Научная статья на тему 'Повышение психолого-педагогической компетенции старшего преподавателя при подготовке к профессиональной деятельности на должности доцента'

Повышение психолого-педагогической компетенции старшего преподавателя при подготовке к профессиональной деятельности на должности доцента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович, Завада Галина Владимировна, Романова Людмила Михайловна

Доказывается необходимость подготовки старших преподавателей к профессиональной деятельности на должности доцента. Для этого предлагается экспериментальная образовательная программа, которая реализуется в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович, Завада Галина Владимировна, Романова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of the psihology-pedagogical competence of the senior teacher by preparation for professional work on a post of the senior lecturer

Necessity of preparation of the senior teachers to professional work on a post of the senior lecturer is proved. Experimental educational program which is realised in system of improvement of professional skill of teachers of the higher school for this purpose is offered.

Текст научной работы на тему «Повышение психолого-педагогической компетенции старшего преподавателя при подготовке к профессиональной деятельности на должности доцента»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.13

Г. У. Матушанский, доктор пед. наук Г.В. Завада, канд. пед. наук, доцент Л.М. Романова, аспирантка

ГОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет»

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТИ ДОЦЕНТА

На сегодняшний день проблема подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров остается достаточно актуальной. Вступление России в Болонский процесс предъявляет новые требования к преподавателю высшей школы на всех должностных уровнях, что объясняет необходимость его специальной подготовки.

Исторически российская государственная система послевузовской подготовки научно-педагогических кадров (НПК) начала складываться в XIX веке. С целью обеспечения беспрерывного процесса подготовки научно-педагогических кадров и его усовершенствования был проведен ряд мероприятий: создание постоянных институциональных форм и двухуровневой послевузовской подготовки НПК, создание институтов профессорских стипендиатов и приват-доцентства как основных источников пополнения педагогических кадров в вузах. Кроме этого, заграничная стажировка считалась постоянно действующей организационной формой подготовки научно-педагогических кадров, просуществовавшей вплоть до революционных событий.

В истории российской высшей школы длительный срок существовала форма подготовки среднего

72

и старшего преподавательского состава через институт приват-доцентства. В 1848 г. кабинет министров утверждает в российских университетах должность приват-доцента, которая числилась сверх основного преподавательского штата университета и оплата труда производилась из специальных средств. Приват-доцентам разрешался выбор предметов для лекционного чтения по утвержденным программам. К данной категории преподавателей могли быть причислены кандидаты, представившие, защитившие специальную диссертацию («pro venia legendi») и прочитавшие две пробные лекции по выбранному ими для преподавания отделению факультета [1].

С 1884 г. трехлетнее пребывание в звании приват-доцента стало обязательным условием занятия штатной должности экстраординарного и ординарного профессора (после получения последовательно степени магистра и доктора). Для оживления научно-педагогической конкуренции Министерство народного просвещения разрешило приват-доцентам преподавать обязательные дисциплины параллельно с профессорами [2].

Таким образом, можно констатировать, что к концу дореволюционной истории высшей шко-

лы России установилась своеобразная, многоступенчатая, строго иерархизированная система подготовки научно-педагогических кадров, включающая в качестве основной организационной формы институт приват-доцентства.

Практически на всем протяжении развития системы непрерывного образования ПВШ в России основополагающей формой являлась самостоятельная подготовка, подчеркивалась необходимость собственно педагогической ее составляющей (от обучения на педагогических факультетах и в педагогических кружках до обязательного изучения педагогических дисциплин во время обучения в аспирантуре). В Советской России при институтах были организованы специальные научно-исследовательские курсы, и учрежден Институт красной профессуры. Первым юридическим актом, узаконившим разделение научно-образовательных градаций на ученые степени и ученые звания, было постановление СНК СССР «Об ученых степенях и званиях» (1934 г.). В общих положениях постановления устанавливались две единые для науки и образования ученые степени — кандидата и доктора наук, а также следующие ученые звания: ассистент (для научноисследовательских учреждений—младший научный сотрудник), доцент (для научно-исследовательских учреждений — старший научный сотрудник), профессор (для научно-исследовательских учреждений — действительный член). С 1992 г. звание «доцент» преподавателям вузов, институтов повышения квалификации утверждается решением Аттестационной коллегии Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию [3].

Анализ научных исследований по вопросам формирования компетенций преподавателя высшей школы показывает необходимость создания специальных программ дополнительного профессионального образования в системе повышения его квалификации. При организации повышения квалификации важно содержательно определить и сравнить уровень компетентности слушателя на входе и выходе, вооружить его реалистической профессиональной самооценкой и возможностями дальнейшего профессионального роста. Благодаря этому компетентность преподавателей вузов будет доведена до того уровня, который необходим для их деятельности, адекватной существующим должностным требованиям. Дополнительные образовательные программы повышения квалификации преподавателей вузов должны знакомить слушателей с основными особенностями профессионально-педагогической деятельности в высшей школе на соответствующих квалификационно-должностных уровнях.

На основе анализа Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (согласно приложению к приказу от 30 октября 2009 г. № 858) определена компетент-

ностная структура квалификационных характеристик преподавателей высшего и дополнительного профессионального образования и выявлены отличительные особенности деятельности на различных квалификационных уровнях, которые представлены в табл. 1.

В связи с поставленной задачей в Казанском государственном энергетическом университете были разработаны инновационные программы и проведен цикл повышения квалификации по подготовке ассистентов к деятельности в должности старшего преподавателя [4, 5] и старшего преподавателя — доцента.

Обобщая требования к должностям старшего преподавателя и доцента, можно выделить характерологические черты деятельности доцента:

• планирование и организация всех видов учебных занятий, руководство научно-исследовательской и самостоятельной работой студентов по курируемым дисциплинам;

• планирование, организация и руководство методической и научно-исследовательской работой по одному из направлений кафедры;

• повышение квалификации научно-педагогических кадров кафедры, наставничество над молодыми преподавателями;

• осуществление контроля качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемым дисциплинам;

• применение инновационных образовательных технологий;

• разработка рабочих программ по курируемым и вновь вводимым дисциплинам, участие в лицензировании отдельных образовательных программ для новых специальностей и дисциплин;

• научно-методическая работа по вопросам профессионального образования;

• публикации монографий, учебников и учебнометодических пособий.

Обучение старших преподавателей по программе подготовки к деятельности в должности доцента проходило в сентябре-декабре 2009 г. в рамках повышения квалификации по направлению «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы». Оно сопровождалось написанием слушателями научной статьи, анализом собственного педагогического опыта, участием обучающегося в тренинге по развитию управленческих качеств личности, самоанализом своего педагогического имиджа, определением уровня самоактуализации и завершалось защитой выпускной аттестационной работы по разработке и внедрению авторской образовательной технологии по преподаваемой дисциплине.

Основной целью обучения по программе являлась теоретическая и практическая подготовка старшего преподавателя к деятельности в должности доцента. В табл. 2 представлены психолого-

73

Таблица 1

Компетентностная структура квалификационных характеристик ассистента, старшего преподавателя и доцента вуза

Компоненты компетентностной модели Асси- стент Старший препода- ватель Доцент

Знаниевый

Знает и использует основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности. + +

Технологический

Учебно-воспитательная работа

Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой

дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций +

в том числе чтение лекций + +

Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной

и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам + +

Создает условия для формирования у студентов основных составляющих компетентности,

обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников + +

Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических

и правовых знаний + +

Методическая работа

Участвует в разработке методических пособий и учебных занятий под руководством

профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины) +

Комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин

или отдельных видов учебных занятий и учебной работы + +

Принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической

комиссии по соответствующей специальности + +

Принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий,

разработке рабочих программ и других видов учебно-методической работы кафедры

или иного структурного подразделения + +

Научно-исследовательская работа

Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры

(факультета) +

Руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой

студентов, преимущественно магистров и специалистов +

Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества +

Опыт профессиональной деятельности Осуществляет контроль качества проводимых ассистентами и преподавателями учебных занятий, оказывает методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров + + +

педагогические компетенции, формируемые образовательной программой подготовки старшего преподавателя к профессиональной деятельности в должности доцента.

В качестве основных задач цикла повышения квалификации можно выделить: знакомство слушателей с инновациями в области высшего образования, организационно-педагогическими основами управления и функционирования образовательных систем, новыми образовательными технологиями; овладение знаниями о деятельности доцента, об организации лицензирования специальностей, о системе менеджмента качества образования в высшей школе; формирование умений выбирать и эффективно использовать в образовательном процессе со-

74

временные технологии обучения и контроля знаний студентов; овладение основными методами организации и руководства научно-исследовательской деятельностью, разработка инновационной технологии; развитие лидерских качеств и навыков работы в команде, педагогического мастерства.

В результате проведенного эксперимента был получен первый опыт перехода к более гибкой, дифференцированной подготовке преподавателей вузов на основе анализа должностных инструкций, диагностики предполагаемых проблем и затруднений в профессионально-педагогической деятельности на новом квалификационном уровне. Основаниями для дифференциации служили цели подготовки, уровень подготовленности и мотивации слушателей,

Таблица 2

Психолого-педагогические компетенции, формируемые образовательной программой

Слушатель должен знать: Слушатель должен уметь:

организационно-педагогические основы функционирования образовательных систем и современные тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования; условия лицензирования новой специальности, структуру учебного плана, учебнометодических комплексов дисциплин (УМКД) и требований к ним; методические основы проектирования, проведения и анализа лекционного, практического и других видов учебных занятий; методологические основы научноисследовательской и учебно-методической деятельности; содержание компетентностных моделей специалистов-профессионалов по направлению выпускающей кафедры; основы системы менеджмента качества образования; экономические и правовые вопросы деятельности доцента; теорию психологии управления руководить подготовкой документации к лицензированию новой специальности; курировать одно из направлений учебной подготовки выпускников вуза и научно-исследовательской работы кафедры; разрабатывать учебные планы, программы производственной и преддипломной практики и т. д., УМКД и их электронные версии; руководить самостоятельной, учебно-исследовательской и научноисследовательской работой студентов (СРС и НИРС); осуществлять проведение всех видов учебных занятий (лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы, тестирование и т. д.) на высоком профессиональном уровне; обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса с использованием инновационных образовательных технологий; выполнять планирование, организацию и управление учебно-, научнометодической и исследовательской деятельностью на уровне доцента; владеть основными методами поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, механизмами оформления и передачи прав на интеллектуальную собственность; руководить и работать в команде, быть способным учитывать точки зрения и интересы других, обладать лидерскими качествами, коммуникабельностью и высокой личной культурой; совершенствовать свой практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и выполнять функции наставника молодых преподавателей

их проблемы и затруднения в профессиональнопедагогической деятельности, потребности, интересы и др. Дифференциация позволила сделать подготовку более востребованной, результативной, лич-ностно- и практико-ориентированной. Кроме этого, программа обучения позволила выявить преподавателей, имеющих высокий образовательный и творческий ресурс, и работать с ними в индивидуальном режиме.

Список литературы

1. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / С.В. Рождественский. — СПб.: Издание МИП, 1902. — 712 с.

2. Галкин, К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР / К.Т. Галкин. — М.: Советская наука, 1958. — 176 с.

3. Матушанский, Г.У. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России / Г.У. Матушанский, О.В. Бушмина. — Казань: КГЭУ, 2006. — 236 с.

4. Завада, Г.В. Подготовка ассистентов к профессиональной деятельности в должности старшего преподавателя / Г.В. Завада, Л.М. Романова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2009. — № 2. — С. 143-153.

5. Завада, Г.В. Анализ результатов подготовка ассистентов к профессиональной деятельности в должности старшего преподавателя / Г.В. Завада, Л.М. Романова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2009. — № 3. — С. 116-123.

УДК 371: 331. 5

В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Профилактика социального неблагополучия се- ской Федерации. Охрана и укрепление здоровья де-

мей с детьми является одним из приоритетных тей и подростков, повышение эффективности госу-

направлений государственной политики в Россий- дарственной системы поддержки детей, находящих------------------------------------------------------------------------------------------ ВестникФГ0УВП0МГАУ№3'20'10 75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.