УДК 378
Г.У. Матушанский, Л.М. Романова*
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЯХ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ДОЦЕНТА
В статье выявлены особенности деятельности и предложены компетентностные модели ассистента, старшего преподавателя и доцента. Разработана модель и определены современные дидактические условия реализации повышения квалификации ПВШ при подготовке к деятельности старшего преподавателя и доцента.
Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель высшей школы, модель подготовки, содержание программ повышения квалификации.
В России и за рубежом остро стоит вопрос о качестве подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием. В соответствии с этим вузы должны постоянно расширять спектр образовательных услуг, искать новые, более гибкие формы обучения, обновлять содержание и т. д. Немаловажным компонентом эффективного реформирования системы высшего профессионального образования (ВПО) является наличие состава компетентных преподавателей, способных обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих постоянно меняющимся требованиям рынка труда.
Оценка и критерии психолого-педагогической компетентности в качестве одного из ведущих показателей сложности труда при аттестации преподавателей высшей школы (ПВШ) на конкретном должностном уровне (ассистент, старший преподаватель, доцент) будет различна. Поэтому повышение квалификации преподавателей, занимающих различные должности, должно отличаться высокой степенью дифференциации, что необходимо учитывать при проектировании образовательных программ подготовки к выполнению функциональных обязанностей при переходе на следующий должностной уровень.
Выявлены особенности деятельности ПВШ на различных должностных уровнях. Отличительные особенности функциональных элементов педагогической деятельности ПВШ на должностных уровнях ассистента, старшего преподавателя и доцента показаны в таблице 1 [1].
* © Матушанский Г.У., Романова Л.М., 2012
Матушанский Григорий Ушерович, Романова Людмила Михайловна ([email protected]), кафедра педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета, 420066, Российская Федерация, г. Казань, ул. Красносельская, 51.
Таблица 1
Отличительные особенности функциональных элементов педагогической деятельности ПВШ на различных должностных уровнях
Ассистент
Старший преподаватель
Доцент
Гностический элемент
Совершенствует свой практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство. Знает принципы организации обучения, педагогику, психологию и методику преподавания, обладает знаниями по преподаваемой дисциплине и в пограничных областях, способностями к анализу и синтезу
Ведет активную научно-методическую работу по вопросам профессионального образования. Публикует методические указания, учебно-методические пособия.
Обладает методологическими способностями,
междисциплинарными навыками для профессионального и социально-интегрированного мышления и деятельности
Знает теорию и методы управления образовательными системами, организацию методической, научно-методической работы, научных исследований.
Публикует монографии, учебники
Проектировочный элемент
Развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует навыки аналитической работы.
Принимает участие в профориентационной работе среди школьников
Формирует у студентов профессиональные умения, готовит их к применению полученных знаний в практической деятельности
Осуществляет планирование, организацию, руководство и контроль качества над всеми видами учебных занятий, методической и научно-исследовательской работой кафедры, самостоятельной работой студентов_
Конструктивный элемент
Принимает участие в учебно-методической работе кафедры (публикации статей, тезисов, разработке образовательных программ, УМКД, учебных и методических материалов, тестовых заданий). Знает базовый компонент содержания преподаваемой дисциплины
Разрабатывает УМКД и их электронные версии. Знает в совершенстве базовый компонент содержания преподаваемой дисциплины
Разрабатывает рабочие программы по курируемым и вновь вводимым дисциплинам. Проводит подготовку к лицензированию отдельных образовательных программ для новых специальностей и дисциплин
Коммуникативный элемент
Осуществляет обучение студентов, поддержание дисциплины. Соблюдает права и свободы студентов, уважает их личное достоинство, проявляет заботу об их культурном развитии. Обладает умением работать в команде, личной культурой_
Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса.
Обладает умением руководить, способностью учитывать точки зрения и интересы других, коммуникабельностью, высокой личной культурой
Является наставником молодых преподавателей по курируемым дисциплинам.
Обладает лидерскими качествами
Организаторский элемент
Принимает участие в заседаниях кафедры и методических семинарах.
Осуществляет кураторство студенческой группы. Обладает навыками межличностных отношений, навыками по управлению информацией и использованием технических средств_
Читает лекции.
Руководит выпускными работами бакалавров, специалистов и магистров.
Организует научно-исследовательскую и самостоятельную работу студентов
Проводит мероприятия по повышению квалификации НПК кафедры, оказывает методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и
профессиональными навыками
Рефлексивно-оценочный элемент
Проводит коллоквиумы, тестирование, принимает и проверяет домашние задания, рефераты, письменные контрольные работы_
Принимает и проверяет курсовые работы, зачеты и экзамены
Осуществляет руководство и контроль качества над всеми видами учебных занятий и самостоятельной работой студентов
Особенностями деятельности ПВШ на должности старшего преподавателя являются: разработка образовательных программ, ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество подготовки выпускников; чтение лекций, прием и проверка курсовых работ, выпускных квалификационных (дипломных) работ, зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов; планирование и руководство самостоятельной работой студентов; организация научно-исследовательской работы на кафедре, обеспечивающей высокий научный уровень образования, и вовлечение в нее студентов; формирование у студентов профессиональных умений, подготовка их к применению полученных знаний в практической деятельности; участие в учебно-методической и научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности; разработка методических указаний и учебно-методических пособий; активная научно-методическая работа по вопросам профессионального образования, по формированию учебных планов; участие в разработке программ производственной и преддипломной практики; разработка учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) и их электронных версий; оказание методической помощи ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.
Характерной особенностью в деятельности доцента является активная научно-исследовательская работа, в т. ч. участие в подготовке научно-педагогических кадров (НПК) кафедры. В учебной и методической работе акцент смещается с организации и проведения педагогических мероприятий на руководство и контроль за их результатами. Особенности деятельности доцента (в отличие от старшего преподавателя): планирование, организация и руководство всеми видами учебных занятий, научно-исследовательской и самостоятельной работой студентов по курируемым дисциплинам; планирование, организация и руководство методической и научно-исследовательской работой по одному из направлений кафедры; осуществление контроля качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемым дисциплинам; повышение квалификации научно-педагогических кадров кафедры, функции наставника молодых преподавателей; применение инновационных образовательных технологий; разработка рабочих программ по курируемым и вновь вводимым дисциплинам, участие в лицензировании отдельных образовательных программ для новых специальностей и дисциплин; публикация монографий, учебников.
На основе анализа Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (30 октября 2009 г. № 858) и типовых должностных инструкций преподавателей ряда вузов России, в соответствии с Приказом «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (№ 217н от 5 мая 2008 г.), проектом Государственных требований к дополнительной образовательной программе подготовки ПВШ (В.Е. Медведев, С.Д. Смирнов, Ю.Г. Татур, 2008 г.), и проведенной экспертной оценки преподавателей вузов города Казани (КГЭУ, КГТУ им. Кирова (КХТИ), КГФЭИ, КГТУ им. Туполева (КАИ), КСЮИ) предложены актуализированные компетентностные модели ассистента, старшего преподавателя и доцента (табл. 2) [2].
Все компетенции у старшего преподавателя и доцента имеют высокий уровень развития для обеспечения эффективной деятельности на занимаемой должности. Исключение составляет компетенция по осуществлению кураторской работы в студенческой группе. В модели компетенций старшего преподавателя, в отличие от доцента, актуализируются умения проектирования учебной дисциплины, критичное отношение к окружающим, владение интеллектуальными и когнитивными способностями, способностями глубокого и системного, гибкого и аналитического мышления, владение научно-предметными знаниями (по специальности) и широкая эрудиция.
Таблица 2
Актуализированные компетентностью модели ассистента, старшего преподавателя и доцента
Группы компетенций | Ассистент | Старший преподаватель | Доцент
Универсальные (общекультурные) компетенции
Компетенции информационной компетентности знания правил оформления прав интеллектуальной собственности, владение методами пропаганды научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний
Компетенции коммуникативной компетентности умение устанавливать контакт со студентами и с другими преподавателями, коллегами; умение работать в команде умение организовать и управлять общением и дискуссией; способность привлечения и удержания внимания аудитории, ораторское мастерство; способность предвидения и разрешения конфликтных ситуаций готовность к соблюдению прав и свободы другого человека, уважение его личного достоинства
Компетенции в области развития и саморазвития способность к самореализации, самообразованию, самосовершенствованию и повышению квалификации умение планирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, креативность, способности к выполнению функций наставника для других преподавателей, оказанию им методической и консультационной помощи умение руководить работой и проводить мероприятия по подготовке и повышению квалификации научно- педагогических кадров кафедры
Профессиональные компетенции
Психолого-
педагогические
компетенции
конструктивно-проектировочные умения формулировки целей и задач занятия; организаторское умение поддерживать дисциплину на занятиях; рефлексивно-оценочное умение использовать БРС оценки знаний в учебном процессе;
профессионально-важные качества личности (ПВК) - толерантность, оптимистическое прогнозирование положительных результатов учебной деятельности студентов
знание педагогики и дидактики высшего профессионального образования (ВПО); конструктивно-проектировочные умения; организаторские умения проводить лекционные занятия, использовать методы активного обучения, формировать у студентов профессиональную компетентность; умения разработки БРС, анализа и оценки занятия другого преподавателя, приема и проверки дипломных работ, курсовых проектов, зачетов и экзаменов;
ПВК - педагогическая импровизация
знание законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, основ психологии общения и конфликтологии, общей психологии и физиологии человека; рефлексивно-оценочное умение проводить контроль за учебно-познава-тельной деятельностью, самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов
Компетенции предметно-профессиональной и познавательной деятельности
способность глубокого и системного мышления, владение
междисциплинарными знаниями и навыками, подготовки к публикации учебных и учебно-методических пособий
владение
междисциплинарными знаниями и навыками, умения разрабатывать и использовать авторские образовательные программы и технологии
Компетенции научно-
исследователь-ской
деятельности
компетенции научно-
исследовательской
деятельности
Компетенции в области управления и менеджмента качества в образовании
компетенции в области управления и менеджмента качества в образовании
Все компетенции у старшего преподавателя и доцента имеют высокий уровень развития для обеспечения эффективной деятельности на занимаемой должности. Исключение составляет компетенция по осуществлению кураторской работы в студенческой группе. В модели компетенций старшего преподавателя, в отличие от доцента, актуализируются умения проектирования учебной дисциплины, критичное отношение к окружающим, владение интеллектуальными и когнитивными способностями, способностями глубокого и системного, гибкого и аналитического мышления, владение научно-предметными знаниями (по специальности) и широкая эрудиция. В модели компетенций доцента актуализируются знания основ социально-гуманитарных и экономических наук, законов и иных нормативных правовых актов по вопросам ВПО; компетенции научно-исследовательской деятельности, компетенции в области управления и менеджмента качества в образовании, умение руководить работой и проводить мероприятия по подготовке и повышению квалификации НПК кафедры.
Следовательно, различные должностные уровни отличаются друг от друга комплексом необходимых компетенций и характером продуктивности деятельности. При переходе на следующий (более высокий) должностной уровень основные виды деятельности ПВШ корректируются, дополняются вследствие изменений содержательного наполнения профессиональной компетентности. Профессиональное выполнение новых видов педагогической деятельности должно опираться на системное знание, обобщенный опыт и специальную подготовку. Сравнение специфики различных должностных уровней раскрывает проблему актуализации и компенсации необходимых компетенций преподавателя вуза.
В результате анализа выявлена модель дополнительного профессионального образования (ДПО) преподавателя вуза. Она включает специальную дополнительную педагогическую подготовку ПВШ к профессиональной деятельности на должностных уровнях ассистента, старшего преподавателя и доцента, а именно: стажировку (педагогическую интернатуру); обучение по образовательной программе ДПО при подготовке к деятельности старшего преподавателя; обучение по образовательной программе ДПО при подготовке к деятельности доцента. Условиями перехода с одного уровня на другой более высокий выступают возраст и опыт профессионально-педагогической работы в вузе; наличие ученой степени или ученого звания; прохождение курсов повышения квалификации.
Предложена модель повышения квалификации преподавателя вуза при подготовке к деятельности на конкретном должностном уровне (см. рисунок).
Основной целью и результатом ПК является формирование компетенций, определяющих готовность к выполнению определенных профессиональных должностных функций. Эффективность реализации повышения квалификации зависит от выполнения принципов гуманизации, дифференциации и индивидуализации, контекстности и прикладной (практико-ориентированной) направленности, анд-рагогики и акмеологии.
В случае разработки программ ДПО ПВШ моделирование профессионально-педагогических компетенций трансформируется в проблему выбора необходимого практико-ориентированного содержания, обеспечивающего подготовку к деятельности на разных этапах личностного развития (в соответствии с квалификационными уровнями) и решение конкретных задач в контексте профессиональной деятельности.
Рис. Модель повышения квалификации преподавателя вуза при подготовке к деятельности на должности
В соответствии с вышесказанныш быши введены в действие два экспериментальных проекта по направлению «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» (первый — для ассистентов, второй — для старших преподавателей) в рамках повышения квалификации преподавателей в системе ПК в объеме 72 ч. Завершалось обучение слушателей подготовкой и презентацией вышускныгх аттестационный работ. По всем возникающим вопросам быши предусмотрены индивидуальные консультации слушателей с высококвалифицированными (со званиями доцента и профессора) преподавателями кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» КГЭУ. Первая инновационная образовательная программа реализована среди ассистентов, имеющих стаж педаго-
гической деятельности в вузе не менее одного года или ученую степень без предъявления требований к опыту преподавательской деятельности. Подбор слушателей для подготовки к деятельности доцента осуществлялся среди старших преподавателей со стажем профессионально-педагогической деятельности более трех лет при наличии ученой степени кандидата наук [3].
Проектирование содержания и реализация программ подготовки ПВШ к деятельности старшего преподавателя и доцента осуществлялись с учетом проведенного исследования компетентностных моделей и психолого-педагогической диагностики. Объем и виды учебной работы: лекции — 18 часов; практические занятия — 18 часов; самостоятельная работа — 36 часов; общая трудоемкость — 72 часа. Программой предусмотрено выполнение выпускной (зачетной) аттестационной работы по темам: «Разработка дидактических элементов УМК планируемой дисциплины» (для ассистентов) и «Разработка авторской образовательной технологии по преподаваемой дисциплине» (для старших преподавателей). По всем возникшим вопросам быши предусмотрены индивидуальные консультации (в объеме до 18 часов). Программы повышения квалификации предусматривали несколько тем (со списком рекомендуемой литературы) для самостоятельного изучения слушателями. Оценка уровня обучения ассистентов и старших преподавателей по программам подготовки осуществлялась с использованием 100-балльной рейтинговой системы (БРС) контроля знаний. Среди аттестованных слушателей в^гявлены три условные группы по успеваемости: 1) отлично (91—100 баллов) — 35 % ассистентов и 33 % старших преподавателей; 2) хорошо (56—90 баллов) — 45 % ассистентов и 50 % старших преподавателей; 3) удовлетворительно (40—55 баллов) — 20 % ассистентов и 17 % старших преподавателей.
Обе образовательные программы направлены на реализацию цели — подготовка к деятельности на конкретном должностном уровне. Результатом обучения является формирование компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций. В качестве методов обучения и контроля знаний использовались проблемное изложение, тренинги, круглые столы, дискуссии, презентации, задания по инновационным авторским разработкам, акмеологическое консультирование и психолого-педагогическая диагностика. Отличительной чертой обучения ассистентов являлась усиленная направленность на формирование умений подготовки и проведения аудиторныж (в т. ч. лекционныгх) занятий, на развитие навыков оптимального педагогического взаимодействия и общения. При обучении старших преподавателей формировались системное мышление, умения педагогического проектирования новых дисциплин и направлений подготовки, компетенций инновационной и научно-исследовательской деятельности, развитие лидерских и управленческих качеств. Лучшим слушателям быши предоставлены рекомендации в администрацию для занятия очередной преподавательской должности.
Таким образом, получен опыт перехода к более гибкой, дифференцированной подготовке и повышения квалификации преподавателей вузов на основе анализа квалификационных характеристик ассистента, старшего преподавателя и доцента. Основаниями для дифференциации служили цели подготовки, уровень подготовленности и мотивации слушателей, их проблемы и затруднения в профессионально-педагогической деятельности, возможности, потребности и интересы. Дифференциация сделала подготовку более востребованной, результативной, личностно-ориентированной. Кроме этого, программы обучения предполагали работу со слушателями в индивидуальном режиме и выгавление преподавателей, имеющих высокий образовательный и творческий ресурс. Все вышеизложенное позволило определить, что процесс формирования необходимого уровня и содержания компе-
тентности носит индивидуально-творческий, поэтапный и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлены структурными компонентами формируемой компетентности и образовательными технологиями, используемыми на каждом этапе работы. Кроме этого, реализация программ подготовки ПВШ к деятельности на должностях старшего преподавателя и доцента позволила провести мониторинг преподавательского состава КГЭУ; осуществить психолого-педагогическую диагностику слушателей; актуализировать психолого-педагогические знания и умения ПВШ, направленные на решение практических задач; сформировать компетенции, необходимые для адаптивного перехода с одного должностного уровня на следующий; провести индивидуальные акмеологи-ческие консультации и дать рекомендации в области профессионально-педагогической деятельности и непрерывного образования ПВШ; осуществить процедуру аттестации ПВШ с участием ФПКП.
На основе анализа результатов исследования при реформировании системы ДПО ПВШ можно рекомендовать:
1) учет исторического и передового опыта развития системы подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов как в России, так и за рубежом;
2) внедрение мониторинговой и диагностической службы, акмеологического консультирования на базе ФПКП;
3) подготовку ПВШ к деятельности на конкретном должностном уровне для сокращения сроков профессиональной адаптации;
4) соблюдение принципов гуманизации, индивидуализации, контекстности при проектировании и реализации программ непрерывного образования ПВШ;
5) организацию повышения квалификации на основе модульности с использованием инновационных технологий и методов активного обучения, направленных на развитие творческого начала.
Библиографический список
1. Романова Л.М., Фролов А.Г. Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента и старшего преподавателя // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 1. С. 136-142.
2. Романова Л.М., Матушанский Г.У. Компетентностная модель преподавателя высшей школы // Инновационная образовательная среда как фактор развития учебного заведения. Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. С. 133-134.
3. Романова Л.М., Матушанский Г.У., Завада Г.В. Моделирование повышения квалификации преподавателя высшей школы на траектории ассистент — старший преподаватель - доцент // Alma Mater. 2011. № 3. С. 40—42.
G.U. Matushanskiy, L.M. Romanova*
STRUCTURE AND ESSENCE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF HIGH SCHOOL AT PREPARING TO THE ACTIVITY ON THE LEVELS OF SENIOR TEACHER AND ASSOCIATE PROFESSOR
In the article the peculiarities of activity are singled out and competence models of assistant lecturer, senior teacher and associate professor are suggested. The model is worked out and modern didactic conditions of realization of professional development of a teacher of a high school at preparing to the activity of senior teacher and associate professor are defined.
Key words: professional development, teacher of high school, model of preparation, essence of the program of professional development.
* Matushanskiy Grigoriy Usherovich, Romanova Lyudmila Mihailovna ([email protected]), the Dept. of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Kazan, 420066, Russian Federation.