Юридические науки
УДК 342.9
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЛИЯНИЯ ТРАНСФОРМИРОВАННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ИХ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.Н. Фролов, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
E-mail: Lexa121578@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния трансформированного правосознания сотрудников полиции на их правореализационную деятельность, изучаются существенные аспекты, влияющие на формирование правосознания полицейских, их правосознание и правовую культуру. Автором подробно анализируются различные научные подходы к пониманию путей формирования правосознания, выявляются обстоятельства и особенности влияния трансформированного правосознания сотрудников полиции на реализуемую ими деятельность.
Ключевые слова: право, правосознание, трансформация правосознания, правовые процессы, источник права, правовые акты, сотрудники полиции, формирование правосознания полицейских, правовая культура человека.
INFLUENCE OF TRANSFORMED LEGAL AWARENESS OF POLICE OFFICERS ON THEIR ENFORCEMENT
Abstract. The article examines the effect of transformed legal awareness of police officers on their enforcement, examines significant aspects that influence the formation of legal consciousness of police officers, their legal consciousness and legal culture. The author analyzes various scientific approaches to understanding the ways of development of consciousness, identifies the circumstances and especially the impact of the transformed legal consciousness of police officers for their activities.
Keywords: law, legal consciousness, transformation of legal consciousness, legal process, source of law, legal acts by police, the formation of legal consciousness of police officers, legal culture of person.
Рассматривая вопрос о личности сотрудника полиции, следует заметить, что в процессе его повседневной трудовой деятельности под влиянием окружающей социальной среды формируются его социально-правовые установки. Среди них можно выделить [1]:
- направленность на право;
- предрасположенность и готовность действовать в соответствии или в противоречии с законом;
- принципиальная внутренняя направленность личности на ценности правовой культуры общества или на их отрицание.
Формирование правосознания сотрудников полиции является сложным многофакторным процессом, включающим в себя как объективные, так и субъективные детерминанты. Особенности их воздействия определяется степенью их проникновения сквозь призму особенностей, во многом обусловленную уровнем социальной адаптированности и культурно-нравственного развития личности.
Среди существенных аспектов, влияющих на формирование правосознания полицейских, следует выделить:
- социальную среду,
- профессиональную деятельность,
- профессиональное образование,
- другие формы общественного сознания,
- средства массовой информации (коммуникации).
Особое значение среди факторов, оказывающих влияние на формирование позитивного правосознания полицейских, приобретают культурные факторы: литература, искусство, кино и телевидение, средства массовой информации, в т.ч. ведомственная печать [2].
Происходящие изменения в государстве, самым непосредственным образом отражаются на правосознании сотрудников полиции. В условиях изменяющихся реалий происходит трансформация правового сознания, которая непосредственным образом отражается на их правореализационной деятельности. Это находит выражение во многих проявлениях и требует особого внимания и изучения.
Правосознание полицейских создается под воздействием отличительных черт их работы. Его целью являются конкретные отрасли права. Правосознание полицейских на профессиональном уровне направлено на стандарты административного права. Правосознание следователей и дознавателей нацелено на стандарты уголовного права и уголовного процесса. Основываясь на вышеизложенным, можно прийти к выводу, что так называемые стереотипы правосознания полицейских касаются самых разных подразделений полиции. Вместе с тем, влияние трансформированного правосознания затрагивает всю реализуемую ими деятельность, независимо от отраслей права, на которые она ориентирована.
Успешность осуществления защиты государственного строя и правопорядка во многом обусловлены уровнем профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов. Формирование правосознания полицейских это сложный процесс, включающий в себя множество различных факторов объективного и субъективного характера.
Существуют различные научные подходы к пониманию путей формирования правосознания:
- Сторонники диалектико-материалистического подхода считают, что правосознание есть продукт отражения закономерностей и объективных процессов правовой жизни общества.
- Сторонники социокультурного подхода полагают, что правосознание есть продукт культурно-исторического развития народа, этноса, социальной группы, цивилизации.
Эти подходы сложились не случайно, дело в том, что с одной стороны, правосознание можно рассматривать как продукт отражения закономерностей и объективных процессов правовой жизни общества. С другой стороны, объективные закономерности не всегда однозначно определяют поведение человека.
Индивид наделен свободой выбора и, обладая свободной волей, он вправе самостоятельно решать, какие из объективных закономерностей окружающего мира принимать во внимание для мотивации своих поступков, а какие принимать не следует. В процессе осуществления этого выбора существенную роль играют традиции, культурно-исторический опыт развития народа, этноса, социальной группы, к которым он принадлежит.
Системно исследуя профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел, специалисты выделяют целый комплекс факторов, влияющих на его формирование и функционирование [3]:
- социально-экономические,
- социально-политические,
- социально-правовые,
- социально-психологические,
- культурно-этические,
- организационно-управленческие факторы.
Наиболее значимым является влияние организации деятельности органов полиции в практическом плане. Этот фактор заслуживает более пристального внимания еще и потому, что, в сущности, все остальные факторы оказывают воздействие на состояние правосознания конкретных сотрудников не прямо, а опосредованно, через комплекс организационных факторов (формы и методы деятельности, критерии оценок, систему стимулирования, организационные структуры, ресурсное обеспечение).
К факторам, оказывающим существенное влияние на формирование правового сознания сотрудников полиции, следует отнести:
- социальную среду;
- профессиональную деятельность;
- профессиональное образование;
- другие формы общественного сознания;
- средства массовой информации, интернет, телевидение, радио, кино, литературу, искусство, рекламу;
- ведомственные средства массовой информации, в том числе ведомственную печать.
Также, изучая особенности влияния трансформируемого правосознания сотрудников
полиции на их правореализационную деятельность, следует принимать во внимание некоторые аспекты, влияющие на его функционирование и содержание. Нравственное сознание полицейских - один из таких аспектов. Нравственное сознание полицейских влияет на их правосознание на профессиональном уровне.
Это можно объяснить природой нравственных требованием, тем, что они представлены во всех областях деятельности человека. В категориях нравственного сознания, в нем самом имеются общие ценности образа действий людей. Также сюда следует добавиться ценности, связанные с профессией. Правоприменительная деятельность по своей сути имеет не только правоохранительную природу. Важно отметить, что она является нравственной. На нравственном сознании полицейских все это сказывается [4].
Деятельность полиции нельзя рассматривать вне контекста социальной среды. Всегда необходимо принимать во внимание ее зависимость от общества, ее оценку общественного мнения. В демократическом обществе полицейские права и полномочия ограничены тем, что являются проблемными с точки зрения соблюдения и защиты фундаментальных прав и свобод отдельных лиц.
У полицейских должно быть сформировано убеждение в том, что использование принуждения приемлемо исключительно в пределах законов. Это повышает степень правосознания и дисциплинирует профессиональную деятельность. Таким образом, становится очевидным, что работа полицейских, с позиции соблюдения свобод и прав человека, расщеплена на две проблемы, которые являются равнозначными. Одна из таких сложностей имеет
отношение к деятельности внутри подразделения. Это проблема социальной защиты работников полиции. Они должны быть обеспечены всеми правами, которые гарантирует им государство.
Следовательно, основная задача, которую в данном контексте необходимо решить, сводится к осмыслению качества содержания работы полицейских, определению мерила качества в рамках ценностей, которые являются общечеловеческими.
Успешное выполнение задач органами внутренних дел, которые стоят перед ними по совершенствованию оперативно-служебной деятельности тесно связано с формированием у сотрудников полиции правовой культуры и правосознания, высоких гражданских, профессионально-нравственных качеств, укреплением морального климата в служебных коллективах, что, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом [5].
Низкий уровень правового сознания сотрудников правоохранительных органов приводит к использованию ими служебного положения в личных, неслужебных целях, пренебрежению нормами морали, к нарушениям норм закона. В связи с этим особый интерес представляет анализ особенностей правосознания сотрудников, выявление их ценностных детерминант, которые обусловливают характер и направленность личности [6].
Проблема правосознания и нравственной регуляции деятельности сотрудников полиции стала особенно актуальна на этапе реформирования правоохранительных структур России в процессе общей модернизации государства. Многие сотрудники в этот период привлечены к уголовной ответственности за взяточничество и служебный подлог, превышение должностных полномочий [7].
Нарушений законности среди личного состава подразделений полиции, проблема профилактики преступлений, совершаемых сотрудниками, остается не решенной, а потому актуальной. Усилия по формированию нового облика полиции, повышению доверия общества к правоохранительным органам не будут иметь ожидаемых результатов при сохранении данной проблемы.
По сути, институт свобод и прав гражданина и человека приобрел природу общепризнанной парадигмы развития государства в правовом плане. Формирование новой российской государственности вылилось в том, что на конституционном уровне была провозглашена идея высшей ценностей человека, его свобод и прав. За государством была закреплена конституционная обязанность - защита свобод и прав гражданина и человека.
Изучение работы по расследованию и раскрытию преступлений, которое было комплексным, по большей части выступало в качестве предмета методической деятельности судебных и правоохранительных органов, криминалистики. В современных условиях на судопроизводство и расследования активно влияют научно-технические и информационные технологии и методы. Появляются новые методы доказывания и новые источники доказательств. Таким образом, нормативно-правовой анализ не поможет развить и улучшить практику доказывания.
В теории судебных доказательств это было проявлено в том, что усилилось внимание к информационной, содержательной грани процессуального доказывания. Начали использоваться понятия теории информации и другие средства современной методологии научного познания.
Очевидно, что с принятием Федерального закона «О полиции», роль данной структуры в решении вопросов, связанных с обеспечением гражданских свобод и прав людей, стала
ключевой. Все дело в том, что в российском обществе роль гражданина развивается в Гражданском кодексе РФ. В п. 2 ч. 1 ст. указано, что юридические лица и физические лица (граждане) получают и реализуют свои права в своих интересах и в соответствии со своей волей.
По нашему мнению, данное положение играет важную роль в процессе взаимодействия общества и полиции. Значение и роль последних увеличивается в связи с тем, что в современных условиях гражданское общество является структурированным общественным организмом, охватывающим все сферы жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека [8].
Проведенный нами обзор показывает, что сущность любой компании подразумевает конкретный регламент по отношению к положению людей в обществе. Также здесь речь идет о функциях, которые люди выполняют. Общество как реальный комплекс подразумевает наличие взаимодействия и связей между людьми на основе их повеления. Образование данных связей на начальной стадии может быть стихийным. Впрочем, впоследствии представленный процесс становится организованным.
Начало организации вносится в общество тем актом, что оно всегда в той или иной мере однородным не является. Оно разграничено по определенным критериям и признакам. Люди, являющиеся частью общества, структурированы и объединены функциями, которые на них возложены. В данном контексте нам кажется необходимым отметить, что отдельные группы постоянно взаимодействуют на основе видов и форм общественной и профессиональной деятельности.
Полиция, представленная в качестве одного из органов управления со стороны государства, в своей работе охватывает все общество и его структурные составляющие. Она обладает стабильным характером в реализации и формировании процесса взаимодействия с другими субъектами жизни общества.
В целом, мы хотели бы заметить, что институты гражданского общества обладают способностью со временем видоизменяться. Это происходит под воздействием различных экономических и политических обстоятельств. Роль полиции заключается в выявлении случаев, мониторинге общественных процессов, которые препятствуют цивилизованному и динамичному развитию общественных институтов и отношений [9].
Становится ясным, что реформирование работы органов внутренних дел определило актуальность и необходимость работ, целью которых является изучение и проработка аспектов, влияющих на данный процесс [10]. Правосознание субъектов, занимающихся правоохранительной деятельностью, в профессиональном плане - это один из таких аспектов. Изучение характерных черт процесса работы и становления правосознания в профессиональном плане, а также факторов социализации полицейских в правовом плане представляет практический и научный интерес.
Изложенное позволяет утверждать, что полиция принимает участие, как в политической, так и общей социализации граждан в части развития и формирования политической культуры (в данном случае полицию мы рассматриваем как часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел). В то же самое время полиция - это субъект социально-экономического и политического процесса. Этого удается достигать с помощью различных форм данного процесса. В качестве примера можно привести общественные советы при органах Министерства внутренних дел [11].
Таким образом, влияние трансформированного правового сознания сотрудников полиции выражается в следующем:
- в повышении социально-правовой активности;
- в повышении уровня социальной адаптированности;
- в формировании позитивного правосознания;
- в повышении уровня профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов;
- в формировании мотивации правомерного поведения;
- в повышении роли нравственного сознания сотрудников полиции в процессе реализации ими своей правоохранительной деятельности [12].
Среди особенностей влияния трансформированного правосознания сотрудников полиции на реализуемую ими деятельность удалось выделить:
- нравственную регуляцию деятельности сотрудников полиции в процессе реформирования правоохранительных структур;
- укрепление социального престижа работников полиции;
- важность формирования условий для успешной реализации служебной деятельности;
- повышение диалога между сотрудниками полиции и населением с целью поддержания общественной безопасности и порядка;
- взаимодействие сотрудников полиции с гражданским обществом стала рассматриваться как максимальная общественная полезность.
Концептуальное обоснование механизма влияния трансформируемого правового сознания на содержание и реализацию права в России содержит основные положения, связанные с объяснением изменяющихся условий, которые оказали влияние на формирование правового механизма, с помощью которого особенности трансформируемого правосознания находят выражение в содержании и реализации права.
Важность развития теоретических постулатов представляет особую значимость для гармонизации законодательства Российской федерации и государственной политики, направленных на формирование демократического развития государства со всеми необходимыми атрибутами, которые будут способствовать повышению уровня правосознания граждан, их правовой грамотности и активности. Это должно найти воплощение в практической реализации и закреплении в процессе регулирования правоотношений в обществе.
Литература:
1. Ветрова О.А. Возможности и направления оптимизации функционирования правосознания в правоприменительной деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №1. С. 16-18.
2. Красножон О.В. К вопросу о факторах, влияющих на формирование правосознания сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. №3. С. 11-14.
3. Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов-на Дону: РЮИ МВД России. 2005. С. 377-396.
4. Бондарев А.А. Правовая культура сотрудников полиции в контексте их профессиональной деятельности // Наука и практика. 2015. №4. С. 25-27.
5. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правосознание и правовая культура как один из элементов правового статуса сотрудника полиции и их роль в деятельности ОВД по соблюдению, охране и защите прав человека // Алтайский юридический вестник. 2015. №12. С. 28-31.
6. Касперович Ю.Г. особенности личности сотрудников ОВД, совершающего преступления коррупционной направленности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №1 (52).
7. Калягин Ю.С. Вопросы правосознания в психологии содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Психология и право. 2014. №1. С. 100-111.
8. Марьин М.И., Бочкова А.А. Методический подход к оценке ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. №1. С. 7-15.
9. Половинкин В.А. Уровень правосознания населения современной России и роль полиции в становлении гражданского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т.4. №56. С. 277-281.
10. Алиев Я.Л., Сагайдак А.Ю. Традиции и традиционализм как факторы формирования правосознания сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета. МВД России. 2015. №4. С. 24-27.
11. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №4. С. 184-187.
12. Вызулин, Е.А. Ценностные основания построения непрерывного образования в образовательных организациях МВД России: постановка проблемы / В.В. Васильев, С.А. Майорова, Е.А. Вызулин // Вестник Волгоградской академии МВД России: научно-методический журнал. 2016. Выпуск 4(39). С. 115-118.
References:
1. Vetrova O.A. Vozmozhnosti i napravlenija optimizacii funkcionirovanija pravo-soznanija v pravoprimenitel'noj dejatel'nosti organov vnutrennih del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №1. S. 16-18.
2. Krasnozhon O.V. K voprosu o faktorah, vlijajushhih na formirovanie pravosoznanija sotrudnikov policii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2015. №3. S. 11-14.
3. Baranov P.P. Problemy teorii pravosoznanija i pravovogo vospitanija. Rostov-na Donu: RJuI MVD Rossii. 2005. S. 377-396.
4. Bondarev A.A. Pravovaja kul'tura sotrudnikov policii v kontekste ih professio-nal'noj dejatel'nosti // Nauka i praktika. 2015. №4. S. 25-27.
5. Bogdanov A.V., Hazov E.N. Pravosoznanie i pravovaja kul'tura kak odin iz jelemen-tov pravovogo statusa sotrudnika policii i ih rol' v dejatel'nosti OVD po sobljudeniju, ohrane i zashhite prav cheloveka // Altajskij juridicheskij vestnik. 2015. №12. S. 28-31.
6. Kasperovich Ju.G. osobennosti lichnosti sotrudnikov OVD, sovershajushhego prestup-lenija korrupcionnoj napravlennosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2013. №1 (52).
7. Kaljagin Ju.S. Voprosy pravosoznanija v psihologii sodejstvija grazhdan organam, osushhestvljajushhim operativno-rozysknuju dejatel'nost' // Psihologija i pravo. 2014. №1. S. 100111.
8. Mar'in M.I., Bochkova A.A. Metodicheskij podhod k ocenke cennostnyh orientacij rukovoditelej organov vnutrennih del // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2014. T. 11. №1. S. 715.
9. Polovinkin V.A. Uroven' pravosoznanija naselenija sovremennoj Rossii i rol' policii v stanovlenii grazhdanskogo obshhestva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. T.4. №56. S. 277-281.
10. Aliev Ja.L., Sagajdak A.Ju. Tradicii i tradicionalizm kak faktory formirova-nija pravosoznanija sotrudnikov policii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. MVD Rossii. 2015. №4. S. 24-27.
11. Vasil'ev F.P., Nikolaev A.G. Pravovoe regulirovanie provedenija sluzhebnyh proverok v sisteme organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii i ih osobennosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. №4. S. 184-187.
12. Vyzulin, E.A. Cennostnye osnovanija postroenija nepreryvnogo obrazovanija v obrazovatel'nyh organizacijah MVD Rossii: postanovka problemy / V.V. Vasil'ev, S.A. Majorova, E.A. Vyzulin // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii: nauchno-metodicheskij zhurnal. 2016. Vypusk 4(39). S. 115-118.
— • — Сведения об авторе
Алексей Николаевич Фролов, старший преподаватель кафедры профессиональной деятельности и сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская академия МВД РФ (Нижний Новгород, Россия).