Научная статья на тему 'Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации личности в период взрослости'

Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации личности в период взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
974
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ВИДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY / TYPES OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY / SPIRITUAL AND MORAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинова Ирина Борисовна, Белоусова Софья Сергеевна

Данная статья посвящена изучению и анализу особенностей взаимосвязей самореализации и духовно-нравственного самосознания личности. Актуальность поднятой темы обусловлена глобальными социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современном мире, влияющими как на все общество в целом, так и на личность в отдельности. В опытно-экспериментальной работе использовался Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова, который позволяет диагностировать многообразие стилей проявления самовыражения субъекта, различные уровни и виды самореализации, также использовалась методика исследования духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова. Статистический анализ данных представлен корреляционным и факторным анализом. В выборку исследования вошли 100 человек к возрасте от 25 до 45 лет, представители различных профессий и социального статуса. Корреляционный анализ позволил раскрыть многообразные взаимосвязи между компонентами самореализации и компонентами духовно-нравственного самосознания. Факторный анализ позволил выделить и качественно описать варианты самореализации личности в зависимости от включенности компонентов духовно-нравственного самосознания «духовно-нравственная самореализация личности», «трансцендентная самореализация личности», «формальная самореализация личности», «поверхностная самореализация личности», «самоутверждающаяся самореализация личности», «эгопрагматическая самореализация личности», «деструктивная самореализация личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN SPIRITUAL AND MORAL SELF-CONSCIOUSNESS AND SELF-REALISATION IN ADULTHOOD

This article is devoted to studying and analyzing the features of the interrelations between the self-realization and spiritual and moral consciousness of the personality. The relevance of the raised problem is caused by the global socially-economical and political changes happening in the modern world, influencing both the society as a whole and the personality separately. “The judgment test of personality self-realization” by S.I. Kudinov which allows to diagnose a variety of styles of self-expression manifestation of the subject, different levels and types of self-realization, as well as the methodology of a research of spiritual and moral self-consciousness of the personality by I.V. Ezhov were used in the experimental work. The statistical analysis of data is presented by the correlation and factorial analysis. The sample included 100 people at the age ranging from 25 to 45 years, representatives of various professions and social backgrounds. The correlation analysis made it possible to disclose the diverse interrelations between the components of self-realization and the components of spiritual and moral consciousness. The factorial analysis allowed to single out and to qualitatively describe the variants of self-realization of the personality, depending on the inclusiveness of the components of spiritual and moral consciousness “Spiritual and moral self-realization of the personality”, “Transcendental self-realization of the personality”, “Formal self-realization of the personality”, “Superficial self-realization of the personality”, “Assertive self-realization of the personality”, “Ego-pragmatic self-realization of the personality”, “Destructive self-realization of the personality”.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации личности в период взрослости»

ВДЭМ Ооыгпа! о! РвуоИо^ду and Рес^адодюв

2017 Уо!. 14 N0 1 38-51

http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics

Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика

DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-1-38-51 УДК 159.923.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

Данная статья посвящена изучению и анализу особенностей взаимосвязей самореализации и духовно-нравственного самосознания личности. Актуальность поднятой темы обусловлена глобальными социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в современном мире, влияющими как на все общество в целом, так и на личность в отдельности. В опытно-экспериментальной работе использовался Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова, который позволяет диагностировать многообразие стилей проявления самовыражения субъекта, различные уровни и виды самореализации, также использовалась методика исследования духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова. Статистический анализ данных представлен корреляционным и факторным анализом. В выборку исследования вошли 100 человек к возрасте от 25 до 45 лет, представители различных профессий и социального статуса. Корреляционный анализ позволил раскрыть многообразные взаимосвязи между компонентами самореализации и компонентами духовно-нравственного самосознания. Факторный анализ позволил выделить и качественно описать варианты самореализации личности в зависимости от включенности компонентов духовно-нравственного самосознания — «духовно-нравственная самореализация личности», «трансцендентная самореализация личности», «формальная самореализация личности», «поверхностная самореализация личности», «самоутверждающаяся самореализация личности», «эгопрагматическая самореализация личности», «деструктивная самореализация личности».

Ключевые слова: самореализация личности, виды самореализации личности, духовно-нравственное самосознание

В современных социально-экономических и политических условиях мирового сообщества актуальной остается проблема развития и использования человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к профессиональной и личностной компетентности, инициативе, активности в самореализации человека в межкультурном пространстве. Самореализация личности, являясь многомерным динамичным процессом, может быть осуществлена в разных направлениях жизнедеятельности: это может быть творческая, профессиональная, социальная или личностная самореализация.

Проблема самореализации активно разрабатывается в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, социологической, философской

И.Б. Кудинова, С.С. Белоусова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Введение

науках. Так, в разное время самореализация личности была в центре внимания зарубежных представителей гуманистической и экзистенциальной психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь) и рассматривалась как внутреннее движение к собственной идентичности, поиск себя, выбор возможностей личностного роста. В отечественной психологической науке имеются глубокие исследования, касающиеся как природы человека и личности в целом (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др.), так и проблемы самореализации личности в частности. Самореализация как свойство личности раскрывается в работах Б.Г. Ананьева; самореализация как процесс — в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой. Д.А. Леонтьев (Леонтьев, 1997, 2002) и И.Д. Егорычева (Егорычева, 2005) трактуют самореализацию как особый вид деятельности. Д.И. Фельдштейн (Фель-дштейн, 1996) рассматривает самореализацию как саморазвитие; Э.В. Галажин-ский (Галажинский, 2002), Л.А. Коростылева (Коростылева, 2001), С.И. Кудинов (Кудинов, 2007) — как системное образование.

В работах ряда авторов раскрываются прикладные аспекты проблемы самореализации личности. Например, рассматриваются особенности взаимосвязи самореализации личности с различными личностными характеристиками — общительностью, креативностью, субъектно-личностной сферой и пр. (Е.Ф. Ко-ломиец; Л.С. Моцарь; Н.Н. Шатохина). Значительная часть работ посвящена возрастному аспекту самореализации личности (И.В. Егорычева, И.В. Солодни-кова, Н.В. Борисова и др.). Активно проводятся исследования сфер самореализации и специфики деятельности — профессии, семьи, спорта, творчества, специально организованных условий (тренинг) и пр. (О.В. Питерская, С.В. Лебединская, С.А. Воломеев, С.А. Коростылева, О.М. Румянцева и пр.). Исследуются гендерные характеристики самореализации личности (М.Р. Плотницкая, З.Ш. Мухтаров).

Анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме самореализации личности позволил выделить существенное противоречие: самореализация (личностная) рассматривается как духовное развитие личности и в то же время как процесс, в котором личность в большей степени направлена на себя (Егорычева, 2005). Проблема ценностно-смысловых, духовных и нравственных характеристик самореализации отмечается в каждом приведенном подходе. Духовно-нравственная составляющая самореализации в различных ее формулировках и интерпретациях выделяется в качестве наивысшего уровня самореализации. Так, в концепции С.И. Кудинова ей соответствует выделенная им личностная самореализация (Кудинов, 2007); в подходе Л.А. Коростылёвой она обозначается как субъективно-личностный уровень самореализации (Коростылёва, 2001). Таким образом, теоретический анализ позволил определить значимость духовно-нравственных аспектов становления и самореализации личности, которые играют важную роль в полном, гармоничном ее развитии.

Цель эмпирического исследования — выявление особенностей взаимосвязи самореализации и духовно-нравственного самосознания личности.

Методы исследования

Выборка. В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 25— 45 лет — 29 мужчин, 71 женщина (средний возраст испытуемых составляет 31 год), представители различных профессий и социального статуса. Выбор данного возрастного периода (зрелость) обусловлен тем, что он является наиболее продолжительным периодом онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего результата в различных видах деятельности, личностной и духовной зрелости (Фельдштейн, 1996).

Для диагностики использовались следующие методики:

1) Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова, разработанный в рамках полисистемной модели самореализации личности и позволяет установить все многообразие стилей проявления самовыражения субъекта, позволяет диагностировать различные уровни самореализации (интенсивный, гармоничный, адаптивный, инертный, иррациональный) и виды самореализации личности (социальную, профессиональную и личностную) (Кудинов, Кудинов, 2012);

2) методика диагностики духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова, которая имеет под собой концептуальную основу и опирается на разработанную автором структурно-функциональную модель духовно-нравственного самосознания личности и включает следующие компоненты: когнитивно-онтологический; мотивационно-ценностный; отношенческо-поведенческий; самооценочный (Ежов, 2008).

Для обработки результатов использовались методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Статистический анализ результатов Теста суждений самореализации личности показал, что у респондентов наиболее выражены такие показатели самореализации личности, как социально значимые цели, интернальность и оптимистичность, конструктивность (средний и выше среднего уровень выраженности), что свидетельствует об эмоциональном благополучии, преобладании положительных эмоций, хорошем самоконтроле и саморегуляции и позитивной результативности процесса самореализации испытуемых. Также важным качеством самореализации выступает креативность: респонденты, как правило, используют неординарные, новые идеи и подходы в деятельности, широкий выбор средств при воплощении идей в реализации собственного потенциала.

Анализ средних показателей компонентов духовно-нравственного самосознания респондентов выявил, что наиболее выражены шкалы «ответственность», «целеустремленность», «эмпатичность», «общественная моральность». Это выражается у испытуемых в готовности подходить ко всему ответственно, способности брать на себя ответственность за свои действия и поступки. Ярко выражено стремление к достижению поставленных целей. Выражена способность к сопереживанию, сочувствию и состраданию к другим. За основу своего поведения принимаются правовые нормы и правила поведения в обществе. Наименее выражены шкалы «Я биологическое», «уверенность в себе», «эго-прогматическая направленность» и «свобода-созависимость». Это выражается у испытуемых в

низкой уверенности в своих силах и возможностях, представлениях о зависимости Я и множественной внешней личностной детерминированности. Низко выражены материально-гедонистические и узко-прагматические мотивы и ценности. «Истинное Я» в большей степени рассматривается как совокупность высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление личности, что способствует усилению веры в духовные потенциал человека, способности личностного и духовного роста людей.

В таблице 1 представлены значимые корреляции между компонентами самореализации и духовно-нравственным самосознанием личности. В связи с большим количеством значимых взаимосвязей, для удобства анализа нами были выделены критерии самореализации, которые имеют наибольшее количество значимых корреляций с критериями духовно-нравственного самосознания.

Активность — во многом обусловлена силой нервной системы и свойствами темперамента характеризует энергичность в проявлениях самореализации. Активность самореализации личности тем выше, чем выше ее духовная направленность, познавательные и альтруистические мотивы, гуманистические ценностные ориентации. Активность в проявлениях самореализации личности высоко взаимосвязана с общественной и религиозной моральностью, т.е. энергичность самореализации тем выше, чем выше готовность личности к принятию за основу своего поведения общегуманистических, религиозных и общественных нравственных заповедей и правил. Постоянное внешнее и внутреннее стремление к реализации своего потенциала значимо взаимосвязано с ответственностью, совестливостью и целеустремленностью личности, т.е. чем выше готовность подходить ко всему ответственно, чем выше стремление к достижению значимых личностных целей, чем более выражена способность принимать на себя ответственность за нарушения нравственных, общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, тем в большей степени развивается такая характеристика самореализации личности, как активность и энергичность. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что энергичность проявлений самореализации снижается с увеличением духовной независимости личности, что может быть объяснено увеличением направленности личности на себя, на свой внутренний мир и самопознание. Духовная независимость предполагает склонность личности полагаться на свои чувства, на свой ум, самостоятельно принимать решения, не следуя за духовным авторитетом.

Социоцентрическая мотивация самореализации — доминирование социально одобряемых мотивов самореализации, основной побудительной силой которых выступает желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, альтруистическая направленность (помочь бедным, больным, слабым и т.д.). Развитие данной характеристики самореализации личности взаимосвязано с такими характеристиками духовно-нравственного самосознания личности, как духовная направленность, вера в Бога, общественная и религиозная моральность, совестливость и ответственность, представлениями о «истинном Я» как трансцендентной духовной сущности. Другими словами, чем выше альтруистические ценности, вера в существование Бога, принятие за основу своего поведения религиозных и общественных моральных заповедей и норм, чем выше ответственность, совестливость и трансцендентность личности, тем в большей степени можно говорить о социо-центрической направленности самореализации личности

to

Таблица 1

Корреляционный анализ компонентов самореализации и духовно-нравственного самосознания личности (Correlations between spiritual and moral self-consciousness components and self-realisation)

DK1 РК2 DK3 CU 4 EN5 DN6 SC7 VB8 VC9 ЕМ10 D011 0Т12 0М13 RM14 С015 KR16 IS17 DN18 UV19 CU20

Социально-значимые цели 0,27** 0,21* 0,28** 0,25*

Эгоцентрические цели -0,25*

Активность 0,22* 0,21* 0,31** 0,20* 0,22* -0,28** -0,2* 0,23*

Инертность -0,22* -0,30**

Оптимистичность 0,24*

Пессимистичность -0,25* -0,26** -0,242* -0,22*

Интернальный локус контроля 0,20* 0,31**

Экстернальный локус контроля 0,237*

Социальные мотивы 0,24* 0,29** 0,23* 0,197* 0,25* 0,25* 0,31**

Эгоистические мотивы -0,25* 0,26** 0,24* 0,22* 0,29**

Креативность 0,22* 0,24* 0,26** 0,33** 0,36**

Консервативность 0,27** -0,23* -0,24*

Конструктивность 0,21* 0,20* 0,46**

Деструктивность 0,216* -0,22* 0,23*

Соц.барьеры -0,23*

Личностные барьеры -0,22* 0,25* -0,38**

Искренность 0,25** -0,20*

Уровень самореализации 0,33** 0,28** 0,5**

Личностная самореализация 0,33** 0,29** 0,22* 0,47**

Социальная самореализация 0,21* 0,39** 0,20*

Профессиональная самореализация 0,24* 0,35** 0,19* 0,247* 0,34** -0,23* 0,38**

f

s к

о

м p

К

и s

¥ to

a a ?!

I

£ s

a ?! a

to о

H

i? p

oo

Ul

я

О И й w

g

CaJ td К H К to

К

О

О

К

£ a к

к

^

к л д о о н к

Примечание: все расчеты производились в пакете статистического анализа SPSS Statistics 17.0 * корреляция при уровне значимости р < 0,05. ** корреляция при уровне значимости р < 0,01.

DK1 — грансцендентноеЯ; РК2 — личностное духовное Я; ВКЗ — биологическое Я; CU4 — свобода — созависимость; EN5 —эгопрагматическая направленность; DN6 — духовная направленность; SC7 — самооценка духовности; VB8 — вера в Бога; VC9 — Вера в Человека; ЕМ 10 — эмпатия; D011 — доброжелательность; ОН 2 — ответственность; ОМ 13 — общественная моральность; RM14 — религиозная моральность; С015 — совестливость; KR16 — самокритичность; IS17 — искренность; DN18 — духовная независимость; UV19 — уверенность в себе; CU20 — целеустремленность.

Эгоцентризм — побудительной силой самореализации индивида выступают узколичностные мотивы и главный тезис жизни «Цель оправдывает средства». Опираясь на результаты корреляционного анализа, можно говорить о том, что чем выше эгоцентричность, тем ниже трансцендентность личности и выше вера в возможности духовного и личностного роста людей, представления о «истинном Я» как совокупности высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление личности, целеустремленность и общественная моральность личности.

Креативность — неординарные способы и приемы самовыражения личности. Креативность самореализации тем выше, чем выше личностное духовное Я, духовная направленность, общественная моральность, целеустремленность и общая самооценка духовно-нравственного развития, т.е. схемы и пути самореализации тем разнообразнее, чем выше альтруистические и познавательные мотивы, гуманистические ценностные ориентации, целеустремленность, готовность к принятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе, высокое оценивание своих духовно-нравственных качеств.

Деятельностная самореализация личности имеет значимые прямые корреляции с такими критериями духовно-нравственного самосознания, как духовная направленность, личностное духовное Я, общая самооценка уровня духовно-нравственного развития, ответственность, общественная моральность, целеустремленность, т.е. достижения значимых результатов в той или иной деятельности (профессиональной, творческой, спортивной, учебной и т.д.) тем выше, чем выше гуманистические ценностные ориентации, ответственность, целеустремленность, чем выше готовность к принятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе, общая самооценка уровня духовно-нравственного развития и представления о «истинном Я» как совокупности высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление личности.

Стремление к личностному совершенству и росту, самовыражение своих личностных качеств (личностная самореализация) тем выше, чем выше дружелюбное, толерантное отношение к окружающим, способность к сопереживанию, сочувствию и состраданию, чем выше целеустремленность и духовная направленность личности.

Характер взаимоотношений между значимыми взаимосвязями духовно-нравственного самосознания и самореализации личности, выделенными в процессе корреляционного анализа, определялся и качественно описывался с применением многомерного корреляционного (факторного) анализа.

В итоге проведенного факторного анализа было выделено семь основных факторов — различные варианты самореализации личности в зависимости от включенности духовно-нравственного компонента (табл. 2). На их долю приходится 57,9% общей дисперсии.

Выделенные факторы представляют наиболее тесно взаимосвязанные между собой характеристики самореализации и духовно-нравственного самосознании личности.

Таблица 2

Факторная структура показателей компонентов самореализации и духовно-нравственного самосознания личности (Fctorial structure of spiritual and moral self-consciousness components and self-realisation)

Компоненты* Факторы

I VI II VII IV III V

Осмысленность целей-ценностей ,738

Осведомленность целей-ценностей ,748

Энергичность ,541

Аэнергичность ,707

Оптимистичность ,591

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пессимистичность ,658

Интернальность ,569

Экстернальность ,304 -,308

Социоцентризм ,477 ,439

Эгоцентризм ,330 ,433

Креативность ,618 ,433

Консервативность ,597

Конструктивность ,720 ,321

Деструктивность ,724

Социальные барьеры ,433 ,467

Личностные барьеры ,684

Искренность ,712

Общий показатель самореализации ,846 -,357

Личностная самореализация ,656 -,419

Социальная самореализация ,618

Профессиональная самореализация ,711 ,312

РК1 ,816

РК2 ,558

ВК3 ,740

0114

ЕЫБ ,706

РЫ6 ,335 ,617

Б07 ,734

УВ8 ,790

У09 -,586 ,469

ЕМ10 -,472 ,328 -,361

Р011 -,666 -,305

0Т12 ,824

0М13 ,464 ,531

ЯМ14 -,774

001Б -,501 ,560 ,343

КЯ16 ,623 ,409

1Б17 -,469 -,320 -,551

Р1\118 -,581 -,394

11У19 -,443

01120 ,523 ,468

* Обозначения компонентов даны в примечании к табл. 1.

Первый фактор описывает 13,595% общей дисперсии и включает в себя следующие шкалы: «осмысленность целей-ценностей самореализации» (0,738); «конструктивность самореализации» (0,720); «креативность» (0,618); «оптимистич-ность» (0,591); «интернальность» (0,569); «энергичность» (0,541); «целеустремленность» (0,523); «социоцентричность» (0,477); «духовная направленность» (0,335); «эгоцентризм» (0,330). Условно данный фактор нами был назван «духовно-нравственная самореализация личности», он характеризуется гармоничным уровнем развития самореализации и высокой духовной направленностью личности в данном процессе. Хорошее представление о своих стремлениях сочетается с четким видением их реализации. Личность активно реализует познавательные и альтруистические мотивы, гуманистические ценностные ориентации. Знание своих достоинств и недостатков, постоянное стремление к личностному росту, высокая рефлексивность способствуют полноценному развитию духовно-нравственной самореализации личности.

Второй фактор, условно названный «трансцендентная самореализация личности», описывает 9,279% общей дисперсии и включает шкалы DK1 «трансцендентное Я» (0,816), УБ8 «вера в Бога» (0,790), DN6 «духовная направленность» (0,617), КЯ16 «самокритичность» (0,623), С015 «совестливость» (0,560), УС9 «вера в человека», (0,469), «социоцентризм» (0,439), DN18 «духовная независимость» (—0,394). Данный вариант самореализации характеризуется устойчивыми представлениями об «истинном Я» как трансцендентной духовной сущности, верой в существование Бога (Высшей Духовной Сущности), духовной социоцентриче-ской направленностью личности в самореализации. Сложности в принятии самостоятельных решений, недоверие собственным чувствам, рассуждениям ведет к устойчивой склонности следовать духовным авторитетам. В системе жизненных смыслов ярко представлены альтруистические смыслы и ценности. Личность видит смысл жизни в помощи другим людям, в самопожертвовании в целях изменения мира к лучшему. Полагаем, что данный фактор (в акцентуированной форме) характеризует группу лиц, склонных приносить себя и свою семью в жертву общему делу и «миссии». Можем предположить, что люди с трансцендентной духовно-нравственной самореализаций относятся к группе риска по вступлению в религиозные секты.

Третий фактор описывает 5,373% общей дисперсии и условно назван «формальная самореализация личности». Данный фактор включает в себя шкалы ОТ12 «ответственность» (0,824), Си20 «целеустремленность» (0,468) ОМ13 «общественная моральность» (0,464), КШ6 «самокритичность» (0,409), ЕМ10 «эмпатичность» (0,328), 1817 «искренность» (—0,551) и характеризуется высокой степенью ответственности и готовностью брать на себя ответственность за свои поступки. Личность принимает за основу своего поведения правовые нормы и общественные правила поведения, она самокритична и целеустремленна, способна к сопереживанию и состраданию. Однако формальность духовно-нравственной самореализации выражается в том, что ярко представлен только отношенческо-пове-денческий и самооценочный компонент духовно-нравственного самосознания и самореализации и отсутствует базис и фундамент — когнитивный и мотиваци-онный компоненты. Другими словами, личность действует, опираясь не на ин-

териоризированные духовно-нравственные принципы, нормы и представления, а «потому что так надо» или «иначе осуждается обществом и законом». Данное обстоятельство способствует развитию сильного внутриличностного конфликта, связанного с высокой значимостью внешних ценностных ориентаций и невозможностью их реализации.

Четвертый фактор, условно названный «поверхностная самореализация личности», описывает 6,203% общей дисперсии и характеризуется низкой осмысленностью целей и ценностей своей деятельности и самореализации, личность, в основном, лишь поверхностно осведомлена о своих основных желаниях и целях. Основной побудительной силой самореализации индивида выступают узколичностные мотивы, обеспечивающие ему личностное продвижение по службе, авторитет, власть, финансовую независимость и др. Тем не менее личность сталкивается с многочисленными социальными и личностными барьерами, обусловленными наличием тревожности, скованности, ригидности поведения, неуверенности. Несформированность способов и приемов самовыражения, недостаточный опыт и малая информированность индивида обуславливают трудности и препятствия самореализации. Ни о какой духовности, нравственности и социальной направленности не может идти и речи. В качестве адаптивных факторов выступают конструктивность деятельности и самореализации и элементы креативности, использование многих схем и приемов самовыражения. В данный фактор вошли такие шкалы, как «осведомленность целей-ценностей самореализации» (0,748), «личностные барьеры самореализации» (0,684), «социальные барьеры самореализации» (0,467), «эгоцентризм» (0,433), «креативность» (0,433), иУ19 «общая уверенность в себе» (—0,443).

Пятый фактор, условно названный «самоутверждающаяся самореализация личности», описывает 4,766% общей дисперсии и включает такие шкалы, как ОМ13 «общественная моральность» (0,531), ЯМ14 «религиозная моральность» (—0,774), С015 «совестливость» (0,343), ЕМ10 «эмпатичность» (—0,361), «экс-тернальность» (—0,308), «профессиональная самореализация» (0,312). Данный вариант самореализации характеризуется ярким и активным отрицанием религии и религиозных нравственных норм и заповедей, неспособностью к сопереживанию, сочувствию и состраданию в межличностных отношениях. Совестливость и принятие за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе жестко контролируется самим индивидом. Хороший самоконтроль и самоорганизация без учета интересов других способствует развитию профессиональной самореализации и продвижения по карьерной лестнице. Социальные контакты такой личности носят исключительно прагматический характер, а развитие личности в целом рассматривается как профессиональная необходимость. Основным смыслом жизнедеятельности такой личности является достижение высокого социального статуса, карьерное продвижение и стремление занимать достойное положение в обществе.

Шестой фактор описывает 10,077% общей дисперсии и условно назван «эго-прогматическая самореализация личности». Включает в себя такие шкалы, как DK3 «Я как телесная сущность» (0,740), 8С7 «общая самооценка уровня духовно-нравственного развития» (0,734), «эгопрагматическая направленность»

(0,706), РК2 «личностное духовное Я» (0,358), DO11 «доброжелательность» (—0,666), УС9 «вера в человека» (—0,586), DN18 «духовная независимость» (—0,581), ЕМ10 «эмпатичность» (—0,472), 1817 «искренность» (—0,469), С015 «совестливость» (—0,501) и выражается в яркой эгопрогматической направленности личности, материально-гедонистических ценностях и прагматических мотивах. «Истинное Я» представляется только как телесная сущность, биологический организм и совокупность высших психических процессов, отчего нет веры в духовный потенциал человека, возможности духовного роста людей. У такого типа личности нет способности к сопереживанию, сочувствию и состраданию, индивид отличается повышенной агрессивностью, нетерпимостью (фашизм, национализм, расизм, экстримизм), а за нарушения нравственных и общечеловеческих норм не способен чувствовать вину и угрызения совести. Такая личность отличается высокой внушаемостью, неспособностью принимать самостоятельные решения и слепым следованием за авторитетом. В связи с низкой способностью к рефлексии, положительным подкреплением аморального поведения референтной группой такая личность высоко оценивает уровень своего духовно-нравственного развития.

Седьмой фактор, условно названный «деструктивная самореализация личности» (описывает 8,614% общей дисперсии), характеризуется высокой деструктив-ностью, непродуктивностью самореализации, постоянным негативным психоэмоциональным настроем (доминируют такие эмоции, как апатия, тревога, раздражительность). Данный эмоциональный фон способствует развитию социальных барьеров самореализации, как следствие — пассивность и экстер-нальная позиция. Личность как бы ходит по замкнутому кругу, состоящему из тревоги, агрессии, барьеров, развивается недоброжелательное отношение к окружающим, восприятие их исключительно как недругов, соперников и конкурентов. Высокое значение имеют внешние ценностные ориентации — материальное благополучие, популярность, социальное положение, и все усилия личности направлены на их реализацию. Данный фактор включает в себя шкалы «деструктивность» (0,724), «аэргичность» (0,707), «пессимистичность» (0,658), «консервативность» (0,597), «социальные барьеры самореализации» (0,433), «экстернальность» (0,304), «общий показатель самореализации» (—0,357), «личностная самореализация» (—0,419), «доброжелательность» (—0,305).

Таким образом, мы считаем, что самореализация личности — это гармоничная и сбалансированная реализация различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на развитие индивидных и личностных потенциалов и основанных на смысложизненных, духовных и общегуманистических ценностях.

Заключение

Результаты проведенного исследования имеют как научное, так и прикладное значение. В качестве первого можно обозначить то, что во всех подходах к проблеме самореализации личности последняя рассматривается как процесс, в котором личность в большей степени направлена на себя, замкнута на себе. Включение в данный процесс гуманистических и альтруистических основ (ценностей

и смыслов), духовно-нравственного компонента уравновешивает, на наш взгляд, данный процесс, создает баланс и позволяет говорить о нормальной и полноценной самореализации личности. Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования при построении коррекционных программ и программ развития, при формировании и развитии духовно-нравственной сферы использовать внутренний, самореализационный потенциал личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

Базаева Ф.У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2010. № 3 (3). С. 30—33.

Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12—17.

Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дисс. ... докт. психол.

наук. Томск, 2002. 320 с. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2012.

Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11—33.

ЕжовИ.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2 (54). С. 156—166. Карташова, В.Н., ИсаевЕ.А. Культурное развитие студентов: аксиологический подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 114—119. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с. Коваль Н.А. Духовность личности в историко-методологическом аспекте // Акмеология. 2004. № 1. С. 8—11.

Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. № 8. С. 23—28. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дисс. ... докт. психол. наук. СПб., 2001.

Костакова И.В. Развитие общительности как фактор самореализации личности студентов-психологов: дисс. . канд. психол. наук. Самара, 2008.

Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский

педагогический журнал. 2007. № 11. С. 337—346. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности. Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 156—175.

Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-кри-тический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13—46.

Моисеева В.С. Духовно-нравственное развитие личности в истории психологической науки: дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2012.

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: МПСИ: Воронеж: Модек, 1996. ЦыреваЛ.А. Самореализация как предмет философского исследования: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1992.

© И.Б. Кудинова, С.С. Белоусова, 2017

История статьи:

Поступила в редакцию: 14 декабря 2016 Принята к печати: 17 января 2017

Для цитирования:

Кудинова И.Б., Белоусова С.С. Взаимосвязь духовно-нравственного самосознания и самореализации личности в период взрослости // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 38-51.

Сведения об авторах:

Кудинова Ирина Борисовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]

Белоусова Софья Сергеевна — аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов. Контактная информация: e-mail: [email protected]

RELATIONSHIP BETWEEN SPIRITUAL AND MORAL SELF-CONSCIOUSNESS AND SELF-REALISATION IN ADULTHOOD

I.B. Kudinova, S.S. Belousuva

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Abstract. This article is devoted to studying and analyzing the features of the interrelations between the self-realization and spiritual and moral consciousness of the personality. The relevance of the raised problem is caused by the global socially-economical and political changes happening in the modern world, influencing both the society as a whole and the personality separately. "The judgment test of personality self-realization" by S.I. Kudinov which allows to diagnose a variety of styles of self-expression manifestation of the subject, different levels and types of self-realization, as well as the methodology of a research of spiritual and moral self-consciousness of the personality by I.V Ezhov were used in the experimental work. The statistical analysis of data is presented by the correlation and factorial analysis. The sample included 100 people at the age ranging from 25 to 45 years, representatives of various professions and social backgrounds. The correlation analysis made it possible to disclose the diverse interrelations between the components of self-realization and the components of spiritual and moral consciousness. The factorial analysis allowed to single out and to qualitatively describe the variants of self-realization of the personality, depending on the inclusiveness of the components of spiritual and moral consciousness — "Spiritual and moral self-realization of the personality", "Transcendental self-

realization of the personality", "Formal self-realization of the personality", "Superficial self-realization of the personality", "Assertive self-realization of the personality", "Ego-pragmatic self-realization of the personality", "Destructive self-realization of the personality".

Key words: self-realization of the personality, types of self-realization of the personality, spiritual and moral consciousness of the personality

REFERENCES

Ananyev, B.G. (2001). Oproblemakh sovremennogo chelovekoznaniya. St. Petersburg. (In Russ).

Ananyev, B.G. (2001). Chelovek kakpredmetpoznaniya. St. Petersburg. (In Russ).

Bazayeva, F.U. (2010). Category of self-realization in international psychology and philosophy of

education. Vektor nauki TGU. Ser.: Pedagogika, psihologiya, 3 (3), 30—33. (In Russ). Bayluk, YV (2011). Essence of self-realization and its structure. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, (4), 12—17. (In Russ).

Egoryicheva, I.D. (2012) Genezissamorealizatsiikakosobogo tipa deyatel'nosti irol'podrostkovogo vozrasta

v ee razvitii. Doctor of Psychology Thesis. Moscow. (In Russ). Egoryicheva, I.D. (2005). Samorealizatsiya kak deyatelnost (k postanovke problemi). Mir psikhologii, (3), 11—33. (In Russ).

Ezhov, I.V (2008). Research procedure of spiritual and moral self-consciousness of a personality in

the pedagogical sphere. Mir psichologii, (2), 156—166. (In Russ). Feldshteyn, D.I. (1996). Psikhologiya razvivayusceysya lichnosti. Mjscow: MPSI; Voronezh: NPO "Modek". (In Russ).

Galazhinskiy, E.V. (2002). Sistemnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti. Doctor of Psychology

Thesis. Tomsk, 2002. (In Russ). Kartashova, VN. & Isaev, E.A. (2016). Student's cultural development: axiological approach. Educational

Psychology in Polycultural Space, 2 (34), 114—119. Klochko, V.E., Galazhinskiy, E.V (1999) Samorealizatsiya lichnosti: systemniy vzglyad. Tomsk. (In Russ). Koval, N.A. (2004). Spirituality of individual in historico-methodological aspect. Akmeologiya, (1), 8—11. (In Russ).

Koval, N.A. (2011). Social and psychological foundations of spirituality of person. Tambov University

reports. Series: Humanities, (8), 23—28. (In Russ). Korostyilyova, L.A. (2001). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovniye sferi zhiznedeyatelnosti.

Doctor of Psychology Thesis. St. Petersburg. (In Russ). Kostakova, I.V. (2008). Razvitiye obschitelnosti kak factor samorealizatsii lichnosti studentov-psykhologov.

Ph.D. in Psychology Thesis. Samara. (In Russ). Kudinov, S.I. (2007). Polisystemniy podkhod issledovaniya samorealizatsii lichnosti. The Siberian

Pedagogical Journal, (11), 337—346. (In Russ). Kudinov, S.I., Kudinov, S.S. (2012). Psikhodiagnostika lichnosti. Tolyatti. (In Russ). Leontev, D.A. (2002). Samoaktualizatsiya kak dvizhuschaya sila lichnostnogo razvitiya: istoriko-kriticheskiy analiz. In Leontev D.A. (Ed.) Sovremennayapsikhologiya motivatsii (pp. 13—46). Moscow: Smyisl. (In Russ). Leontev, D.A. Samorealizatsiya i suschnostniye sily cheloveka. In Leontev D.A., Schur V.G. (Eds.) Psykhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspectiva v postsovetskoy psychologii (pp. 156—175). Moscow. (In Russ). Moiseeva, V.S. (2012). Dukhovno-nravstvennoye razvitiye lichnosti v istoriipsykhologicheskoy nauki.

Ph.D. in Psychology Thesis. Stavropol. (In Russ). Tsyiryova, L.A. (1992). Samorealizatsiya kak predmet filisofskogo issledovanoya. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ).

Article history:

Received 14 December 2016 Accepted 17 January 2017

For citation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kudinova I.B., & Belousuva S.S. (2017).Relationship between spiritual and moral self-consciousness and self-realisation in adulthood. RUDN Journal of psychology and Pedagogics, 14 (1), 38—51.

Bio Note:

Irina B. Kudinova — Ph.D. in psychology, associate professor ofSocial and Differential Psychology Department of the Peoples' Friendship University ofRussia. Contact information: e-mail: kudinova_ [email protected]

Sofya S. Belousova — Ph.D. student of Social and Differential Psychology Department of the Peoples' Friendship University of Russia. Contact information: e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.