Научная статья на тему 'Особенности мировоззренческой культуры личности как педагогическая проблема'

Особенности мировоззренческой культуры личности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / WORLD OUTLOOK CULTURE OF THE PERSONALITY / VITAL VALUES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENTS / CADETS / PATRIOTISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна, Щанкина Наталья Семеновна, Мухадинов Владислав Рафаильевич

В данной работе рассматривается проблема формирования мировоззренческой культуры личности. Становление человека в качестве личности с определённой МКЛ объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его персональные ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы. Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит. В результате диагностирования будущих специалистов, было показано, что, несмотря на наличие устойчивого ценностного отношения у студентов к избранной профессии как личностно-значимой, не было выявлено такое же личностно-ценностное отношение к самому предмету деятельности специалиста в гуманитарной сфере – духовной культуре народа. А также выявлена несформированность позиции личной ответственности у опрошенных за сбережение и распространение нравственных традиций и отечественных культурных ценностей в современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна, Щанкина Наталья Семеновна, Мухадинов Владислав Рафаильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORLD OUTLOOK CULTURE OF THE PERSONALITY AS PEDAGOGICAL PROBLEM

In this work the problem of formation of world outlook culture of the personality is considered. Formation of the person as the personality from certain MKL objectively appears as process and result of self-understanding by the person of system of the world outlook values which existing in concrete culture of society and have turned into its personal valuable and semantic reference points of behavior, activity and the leading vital principles. They define the attitude of the personality towards, the profession, other people and world around as a whole, cause harmonious activity of the person identified in culture of society to whom it belongs. As a result of diagnosing of future experts, it was shown that, despite existence of the steady valuable relation at students to the chosen profession as personal and significant, the same personal and valuable relation to the object of activity of the expert in the humanitarian sphere – spiritual culture of the people wasn't revealed. And also not formation of a position of a personal responsibility at respondents for savings and distribution of moral traditions and domestic cultural values in modern reality is revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности мировоззренческой культуры личности как педагогическая проблема»

УДК 374.7 ББК Ч40

Т. в. Тарасова, Е. в. Арсентьева, н. С. Щанкина, в. Р. мухадинов

особенности мировоззренческой культуры личности как педагогическая проблема

Ключевые слова: мировоззренческая культура личности, жизненные ценности, педагогические условия, студенты, курсанты, воспитание патриотизма.

T. V. Tarasova, E. V. Arsentyeva, N. S. Shchankina, V. R. Mukhadinov FEATURES OF WORLD OUTLOOK Culture OF The

personality as pedagogical problem

Keywords: world outlook culture of the personality, vital values, pedagogical conditions, students, cadets, patriotism education.

Главной целью любого гуманного общества является раскрытие возможностей человека, когда он способен творчески проявить себя, самоутвердиться через социально значимые дела. Этому в полной мере может способствовать формирование мировоззренческой культуры личности (МКЛ) в процессе обучения. На всех этапах педагогического процесса необходимо поддерживать естественный интерес в формировании мировоззренческой культуры личности с выходом на решение актуальных жизненных проблем [5].

Не случайно в последние годы наблюдается объективная тенденция роста научного интереса к процессам формирования культуры на основе мировоззренческих установок. Актуальными остаются педагогические проблемы воспитания духовно-нравственных качеств, гражданской определенности мировоззренческой позиции специалиста, который сам обладает указанными характеристиками, предан отечественным идеалам и убежден в социальной значимости своей деятельности [1].

На современном этапе воспитания подрастающего поколения при анализе проблемы мировоззренческого становления личности выявлен ряд противоречий: между объективной необходимостью национальной самоидентификации российского общества с позиций понимания духовных традиций российской культуры прошлого, с одной стороны, и практическим разрывом культурной преемственности в индивидуальном

мировоззрении значительной части молодого поколения - с другой; между социальной значимостью целостной мировоззренческой культуры для будущих специалистов гуманитарного профиля и уровнем практической готовности выпускников высших учебных заведений к мировоззренческой воспитательной деятельности; между объективно высоким мировоззренческим потенциалом российской культуры и практически недостаточным уровнем методической подготовки преподавателей и студентов высших учебных заведений к развитию мировоззренческой культуры личности средствами предметно-профессионального обучения [2-4; 6; 8].

Целью представленного исследования является изучение особенностей мировоззренческой культуры личности на примере студентов высшего учебного заведения и курсантов учебного центра МВД Республики Мордовия.

Мировоззренческая культура обще-

ства и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Их пересечение происходит, с одной стороны, в плоскостях духовной и деятельно-практической сфер жизнедеятельности социума и принадлежащих к нему людей, с другой, - в плане культурномировоззренческого индивидуального развития личности. Ее духовной основой объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества: исторически сложив-

шиеся мировоззренческие идеалы и ценностные представления, нравственные принципы поведения, культурные традиции народа, кристаллизованные в его художественнотворческой деятельности и т. д.) [8].

Следовательно, становление мировоззренческой культуры личности в условиях вузовского профессионального образования должно быть осмыслено преподавателем с учетом ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества и отложившихся в качестве его базисных духовных и практико-деятельностных компонентов, во-первых. Во-вторых, исходить из индивидуальных целей, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культурного развития, т. е. будущих специалистов, обучающихся в высшем учебном заведении.

Важно, что для формирования мировоззренческих установок на активизацию познавательной деятельности и эмоциональноценностного отношения человека к ней, выработку готовности к социальнонравственному поведению в обществе, требуются особые условия как субъективного, так и объективного характера. Педагогически необходимо удовлетворить потребность личности в мировоззренческих ценных действиях и поступках и создать ситуацию, в которой данная потребность может быть удовлетворена.

Условием формирования мировоззренческой направленности личности в учебном процессе определяется обеспечение интегративного развития интеллекта, эмоций и воли обучающихся. Практической основой при этом выступает организованная учебная деятельность, в ходе которой педагоги создают условия для духовного наполнения содержания потребностей, личностных смыслов и ценностных ориентаций, формирования общественно значимых мотивов и принципов деятельности. На этой базе вырабатывается персональная готовность обучающихся к действиям и поступкам на духовно- и социально-ценностной основе мировоззрения [6].

Широкое социальное осмысление избранной профессии выступает условием образования социально значимых профес-

сиональных мотивов в составе мировоззренческой направленности личности. Их наличие стимулирует формирование эффективных способов профессиональных действий специалиста в обществе, выработку индивидуального стиля деятельности и выступает способом согласования между индивидуальными устремлениями личности и конкретными реалиями профессиональной среды [4].

Реальным критерием формирования адекватных мировоззренческих представлений личности о самой себе и ее адекватного самоотношения являются умение человека реализовать свои духовные потребности, социально-направленные цели и устремления в конкретных делах и поступках, его способность к самореализации, саморегуляции и творческому самовыражению в профессиональной и общественной деятельности, что и выступает проявлениями своего «я» в жизни личности.

Таким образом, педагогу прежде всего требуется спроектировать цельный комплекс мировоззренчески развивающих технологий. Это обусловливает необходимость целевого единства в организации учебнопознавательной, внеучебной, социально-ориентирующей деятельности на практике и самообразовательной деятельности студентов. Вместе с тем в процессе этой деятельности педагогически важно создать специальные условия. Их цель - предоставление возможности обучающимся проявить мировоззренческие убеждения и принципы в реальных ситуациях по творческому самоутверждению ценностей культуры, что обеспечивает рост личной ответственности и саморегуляции культурно осмысленного поведения будущих специалистов.

В результате проведенного анализа научной литературы были выделены основные концепции определения феномена мировоззренческой культуры, которая обусловливает готовность специалиста к практической деятельности на основе осмысления знаний, формирования мировоззренческих убеждений личности, системного миропонимания и целостного мировосприятия, развитие самостоятельности и творческой активности мышления, самообразования и самосовершенствование личности. На основе теорети-

ГУмАнИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

■ < /а* V 1 ^ 1 Мя В* м V/ I.

чески выявленных критериев и показателей становления МКЛ и модифицируя методику педагогической диагностики Н. Ф. Масловой, Е. М. Павлютенкова, Г. Б. Скок [6], мы составили методику входной диагностики для определения у студентов состояния мировоззренческих личностных параметров в период вузовской подготовки специалиста.

Целью и задачами констатирующего эксперимента являлось установление ведущих мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций будущих специалистов, их отношение к культуре российского общества, профессиональной деятельности и личности специалиста.

В процессе исследования применен комплекс методов:

а) теоретический синтез и сравнительно-сопоставительный анализ литературы по проблеме;

б) прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование студентов для выявления исходного и итогового уровней мировоззренческой культуры;

в) изучение передового опыта;

г) педагогическое моделирование комплекса условий, стимулирующих субъектную позицию в мировоззренческой культуре будущих специалистов;

д) математическая обработка эмпирических данных.

В эксперименте приняли участие 75 чел., из них: 35 студентов, обучающихся в Институте национальной культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» на отделении «Народное художественное творчество» (20 чел.), а также на библиотечно-информационном отделении (15 чел.); 20 студентов Историкосоциологического института того же университета (отделения «Социология» и «Психология») и 20 курсантов учебного центра Министерства внутренних дел Республики Мордовия. Привлечение курсантов было обусловлено целями гендерного анализа МКЛ, поскольку выборка из обучающихся в Институте национальной культуры и Историко-социологическом институте была представлена преимущественно девушками. Нами были опрошены студенты и курсанты разных годов вузовского обучения, младшекурсники и выпускники.

Прежде всего проанализируем тенденции, выявленные по результатам эксперимента, - содержание личных мировоззренческих ориентаций курсантов и студентов. Среди 14 ценностей, предложенных для ранжирования, ведущее положение в мировоззренческих ориентациях отводится витальной, жизненно необходимой ценности здоровья - у 79,57 %; материальному достатку и жизненному комфорту - у 65,46 %; экзистенциальным ценностям - семье (64,74 %) и любви (58,95 %); желанию работать в избранной профессиональной сфере - у 62,03 %.

Характерно, что ценностное отношение к семье возрастает у опрошенных от младших к старшим курсам, что можно объяснить возрастающей потребностью обучающихся в межличностном общении и углублении своих индивидуальных привязанностей. Выбор ценности семейной жизни для будущих специалистов социокультурной сферы (по нашей выборке это преимущественно девушки) значительно выше, чем для юношей-курсантов (2-е место в ранговом выборе студентов и 6-е - у курсантов). Стремление к материальному достатку как жизненной ценности не имеет тенденции к росту у студентов.

Эмпирический анализ ценностного ядра личности у студентов и курсантов выявил привлекательность для всех опрошенных избранной профессиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвертую позицию в ценностных приоритетах обучающихся. Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьезной роли профессиональной деятельности в своей жизни.

Однако у будущих служащих полиции личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов вуза (соответственно 5-е место). Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у курсантов и 8-е - у студентов.

Следовательно, налицо тенденция, что курсанты более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством про-

фессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты - будущие специалисты.

Вместе с тем из ответов студентов вуза следует, что к старшим курсам у них возрастает персональная направленность на успешную профессиональную карьеру и достижение высокого социального статуса, личная ответственность за свои успехи и достижения.

Обнаруженная тенденция свидетельствует о необходимости создания специальных психолого-педагогических условий в процессе организации профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающих поддержку мировоззренческой направленности студентов на успешное самоутверждение личности в социокультурной сфере общества.

Рассмотрим далее мировоззренческие ориентации, которые образуют пояс ценностного ядра личности у респондентов. Так, у курсантов он представлен следующими ценностями: успешной профессиональной карьерой (53,92 %), добросовестностью и компетентностью в выполнении профессиональных обязанностей (48,85 %), чувством собственного достоинства и самоуважением (47,47 %), признанием и уважением других людей (34,56 %).

Эти же ценности распределены в иной последовательности в поясе ценностного ядра личности будущих специалистов университета: чувство собственного достоинства и самоуважение личности (44,35 %), признание и уважение окружающих (40,05 %), добросовестность и компетентность в выполнении профессиональных обязанностей (39,88 %), успешная профессиональная карьера (37,80 %).

Нами обнаружено, что периферию ценностного ядра личности у студентов гуманитарного вуза и курсантов занимают духовнонравственные и моральные ценности - личная ответственность и чувство долга (29,84 %), духовно-ценностная опора на традиции родной культуры (21,34 %) и патриотическая направленность личности (17,90 %). На периферии ценностного ядра личности «единодушно» оказалось стремление опрошенных к своему высокому социальному статусу в

современном обществе (22,42 %). Здесь приведен общий процентный показатель выбора названных ценностей, поскольку они занимают последние места у большинства опрошенных независимо от вуза.

Следовательно, мы можем предполагать, что овладение студентами вуза творчески-исполнительскими и социогуманитарными специальностями вносит позитивный вклад в развитие духовно-ценностной сферы личности. Однако в целом выявленная тенденция несформированности национальнокультурных и патриотических идеалов в личностной духовной сфере студентов говорит о недостаточном осознанно-смысловом и эмоционально прочувствованном освоении обучающимися коренных духовных идеалов и ценностей России: отечества, народа, веры, патриотизма и др. Это свидетельствует, видимо, о слабой выраженности гражданских качеств в мировоззренческой позиции будущего специалиста и несфор-мированности его адекватного самоотноше-ния.

Исходя из выявленных тенденций, очевидна необходимость не только «усиления» гуманитарно-акмеологической составляющей в практике вузовского обучения специалистов, но и целенаправленного создания условий системной организации освоения студентами отечественного духовно-культурного наследия. Это важно в целях формирования патриотических мировоззренческих идеалов и убеждений, социально-нравственных принципов и качеств личности у будущих специалистов.

Теперь обратимся к ценностным представлениям опрошенных о качествах личности, в которых выявляется высокий уровень МКЛ специалиста. Для этого был использован метод ранжирования студентами и курсантами 20 предложенных вариантов суждений. Подсчет производился в процентах от общего количества ответов.

Показано, что высокий уровень МКЛ специалиста представлен в ответах студентов оптимистическим восприятием окружающего мира и самостоятельностью мышления личности (45,21 и 60,94 %), а также ответственностью за свои действия и поступки, активностью самореализации в профессиональной деятельности (45,39 и 51,54 %).

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

■ < /а* V 1 ^ 1 Мя леї м V/ I.

Важным, на наш взгляд, является ценностный приоритет, отданный опрошенными вере в собственные духовные и творческие силы (59,49 %), активной жизненной позиции человека (43,22 %), личным нравственным идеалам (41,23 %). Это выявляет наличие в мировоззренческом сознании будущих специалистов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции специалиста в плане построения и организации профессиональной и социально направленной жизнедеятельности в социуме.

Вместе с тем из полученных данных следует, что в характеристиках мировоззренчески идеального образа специалиста невысоко и даже низко оценены опрошенными духовно-ценностная ориентация личности на традиции и идеалы своего народа. Она отмечена только у 14,29 %, как и стремление к персональному национально-культурному самоопределению и патриотическая направленность специалиста (у 16,09 и у 17,18 % соответственно).

Существенная недооценка и студентами, и курсантами этих социокультурных ориентаций проявляется в низкой гражданской ответственности личности за происходящее в стране, в недостаточной осмысленности своих действий с морально-этических позиций (у 13,74 и 16,46 % от общего числа). Поскольку низкие оценки отмечаются у большинства обучающихся, независимо от вуза налицо тенденция несформированности духовных установок и социально направленных мотивов деятельности в обществе, равно как и их низкой персональной направленности будущих специалистов на формирование у себя социально активных и нравственных качеств личности в процессе обучения.

Дифференцированный анализ данных позволяет заметить, что будущим полицейским свойственны реалистическое мировосприятие (в три раза выше, чем у студентов-гуманитариев) и больший практицизм в личностной направленности. Это взаимосвязывается в их мировоззренческих представлениях с индивидуальной активностью специалиста, лично ответственного за свои поступки и верящего в себя (соответственно на 15 и 10 % выше, чем у студентов). Вместе с тем курсантами отмечается более высокая

(в два раза) необходимость в национальнокультурном самоопределении специалиста, что отражается и в более выраженной его социокультурной личностной направленности по сравнению с ответами студентов.

В то же время по ценностным представлениям студентов Института национальной культуры и Историко-социологического института можно «прочитать» несколько иной «портрет» современного специалиста-профессионала в гуманитарной сфере. Ему необходима альтруистическая направленность личной позиции и морально-этическая осмысленность своих действий в обществе (в два раза чаще выбор данных суждений, чем у курсантов). Духовно-мировоззренческие опоры для этого осмысления студенты усматривают в большей, чем у военных, ценностной ориентации на традиции отечественной культуры и религиозной вере (в три раза выше соответственно).

Нами проанализировано далее, какие качества личности, по мнению обучающихся в разных вузах, являются наиболее ценными и необходимыми для социального и профессионального самоопределения специалиста и его национально-культурной идентификации с современными реалиями бытия. Опрошенным было предложено отобрать шесть наиболее важных, с их точки зрения, личностных и профессиональных качеств специалиста из 20 позиций, предоставленных для ответа.

В первую очередь по нашей выборке выделены испытуемыми когнитивные качества личности: профессиональная

компетентность (70,71 %), развитые специальные способности к избранной деятельности (43,58 %) и наличие творческих способностей (33,40 %). Существенными для мировоззренческого самоопределения специалиста в социуме опрошенными отмечаются организаторские способности личности (34,75 %), ее целеустремленность и волевая собранность (32,91 %), потребность трудиться для достижения поставленных задач (36,35 %).

Вместе с тем студенты гуманитарных специальностей вуза подчеркивают значимость развитой эмоциональной сферы специалиста, умеющего как «зажечь» и увлечь коллег и воспитанников личной эмоциональ-

ной активностью и энергичностью (в два раза выше, чем у курсантов), так и способного установить эмоционально стабильные отношения в коллективе, проявляя при этом настойчивость в работе и требовательность к себе и другим (на 10 % превышает аналогичный выбор курсантов).

В то же время курсанты считают необходимым развитие у специалиста аналитических способностей, умений проектировать и планировать свою деятельность. По их мнению, специалисту важно формирование индивидуальной культуры посредством самообразования личности и ее мировоззренческого развития (все названные позиции в два раза превышают аналогичный выбор студентов).

По нашей выборке в целом обнаруживается тенденция низкой оценки опрошенными аналитических (13,02 %) и самообразовательных навыков специалиста (15,37 %). Только каждый пятый опрошенный считает важным для мировоззренческого самоопределения личности умение специалиста проектировать и планировать свою деятельность, а каждый третий - необходимость развитой личной ответственности за ее результаты.

Низкие показатели у респондентов получили личная направленность специалиста на сохранение и возрождение родной культуры (лишь у 13,74 %) и его потребность в персональном мировоззренческом развитии (у 13,56 %).

Исходя из анализа эмпирических данных, обнаруживается тенденция к явной недооценке именно студентами-гуманитариями мировоззренчески значимых характеристик мышления и деятельности специалиста, его духовнонравственных качеств и патриотических ценностных ориентаций. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточном их развитии у обучающихся в период вузовской подготовки, с другой - подтверждает факт неосознанности студентами многообразных задач и функций социокультурной деятельности, обусловленных общественными и профессиональными требованиями прежде всего к личности специалиста гуманитарной сферы, организующего свой труд адекватно этим требованиям.

Следовательно, в процессе вузовского обучения требуются специальные акмеолого-развивающие условия, способствующие ценностно-осмысленному осознанию студентами качеств личности, необходимых специалисту гуманитарного профиля в плане успешного мировоззренческого самоопределения в современном социуме, и обеспечивающие выработку личной направленности обучающихся на системное развитие и саморазвитие этих качеств.

Таким образом, анализ эмпирических показателей МКЛ, диагностически зафиксированных в условиях профессионального образования, позволил выявить как общие тенденции, так и различия в личностномировоззренческих проявлениях в зависимости от получаемой в вузе специальности, формы (дневной, заочной) и курса (младшего, старшего) вузовского обучения.

Анализ содержания когнитивной сферы личности опрошенных в целом подтверждает наличие в мировоззренческом сознании будущих специалистов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции специалиста в плане построения и организации своей профессионально и социально направленной жизнедеятельности в социуме. При этом высокий уровень МКЛ специалиста воплощается, по мнению студентов, в позитивном мировосприятии окружающего мира и оптимистичном мироощущении личности, самостоятельности мышления и миропонимания личности и ее социально-нравственном ми-роосмыслении, направляющих ответственность миропреобразовательной позиции, действий, поступков человека и его творчески активное самоотношение.

Анализ ценностно-смысловых установок и ориентаций опрошенных не позволяет констатировать их собственную персональную направленность на формирование мировоззренчески важных позиций культурного становления личности в условиях вузовской подготовки.

Личные ценностные приоритеты, как показали наши исследования, представляют витальные, экзистенциальные и утилитарнопрагматические ценности: здоровье, семья, любовь, материальный достаток и жизненный комфорт, - а также профессионально значимая ценность - желание работать в

ГУмАнИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

■ < /а* V 1 ^ 1 Мя В* м V/ I.

избранной профессиональной сфере, в то ческое развитие будущих специалистов за

время как ценности личной ответственно- счет единства в формировании ценностно-

сти и духовно-нравственные идеалы входят осмысленного содержания мировоззренче-

у опрошенных лишь в периферию мировоз- ского сознания и самосознания личности

зренческого ценностного ядра личности. как основы социально-нравственной направ-

При этом обнаружилась и низкая пер- ленности поведения и творчески активной

сональная направленность студентов не- деятельности специалиста в социокультур-

зависимо от вуза на мировоззренческое ной сфере общества. В связи с объективной

саморазвитие личности, формирование у сложностью и многоаспектностью процесса

себя аналитических и проектировочных на- становления мировоззренческой культуры

выков, умений самообразования. Данные личности следует выделить также ряд во-

качества оказались слабо выражены и в просов для дальнейшего изучения: факто-

деятельностно-поведенческой сфере опро- ры успешного становления персональной

шенных, хотя и были названы ими в числе мировоззренческой культуры в процессе

необходимых для мировоззренческого само- изучения студентами естественно-научных

определения специалиста. и социально-экономических дисциплин;

Исходя из этого, очевидна необходимость взаимосвязь уровней персонального миро-

создания специальных условий в процессе воззренческого развития с индивидуальновузовского профессионального обучения, творческими способностями будущих спе-

обеспечивающих системное мировоззрен- циалистов и др.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Арсентьев Н. М. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании общероссийской идентичности : региональная практика гражданско-патриотического и духовнонравственного воспитания / Н. М. Арсентьев // Интеграция образования [Саранск]. - 2008. -№ 4. - С. 83.

3. Арсентьев Н. М. Мемориальная (монументальная) история в современном гуманитарном пространстве республики Мордовия (о тысячелетии единения мордовского народа с народами российского государства) / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования [Саранск]. - 2010. - № 3. С. 4-8.

4. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2008. - 149 с.

5. Лотова И. П. Психолого-акмеологические основы профессиональной карьеры государственных служащих / И. П. Лотова. - М. : МГСУ, 2001. - 288 с.

6. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев, А. А. Бодалева. - М.; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2008. - 368 с.

7. Павлютенков Е. М. Рабочая книга руководителя школы / Е. М. Павлютенков, В. В. Крыжко. -Запорожье : ЗОИУУ, 2007. - 93 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Позизейко Г. В. Становление мировоззрения специалиста в условиях организации научной работы / Г. В. Позизейко // Материалы Международного конгресса «Психология инновационного управления социальными группами и организациями». - Кострома, 2001. - С. 310-313.

Поступила 22.02.2013.

Сведения об авторах

Тарасова Татьяна Викторовна - доктор биологических наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - клиническая и педагогическая психология. Автор более 120 научных и учебно-методических работ, в том числе 5 монографий.

Тел.: (8342) 24-76-76

E-mail: 9023060@mail.ru

Арсентьева Екатерина Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - эмоциональные особенности адаптации детей к новым условиям. Автор 32 научных и учебно-методических работ.

Тел.: (8342) 25-86-88 E-mail: eka14081981@yandex.ru

Щанкина Наталья Семеновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - психология межличностного познания. Автор 30 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8 937 510-32-40

E-mail: nataly.sardaeva@gmail.com

Мухадинов Владислав Рафаильевич - преподаватель кафедры психологии Историкосоциологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва». Область научных интересов - педагогическая конфликтология. Автор 25 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8 927 175-79-77 E-mail: vr-muhadinov@yandex.ru

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (22) 2013

■ < /а* %J ' — ^ 1 Мя III V/ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.