В.Е. Сизов,
доктор юридических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
В.Г. Жуков,
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
THE MAIN PROBLEMS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE POLICE STAFF AT THE MODERN STAGE
Статья посвящена рассмотрению проблем формирования правосознания сотрудников полиции, раскрывается сущность профессионального правового сознания. Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время всё чаще встречаются случаи деформации профессионального правосознания, что требует разработки и применения новых способов противодействия данному явлению, в том числе повышения внимания к правовому воспитанию сотрудников. Приводится статистическая информация о ситуации с дисциплиной и законностью в ОВД на современном этапе, рассмотрены различные подходы к определению профессионального правосознания сотрудников полиции, раскрываются наиболее опасные формы деформации правового сознания, а также предлагаются пути преодоления данного негативного явления.
The article is devoted to the consideration of the problems of the formation of legal consciousness of police officers, the essence of professional legal consciousness is revealed. The relevance of the topic is due to the fact that recently there have been increasing cases of deformation ofprofessional legal awareness, which requires the development and application of new ways to counter this phenomenon, including increasing attention to the legal education of employees. The author provides statistical information about the situation with discipline and legality in the ATS at the present stage, discusses various approaches to the definition of professional legal awareness of police officers, reveals the most dangerous forms of deformation of legal consciousness, and suggests ways to overcome this negative phenomenon.
Постоянный контроль со стороны обществен- ностью сотрудников органов внутренних дел, со-ности и специализированных подразделений с ис- вершенствование негативной деятельности пре-пользованием новых средств и методов за деятель- ступников, которые зачастую используют всё но-
вые орудия преступления и применяют новые способы их совершения требуют повышения качества правосознания сотрудников полиции, определения наиболее целесообразных путей формирования их правосознания с целью создания устойчивой правовой культуры.
По данным проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования, доверие к сотрудникам полиции своего региона в 2017 г. выразили две трети опрошенных россиян (67% — рекордно высокий показатель) — в 2015—2016 гг. соответствующий показатель составлял 46-47%. Уровень недоверия соответственно снизился до 27% [1].
На расширенном заседании коллегии МВД России министр внутренних дел генерал полиции Владимир Александрович Колокольцев отметил, что положительные изменения наблюдаются в работе по созданию в служебных коллективах негативного отношения к противоправному поведению. С 2012 по 2017 год число поступивших от сотрудников сообщений по фактам обращения к ним с предложениями коррупционного характера увеличилось в пять раз. Наибольшей эффективности достигла работа по внутриведомственному контролю. В результате 70% сотрудников, совершивших правонарушения и должностные проступки, выявляются силами самих органов внутренних дел. В итоге начиная с 2012 года в 3 раза сократилось количество должностных лиц, совершивших грубые нарушения служебной дисциплины. За последние пять лет на 10% сократилось количество сотрудников, подвергнутых уголовному преследованию [2].
В рамках проведения коллегии было также отмечено, что в результате проведённых мероприятий по борьбе с коррупцией было задокументировано почти 30 тысяч преступлений, три четверти которых были совершены сотрудниками полиции.
Несмотря на положительные тенденции, наблюдаемые за последнее время в деятельности правоохранительных органов, работа по повышению качества правосознания и правовой культуры сотрудников полиции должна проводиться на систематической основе.
Проблема профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел стала разрабатываться в юридических науках начиная с 70-х годов прошлого века. При рассмотрении различных работ по теории государства и права было установлено, что нет однозначного определения профессионального правосознания, хотя исследований, в которых характеризуется данное понятие, встречается достаточно много. Одни авторы, давая определение профессиональному правосознанию, характеризуют его как совокупность взглядов,
идей, теорий, представлений и чувств группы людей, которые обладают определённым статусом относительно права. Другие понимают профессиональное правосознание как отражение юридической действительности. Спорным является вопрос, касающийся структуры профессионального правосознания и правосознания вообще [3].
Значение слова «профессиональный» определяется как «занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией». Данное определение указывает на характер отношения той или иной социальной группы, отдельной личности к их служебной деятельности. Следовательно, профессиональное правосознание можно понимать как правовое сознание, носителем которого являются юристы, профессиональная деятельность которых реализуется через работу с нормативными правовыми документами и иными источниками права. Как раз в этом и заключается главное отличие правосознания сотрудников правоохранительных органов от правосознания других профессиональных групп [4].
В работе П. П. Баранова «Проблемы теории правосознания и правового воспитания» профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел представлено как форма коллективного правового сознания работников правоохранительных органов и представляет собой совокупность правовых взглядов, знаний, ценностных ориентаций и других структурных составляющих правосознания людей, профессионально занимающихся предупреждением преступлений, занимающихся охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности [5].
Профессиональное правосознание сотрудников полиции определяет духовную основу деятельности ОВД по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений. В работе по предотвращению преступлений правосознание должностных лиц «пронизывает» такие направления деятельности, как [6]:
- организация работы по выявлению причин совершения преступлений;
- изучение причин совершения преступлений;
- проведение работы по выявлению условий, которые способствуют совершению преступления и т.д.
Не менее важной характеристикой деятельности должностного лица является наличие у него высокого уровня правовой культуры. Сотрудникам правоохранительных органов свойственна более высокая степень знания, понимания и уважительного отношения к правовым явлениям, умение грамотно применять их в практической деятельности, за исключением случаев деформации правосознания отдельных из них. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел актуализирует проблему нравственной устойчивости, надежности и морально-психологической подготовленности сотрудников.
Высокая правовая культура должностных лиц является необходимым критерием обеспечения реализации субъективных прав и юридических обязанностей граждан, гарантией неуклонного соблюдения законности и правопорядка. В связи с этим должны устанавливаться высокие требования к уровню правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.
Основная особенность профессиональной культуры сотрудников заключается в её нормативном характере, т.е. все требования к манерам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в нормативных правовых актах и являются обязательными для соблюдения.
Об уровне правовой культуры сотрудника полиции свидетельствуют его юридические знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании сотрудником полиции своих функций; 2) в умении толковать нормы права по конкретному делу; 3) в точном исполнении им предписаний закона; 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан; 5) в правильном выборе варианта решения и т.д. [7].
В настоящее время процессу формирования правосознания препятствуют многочисленные случаи его деформации, что приводит и к развитию некачественной правовой культуры. Определение понятия «деформация правосознания» в специализированной литературе не является общим; это связано со спецификой комплексного подхода к изучению данной проблематики с позиции таких наук, как юриспруденция, психология, философия. Однако в последнее время всё чаще встречаются случаи отклонения правосознания или, по-другому, случаи деформации правового сознания [8].
С конца ХК в. и до 20-х гг. ХХ в. деформация правосознания в большей степени трактовалась с позиций философских, социологических и психологических подходов.
П. И. Новгородцев высказывался о кризисе правосознания следующим образом: «Каковы бы ни были разнообразные выводы и точки зрения, высказываемые в настоящее время в связи с общим кризисом правосознания, среди всех различий возможно, по-видимому, усмотреть одно общее убеждение, не всегда ясно сознаваемое, но легко отгадываемое в общем настроении эпохи: правовое государство не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни; это не более, как подчиненное средство, входящее как частичный элемент в более общий состав нравственных сил. Отсюда недалек и следующий вывод, что право по отношению к полноте нравственных требований есть слишком недостаточное и грубое средство, не способное воплотить
чистоту моральных начал». А причины кризиса правового сознания П. И. Новгородцев объединял с причинами кризиса правового государства. Прекращение кризиса правового сознания он видел в совершенствовании правового государства и осуществлении общественного реформирования [9].
Деформация правового сознания предполагает наличие у сотрудника правовых знаний, взглядов и установок, которые в результате различного рода причин трансформировались в противоправные или остались правовыми лишь частично.
Профессиональное правосознание современного сотрудника полиции в различной степени деформировано. Представляя собой тяжелую социальную проблему общества, в настоящее время деформация правового сознания достигла значительного масштаба. Причины, приводящие к деформации, различны, что требует систематического применения к сотрудникам ОВД воспитательных мероприятий с целью выявления отклонения в их поведении.
П. П. Баранов выделяет три основные формы деформации правого сознания:
а) правовой инфантилизм — представляет собой мягкую форму искажения правого сознания вследствие недостаточности правовых знаний, установок;
б) правовой нигилизм — является осознанным игнорированием положений закона, не подразумевающим преступного умысла;
в) «перерождение» правого сознания — крайняя степень искаженного правосознания, при которой формой «перерожденчества» выступает совершение преступных действий [10].
Наиболее сложным и опасным явлением выступает правовой нигилизм, так как он представляет собой сознательное игнорирование требований закона, отрицание значимости права.
Профессиональное правосознание, по сути, должно исключать нигилистические проявления, однако во многих жизненных ситуациях и профессионалы склонны к нарушению правовых предписаний. В современных общественных отношениях такие проявления достаточно очевидны.
Правовой нигилизм основан на знаниях о праве и представляет собой, как отмечает П. П. Баранов, осознанное игнорирование закона, исключающее преступный умысел. Указанная деформация носит профессиональный характер, связана со злоупотреблениями служебными полномочиями и опирается на знание закона и возможностей им пренебречь [11].
Следовательно, подход к предотвращению случаев деформаций правосознания должен быть комплексным, воспитательное воздействие должно осуществляться в разных формах и направлениях, от
простой ликвидации правовой безграмотности до формирования всестороннего и полного понимания, а также внутреннего убеждения в главенствующей роли права в качестве важнейшего регулятора жизни в обществе.
В связи с вышесказанным не менее актуальной остаётся проблема правового воспитания сотрудников полиции. С целью решения данной проблемы необходимо совершенствовать правовоспитательные мероприятия, проводимые в кругу профессионалов, акцентируя внимание на каждом отдельно взятом сотруднике полиции с учётом его профессиональных, личностных качеств, а также психических особенностей [12].
Правовое воспитание определяется как целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе. Правовое воспитание в системе органов внутренних имеет целью развитие правового сознания отдельного сотрудника и в итоге — правовой культуры полицейских в целом.
К главным особенностям, отличающим подход к правовому воспитанию полицейских от обычных граждан, относятся: участие в осуществлении функций государства; реализация права в форме применения, помимо соблюдения, исполнения, использования; возникновение полноценно не регламентированных законом ситуаций, в которых требуется принимать неотложное решение; общение с гражданами, ведущими антиобщественный образ жизни; грамотное применение в процессе своей деятельности нормативных правовых актов.
Можно без сомнения утверждать, что знание правовых норм, уважительное отношение к закону, согласие с правовыми нормами, убежденность в необходимости соблюдения правовых норм, неукоснительного соблюдения и исполнения правовых предписаний характеризуют правовое поведение сотрудника полиции, законность его действий.
Воспитание у личного состава неприязни к нарушению закона должно опираться на точную уверенность в том, что установленные государством предписания имеют политическое значение, что существующая правовая норма должна неукоснительно реализовываться, поскольку это обусловлено интересами как самого сотрудника, так и государства, а также необходимо в целях укрепления политической системы общества.
При исследовании правового воспитания как определённой деятельности, направленной на повышение правовой культуры каждого сотрудника ОВД, необходимо рассмотреть основные элементы, входящие в его механизм. Выделим основные пути организации воспитательной работы:
правовое обучение в образовательных организациях МВД России; правовая работа в области ознакомления сотрудников с изменениями действующего законодательства, а также разъяснения последовательности действий в той или иной ситуации; политика пропаганды права художественной и научной литературой, средствами массовой информации, посредством Интернета и т.д. [13].
Не менее важным элементом механизма правового воспитания является применение методов воспитательной работы, таких приемов и способов разъяснения политико-правовых идей и принципов, которые воздействуют на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. Это методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия: принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.
Осуществление правовой воспитательной работы с сотрудниками ОВД в настоящее время является необходимостью, ввиду процветания в обществе правового нигилизма, экстремизма, национализма и других пагубных проявлений, что требует систематической работы с личным составом. В связи с тем, что постоянно ужесточаются условия деятельности сотрудников полиции, необходимо повышать профессиональную культуру сотрудников ОВД.
Работа по правовому воспитанию сотрудников ОВД в настоящее время осуществляется за счёт целенаправленной деятельности руководителей, наставников, отдела кадров и других субъектов правовоспитательной деятельности по распространению правовых знаний, выработке определённых правовых установок, совершенствованию профессиональных умений и навыков, что в дальнейшем способствует формированию высокого уровня правовой культуры сотрудника полиции.
Важной составляющей успешности правовоспитательной работы является владение принципами воспитания и способность воплотить их требования в практической деятельности. Это дает возможность сознательно и творчески решать правовоспитательные задачи с учетом конкретных условий, использовать наиболее действенные средства, методы и формы данного воздействия, а также прогнозировать последствия этой деятельности.
Принципы, на которых основывается воспитательный процесс, в том числе правовое воспитание сотрудников полиции, представляют собой целостную систему, поэтому они требуют системного использования. Главные из них: целенаправленность; комплексность; индивидуальность и дифференци-рованность подхода; требовательность к личности; согласованность воспитательных воздействий; связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника; единство воспитания и самовоспитания [14].
Таким образом, уровень квалифицированности и профессионализм сотрудников ОВД в значительной мере влияют на эффективность функционирования механизма правового регулирования, а также на отношение общественности к закону и правовым явлениям — на наличие у людей уважение к государству и праву, на уровень их правосознания. От профессиональной правовой культуры юристов и зависит качественное функционирование упомянутого выше механизма.
Принимаемые государственными органами решения должны соответствовать следующим положениям: законным может быть лишь справедливое решение, несправедливость же не может быть законной. Если деятельность полицейского основана на законе и его верно понимаемой сущности, то она будет соответствовать и нравственным нормам, которые, в свою очередь, есть источник закона. Следовательно, отступление от закона можно характеризовать как безнравственность, потому что оно идёт вразрез не только с нормами права и морали, но и с профессиональной этикой сотрудника полиции [15].
Личная убеждённость в необходимости права и верности выбранных способов его воплощения, ответственность за поведение и работу субъектов юридической организации государства свидетельствуют о высокой правовой культуре. Люди лишь тогда будут испытывать доверие к правозащитнику,
когда будет очевидно, что его знания, опыт и убежденность, достигнутый уровень правовой культуры всей правоохранительной системы надёжно реализуются в каждом конкретном случае. При таком подходе к пониманию правовой культуры рассматривается то, как юридическая практика реализуется на деле, насколько качественно и ответственно ведётся работа правоохранительных органов.
Для достижения высокого уровня правовой культуры у личного состава органов внутренних дел необходимо:
- усовершенствовать систему подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекать должностных лиц к дополнительному обучению, регулярно проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников;
- устранить факторы, способствующие проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности должностных лиц, а также внедрить комплекс мер морального и материального поощрения образцового исполнения служебного долга;
- усовершенствовать способы информирования населения о деятельности ОВД, о видах и формах оказания населению юридической помощи; проводить устные и письменные юридические консультации для граждан по вопросам, входящим в компетенцию полиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийского центр изучения общественного мнения // URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).
2. Расширенное заседание коллегии МВД России // URL: kremlin.ru/events/president/news/56949 (дата обращения: 18.05.2018).
3. Баранов П. П. Формирование правосознания сотрудников органов внутренних дел в условиях демократизации советского общества // Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. — М., 1988. — С. 63—73.
4. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура : учеб, пособие. Волгоград, 2000. — С. 52.
5. Алексеев С. С. Общая теория права : учебное пособие. Т.1. — М., 1981. — С. 97.
6. Глобенко О. А., Мамедов А. Э. Значение правовой культуры в современном обществе // Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. — М., 2017. — С. 7—8.
7. Кикоть В. Я. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : учебник / под общ. ред В. Я. Кикотя. — М., 2009. — С. 51.
8. Туманов В. А. Правовой нигилизм в исто-рико-идеологическом ракурсе // Государство и право. — 1993. — № 8. — С. 62—66.
9. Месилов М. А. Причины отрицания права в Российской Федерации // Российское государ-ствоведение. — 2013. — № 1. — С. 60—69.
10. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права : Курс лекций.
— Н. Новгород, 1993. — С. 530.
11. Олехнович К. В. Правовой нигилизм как недостаток правового сознания // Вестник современных исследований. — 2017. — № 7—1.
— С. 227—228.
12. Ахметов А. С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. — 2014. — № 3. — С. 25—27.
13. В. Ю. Мельников. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. — 2016. — № 3. — С. 18—26.
14. Мочалов С. А. Использование органами прокуратуры правового просвещения как инструмента профилактики коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. — 2017. — Т. 11.
— № 3. — С. 147—160.
15. Сауляк О. П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) // Право и образование. — 2016. — № 10. — С. 49.
REFERENCES
1. Vserossiyskogo tsentr izucheniya obsch-estvennogo mneniya // URL: https://wciom.ru/ (data obrascheniya: 25.05.2018).
2. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii // URL: kremlin.ru/events/president/news/56949 (data obrascheniya: 18.05.2018).
3. Baranov P. P. Formirovanie pravosoznaniya sotrudnikov organov vnutrennih del v usloviyah demo-kratizatsii sovetskogo obschestva // Materialyi XIX Vse-soyuznoy konferentsii KPSS. — M., 1988. — S. 63—73.
4. Voplenko N. N. Pravosoznanie i pravovaya kultura : ucheb, posobie. Volgograd, 2000. — S. 52.
5. Alekseev S. S. Obschaya teoriya prava : uchebnoe posobie. T.1. — M., 1981. — S. 97.
6. Globenko O. A., Mamedov A. E. Znachenie pravovoy kulturyi v sovremennom obschestve // Sbornik statey po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M., 2017. — S. 7—8.
7. Kikot V. Ya. Vospitatelnaya rabota s lich-nyim sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : uchebnik / pod obsch. red V. Ya. Kikotya. — M., 2009. — S. 51.
8. Tumanov V. A. Pravovoy nigilizm v istoriko-ideologicheskom rakurse // Gosudarstvo i pravo. — 1993. — № 8. — S. 62—66.
9. Mesilov M. A. Prichinyi otritsaniya prava v Ros-siyskoy Federatsii // Rossiyskoe gosudarstvovedenie. — 2013. — № 1. — S. 60—69.
10. Baranov P. P. Pravosoznanie i pravovoe vospitanie // Obschaya teoriya prava : Kurs lektsiy.
— N. Novgorod, 1993. — S. 530.
11. Olehnovich K. V. Pravovoy nigilizm kak ne-dostatok pravovogo soznaniya // Vestnik sovremennyih issledovaniy. — 2017. — № 7—1. — S. 227—228.
12. Ahmetov A. S. Pravovoe vospitanie kak va-zhneyshee uslovie formirovaniya pravovoy kulturyi // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. — 2014. — № 3.
— S. 25—27.
13. V. Yu. Melnikov. Znachenie pravovoy kulturyi dlya razvitiya cheloveka i grazhdanskogo obschestva // Kultura: upravlenie, ekonomika, pravo. — 2016. — № 3. — S. 18—26.
14. Mochalov S. A. Ispolzovanie organami proku-raturyi pravovogo prosvescheniya kak instrumenta pro-filaktiki korruptsii // Aktualnyie problemyi ekonomiki i prava. — 2017. — T. 11. — № 3. — S. 147—160.
15. Saulyak O. P. Pravovaya kultura kak faktor obespecheniya pravoporyadka (obscheteoreticheskie, obrazovatelnyie i inyie aspektyi problemyi) // Pravo i obrazovanie. — 2016. — № 10. — S. 49.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сизов Виталий Евгеньевич. Профессор кафедры теории государства и права. Доктор юридических наук, доцент.
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева. E-mail: [email protected]
Россия, 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95. Тел. +7(910)303-75-21.
Жуков Владислав Геннадьевич. Адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин. Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова. E-mail: [email protected]
Россия, 302027, г. Орёл, ул. Игнатова, 2. Тел. +7(915)506-09-37.
Sizov Vitaly Evgenievich. Professor of the chair of Theory of State and Law. Doctor of Law, Associate Professor.
Oryol State University named after I. S. Turgenev. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 302026, Orel, Komsomolskaya Str., 95. Tel. +7(910)303-75-21.
Zhukov Vladislav Gennadievich. Post-graduate cadet of the chair of State and Legal Disciplines. Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 302027, Orel, Ignatova Str., 2. Tel. + 7(915)506-09-37.
Ключевые слова: правосознание; формирование правосознания; деформация правосознания; правовая культура; правовое воспитание; сотрудник полиции.
Key words: legal consciousness; the formation of legal consciousness; the deformation of legal consciousness; legal culture; legal education; police officer.
УДК 340