REFERENCES
1. Borilkevch, V.E. (2003), “About concept "fitness" identification”, Theory and practice of physical education, No. 2, pp. 45-47.
2. Vengerova, N.N., Piskun, O.E. and Vozovikov, S.A. (2009), “Stretching as means of change of somatic health of girls of 17-18 years trained in high school”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 50, No. 4, pp. 29-33.
3. Vengerova, N.N. (2010), “Physical conditions of girls at the age of 17-20 years old as a health indicator”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 1215.
4. Gorelov, A.A., Lyakh, V.I., Rumba, O.G. (2010), “To the question of necessity in development of system mechanisms for providing the student youth with optimal motion conditions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 29-34.
5. Dzuravskaya, N.V. (2009), ”The problems of forming motivation for healthy life style for students of nonphysical education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 49-52.
6. Nizhnik, G.N. and Morozov, S.N. (2011), “Aqua aerobic at elementary swimming stage for the girls aged 18-20 years old”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 116-119.
7. Serova T.V. (2012), “Analysis of the results of the fitness program application at lessons of physical training in the technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 79-83.
8. Sajkina, E.G. and Smirnova, J.V. (2008), “Methodical aspects of musical illustration in fitness classes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 68-71.
Контактная информация: fitness-zhanna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.10.2012.
УДК 378
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И
КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Светлана Анатольевна Аристархова, старший преподаватель,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье рассматривается актуальная задача современного высшего образования - самореализация личности студента в процессе профессионального обучения. Автором выявлены критерии творческой самореализации студентов, к которым относятся мотивы, самостоятельность и удовлетворённость психологическая, физическая и социальная. Представлена модель процесса развития творческой самореализации в условиях вуза физической культуры, которая предполагает использование активных методов обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский. В модели обозначены разнообразные формы обучения в вузе: лекции, круглые столы, семинары (классический, практический, проблемный и др.), исследовательская работа студентов, раскрыто содержание деятельности студентов и преподавателей: познавательная, лингвистическая, коммуникативная. Обозначены педагогические условия и ожидаемые результат обучения. Модель выступает технологической основой развития творческой самореализации у студентов вуза физической культуры русскому языку и культуре речи.
Ключевые слова: творческая самореализация, лингвистическая компетенция, мотивация учебной деятельности, модель педагогической поддержки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p16-19
DEVELOPMENT OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENTS AT THE CLASSES OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH
Svetlana Anatolyevna Aristarkhova, the senior lecturer,
Moscow State Physical Education Academy,
Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article discusses the urgent problem of modern higher education - self-realization of student's personality in the process of professional training. The author reveals the criteria for creative selfrealization of the students, which include motivation, self-reliance and psychological, physical and social satisfaction. The model for development of the process of creative self-realization in the conditions of the physical culture University, which involves the use of active methods of teaching: problem, partially exploratory, research has been presented. Various forms of training in higher school are indicated in the model: lectures, round tables, seminars (classical, practical, challenging and etc.), research work of the students, the content of the activity of students and teachers has been disclosed: cognitive, linguistic, and communicative. Pedagogical conditions and expected learning outcomes have been marked. Model serves as a technological basis for the students' creative self-realization at the university of physical culture at the classes of the Russian language and culture of speech.
Keywords: creative self-realization, linguistic competence, motivation of educational activity, model of pedagogical support.
В условиях повышения требований к коммуникативной культуре специалистов актуальной становится проблема развития речевой деятельности у студентов - не филологов. Это ведет к личностному и профессиональному росту, который осуществляется при формировании творческой самореализации [3]. В нашем понимании творческая самореализация - это интегративная характеристика личности, представляющая собой процесс и результат познавательной, коммуникативной и лингвистической деятельности студентов, обеспечивающей развитие системы их ценностей, самостоятельность и удовлетворенность достигнутыми результатами [1,2] .
Анализируя проблемы, связанные с творческой самореализацией студентов, мы выявили ее критерии (рис.1).
В качестве критериев оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения выступают не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных качеств, характеризующих разные стороны интеллекта, духовности, творческих способностей обучающихся. Следовательно, оценивание превращается из одномерного, в сложный многомерный, многогранный процесс, как можно более учитывающий особенности развития личности.
Модель педагогической поддержки развития творческой самореализации студентов представлена в таблице 1.
Модель выступает технологической основой развития творческой самореализации у студентов вуза физической культуры. Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные задачи развития творческой самореализации студентов вуза физической культуры. Результатом функционирования системы являются новообразования личности - компоненты творческой самореализации: самопознание, самомоделирование, самоутверждение, система ценностных ориентаций и профессионально значимые качества личности.
Ценности-цели Ценности-отношения Ценности - познания
Самопознание (самоанализ, самооценка)
Самомоделирование
- умение ставить цель и делать выбор
- планирование жизнедеятельности
- использование разнообразных методов деятельности
- обретение новых значений и смыслов будущей деятельности
- освоение профессионального речевого общения
Самоутверждение - признание среди однокурсников, преподавателей, друзей
Рис. 1. Критерии творческой самореализации
Таблица 1
Модель педагогической поддержки развития творческой самореализации студентов
Цель: педагогическая поддержка развития творческой самореализации студентов. Задачи: активизация познавательной, коммуникативной, лингвистической деятельности студентов, проектирование самостоятельной деятельности студентов, достижение удовлетворенности деятельностью студентами.
Принципы: принцип профессионально направленного обучения; соответствие развивающих и познавательных целей обучения основным компонентам содержания образования; принцип единства; принцип рефлексии.
Методы обучения. Проблемное изложение новых знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
Содержание и формы
Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Познавательная: —расширение кругозора студентов (вузовские научные конференции, работа с дополнительной литературой, справочными материалами, словарями, презентации новой литературы по русскому языку и культуре речи (из фонда библиотеки академии), ведение УИР, защита творческих проектов); —развитие любознательности и потребности в самообразовании, составление кроссвордов, ребусов, шарад. Работа в библиотеке с изданиями (метод самостоятельного изучения литературы); участие в научных конференциях; выполнение исследовательской работы; разработка проектов; участие в лингвистических конкурсах.
Коммуникативная: —формирование деятельности студентов на основе личностной значимости процесса общения (круглые столы, дискуссии, проекты) —воспитание терпимого отношения к особенностям другого, к чужому мнению, чужим идеям (работа в мини-группах при подготовке к семи- Участие в круглых столах «Каким меня видят окружающие люди и я сам»; дискуссиях «Мое отношение к жаргонизмам, вульгаризмам, просторечию, сленгу». Подготовка альманаха творческих работ «Спорт в моей жизни». Подготовка к семинару «Публицистический и разговорный стили речи» (работа в мини-
нарам, работа в парах при подготовке к проверочным работам) —помощь в овладении формами и навыками совместного решения учебно-профессиональных задач, ведения деловой беседы, регуляция поведения, взаимного восприятия, понимания и познания (сочинения-интервью, комментарий к видеофильмам о спорте, посещение музеев, работа с материалами Интернета). группах). Подготовка к контрольной работе «Грамматические нормы русского языка» (работа в парах). Интервью «Твои достижения в спорте». Комментарий футбольного матча с участием Л. Яшина, выступления штангиста Ю. Власова. Исследовательская работа в музее (сбор материала о спортсменах, обучавшихся в нашем вузе и о спортсменах п. Малаховка) Деловая беседа «Реклама в спорте».
Лингвистическая: помощь в освоении прежде не изученных лингвистических терминов и понятий и углубление знаний о языке, полученных в школе; обучение использованию некоторых методов сбора и анализа языкового материала; расширение знаний о достижениях лингвистической науки и о системности языка. Участие в лингвистическом исследовании «Языкознание для всех» (подготовка исследований о строении, происхождении и употреблении русских слов и выражений, фразеологизмов со спортивным элементом). Создание «Антологии студенческих работ», учебников, составленных самими студентами. Работа над сочинениями-эссе, сообщениями, рефератами.
Педагогические условия Программное обеспечение учебновоспитательного процесса; сотворчество и взаимодействие студентов и преподавателя вуза физической культуры; активизация методов обучения студентов вуза физической культуры.
Критерии Мотивация (ценности-цели; ценности-отношения; ценности-познания); самостоятельность (самопознание, самомоделирование, самоутверждение); удовлетворенность творческой самореализацией.
Ожидаемый результат Творческая самореализация студента вуза физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М. : Мысль, 1991. - 301 с.
2. Ведерникова, А. А. Развитие творческой самореализации студентов в образовательных учреждениях культуры и искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Ведерникова А. А. - М., 2007. - 25 с.
3. Жабакова, Т.В. Самореализация личности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации / Т.В. Жабакова, Л.И. Дудина, З.В. Возгова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 30-34.
REFERENCES
1. Abulkhanova-Slavskaia, K.A. (1991), Life strategy, publishing house “Misl”, Moscow, Russian Federation.
2. Vedernikov, A.A. (2007), Development of creative self-realization of students in educational institutions of art and culture, dissertation, Moscow, Russian Federation.
3. Zhabakova, T.V, Dudina, L.I. and Vozgova, Z.V. (2010), “Personal fulfillment high school teacher in the process of training”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 30-34.
Контактная информация: sansan-86@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.10.2012.