Научная статья на тему 'Повышение квалификации ассистентов при подготовке к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя'

Повышение квалификации ассистентов при подготовке к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / АССИСТЕНТ / СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / THE ASSISTANT / THE SENIOR TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Г. У., Завада Г. В., Романова Л. М.

В статье предлагается модель подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на квалификационно-должностном уровне старшего преподавателя. Анализируются функциональные обязанности, описывается программа повышения квалификации ассистента при подготовке к деятельности старшего преподавателя. Показаны результаты проведенного эксперимента.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Г. У., Завада Г. В., Романова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article. the model of preparation of assistants to professional work at official level of the senior teacher is offered. Functional duties are analyzed, the program of improvement of professional skill of the assistant is described by preparation for activity of the senior teacher. Results of the experiment are shown

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации ассистентов при подготовке к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя»

Г. У. Матушанский, Г. В. Завада, Л. М. Романова

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ АССИСТЕНТОВ ПРИ

ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТИ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Ключевые слова: повышение квалификации, ассистент, старший преподаватель.

В статье предлагается модель подготовки ассистентов к профессиональной деятельности на квалификационно-должностном уровне старшего преподавателя. Анализируются функциональные обязанности,

описывается программа повышения квалификации ассистента при подготовке к деятельности старшего преподавателя. Показаны результаты проведенного эксперимента.

Keywords: improvement of professional skill, the assistant, the senior teacher.

In article. the model of preparation of assistants to professional work at official level of the senior teacher is offered. Functional duties are analyzed, the program of improvement of professional skill of the assistant is described by preparation for activity of the senior teacher. Results of the experiment are shown.

Труд преподавателя вуза - это социально значимая, сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов. Деятельность преподавателя высшей школы (ПВШ) характеризуется тем, что она является сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов деятельности, которые различаются по форме, способам осуществления, временной и пространственной характеристике, функциональной и предметной направленности. Различные виды деятельности преподавателя вуза требуют определенного уровня готовности к их эффективному выполнению, задают содержательную сторону компетентности преподавателя высшей школы.

Современные направления модернизации высшей школы России серьезным образом меняют стратегию подготовки кадров. В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации среди приоритетных поставлена задача создания современной системы непрерывного образования, неотъемлемым элементом развития которой станет система подготовки и переподготовки преподавателей, их сертификация, обмен профессиональными знаниями и опытом преподавания. Подготовка и переподготовка ПВШ осуществляется в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе базового высшего профессионального образования. В настоящее время в отечественной системе ДПО ПВШ реализуются следующие виды образовательных программ: профессиональная переподготовка с присвоением

дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (свыше 1000 ч.), с правом ведения профессиональной деятельности ПВШ (свыше 500 ч.); повышение квалификации (длительное - свыше 100 часов, краткосрочное - не менее 72 часов); стажировки (формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков); тематические и проблемные семинары.

Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности основывается на принципах антропологии, акмеологии, андрагогики и контекстного

обучения. Современное развитие данной системы в рамках парадигмы непрерывного образования ставит новые воспитательные задачи. Здесь требуется целостное воспитание личности интегративного характера. Актуальной становится задача стимулирования самоактуализации слушателей, т.е. формирование у них стремления к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и способностей.

Соотношение различных видов деятельности на различных этапах трудового пути специалиста различно. Количество и качество выполняемых профессиональных обязанностей ПВШ зависят от занимаемого квалификационно-должностного уровня. На кафедрах вуза различают следующие квалификационно-должностные уровни

профессорско-преподавательского состава: ассистент, преподаватель, старший

преподаватель, доцент, профессор. Например, к основным элементам компетентности преподавателя вуза на должностном уровне ассистента можно отнести: умения по организации и проведению учебной и учебно-методической работы по отдельным видам практических учебных занятий; способность к научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры; знание и умения в области разработки методических пособий по видам проводимых учебных занятий и учебной работы под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя; умения осуществления воспитательной работы среди студентов и профориентационной работы со школьниками; знание и соблюдение правил по охране труда, пожарной безопасности. Кроме этого, поддерживается активное участие ассистента в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию и совершенствованию материально-технической базы образовательного процесса и оборудования учебных лабораторий. При переводе преподавателя на следующий квалификационно-должностной уровень ведущие виды деятельности корректируются и дополняются, изменяется наполнение профессиональной компетентности в ряде аспектов.

На основе анализа должностных инструкций ассистента и старшего преподавателя различных вузов России и сравнения требований к выполнению профессиональных обязанностей было определено приращение в должностных обязанностях старшего преподавателя относительно обязанностей ассистента. Это приращение составили следующие направления профессионально-педагогической деятельности:

• разработка образовательных программ, ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество подготовки выпускников;

• чтение лекций, прием и проверка курсовых работ, выпускных квалификационных (дипломных) работ, зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов, планирование самостоятельной работы студентов и руководство этой работой;

• организация научно-исследовательской работы, обеспечивающая высокий научный уровень образования, осуществление руководства этой работой и вовлечение в нее студентов;

• оказание методической помощи ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками;

• участие в учебно-методической и научно-методической работе кафедры в составе методических комиссий по специальности.

Сравнение специфики различных квалификационно-должностных уровней неизбежно приводит к вопросу о возможных путях получения недостающих знаний и умений для преподавателя высшей школы. Появление нового уровня компетентности не происходит вдруг, профессиональное выполнение новых видов педагогической

деятельности должно опираться на системное знание, обобщенный опыт и специальную подготовку. Сказанное актуализирует проблему непрерывной подготовки ПВШ, ее принципов, форм, методов и содержания.

Отечественный и зарубежный опыт подготовки преподавателей свидетельствует о повсеместном движении в сторону признания качества подготовки начинающих преподавателей, а также повышения эффективности, введения инновационных подходов в процесс и содержание программ повышения квалификации преподавателей. Организационные формы подготовки ПВШ, направленной на формирование его совокупной компетентности, обусловлены в первую очередь требованиями к качеству подготовки выпускников высшей школы. Повышение квалификации преподавателя высшей школы должно отличаться высокой степенью дифференциации, большей долей самостоятельной и индивидуальной работы с квалифицированными педагогами. Имеющийся педагогический опыт свидетельствует об эволюции в оценке деятельности преподавателя и признании значения педагогической квалификации в качестве составляющей его профессиональной компетентности.

На основании вышесказанного в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) был введен в действие экспериментальный проект в сфере повышения квалификации преподавателей по направлению «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» объемом 72 часа. В марте 2009г. была реализована инновационная программа на факультете повышения квалификации преподавателей вуза среди ассистентов, имеющих стаж педагогической деятельности не менее одного года или ученую степень без предъявления требований к продолжительности преподавательской деятельности. Проектирование новой образовательной программы было основано на особенностях должностных обязанностей старшего преподавателя вуза.

Содержание программы включает следующие разделы: личность и деятельность преподавателя высшей школы, профессиональная модель старшего преподавателя; компетентностная модель выпускника высшей технической школы; учебно-методическое обеспечение направления подготовки и конкретной дисциплины; проектирование содержания лекционного занятия; проектирование содержания практического, семинарского, лабораторного занятия и других организационных форм учебного процесса; инновационные образовательные технологии в высшей школе; контроль уровня учебных достижений студентов; организация самостоятельной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов; педагогическое мастерство.

В начале работы со слушателями проведено пилотажное исследование, состоящее из анкетирования и тестирования. Целью анкетирования было составление общего социально-психологического портрета слушателя, а целью входного тестирования -выявление наличия проблемы сформированности необходимых элементов компетентности для выполнения профессиональной деятельности на уровне старшего преподавателя.

Во входном тестировании участвовало 20 человек. В систему тестовых заданий входили задания на определение уровня знаний в области дидактики (принципы, цели, формы, методы и средства обучения), на проектирование аудиторных занятий (лекционное, практическое, семинарское или лабораторное), на государственное регулирование образовательной деятельности (нормативные законы, ГОС, УМК), а также по тестологии (формы тестовых заданий, обработка результатов тестирования), воспитательной и кураторской работе. Анализ результатов тестирования показал, что большинство слушателей (80%) правильно определили цели образовательной деятельности в вузе, установили особенности основных дидактических принципов, знают

основные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность, владеют умениями воспитательной работы в процессе обучения и кураторской деятельности. О формах организации обучения, приемах стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов большинство слушателей имеют представление. Половина слушателей не владеют знаниями о целевой и содержательной специфике различных методов обучения. 40% слушателей затрудняются назвать

конкретные методы и приемы, используемые с целью формирования и развития аналитического и творческого мышления у студентов. Большинство слушателей (60%) не смогли перечислить все элементы и разделы учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), 65% слушателей не владеют терминологией тестологии. Преимущественное большинство не проводят анализ результатов тестирования, не знают показатели статистической оценки качества педагогического теста. Более половины слушателей (65%) не смогли правильно выделить и охарактеризовать этапы планирования и проведения практических и лабораторных занятий. При определении плана лекционного занятия 75% слушателей не выделили подготовительный этап, заключающийся в целеполагании, отборе рациональных методов и средств обучения. По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что слушатели обладают организационными и коммуникативными умениями и базовыми знаниями в области дидактики. В меньшей степени (у половины слушателей) развиты конструктивные знания и умения по применению различных методов обучения, в том числе использование активных методов обучения и мультимедийных технологий. У более 60% ассистентов не сформированы компетенции проектировочной деятельности (целеполагание и планирование аудиторных занятий, разработка УМКД, разработка педагогических тестов по дисциплине). Ориентируясь на проведенное диагностирующее исследование, необходимо констатировать актуальность поставленной проблемы и подчеркнуть необходимость специальной работы по формированию у ассистентов готовности к выполнению профессиональной деятельности на уровне старшего преподавателя. Все вышеизложенное позволило определить, что процесс формирования необходимого уровня и содержания компетентности носит индивидуально-творческий, поэтапный и системно- организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлены структурными компонентами формируемой компетентности и образовательными технологиями, используемыми на каждом этапе работы.

Оценка уровня обучения по программе осуществлялась с использованием 100балльной рейтинговой системы (БРС) контроля знаний, включающей поощрительные баллы: по 1 баллу за активное участие на каждом занятии (максимально 18 баллов), за выходное тестирование (до 10 баллов); за выполнение письменной зачетной работы по отдельным разделам (до 72 баллов).

Результаты обучения по программе диагностировались также методом педагогического тестирования. В тест были включены задания на определение уровня знаний: о педагогическом проектировании и моделировании; о компетентностном подходе и компетенциях выпускников вуза, о структуре учебно-методических комплексов дисциплин; о целях, этапах планирования и анализа учебного занятия; о сущности различных форм организации и методов обучения; о видах образовательных технологий; о тестовых методах контроля знаний. Наибольшие затруднения вызвало задание на формулировку основных принципов осуществления методов активного обучения (50% правильных ответов). Около 30% слушателей не смогли указать коэффициент надежности педагогического теста, сформулировать основную учебную цель лекции и определить этапы работы преподавателя с лекцией. Большинство (более 90%) усвоили знания о

компетенциях специалиста, о педагогическом проектировании и моделировании, о различных формах лекционных занятий и их особенностях, установили таксономию целей и последовательность действий преподавателя при подготовке к лекции.

Итоговой контрольной точкой являлась творческая письменная работа слушателя по разработке дидактических элементов УМК по новой планируемой дисциплине, состоящая из семи разделов: введение (тема исследования, актуальность, значимость, объект, предмет исследования, область применения результатов исследования) - до 2 баллов; дидактически обоснованные цели и задачи, результаты изучения планируемой дисциплины на основе компетентностной модели выпускника - до 10 баллов; конспект вводной лекции (тема, цели и задачи занятия, план, формы, средства, методы обучения, описание содержания лекции) - до 15 баллов; конспект практического занятия (тема, цели и задачи занятия, план, средства и методы обучения) - до 10 баллов; разработка балльнорейтинговой системы контроля знаний по дисциплине с вариантами тестовых заданий - до 20 баллов; тематический план СРС и перечень тем курсовых работ (со списком рекомендуемой литературы) - до 10 баллов; обоснование выбора наиболее оптимальной образовательной технологии обучения для данной дисциплины - до 5 баллов.

Максимальный балл за аттестационную работу получили 7 человек (почти 30%). Электронный вариант презентации новой дисциплины был подготовлен у 40% обучающихся. Формулировка целей и задач конкретного учебного занятия на основе компетентностного подхода вызвали затруднения у 45% слушателей. С проектированием постановки проблемных вопросов и использования методов проблемного изложения на лекциях справились 35% слушателей. Около 30% слушателей разработали практические занятия с применением методов активного обучения, планированием самостоятельной работы студентов, реализацией БРС и тестового контроля знаний студентов.

По количеству итогового индивидуального балла можно выделить группу лидеров (11 человек), набравших более 70 баллов. Этими лицами была осуществлена публичная защита своих выпускных работ в присутствии руководителя аттестационной работы, декана ФПКП, проректора по учебной работе КГЭУ. Им были предоставлены положительные отзывы и рекомендации на занятие вакантной должности старшего преподавателя.

Таким образом, в результате подготовки и проведения эксперимента получен первый опыт перехода к более гибкой, дифференцированной подготовке и повышения квалификации преподавателей вузов на основе анализа должностных инструкций, диагностики предполагаемых проблем и затруднений в профессионально-педагогической деятельности на новом квалификационном уровне. Это позволило сделать подготовку более востребованной, результативной, личностно- и практико-ориентированной. Кроме этого, данная аттестационная подготовка позволила выявить преподавателей, имеющих высокий образовательный и творческий ресурс, работать с ними в индивидуальном режиме и рекомендовать их к ускоренному продвижению по карьерной лестнице. Вслед за рассмотренным выше в КГЭУ осуществляется экспериментальный проект по повышению квалификации старших преподавателей при подготовке к профессиональной деятельности на доцента.

© Г. У. Матушанский - д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета; Г. В. Завада - канд. пед. наук, доцент той же кафедры; Л. М. Романова - ассистент той же кафедры, аспирант; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.