Научная статья на тему 'Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры студентов'

Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРОГИННОСТЬ / ANDROGYNY / МАСКУЛИННОСТЬ / MASCULINITY / ФЕМИНИННОСТЬ / FEMININITY / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / GIRLS / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PARAMETERS / YOUNG MEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбылева Кристина Васильевна, Зарифьян Анэс Гургенович, Бебинов Евгений Михайлович

Рассмотрены психофизиологические параметры (уровни тревожности, агрессии, депрессии, объем кратковременной памяти, процессы восприятия и узнавания фигур, избирательность внимания) у студентов с разными типами гендерной идентичности (андрогинными, маскулинными, фемининными), освещены половые различия в сравниваемых группах. Выявлено, что в группе юношей испытуемые с андрогинным типом личности обладают более высоким уровнем тревожности и самоагрессии, меньшим объемом образной памяти. У исследуемых же противоположного пола вышеуказанный тип менее тревожен и демонстрирует лучшие результаты по объему кратковременной памяти и избирательности внимания. Общий анализ структуры типов гендерной идентичности показал, что практически 50 % обследованного студенческого контингента это юноши и девушки с андрогинными чертами личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбылева Кристина Васильевна, Зарифьян Анэс Гургенович, Бебинов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TYPES OF GENDER IDENTITY ON PSYCHOPHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF STUDENTS

Considered physiological parameters (levels of anxiety, aggression, depression, the volume of short-term memory, the processes of perception and recognition of figures, selective attention) students with different types of gender identity (androgynous, masculine, feminine), and highlights gender differences in compared groups. It was revealed that in the group of boys with androgynous subjects personality type have higher levels of anxiety and self-injury, a smaller volume of figurative memory. We investigated the opposite sex the above type is less disturbing and demonstrates the best results for the volume of short-term memory and selective attention. The general analysis of the structure of types of gender identity showed that almost 50 % of surveyed student population young men and women with androgynous personality traits.

Текст научной работы на тему «Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры студентов»

УДК 612.821-057.875

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СТУДЕНТОВ

К.В. Горбылева, А.Г. Зарифьян, Е.М. Бебинов

ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Бишкек, Кыргызская Республика

Рассмотрены психофизиологические параметры (уровни тревожности, агрессии, депрессии, объем кратковременной памяти, процессы восприятия и узнавания фигур, избирательность внимания) у студентов с разными типами гендерной идентичности (андро-гинными, маскулинными, фемининными), освещены половые различия в сравниваемых группах. Выявлено, что в группе юношей испытуемые с андрогинным типом личности обладают более высоким уровнем тревожности и самоагрессии, меньшим объемом образной памяти. У исследуемых же противоположного пола вышеуказанный тип менее тревожен и демонстрирует лучшие результаты по объему кратковременной памяти и избирательности внимания. Общий анализ структуры типов гендерной идентичности показал, что практически 50 % обследованного студенческого контингента - это юноши и девушки с андрогинными чертами личности.

Ключевые слова: андрогинность, маскулинность, фемининность, юноши, девушки, психофизиологические параметры.

Введение. Гендерная идентичность является базовой структурой социальной идентичности и характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как он сам себя определяет [4]. Составляющие гендерной идентичности раскрываются через категории «маскулинность» и «фемининность» - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, которые существенно отличаются друг от друга по физиологическим и психологическим параметрам, чертам личности и особенностям поведения [9].

В научной литературе представлены работы, которые рассматривают психофизиологические параметры с учетом не только биологического, но и психологического пола (т.е. маскулинности и фемининности) [2, 5, 6, 10], так как в настоящее время личность применяет более богатый набор полоролевого поведения, тем самым гибко используя его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Особое значение поливариантность поведения приобретает в условиях современной социокультуральной

трансформации, когда постоянно меняющиеся нормы и роли заставляют личность отказываться от своих стереотипов [8].

В последние годы гендерная тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, приобретает все большее распространение и популярность в системе высшего образования. Образовательные учреждения вслед за семьей транслируют образы маскулинности и фемининно-сти, показывают, что необходимо демонстрировать членам общества для успешной реализации себя в мире [8].

Цель исследования. Изучение психофизиологических параметров студентов (юношей и девушек) в зависимости от типа ген-дерной идентичности (показателей феминин-ности и маскулинности) личности.

Материалы и методы. Обследовано 40 студентов медицинского факультета КРСУ. В набор используемых методов были включены: опросник С. Бэм для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик личности [7], содержащий 60 утверждений, каждое из которых оценивает степень и наличие андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Подсчет

показателей фемининности и маскулинности (М) осуществлялся по формулам: F=(сумма баллов по фемининности):20; М=(сумма баллов по маскулинности):20. Основной индекс К определяется как

К=(Б-М)-2,322. Если индекс К принимает значение от -1 до +1, то делают заключение об андрогин-ности; при К<-1 - о маскулинности; при К>+1 - о фемининности. Если К<-2,025 -это ярко выраженная маскулинность; если К>+2,025 - ярко выраженная фемининность.

Также были использованы тесты для определения объема кратковременной памяти (образной и зрительной) и исследования процессов восприятия и узнавания фигур [1]; для изучения уровня тревожности использовался опросник Спилбергера-Ханина, в целях выявления депрессии - опросник Цунга, определение избирательности внимания осуществлялось по Мюнстенбергу [3]. Опросник Л.Г. Почебут применялся для выявления агрессии по 5 шкалам:

1. Вербальная агрессия (ВА): человек вербально выражает свое агрессивное отно-

При анализе показателей тревожности было отмечено, что юноши с андрогинными характеристиками имеют более высокий уровень реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ) по сравнению с юношами с масс-кулинным типом личности. Андрогинные

шение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

2. Физическая агрессия (ФА): человек выражает свою агрессию по отношению к другому с применением физической силы.

3. Предметная агрессия (ПА): человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

4. Эмоциональная агрессия (ЭА): у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

5. Самоагрессия (СА): человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты, он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Результаты и обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что 47,5 % студентов имеют андрогинный тип личности (А), 45 % - маскулинный (М) и 7,5 % - феминный

Распределение юношей и девушек по типам личности представлено на рис. 1.

мальчики на момент обследования оказались тревожнее, чем соответствующие девочки. Девушки с маскулинным типом имеют более высокую РТ и ЛТ, чем юноши с тем же типом. У маскулинных девочек уровень РТ выше, чем у андрогинных (табл. 1).

Рис. 1. Структура типов гендерной идентичности у юношей и девушек

Таблица 1

Уровень тревожности у юношей и девушек в зависимости от типа гендерной идентичности, баллов

Юноши Девушки

Тип тревожности А М А F М

(П=7) (П=13) (П=12) (П=3) (П=5)

РТ 49,6±2,6* 38,8±1,7- 39,4±1,9- 52,7±3,7 53,4±2,2а

ЛТ 47,6±3,7* 35,8±2,3- 46,0±1,6 50,3±7,5 49,4±3,4

Примечание. Различия статистически значимы при сравнении показателей: * - юношей с различными типами личности (р<0,02); ▲ - девушек с типами личности А и М (р<0,05); ■ - юношей и девушек (р<0,05).

При оценке уровня агрессии было выявлено, что андрогинные юноши имеют более высокий показатель самоагрессии, чем маскулинные.

Лица женского пола с фемининным типом более депрессивны, чем с андрогинным. Маскулинные мальчики обладают лучшей образной памятью, чем андрогинные (табл. 2). У девочек с андрогинными характеристиками она имеет более высокий показатель, чем у

лиц мужского пола того же типа. Процессы узнавания наглядного материала у маскулинных девушек протекают быстрее, чем у анд-рогинных. При анализе избирательности внимания было отмечено, что маскулинные девочки допускают больше ошибок при выполнении теста, чем андрогинные. У маскулинных юношей встречается меньше неправильно подчеркнутых слов, чем у таковых лиц женского пола.

Таблица 2

Объем кратковременной памяти у юношей и девушек в зависимости от типа гендерной идентичности

Юноши Девушки

Тип кратковременной памяти А М А F М

(П=7) (П=13) (П=12) (П=3) (П=5)

Образная, баллов 4,8±0,1 6,5±0,1* 6,4±0,2а 6,00±0,4 7,0±0,6

Зрительная, единиц материала 4,9±0,7 5,1±0,6 5,6±0,5 5,0±0,9 6,7±1,2

Примечание. Различия статистически значимы при сравнении показателей: * - юношей с различными типами личности (р<0,05); ▲ - андрогинных юношей и девушек (р<0,05).

Заключение. Таким образом, проанализировав вышеизложенные данные, можно говорить о том, что особенности психофизиологического статуса студентов определяются типом их гендерной идентичности. Наше исследование показало, что андрогинные юноши по сравнению с маскулинными более тревожны, обладают более высокими показателями самоагрессии, меньшим объемом кратковременной образной памяти. Маскулинные девушки по отношению к андрогинным тоже отличаются высоким уровнем тревожности, лучше узнают наглядный материал, но в тес-

те на избирательность внимания допускают больше ошибок. Андрогинные же девушки по сравнению с таковыми юношами демонстрируют меньшую тревожность, больший объем кратковременной образной памяти и лучшую избирательность внимания.

1. Альманах психологических тестов / под ред. Р. Р. Римского, С. А. Римской. - М. : КСП, 1995. - 400 с.

2. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. -СПб. : Питер, 2007. - 544 с.

3. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. -СПб. : Алетейя, 2004. - 408 с.

5. Козырева Е. В. Влияние маскулинности-фемининности на ауто- и гетероагрессию / Е. В. Козырева // Психология XXI века : тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. - СПб. : Изд-во Петербургского ун-та, 2002. - С. 57-61.

6. Никуленкова О. Е. Внутриличностные конфликты у студентов с различными типами гендер-ной идентичности / О. Е. Никуленкова // Известия

Волгоградского гос. педагогического ун-та. -2009. - № 9. - С. 134-137.

7. Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2003. - 479 с.

8. Рымарев Н. Ю. Изучение маскулинности, феминности и андрогинности в студенческих коллективах / Н. Ю. Рымарев // Психология XXI века : материалы Международной научно-практической конф. - СПб., 2003. - С. 187-188.

9. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1997. - 798 с.

10. Флотская Н. Ю. Социально-психологическая адаптация личности при различных типах половой идентичности / Н. Ю. Флотская // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2. - С. 174-177.

INFLUENCE OF TYPES OF GENDER IDENTITY ON PSYCHOPHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF STUDENTS

K.V. Gorbyleva, A.G. Zarifyan, E.M. Bebinov

Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic

Considered physiological parameters (levels of anxiety, aggression, depression, the volume of short-term memory, the processes of perception and recognition of figures, selective attention) students with different types of gender identity (androgynous, masculine, feminine), and highlights gender differences in compared groups. It was revealed that in the group of boys with androgynous subjects personality type have higher levels of anxiety and self-injury, a smaller volume of figurative memory. We investigated the opposite sex the above type is less disturbing and demonstrates the best results for the volume of short-term memory and selective attention. The general analysis of the structure of types of gender identity showed that almost 50 % of surveyed student population - young men and women with androgynous personality traits.

Keywords: androgyny, masculinity, femininity, young men, girls, psychophysiological parameters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.