педагогических средств психологическая однородность, отношения и срабатываемость тренеров со спортсменами, результативность их совместной работы в течение полугодового периода значимо не увеличилась. Это доказывает не только эффективность разработанной технологии, но и необходимость ее применения для ускорения формирования психологического единства в парах «тренер - спортсмен», оптимизирующего совместную работу.
При применении технологии необходимо строго соблюдать последовательность этапов диагностики, индивидуальной, парной и групповой работы, обратной связи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркач, А. А. Творчество тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 239 с.
2. Донцов, А. И. Разработка критериев анализа совместной деятельности / А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, И.М. Улановская // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 61-67.
3. Мусхаджиева, Т.А. Влияние психологической однородности на успешность совместной деятельности тренеров и спортсменов / Т.А. Мусхаджиева // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур РФ. - 2013. - № 3 (21). - С. 67-72.
4. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте : монография / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. постдипломного пед. образования. - СПб. : [б. и.], 2005. - 344 с.
5. Рокицкий, П. Ф. Биологическая статистика / П. Ф. Рокицкий. - Минск : Высшая школа, 1973. - 320 с.
REFERENCES
1. Derkach, A.A. and Isayev A.A. (1982), Creativity coach, publishing house "FIS", Moscow.
2. Dontsov, A. I., Dubovskaya, E.M. and Ulanovskaya, I.M. (1998), "Development of criteria of the analysis of joint activity", Psychology Questions, No. 2, pp. 61-67.
3. Muskhadzhiyeva, T.A. (2013), "Influence of psychological uniformity on success of joint activity of trainers and athletes", Actual problems of physical and special preparation of power structures of the Russian Federation, No. 3 (21), pp. 67-72.
4. Nikolaev, A.N. (2005), Psychology of the trainer in sports for children and young people, publishing house "SPbAPO", St. Petersburg.
5. Rokitsky, I.F. (1973), Biological statistics, publishing house "High school", Minsk, Belarus.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.09.2014.
УДК 378
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Олег Евгеньевич Пискун, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Анна Алексеевна Паульс, доцент, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Николай Анатольевич Багин, кандидат педагогических наук, профессор, Великолукская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье представлены результаты тестирования студентов, зачисленных на первый курс Института международных образовательных программ Политехнического университета. Тестирование было проведено в рамках непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов, проводимого кафедрой физической культуры и адаптации ИМОП с 2008 года. Проведенное исследование показало крайне низкий уровень психологический адаптированности по шкалам третьего и четвертого уровня опросника А.Г. Маклакова «Адаптированность». Полученные результа-
ты предполагают немедленное проведение сеансов психологического консультирования в рамках системы психологической помощи, организованной на кафедре, начиная с первого семестра.
Ключевые слова: психологическая помощь, тестирование, тест «Адаптированность», мониторинг психофизического состояния студента.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p198-203
ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL ADAPTEDNESS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION
INSTITUTION
Oleg Evgenyevich Piskun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, St. Petersburg state Polytechnical University; Anna Alexeeva Pauls, the senior lecturer, Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ni-kolay Anatolyevich Bagin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Velikiye Luki
State Academy of Physical Culture
Annotation
The results of testing of the students enlisted on the first year of the Institute of the international educational programs of Polytechnical University have been presented in the article. Testing is held within continuous monitoring of the psychophysical condition of the students, which has been carried out by the department of the physical culture and adaptation of Institute of the international educational programs since 2008. The conducted research showed the lowest level of the psychological adaptedness by the scales of the third and fourth level of the questionnaire of A.G. Maklakov "Adaptedness". The received results assume immediate carrying out of the sessions of the psychological consultation within the system of the psychological assistance organized at the department beginning from the first semester.
Keywords: psychological assistance, testing, «Adaptedness» test, monitoring of psychophysical condition of the student.
Сложившаяся в настоящее время ситуация с уровнем знаний современных выпускников средних школ приобрела ужасающий характер. Благое намерение перевести среднее и высшее образование современной России на принципы Болонского соглашения привело к повсеместному уничтожению существующей, лучшей в Мире педагогической системы России. Давно забыт личностно-ориентированной подход в обучении. ЕГЭ, который задумывался, как способ поставить всех выпускников школ в равные условия при поступлении в вуз привел к замене обучения к обыкновенному натаскиванию школьников на подготовку к ответам на заранее подготовленные вопросы. Тестирование как дополнение к сложившейся и успешно действующей системе обучения превратился под лозунгом формирования компетенций в главное направление обучения. Тем самым как личность педагога, так и личность ученика были поставлены под сомнение. Первыми пострадали от перехода на современную систему преподавания школьные учителя - они не обучают, а оказывают образовательные услуги. Качество их работы оценивается по успешности школьников, сдающих ЕГЭ, т.е. от умения натаскать среднего школьника на правильные ответы, весьма ограниченного количества вопросов. Результаты эксперимента, проводимого над молодым поколением всей России, не замедлили сказаться. Современный выпускник школы не умеет грамотно писать, логически мыслить и формулировать свои мысли, решать задачи по математике, физике, химии. Последний удар по неокрепшей психике будущего абитуриента наносит ЕГЭ, который проходит под присмотром видеокамер, обязательным обыском и «страшными карами», в случае неудачи. Именно, такой контингент поступает в высшее учебное заведение, причем следует учитывать, что вуз выбирается по принципу проходного балла по ЕГЭ.
С 2008 года в ИМОП проводится непрерывный мониторинг психофизического состояния студентов [3, 4]. Мониторинг основывался на вычислении соматического здоровья по Апанасенко и личностного адаптационного потенциала по Маклакову [6]. Тести-
рование проводится с использованием дистанционных образовательных технологий [5]. Изначально, при организации мониторинга мы отказались от усреднений по группам обучающихся, следуя рекомендациям, изложенным в [1]. В результате тестирования удалось распределить студентов по группам адаптированности и организовать соответствующее психологическое консультирование [3, 4]. Мониторинг показал, что с каждым годом начальный уровень психологической адаптированности студентов становится достоверно ниже. Кроме того происходит и падение интеллекта у поступающих в вуз. Так в [7] был проведен эксперимент, состоящий в следующем: в исследовании использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра [8]. В мае 2009 г. было обследовано 136 первокурсников, в мае 2010 г. - 66 первокурсников, в 2011 г. - 83 первокурсника. Основные результаты представлены в таблице 1
Таблица 1
Сравнительная характеристика адаптированности студентов 1-х курсов СПб ГПУ и _уровня их интеллекта (в баллах, 3 субтест теста Амтхауэра)_
Показатели 2009, май 2010, май 2011, май
Адаптивные 76,4% 69,7% 67,5%
Дезадаптивные 23,6% 30,3% 32,5%
Логическое мышление 12,7 11,1 9,5
Из данных таблицы 1 можно заключить, что высоко значимой для оптимизации процесса адаптации к обучению в техническом вузе интеллектуальной характеристикой оказывается логический компонент понятийного мышления (3-й субтест теста Амтхауэра). Как было установлено ранее (Ясюкова Л. А., 2002), только при хорошем уровне развития логического компонента понятийного мышления (11 баллов и выше) становится возможным понимание сути правил, формул, законов, системы доказательств, формируются адекватные научные представления. Он также характеризует общую способность к обучению. Выше приведенные рассуждения и фактические данные позволяют по-новому взглянуть на результаты психофизического мониторинга. Для определенности рассмотрим результаты, полученные при исследовании личностного адаптационного потенциала. Эксперимент проводился в период 2-го семестра 2013/2014 года. В эксперименте участвовало 275 человек. Пройти простую регистрацию на сайте (дистанционное обучение платформа шооШе) с первого раза сумели только 28 человек. В таблице 2 представлены результаты тестирования этой группы студентов.
Таблица 2
Результаты 3-го и 4-го уровня шкал опросника «Адаптированность» (сырые баллы)
№ п/п Фамилия Достоверность (ПР) (КП) (МП) (ЛАП)
1. Кутепова 5 38 9 10 57
2. Андреев 6 38 12 12 62
3. Сидорова 8 45 12 15 72
4. Плетнев 7 25 10 10 45
5. Шлыкова 5 34 12 5 51
6. Мартынова 8 37 14 9 60
7. Невзорова 7 43 16 10 69
8. Гаврилова 6 30 12 10 52
9. Сизаск 8 39 11 7 57
10. Чернышкова 9 34 13 11 58
11. Розина 3 38 14 14 66
12. Кильдеев 3 25 10 7 42
13. Колтышева 6 35 12 11 58
14. Писков 7 28 11 10 49
15. Дворядкина 5 27 14 12 53
16. Маркелова 8 30 13 9 52
17. Ерощенко 7 52 19 11 82
18. Зимин 9 28 8 5 41
19. Оверченко 8 33 14 6 53
№ п/п Фамилия Достоверность (ПР) (КП) (МП) (ЛАП)
20. Ю Ми 11 41 16 10 67
21. Захарова 8 35 17 11 63
22. Козина 10 40 11 10 61
23. Горшкова 6 41 17 10 68
24. Маликова 10 27 10 10 47
25. zagvozkina 10 34 13 9 56
26. Леонтьев 8 24 9 10 43
27. Иванова 7 34 17 11 62
28. Ю Ми 5 42 15 8 65
Поведенческая регуляция (ПР), Коммуникативный потенциал (КП), Моральная нормативность (МН); ЛАП -личностный адаптационный потенциал_
Шкала достоверности, оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество баллов по данной шкале превышает 10 баллов, то полученные результаты целесообразно считать необъективными, вследствие стремления студента как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу. Как следует из таблицы 2 ответы 4-х студентов должны быть исключены из рассмотрения.
Таблица 3
Результаты 3-го и 4-го уровня шкал опросника «Адаптироваииость» (в стэнах)
№ п/п Фамилия СТЭНЫ Группа
ПР КП МП ЛАП
1. Кутепова 2 6 4 2 4
2. Андреев 2 5 3 1 4
3. Сидорова 2 5 2 1 4
4. Плетнев 4 5 4 3 4
5. Шлыкова 3 5 6 2 4
6. Мартынова 3 4 5 1 4
7. Невзорова 2 4 4 1 4
8. Гаврилова 3 5 4 2 4
9. Сизаск 2 5 5 2 4
10. Чернышкова 3 4 4 2 4
11. Розина 2 4 3 1 4
12. Кильдеев 4 5 5 3 4
13. Колтышева 3 5 4 2 4
14. Писков 4 5 4 2 4
15. Дворядкина 4 4 3 2 4
16. Маркелова 3 4 5 2 4
17. Ерощенко 1 3 4 1 4
18. Зимин 4 6 6 3 4
19. Оверченко 3 4 6 2 4
20. Захарова 3 3 4 1 4
21. Горшкова 2 3 4 1 4
22. Леонтьев 4 6 4 3 4
23. Иванова 3 3 4 1 4
24. Ю Ми 2 4 5 1 4
Группа - группа адаптированности по Маклакову.
Как следует из таблицы 3 все тестируемые попали в 4-ю группу, которая характеризуется как «Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки». (Шр://1шор-
pfs.ru/mod/resource/view.php?id=28).
Поведенческая регуляция у все тестируемых находится в диапазоне от 1 до 4-х стэнов. 1-3 стэна - характерен низкий уровень поведенческой регуляции, определенная
склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.4 стена соответствует нижней границе среднего уровня поведенческой регуляции. В нашем случае 1 стэн у одного студента; 2 у 8 студентов; 3 стэна у 9 студентов 4 стэна у 6 студентов. (http://bookap.info/psymoney/morozov_delovaya_psihologiya/gl74.shtm)
Коммуникативный потенциал изменяется от 3 до 6 стэнов. 4 студента из 24 имеют низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность (1-3 стэна). У оставшихся студентов коммуникативный потенциал соответствует норме. (http://bookap.info/psymoney/morozov_delovaya_psihologiya/gl74.shtm)
Моральная нормативность 4 студента из 24 имеют низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. Результаты оставшихся 20 человек соответствует норме (http://bookap.info/psymoney/morozov_delovaya_psihologiya/gl74.shtm). Таким образом, несмотря на то, что коммуникативные качества и Моральная нормативность находятся в пределах нормы, все студенты имеют низкий уровень личностного адаптационного потенциала.
Принятый в конце декабря Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", в котором во второй статье ясно сказано: «Ст. 2.3 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни» (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html), внушает здоровый оптимизм возвращения образования в России к знаниям, умениям и навыкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин, А.Н. К критике оснований психологической диагностики / А.Н. Алехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 3-7.
2. Венгерова, Н.Н. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С.А. Возовиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 2327.
3. Веретенников, В. Л. Исследование процесса психологической адаптации студентов вуза средствами интернет-технологий / В.Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (76). - С. 19-23.
4. Веретенников, В.Л. Организация и проведения мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий / В. Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 35-40.
5. Информационные технологии дистанционного обучения : учебное пособие / В. А. Чистяков [и др.]. - Йошкар-Ола : Изд-во Марийского гос. ун-та, 2009. - 237 с.
6. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал, его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психол. журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
7. Пискун, О.Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 123-126.
8. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST) : метод. руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб. : ГП «ИМАТОН», 2002. - 80 с.
REFERENCES
1. Alyokhin, A.N. (2010), "To criticism of the bases psychological diagnostic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 3-7.
2. Vengerova N.N., Piskun O.E., Vozovikov S.A. (2009), "Correction of the 1st and 2nd year
women students' mental state by means of health and fitness technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No. 6, pp. 23-27.
3. Veretennikov, V. L. and Piskun O.E. (2011), "Organization and carrying out monitoring of a psychophysical condition of students means of Internet technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 35-40.
4. Chistyakov, V.A. (2009), Information technologies of distance learning: manual, publishing house the Mari state University, Joshkar-Ola.
5. Maklakov, A. G. (2001), "Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions", Psychological journal, Vol. 22, No. 1, pp. 16-24.
6. Veretennikov V.L., Piskun O.E. (2011), "Research of higher school students' psychological adaptation process by means of Internet technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 19-23.
7. Piskun O.E. (2011), "Influence of characteristics of intelligence on the adaptation of students studying at the technical higher school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 123-126.
8. Yasyukova, L.A. (2002), Test of structure of intelligence of R. Amtkhauer (1ST): method. management, publishing house "IMATON", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2014.
УДК 159.9:796/799 (075)
ВИДЫ СТРАТЕГИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ
Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Елизавета Викторовна Власова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Целью данного исследования является определение видов стратегий самореализации спортсменов и тренеров на материале спортивных игр. По результатам корреляционного и факторного анализа определены основные стратегии профессиональной самореализации личности спортсменов: «самореализация через борьбу и достижение успеха», «самореализация через социальное признание», «самореализация через свободу и автономию», «самореализация через помощь другим людям»; ведущей (наиболее выраженной) стратегией самореализации у спортсменов является «самореализация через борьбу и достижение успеха», что отражает направленность на спортивные результаты, достижение высоких уровней мастерства. По результатам корреляционного и факторного анализа определены основные стратегии самореализации тренеров по спорту: «самореализация через наставничество», «самореализация через служение людям», «самореализация через лидерство и стремление к победе», «самореализация через познание и развитие; ведущей стратегией самореализации у тренеров является «самореализация через наставничество» ориентирующая их на раскрытие своего потенциала, способностей и возможностей через воспитание личности спортсменов.
Ключевые слова: самореализация, стратегии самореализации, спортсмены, тренеры, факторный анализ.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p203-207
TYPES OF STRATEGY OF SELF-REALIZATION OF ATHLETES AND TRAINERS
Lidiya Konstantinovna Serova, the doctor of psychological sciences, professor, Elizabeth Viktorovna Vlasova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Objective of this research is definition of the types of strategy for self-realization of the athletes and trainers on the material of sports games. By the results of the correlation and factorial analysis the main strategy for the professional self-realization of the athletes personality are defined: "self-realization