Матушанский Г. У.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КГЭУ 10 ЛЕТ
Представлена информация о становлении и развитии кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета за 10 лет. Ключевые слова: кафедра педагогики и психологии профессионального образования, становление и развитие.
Изменение социально-экономической ситуации в постсоветской России и интеграция отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство привело к необходимости ее модернизации. Все это обострило проблему качественной подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием. Решение указанной проблемы в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) связано, в том числе, со становлением и развитием профессиональнопедагогического образования через функционирование кафедры педагогики высшей школы (педагогики и психологии профессионального образования) и факультета повышения квалификации преподавателей вузов.
Кафедра педагогики высшей школы (ПВШ) была организована решением Ученого Совета КГЭУ 31 января 2002 года. Исполнять обязанности заведующего кафедрой и проректора по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию было поручено перешедшему из Казанского государственного технологического университета автору этих строк. Вместе с ним в КГЭУ перешли его коллеги: кандидат технических наук, доцент Юсупова Асия Вафовна; кандидат педагогических наук Фролов Александр Георгиевич; аспиранты Ханафина Эльмира Му-ниповна и Бушмина Оксана Викторовна. Они организовали костяк вновь организованной кафедры.
С февраля 2002 года в КГЭУ было организовано обучение аспирантов вуза по направлению «Педагогика высшей школы» с получением диплома о профессиональной переподготовке и присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Данный диплом является лицензированным документом для ведения преподавательской деятельности в высшей школе. С марта 2002 года в КГЭУ был создан факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) вузов с че-
тырьмя направлениями: теплоэнергетика, электроэнергетика, современные технологии обучения и контроля знаний, информатика и вычислительная техника. Организацию последних двух направлений с марта 2002 года взяла на себя вновь созданная кафедра педагогики высшей школы. Таким образом, в весенний семестр 2001/02 учебного года деятельность кафедры была связана с профессиональной переподготовкой специалистов к преподавательской деятельности в высшей школе и повышением квалификации преподавателей вузов. С апреля 2002 года на кафедру была принята кандидат психологических наук Бурганова Инесса Фернадовна и штатный состав кафедры стал состоять из четырех преподавателей и двух аспирантов, при этом все преподаватели имели ученые степени. С сентября 2002 года на кафедру принята кандидат педагогических наук Завада Галина Владимировна и указанным составом был проведен весь 2002/03 учебный год.
С сентября 2003 года в дополнение к предыдущим формам обучения кафедра ПВШ начала преподавать дисциплины «Психология и педагогика» и «Современные технологии обучения и контроля знаний» студентам очного, очно-заочного и заочного обучения. В декабре 2002 года, в ноябре 2005 года и в марте 2011 года защитили диссертации на степень кандидата педагогических наук аспиранты кафедры Э.М. Бурцева (Ханафина), О.В. Бушмина (Поблагуева) и М.Б. Зотова. Они остались на кафедре сначала в должности ассистентов, а затем старших преподавателей и доцентов. С 2004 года кафедра начала готовить аттестованных доцентов - в 2004 году им стал А.Г Фролов, в 2006 году - И.Ф. Бурганова, в 2008 году - Г.В. Завада, в 2009 году - Э.М. Бурцева, в 2012 году - О.В. Бушмина. В связи с расширением перечня психологических дисциплин весной 2006 года кафедра была переименована в кафедру педагогики и психологии профессионального образования (ПППО).
За прошедшие годы на кафедре подготовлено и издано шесть монографии [1-6], четыре учебных пособия [7-10], более ста методических разработок, научных и научно-методических публикаций. К своему пятилетию в марте 2007 года кафедрой успешно проведена межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы обучения и воспитания в высшей школе». В июне 2007 года на базе кафедры ПППО и факультета повышения квалификации преподавателей вузов прошла региональная научная конференция «Модернизация системы дополнительного образования преподавателей вузов». В апреле 2008 года была проведена регио-
165
нальная научно-методическая конференции «Модернизация высшего профессионального образования на основе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации», 17 -20 июня - II Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы», в ноябре 2011 года - V Всероссийская научнометодическая конференция «Инновационные процессы в техническом образовании».
Кафедра осуществляет учебную деятельность по дисциплинам:
• для студентов: «Психология и педагогика», «Просветительство и воспитание в энергетической отрасли», «Воспитательная деятельность в школе»;
• для магистрантов: «Педагогика высшей школы», «Методология научного творчества», «Педагогическая практика»;
• для аспирантов: «Психология человека», «Педагогика», «Информационные технологии в науке и образовании», «Психология профессионального образования», «Педагогическое мастерство», «Технологии профессионально-ориентированного обучения», «Организационные основы системы образования».
На кафедре залицензированы бакалавриат по направлению 051000-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (по отраслям) с квалификацией -бакалавр профессионального обучения и аспирантура по направлению 13.00.08 - «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ».
В настоящей момент кафедра педагогики и психологии профессионального образования является общеобразовательной, занимается профессиональной переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой преподавателей вузов. Она сама готовит для себя научнопедагогические кадры и является одним из основных проводником идей Болонского процесса и модернизации высшего образования в КГЭУ.
Источники
1. Матушанский Г. У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы (история, модели, перспективы). Казань: КГЭУ, 2003.
2. Матушанский ГУ, Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. Казань: КГЭУ, 2004.
3. Матушанский ГУ, Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Казань: КГЭУ, 2006.
4. Матушанский ГУ, Фролов А.Г., Бурцева Э.М. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. Казань: КГЭУ, 2QQ8.
5. Матушанский Г.У, Кудаков О.Р., Завада ГВ. Теоретико- методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Казань: КГЭУ, 2QlQ.
6. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Романова Л.М. Непрерывная профессиональная подготовка преподавателя высшей школы. Казань: КГЭУ, 2Q11.
7. Бурганова И.Ф. Психология человека: учебное пособие. Казань: КГЭУ,2QQ3.
8. Завада Г.В., Бушмина О.В.Педагогика высшей школы: учебное пособие. Казань: КГЭУ,2QQ8.
9. Матушанский Г.У., Таратонова Е.Е., Бакеева Р.Ф. Управление качеством дополнительного нро-фессионального образования: учебное пособие. Казань: КГЭУ, 2QQ8 (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации).
1G. Матушанский ГУ, Фролов А.Г., Завада ГВ. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной образовательной программы по направлению «Преподаватель высшей школы»: учебно-методическое пособие. Казань: КГЭУ, 2Q11.
Зарегистрирована 28.02.2012.