Научная статья на тему 'Факторы самоуправления в поведении современной молодежи'

Факторы самоуправления в поведении современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
жизненный мир / самоуправление / ответственность / ценностные ориентации / lifeworld / self-government / responsibility / value orientations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березовская Ирина Петровна, Кедич Светлана Игоревна

Трансформационные изменения, происходящие в современном обществе, на первое место выдвигают интеллектуальные ресурсы, оттесняя и снижая роль природных и иных ресурсов жизненного мира. Изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности, которые выступают важнейшим инструментом самоуправления личности. В самоуправлении проявляется социальная активность личности и согласование внутренней работы конституирования с окружающими условиями общественной жизни. Система ценностей и способность к самоуправлению через мотивационную структуру формируют активность личности. В рамках этой темы было проведено исследование среди молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет (110 человек), жителей гор. Санкт-Петербурга. Исследование построено на теоретической базе социальной философии и деятельностной концепции личности с применением сравнительного анализа и методов психологического тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Березовская Ирина Петровна, Кедич Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-MANAGEMENT FACTORS IN THE BEHAVIOR OF MODERN YOUTH

The transformational changes taking place in modern society put intellectual resources in the first place, pushing back and reducing the role of natural and other resources of the life world. The standards of conduct and value orientations of the individual are changing, which are the most important instrument of personal self-government. In self-government, the social activity of the individual is manifested and the coordination of the internal work of constitution with the surrounding conditions of social life. The system of values and the ability to self-govern through the motivational structure forms the activity of the individual. Within the framework of this topic, a study was conducted among young people aged 15 to 17 years (110 people), residents of the mountains. St. Petersburg. The research is based on the theoretical basis of social philosophy and the activity concept of personality, using comparative analysis and methods of psychological testing.

Текст научной работы на тему «Факторы самоуправления в поведении современной молодежи»

Факторы самоуправления в поведении современной молодежи

Березовская Ирина Петровна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; доцент кафедры истории, философии, политологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I

E-mail: ipberezovskaya@mail.ru Кедич Светлана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I E-mail: kedichsi@inbox.ru

Трансформационные изменения, происходящие в современном обществе, на первое место выдвигают интеллектуальные ресурсы, оттесняя и снижая роль природных и иных ресурсов жизненного мира. Изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности, которые выступают важнейшим инструментом самоуправления личности. В самоуправлении проявляется социальная активность личности и согласование внутренней работы конституирования с окружающими условиями общественной жизни. Система ценностей и способность к самоуправлению через мотивационную структуру формируют активность личности. В рамках этой темы было проведено исследование среди молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет (110 человек), жителей гор. Санкт-Петербурга. Исследование построено на теоретической базе социальной философии и деятельностной концепции личности с применением сравнительного анализа и методов психологического тестирования.

Ключевые слова: жизненный мир, самоуправление, ответственность, ценностные ориентации.

Появление нового информационного поля человеческого бытия изменило жизненный мир человека со всеми образами и символами, представлениями и переживаниями, совокупностью взаимосогласованных смыслов и значений, с помощью которых человек конструирует свою жизнь, осуществляет свою деятельность. Учитывая динамику всех трансформационных изменений, которые происходят в современном обществе, для решения тех или иных задач молодым людям часто недостаточно опыта старшего поколения, приходится искать новые способы решения. Логика современного жизненного пространства конституируется по законам не существовавших ранее: на первое место выдвигаются интеллектуальные ресурсы, оттесняя и снижая роль природных и иных ресурсов жизненного мира. Изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации выступают важнейшим инструмент самоуправления личности.

В связи с этим возрастает значимость способности личности к самостоятельному решению проблем, поиска новых способов и подходов решения, что является составляющей способности самоуправления. В самоуправлении проявляется социальная активность личности и согласование внутренней работы конституирования с окружающими условиями общественной жизни.

Теоретическое изучение самоуправления как фактора социальной активности личности является одним из важнейших в философско-мировоззренческой проблематике. «Самоуправление обеспечивает формирование и функционирование личности, обусловливает процесс постановки и выработки цели, возможности и средства ее реализации» [1], основанием на котором формируется ответственность личности. Исследователем Н.М. Пейсаховым самоуправление определяется как «целенаправ-

148

ленное изменение, цель которого себе ставит человек, самостоятельно управляющий своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями» [2]. Направленность изменений обусловливает система ценностей, которые человек формирует в результате процесса социализации. Ценности выступают содержательным конструктом, устанавливающим отношение личности к социальной действительности, определяя тем самым мотивацию его поведения.

Система ценностей и способность к самоуправлению через мотивацион-ную структуру формируют активность личности. Имеет смысл обратить внимание на наличие или отсутствие связи ценностях ориентаций со способностью личности к самоуправлению.

В рамках этой проблематики было проведено исследование среди молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет (110 человек), жителей гор. Санкт-Петербурга. В возрасте 15-17 лет формируется личностное новообразование, обозначаемое в психологической литературе термином «самоопределение», когда происходит активное становление системы ценностей и способность к самоуправлению конкретизируется через осознание себя и своей общественно значимой позиции.

Проблема личностного самоуправления предстает как важное условие формирования ответственности в философских размышлениях экзистенциалистов (К. Ясперса [3], Ж.-П. Сартра[4], Г. Марселя[5], А. Камю[6], В. Франкла [7]), как условие реализации в творчестве русских мыслителей (И.А. Ильина[8], С.Л. Франка[9], Н. Бер-дяева[10] и др.). Этой же проблеме было немало уделено внимание в психологии в рамках личностного подхода К.А. Абульхановой-Славской[11], Ю.А. Миславский [12] и др. Исследования операционных компонентов самоуправления представлены в работах О.А. Конопкина [13], В.И. Моросано-вой[14], А.К. Осницкого[15] и других. Что касается теоретико-методологических принципов раскрытия проблемы ценно-

стей, то они были заложены уже в работах Аристотеля, Ф. Аквинского, Ф. Брен-тано, В. Виндельбанда, Н. Гартмана и др. Понятие ценности и ценностной ориентации становилось в центр многочисленных исследований таких российских ученых, как М.С. Каган, И.С. Кон, В.П. Тугаринов и др. В социологи имена М. Вебера[16] и Т. Парсонса[17] стоит выделить в связи с развитием аксиологического подхода. В психологии ценностные ориентации подверглись тщательному анализу в работах М. Ро-кича [18], его исследования были взяты за основание для опросника терминальных ценностей Сениным И.Г. [19].

Исследование иерархии в системе ценностей личности осуществлялось при помощи опросника «Терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина, выявляются показатели восьми терминальных ценностей (жизненных целей): «собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности) и представленность их в различных сферах жизни (профессиональная деятельность, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения)» [19]. Итогом тестирования является индивидуальный профиль терминальный ценностей в каждой жизненной сфер.

Для определения способности к самоуправлению применялась методика Пейсахова Н.М. «Способность к самоуправлению». Методика «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н.М. Пейсахова содержит 48 утверждений, с которыми опрашиваемый может согласиться или не согласиться. Результаты делятся на пять градаций. Если результаты анкетирования оказываются в зоне низких оценок (от 0 до11/13) и оценок ниже среднего (от 11/13 до 21/22), то можно сделать вывод о несформированной целостной системы самоуправления; если результаты в средней зоне, то можно говорить о том, что процесс формирования целостной системы начался, если резуль-

149

таты от 31/32 до 40/41 - система самоуправления уже имеется, в случае, если результаты выше 40/41, то можно говорить об излишней расчетливости человека, показавшего такие результаты.

Для корреляционного анализа использовался пакет прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакет статистического анализа SPSS.

Исследование уровня самоуправление у молодых людей в возрасте 1517 лет показало, что основному количеству молодых людей (71,5%) присущ уровень самоуправления ниже среднего (рис. 1).

Рис. 1. Уровень самоуправления у молодых людей (15-17 лет)

Для человека с показателем самоуправления ниже среднего не все этапы форсирования системы самоуправления пройдены. К таким этапам относится формирование субъективной модели ситуации, умение прогнозировать результаты активности/неактивности, создание субъективной модели желаемого или должного, умение планировать, переходить от плана к действию, формировать самооценку и умение осуществлять контроль выполнения плана. Люди с низким уровнем самоуправления прежде чем принять окончательное решение редко взвешивают все «за» и «против». Требование срочно принять решение вызывает угнетенное состояние, последствия принимаемых ими решений учитываются далеко не в полной мере. Из общего числа опрошенных 22% имеют низкий уровень самоуправления. В этом случае можно утверждать

о том, что полноценный цикл самоуправления еще не начинался, что мысли о будущем еще достаточно редки, а в связи с этим и планов на будущее еще нет, как и представлений о том, что будет лучше, а что негативно отразится на принятии решений.

И только у 6,5% опрошенных - средний показатель самоуправления. Процесс формирования целостной системы начался, однако не все этапы пройдены до конца, но эти люди уже склонны оценивать объективно особенности своей деятельности и находить необходимые решения для осуществления поставленных целей.

Наблюдается различие в показателях по самоуправлению между девушками и юношами (рис. 2). Уровень самоуправления у девушек выше, нежели у юношей. В этом отличии сказывается гендерная неравномерность развития.

Рис. 2. Различие в показателях по самоуправлению между девушками и юношами

Результаты исследования ценностных ориентаций представлены в таблице 1 с указанием отличий юношей и девушек.

Наиболее существенные отличия прослеживаются по следующим параметрам.

В профессиональной сфере юношам важен собственный престиж (стремление добиваться успеха и утвердиться в глазах окружающих), высокое материальное положение (стремление к возможно более высокому уровню материальных благ) и креативность (стремление к реализации творческих возможностей), девушки же в основном ориентированы на собственный престиж.

150

Таблица 1. Сравнение показателей юношей и девушек по предпочитаемым ценностям в разных сферах жизни

Терминальные ценности Девушки Юноши Девушки Юноши

относит. частота относит. частота критерий значимость относит. частота относит. частота критерий значимость

ставят на 1-3 место ставят на 6-8 место

Профессиональная сфера

Собственный престиж 15% 48% -2,304 0,05 50% 23% 1,805 0,05

Высок. матер. полож. 25% 35% -0,696 10% 35% -2,056 0,05

Креативность 30% 38% -0,497 45% 13% 2,404 0,01

Активные социальн.кон-такть 30% 25% 0,36 45% 33% 0,788

Развитие себя 25% 23% 0,192 50% 35% 0,917

Достижения 35% 60% -1,491 10% 8% 0,31

Духовное удовлетворение 55% 48% 0,435 45% 15% 2,156 0,05

Сохран.собств.инд-ти 60% 50% 0,574 45% 10% 2,678 0,01

Сфера обучения

Собственный престиж 25% 45% -1,318 45% 5% 3,356 0,01

Высок.матер.полож. 30% 60% -1,827 0,05 20% 10% 0,966

Креативность 45% 25% 1,318 50% 35% 0,917

Активные социальн.кон-такты 75% 48% 1,587 35% 15% 1,533

Развитие себя 40% 50% -0,6 45% 3% 3,835 0,01

Достижения 25% 43% -1,168 50% 18% 2,221 0,05

Духовное удовлетворение 50% 33% 1,083 35% 33% 0,165

Сохран.собств.инд-ти 60% 30% 1,827 0,05 45% 28% 1,135

Сфера семейной жизни

Собственный престиж 65% 40% 1,458 40% 15% 1,851 0,05

Высок. матер. полож. 40% 35% 0,318 40% 25% 1,014

Креативность 25% 40% -1,014 45% 15% 2,156 0,05

Активные социальн.кон-такты 35% 45% -0,622 20% 23% -0,202

Развитие себя 40% 45% -0,305 40% 10% 2,373 0,01

Достижения 55% 35% 1,206 55% 33% 1,371

Духовное удовлетворение 65% 40% 1,458 40% 15% 1,851 0,05

Сохран.собств.инд-ти 25% 40% -1,014 45% 15% 2,156 0,05

Общественная сфера

Собственный престиж 25% 35% -0,696 10% 5% 0,678

Высок. матер. полож. 55% 20% 2,296 0,05 45% 28% 1,135

Креативность 30% 48% -1,107 65% 10% 3,832 0,01

Активные социальн.кон-такты 25% 35% -0,696 10% 5% 0,678

151

Окончание

Терминальные ценности Девушки Юноши Девушки Юноши

относит. частота относит. частота критерий значимость относит. частота относит. частота критерий значимость

ставят на 1-3 место ставят на 6-8 место

Развитие себя 25% 23% 0,192 10% 38% -2,216 0,05

Достижения 50% 28% 1,43 65% 38% 1,615

Духовное удовлетворение 60% 48% 0,72 45% 8% 2,988 0,01

Сохран.собств.инд-ти 35% 45% -0,622 50% 18% 2,221 0,05

Сфера увлечений

Собственный престиж 25% 38% -0,857 40% 5% 3,051 0,01

Высок. матер. полож. 45% 25% 1,318 55% 35% 1,206

Креативность 60% 48% 0,72 25% 28% -0,184

Активные социальн.контакты 25% 38% -0,857 40% 5% 3,051 0,01

Развитие себя 50% 35% 0,917 35% 23% 0,888

Достижения 25% 43% -1,168 40% 28% 0,83

Духовное удовлетворение 40% 35% 0,318 55% 28% 1,718 0,05

Сохран.собств.инд-ти 25% 38% -0,857 40% 5% 3,051 0,01

В сфере обучения высокое материальное положение (ориентация на образование, которое гарантирует получение материальных благ) и сохранение индивидуальности (стремлении к независимости и утверждению собственной своеобразности) выделяют девушки, юноши же ориентируются на собственный престиж, развитие себя и достижения (стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов).

В сфере семейной жизни юноши в качестве значимых выделили такие ценности, как престиж, креативность, развитие себя (стремление изменять к лучшему различные особенности своего характера, своей личности), сохранение собственной индивидуальности и духовное удовлетворение (стремление к получению морального удовлетворения).

В общественной сфере девушкам важно высокое материальное положение. Юношам же важны креативность, развитие себя, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности.

В сфере увлечения юношам важны престиж, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуаль-

ности и активные социальные контакты (стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми).

Результаты корреляционного анализа способности к самоуправлению и ценностным ориентациями у юношей представлены в таблице 2, для девушек корреляционные связи не были обнаружены.

В профессиональной сфере способность к самоуправлению связана с ценностью развития себя. Чем более развита система самоуправления, тем более активно молодые люди стремятся к саморазвитию, и соответственно те, кто выбирает для себя значимой необходимость саморазвития нацелены на развитие у себя способности к самоуправлению.

Существует взаимообусловленность способности к самоуправлению и креативности, а также способности к самоуправлению и стремления к активным социальным контактам в сфере обучения. Чем выше способность к самоуправлению, тем выше ценность креативности для молодых людей и ценность социальных контактов.

152

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

Профессиональная сфера Сфера обучения Общественная сфера

коэффициент корелляции уровень значимости коэффициент корелляции уровень значимости коэффициент корелляции уровень значимости

Высокое материальное положение 0.307 0.05

Креативность 0.307 0.05

Активные социальные контакты -0.326 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие себя 0.308 0.05

В сфере увлечений показатель са- 7. моуправления связан с ценностью материального положения, что может свидетельствовать о том, что стоимость 8. того или иного увлечения пробуждает стремление более ответственно им заниматься.

Литература

1. Ефремова А.А. Самоуправление 10. как фактор социальной активности молодежи в философско- 11. мировоззренческой проблемати-ке//Приоритетные научные направления и критические технологии. Новосибирск. Изд-во: общество 12. с ограниченной ответственностью «центр развития научного сотрудничества». 2018.

2. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления //Теоретические и прикладные 13. исследования психической саморегуляции: тез. докл. науч. конф. Казань, 1982. С.5-8

3. Ясперс К. Вопрос о виновности.

О политической ответственности 14. Германии / Пер. С. Апта. - М.: Прогресс, 1999.

4. Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956

5. Марсель Г. Ответственность философа в современном мире // Путь 15. в философию. Антология. - М., 2001. - С. 254-267.

6. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. - М.: Политиздат, 1990. - 416 с.

153

Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. - М.: Апрель-пресс-Эксмо-пресс, 2000.

Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин - Ремизов - Шмелёв. - Мюнхен, 1959. - 203 с.

Франк С.Л. Сочинения. М.: Прав-да1990.

Бердяев Н. Самопознание. М.: АСТ, 2017.

Абульханова Славская К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова- Славская - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 200 с. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР - М.: Педагогика, 1991. - 152 с Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии № 2, 2004. -С. 36-46.

Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 134-140.

Осницкий, А.К. Психология самостоятельности = методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. - Москва-Нальчик: Психологический институт РАО; Нальчик: ЭльФа, 1996. - 124 с.

16. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избр. произведения: Пер. с нем. М., 1990.

17. Парсон Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. М., 1985.

18. Milton Rokeach (1973). The Nature of Human Values. New York: The Free Press.

19. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. НПЦ. «Психодиагностика» Фонд гражданских инициатив «Содействие», Ярославль, 1991, 19 с.

SELF-MANAGEMENT FACTORS IN THE BEHAVIOR OF MODERN YOUTH

Berezovskaya I.P., Kedich S.I.

Petersburg State Transport University Emperor Alexander I

The transformational changes taking place in modern society put intellectual resources in the first place, pushing back and reducing the role of natural and other resources of the life world. The standards of conduct and value orientations of the individual are changing, which are the most important instrument of personal self-government. In self-government, the social activity of the individual is manifested and the coordination of the internal work of constitution with the surrounding conditions of social life. The system of values and the ability to self-govern through the motivational structure forms the activity of the individual. Within the framework of this topic, a study was conducted among young people aged 15 to 17 years (110 people), residents of the mountains. St. Petersburg. The research is based on the theoretical basis of social philosophy and the activity concept of personality, using comparative analysis and methods of psychological testing.

Keywords: life- world, self-government, responsibility, value orientations.

References

1. Efremova A.A. Self-government as a factor in the social activity of young people in the philosophical and worldview problems // Priority scientific directions and critical technologies. Novosibirsk. Publishing house: limited liability company «center for development of scientific cooperation». 2018.

2. Peisakhov N.M. The system of concepts of the theory of mental self-government // Theoretical and applied research of mental

self-regulation: abstracts. report scientific. conf. Kazan, 1982, pp. 5-8

3. Jaspers K. The question of guilt. On the political responsibility of Germany / Per. S. Apta. - M .: Progress, 1999.

4. Sartre J.-P. Only truth. Moscow: Art, 1956

5. Marcel G. Responsibility of a philosopher in the modern world // Path to Philosophy. Anthology. - M., 2001. - S. 254-267.

6. Camus A. Rebellious man. Philosophy. Politics. Art / Per. with French - M .: Politizdat, 1990. - 416 p.

7. Frankl V. The Will to Meaning. Per. from English - M .: April-press-Eksmo-press, 2000.

8. Ilyin I.A. About darkness and enlightenment. The book of art criticism: Bu-ning - Rem-izov - Shmelev. - Munich, 1959. - 203 p.

9. Frank S.L. Compositions. Moscow: Pravda

1990.

10. Berdyaev N. Self-knowledge. M.: AST, 2017.

11. Abulkhanova- Slavskaya K.A. Psychology and consciousness of personality / K.A. Abulkhanova-Slavskaya - M .: Publishing house of Moscow State University, 1999. - 200 p.

12. Mislavsky Yu.A. Self-regulation and personality activity in adolescence / Scientific research. in-t of general and educational psychology Acad. ped. Sciences of the USSR -M .: Pedagogika, 1991. - 152 p.

13. Konopkin O.A. General ability to self-regulation as a factor of subjective development / O.A. Konopkin // Questions of psychology № 2, 2004.-P. 36-46.

14. Morosanova V.I., Sagiev P.P. Diagnostics of individual-style peculiarities of self-regulation in the educational activity of students // Vopr. psychology. 1994. No. 5. S. 134-140.

15. Osnitsky, A.K. Psychology of independence = methods of research and diagnostics / A.K. Osnitsky. - Moscow-Nalchik: Psychological Institute of the Russian Academy of Education; Nalchik: El-Fa, 1996. - 124 p.

16. Weber M. Protestant ethics and the spirit of capitalism / Weber M. Fav. works: Per. with him. M., 1990.

17. Parson G. Man in the modern world: Per. from English M., 1985.

18. Rokich, M. (1973), "The nature of human values", Svobodnaya pressa [Free Press], no. 5, pp. 20-28.

19. Senin I.G. Terminal values questionnaire. SPC. "Psychodiagnostics" Foundation for Civil Initiatives "Assistance", Yaroslavl,

1991, 19 p.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.