УДК 34 ББК 67
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА БЕЛЯЕВА,
доцент кафедры государственно- правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются факторы формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел как базовый элемент процесса социализации и как одна из форм группового правосознания, проявляющихся в отношении к праву, которое определяется системой ценностных ориентаций и установок и формируется в профессиональной правоприменительной административной деятельности и играет роль регулятора поведения сотрудников полиции как субъектов правоохранительной функции государства.
Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, профессиональное правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
Annotation. Considered the factors of professional sense of justice of law enforcement officers, as a basic element of the process of socialization and as a form of group justice, demonstrated in regard to the law, which is determined by a system of value orientations and attitudes, and is formed in a professional law enforcement administration and plays the role of regulator of behavior police officers as subjects of law enforcement functions of the state.
Keywords: legal status; officer of the Internal Affairs; professional sense of justice; legal culture, legal education.
Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе. Но выполнить эту задачу возможно только тогда, когда между правовой системой государства и уровнем массового правосознания граждан существует соответствие. Если значительная часть населения не считает нужным подчиняться закону и уклоняется от его соблюдения, то власти приходится либо прибегать к массовым репрессиям, либо закрывать глаза на нарушения законности. В первом случае она становится на путь тоталитарного террора, а во втором - проявляет слабость, чреватую, расшатыванием правопорядка и анархией. И то, и другое, с точки зрения современной правовой культуры, неприемлемо. Поэтому остается одно: приводить правовую систему и правосознание граждан в соответствие друг другу. А для этого необходимо, с одной стороны, отражать в законодательстве правовые представления, господствующие в обществе, с другой, - поднимать правовую культуру населения, т.е. уровень массового правосознания и законопослушания1.
Правовая культура общества - это комплекс регуляторов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании людей, т.е. их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как
следует относиться к действующей в государстве правовой системе2.
В связи с выделением проблем правосознания отдельной профессиональной группы - сотрудников органов внутренних дел - необходимо обратиться к определению профессионального правосознания в науке. Проблемы профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов стали разрабатываться в юридических науках начиная с 70-х годов прошлого века и, соответственно, определения были сформулированы юристами. В силу этого большинство определений профессионального правосознания являются недостаточно полными с точки зрения психологии и содержат некоторые спорные моменты.
Дискуссионным является вопрос, касающийся психологических компонентов, которые входят в структуру профессионального правосознания и правосознания вообще. У каждого из авторов, формулирующих определение, они свои, и этих компонентов, порой, слишком много. Большинство авторов едины в одном - это знания или юридические знания; у многих еще включены ценностные ориентации. Психологические компоненты структуры профессионального правосознания у разных авторов различны, это могут быть юридические, политические морально-нравственные установления и другие структурные образо-
вания. Современные психологические исследования доказали, что правосознание проявляется как система отношений личности к праву. На это же указывают и некоторые исследователи юристы - «отношение к действующим правовым институтам представляет собой центральный элемент структуры профессионального правосознания работников органов внутренних дел»3.
Д.С. Безносов на основании результатов исследований пришел к выводу, что позитивное отношение к праву как проявление правового сознания формируется в процессе получения юридического образования, но так же важную роль играет постоянная практическая деятельность4.
На наш взгляд, более обоснованной будет точка зрения о том, что профессиональное правосознание и позитивное отношение к праву не тождественны, т.е. понятие профессиональное правосознание гораздо шире позитивного отношения к праву и профессиональное правосознание включает в себя позитивное отношение к праву.
Для формирования профессионального правосознания решающим фактором будет являться не наличие или отсутствие юридического образования, хотя изучение юриспруденции тоже можно рассматривать (и рассматривается) как этап профессионализации в период учебной деятельности, а наличие профессиональной юридической деятельности. У человека, получившего юридическое образование, но не занимающегося юридической деятельностью, формирование профессионального правосознания остановится на стадии подготовки к профессиональной деятельности5.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение. Профессиональное правосознание - одна из форм культурно и исторически обусловленного группового правосознания, формирующаяся у людей, осуществляющих профессиональную деятельность, которая связана с правоотношениями. Профессиональное правосознание проявляется в отношении к праву, которое определяется системой ценностных ориентаций и установок и реализуется в процессе профессиональной деятельности.
В жизни общества правовая культура играет важную роль. Во-первых, она олицетворяет собой гармоничное развитие человека, через которое достигается общесоциальный прогресс. Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельност-ную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом.
Во-вторых, правовая культура представляет собой совокупность накопленных человечеством юридических ценностей. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности.
В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроиз-
водится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы6.
Правовая культура личности характеризует знание, понимание, уважение и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его юридически значимого поведения, утверждают С.С. Алексеев, И.А. Иванников и др.7 Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции Российской Федерации и иных законов. Ее сформированность определяется не только знанием и пониманием права, но и правовыми суждениями о нем как о социальной ценности, а главное - активной работой по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка8.
Не секрет, что сегодня мы постоянно сталкиваемся с низким уровнем, а то и с отсутствием правовой культуры во всех сферах общественной жизни. Это касается и юридической безграмотности граждан, и скептически-безразличного отношения к закону, отрицания его ценности, правового нигилизма и несоблюдения нормативных правовых актов. Особенную тревогу вызывают вышеперечисленные проявления у людей, призванных в силу своей профессии тем или иным образом «стоять на страже законности», либо у специалистов, беззаконные действия которых несут угрозу жизни и здоровью остальных граждан9.
Понятно, что любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Однако, есть особый круг профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека. Именно к ним общество всегда предъявляло более высокие нравственные критерии. Это и относится в большей степени к сотрудникам органов внутренних дел.
Хотя установлено, что закономерности формирования профессионального правосознания и особенности проявления специальных правовых способностей являются общими для всех видов и сфер правоприменительной деятельности, однако имеются определенные особенности профессионального правосознания, обусловленные спецификой правоприменения в различных сферах правового регулирования. Одной из особенностей правосознания сотрудников органов внутренних дел является принципиальная неоднородность, обусловленная разноплановостью профессиональной деятельности подразделений органов внутренних дел современной России.
Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел можно охарактеризовать как одну из форм группового правосознания, проявляющуюся в отношении к праву, которое определяется системой ценностных ориентаций и установок и формируется в профессиональной правоприменительной административной деятельности и играет роль регу-
лятора поведения сотрудников полиции как субъектов правоохранительной функции государства.
Для того, чтобы нормы права, и прежде всего административного, стали регулятором поведения сотрудников подразделений органов внутренних дел только знания соответствующих норм права недостаточно, необходимо включить их требования в систему жизненно-служебных отношений. Обязательным условием является их включение в систему ценностных ориентаций личности; необходимо, чтобы ценность права, в том числе и в виде административных правовых норм, приобрела «личностный смысл»10.
Профессия сотрудника полиции должна являться не просто способом заработка, а способом реализовать себя. Сотрудники должны осознавать, что их профессиональная деятельность является способом служить правовым и гуманистическим ценностям.
Профессиональное правосознание и позитивное отношение к праву в форме правового реализма должны быть присущи профессиональной идентичности личности сотрудника органов внутренних дел. Развитость профессионального правосознания зависит от степени взаимообусловленности личностных ценностей сотрудника органов внутренних дел и ценностей профессиональной деятельности, в данном случае юридической. В структуру ценностей профессиональной деятельности должны входить правовые ценности и ценности, обусловленные отношением профессиональной деятельности сотрудника полиции к профессиональной деятельности в системе «человек - человек» т. е. гуманистические ценности.
Процесс формирования ценностных ориентаций и профессиональная деятельность, выполняемая сотрудником органов внутренних дел взаимодетерминирова-ны. Так, в контексте профессиональной деятельности, с одной стороны, отношение к праву формируется на основе системы ценностно-смысловых ориентаций сотрудника, обусловленных его прошлым опытом, а с другой стороны, сама деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности сотрудника.
Правовая культура является доминирующим фактором, играющим роль своеобразного «фильтра», через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правомерное поведение11.
Правовая культура также является и базовым элементом в процессе правовой социализации сотрудника органов внутренних дел. Культура и содержание правосознания в основном зависят от знания права. Однако, знание права не является решающим фактором правомерного поведения. Поэтому социально-правовые механизмы стимулирования правомерного поведения, указывает В.В. Лазарев, должны включать не
только негативные санкции и юридическое просвещение, но и национально-государственную идеологию, влияющую на формирование правовых установок личности в ее социально-конкретных условиях12.
Как уже было отмечено ранее, важное место в правовом воспитании сотрудников органов внутренних дел отводится профессионально-правовому обучению. В ходе такого обучения сотрудники не только овладевают профессиональными навыками и умениями правоохранительной деятельности, не только знакомятся с системой правовых знаний, но и формируют свое правосознание, которое является основой, фундаментом их правовой культуры. Не случайно в этой связи в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ особое внимание обратил на то, что «решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы»13.
1 ЛившицР.3. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Государство и право. 2005. № 10. С. 98.
2 Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2011. С. 403.
3 Безносов Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ: Автореф.: Дис... канд. психол. наук / Безносов Д.С. СПб., 2008. С. 10.
4 Там же. С. 11.
5 Иванников И.А. Концепция правовой культуры // ИВУЗ. Правоведение. 2008. № 3. С. 25.
6 Ромашов Р.А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект // Правовая культура. 2006. № 1. С. 7-10.
7 Иванников И.А. Концепция правовой культуры // ИВУЗ. Правоведение. 2008. № 3. С. 26.
8 Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции / О.А. Гулевич. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.С. 114.
9 См.: Комлев Ю.Ю., Демидов В.Н., Толчинский Л.Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности // Государство и право. 2011. № 3.
10 Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции / О. А. Гулевич. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С.114.
11 Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2004. С. 241.
12 Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2011. С. 404.
13 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. 2011. 23 декабря.