УДК 371.13
И. Ф. Бурганова, Л.М. Романова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье показаны стадии профессионального становления личности специалиста, предложенные различными авторами. Описываются этапы непрерывного профессионального развития преподавателя высшей школы. Рассмотрено явление самоактуализации как предмета изучения ак-меологии. Приведены результаты тестирования преподавателей Казанского государственного энергетического университета по методике САТ. Проведен их анализ, даны рекомендации участникам тестирования.
Ключевые слова: профессиональное становление, преподаватель высшей школы, самоактуализация, акмеология, педагогическое творчество.
В современных условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования особо остро встает вопрос об уровнях развития профессионализма и компетентности профессорско-преподавательского состава как основного объекта управления системы менеджмента качества образования. В этой связи становятся актуальными проблемы непрерывного профессионального образования и становления преподавателя высшей школы (ПВШ), где центральное положение занимает процесс самоактуализации личности специалиста.
Г.У. Матушанский и А.Г. Фролов [1] выделили шесть этапов непрерывного образования преподавателей высшей школы. Первый этап должен учитывать индивидуальные характеристики для диагностики профессиональной непригодности к профессионально-педагогической деятельности, к которым относятся: противопоказания в состоянии здоровья (психического и физического); недостаточная осознанность профессионального выбора; отсутствие психологической предрасположенности к профессии. Второй этап должен включать профессионально -педагогическое обучение в магистратуре и аспирантуре, а также предположительную оценку перспективности будущего преподавателя, коррекцию и развитие недостаточно выраженных профессионально важных качеств личности преподавателя вуза. На этом этапе непрерывного образования преподавателя вуза основными параметрами его подготовки являются профессионально-педагогические знания (составляющие основу теоретической и прикладной деятельности преподавателя высшей школы и служащие фундаментом для выработки умений и навыков) и качества личности, наиболее значимые для профессионально-педагогической деятельности в вузе. Третий этап должен быть направлен на уточнение для каждого ПВШ наиболее эффективного пути приложения его сил и начинаться с пассивной и активной педагогической практики на предшествующем этапе профессионально-педагогического обучения и включать в
себя различные виды стажировок, а также саму педагогическую деятельность в течение первого года преподавания в вузе. Основная задача четвертого этапа - формирование профессионально-педагогической компетенции, достаточной для квалифицированного осуществлении профессиональной деятельности. Пятый этап рассматриваемого непрерывного образования ПВШ связан с выполнением основных должностных обязанностей при ведении преподавательской деятельности на высоком профессиональном уровне. Последний шестой этап - это усвоение разных видов и разных направлений профессионально-педагогической деятельности, что позволяет преподавателю быть высокомобильным в постоянно меняющихся внешних условиях среды. На последних трех этапах непрерывного профессионального образования ПВШ ведущую роль играют различные институциональные формы стажировки, профессиональной переподготовки, поддержки и повышения квалификации, чередующиеся с периодами самообразовательной деятельности.
Разные авторы выделяют различные стадии (этапы) профессионального развития и становления личности специалиста (таблица 1).
Таблица 1. Этапы профессиональной подготовки и становления личности
Э.Ф. Зеер [2] Е.А. Климов [3] Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов [1] Л.Н. Горбунова, Е.С. Манюкова [4]
1 2 3 4
1) аморфная оптация (определение профессионально-ориентирующих интересов) 1) фаза профессиональной ориентации (развитие склонностей и способностей к определенному виду деятельности) 1) этап первичной психодиагностики -выявление лиц с явными противопоказаниями (профессионально-непригодных) Этапы профессионального роста педагога: 1) профессиональная самоиден-тифи-кация (может сопровождаться неуверенностью, чувством вины, агрессивностью, ощущением униженности)
2) оптация (профессиналь-ные намерения, учебно-профессиональное самоопределение) 2) фаза оптанта (озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены)
3) профессиональная подготовка (готовность к самостоятельному труду) 3) фаза адепта - подготовка, объединяющая начинающих профессионалов; может быть многолетней или кратковременной (простой инструктаж) 2) этап профессиональной подготовки и переподготовки -специальное профессионально-педагогическое обучение для получения квалификации ПВШ с диагностикой ПВК
4) профессио-нальная адаптация (освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, развитие ПВК) 4) адаптация - привыкание молодого специалиста к новой работе 3) профессионально-предметная специи-ализация и профессиональная адапта-ция педагога, выработка профессионально-педагогических умений и навыков
1 2 3 4
5) первичная профессионализация (профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд); 6) вторичная профессионализация (профессиональный менталитет, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированный труд) 5) фаза интернала -наличие опыта работы, самостоятельное выполнение основных профессиональных функций 4) выработка профессиональной готовности к преподавательской деятельности в вузе 2)технолого-профессиональная самореализация (характеризуется набором и отработкой способов и приемов деятельности)
7) мастерство (творческая профессиональная деятельность, интегративные психологические новообразо- 6) мастерство - приобретение индивидуального, неповторимого стиля деятельности со стабильно хорошими результатами 5) этап формирования профессионального опыта и профессиональной зрелости - достижение высокого уровня педагогического мастерства 3) профессиональная самоактуализация (смысл, ценность и цель деятельности определяется каждым
вания, самопроектирование, вершина профессионального развития) 7) фаза авторитета 8) наставничество -передача опыта (авторитетный мастер своего дела окружен единомышленниками, учениками, последователями) 6) основной параметр этапа - разносторонняя профес-сиональная_эруди-ция и функциональная грамотность ПВШ конкретным субъектом во всей полноте его неповторимой индивидуальности)
Как видно из таблицы, для всех классификаций общими моментами являются этапы профессионального самоопределения и идентификации будущего специалиста, подготовки к профессиональной деятельности и конечными высшими стадиями развития мастерства и наставничества, которые характеризуются самоактуализацией, проявлением творческого потенциала и передачей накопленного опыта. В соответствии с особенностями, характерными для каждого периода личностно-профессионального развития, ставятся различные цели и задачи в системе дополнительного образования преподавателей вузов. Кроме того, фазы профессионального роста находятся в прямой корреляционной зависимости от возрастных и психических изменений в жизни человека. В идеале, основной целью человека в системе непрерывного профессионального образования и становления является проектирование оптимального пути индивидуальной образовательной траектории.
А.К. Марковой [5] рассмотрены этапы профессионализма и суперпрофессионализма:
• этап адаптации человека к профессии (первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро в первые 1 -2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно);
• этап самоактуализации человека в профессии (осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональных норм и деятельности, начало саморазвития себя средствами профессии, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности);
• этап свободного владения человеком профессией в форме мастерства (гармонизации человека с профессией; усвоение высоких стандартов, воспроизведения методических рекомендаций, разработок, инструкций);
• этап свободного владения профессией в форме творчества (обогащение опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («ак-ме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды);
этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;
• этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала (формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств, самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности).
Понятие акмеология (слово «акме» происходит от древнегреческого «акту» - вершина, высшая точка чего-либо) впервые предложил в 1928 г. Н.А. Рыбников для обозначения особого раздела психологии - психологии зрелости или взрослости. А.А. Бодалев [6] главной задачей акмеоло-гии, представленной в его книге «Вершина в развитии взрослого человека» (1997), видит в том, чтобы «через проведение комплексных разработок предложить... предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма». А.А. Бодалев в контексте акмеологического подхода ставит и пытается решить проблему взаимодействия индивидного (природного), личностного и деятельностного (как субъекта деятельности) в развитии профессионала. При этом возможны различные варианты такого соотношения: индивидное развитие значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие или субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с личностным и индивидным. Обозначается также проблема относительного соответствия темпов развития всех линий и путей достижения этого соответствия.
Основные тенденции развития современной педагогики как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся. Данные тенденции в той или иной степени характерны для различных уровней системы профессионального образования, в т.ч. высшего и дополнитель-
ного. Поэтому для описания эталонной модели личности как педагога, так и обучающегося педагогическая психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл и др.).
Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, который праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, иерархии потребностей и механизмах развития личности - идентификации и отчуждении, которые позволяют человеку полноценно общаться с окружающими, сохраняя свою индивидуальность. В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних и невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно четко представленную в других, менее одаренных людях. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
В 1981 - 1984 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли попытку адаптировать POI - тест (автор Э. Шостром). В процессе работы эта методика претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым (Компетентности во времени и Поддержки) и ряду дополнительных шкал (12 шкал составляют 6 блоков - по две шкалы в одном блоке). Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Методика предназначена для обследования взрослых, психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена самоактуализации и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник (больные неврозами и алкоголики). В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в
5
среднем, степенью самоактуализации были протестированы научные сотрудники одного из московских НИИ.
В декабре 2009 г. среди слушателей системы повышения квалификации КГЭУ по дополнительной образовательной программе «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» было проведено тестирование по данной методике. Участниками являлись преподаватели, работающие на должностных уровнях старшего преподавателя и доцента и имеющие ученую степень кандидата наук. Средние показатели результатов тестирования респондентов и их стандартное отклонение представлены в таблице 2. В качестве нормативных критериев были приняты показатели научных сотрудников.
Таблица 2
Результаты тестирования кандидатов наук КГЭУ по методике САТ
№ п/п Характеристика критериев Показатели протестированных Но эма
тах тт средний ст. откл. средний ст. откл.
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Ориентация во времени (способность жить настоящим, проживая полноту каждого момента, и способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего) 12 3 7,9 2,65 9,00 2,61
2 Поддержка (степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне) 56 22 43,75 10,8 48,15 7,04
3 Ценностные ориентации (ценности самоактуализирующейся личности) 14 6 11,3 3,09 12,54 2,70
4 Гибкость (способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию) 17 2 11 4,24 11,15 2,90
5 Сензитивность к себе (степень отчет себе в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо человек ощущает и рефлексирует их) 9 3 5,9 2,18 6,69 1,52
6 Спонтанность (способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства) 9 1 6,2 2,74 8,15 2,19
7 Самоуважение (способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них) 12 2 7,8 2,86 8,38 2,26
8 Самопринятие (степень принятия человеком себя таким, какой есть) 18 5 10,35 4,84 11,77 2,45
9 Представления о природе человека (склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную) 7 3 4,4 1,35 6,31 1,55
10 Синергия (способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей) 5 1 3,4 1,35 3,62 1,17
11 Принятия агрессии (способность индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы) 11 3 6,75 2,51 8,54 1,61
1 2 3 4 5 6 7 8
12 Контактности (способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми) 15 5 9,2 2,82 10,85 3,01
13 Познавательные потребности (выраженность у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире) 8 2 4,5 1,84 5,46 2,22
14 Креативность (выраженность творческой направленности личности) 8 4 5,6 1,35 7,46 1,86
Как видно из таблицы, средние показатели протестированных преподавателей ниже средних показателей научных сотрудников, но находятся в пределах нормы. По критериям № 9 (представления о природе человека) и № 14 (креативность) средний результат по группе респондентов находится на нижней границе нормы, что указывает на слабую склонность преподавателей воспринимать природу человека как положительную и на низкий уровень развития и выражения творческих способностей личности. По результатам тестирования следует рекомендовать отдельным лицам мероприятия по акмеологическому консультированию, по профилактике профессиональных деформаций и «синдрома выгорания» специалиста, по стимулированию и развитию креативных качеств личности, в т. ч. повышение уровня научного творчества.
Прохождение теста, по мнению респондентов, оказалось интересным и полезным для их профессиональной рефлексии. Предложенные вопросы и затрагиваемые проблемы важны как для гармоничного профессионального становления, так и для личностного роста ПВШ.
Источники
1. Матушанский Г.У. Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы: Научное изд. Казань: КГЭУ, 2004. 112 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект, Фонд «Мир», 2006. 336 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 304 с.
4. Горбунова Л.Н., Манюкова Е.С. Возможности акмеологического консультирования в повышении квалификации педагогов. Новокузнецк: ИПК, 2004. 57 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2004. 360 с.
6. Смысл жизни и акме : 10 лет поиска: В 2 ч./ Под редакцией Бодалева А.А. и др. М.: Смысл, 2004. 328 с.
Зарегистрирована 25.03.2010 г.