СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
SPORT PSYCHOLOGY
УДК 378:796(07) ББК 74.48:75.1
СТРУКТУРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Т. В. Жабакова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Представлены результаты исследования самореализации личности студентов. В общей выборке испытуемых наблюдается тенденция к сохранению диспозиционной структуры самореализации личности. Тенденция к полярности показателей самореализации сохраняется на инертном, адаптивном и гармоничном уровнях самореализации, однако на иррациональном уровне самореализации происходит сглаживание профиля самореализации.
Ключевые слова: структура самореализации личности, уровни самореализации, многомерный опросник самореализации.
Актуальность. Современные тенденции развития общества связаны с высокими требованиями к самостоятельности, креативности, инициативности человека во всех сферах жизни. Поэтому на социальном уровне актуальность проблемы самореализации личности в сфере физической культуры и спорта определяется изменением психологических требований современного общества к профессионалам, способным активно реализовать себя в сфере как физической культуры, так и в спорте высших достижений [2]. В сфере физической культуры и спорта ориентиры подготовки студентов сместились в сторону субъект-субъектных отношений, поэтому становится важным развитие автономности личности, креативности, осознанность действий в условиях свободы выбора и готовности к самоизменению.
Цели и задачи. Эмпирическое исследование проводилось с ноября 2016 по ноябрь 2017 г. на базе Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании приняли участие 66 человек в возрасте 18-20 лет: 34 юноши и 22 девушки. 10 человек занимаются плаванием, 22 — лёгкой атлетикой, 7 — стрельбой, 17 — игровыми видами спорта , 10 — спортивными единоборствами. В качестве психодиагностической методики исследования самореализации
личности использовался многомерный опросник самореализации С. И. Кудинова [4]. Цель исследования — выявить особенности структуры самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования самореализации личности студентов по многомерному опроснику самореализации С. И. Кудинова позволили выявить уровни самореализации в выборке испытуемых: 1) инертный уровень самореализации личности— 27,2 % (18 человек); 2) иррациональный уровень самореализации личности — 9,09 % (6 человек); 3) адаптивный уровень самореализации личности — 41,4 % (28 человек); 4) гармоничный уровень самореализации личности — 21,2 % (14 человек).
Преобладание адаптивного уровня самореализации, по нашему мнению, возможно, связано с психологической адаптацией к процессу обучения на первом курсе, поскольку большинство испытуемых являются первокурсниками. Поступление в вуз, приобретение нового социального статуса становится в представлении студентов первым шагом к самореализации личности. В представлениях спортсменов-первокурсников выстраивается модель самореализации в сфере физической культуры и спорта. Самореализация личности в таком случае не определяется только успешностью
в сфере профессиональных знаний и отношений. М. К. Мамардашвили утверждает, что проблема физической культуры и спорта — это проблема способа физического существования человека как человека, проблема его заданности в пространстве социальности как телесного существа [5]. Поэтому самореализация личности студентов в сфере физической культуры представляет собой стремление к реализации потребности и способности личности к совершенствованию своей телесности [1]. Результатом такого опредмечивания становится физическое совершенство. Однако формирование ценностно-смыслового отношения к профессии, «осознание» смыслового контекста развития профессиональных компетенций, выстраивание собственной Я-концепции студента требуют активности личности и, как следствие, гармоничного уровня самореализации.
В общей выборке испытуемых наблюдается тенденция к сохранению диспозиционной структуры самореализации личности. Разброс средних по показателям самореализации соответствует оценкам по шкалам среднему и высокому уровням. Таким образом, явную диспозицию «низкий — высокий уровень» мы не наблюдаем ни по одному из показателей. Высокие результаты испытуемых отмечены по следующим показателям: социально-корпоративные установки СР, активность, оптимистич-ность, интернальность, конструктивность. Однако тенденция биполярных результатов к увеличению показателей, а в диспозициях «социоцентриче-ская мотивация — эгоцентрическая мотивация», «социальные барьеры — личностные барьеры», по нашему мнению, возможно, является симптомом пассивности самореализации.
Рассмотрим показатели самореализации на гармоничном, адаптивном, инертном и рациональном уровнях.
Для гармоничного уровня самореализации характерно стремление к полярности показателей самореализации. Такая тенденция прослеживается практически по всем показателям самореализации на гармоничном уровне, кроме показателей эгоцентрической и социоцентрической мотивации самореализации, которые являются относительно уравновешенными. Следовательно, для студента, проявившего гармоничный уровень самореализации личности в сфере физической культуры и спорта, возможно характерно доминирующее стремление реализовать себя в условиях формирования двигательных способностей человека.
Психологическим условием достижения гармоничного уровня самореализации становится интенция к реализации своего потенциала [3], которая обусловливает самореализацию в сфере физической культуры и спорта. Мы предполагаем, что у таких студентов при доминировании самоконтроля и самоорганизации отсутствует нивелирование предвосхищения результатов самореализации.
Доминирование социально одобряемых мотивов самореализации сочетается с узколичностными мотивами, обеспечивающими развитие в себе отдельных свойств и способностей, выработку разнообразных схем самореализации. Возможно, у испытуемых сформировано ясное понимание перспективных целей и способов их достижения. Студенты, проявившие самореализацию личности в сфере физической культуры и спорта на гармоничном уровне, осознают позитивную результативность процесса самореализации. Самовыражение достигает нужных результатов, приносит положительные плоды в развитии личности в сфере физической культуры.
Качественные различия показателей самореализации на гармоничном и адаптивном уровнях связаны с показателями личностных и социальных барьеров самореализации. Высокие показатели по шкале социальные барьеры самореализации, которые проявили испытуемые на адаптивном уровне самореализации, возможно, характеризуют возникающие препятствия в самореализации, вероятно, обусловленные пассивностью в освоении новых способов и приёмов самореализации личности в сфере физической культуры и спорта. Данные затруднения обусловлены слабой информированностью студентов, недостаточным опытом и знаниями в сфере физической культуры и спорта либо односторонними интересами.
Если тенденция к полярности показателей самореализации сохраняется и на инертном уровне самореализации, то на иррациональном уровне самореализации происходит сглаживание профиля самореализации за счёт увеличения значений показателей «консервативность», «деструктивность», «пессимистичность». Поэтому для испытуемых, проявивших иррациональный уровень самореализации, характерна когнитивная стереотипизация. Шаблонные схемы самовыражения, обусловленные ранее усвоенными стереотипами успешности, обусловливают формирование инертного уровня самореализации личности. Таким образом, изме-
82
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 2
Структура самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта
нение уровня самореализации от иррационального уровня к гармоничному определяется стремлением к увеличению полярности шкал. Качественным своеобразием показателей самореализации студентов в сфере физической культуры и спорта является сглаживание различий между эгоцентрической и социоцентрической мотивацией самореализацией; тенденция к уравновешиванию доминирования социально одобряемых мотивов самореализации и узколичностных мотивов является общей для всех уровней самореализации.
Выводы. В результате эмпирического исследования взаимосвязи личностных особенностей и самореализации спортсменов мы пришли к следующим выводам.
В общей выборке испытуемых наблюдается тенденция к сохранению диспозиционной структуры самореализации личности. Разброс средних по показателям самореализации составил от 10,5 до 26,7, что соответствует оценкам по шкалам среднему и высокому уровням. Таким образом, в структуре самореализации личности явную диспозицию «низкий — высокий уровень» мы не наблюдаем ни по одному из показателей. Высокие результаты испытуемых отмечены по показателям социально-корпоративных установок самореализации,
Поступила в редакцию 7 июня 2018 г.
активности, оптимистичности, интернальности, конструктивности. Однако тенденция биполярных результатов к увеличению показателей, а в диспозициях «социоцентрическая мотивация — эгоцентрическая мотивация», «социальные барьеры — личностные барьеры», по нашему мнению, может быть симптомом пассивности самореализации.
Список литературы
1. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. — М. : РИО, ГЦОЛИФК, 1993. — 168 с.
2. Жабаков, В. Е. Теория и методология процесса подготовки специалиста в области физической культуры : монография / В. Е. Жабаков. — Челябинск : Урал. акад., 2008. — 180 с.
3. Коростылёва, Л. А. Пути профессиональной и личностной самореализации человека / Л. А. Коро-стылёва, Н. Е. Кравченко. — СПб., 1997. — 172 с.
4. Кудинов, С. И. Психодиагностика личности : учеб. пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов. — То -льятти : Изд-во ТГУ, 2012. — 270 с.
5. Мамардашвили, М. К. Наука и культура. Методологические проблемы историко-научных исследований / М. К. Мамардашвили. — М. : Наука, 1982. — С. 57.
Для цитирования: Жабакова, Т. В. Структура самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта / Т. В. Жабакова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 81-84.
Сведения об авторе
Жабакова Татьяна Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 2, pp. 81-84.
Structure of Self-realization of Students' Persons in Sphere of Physical Culture and Sports T.V. Zhabakova
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article presents the results of the study of students' self-realization. In the general sample of subjects, there is a tendency to preserve the disposition structure of self-realization of the individual. The tendency to the polarity of self-realization indicators is maintained at the inert, adaptive and harmonious levels of self-realization, however, at the irrational level of self-realization, the profile of self-realization is smoothed out.
Keywords: structure of self-realization ofpersonality, levels of self-realization, multidimensional questionnaire of self-realization.
References
1. Byikhovskaya I.M. Chelovecheskaya telesnost' v sotsiokul'turnom izmerenii: traditsii i sovremennost' [Human physicality in the sociocultural dimension: traditions and modernity]. Moscow, 1993. 168 p. (In Russ.).
2. Zhabakov V.E. Teoriya i metodologiya protsessa podgotovki spetsialista v oblasti fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of training of specialist in the field of physical culture]. Chelyabinsk, 2008. 180 p. (In Russ.).
3. Korostylyova L.A., Kravchenko N.E. Puti profes-sional'noy i lichnostnoy samorealizatsii cheloveka [Ways of professional and personal self-realization of a person]. St. Petersburg, 1997. 172 p. (In Russ.).
4. Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhodiagnostika lichnosti [Diagnostics of personality]. Tolyatti, 2012. 270 p. (In Russ.).
5. Mamardashvili M.K. Nauka i kultura. Metodologi-cheskie problemy istoriko-nauchnykh issledovaniy [Science and culture. Methodological problems of historical and scientific research]. Moscow, 1982. P. 57. (In Russ.).
84
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 2