Научная статья на тему 'Коммуникативная культура в профессиональных практиках сотрудников полиции'

Коммуникативная культура в профессиональных практиках сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
736
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / ПРОВОКАЦИЯ / PROVOCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инкижекова Мария Сергеевна

В статье анализируются особенности коммуникативных практик в деятельности сотрудников полиции. Раскрывается специфика коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон профессионального общения. Подчеркивается связь коммуникативной культуры с уровнем развития профессионального правосознания полицейского, что находит отражение в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Инкижекова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE CULTURE IN THE PROFESSIONAL PRACTICES OF POLICE OFFICERS

In this article analyzes the peculiarities of communicative practices in the activities of police officers. The specificity of communicative, perceptual and interactive aspects of professional communication is revealing. The author emphasizes the connection of communicative culture with the level of development of professional legal awareness of the police, which is reflecting in the professional practices of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура в профессиональных практиках сотрудников полиции»

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 159.9 ББК 88

Инкижекова Мария Сергеевна Inkizhekova Maria Sergeevna

профессор кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института МВД России доктор философских наук, доцент.

Professor of the Department of General Pscychology and Humanitarian Disciplines of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs, Doctor of Philosophical Science, Associate Professor. E-mail: masha-ink@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

The communicative culture in the professional practices of police officers

В статье анализируются особенности коммуникативных практик в деятельности сотрудников полиции. Раскрывается специфика коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон профессионального общения. Подчеркивается связь коммуникативной культуры с уровнем развития профессионального правосознания полицейского, что находит отражение в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: коммуникативная культура, профессиональное правосознание, манипуляция, провокация.

Для сотрудника полиции одной из важных составляющих его профессиональной деятельности является общение с гражданами, которое может осуществляться в разных жизненных ситуациях, но всегда в рамках правового поля. Соответственно, овладение навыками коммуникативной культуры есть важнейшая и необходимая профессиональная обязанность сотрудника органов внутренних дел.

Для повышения уровня коммуникативной культуры сотрудник полиции должен знать структурные особенности профессионального общения, а именно наличие в ситуации общения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

Коммуникативная сторона общения связана с взаимным обменом информацией между партнерами по общению. Известно, что информация в ситуации общения передается как вербальными, так и невербальными средствами. Если говорить о вербальной коммуникации, которая связана с общением с помощью слов, то для сотрудника полиции важно уметь в своей речи грамотно, доходчиво и точно передавать мысль; последовательно,

in this article analyzes the peculiarities of communicative practices in the activities of police officers. The specificity of communicative, perceptual and interactive aspects of professional communication is revealing. The author emphasizes the connection of communicative culture with the level of development ofprofessional legal awareness of the police, which is reflecting in the professional practices of law enforcement officers.

Keywords: communicative culture, professional legal consciousness, manipulation, provocation.

непротиворечиво и обоснованно излагать необходимую информацию; тщательно подбирать слова, учитывая их психологическое воздействие.

Что касается невербальных средств общения, то сотрудник полиции должен стремиться к тому, чтобы его мимика, жесты, телодвижения были сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовали содержанию устной речи. Правильное использование выразительных средств невербальных знаков есть один из показателей коммуникативной культуры.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) связана с организацией межличностного взаимодействия. Как правило, в условиях профессионального общения сотрудника полиции с гражданами интерактивная сторона служит либо для побуждения к действию или предотвращению каких-либо действий граждан, либо должна привести к их бездействию.

Такая побудительная коммуникация строится на основе приказа, совета, просьбы. Иными словами, должна направлять граждан к некоторым изменениям в своем поведении.

Побудительная коммуникация может быть выстроена как минимум в трех формах:

- активизации, то есть побуждения к конкретному действию;

- интердикции, когда, наоборот, категорически запрещаются определенные действия;

- дестабилизации, целью которой является рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения либо какой-нибудь совместной деятельности граждан.

Необходимо заметить, что специфика профессионального общения сотрудников полиции с гражданами зачастую связана с ситуациями конфликтного взаимодействия. В таких случаях сотрудник полиции должен адекватно сориентироваться; качественно установить психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес; эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие на них; четко, грамотно и уверенно управлять ходом развития конфликтной ситуации.

При этом не следует исключать из вида такой феномен коммуникативных практик в деятельности сотрудника полиции, как манипуляция.

В «Новейшем психологическом словаре» дается следующее определение данному феномену: «Манипуляция - вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [5, с. 256].

С помощью манипуляции можно воздействовать на определенные мотивационные и эмоциональные состояния человека, которые могут в конечном итоге привести к желательному для субъекта манипулятивного воздействия поведению или реакции. При этом, как отмечают ученые, не всегда такое поведение может быть невыгодным для объекта воздействия.

Также заметим, что манипуляции бывают сознательными и спонтанными. Осознанная манипуляция как преднамеренно подготовленная ее субъектом предстает в его сознании как логически выверенная, то есть имеющая для манипулятора определенную аргументацию. Спонтанная (не осознаваемая манипулятором в ситуации общения) происходит стихийно, то есть возникает в силу сложившихся обстоятельств.

В зависимости от методов, используемых манипулятором при воздействии на объект, манипуляции можно классифицировать на «мягкие» и «жесткие». При «мягкой» на объекте манипуляции применяется такой метод вербального характера, как «психологическое поглаживание». При «мягком» воздействии манипулятором используются такие средства и методы, как внушение, убеждение, лесть, апелляция к опыту известных людей и т. п.

К «жестким» методам воздействия можно отнести те, которые направлены на глубинные структуры психики человека, в том числе на его психофизиологию. Использование подобных приемов связано не только с вербальными средствами общения, но и химическими, наркотическими, психотропными препаратами, воздействующими на эмоционально-волевые состояния человека. Применение данных методов принято считать выходящими за рамки закона и морали.

Манипуляции с учетом масштаба и цели могут быть разделены на простые (тактические) и сложные (стратегические). Простые отличаются тем, что манипулятором используются один или два тактических приема в ограниченном интервале времени для достижения одной конкретной цели.

Сложное манипулирование включает последовательно несколько приемов и операций. Такая манипуляция долгосрочна по времени и может иметь несколько целей, которые подчинены некоторой общей программе манипуля-тивного воздействия.

Манипуляции могут быть одностороннего, двустороннего и многостороннего действия, в зависимости от количества участников манипулятивной ситуации. Также манипуляции бывают скрытыми и явными (открытыми). При этом, как справедливо отмечает С. В. Герасимов, разделение информации на скрытую и явную достаточно условно. То, что кажется незаметным самому манипулятору, может иметь конкретное представление в сознании воспринимающего его коммуниканта [3, с. 25].

Действительно, возможно отрефлексирова-ние манипуляции объектом воздействия. И в данном случае приводит к использованию приемов и техник, отражающих действия манипулятора. В книге «Техники манипуляции: Распознавание и противодействие» пред-

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГ. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ

ставлены достаточно эффективные способы блокирования нежелательных или неуместных попыток манипулирования. Авторы отмечают, как важно в ситуации общения уметь, во-первых, распознавать и отражать техники манипуляции (с целью парализовать их применение, противостоять им); во-вторых, видеть стратегии манипулятора с целью осознания его общих намерений; в-третьих, принимать ответные меры, чтобы защитить свои интересы корректным и честным способом [8, с. 13-14].

Манипуляции как феномен современного общества рассматривает Э. Шостр в своей книги «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» [7]. Американский публицист и психотерапевт, в частности отмечает, что манипуляции в структуре современных межличностных отношений есть результат развития общества потребления и рыночной экономики, складывающихся в эпоху индустриальной и постиндустриальном цивилизации, которые формирует отношение к человеку как к вещи (средству), которую можно использовать для получения каких-либо благ с помощью скрытых для него манипулятивных воздействий и игры на слабостях.

Современные технологии существенно расширили возможности манипулирования как отдельным человеком, так и массовым сознанием. В работу по психологическому программированию и манипулятивному воздействию включились новые науки: кибернетика, информатика, генетика. Но цель остается той же: сделать возможным управление людьми, подчинив их волю и сознание, сформировав послушных, неконфликтных, легко поддающихся контролю и манипуляции «человеческих экземпляров».

Как следствие, манипулирование становится специфической особенностью сознания современного человека. Один из крупнейших философов ХХ века Л. Витгенштейн, обратившись к анализу коммуникативной деятельности человека, справедливо утверждал, что язык - это не просто способ говорения как самостоятельный процесс, он - деяние, совокупность речевых практик, неразрывно связанных с исторически сложившимися обычаями, реальными способами действия, поведением людей.

Этим объясняется многообразие форм проявления манипуляции в различных социаль-

1ОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ных практиках, в том числе в профессиональной деятельности сотрудников полиции. Здесь необходимо перейти к рассмотрению правосознания, в структуре которого выделяют три взаимосвязанных элемента: правовую психологию, правовую идеологию и правовое поведение.

Содержанием правовой психологии выступают эмоции, чувства, настроения, которые возникают у людей как реакция на юридические теорию и практику. Необходимо также отметить, что правовая психология включает значительный пласт бессознательного, то есть тех психических явлений, во влиянии которых субъект не всегда отдает себе отчет.

Правовая идеология отличается рациональным, осмысленным отношением к правовым явлениям. Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правовое поведение, наглядно демонстрирующее уровень правовой культуры, есть вид социального поведения по отношению к существующим в обществе правовым нормам. Однако необходимо отметить, что категорией «правовое поведение» объединяются два противоположных вида поведения: правомерное и неправомерное. Правомерное согласуется с общепринятыми в обществе нормами права, неправомерное, следовательно, характеризуется непринятием и нарушением правовых норм.

Проблема манипуляции в профессиональной деятельности сотрудника полиции необходимо обращает нас к теме правосознания и его структурным составляющим. Следует отметить, что тема взаимосвязи манипулиции и правосознания как атрибутов профессиональной деятельности не развивалась прямолинейно в философии права. Сама же действительность и коммуникативное воздействие сотрудников органов внутренних дел в процессе выполнения профессиональных обязанностей требует обратить особо пристальное внимание на указанный феномен и его связи с правовой деформацией.

Несомненно, практика использования манипуляций связана с разными видами деформации правосознания. Различают следующие типы деформации правосознания у сотрудни-

ков полиции: правовой дилетантизм, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовое перерождение.

Правовой дилетантизм проявляется в легкомысленном отношении к праву, вольной трактовке закона, осуществлении профессиональной деятельности без должного уровня знаний и профессиональной подготовки.

Правовой инфантилизм также отражает недостаточный уровень правовых знаний, который ведет к неуважительному отношению к закону. Как следствие, такие деформации проявляются в несоблюдении правовых норм.

Противоположной крайностью инфантилизма и одним из видов правовой деформации правосознания можно считать правовой фетишизм, который выражается в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Правовой нигилизм заключается в осознанном несоблюдении требований закона, но в уклонении от совершения преступных деяний. Правовой нигилизм, как правило, связывается или с недоверием к праву, отрицанием возможности с его помощью добиться справедливости, или с установкой на реализацию собственных интересов и желаний вне зависимости от требований норм права.

Встречаются также случаи правового перерождения, под которым понимают не просто осознанное игнорирование правовых норм, но и совершение при этом умышленных преступлений - это самый тяжелый вид деформации правосознания. П. П. Баранов определяет такие ситуации, как осознанное отрицание законов, сопровождающееся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива [1, с. 87].

Как видно из представленных определений, уровень правового сознания и проблема его деформации у полицейских определяется как наличием профессиональных знаний, умений и навыков, их глубиной и конкретностью, так и их применением в профессиональной деятельности.

Профессиональное сознание формируется неравномерно, в связи с чем феномен манипуляции также необходимо связывать с правосознанием и правомерным поведением.

При правовом дилетантизме (проявляющимся в небрежном отношении к юридиче-

ским ценностям) или правовом инфантилизме (отражающим правовую некомпетентность, но не ведущую к правонарушению) манипуляции могут быть неосознаваемыми и непреднамеренными. При правовом нигилизме субъект правосознания может преднамеренно использовать манипуляции. Именно такой тип манипуляций наиболее часто встречается в ситуациях провокации преступления.

Современные юристы и сотрудники правоохранительных органов констатирует, что «в уголовном праве России до сих пор отсутствует определение провокации преступления, которое было бы закреплено в Общей части Уголовного кодекса РФ, относилось бы к обстоятельствам, исключающим преступность деяния в действиях жертвы провокации и которое бы способствовало освобождению от уголовной ответственности лиц, спровоцированных на совершение тех или иных противоправных нарушений» [4, с. 56].

При этом, как отмечает профессор кафедры уголовного права Омской академии МВД России В. Борков, достаточно часто встречаются ситуации, когда «совершая провокационно-подстрекательские действия, сотрудники правоохранительных органов могут иметь искреннее желание пресечь преступную деятельность лица, в отношении которого поступала информация о ранее совершенных мошенничестве, сбыте наркотиков, взяточничестве и других посягательствах» [3, с. 31].

Выстраивая свое поведение казалось бы на принципах справедливости, сотрудники оперативных подразделений должны помнить, что провокационно-подстрекательские действия содержат признаки преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 303 УК РФ [6]. Более того, данные практики дискредитируют образ полицейского, ведут к формированию негативного отношения со стороны граждан. Бесспорно, что для поддержания мощи и стабильности государства необходимо создавать и поддерживать положительный имидж силовых структур в обществе.

Осознанное применение провокации, что называется «в интересах дела», а также скрытность воздействия и его обращенность не только к сознанию, но и главным образом к бессознательным уровням психики, ставят провокацию в один ряд с преступлением.

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

В заключение можно сделать вывод, что ные сотрудники полиции должны осознать коммуникативная культура во многом зависит ценность юридически значимого поведения,

от мировоззренческого фактора. Иными сло- содержание которого может быть раскрыто

вами, такая культура неразрывно связана с вос- посредством таких категорий, как «закон-

питанием и формированием как морально- ность», «юридическая ответственность», «пра-

нравственных качеств, так и с развитым про- вонарушение», «наказание», «ответствен-

фессиональным правосознанием. Современ- ность».

Литература

1. Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991.

2. Борков В. Оперативная провокации как способ фальсификации // Законность. 2017. № 6.

3. Герасимов В. С. Замыкая круг манипуляций // Философские науки. 2015. № 5.

4. Фомин М. А. Как искоренить провокацию преступлений // Уголовный процесс. 2015. № 4.

5. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. 4-е изд. Ростов н/Д, 2009.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.garant.ru.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Мн., 1992.

8. Эдмюллер А., Вильгельм Т. Техники манипуляции: Распознавание и противодействие / пер. с нем. М. Э. Реш.. М., 2011.

Bibliography

1. Baranov P. P. Professional legal consciousness of employees of Internal Afffains Agencies. Theoretical problem. Moscow, 1991.

2. Borkov V. Operational provocations as a way of falsification // Legitimacy. 2017. №. 6.

3. Gerasimov V. S. Closing the circle of manipulation // Philosophical Sciences. 2015. N° 5.

4. Fomin M. A. How to eliminate the provocation of crimes // Criminal trial. 2015. N 4.

5. Shapar V. B. Latest psychological dictionary / V. B. Shapar, V. E. Rozsokha, O. V. Shapar. 4th ed. Rostov on Don, 2009.

6. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 31.12.2017). URL: http://www.garant.ru.

7. Shostrom E. Anti-Carnegie, or Man-manipulator. Minsk, 1992.

8. Admuller A., William T. The manipulation Techniques: Detecting and countering / transl. from German M. E. Resch. Moscow, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.