Научная статья на тему 'Социальный интеллект как детерминанта уровня самореализации личности в профессиональной деятельности'

Социальный интеллект как детерминанта уровня самореализации личности в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
441
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL INTELLIGENCE / SELF-ACTUALIZATION / PSYCHOLOGICAL RESOURCE / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

В статье приведены результаты исследования детерминации самореализации личности в профессиональной деятельности представителей разнотипных профессий. В исследовании принимали участие специалисты профессий типа «человек-человек», «человек-техника». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Доказано, что социальный интеллект является детерминантой и психологическим ресурсом самореализации личности в профессиональной деятельности. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Intellect as a Determinant of the Level of Personal Self-Actualization in Professional Activity

The results of the study of self-actualization determination in the professional activity of representatives of various professions were researched in the article. The study involved specialists of such professions as «person -person», «person-technique». The relationship between the level of their self-actualization and social intelligence was defined. Indicators of meaningfulness of life and psychosocial adaptation were revealed. Social intelligence is a determinant and psychological resource of self-actualization in professional activities. The data underwent the procedures of the correlation and factor analysis.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как детерминанта уровня самореализации личности в профессиональной деятельности»

УДК152.32 ББК Ю 937.2

Н. А. Сеткова

г. Чита

Социальный интеллект как детерминанта уровня самореализации личности в профессиональной деятельности

В статье приведены результаты исследования детерминации самореализации личности в профессиональной деятельности представителей разнотипных профессий. В исследовании принимали участие специалисты профессий типа «человек-человек», «человек-техника». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Доказано, что социальный интеллект является детерминантой и психологическим ресурсом самореализации личности в профессиональной деятельности. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

Ключевые слова: социальный интеллект, самореализация, психологический ресурс, профессиональная деятельность.

N. A. Setcova

Chita

Social Intellect as a Determinant of the Level of Personal Self-Actualization in Professional Activity

The results of the study of self-actualization determination in the professional activity of representatives of various professions were researched in the article. The study involved specialists of such professions as «person -person», «person-technique». The relationship between the level of their selfactualization and social intelligence was defined. Indicators of meaningfulness of life and psychosocial adaptation were revealed. Social intelligence is a determinant and psychological resource of selfactualization in professional activities. The data underwent the procedures of the correlation and factor analysis.

Key words: social intelligence, self-actualization, psychological resource, professional activities.

Исследование детерминант становления гармоничной и активной личности актуально для современной науки. Особенно значимым является изучение роли социального интеллекта в профессиональной деятельности, так как социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества.

Многие исследователи отождествляют понятия самоактуализации и самореализации. Вслед за Л. А. Коростылевой [1] мы считаем, что самоактуализация - процесс, протекающий во внутреннем плане личности, а самореализация - во внешнем.

Самореализация личности в профессии предполагает удовлетворенность личности собственным самоосуществлением. Самореализация в профессии включает деятельностную и личностную составляющие. Деятельностная самореализация рассматривается через субъективную удовлетворенность своими достижениями. Личностная самореализация оценивается по степени удовлетворенности от самоосуществления.

В отечественной психологии определение понятию «самореализация» сформулировала Л. А. Коростылева. Автор считает, что самореализация - это «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, самодеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидуальных и личностных потенциалов» [2, с. 4]. В определении указывается на средства, которые запускают этот процесс, «внутренние усилия», из чего следует, что возможности самореализации зависят от индивидуальных психических свойств личности.

Среди многообразных факторов успешной профессиональной деятельности важная роль принадлежит свойствам личности. В нашем исследовании в качестве такого базового свойства рассматривается социальный интеллект. Социальный интеллект, по мнению В. Н. Куницыной,

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

«выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность -как продукт этого познания» [3]. Социальный интеллект и социальная компетентность выполняют общие функции: адекватную адаптацию, правильную оценку ситуации и успешную реализацию деятельности.

В рамках нашего исследования уровень развития социального интеллекта рассматривается как детерминанта, самореализации личности в профессии. Гипотеза исследования строится на предположении, что в силу специфики профессиональной деятельности среди специалистов профессий типа «человек-человек» большее число людей будет иметь более высокие показатели социального интеллекта по сравнению с представителями профессий типа «человек-техника». Вместе с тем, предполагается, что и в других профессиях уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше уровень самореализации. Существуют отличия (качественное своеобразие) в связях между уровнем самореализации и уровнем развития социального интеллекта, а также ряда других личностных характеристик у представителей профессий разных типов.

В исследовании принимало участие 184 представителя профессий типа «человек-человек» - педагоги общеобразовательных школ Забайкальского края, все с высшим образованием и со стажем работы не менее 3-5 лет, в возрасте 22-55 лет; 83 представителя профессий «человек-техника» -того же уровня образования и возраста. Общий объем выборки 267 человек.

Уровень самореализации личности определялся по результатам «Самоактуализационно-го теста» Э. Шострома (САТ) в модификации Л. Гозмана, М. Кроза и М. Латинской; смысложизненные ориентации личности в контексте самореализации личности выявлялись с помощью «теста Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; для определения уровня социального интеллекта (СИ) использовался «Тест социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливана, адаптированный Е. С. Михайловой; уровень социально-психологической адаптации как показатель (СИ) устанавливался «Опросником социально-психологической адаптированности» (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда.

Представим результаты исследования по тесту САТ специалистов профессий типа «человек-человек»: высокий уровень самореализации

имеют 41 % педагогов, средний уровень - 34 %, низкий уровень самореализации зарегистрирован у 25 % учителей; в группе представителей профессий «человек-техника»: высокий уровень име-

ют 20,5% респондентов, средний уровень - 53%, низкий уровень самореализации зарегистрирован у 26,5% испытуемых.

Результаты математической обработки данных с помощью ^критерия Стьюдента позволяют констатировать значимые отличия в пользу представителей профессий «человек-человек» по шкалам: «Гибкость поведения» (р<0,002), «Контактность» (р<0,003) «Ценностные ориентации» (р<0,005), «Креативность» (р<0,012) и «Самопри-нятие» (р<0,027).

Представим далее результаты «Теста социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливана в группе представителей профессий типа «человек-человек». Высокий уровень определен у 7,4% испытуемых, средний уровень - у 90 % педагогов, низкий уровень социального интеллекта зарегистрирован у 2,6 % учителей; в группе представителей профессий типа «человек-техника»: высокий уровень социального интеллекта имеют 5 % испытуемых, средний уровень - 56,5 % респондентов, низкий уровень социального интеллекта выявлен у 38,5 % специалистов.

Среди представителей профессий типа «человек-человек» количество испытуемых с низким уровнем социального интеллекта значительно меньше, чем в группе представителей профессий типа «человек-техника».

По шкале «Способность предвидеть последствия поведения людей» не выявлено значимых различий в оценке социального интеллекта представителей профессий разного типа. По остальным шкалам констатируем отличия по 1-критерию Стьюдента в пользу представителей профессий типа «человек-человек»: «Способность отражать невербальную экспрессию» (р<0,005), «Способность понимать логику развития ситуации» (р<0,006), «Способности адекватного отражения вербальной экспрессии» (р<0,015).

В результате исследования уровня социальнопсихологической адаптации установлено, что среди представителей профессий типа «человек-человек» у 49 % специалистов отмечается высокий уровень социально-психологической адаптации, у 49 % - средний уровень и низкий уровень выявлен у 2 % учителей. В сфере профессий типа «человек-техника» результаты следующие: у

26,5 % специалистов высокий уровень социальнопсихологической адаптации, средний уровень у 56,5 % и низкий уровень у 17 % испытуемых. Результаты опросника подтверждают: среди представителей профессий «человек-человек» преобладают люди с высоким и средним уровнем социально-психологической адаптации, что свидетельствует о достаточно развитом социальном интеллекте педагогов. В группе специалистов профессий «человек-техника» большая часть

респондентов имеет средний и низкий уровень социально-психологической адаптации.

По всем шкалам установлены наиболее значимые различия по ^критерию Стьюдента в пользу представителей профессий типа «человек-человек» «Адаптация», «Принятие других» и «Самопринятие» (¿><0,000), «Интернальность» (р<0,006), «Эмоциональный комфорт» (р<0,017).

Не выявлено значимых различий в оценках по шкале «Доминирование» у представителей разных типов профессий.

Рассмотрим корреляционные связи между шкалами теста «Социального интеллекта» и «Са-моактуализационного теста» у представителей профессий разных типов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа шкал теста социального интеллекта и САТ представителей разных типов профессий»

№ Название шкал Социальный интеллект

Способность предвидения последствий поведения людей Способность отражать невербальную экспрессию Способность адекватного отражения вербальной экспрессии Способность понимать логику развития ситуации

САТ

1 Поддержка 0,16*

2 Компетентно сть во времени 0,19*

3 Ценностные ориентации 0,17*

4 Сензитивность к себе 0,20** 0,16*

5 Спонтанность 0,16* 0,19**

6 Представление о природе человека 0,17*

7 Синергия 0,18* 0,18*

8 Контактность 0,19** 0,19*

9 Познавательные потребности 0,16* 0,16*

10 Креативность 0,18* 0,18**

Примечание: * - корреляция значима на уровне р *** - корреляция значима на уровне р > 0,0001

Корреляционный анализ подтвердил наличие положительной взаимосвязи по большинству шкал САТ с компонентами социального интеллекта. Корреляционных связей не выявлено между показателями социального интеллекта и шкалами САТ «Самоуважение», «Самопринятие», «Принятие собственной агрессии», «Гибкость поведения». Данный факт мы связываем с региональными особенностями жителей Забайкальского края: низкий уровень экономического развития, эколо-

< 0,05; * * - корреляция значима на уровне р < 0,01;

гические факторы, высокий уровень безработицы и, как следствие, миграция трудоспособного населения, что во многих случаях препятствует самореализации (Р. Р. Ишмухаметов, Н. М. Сараева) [1; 4].

Представим результаты корреляционного анализа между шкалами опросника «Социальнопсихологической адаптированности» и «Само-актуализационного теста» в общей выборке двух групп респондентов «человек-человек» и «человек-техника» (табл. 2)

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа шкал опросника СПА и САТ представителей разных типов профессий

№ Название шкал СПА

Адаптация Само- приня- тие Принятие других Эмоцио- нальный комфорт Интер- наль- ность Доми- нирова- ние

САТ

1 Поддержка 0,352*** 0,161* 0,178* 0,383***

2 Компетентно сть во времени 0,376*** 0,152* 0,212** 0,382*** 0,186** 0,193**

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

Продолжение табл.

3 Ценностные ориентации 0,365*** 0,291** 0,301*** 0,396*** 0,345*** 0,286**

4 Гибкость поведения 0,385*** 0,199** 0,305*** 0,186**

5 Сензитивность к себе 0,165* 0,194** 0,172**

6 Спонтанность 0,325*** 0,196** 0,226** 0,309*** 0,182** 0,181**

7 Самоуважение 0,354*** 0,239** 0,317*** 0,439*** 0,396*** 0,189**

8 Самопринятие 0,321*** 0,287** 0,287**

9 Представление о природе человека 0,220** 0,275* 0,275**

10 Синергия 0,236** 0,188* 0,228**

11 Принятие собствен. агрессии 0,247**

12 Контактность 0,254** 0,211** 0,334*** 0,160* 0,180**

13 Познавательные потребности 0,222** 0,236** 0,244*** 0,184**

14 Креативность 0,200** 0,174* 0,238** 0,212** 0,215*** 0,154*

Примечание: * - корреляция значима на уровне р < 0 *** - корреляция значима на уровне р > 0,0001

Результаты корреляционного анализа позволяют сделать вывод о наличии только положительной взаимосвязи между шкалами СПА и САТ. Тесная положительная корреляция показателей социального интеллекта и самоактуализации, наличие общих шкал (т. е. параметров, показатели которых характеризуют степень проявления как социального интеллекта, так и уровня самореализации) позволяет с уверенностью констатировать взаимообусловленность данных переменных.

Для уточнения и углубления понимания детерминации социальным интеллектом самореализации личности в профессиональной деятельности использовалась процедура факторного анализа. Факторный анализ по каждой из выборок отдельно позволил установить следующие отличия между представителями разнотипных профессий. У представителей профессий типа «человек-человек» на первый план выходит показатель «Осмысленности жизни», представленный показателями: «Процесс» (0,842), «Результат» -(0,743), «Цели» (0,795), «Локус контроля-жизнь» (0,787), «Локус контроля-Я» (0,715). Специфика профессиональной деятельности специалиста сферы «человек-человек» связана с активным общением с другими людьми. Осознание смысла придает ценность деятельности и тем субъектам (воспитанники, ученики, пациенты, коллеги и т. д.), с которыми приходится взаимодействовать. Именно смыслы выступают в качестве основных детерминант самореализации личности специалистов профессий типа «человек-человек».

В группе специалистов «человек-техника» наиболее значимым оказался фактор «Компетент-

,05, * * - корреляция значима на уровне р < 0,01;

ность во времени». Его представляют следующие показатели: «Гибкость поведения» - (0,810), «Спонтанность» (0,733), «Самопринятие» (0,689), «Принятие собственной агрессии» (0,649). Профессиональная деятельность представителей профессий типа «человек-техника» высоко алгоритмизирована, это и определяет значимость фактора «Компетентность во времени».

Общий фактор для специалистов разных типов профессий - «Социальный интеллект». Однако представленность данного фактора разная для каждой из выборок. В группе представителей профессий типа «человек-человек» социальный интеллект включает: «эмоциональную комфортность» (0,715), «интернальность» (0,663), «адаптацию» (0,572), «познавательные потребности» (0,500). Синтез выделенных шкал отражает компоненты личностной самореализации специалистов профессий типа «человек-человек», что подтверждает детерминирующую роль социального интеллекта в ее осуществлении.

В группе представителей профессий типа «человек-техника» социальный интеллект обозначен «способностью понимать логику развития ситуации» (-0,594), «способностью отражать невербальную экспрессию» (-0,548), «познавательными потребностями» (0,506), «доминированием» (0,470). Отрицательный факторный вес говорит о неоднозначной роли социального интеллекта самореализации личности в профессиональной деятельности. Отличием является вес и специфика детерминации социальным интеллектом самореализации личности в профессиональной деятельности. Для специалистов разных ти-

пов профессий осмысленность и компетентность во времени оказывает решающее воздействие на самореализацию личности в профессии, но в группе «человек-человек» смысл осознается в самореализации, а у представителей профессий типа «человек-техника» смысл предваряет ее.

Результаты описательной статистики, корреляционного и факторного анализа, а также детальное изучение показателей САТ позволяют сделать вывод, что социальный интеллект является детерминантой самореализации личности в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Ишмухаметов Р. Р. Депривация потребности в самореализации как фактор миграционной готовности личности (на примере молодежи Забайкальского края): моногр. М.: Либроком, 2009. 216 с.

2. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова. СПб., 1997.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 232 с.

4. Сараева Н. М., Ишмухаметов Р. Р. Миграционная готовность молодежи Забайкалья в контексте проблем социальной безопасности // Безопасность регионов Сибири: проблемы и направления исследований: материалы межрегион. научно-практ. конф. «Социальная, политическая и экономическая безопасность сибирских регионов в условиях трансформации социальной сферы и реформы административного управления, 28-30 ноября 2005 г. Барнаул: Азбука, 2006. С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.