Научная статья на тему 'Особенности самореализации феминных и маскулинных женщин'

Особенности самореализации феминных и маскулинных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4080
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / МАСКУЛИННОСТЬ / MASCULINITY / ФЕМИННОСТЬ / FEMININITY / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Македон Татьяна Андреевна

В статье идет речь о результатах эмпирического исследования особенностей личности женщин с различной гендерной идентичностью. Автор сравнил самооценку, тревожность, поведение в конфликте и самоконтроль в общении маскулинных и феминных женщин и обнаружил значимые различия. Эти различия, как считает исследователь, влияют на самореализацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION FEATURES OF FEMINA AND MASCULINE WOMEN

The article deals with the results of an empirical study of personality characteristics of women with different gender identity. The author compared the self-esteem, anxiety, behavior in conflict and self-control in communication of masculine and feminine women, and found significant differences. These differences, according to the researcher, affect the self-realization of the individual.

Текст научной работы на тему «Особенности самореализации феминных и маскулинных женщин»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922.1 Т. А. Македон

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ФЕМИННЫХ И МАСКУЛИННЫХ ЖЕНЩИН

В статье идет речь о результатах эмпирического исследования особенностей личности женщин с различной гендерной идентичностью. Автор сравнил самооценку, тревожность, поведение в конфликте и самоконтроль в общении маскулинных и феминных женщин и обнаружил значимые различия. Эти различия, как считает исследователь, влияют на самореализацию личности.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, феминность, самореализация, самооценка, тревожность, самоконтроль.

Современное общество и наука сталкиваются с фактами, а, возможно, уже и явлением изменения представлений о природе мужественности и женственности и полоролевом поведении. Опыт демонстрирует активную успешность женщин во всех сферах жизнедеятельности, что дает возможность предположить наличие особых качеств женского организма и психики, способствующих ее самореализации. Исходя из вышесказанного можно обосновать актуальность представленной темы. Сегодняшний день предъявляет высокие требования к мужчинам и женщинам, стремящимся к самореализации. Равноправие полов дает возможность современным женщинам во многих ситуациях брать на себя роли, идентичные мужским, выбирать профессии, еще недавно считающиеся чисто мужскими. Женщины стремятся занять высокое положение в обществе, продвинуться по служебной лестнице, при этом они становятся более уверенными в себе, властными, независимыми, полагающимися только на себя, теряя свое женское начало. Им становится сложно находить необходимый баланс между феминными и маскулинными качествами своей личности, что часто приводит к внутриличностным конфликтам. Становясь успешными в социальных отношениях, карьере благодаря своим маскулинным

Македон Татьяна Андреевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]

© Македон Т. А., 2014

104

качествам, женщины принимают их как естественные и начинают проявлять их во взаимоотношениях с противоположным полом, в семье. Возникают трудности с распределением ролей и воспитанием детей, женщина активно включается в материальное обеспечение семьи, в заботу об ее финансовом благополучии, в результате ее традиционные психотерапевтические функции в семье — забота, внимание, понимание, поддержка и любовь — отходят на второй план. Происходит стирание различий между мужчиной и женщиной.

Таким образом, в современном мире явно наметились противоречия между стереотипами представлений о том, какой должна быть настоящая женщина, и социальными условиями, в которых в настоящее время она существует. Современные психология, социология, философия в настоящее время активно исследуют различные аспекты указанных фактов, явлений, противоречий. Все они объединены общим объектом — половой дифференциацией личности в различных сферах жизнедеятельности. Это так назывемые гендерные исследования.

История гендерных исследований восходит к дифференциации психологии пола, наметившейся в конце XIX — начале XX веков в работах английского врача Э. Хэвлока, австрийского философа О. Вейнингера и З. Фрейда. Наиболее интенсивно эта проблема начала изучаться в середине прошлого века. (Б. Банкарт, С. Бем, О. Вейнингер, Т. Дамжи, К. Логан, Р. Лу, Э. Маккоби, Дж. Парри, Р. Хаббарт и др.) [1; 3] Современная дифференциальная психология и социология активно исследуют гендерные аспекты личности, в частности, такое ее качество, как половая или гендерная идентичность. (С. Бем, К. Гиллиган, Э. Маккоби, Д. Спенс, И. Хоффман, Т. В. Бендас, Т. Л. Бессонова, М. В. Бороденко, И. А. Жеребкина, Е. А. Здра-вомыслова, Л. В. Ильиченко, В. Е. Каган, И. С. Клецина, М. В. Колясникова, И. С. Кон, А. С. Кочарян, И. Г. Лартаковская, Е. Ю. Мещеркина, С. А. Ор-лянский, И. В. Романов, Л. Н. Пушкарева и др.).

До сих пор в науке не сложилось единого определения этого понятия. В различных исследованиях применяются синонимичные категории — «половая идентичность» и «гендерная идентичность». В научной литературе можно встретить два подхода к определению термина «гендерная идентичность»: в узком смысле под тендерной идентичностью понимается осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу — мужскому или женскому — или некоторой неопределенной позиции между двумя полами. В широком смысле гендерную идентичность в основном определяют как психологический пол личности, то есть особенности проявления психических процессов, состояний, как ориентацию личности на требования гендерной роли, то есть на набор образцов социального поведения представителей определенного пола, принятый в рамках данной культуры, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола. Обобщенные характеристики всех этих показателей в обыденной жизни

105

существуют как представления о мужественности и женственности, в научных исследованиях — как маскулинность, фемининность или андро-гинность. [2; 5; 6]. Своеобразие современного проявления указанных качеств личности состоит в том, что они все чаще не совпадают с биологическим полом личности. Все чаще мы сталкиваемся с мужчинами, доминантой личности которых является фемининность, и женщинами с ярко развитыми маскулинными качествами. Перед учеными — социологами, психологами — стоит проблема исследования новых подходов к определению гендерного содержания личности современного человека, гендерно-го аспекта его самореализации.

Термин «самореализация» (self-realization) впервые, как отмечает Л. Л. Коростылева, был приведен в «Словаре по философии и психологии» издания 1902 года. Но до сих пор он неоднозначно определяется в отечественной и зарубежной справочной литературе. Первые упоминания о самореализации известны из источников философских систем древней Индии, Китая (VIII—V вв. до н. э.), в трудах Аристотеля, Гегеля, Л. Фейербаха. В этих работах самореализация связана с процессами самосовершенствования, обретения человеком места в мире, соответствующего его предназначению [7].

В современной психологии понятие самореализации личности возникло и получило развитие в зарубежной экзистенциально-гуманистической науке (К. Гольдштейн, Дж Келли, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.) В отечественной психологии идеи самореализации личности были исследованы в рамках психологии смысла (Б. С. Братусь, Н. Л. Карповская, Д. А. Леонтьев, В. Э. Чудновский и др.) и психологии зрелости (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, М. Р. Битянова, А. А. Бодалев, М. В. Ермолаева, Я. Л. Коломинский, М. Р. Минигалиева, Е. Е. Сапогова, В. И. Слободчиков и др.).

На разных этапах развития отечественной и зарубежной науки отдельные аспекты проблем самореализации личности исследовали А. Адлер, Б. Г. Ананьев, И. Б. Дерманова, Б. Д. др.; изучены возрастные аспекты самореализации (Е. М. Бетина, О. С. Михайлова, Н. Н. Шатохина и др.), самореализация в творческой сферах (О. В. Дедюхина, В. В. Садовая, Н. Л. Чегля-кова и др.). Такой аспект обозначенной проблемы, как трудовая самореализация личности, рассматривали М. А. Дмитриева, Л. Е. Душацкий, Н. В. Егорова, Т. П. Зинченко, Л. Н. Иванова, Е. А. Климов, Ю. Б. Котелова, П. Мучински, Н. Г. Никифоров, Л. Г. Почебут, Н. С. Пряжников, Э. Шейн, Д. Шульц, С. Шульц и др.

До сих пор существуют два близких по значению, но все-таки отличающихся по оттенкам смысла термина — самореализация и самоактуализация. Первый в основном использует отечественная психология, второй — преимущественно зарубежная гуманистическая наука. По мнению отечественных психологов, различия в определении терминов связаны с разными акцентами в их определении. В зарубежной психологии важным

106

основанием рассмотрения феномена самоактуализации выступает его биологическая природа. То есть самоактуализация рассматривается как иерархически высшая потребность личности, направляющая ее на актуализацию латентных, резервных, генетически заданных возможностей и ресурсов [9]. Эта потребность определяет стремление личности к возможно более полному их выявлению и развитию. Термин «самореализация» используется в отечественной психологии как показатель социально-психологических основ самоосуществления личности. Самореализация предстает как реализация личностью собственного потенциала и включает в себя формирование ею образа своего будущего, формирование жизненных планов, их проработку и осуществление в социальной действительности и поведении. Самореализация тесно связана с ценностным наполнением жизни личности, то есть с ее направленностью, иерархией ценностей, позволяющей участвовать в преобразовании окружающего мира сообразно представлениям личности.

В последние десятилетия так же, как к гендерной проблематике, значительно возрос интерес к проблеме самореализации личности как в отечественной, так и в зарубежной науке. Пока недостаточно определенными остаются критерии этого процесса, тем более, что его можно рассматривать не только как процесс, но и как качество личности, требующее при его изучении определенных подходов к обозначению проявлений самореализации. Это явление трудно наблюдать непосредственно и объективно, можно лишь увидеть его результаты, отраженные в поведении, социальных параметрах жизнедеятельности человека. Факторами самореализации признаны прежде всего социально значимые качества личности, такие как ассертивность, социальный интерес, широта взглядов и др. Практически не исследованными областями психологии личности остаются пока проблемы структуры самореализации и взаимосвязи гендерной идентичности личности и ее самореализации.

Исходя из анализа состояния проблематики обозначенной темы мы наметили объект исследования: самореализация личности различного уровня гендерной идентичности. Предмет исследования: взаимосвязь ген-дерной идентичности личности и проявлений ее самореализации. При этом гендерную идентичность мы рассматриваем как фактор самореализации. Целью нашего исследования было определено выявление взаимосвязи между гендерной идентичностью личности и отдельными проявлениями ее самореализации. Мы предположили, что существует связь между гендерной идентичностью личности и такими проявлениями самореализации, как самооценка, тревожность, самоконтроль в общении, временная перспектива, особенности поведения в конфликте, профессиональный выбор личности.

Данное исследование проводилось на базе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема с января 2011 по ноябрь 2013 года. В исследовании принимали участие девушки-студентки раз-

107

ных факультетов в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 120 человек. На первом этапе, в январе — феврале 2011 года было проведено пилотажное исследование тендерной идентичности студенток разных факультетов. На основании его результатов были сформированы два типа групп: первый тип был организован по принципу профессионального выбора и включал две группы по 30 человек различной гендерной идентичности (феминные, маскулинные, андрогинные). Группы состояли: первая — из студенток гуманитарных факультетов, вторая — из студенток математических и технических специальностей. Этот тип групп был предназначен для проверки связи гендерной идентичности личности с ее профессиональным выбором. Результаты этого этапа исследования нашли отражение в отдельной работе. Была доказана связь гендерной идентичности личности с ее профессиональным выбором [8]. Второй тип групп был организован для проверки взаимосвязи гендерной идентичности с другими проявлениями самореализации (самооценка, тревожность, временная перспектива, поведение в конфликте, самоконтроль в общении). В эти две группы вошли студентки разных факультетов, в первую группу — только феминные девушки, во вторую — только маскулинные в количестве по 20 человек в каждой. На втором этапе — с апреля 2013 года по июль 2013 года проводилось эмпирическое исследование в обеих группах. С августа 2013 года по ноябрь 2013 года шла обработка результатов эмпирического исследования. В эмпирическом исследовании принимали участие студентки факультета педагогики и психологии К. Климошенко и А. Якимова [4].

В исследовании использована следующая совокупность методик. Тендерная идентичность измерялась с помощью полоролевого опросника С. Бем и многофакторного личностного опросника FPI, где использовалась шкала XII феминности-маскулинности. Самоооценка — с помощью теста — опросника самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева. Ситуативная тревожность — с помощью шкалы самооценки тревожности Спил-бергера-Ханина. Временная перспектива исследовалась методикой «Линия жизни» Б. Заззо, модифицированной А. Н. Прихожан. Поведение в конфликте — методом «Свободного семантического описания» В. А. Лабунской. Оценка самоконтроля в общении изучалась методикой М. Снайдера. Результаты исследования представлены в таблицах 1—4.

На основе процентных показателей можно сделать вывод, что у фе-минных девушек выше, чем у маскулинных, интегральный показатель самооценки и большинство шкал (8 из 12), кроме самоуверенности, ожидаемого отношения других людей, самопонимания, самообвинения. Таким образом, феминные девушки ощущают большую ценность своей личности для себя и для других, предполагают, что способны вызывать глубокие чувства у других людей.

Маскулинные девушки — более самокритичные, склонны к частым сомнениям по поводу правильности принимаемых решений.

108

Таблица 1

Средние значения результатов опросника Столина-Пантелеева (в %)

Шкала, фактор Феминные Маскулинные

Шкала S интегральная 93,66 87,06

Ф1 самоуважение 97,18 91,4

Ф11 аутосимпатия 89,29 88,8

ФШ самоинтерес 61,14 57,26

Ф^ ожидаемое отношение других людей 95,74 85,3

Ф1 самоуверенность 73,96 74,1

Ф3 самоприятие 84,37 80,67

Ф4 саморуководство 69,37 66,13

Ф5 самообвинение 28,63 18

Ф6 самоинтерес 93,3 66,93

Ф7 самопонимание 85,44 94,06

Таблица 2

Средние показатели по шкале Спилбергера-Ханина

Феминные девушки Маскулинные девушки

Шкала СТ ЛТ СТ ЛТ

Баллы 17,12 39,57 28,16 38,16

Из таблицы можно видеть более высокие показатели ситуативной тревожности (СТ) у маскулинных девушек.

Результаты исследования временной перспективы личности по методике «Линия жизни» выявили следующие различия феминных и маскулинных девушек. Феминные девушки хотят создать семью, чтобы иметь ребенка, жить счастливо в любви, маскулинные девушки ориентированы на связь с богатым и успешным мужчиной старше себя, чтобы устроить комфортную жизнь без материальных затруднений («хорошая квартира», «личный коттедж»). Маскулинные девушки имеют более конкретное представление о средствах достижения жизненных благ — все они ответили на этот вопрос: «Буду искать хорошую высокооплачиваемую работу». Феминные девушки выражали общие надежды на то, «что все будет хорошо».

Результаты исследования отношения к конфликтам показали следующее. Для феминных девушек конфликт — это ссора — 40 %, разногласия — 24 %, спор — 20 %, недопонимание — 11 %, проблема — 5 %. Для маскулинных девушек конфликт — это спор — 45 %, проблема — 19 %, драка — 17 %, разногласия — 11 %, ссора — 7 %, недопонимание — 1 %.

На вопрос о способах мести ответы распределились следующим образом: феминные девушки — никому не собираюсь мстить — 47 %, знаю много способов мести — 20 %; сделать больно — 18 %, сделать так же, как обидчик, — 9 %, издеваться — 5 %, побить, убить — 1 %; для маскулинных девушек — сделать больно — 32 %, сделать так же, как обидчик, — 28 %, знаю много способов мести — 22 %; издеваться — 9 %, побить, убить — 7 %, никому не собираюсь мстить — 2 %.

По результатам исследования была составлена таблица предпочтительного поведения в конфликтах (см. таблицу 3).

109

Таблица 3

Стратегия поведения в конфликтах (в%)

Анализируемый фактор Феминные девушки Маскулинные девушки

Поведение в конфликте

Соперничество 48,4 72,9

Стратегия избегания 17,5 7,1

Компромисс 18,7 8,2

Сотрудничество 15,4 12,8

Использование мести

Да 62,8 45,2

Нет 37,2 54,8

Способы мести

Драка, физическая расправа 6,6 39,3

Скрытые формы (клевета, бойкот, издевка) 61,2 47,8

Как видно из таблицы, предпочитаемой стратегией поведения в конфликте маскулинные девушки называют соперничество (62,7 %), они более склонны к физическим способам разрешения противоречий. Фе-минные девушки реже, чем маскулинные, выбирают соперничество и чаще — избегание, компромисс и сотрудничество. Однако феминные девушки более склонны к мести, чем маскулинные.

Результаты теста оценки самоконтроля в общении М. Снайдера отражены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ уровня самоконтроля в общении

Уровень самоконтроля в общении Количество маскулинных девушек Количество феминных девушек

Низкий - 4

Средний 10 13

Высокий 10 3

Таким образом, 50 % маскулинных девушек, принимавших участие в исследовании, имеют высокий уровень самоконтроля в общении и 50 % из этой группы имеют средний уровень самоконтроля в общении. У фемин-ных девушек этот показатель распределен иначе. 20 % испытуемых имеют низкий уровень самоконтроля в общении, 65 % — имеют средний уровень самоконтроля в общении и лишь 15 % феминных девушек имеют высокий показатель самоконтроля в общении. Эти данные позволяют предположить, что в среднем у маскулинных девушек показатель самоконтроля в общении выше, чем у феминных.

Для проверки этого предположения мы использовали t — критерий Стъюдента, на основании результатов которого мы убедились, что значения средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, отличаются статистически достоверно друг от друга. Соответственно наше предположение оказалось верным: уровень самоконтроля в общении у маскулинных девушек выше уровня самоконтроля в общении у феминных девушек.

110

Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы выявили наличие определенных отличий личности девушек различной тендерной идентичности в таких сферах, как эмоциональная (тревожность маскулинных девушек выше, чем у феминных девушек); волевая (уровень самоконтроля в общении выше у маскулинных девушек, чем у феминных); временная перспектива личности, поведенческая (стратегия поведения в конфликте), самооценка, профессиональный выбор. С определенной степенью достоверности, доказанной математическими методами по двум показателям (связь тендерной идентичности и профессионального выбора и уровень самоконтроля в общении), мы можем утверждать, что наша гипотеза о взаимосвязи тендерной идентичности и проявлений самореализации подтвердилась. Следовательно, тендерную идентичность можно рассматривать как фактор самореализации, ибо мы убедились, что это качество личности влияет на характер отдельных проявлений самореализации, а все рассматриваемые нами аспекты личности являются показателями этого процесса. Полученные результаты доказывают значимость такого показателя личности, как гендерная идентичность, необходимость его учета при профессиональном отборе, в консультативной работе психологов и социальных работников.

Список литературы

1. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.

2. Каган В. Е. Половая идентичность и развитие личности / / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. № 4. С. 25 — 33.

3. Клецина И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии / / Вопросы психологии. 2002. № 5. C. 14—24.

4. Климошенко К. А., Македон Т. А. Взаимосвязь феминности и маскулинности девушек с их выбором профессии / / Психология в пространстве образования: сборник тезисов Всерос. конкурса выпускных квалификационных работ по специальности «Педагогика и психология» / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. О. В. Логачева. Екатеринбург, 2011. С. 49 — 52.

5. Кон И. С. Психология половых различий / / Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 32—39.

6. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Введение в гендерные исследования / под ред. И. А. Жеребкиной. СПб, 2001. С. 3 — 36.

7. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности [Электронный ресурс]. URL: http: // promishlenie.ru/2013/02/korostyleva-l-a-psixologiya-samorealizacii-lichnosti/

8. Македон Т. А. Гендерные аспекты поведения и профессионального самоопределения подростков и юношества / / Международный научно образовательный форум Хэйлунцзян — Приамурье: сборник материалов I Международной научной конференции. Биробиджан, 30 октября 2013 г. В 2 ч. Ч. 2. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2013. С. 70 — 73.

9. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

111

Makedon Tatiana A.

SELF-REALIZATION FEATURES OF FEMINA AND MASCULINE WOMEN

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The article deals with the results of an empirical study of personality characteristics of women with

different gender identity. The author compared the self-esteem, anxiety, behavior in conflict and

self-control in communication of masculine and feminine women, and found significant differences.

These differences, according to the researcher, affect the self-realization of the individual.

Keywords: gender, gender identity, masculinity, femininity, self-realization, self-esteem, anxiety,

self-control.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Il'in E. P. Pol i gender (Sex and Gender), St. Petersburg, Piter, 2010. 688 p.

2. Kagan V. E. Gender Identity and Personality Development [Polovaya identichnost' i razvitie lichnosti], Obozrenie psikhi-atrii i meditsinskoy psikhologii im. Bekhtereva, 1991, no. 4, pp. 25-33.

3. Kletsina I. S. From the Psychology of Sex to Gender Research in Psychology [Ot psikhologii pola — k gendernym issledovaniyam v psikhologii], Voprosy psikhologii, 2002, no. 5, pp. 14—24.

4. Klimoshenko K. A., Makedon T. A. The Correlation of Femininity and Masculinity in Girls with their Choice of Profession [Vzaimosvyaz' feminnosti i maskulinnosti devushek s ikh vyborom professii], Psikhologiya v prostranstve obrazova-niya: sbornik tezisov Vseros. konkursa vypusknykh kvalifikatsionnykh ra-bot po spetsial'nosti «Pedagogika i psikhologiya» (Psychology in Education: (theses) All Russia Contest of Final Qualification Papers on Specialty "Pedagogy and Psychology"), Ekaterinburg, UGPU, 2011, pp. 49—52.

5. Kon I. S. The Psychology of Sex Differences [Psikhologiya polovykh razlichiy], Voprosy psikhologii, 1981, no. 2, pp. 32—39.

6. Kon I. S. Men's Studies: Changing Men in Changing World [Muzhskie issledovaniya: menyayushchiesya muzhchiny v menyayushchemsya mire], Vvedenie v gendernye issledovaniya (Introduction to Gender Studies), Ed. by I. A. Zherebkinoy, St. Petersburg, 2001, pp. 3 — 36.

7. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti (The Psychology of Self-Identity), Available at: http: // promishlenie.ru/2013/02/korostyleva-l-a-psixologiya-samorealizacii-lichnosti/

8. Makedon T. A. Gender Aspects of Behavior and Professional Self-Determination of Adolescents and Youth [Gendernye aspekty povedeniya i professional'nogo samoopre-deleniya podrostkov i yunoshestva], Mezhdunarodnyy nauchno obrazovatel'nyy forum Kheyluntszyan — Priamur'e: sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (International Scientific-Educational Forum Heilunzsan — Amur Region: Proceedings of the 1st International Scientific Conference) in 2 parts, Part 2, Birobidzhan, PGU im. Sholom-Aleykhema, 2013, pp. 70 — 73.

9. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' (Motivation and Personality), transl. from Eng.

A. M. Tatlybaevoy, St. Petersburg, Evraziya, 1999. 478 p.

* * *

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.