Научная статья на тему 'Определение профессиональных и базовых компетенций преподавателя высшей школы'

Определение профессиональных и базовых компетенций преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Г. У., Фролов А. Г., Завада Г. В.

Рассматриваются особенности определения комплекса профессиональных и базовых компетенций преподавателя высшей школы. Предлагается технологическая схема выделения компетенций, включающая в себя следующие этапы: систематизация показателей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы модель и профессиограмма личности преподавателя высшей школы качества личности преподавателя вуза наиболее значимые и успешно формируемые в процессе подготовки качества, умения и способности преподавателя вышей школы определение компетенций. Описывается вариант развития качеств через предметные умения ПВШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Г. У., Фролов А. Г., Завада Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of high school teacher professional and core competencies

The peculiarities of the definition of a complex of professional and core competencies of a high school teacher are considered in the article. The technology scheme of competence picking out is proposed consisting of the following stages: indicator systematization of the professional pedagogic high school teacher activity a model and professional scheme of the high school teacher personality qualities of the high school teacher personality high school teacher qualities, skills and abilities that are marked and successfully formed in preparation process competence definition. The variant of quality development through subject skills of the high school teacher is described.

Текст научной работы на тему «Определение профессиональных и базовых компетенций преподавателя высшей школы»

1АУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИ ОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

УДК 378.126

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Г.У. МАТУШАНСКИЙ, А.Г. ФРОЛОВ, Г.В. ЗАВАДА Казанский государственный энергетический университет

Рассматриваются особенности определения комплекса профессиональных и базовых компетенций преподавателя высшей школы. Предлагается технологическая схема выделения компетенций, включающая в себя следующие этапы: систематизация показателей профессионально-педагогической

деятельности преподавателя высшей школы - модель и профессиограмма личности преподавателя высшей школы - качества личности преподавателя вуза

- наиболее значимые и успешно формируемые в процессе подготовки качества, умения и способности преподавателя вышей школы - определение компетенций. Описывается вариант развития качеств через предметные умения ПВШ.

Новая педагогическая парадигма провозглашает человека высшей общественной ценностью, при этом основным направлением деятельности высшей школы должно стать удовлетворение потребностей личности в знаниях, позволяющих адаптироваться в современном мире. В этих условиях весьма важным становится вопрос о профессионализме преподавателя высшей школы, тех его качествах и умениях, которые позволяют ему эффективно реализовать современные педагогические установки. Актуальной становится проблема отбора профессиональных и базовых компетенций, которыми должен обладать преподаватель вуза. Совокупность этих компетенций позволит глубже подойти к формированию профессионала-преподавателя, выстроить процесс его подготовки.

По определению, преподаватель - это специалист, осуществляющий учебновоспитательную деятельность в учреждениях профессионального образования. За простотой представленного определения скрывается значительная сложность. Особенность деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что эта деятельность является сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов, имеющих общие компоненты [9]. В зависимости от реализации различных видов деятельности, преподаватель вуза осуществляет педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную (по базовой специальности), административно-хозяйственную, управленческую, коммерческую и общественную деятельность. Среди указанных видов можно выделить два вида творческой деятельности: деятельность научного работника и деятельность педагога. В исследовании З.Ф. Есаревой показано, что только сочетание научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы (ПВШ) является продуктивным [2]. Однако, по мнению некоторых авторов, ведущую роль в деятельности преподавателя вуза играет именно педагогическая

© Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов, Г.В. Завада Проблемы энергетики, 2006, № 9-10

деятельность, а все другие виды деятельности интегрируются этой деятельностью и проявляются в ней неявно [7].

Тем не менее, при признании ведущей роли педагогической деятельности преподавателя вуза, к сожалению, её явно недооценивают. Не умаляя большого значения научных исследований в повышении качества подготовки специалистов, следует все же отметить диспропорцию в заинтересованности преподавателя в научной и педагогической деятельности. Это объясняется многими причинами. Например, коллективность педагогического труда при подготовке студента и, как результат, его обезличенность в отличие от научного труда. Наиболее серьезной же причиной, на наш взгляд, является отсутствие у большого количества преподавателей специального педагогического образования. Преподавательский состав вуза на сегодняшний момент в основном пополняется за счет собственных выпускников либо за счет специалистов, пришедших с производства. Они обладают достаточными специальными, предметными знаниями. Существует же обширный круг педагогических знаний и умений, которым должны владеть преподаватели для реализации учебно-воспитательного процесса, но о которых они ничего не знают или знают очень мало. Это делает педагогический труд безрадостным и рутинным, не приносящим морального удовлетворения. Для эффективной реализации основной цели профессиональнопедагогической деятельности преподавателя высшей школы необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности с главенствующей ролью научнопедагогической деятельности.

Можно так же сформулировать определенные критерии оценки уровней научно-исследовательской, базовой профессиональной, административной, хозяйственной, управленческой и общественной деятельности преподавателя высшей школы. Относительно педагогической деятельности можно принять классификацию Н.В. Кузьминой [7], согласно которой устанавливаются пять уровней продуктивности педагогической деятельности: репродуктивный, когда педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; адаптивный, при котором педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; локально-моделирующий знания студентов, когда педагог владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющим формировать педагогическую цель, ставить задачи, разрабатывать алгоритм их решения и использовать педагогические средства включения студентов в учебноисследовательскую деятельность; системно-моделирующий знания студентов, при котором педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков студентов по дисциплине в целом; системно-моделирующий деятельность и поведение студентов, при котором педагог владеет стратегиями превращения своей дисциплины в средство формирования личности студентов, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Если принять данную классификацию за основу, то следует отметить, что подавляющее большинство преподавателей высшей школы находится на первых двух уровнях продуктивности педагогической деятельности [9].

Одна из наиболее важных характеристик деятельности любого специалиста

- это функции, выполняемые им в процессе профессиональной деятельности. Обобщая ряд работ [2,7,8,9], сформулируем следующие функции преподавательской деятельности в высшей школе: гностическая (аналитическая), проектировочная, конструктивная, организационная, коммуникативная,

информационная, развивающая, ориентировочная, адаптивная, компесаторная, корректирующая и самообразовательная.

Представленные характеристики - это лишь некоторые элементы в системе показателей профессионально-педагогической деятельности. Кроме вида и функций деятельности в указанную систематизацию входят также: предметность, целеположенность, опосредованность, мотивированность и продуктивность деятельности. Такая систематизация характеристик деятельности преподавателя вуза позволяет на методологическом уровне подходить к описанию модели личности преподавателя высшей школы.

Разработка моделей специалистов может осуществляться различными путями. Для профессиографических моделей личности основой является выбор базовых свойств «от профессии», который основывается на представлениях о некоторой системе требований, предъявляемых профессией к специалисту, и на специальных способностях, которыми должен обладать человек, чтобы быть в состоянии удовлетворить этим требованиям как специалист [4].Состав и структура таких требований и способностей выделяется обычно экспертным путем, а подобные математические модели создаются на основе корреляционного анализа.

Для определения профессиональной пригодности специалиста часто используют профессиограмму, сущность которой состоит в описании идеальной модели специалиста того или иного профиля, отражающей требования, предъявляемые к человеку характером профессиональной деятельности, а также условия, сопутствующие этой деятельности. В работе [10] представлена профессиографическая модель преподавателя высшей школы. Указанная модель состоит из трех блоков: научной организации труда ПВШ, характеристик деятельности ПВШ и характеристик его личности. В силу нашей заинтересованности характеристиками деятельности преподавателя вуза и профессионально значимыми характеристиками его личности обратимся именно к ним. В характеристике деятельности ПВШ, помимо общей характеристики деятельности, присутствуют требования, включающие виды, проблемы и функции деятельности, а также уровни квалификации педагога. В характеристике личности ПВШ присутствуют требования к профессионально важным качествам его личности, включающие требования к психологическим образованиям личности, требования к психологическим состояниям и процессам педагога. В результате модель деятельности и личности ПВШ как части профессиограммы имеет следующий состав:

1. Общая социальная и профессиологическая характеристика ПВШ.

2. Содержание профессионально-педагогической деятельности ПВШ.

3. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки ПВШ.

4. Профессионально важные качества личности ПВШ и его индивидуальнопсихологические особенности.

Более наглядно ее можно представить в виде таблицы (табл. 1)

Для разработки системы профессиональных и базовых компетенций преподавателя вуза интересным представляется анализ и классифицикация профессионально значимых качества личности преподавателя вуза по уровням развиваемости, представленная в ряде исследований [1, 3, 6, 9]. Экспертным путем качества и способности, включенные в профессиограмму, были разделены на три уровня по степени развиваемости. Полученная система качеств имеет следующий вид:

1 уровень: качества личности, хорошо формируемые и развиваемые в обучении и профессиональной деятельности (например, дидактические качества, идентификация себя с неким профессиональным эталоном, педагогическая авторитетность, самокритичность, гражданская позиция и др.);

2 уровень: качества личности, трудно формируемые и медленно развиваемые в обучении и профессиональной деятельности (например, педагогический такт, оптимистическое прогнозирование, толерантность, педагогическая

справедливость, трудолюбие и др.);

Таблица 1

Характеристики деятельности и личности ПВШ Содержание

1. Общая социальная и профессиологическая характеристика профессиональнопедагогической деятельности ПВШ 1) название профессии 2) общие требования к ПВШ (характеристика должностных обязанностей)

2. Содержание профессионально-педагогической деятельности ПВШ 1) сфера деятельности ПВШ 2) цель деятельности 3) содержание, предмет и средства деятельности ПВШ 4) объекты и субъекты деятельности 5) орудия профессионально-педагогической деятельности ПВШ 6) продукты деятельности 7) проблемы и задачи, решаемые ПВШ 8) виды и уровни деятельности ПВШ 9) функции и функциональные компоненты деятельности

3. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки ПВШ 1) профессионально-педагогические знания 2) профессионально-педагогические умения 3) профессионально-педагогические навыки

4. Профессионально важные качества личности ПВШ и его индивидуально-психологические особенности 1) качества профессиональнопедагогического самосознания 2) интеллектуальные качества и способности 3) коммуникативные качества 4) нравственные черты характера 5) 5) индивидуально-психологические особенности

3 уровень: качества личности, почти не формируемые и не развиваемые в обучении и профессиональной деятельности (например, интеллект, креативность, порядочность, чувство юмора, интеллигентность, обаяние и др.).

Подобный анализ профессионально важных качеств ПВШ важен с той точки зрения, что он позволяет с достаточной и необходимой точностью сформулировать основные профессиональные компетенции преподавателя высшей школы. Сильной стороной компетентностного подхода в подготовке специалиста (в том числе преподавателя) является его интегративность и обобщенность способов действий.

Понятие компетентности шире понятия знания или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знаний, умений, навыков). Это понятие несколько иного смыслового ряда, оно включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и др. (Зеер Э.Ф.). Данное понятие объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования.

Основными чертами компетентностного подхода к подготовке преподавателя высшей школы, по мнению Т. Исаевой, являются:

• общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

• формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры; создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта.

• интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности [5].

В компетентностном подходе заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата («стандарт на выходе»), также ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.). Обоснованность заявленного подхода основывается также на том, что более продуктивно в процессе подготовки специалиста основываться на его умениях и способностях, формулируя результаты обучения в терминах деятельности.

То, что различные формируемые умения являются базовыми для одних и тех же качеств, хорошо видно из ряда исследований [1, 3, 5]. В работе Г.У. Матушанского и А.Г. Фролова [3] предложен проект квалификационной характеристики преподавателя высшей школы как модель его профессиональной деятельности, а также информационно-технологическая составляющая квалификационной характеристики, на основе которой спроектированы структура и содержание информационно-технологической подготовки преподавателя вуза. В частности, в данном исследовании разработаны требования к знаниям, умениям и навыкам, формируемым в процессе указанной подготовки. В результате теоретического анализа было выявлено соответствие между формируемыми посредством информационно-технологической подготовки умениями и развиваемыми в процессе такой подготовки качествами личности преподавателя (табл.2).

Анализ представленного материала позволяет сделать заключение о том, что хорошо развиваемые при информационно-технологической подготовке качества и способности будут так же хорошо развиваемыми и при общей профессионально-педагогической подготовке. Однако только при одном условии: если целями профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей школы будут не знания, а затем умения и навыки, но в первую очередь - умения и способность их эффективно реализовывать.

Именно этому условию и соответствует компетентностный подход в обосновании системы подготовки преподавателя высшей школы.

Таким образом, в представленной работе рассматриваются особенности определения комплекса профессиональных и базовых компетенций преподавателя высшей школы. Предлагается технологическая схема выделения компетенций, включающая в себя следующие этапы: систематизация показателей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы -модель и профессиограмма личности преподавателя высшей школы - качества личности преподавателя вуза - наиболее значимые и успешно формируемые в процессе подготовки качества, умения и способности преподавателя вышей школы - определение компетенций.

Мы считаем целесообразным предложить подход к формированию профессионального мастерства и педагогической культуры преподавателя,

Таблица 2

Качества личности ПВШ, развиваемые через формируемые умения во время информационно-технологической подготовки

Формируемые умения (У) Развиваемые способности (С) и качества (К)

У1 Четко и корректно излагать учебный материал, используя программно-технические средства обучения С Дидактические способности, академические способности, коммуникативные способности, конструктивные способности, способности педагогического проектирования, способности к распределению внимания

К Профессионально-педагогическая компетентность, трудолюбие, волевые качества, творческое воображение, хорошая память, находчивость

У2 Приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии С Академические способности, коммуникативные способности, конструктивные способности, способности педагогического проектирования

К Профессионально-педагогическая компетентность, трудолюбие, волевые качества, творческое воображение, толерантность, хорошая память, находчивость

У3 Использовать информационные технологии при контроле знаний С Дидактические способности, академические способности, коммуникативные способности, конструктивные способности, способности педагогического проектирования, способности к распределению внимания

К Профессионально-педагогическая компетентность, волевые качества, творческое воображение, толерантность, хорошая память, находчивость

У4 Уметь проводить научный и педагогический эксперименты, обрабатывать и анализировать полученные результаты С Академические способности, коммуникативные способности, конструктивные способности, способности педагогического проектирования, способности к распределению внимания

К Профессионально-педагогическая компетентность, трудолюбие, волевые качества, творческое воображение, толерантность, хорошая память, находчивость

У5 Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий С Академические способности, коммуникативные способности, конструктивные способности, способности педагогического проектирования, способности к распределению внимания

К Профессионально-педагогическая компетентность, волевые качества, творческое воображение, толерантность, хорошая память, находчивость

основанный на определении его ключевых профессиональных компетенций и построении, на этой же основе, технологии его профессиональной подготовки.

Summary

The peculiarities of the definition of a complex of professional and core competencies of a high school teacher are considered in the article. The technology scheme of competence picking out is proposed consisting of the following stages: indicator systematization of the professional pedagogic high school teacher activity — a model and professional scheme of the high school teacher personality — qualities of the high school teacher personality — high school teacher qualities, skills and abilities that are marked and successfully formed in preparation process — competence definition. The variant of quality development through subject skills of the high school teacher is described.

Литература

1. Матушанский Г.У., Рогов М.Г., Цвенгер Ю.В. Информационнотехнологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально-важных качеств // Психологическая наука и образование. - 2001. - №3.

2. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.

- Л.: 1974.

3. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Информационно-технологическая переподготовка преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика.

- 2000. - №4.

4. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. - Л.: 1976.

5. Исаева Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России. - 2003. - №2.

6. Дмитриева В.Ф., Ившина Г.В., Матушанский Г.У. // Специалист. - 1997.

- №8.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: 1990.

8. Смирнова Е.Э. Пути формирования специалиста с высшим образованием. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

9. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Специфика деятельности преподавателя высшей школы в современных социально-экономических условиях // Вестник Казанского технического университета. - Казань: Новое знание, 2001.

10. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Моделирование профессиональнопедагогической деятельности преподавателя высшей школы // Инженерная педагогика. - М.: 2002.

Поступила 03.07.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.