Научная статья на тему 'Влияние системы правового воспитания на процесс формирования правовой социализации личности'

Влияние системы правового воспитания на процесс формирования правовой социализации личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1340
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОПАГАНДА ПРАВА / LEGAL EDUCATION / LEGAL SOCIALIZATION / LAW / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / PROMOTION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурмакин Павел Николаевич

В статье автор доказывает, что сегодня система правового воспитания нуждается в модернизации применительно к социально-экономическим и социально-правовым реалиям общества. Автор приходит к выводу, что право стало фактором жизни, мерой реального правового поведения у субъектов, его нужно максимально приблизить к ним, чтобы граждане знали, ценили и соблюдали законы. Только при таких социально-правовых условиях система правового воспитания личности может стать эффективным процессом в деле конструирования позитивного уровня правовой социализации личности, т.е. тогда, когда полученные в процессе правового воспитания правовые знания, ценности, образцы и эталоны норматипности права превратятся в личные убеждения, в прочную, эффективную, социально правовую установку субъекта строгого следования правовым предписаниям, а, следовательно, и во внутреннюю потребность и привычку соблюдения им норм права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF LEGAL EDUCATION SYSTEM ON THE PROCESS OF FORMING LEGAL PERSONALITY SOCIALIZATION

The author argues that today the legal education system needs to be upgraded in line with socio-economic and socio-legal realities of society. This requires modernization of the legal education system, which combines practice-oriented and student-customized methods and techniques that will enhance the process of positive development of the legal socialization of the individual. The main outcome of the legal education of the individual systems are supposed to be legal awareness, values and attitudes, which can make up the legal sphere of the individual and ultimately form positive socialization of the legal person. The author supposes that in order to become entitled to life factor, a measure of real-legal behavior of the subjects, it should be as close as possible to them, so that the citizens know, appreciate and respect the laws. Only under these social and legal conditions of the legal education the system can be an effective tool in the construction of a positive level of legal socialization of the individual, i.e., when the acquired legal knowledge, values, patterns and standards turn into personal beliefs of a subject and strict adherence to legal regulations and, consequently, to the internal demand and the habit of following the rule of law.

Текст научной работы на тему «Влияние системы правового воспитания на процесс формирования правовой социализации личности»

УДК 340.1:37.035

П. Н. Бурмакин

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье автор доказывает, что сегодня система правового воспитания нуждается в модернизации применительно к социально-экономическим и социально-правовым реалиям общества. Автор приходит к выводу, что право стало фактором жизни, мерой реального правового поведения у субъектов, его нужно максимально приблизить к ним, чтобы граждане знали, ценили и соблюдали законы. Только при таких социально-правовых условиях система правового воспитания личности может стать эффективным процессом в деле конструирования позитивного уровня правовой социализации личности,

т.е. тогда, когда полученные в процессе правового воспитания правовые знания, ценности, образцы и эталоны норматипности права превратятся в личные убеждения, в прочную, эффективную, социально - правовую установку субъекта строгого следования правовым предписаниям, а, следовательно, и во внутреннюю потребность и привычку соблюдения им норм права.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая социализация, право, правовая культура, правовое сознание, правовое обучение, пропаганда права.

Р. N. Вигтакт

THE IMPACT OF LEGAL EDUCATION SYSTEM ON THE PROCESS OF FORMING LEGAL PERSONALITY SOCIALIZATION

The author argues that today the legal education system needs to be upgraded in line with socio-economic and socio-legal realities of society. This requires modernization of the legal education system, which combines practice-oriented and student-customized methods and techniques that will enhance the process of positive development of the legal socialization of the individual. The main outcome of the legal education of the individual systems are supposed to be legal awareness, values and attitudes, which can make up the legal sphere of the individual and ultimately form positive socialization of the legal person. The author supposes that in order to become entitled to life factor, a measure of real-legal

behavior of the subjects, it should be as close as possible to them, so that the citizens know, appreciate and respect the laws. Only under these social and legal conditions of the legal education the system can be an effective tool in the construction of a positive level of legal socialization of the individual, i.e., when the acquired legal knowledge, values, patterns and standards turn into personal beliefs of a subject and strict adherence to legal regulations and, consequently, to the internal demand and the habit of following the rule of law.

Key words: legal education, legal socialization, law, legal culture, legal consciousness, legal education, promotion of rights.

В сегодняшней Российской Федерации становление позитивного уровня процесса правовой социализации личности практически невозможно без системы эффективного практико-ориентированного и личностно-ак-туализированного правового воспитания.

Осмысление правового воспитания имеет разноплановую сущностную характеристи-

ку. Культурологи и социологи считают, что данная деятельность представляет собой особый вид социально-культурной деятельности.

По мнению политологов, это сфера политико-идеологического воздействия на правовую культуру и правовую социализацию индивида, которое в свою очередь направ-

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

лено на восприятие образа правовой жизни поддерживаемого в государстве. Юристы же указывают на исключительно юридический аспект понятия и сущности правового воспитания, где под правовым воспитанием понимается особый вид социально-правовой практики, связанной со становлением в России гражданского общества и правового государства [6, с. 78].

Для того чтобы прийти к единому знаменателю в вопросе о сущности и понятии феномена правового воспитания в российском обществе, необходимо рассмотреть разные сущностные подходы к понятию правового воспитания.

Е. В. Татаринцева считает, что «правовое воспитание - это длящийся достаточно долгий, сложный педагогический процесс. В этом процессе участвуют все граждане в течение своей жизни в качестве воспи-туемых и воспитателей - в зависимости от исполняемых ими в социуме ролей. Результаты этого процесса проявляются при осуществлении субъектами своих действий в правовом поле» [8, с. 6].

А. И. Долгова, полагает, что «правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие субъекта-воспитателя на субъекта-воспитуемого, формирующее правовую культуру, правовое сознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, что в итоге положительно сказывается на процесс правовой социализации личности» [3, с. 10].

Т. И. Акимова разделяет мнение о том, что «правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на индивида правовых знаний, правовых ценностей, правовых установок и образцов нормртипности» [1, с. 66].

По мысли В. К. Бабаева, «правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на правосознание и правовую психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования в структуре их правовой культуры глубоких и устойчивых практико-ориентированных и личностно-актуализированных знаний и ценностей» [2, с. 488].

А. А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы, полагая, что «правовое воспитание состоит в трансляции, накоплении и усвоении правовых ценностей, знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего когнитивного и аксиологического отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои интересы, права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения и преклонения перед правом. Только при таком отношении полученные правовые ценности и знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную законопослушную правовую установку соблюдать законодательство страны» [5, с. 18].

Одним из современных подходов является понимание правового воспитания в двух аспектах: в узком и широком смыслах его значения.

Так, по утверждению З. Н. Каландаришви-ли, «в узком понимании, правовое воспитание - это структурный, целенаправленный, управляемый правовоспитателем педагоги-ческо - ориентированный процесс воздействия на правовую культуру индивидов с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений, необходимых для успешного конструирования правового сознания личности.

В широком же понимании правовое воспитание - это весь многогранный процесс формирования правового сознания и правовой социализации личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных социальных факторов, происходящих в современном социуме [4, с. 42].

Целью правового воспитания является первоочередная необходимость формирования правовой социализации и правовой культуры личности.

Мы же полагаем, что правовое воспитание - это систематический, многогранный и всеобъемлющий педагогический процесс правовоспитательной работы, направленный на позитивное формирование правовой социализации личности, путем выработки у субъектов правового способа мышления, основанного на правовых знаниях, ценностях и законопослушании индивида.

Правовое воспитание представляет систему, то есть совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Элементами такой системы являются субъекты (воспитатели), объекты (воспиту-емые), правовоспитательные мероприятия (формы, средства, методы).

К формам правового воспитания следует отнести способы и виды внедрения в сознание личности знания и понимания норм права и правовой идеологии.

Следует выделить следующие организационные формы правового воспитания личности:

1) правовое просвещение или правовое образование как сообщение, распространение системы правовых знаний и ценностей;

2) правовая пропаганда, как деятельность по распространению правовой идеологии;

3) вовлечение индивидов в правоохранительную и правоприменительную практику;

4) индивидуальная правовоспитательная работа, представляющая собой комплексное воздействие с учетом индивидуальных особенностей личности и условий ее жизни и воспитания.

Важную роль в процессе правового воспитания выполняют такие пропагандистские средства:

- массовые формы устной пропаганды, обеспечивающие систему в получении определенных знаний и понятий (лектории, циклы лекций, проведение устных журналов, профессиональные клубы);

- разовые формы устной пропаганды и агитации (лекции, беседы, встречи за круглым столом, диспуты, и т. п.);

- формы, использующие средства массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение, интернетресурсы;

- формы, использующие средства наглядной агитации и пропаганды (фотовитрины, плакаты, стенды и т. п.)

Мы считаем, что современное правовое образование должно быть направлено на цельное, систематическое формирование всех основных компонентов массовой правовой социализации: рационально-идеологических, психологических, поведенческих. При формировании познавательных элементов правовой социализации необходимо учитывать особенности реальной применимости права и готовность субъектов

массового правового сознания к правильному использованию юридических средств в практической деятельности. Само информирование о праве, разъяснение конкретных правовых норм является первоначальной стадией юридического образования. Одновременно с внедрением правовых знаний должны формироваться эмоционально-психологические компоненты, положительное отношение к правовым установлениям и возможностям их использования, правовые оценки и убеждение в необходимости следовать правовым предписаниям, как личност-но значимым.

Одним из действенных средств правового воспитания личности является пропаганда патриотических, нравственных и правовых знаний. Устоявшимися и признанными формами такой пропаганды должны стать лекции, беседы, тематические вечера и конференции, диспуты, лектории, правовые олимпиады, телефоны «Быстрой юридической помощи».

Следует подчеркнуть большую смежность правового и нравственного воспитания. Правовое воспитание и нравственно-духовная сфера как системы социального регулирования самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Жизнь общества не может протекать отдельно от правопорядка, как и сознание человека не может существовать отдельно от его правосознания. Поэтому действовать сознательно, с глубоким знанием дела человек может только тогда, когда он обогащает постоянно и последовательно круг своих знаний об окружающем мире. Чтобы разрешить социальные вопросы, недостаточно лишь изменения в сфере мыслей, необходимо вызвать соответствующие этим мыслям действия людей, общественные отношения.

Правовое воспитание является одним из элементов системы права, а проблема правоприменения права - это одна из актуальнейших проблем в современной юридической науке. Это связано с тем, что эффективность права выступает показателем качества и знаковости национального права, ее оценки и тем самым дальнейшей перспективой ее развития [9, с. 54].

Эффективность права и социально-правовых явлений измеряется чаще всего отношением цели и результата, к которому еще

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

добавляют затраченные на достижение результата правовые средства. Вместе с тем эффективность права и социально-правовых явлений связана напрямую с конкретным состоянием общества и может быть эксплицирована косвенными показателями, включающими состояния политики, экономики, социальной сферы и законопослуша-емости в социуме [7, с. 257-260].

По нашему мнению, эффективность правового воспитания индивида заключается в наличии или отсутствии позитивного уровня правовой социализации и прежде всего ее главного элемента - правовой культуры (это отчасти измеряется эмпирическими показателями), а также заключается в фактическом правовом поведении (правопорядке) субъекта.

Следует подчеркнуть, что в выработке эффективного социально активного правового поведения личности всегда должен проявляться творческий характер российского законодательства, т. к. эффективность принимаемых законов неразрывно связана с восприятием у субъекта уважения к праву.

Сегодня уровень развития демократии в Российской Федерации предполагает наличие у индивида единства общих компонентов культуры личности. При этом важной задачей является саморегуляция правового поведения человека в обществе. Осуществление этой саморегуляции становится возможным в том случае, когда закон для личности человека становится не просто формализованной системой ограниченных предписаний, а основной социально-правовой установкой. В любом законе важна его справедливость, и формирование правовой культуры необходимо строить на убеждении субъектов правоотношений в значимости закона как высшей социально-нравственной ценности и носителя идей справедливости.

Главным итогом системы правового воспитания является правовые знания, ценности, установки, закладывающиеся в правовой сфере личности, что в итоге и формируют

позитивную правовую социализацию индивида.

По нашему мнению, под правовой социализацией личности следует понимать усвоение человеком развивающихся социальных и правовых ценностей, на основе которых у индивида формируются позитивные социально-правовые и правовые психологические установки, определяющие его поведение в данном социально-правовом пространстве общества.

Правовая социализация личности представляется в единстве процесса освоения правовых ценностей и норм поведения, механизма формирования и развития правовых качеств личности и результата, индикатором которого является адекватное функционирование человека в правовом поле, в результате чего реализуются способности индивида к социально-правовому творчеству и развитию его индивидуальной правовой культуры.

Правовая социализация личности с точки зрения ее целей обеспечивает интеграцию человека в правовую среду, правовые отношения, способствует социально-правовой адаптации к существующим правовым состояниям, актуальным для индивида, осуществляет регуляцию поведения человека и развитие его правовой активности.

Значит, для того чтобы право стало фактором жизни, мерой реального правового поведения у субъектов, его нужно приблизить к ним, чтобы граждане знали, ценили и соблюдали законы. Только при таких социально-правовых условиях система правового воспитания личности может стать эффективным процессом в деле конструирования позитивного уровня правовой социализации личности, т. е. тогда, когда полученные в процессе правового воспитания правовые знания, ценности, образцы и эталоны нор-матипности права превратятся в личные убеждения, в прочную, эффективную, социально-правовую установку субъекта строгого следования правовым предписаниям, а, следовательно, и во внутреннюю потребность и привычку соблюдения им норм права.

Литература

1. Акимова Т. И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания // Современные актуальные вопросы государства, права и юридического образования. Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, 1 ноября 2004 г. Тамбов: Першина, 2004. С. 6-71.

2. Бабаев В. К. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993. 544 с.

3. Долгова А. И. Правовое воспитание молодежи. М.: Знамя, 1979. 46 с.

4. Каландаришвили З. Н. Правовое воспитание и его актуальные проблемы в современном российском обществе // Право и образование. 2009. № 5. С. 2-48.

5. Кваша А. А. Правовые установки граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 28 с.

6. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 78-81.

7. Сапельников А. Б., Честнов И. Л. Теория государства и права. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2006. 279 с.

8. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методология и методика). М.: Высшая школа, 1990. 175 с.

9. Честнов И. Л. Эффективность права с позиции постклассической юриспруденции // Эффективность законодательства в современных социально-экономических условиях: Материалы X Международной научно-практической конференции, 15 апреля 2010 г. М.: РГГУ, 2010. С. 54-63.

References

1. Akimova T. I. Pravovaja propaganda kak sposob formirovanija pozitivnyh jelementov pravovogo soznanija, opredeljajushhih pokazatel' lojal'nosti pravosoznanija (Legal propaganda as a tool of positive elements of legal consciousness shaping which determine loyalty consciousness rate) // Sovremennye aktual'nye voprosy gosudarstva, prava i juridicheskogo obrazovanija. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii, 1 nojabrja 2004 g. (Modern relevant state issues of law and legal education. Proceedings of the scientific-practical Internet-conference, November 1, 2004) Tambov: Pershina, 2004. P. 66-71. (In Russian).

2. Babaev V. K. Obshhaja teorija prava (General theory of law). Nizhny Novgorod: HS HO RF, 1993. 544 p. (In Russian).

3. Dolgova A. I. Pravovoe vospitanie molodezhi (Legal education of the youth). Moscow: Znamja, 1979. 46 p. (In Russian).

4. Kalandarishvili Z. N. Pravovoe vospitanie i ego aktual'nye problemy v sovremennom rossijskom obshhestve (Actual problems of legal education in contemporary Russian society) // Pravo i obrazovanie. 2009. No. 5. P. 42-48. (In Russian).

5. Kvasha A. A. Pravovye ustanovki grazhdan (Legal mindset of citizens): abstract of thesis. Volgograd, 2002. 28 p. (In Russian).

6. Pevcova E. A. Sovremennye definitivnye podhody k pravovoj kul'ture i pravovomu soznaniju (Contemporary definitive approaches to legal culture and legal consciousness) // Zhurnal rossijskogo prava. 2004. No. 3. P. 78-81. (In Russian).

7. Sapel'nikov A. B., Chestnov I. L. Teorija gosudarstva i prava (State and law theory). St. Petersburg: Znanie, 2006. 279 p. (In Russian).

8. Tatarinceva E. V. Pravovoe vospitanie (metodologija i metodika) (Method and concept of legal education). Moscow: Vysshaja shkola, 1990. 175 p. (In Russian).

9. Chestnov I. L. Jeffektivnost' prava s pozicii postklassicheskoj jurisprudencii (Post-classical approach to the effectiveness of law) // Jeffektivnost' zakonodatel'stva v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah: Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 15 aprelja 2010 g. (The effectiveness of the legislation in the current socio-economic conditions: Proceedings of the X International scientific-practical conference, April 15, 2010). Moscow: RHSU, 2010. P. 54-63. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.