Научная статья на тему 'Апробация модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта'

Апробация модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PERSONAL FULFILLMENT / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабакова Татьяна Викторовна

Рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта. Выделены критерии эффективного функционирования модели: оптимальность мотивационного комплекса; согласованность компетенций; удовлетворённость потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабакова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approbation of Model of Pedagogical Support of Self-realization of Students in the Sphere of Physical Culture and Sports

In the article the results of experimental work on approbation of the model of pedagogical support of self-realization of students in the sphere of physical culture and sports. Criteria for the effective functioning of the model: the optimality of motivational complex; coherence competencies; customer satisfaction.

Текст научной работы на тему «Апробация модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта»

УДК 378.00 ББК 74.6

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Т. В. Жабакова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта. Выделены критерии эффективного функционирования модели: оптимальность мотивационного комплекса; согласованность компетенций; удовлетворённость потребителей.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, самореализация личности студентов, физическая культура и спорт.

Актуальность проблемы апробации модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта определяется противоречием между потребностью современного общества в профессионалах, способных активно реализовать себя в профессиональной деятельности, и недостаточным уровнем готовности студентов педагогического вуза к самореализации в профессиональной деятельности. Фокус педагогической действительности сместился в сторону сущностного понимания личности выпускника: признания его активности, творческих способностей, инициативности, коммуникабельности, свободы выбора, уникальности и готовности к самоизменению с учётом необходимости быстрого реагирования на изменения внешней среды жизнедеятельности [3; 5; 6; 7].

Целью опытно-экспериментальной работы стало определение эффективности модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования. Экспериментальная работа по разработке и реализации модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры осуществлялась в виде последовательных этапов:

- констатирующий (анализ исходного уровня самореализации личности студентов высшей школы физической культуры Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), определение критериев эффективности педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической

культуры, описание модели педагогического сопровождения);

- практическая реализация модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры;

- экспериментальная проверка эффективности модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры;

- рефлексивно-оценочный этап (экспертиза и коррекция эффективности модели, выявление динамики критериев педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры).

Методы исследования: организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод); эмпирические методы (психодиагностические методы), методы обработки данных (количественные и качественные).

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы описали модель педагогического сопровождения самореализации личности студентов вуза в сфере физической культуры и спорта, которая включает мотивационно-це-левой, эмоционально-волевой, рефлексивно-де-ятельностный компоненты и предполагает поэтапную структуру реализации педагогического сопровождения самореализации личности, включающей актуализационный, конативный, аналитический, интеракционный, перцептивный этапы.

В качестве критериев, определяющих эффективность педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры и спорта, мы выделили оптимальность мотиваци-

Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2016. Vol. 1, no. 4

75

онного комплекса; согласованность компетенций; удовлетворённость потребителей.

Успешность деятельности определяется максимальным соотношением поставленной цели и достигнутого результата или так называемым моти-вационным комплексом. По данным А. А. Реана [4], удовлетворённость человека избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мо-тивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий —внешней отрицательной.

В качестве второго критерия—согласованности компетенций—мы рассматриваем сочетание трёх признаков, выделенных В. И. Байденко: концентрация, приоритет, избыточное напряжение, поддержание [1].

Третий критерий—удовлетворённость потребителей —описан по методике Е. А. Лебедевой [2] и включает три блока: предоставление информации, создание ориентировочной основы деятельности; активизация познавательной деятельности студентов; создание эмоционального настроя, регуляция поведения.

Для проведения опытно-экспериментальной работы были сформированы контрольная группа из 27 человек (КГ, обучение в традиционных условиях) и экспериментальная группа из 28 человек (ЭГ, использовалась модель педагогического сопровождения самореализации личности).

Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях с 2013 по 2015 г. В эксперименте приняли участие 55 студентов высшей школы физической культуры ЮУрГГПУ. Нами отмечены качественные изменения, которые указываются в ЭГ по критерию «оптимальность мотивационного комплекса». Так, высокий уровень изменился в ЭГ — на 18,5. В КГ изменения представлены незначительно: увеличение количества испытуемых с оптимальным мотивационным комплексом на 7,1 %. Кроме того, в ЭГ выявлены количественные изменения показателей согласованности компетенций: уменьшение испытуемых, проявивших низкий уровень согласованности компетенций, на 29,6 %.

Удовлетворённость потребителей по первому блоку составила 80,4 %. Следует отметить, что 81,5 % респондентов понимают, с какой целью читается та или иная лекция; 79,7 % на лекциях узнают много нового, изучают дисциплину с интересом; 74,3 % могут выделить главное

в курсе, представляют его структуру. Оценка разброса минимальных и максимальных баллов первого блока позволяет выделить, что ситуация затруднения у опрашиваемых связана с це-леполаганием курса, следовательно, в качестве корректирующих действий следует усилить осознание цели и задач лекционных занятий. Наиболее значимые изменения произошли по критерию «удовлетворённость потребителей». Так, 83 % принявших участие в опросе студентов указывают на систематическую обратную связь на лекции («если преподаватель задаст вопросы аудитории, я пытаюсь ответить, задумываюсь над ними»). Удовлетворены эмоциональным настроем, регуляцией поведения удовлетворены 69 %. Субъективное положительное восприятие преподавателя проявили 62 % студентов.

Для определения эффективности модели педагогического сопровождения личности студентов в сфере физической культуры и спорта работы необходимо доказать, что различия между группами не являются случайными. Для этого используем критерий %2г, который позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются. %2гэмп = 8, при с = 3, п = 2, р = 0,0046. Следовательно, различия в экспериментальных группах неслучайны, а являются результатом опытно-экспериментальной работы. Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута. Эффективность концептуальной модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов доказана.

В сфере физической культуры и спорта педаго -гическое сопровождение самореализации личности студентов приобретает не только особую значимость, но и наполняется новым смыслом: переход от «знаниевой парадигмы» к «компетент-ностно-ориентированной». Поэтому современный специалист должен получить такое образование, которое позволило бы ему быть не только конкурентоспособным, мобильным в реальных социально-экономических условиях, но и способным к самореализации в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. по -

76

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, 4

Апробация модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта

собие / В. И. Байденко.- М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.- 72 с.

2. Лебедева, Е. А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя» : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Лебедева.- Новосибирск, 2004.132 с.

3. Нежкина, В. Ю. Педагогическое сопровождение личности в спорте как условие успешной адаптации и самореализации после завершения спортивной деятельности / В. Ю. Нежкина, Г. Ц. Молонов, И. Ю. Лебединский // Вестн. Бурят. гос. ун-та.- 2011.- № 1.-С. 104-110.

Поступила в редакцию 1 сентября 2016 г.

4. Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие / А. А. Реан. - СПб., 2001.224 с.

5. Румянцева, О. М. Особенности самореализации личности в спорте / О. М. Румянцева // Акмеология.-2006.- № 2 (18).- С. 23-27.

6. Румянцева, О. М. Ценностные ориентации как фактор самореализации личности в спорте : дис. ... канд. психол. наук / О. М. Румянцева.- М., 2001.

7. Филимонова, С. И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности : автореф. ... д-ра пед. наук / С. И. Филимонова.- М., 2004.

Для цитирования: Жабакова, Т. В. Апробация модели педагогического сопровождения самореализации личности студентов в сфере физической культуры и спорта / Т. В. Жабакова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 4.- С. 75-78.

Сведения об авторе

Жабакова Татьяна Викторовна—кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск, Россия. zhabakova@inbox.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 4, pp. 75-78.

Approbation of Model of Pedagogical Support of Self-realization of Students in the Sphere of Physical Culture and Sports

T. V. Zhabakova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia zhabakova@inbox.ru

In the article the results of experimental work on approbation of the model of pedagogical support of self-realization of students in the sphere of physical culture and sports. Criteria for the effective functioning of the model: the op-timality of motivational complex; coherence competencies; customer satisfaction.

Keywords: pedagogical support, personal fulfillment, physical culture and sport.

References

1. Baydenko V. I. Vyyavleniye sostava kompeten-tsiy vypusknikov vuzov kak neobhodimyy etap proyek-tirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya [To Reveal the Composition of Graduates Competences as a Necessary Stage of Designing of the State Educational Standard of Higher Professional Education of the New Generation]. Moscow, 2006. 72 p.

2. Lebedeva Ye.A. Otsenka kachestva uchebnogo protsessa i deyatel'nosti prepodavatelya po pokazatelyu «udovletvorennost'potrebitelya» [Assessment of Quality of Educational Process and Teacher's Activity in Terms of "Customer Satisfaction". Abstract of thesis]. Novosibirsk, 2004. 132 p.

3. Nezhkina V.Yu., Molonov G.Ts., Lebedinskiy I.Yu. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye lichnosti v sporte kak usloviye uspeshnoy adaptatsii i samorealizatsii po-sle zaversheniya sportivnoy deyatel'nosti [Pedagogical Support of the Personality in Sport as a Prerequisite for Successful Adaptation and Self-realization after a Sports Activity]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2011. no. 1, pp. 104-110.

4. Rean A.A. Prakticheskaya psihodiagnostika lichnosti [Practical Psychodiagnostics Personality]. St. Petersburg, 2001. 224 p.

5. Rumyantseva O.M. Osobennosti samorealizatsii lichnosti v sporte [Features of Self-identity in Sport]. Ak-meologiya [Acmeology], 2006, no. 2 (18), pp. 23-27.

Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2016. Vol. 1, no. 4

77

6. Rumyantseva O.M. Tsennostnyye oriyentatsii kak faktor samorealizatsii lichnosti v sporte [Value Orientation as a Factor of Self-identity in Sports. Thesis]. Moscow, 2001.

7. Filimonova S.I. Fizicheskaya kul'tura i sport kak prostranstvo formirovaniya optimal'noy samorealizatsii lichnosti [Physical Culture and Sport as a Space Optimal Self-realization of Personality. Abstract of thesis]. Moscow, 2004.

78

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N№ 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.