Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическому образованию в КГЭУ 10 лет'

Профессионально-педагогическому образованию в КГЭУ 10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / DEPARTMENT OF EDUCATION AND PSYCHOLOGY OF VOCATIONAL TRAINING / ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович

Представлена информация о становлении и развитии кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета за 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION IN KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY HAS ITS 10TH ANNIVERSARY

The article presents the information about establishment and development of the department of education and psychology of vocational training in Kazan State Power Engineering University for the last 10 years.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическому образованию в КГЭУ 10 лет»

Матушанский Г. У.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КГЭУ 10 ЛЕТ

Представлена информация о становлении и развитии кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета за 10 лет. Ключевые слова: кафедра педагогики и психологии профессионального образования, становление и развитие.

Изменение социально-экономической ситуации в постсоветской России и интеграция отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство привело к необходимости ее модернизации. Все это обострило проблему качественной подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием. Решение указанной проблемы в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) связано, в том числе, со становлением и развитием профессиональнопедагогического образования через функционирование кафедры педагогики высшей школы (педагогики и психологии профессионального образования) и факультета повышения квалификации преподавателей вузов.

Кафедра педагогики высшей школы (ПВШ) была организована решением Ученого Совета КГЭУ 31 января 2002 года. Исполнять обязанности заведующего кафедрой и проректора по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию было поручено перешедшему из Казанского государственного технологического университета автору этих строк. Вместе с ним в КГЭУ перешли его коллеги: кандидат технических наук, доцент Юсупова Асия Вафовна; кандидат педагогических наук Фролов Александр Георгиевич; аспиранты Ханафина Эльмира Му-ниповна и Бушмина Оксана Викторовна. Они организовали костяк вновь организованной кафедры.

С февраля 2002 года в КГЭУ было организовано обучение аспирантов вуза по направлению «Педагогика высшей школы» с получением диплома о профессиональной переподготовке и присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Данный диплом является лицензированным документом для ведения преподавательской деятельности в высшей школе. С марта 2002 года в КГЭУ был создан факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) вузов с че-

тырьмя направлениями: теплоэнергетика, электроэнергетика, современные технологии обучения и контроля знаний, информатика и вычислительная техника. Организацию последних двух направлений с марта 2002 года взяла на себя вновь созданная кафедра педагогики высшей школы. Таким образом, в весенний семестр 2001/02 учебного года деятельность кафедры была связана с профессиональной переподготовкой специалистов к преподавательской деятельности в высшей школе и повышением квалификации преподавателей вузов. С апреля 2002 года на кафедру была принята кандидат психологических наук Бурганова Инесса Фернадовна и штатный состав кафедры стал состоять из четырех преподавателей и двух аспирантов, при этом все преподаватели имели ученые степени. С сентября 2002 года на кафедру принята кандидат педагогических наук Завада Галина Владимировна и указанным составом был проведен весь 2002/03 учебный год.

С сентября 2003 года в дополнение к предыдущим формам обучения кафедра ПВШ начала преподавать дисциплины «Психология и педагогика» и «Современные технологии обучения и контроля знаний» студентам очного, очно-заочного и заочного обучения. В декабре 2002 года, в ноябре 2005 года и в марте 2011 года защитили диссертации на степень кандидата педагогических наук аспиранты кафедры Э.М. Бурцева (Ханафина), О.В. Бушмина (Поблагуева) и М.Б. Зотова. Они остались на кафедре сначала в должности ассистентов, а затем старших преподавателей и доцентов. С 2004 года кафедра начала готовить аттестованных доцентов - в 2004 году им стал А.Г Фролов, в 2006 году - И.Ф. Бурганова, в 2008 году - Г.В. Завада, в 2009 году - Э.М. Бурцева, в 2012 году - О.В. Бушмина. В связи с расширением перечня психологических дисциплин весной 2006 года кафедра была переименована в кафедру педагогики и психологии профессионального образования (ПППО).

За прошедшие годы на кафедре подготовлено и издано шесть монографии [1-6], четыре учебных пособия [7-10], более ста методических разработок, научных и научно-методических публикаций. К своему пятилетию в марте 2007 года кафедрой успешно проведена межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы обучения и воспитания в высшей школе». В июне 2007 года на базе кафедры ПППО и факультета повышения квалификации преподавателей вузов прошла региональная научная конференция «Модернизация системы дополнительного образования преподавателей вузов». В апреле 2008 года была проведена регио-

165

нальная научно-методическая конференции «Модернизация высшего профессионального образования на основе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации», 17 -20 июня - II Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы», в ноябре 2011 года - V Всероссийская научнометодическая конференция «Инновационные процессы в техническом образовании».

Кафедра осуществляет учебную деятельность по дисциплинам:

• для студентов: «Психология и педагогика», «Просветительство и воспитание в энергетической отрасли», «Воспитательная деятельность в школе»;

• для магистрантов: «Педагогика высшей школы», «Методология научного творчества», «Педагогическая практика»;

• для аспирантов: «Психология человека», «Педагогика», «Информационные технологии в науке и образовании», «Психология профессионального образования», «Педагогическое мастерство», «Технологии профессионально-ориентированного обучения», «Организационные основы системы образования».

На кафедре залицензированы бакалавриат по направлению 051000-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (по отраслям) с квалификацией -бакалавр профессионального обучения и аспирантура по направлению 13.00.08 - «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ».

В настоящей момент кафедра педагогики и психологии профессионального образования является общеобразовательной, занимается профессиональной переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой преподавателей вузов. Она сама готовит для себя научнопедагогические кадры и является одним из основных проводником идей Болонского процесса и модернизации высшего образования в КГЭУ.

Источники

1. Матушанский Г. У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы (история, модели, перспективы). Казань: КГЭУ, 2003.

2. Матушанский ГУ, Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. Казань: КГЭУ, 2004.

3. Матушанский ГУ, Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Казань: КГЭУ, 2006.

4. Матушанский ГУ, Фролов А.Г., Бурцева Э.М. Образовательные маршруты в системе непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. Казань: КГЭУ, 2QQ8.

5. Матушанский Г.У, Кудаков О.Р., Завада ГВ. Теоретико- методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Казань: КГЭУ, 2QlQ.

6. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Романова Л.М. Непрерывная профессиональная подготовка преподавателя высшей школы. Казань: КГЭУ, 2Q11.

7. Бурганова И.Ф. Психология человека: учебное пособие. Казань: КГЭУ,2QQ3.

8. Завада Г.В., Бушмина О.В.Педагогика высшей школы: учебное пособие. Казань: КГЭУ,2QQ8.

9. Матушанский Г.У., Таратонова Е.Е., Бакеева Р.Ф. Управление качеством дополнительного нро-фессионального образования: учебное пособие. Казань: КГЭУ, 2QQ8 (Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации).

1G. Матушанский ГУ, Фролов А.Г., Завада ГВ. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной образовательной программы по направлению «Преподаватель высшей школы»: учебно-методическое пособие. Казань: КГЭУ, 2Q11.

Зарегистрирована 28.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.