ЛИТЕРАТУРА
1. Дементьев, В. Л. Дидактическое значение правил соревнований по спортивной борьбе на базовом этапе технико-тактической подготовки спортсмена / В. Л. Дементьев, А.Ф. Ушаков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 30-32.
2. Левицкий, А.Г. Дифференцированный подход при обучении юных дзюдоистов сложным технико-тактическим действиям с учетом уровня их вестибулярной устойчивости : дис. ... канд. пед. наук / Левицкий А.Г. - Л., 1987. - 203 с.
3. Чумаков, Е.М. Тактика борца-самбиста / Е.М. Чумаков. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 224 с.
4. О тактике соревновательной деятельности спортсмена / А.Г. Ширяев, С.Е. Бакулев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин, О.П. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 21. - С. 89-100.
Контактная информация: [email protected]
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Татьяна Викторовна Жабакова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Ивановна Дудина, кандидат педагогических наук, доцент,
Зинаида Владимировна Возгова, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)
Аннотация
В статье рассматриваются психологические особенности самореализации личности преподавателя высшей школы. Результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного в процессе курсов повышения квалификации, позволили выявить структуру самореализации личности преподавателя высшей школы. Использование метода экспертных оценок позволило выявить условия, оказывающие влияние на процесс самореализации преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: высшая школа, повышение квалификации, личность преподавателя, психологические особенности.
PERSONAL SELF-REALIZATION OF HIGHER EDUCATION LECTURERS IN THE PROCESS OF THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS
Tatyana Viktorovna Zhabakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Ivanovna Dudina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Zynaida Vladimirovna Vozgova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Chelyabinsk State Pedagogical University
Annotation
The given article deals with the psychological features of personal self-realization of higher-education lecturers. The scientific research results carried out in the process of courses of qualification improvement define the structure of personal self-realization of higher education lecturers. Implementation of experts evaluations method allowed to define conditions which influence on the process of self-realization of higher education lecturers.
Keywords: higher school, improvement of professional skills, personality of the teacher, psychological features.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы самореализации личности и сохранения психологического здоровья являются актуальными в современных исследованиях подготовки специалистов различного уровня. Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы побуждает к пересмотру критериев эффективности труда. Помимо традиционных критериев (скорость, точность, экономичность) стано-
вится важным принимать во внимание внутренние, психологические критерии, которые отражают степень вовлеченности личностного потенциала человека в реализацию стоящих перед ним задач [1]. Содержание самореализации личности в процессе повышения квалификации определяет субъективное отношение к ситуации деятельности, мотивы саморазвития и самосовершенствования. Поэтому самореализация как саморазвитие представляет собой сознательную деятельность человека, направленную на возможно более полную реализацию себя как личности. В качестве критериев процесса самореализации выделяют: субъективные (чувство удовлетворенности) и объективные (социально значимые вклады, интегративные характеристики личности, а также соотношение субъективного и объективного) [3].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организация констатирующего эксперимента осуществлялась сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Актуальные проблемы повышения квалификации научных и педагогических кадров в системе высшего профессионального образования» факультета переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров на базе центра «Инновационных технологий в системе физической культуры и спорта» Челябинского государственного педагогического университета. Выборку исследования составили 50 слушателей курсов повышения квалификации. Исследование самореализации личности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации осуществлялось при помощи самоактуализационного теста Э. Шострома, адаптированного Л.Я. Гозманом, М.В. Крозом, М.В. Латинской [2]. Использование метода экспертных оценок позволило выявить условия самореализации личности преподавателя высшей школы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что самореализация личности - это сознательная систематическая целенаправленная деятельность, направленная на реализацию возможностей, способностей, самосовершенствование и саморазвитие и сопровождающаяся «пиковым переживанием». На первом этапе исследования самореализации личности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации мы использовали адаптированный самоак-туализационный тест Э. Шострома [2], который состоит из 126 вопросов, каждый из вопросов включает в себя утверждения ценностного или поведенческого плана. Суждения не являются строго альтернативными, но испытуемым, предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или характерен для привычного способа поведения.
Этот тест позволил выявить два базовых компонента (компетентность во времени и поддержка) и 12 дополнительных параметров (ценностные ориентации самоактуализации, гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность, самоуважение, самопринятие, представления о природе человека, синергия, принятие агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность).
После стандартизации первичных 14 показателей самореализации проводился их факторный анализ. Критерием вхождения переменной в фактор является факторный вес больше (или =) 44. Далее при применении факторного анализа использовался метод главных компонент Г. Хотеллинга с последующим Varimax-normalized вращением. Взаимосвязи характеристик самореализации изучались с помощью корреляционного анализа (по Пирсону). В общей выборке выявлена трех факторная структура показателей характеристик самореализации при свободном выделении факторов, объясняющих совместно 70,8% дисперсии.
В первый фактор, описывающий 34,1% доли объяснимой дисперсии (ДОД), вошли показатели поддержки, компетентности во времени, самоуважения, самоприня-тия, контактности, представлений о природе человека. В соответствии с показателем,
имеющим максимальный вес, фактор получил название «Самопринятие». Принятие себя вместе со своими недостатками не противоречиво наиболее тесно связано с самоуважением, временной компетентностью, а также внутренней поддержкой (автономностью), самоуважением. В работах зарубежных авторов принятие себя, доверие к себе рассматривается как условие, основа гибкости поведения, компетентного использования времени, автономности и др.
Второй фактор (ДОД 19,3%) объединяет показатели ценностных ориентаций, сензитивности, гибкости поведения, креативности.
Показатели фактора регистрируют способность отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущать и рефлексировать, проявлять гибкость в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. С учетом доминирования показателя фактор условно обозначен «Гибкость поведения». В целом фактор характеризует связь человека с миром и другими людьми, отражает позитивную и заинтересованную ценностную позицию по отношению к другому человеку, к миру в целом, и к себе как части мира и проявление этой позиции в поведении.
Третий фактор (ДОД 17,4%) структуры самореализации объединяет показатели спонтанности, ценностных ориентаций, принятия агрессии, поддержки, креативности, контактности и обозначен как «Ценностные ориентации». Сочетание в этом факторе показателей спонтанности, ценностных ориентаций, принятия агрессии также с высоким весом указывает на согласование ценностных ориентациях личности с принятием агрессии как естественного проявления человеческой сущности, с отсутствием страха вести себя естественно, раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции [1].
В данной структуре самореализации показатель поддержки представлен в двух факторах - Самопринятия и Ценностные ориентации, а показатель ценностных ориентаций - в факторах Ценностные ориентации и Гибкость поведения, следовательно, эти факторы играют особую роль в структуре самореализации личности в области физической культуры и спорта.
Таким образом, структура характеристик самореализация преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации может быть представлена через три основных компонента: самопринятие, ценностные ориентации, гибкость поведения. Самопринятие личности определяется психологическими особенностями ценностных ориентаций, поскольку во взаимоотношениях человека с миром важен позитивный образ не только себя, но и другого человека, мира в целом. Отношение к другому человеку как носителю уникальной системы собственных ценностей определяет гибкость поведения и обусловливает адаптацию к окружающему миру [8].
На втором этапе использовался метод экспертных оценок, который является модификацией стандартизированного наблюдения. Использование экспертных оценок обеспечивало надежность и валидность наблюдения. При его использовании к стандартизированному наблюдению за объектами и событиями привлекаются несколько наблюдателей. При этом используется принцип суммирования независимых экспертных оценок.
В качестве экспертов выступили преподаватели Челябинского государственного педагогического университета, слушатели курсов повышения квалификации. Экспертам предлагалось определить условия самореализации личности преподавателя высшей школы.
Анализ мнений экспертов позволил объединить отдельные оценки в шесть блоков (таблица 1).
Характерно, что в качестве основных условий самореализации личности эксперты назвали создание научной школы, научного центра, лаборатории. Такое утверждение соответствует точке зрения Д.А. Леонтьева, который в качестве объективного критерия самореализации предлагает рассматривать предметную реальность социального вклада, совершаемого субъектом самореализации [4].
Таблица 1.
Значимость условий самореализации личности преподавателя высшей школы
(на основе экспертных оценок'
№ блока Условия К-во упоминаний экспертами (%) Ранг
1. Защита кандидатской / докторской диссертации; 45 3
2. Создание научной школы; 85 1
3. Создание научного центра, лаборатории 50 2
4. Издательская деятельность; 40 4
5. Индивидуально-психологические качества личности 35 5
6. Высокий уровень профессиональной компетентности 27 6
Третье условие - защита кандидатской / докторской диссертации - отражает связь понятий «самореализация» и «личностный рост», поскольку самореализация преподавателя высшей школы направлена на расширение внутренней свободы, актуализацию личности.
Издательская деятельность в контексте самореализации личности отражает субъективное чувство удовлетворенности (реализация собственного потенциала, признание, ощущение значимости предметного вклада). Благодаря этому самореализация как саморазвитие и самосовершенствование предполагает сознательную длительную систематическую деятельность, поэтому самореализация не может быть спонтанной, а тем более случайной.
Несомненно, что самореализация личности преподавателя высшей школы невозможна без высокого уровня профессиональной компетентности, который оказывает влияние на индивидуально-психологические особенности личности. Только организуя взаимосвязи между новыми знаниями и уже имеющимися, можно сохранить старое, лучше понять и вовремя использовать новое, от индивидуально-психологических особенностей личности, от развития ее аффективно-волевой структуры, от уровня притязаний, соотношения оценок и самооценок, уверенности в себе, коммуникативной компетентности [3]. Поэтому самоактуализирующийся человек обладает способностью к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие - это осознание подлинности своего бытия, это жизнь «здесь и теперь», когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. «Полноценно функционирующие люди», по К. Роджерсу, используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний [6].
Анализ экспертных оценок условий самореализации личности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации позволил выделить вторую группу условий: степень влияния личных заслуг, событий и обстоятельств, значимых людей на самореализацию личности (диаграмма 1).
9,5
;,5-і
9
□ личные заслуги □ обстоятельства
Диаграмма 1. Условия самореализации личности преподавателя высшей школы Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых
(70%) определяют успешность самореализации преподавателя высшей школы как личностное достижение. Следовательно, для самореализующейся личности преподавателя высшей школы характерна высокая интернальность достижений, поскольку респонденты отмечают, что для самореализации личности необходимо осознавать, оценивать собственный силы, отстаивать собственное мнение, быть независимым от внешних условий. Однако 18% преподавателей высшей школы, принявших участие в эксперименте, считают, что на самореализацию личности оказывают влияние обстоятельства и «Значимые другие» (благоприятный микроклимат в коллективе, условия труда и т.д.).
ВЫВОДЫ
Таким образом, структура характеристик самореализация преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации может быть представлена через три основных компонента: самопринятие, ценностные ориентации, гибкость поведения. В качестве условий самореализации личности преподавателя высшей школы слушатели курсов повышения квалификации выделили: защиту кандидатской / докторской диссертации; создание научной школы, научного центра, лаборатории, издательскую деятельность; индивидуально-психологические качества личности; высокий уровень профессиональной компетентности, а также личные заслуги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест [Текст] / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М. : Рос. пед. агентство, 1995. - 43 с. : ил. - (Практическая психология / Рос. пед. агентство).
3. Дерманова, И.Б. Некоторые аспекты феномена самореализации [Текст] / И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997. - С. 20-37.
4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. - 324 с.
5. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. - М. : Рефл-Бук, 1997. -
304 с.
6. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия : новейшие подходы в области практической работы : монография [Текст] / К. Роджерс. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
8. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И. Ялом. - М. : Класс, 1999. - 576 с.
Работа выполнена по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» на 2010 год. Мероприятие 3. Раздел 3.1., подраздел 3.1.2. Проект «Совершенствование и развитие системы повышения квалификации педагогов». Регистрационный номер 3.1.2/ 6818
Контактная информация: [email protected]