Научная статья на тему 'Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях'

Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
904
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / SOCIALIZATION / LEGAL SOCIALIZATION / LEGAL SOCIALIZATION OF THE POLICE OFFICERS / LEGAL UP-BRINGING / LEGAL EDUCATING / LAW EDUCATION / LEGAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пересадина Ольга Владимировна

В данной статье автор раскрывает механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. В статье дается характеристика основным компонентам правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, таким как: правовое воспитание, правовое обучение и юридическая практика. Кроме того, автор анализирует возможные факторы правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях и, как следствие, предлагает наиболее эффективные из них для формирования высокого уровня профессионального правосознания сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author reveals the mechanism of legal socialization of police officers in modern conditions. The article gives characteristics the following components of legal socialization of police officers, such as: legal up-bringing, legal educating and legal practice. In addition, the author analyzes the possible factors of legal socialization of police officers in modern conditions and as a consequence, the author proposes the most effective ones for the formation of professional legal conscience of police officers.

Текст научной работы на тему «Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях»

Пересадина О. В. Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

трибуня молодого ученого

УДК 351.74/76

Пересадина Ольга Владимировна Peresadina Olga Vladimirovna

преподаватель кафедры общей психологии, гуманитарныхи социальныхдисциплин Уральский юридический институт МВД России (620057, Екатеринбург, ул. Корепина, 66)

teacher department of general psychology, humanitarian and social disciplines

Urals law institute of the Ministry of internal affairs Russia (66 Korepina, Ekaterinburg, 620057)

E-mail: [email protected]

Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел

в современных условиях

The mechanism of legal socialization of police officers in modern conditions

В данной статье автор раскрывает механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. В статье дается характеристика основным компонентам правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, таким как: правовое воспитание, правовое обучение и юридическая практика.

Кроме того, автор анализирует возможные факторы правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях и, как следствие, предлагает наиболее эффективные из них для формирования высокого уровня профессионального правосознания сотрудников.

Ключевые слова: социализация, правовая социализация, правовая социализация сотрудников органов внутренних дел, правовое воспитание, правовое обучение, юридическое образование, юридическая практика.

In this article the author reveals the mechanism of legal socialization of police officers in modern conditions. The article gives characteristics the following components of legal socialization of police officers, such as: legal up-bringing, legal educating and legal practice.

In addition, the author analyzes the possible factors of legal socialization of police officers in modern conditions and as a consequence, the author proposes the most effective ones for the formation of professional legal conscience of police officers.

Keywords: socialization, legal socialization, legal socialization of the police officers, legal up-bringing, legal educating, law education, legal practice.

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач сегодня напрямую связано с формированием у сотрудников профессионально важных качеств личности, высокого уровня правового сознания и правовой культуры, сукреплением их служебной дисциплины и законности. Также необходимо поднимать авторитет сотрудников органов внутренних дел в глазах населения, изживать случаи неуважительного, грубого отношения сотрудников к гражданам, непринятия мер по заявлениям и сообщениям о преступлениях и иных правонарушениях. Данное обстоятельство имеет исключительное значение в период комплексного реформирования системы МВД России. Ведь право на доверие и поддержку действий сотрудников органов вну-треннихдел населениемдаюттолько профессионализм, незапятнанная честь и совесть, порядочность и заслуженное делами доброе имя.

Таким образом, в современных условиях особое значение приобретает качество правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, что вызывает необходимость научного определения механизма ее осуществления.

Для характеристики механизма правовой социализации сотрудников органов внутренних дел необходимо исследовать сущность самого понятия «социализация».

Термин «социализация», несмотря на его распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей научных школ (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Сорокин, Н. Смелзер, Э. Эриксон и др.). Так, в западной социологии в конце XIX — начале XX века утвердилось понимание социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются ее наиболее общие устойчивые черты, проявляющиеся в со-

226

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

циально организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества, то есть социализация обозначает совокупность всех социальных процессов (интеграция, адаптация, саморазвитие, самореализация), благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Отметим, что социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

По мере своего научно-теоретического развития термин «социализация» становится употребляемым и в правовой литературе.

Так, А.И. Иванчак утверждает, что правовая социализация — это процесс, в ходе которого индивид приобретает определенные правовые знания и приобщается к правовой культуре общества, где под приобщением к правовой культуре общества понимается адаптационный процесс «включения» человека в социальную структуру, восприятие им правовых норм и ценностей, накопленных в обществе [1, с. 111].

По мысли Ю.И. Гревцова, «главными аспектами правовой социализации личности являются привитие человеку навыков в ориентировании не только в тех сферах права, где необходимо ограничивать и сдерживать себя, но и в тех, где важна инициатива и активность, а также подготовка индивида к занятию им той или иной социальной позиции в обществе, исполнению той или иной социальной роли в юридической сфере» [2, с. 265].

В свою очередь, В.М. Сырых полагает, что «правовая социализация личности — это процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей правовой культуры социума» [3, с. 112]. То есть, по мнению ученого, в основе правовой социализации лежит:

— усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;

— оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;

— усвоение правовой идеологии каксистем-ного научно обоснованного отражения правовой действительности в идеалах, понятиях, принципах.

Таким образом, специфической особенностью правовой социализации является то, что в данном процессе предполагается включение

личности в правовую систему. Так, с одной стороны, правовая социализация связана сзаконо-дательным закреплением презумпции правовой информированности населения, в основу которой положен тезис «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», означающий наличие у каждого индивида определенного минимума знаний о действующем в данный момент праве. С другой стороны, правовая социализация личности позволяет создать условия для индивидуального участия личности в правовой деятельности, в том числе в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности государства.

Говоря о правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, следует подчеркнуть, что сам термин «сотрудник органов внутренних дел» используется для обобщенного наименования должностных лиц системы МВД России, объединяемых одной общей задачей — защитой жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Поэтому в процессе правовой социализации сотрудника органов внутренних дел происходит накопление им правовых знаний как теоретического, так и эмпирического (опытного) характера, ценностных ориентаций, формирование правовых установок, соответствующих его профессиональному статусу — должности.

По мнению С.Н. Кривошея, успешная правовая социализация личности сотрудника органов внутренних дел обусловлена тремя факторами: субъективными ожиданиями, поведенческими установками и стремлением к конформизму [4, с. 14].

Так, субъективные ожидания — это совокупность внутренних побудительных мотивов, эмоций, чувственных переживаний, связанных с некоторым образом той модели социальной среды, в рамках которой сотрудник собирается осуществлять свою профессиональную деятельность. Естественно, что у каждого человека такие ожидания носят индивидуальный характер. Вместе с тем, по мнению ученого, их можно объединить в несколько унифицированных групп («приоритетов стремлений»). В частности, говоря о службе в органах внутренних дел, следует обозначить следующие:

— приобретение статуса государственного должностного лица, что влечет право на льготы и привилегии, обусловленные этим статусом (например, социальное обеспечение);

— реализация внутренней потребности «жить по закону, в соответствии с законом и во

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

227

Пересадина О. В. Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

Пересадина О. В. Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

трибуня молодого ученого

имя закона». Данная потребность предполагает, что сотрудник в рамках служебной деятельности может отчасти реализовать свои идеальные представления об общеправовых принципах (гуманизме, справедливости, равенстве всех перед законом и т. д.), а также обеспечить выполнение названных принципов всеми членами общества;

— возможность реализовать эгоистические цели, в том числе и связанные со злоупотреблением должностным положением, нарушением служебной дисциплины и законности. Данный вид ожиданий, бесспорно, носит негативный характер и ведет к профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем, недооценивать его нельзя.

Следует подчеркнуть, что названные субъективные ожидания в той или иной степени сочетаются в процессе правовой социализации личности сотрудника органов внутренних дел, поэтому все их необходимо учитывать. В противном случае невозможно будет создать действительно объективного представления об эффективности механизма правовой социализации вданной профессиональной сфере.

Поведенческие установки сотрудника органов внутренних дел определяют его фактическое поведение в той или иной ситуации. При этом на поведение сотрудника оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Так, например, к числу объективных факторов можно отнести: особенности социально-политической и экономической ситуации, сложившейся в данный период в регионе, в стране; отношение общества ксотрудникам органов внутренних дел и к осуществляемой ими деятельности ит. д. К факторам субъективного характера следует отнести уровень правового сознания и правовой культуры сотрудника органов внутренних дел, черты его характера, профессионально важные качества, а также способности сотрудника к самоконтролю, при необходимости, к самоограничению и т. д.

Наконец, третьим фактором правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, по мнению С.Н. Кривошея, является ихстремление к конформизму. Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — это приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления [5, с. 625].

Так, исследователь считает, что стремление сотрудников органов внутренних дел к конформизму может иметь своей целью, с одной

стороны, своеобразную защитную реакцию, предполагающую «растворение» сотрудника в служебном коллективе «себе подобных» и, соответственно, перераспределение трудозатрат, связанных с осуществлением общих оперативно-служебных задач и с «дроблением» ответственности за возможные негативные последствия осуществляемых мероприятий. С другой же стороны, конформизм может выступать в качестве позитивного фактора. Например, в том случае если молодой неопытный сотрудник попадает в коллектив с устоявшимися профессиональными традициями, в котором царит обстановка взаимопонимания, взаимопомощи и, вместе с тем, нетерпимости к каким бы то ни было противоправным проявлениям, то в этом случае стремление походить на своих более опытных коллег будет играть роль мощнейшего побудительного фактора позитивного характера.

Таким образом, правовая социализация личности сотрудника органов внутренних дел, во-первых, есть восприятие сотрудником правовых норм и ценностей, усвоение им социального и профессионального опыта. Здесь активным субъектом является сам сотрудник. Во-вторых, она подразумевает передачу социального и профессионального опыта от общества, служебного коллектива к личности сотрудника органов внутренних дел. Где субъектом, наоборот, является общество. Результатом же является формирование активной жизненной и профессиональной позиции сотрудника органов вну-треннихдел, высокого уровня его правового сознания и правовой культуры.

Продолжая исследование механизма правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, подчеркнем большую значимость правового воспитания и правового обучения в этом процессе.

А.А. Левченко считает, что правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность соблюдать закон [6, с. 37].

Вообще, правовое воспитание, как и любая другая форма воспитания, является це-

228

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

ленаправленным процессом, который должен осуществляться планомерно, системно, организованно, непрерывно и предусматривать воздействие на сознание людей совокупности различных воспитательных методов, форм и средств по формированию у них необходимых правовых знаний, умений, установок, ценностных ориентаций, убеждений, потребностей, привычек и т. д.

Сегодня в основном сложившаяся, хотя и продолжающаяся совершенствоваться система воспитательной работы в органах внутренних дел, наряду с государственно-патриотическим, профессионально-нравственным, культурно-

эстетическим включает в себя и правовое воспитание.

Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел характеризуется специфическими чертами, определяющимися особенностями их профессиональной (юридической) деятельности. Так, специфика правового воспитания сотрудников, в зависимости от выполнения поставленных задач, определяется следующими видами юридической деятельности: правоохранительная деятельность, состоящая в применении мер защиты для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, и правоприменительная — в привлечении правонарушителей к юридической ответственности (административной, уголовной). Кроме того, во вмешательстве сотрудников в поведение граждан, когда оно не соответствует закону, и в применении различных мер государственного принуждения, не связанных с юридической ответственностью. Также сотрудники органов внутренних дел осуществляют организационную, информационную, консультативную, профилактическую, воспитательную и другие виды деятельности, которые в юридической науке принято называть «обеспечительными».

Таким образом, главная задача воспитания в органах внутреннихдел, в частности правового, — это всеми возможными способами актуализировать, показывать сотрудникам органов внутренних дел высокий нравственный смысл их профессиональной деятельности. Каждый сотрудник должен за ежедневной «текучкой» ощущать свою сопричастность высшим нравственным идеалам: служить Родине, быть верным Присяге.

Осуществление качественного процесса правовой социализации сотрудников органов внутренних дел предполагает верный выбор таких структурных элементов правового воспитания, как его формы и средства, которые, в

свою очередь, эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных воспитательных мер.

Традиционно в органах внутренних дел сложились следующие организационные формы и средства правового воспитания: информационно-пропагандистская работа (правовая пропаганда и агитация); индивидуальная правовоспитательная работа; правовое самовоспитание.

Следует сказать, что информационно-пропагандистская работа (правовая пропаганда и агитация) в МВД России направлена на формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников посредством предоставления и разъяснения личному составу необходимой для служебной деятельности информации, убеждения сотрудников в правильности государственной правоохранительной политики.

В свою очередь, индивидуальная правовоспитательная работа представляет собой систему мер индивидуального воспитательного воздействия на сотрудника органов внутренних дел, осуществляемых с учетом его личностных особенностей и направленных на формирование у него всего комплекса профессионально значимых и нравственно необходимых качеств в интересах безупречного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Индивидуальная правовоспитательная работа в органах внутренних дел проводится в следующих формах: индивидуальные беседы; психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик; анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины и законности. Также значительную помощь в индивидуальном правовом воспитании сотрудников органов внутренних дел сегодня оказывает использование института наставничества.

Отметим, что в современных условиях реализация вышеперечисленных организационных форм и средств правового воспитания в органах внутренних дел должна быть направлена не только на сотрудников от некоего воспитывающего субъекта, она должна исходить и от них самих. То есть сотрудник должен в процессе своей деятельности осуществлять правовоспитательную работу с населением, тем самым более полно усваивая правовые принципы и нормы, глубже вникая в суть правореализационных процессов, развивая собственную творческую активность. Поэтому такая форма как правовое самовоспитание, которая может быть успешно реализована только по инициативе самого со-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

229

Пересадина О. В. Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

Пересадина О. В. Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

трибуня молодого ученого

трудника, вполне совместима с его правовым воспитанием.

По мнению автора, правовое самовоспитание заключается в формировании у сотрудника органов внутренних дел глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики. Кроме того, самовоспитание для личности сотрудника органов внутренних дел — это эффективный способ профилактики деформации профессионального правосознания и поддержания на должном уровне своего профессионализма, поэтому при проведении с личным составом органов внутренних дел мероприятий правовоспитательной направленности, необходимо думать и о том, как мотивировать сотрудника работать над собой, научить его правильно оценивать свои поступки, замечать свои негативные качества, мешающие решать профессиональные задачи.

Особая роль в механизме правовой социализации сотрудников органов внутренних дел, как ранее говорилось, отводится правовому обучению. В.Н. Гуляихин отмечает, что именно на данный компонент приходится основная тяжесть работы по выполнению задачи формирования нормального правосознания личности, которая в результате социализации должна успешно усвоить институциональные мотивы, знания и умения, необходимые для выполнения требуемой или ожидаемой от нее другими правовой деятельности [7, с. 68].

Правовое обучение сотрудников органов внутренних дел как компонент их правовой социализации можно подразделить на общее и специальное. Общее правовое обучение осуществляется в рамках школьного образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т. д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических специальностей. Специальное же правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время особую роль на стадии профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел играет их правовая социализация в период обучения в ведомственных образовательных организациях МВД России. Это объясняется тем, что данный этап правовой социализации отличается содержанием большой доли правовоспитательного воздействия на личность сотрудника.

Таким образом, сегодня приоритетные позиции в процессе правового обучения сотрудников органов внутреннихдел отводятся юридическому образованию. По мнению В.Н. Гуляихина, юридическое образование есть создание образа правомерного поведения, восприятие ценностей правовой культуры и формирование правильных представлений о социально-правовой сфере жизнедеятельности общества [8, с. 61].

Ведь несмотря на то, что в идеале правоприменитель — это носитель профессионального правосознания, имеющий высокий уровень формализованных правовых знаний и глубокое понимание правореализационнных процессов, на практике это далеко не всегда соответствует действительности. Если сотрудник не получил высшего юридического образования, он будет вынужден затратить определенное время на приобретение необходимых знаний. Ни для кого не секрет, что в органах внутреннихдел все еще существует нехватка квалифицированных специалистов, в особенности с юридическим образованием, поэтому процесс правового обучения сотрудникам, вновь поступившим на службу в органы внутренних дел, иногда приходится начинать с нуля, например, проходя первоначальную подготовку в учебных центрах МВД России, а также переподготовку или повышение квалификации в образовательных организациях МВД России.

Таким образом, правовое обучение сотрудников органов внутренних дел — это процесс и следствие рационально организованной их правовой социализации, в ходе которой сотрудник воспринимает образцы правомерного поведения в качестве матрицы своей правовой деятельности.

Следует сказать, что как бы ни старались субъекты правовоспитательной работы в органах внутренних дел вести активную информационно-пропагандистскую и индивидуальную правовоспитательную работу, какое бы эффективное ни было правовое обучение, какие бы силы и средства на это ни выделялись, но если юридическая практика правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, будет носить поверхностный характер, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права — это необходимость, к тому же довольно выгодная.

В связи с этим, по мнению автора, еще одним значимым компонентом механизма правовой социализации сотрудников органов внутренних дел является юридическая практика, так как важно видеть результат сформирован-

230

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

ности правовых знаний, убеждений, установок у сотрудника.

Отметим, что в науке сложились три точки зрения на понятие юридической практики. Согласно первой точки зрения юридическая практика отождествляется с юридической деятельностью. Вторая точка зрения отграничивает юридическую практику от юридической деятельности, причисляя к первой только объективированный опыт правовой деятельности, то есть ее результаты. Третья точка зрения рассматривает юридическую практику как неразрывное единство правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта. Автор придерживается последней точки зрения, где юридическая практика сотрудников органов внутренних дел должна включать в себя, во-первых, их непосредственную юридическую деятельность и, во-вторых, юридический (социально-правовой) опыт, полученный в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Следовательно, юридическая практика сотрудников органов внутренних дел должна включать в себя, во-первых, их непосредственную юридическую деятельность и, во-вторых, юридический (социально-правовой) опыт, полученный в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Исходя из изложенного выше, можно утверждать, что правовая социализация сегодня представляет собой необычайно значимое и сложное социально-правовое явление, крайне необходимое каждому индивиду для успешного функционирования в правовом поле социума. Именно поэтому правовая социализация сотрудников органов внутренних дел является одной из важнейших частей общего процесса их профессиональной социализации и представляет специфическое проявление компонентов механизма формирования и развития правовой культуры и правового сознания каждого сотрудника.

Таким образом, механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел должен включать в себя формирование у них чувства ответственности как моральной, так и юридической, осознание служебного долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения правовых норм и принципов. Все это в конечном счете обеспечивает правомерное поведение и высокую степень правовой воспитанности каждого сотрудника, которые сейчас так необходимы в нашем государстве. Ведь профессионализм и справедливость торжествуют в профессиональной деятельности сотруд-

ников органов внутренних дел лишь тогда, когда каждый сотрудник как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает профессиональное мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Примечания

1. Иванчак А.И. Правовая социализация личности. (К вопросу об исследовании понятия) // Герце-новские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998.

2. Гревцов Ю.И. Социология. СПб., 2003.

3. СырыхВ.М. Социология права. М., 2001.

4. Кривошей С.Н. Правовая социализация личности сотрудника органов внутренних дел в современной России: Теоретико-прикладной аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.

5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1988.

6. Левченко А.А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в современной России: материалы и тезисы докладов студенческой научно-практической конференции. Ростов н/Д., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гуляихин В.Н. Механизм правовой социализации российских граждан // Право и образование. 2011. № 2.

8. Гуляихин В.Н. Юридическое образование как фактор и средство правовой социализации российских граждан // Право и образование. 2010. № 10.

Notes

1. Ivanchak A.I. Legal socialization of the individual. (On the question of the study of the concept) // Read Gertsenovskie 1998. Actual problems of the social sciences. St. Petersburg, 1998.

2. Grevtsov Yu.I. Sociology. St. Petersburg, 2003.

3. Syrykh V.M. The sociology of law. Moscow, 2001.

4. Krivoshey S.N. Legal socialization of the individual members of the Interior in modern Russia: Theoretical and applied aspects: author's. abstract... candidate of legal sciences. St. Petersburg, 2003.

5. The Soviet encyclopaedic dictionary / ed. A.M. Prokhorov. Moscow, 1988.

6. Levchenko A.A. Ratio setting and motivation of lawful behavior // Actual problems of law and practice in modern Russia: Proceedings and abstracts of student scientific and practical. conf. Rostov on Don, 2000.

7. Gulyaikhin V.N. The mechanism of legal socialization of Russian citizens // Law and education. 2011. № 2.

8. Gulyaikhin V.N. Legal education as a factor and a means of legal socialization of Russian citizens // Law and education. 2010. № 10.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

231

Пересадина О. В. Механизм правовой социализации сотрудников органов внутренних дел в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.