические исследования: монография. -Москва: Перо, 2015. - 210 с.

12. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

13. Полубабакина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1995. - 174 с.

14. Цурикова Л.В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: автореф. дисс...канд. пед. наук. - Белгород, 2005. - 17 с.

15. Vergès P. L. Evocation de l'argent: Une méthode pour la définition du noyau central d'une representation // Bulletin de psychologie. - 1992. - T. XLV. -№ 405. - P. 203-209.

Поступила 24.04.2018

<u *

о ср о m

m

го m

о ^

го ю го

m

Об авторах:

Жабакова Татьяна Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, [email protected]

Ворожейкина Анфиса Вячеславовна, доцент кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, [email protected]

Для цитирования: Жабакова Т.В., Ворожейкина А.В. Гендерные особенности представлений о самореализации личности у студентов высших учебных заведений //

Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 2. С. 42-49.

DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-42-49

References:

1. Balykina O.S., Petukhova L.P. Gender determinants of self-development of the personality of students of various specialties // Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii. - 2014. -№ 5. P. 117-122. [in Russian]

2. Bovina I.B., Stefanenko T.G., Tikhomandritskaya O.A., Malysheva N.G., Golynchik E.O. Ordinary views of young people about Russia in the modern world // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2010. - № 2. P.10. [in Russian]

3. Vorozheykina A.V., Semchenko A.A, Bogachev A.N. Innovative forms of education as a means of formation and development of the personality of students of all levels of education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - № 1. P. 116123. [in Russian]

4. Vorozheykina A.V. Gender Approach in Modern Education // Pedagogicheskie Nauki. -2007. - № 2. P. 24-27. [in Russian]

5. Gnatyshina E.V. The axiological bases of information preparation in professional education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - № 4. P. 71-77. [in Russian]

6. Zhabakova T.V. Pedagogical support of students' self-realization in the system of two-level professional training. - Chelyabinsk: Izdatelstvo Yuzhnouralskogo gumanitarno pedagogicheskogo universiteta, 2017. - 302 p. [in Russian]

7. Denisova E.A. Self-realization of the person and gender stereotypes // Siberskii Pedagogicheskii Zhurnal. - 2008. - № 8. P. 339-349. [in Russian]

8. Korostyleva L.A. Psychology of self-realization of personality: difficulties in the professional sphere. - St. Petersburg: «Rech», 2005. - 222 p. [in Russian]

9. Zdravomyslova O.M. Society through the lens of gender representations // Zhenshchina. Woman. Gender. Kultura. - Moscow: MCGS, 1999. P. 184-192. [in Russian]

10. Kulikova L.N. Self-Development of the Person: psychological and рpedagogical foundations. - Khabarovsk: KhGPU, 2005. - 320 p. [in Russian]

11. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Mikhailova O.B., Rushina M.A. Self-realization of personality: theoretical and empirical studies. - Moscow: Pero, 2015. - 210 p. [in Russian] |

12. Orlov A.B. Psychology of personality and human essence: Paradigms, projections, S practices. - Moscow: «Akademia», 2002. - 272 р. [in Russian]

13. Polubabakina N.I. Self-realization of personality (socio-philosophical aspect): Diss ... Cand. з Sci. (Philosophy). - M., 1995. - 174 p. [in Russian]

14. Tsurikova L.V. Self-realization of students in educational and professional activities: Autho-ur's transcript. Diss ... Cand. Scie. (Education) - Belgorod, 2005. 17 р central d'une representation // Bulletin de psychologie. - 1992. - Vol. XLV. - № 405. P. 203-209. [in Russian] |

15. Vergès P. L. Evocation de l'argent: Une méthode pour la définition du noyau g

Ю <D T

X

<D <D

About the authors: m S

<0 I—

Zhabakova Tatiana Viktorovna, Associate Professor, Department of Pedagogy fe £ and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk.

Russia), Candidate of Sciences (Education), [email protected] s |

Vorozheykina Anfisa Vyacheslavovna, Associate Professor, Department of Pedagogy o | and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, J Russia), Candidate of Sciences (Education), [email protected] g

o s

For citation: Zhabakova T.V., Vorozheykina A.V. Gender peculiarities of personality self-realization representations in students of higher educational institutions // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 2. P. 42-49. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-42-49 ,¡¡5 °

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.