Теория и история государства и права
УДК 340.114.5 О. В. Красножон*
К вопросу о факторах,
влияющих на формирование правосознания сотрудников полиции
В статье охарактеризованы различные подходы к пониманию процесса формирования правосознания. Перечислены факторы, влияющие на формирование правосознания. Проанализированы классификации факторов формирования правосознания. Охарактеризованы факторы, оказывающие существенное влияние на формирование правосознания сотрудников полиции.
Ключевые слова: правосознание; факторы формирования правосознания; правосознание сотрудников полиции; факторы формирования правосознания сотрудников полиции; ведомственные средства массовой информации; ведомственная печать.
O. V. Krasnozhon*. To a question about the factors influencing the formation of legal consciousness of police officers. Various approaches to understanding of process of formation of legal consciousness are characterized in the article. The factors influencing the formation of legal consciousness are listed. Classifications of factors of formation of legal consciousness are analyzed. The factors having essential impact on formation of legal consciousness of police officers are characterized.
Keywords: legal consciousness; factors of formation of legal consciousness; legal consciousness of police officers; factors of formation of legal consciousness of police officers; departmental mass media; departmental printing.
Формированию правосознания и правовой культуры сотрудников полиции всегда уделялось пристальное внимание. И не случайно. Формирование положительного правосознания сотрудников полиции является неотъемлемым фактором мотивации их правомерного поведения, а их правомерное поведение, в частности, и деятельность сотрудников органов внутренних дел в целом выступают важной детерминантой эффективного функционирования государства и реализации его основной функции - защиты правопорядка [7, 8]. Успешность осуществления защиты государственного строя и правопорядка во многом обусловлены уровнем профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов.
Формирование правосознания, в т.ч. правосознания полицейских, - сложный и многофакторный процесс. Существуют различные научные подходы к пониманию путей формирования правосознания. Так, сторонники диалектико-материалистического подхода считают, что правосознание есть продукт отражения закономерностей и объективных процессов правовой жизни общества. Сторонники социокультурного подхода полагают, что правосознание есть продукт культурно-исторического развития народа, этноса, социальной группы, цивилизации.
Действительно, с одной стороны, правосознание можно рассматривать как продукт отражения закономерностей и объективных процессов правовой жизни общества. С другой стороны, объективные закономерности не всегда однозначно детерминируют поведение человека. Человек наделен свободой выбора и, обладая свободной волей, он вправе самолично решать, какие из объективных закономерностей окружающего мира принимать во внимание для мотивации своих поступков, а какие нет. И в этом его выборе существенную роль играют традиции, культурно-исторический опыт развития того народа, этноса, социальной группы, к которым он принадлежит.
Всякое внешнее воздействие на человека опосредуется его внутренним миром. Более того, можно говорить не просто об опосредовании, а о сознательном отборе человеком тех факторов, которые оказывают на него воздействие или, по крайней мере, мощности такого воздействия. Все внешнее воздействие человек пропускает через свой внутренний мир. Именно от содержания внутреннего мира зависит степень проникновения в него внешних факторов (раздражителей).
* Красножон, Оксана Владимировна, адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(911)7290727. E-mail: [email protected].
* Krasnozhon, Oxana Vladimirovna, post graduate of the department of theory of state and law of Saint-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(911)7290727. E-mail: [email protected].
© Красножон О.В., 2015
Теория и история государства и права
«Специфика индивидуального сознания такова, что оно не просто зеркально отражает внешнее правовоспитательное воздействие, но преломляет его через своеобразный "социально-биологический фильтр" человеческой индивидуальности, состоящий из трех компонентов: а) особенностей всего психического склада личности; б) жизненного опыта человека; в) непосредственного круга общения индивида» [1, с. 190]. Именно этим объясняется тот факт, что одни и те же идеи воспринимаются и оцениваются по-разному и побуждают к выбору различных вариантов поведения.
Поведение (по-ведение) подразумевает ведение - знание, потом отношение к этому знанию, затем принятие его и, наконец, действие в соответствии с ним. Механизм преступного поведения «содержит по форме те же психические элементы - процессы и состояния, что и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным (и идеологическим) содержанием» [18, с. 114-115]. Поведение человека - это «связь внешних факторов и внутренних процессов» [18, с. 114].
Согласно исследованиям социологов, все многообразие факторов, влияющих на возникновение и развитие правового сознания, можно разделить на две группы: одна группа факторов находится вне индивида, другая находится и действует в самом человеке. К объективным факторам относятся условия общественного и личного материального бытия и той духовной атмосферы, которая создается в данном обществе и выражается в господствующих идеях, морали, традициях, национальных обычаях и пр. Субъективные детерминанты составляют психологические особенности личности в целом, а также такие социально-психологические характеристики, как мировоззрение, социальные потребности, интересы и т. д. [13, с. 475].
В юридической науке также были сделаны попытки систематизации факторов, влияющих на формирование правосознания. Так, исследование процесса формирования правосознания военнослужащих показало, что оно подвержено влиянию двух видов факторов:
- факторов, не зависимых от воли людей - материальных условий жизни общества, существующих общественных отношений, бытовых условий, естественной среды и, наконец, наследственности;
- сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействии семьи, образовательного учреждения, общественных объединений, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений [4].
В ходе изучения формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел исследователем О. С. Болотаевой было предложено подразделить систему факторов, влияющих на формирование правосознания, на подсистемы - различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, социальная, научная, религиозная, информационная), каждая из которых состоит из пяти основных комплексов: нормативного, институционального, коммуникативного, функционального, идеологического. «На правосознание сотрудников органов внутренних дел воздействуют все эти факторы, в том числе внешние, образующие среду деятельности данных органов, а также внутренние, относящиеся к их организации и функционированию» [3].
При изучении системных свойств правосознания исследователем Д. В. Климанским был сделан вывод о том, что формирование правосознания сотрудников органов внутренних дел происходит под воздействием взаимосвязанной системы интегрирующих и дезинтегрирующих факторов, «имеющих своим источником как развитие самого правосознания, так и внешней по отношению к нему среды (как совокупности условий и обстоятельств)» [6]. При этом средствами повышения уровня системности правосознания, а значит, и эффективности его функционирования, он признает все то, что в той или иной степени активизирует интегрирующие факторы, либо нейтрализует факторы дезинтегрирующие [6].
Системно исследуя профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел, П.П. Баранов выявил целый комплекс факторов, влияющих на его формирование и функционирование: социально-экономические, социально-политические, социально-правовые, социально-психологические, культурно-этические, организационно-управленческие факторы [1, с. 377-396]. Наиболее значимым из них П.П. Баранов назвал влияние организации деятельности органов внутренних дел в практическом плане. Этот фактор, по мнению учёного, заслуживает более пристального внимания еще и потому, что, в сущности, все остальные факторы - политические, правовые, экономические и прочие - воздействуют на состояние правосознания конкретных сотрудников не прямо, а опосредованно, через комплекс организационных факторов (формы и методы деятельности, критерии оценок, систему стимулирования, организационные структуры, ресурсное обеспечение) [1, с. 391].
К факторам, оказывающим существенное влияние на формирование правового сознания сотрудников полиции, следует отнести: социальную среду; профессиональную деятельность; профессиональное образование; другие формы общественного сознания; средства массовой информации (коммуникации), интернет, телевидение, радио, кино, литературу, искусство, рекламу; ведомственные средства массовой информации, в т.ч. ведомственную печать.
Исследователи правового сознания не сомневаются в том, что одним из существенных факторов формирования правового сознания является непосредственная среда и ближайшее окружение. В.А. Щегорцов, например, подчеркивал, что «ближайшая среда, специфические условия жизнедеятельности индивида накладывают свой существенный отпечаток на индивидуальное правосознание, делая его неповторимым». «Правосознание индивида опосредовано самим общественным и групповым правосознанием, из которых человек черпает свои представления о правах и обязанностях, понятия о правомерности и неправомерности содеянного и т. д.» [17, с. 56-57].
По мнению П.П. Баранова, профессиональное правосознание работников органов внутренних дел представляет собой образование по своей природе сугубо социального характера, и потому в наибольшей
Красожон О.В. К вопросу о факторах, влияющих на формирование правосознания сотрудников полиции
степени на процесс его формирования и функционирования воздействуют факторы не биологической, не механической, а именно социальной среды [1, с. 372-373]. Применительно к личности сотрудника полиции можно сказать, что в ходе его повседневной трудовой деятельности под влиянием окружающей социальной среды формируются его социально-правовые установки - направленность на право, предрасположенность и готовность действовать в соответствии или в противоречии с законом, принципиальная внутренняя направленность личности на ценности правовой культуры общества или на их отрицание.
Еще одним фактором, существенно влияющим на формирование правосознания, исследователями признается социально-правовая активность, которая, по мнению В.А. Щегорцова, «является не только важнейшим показателем характера правосознания, но и фактором, в наибольшей степени влияющим на формирование правосознания» [17, с. 170]. Социально-правовая активность сотрудников полиции - это, прежде всего, их профессиональная деятельность.
В процессе своей трудовой деятельности сотрудникам полиции приходится сталкиваться с целым комплексом разнообразных влияний и воздействий на них среды их функционирования, в компонентный состав которой входят «люди как носители определенных ценностных ориентаций, обладающие нравственным, политическим, правовым сознанием, а также вещи, процессы, исторические и юридические факты, идеи, события, вербальные суждения и оценки, акты поведения индивидов и социальных групп и др.» [1, с. 376]. «Каждый из таких факторов опосредует конкретные проявления профессионального правосознания, формирует его состояние на каждый данный момент времени, предопределяет его структуру и динамику, "подсказывает" конкретные решения правоохранительных ситуаций и задач» [1, с. 377].
Существенным фактором и неотъемлемой частью процесса формирования профессионального правосознания, в т.ч. правосознания сотрудников полиции, является уровень и качество их профессионального образования. Профессиональное правосознание сотрудников полиции подразумевает их обязательную юридическую подготовку по профессиональным образовательным программам со сдачей квалификационных экзаменов. Помимо этого, на протяжении всей службы продолжается правовое воспитание сотрудников полиции, а также совершенствование их профессиональной подготовки (повышение квалификации) в процессе выполнения профессиональных функций по применению права. Профессиональное правосознание юристов, в т.ч. сотрудников полиции, предполагает «значительно большую, чем у других граждан, широту связей с окружающей действительностью в сфере права, а также глубину и четкость мотивации профессиональной деятельности» [14, с. 62].
Существенным фактором, влияющим на формирование правового сознания, можно рассматривать другие формы общественного сознания. «На развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, этнокультурные факторы; оно взаимосвязано и взаимодействует с нравственным, эстетическим, религиозным, философским, научным мышлением и сознанием», - подчеркивают П.П. Баранов и А.И. Овчинников [2, с. 10]. Российские юристы досоветского периода, подразумевая неразрывную связь права с нравственностью, отводили значительную роль в формировании правосознания религиозному фактору [5], нравственному началу [9], психологическому механизму [10, 11], национальной принадлежности как основе чувства законности [16]. Представитель этико-нормативной теории права И.А. Ильин предполагал, что основа нормального (здорового, верного) правосознания дана в зачатке каждому человеку «в виде воли к духу, порождающей в душе чувство права, чувство его необходимости, его достоинства и его цели»; в его формировании участвует вся человеческая душа, а правосознание, в итоге, образуется как результат самосовершенствования, самопознания [5, с. 228].
Современные российские ученые также признают связь правового сознания с нравственным. Так, П.П. Баранов и А.И. Овчинников, исследуя различные формы деформации правосознания, приходят к выводу, что при деформации прослеживается одна общая черта - «недостаток, а часто и атрофия, нравственного чувства», и что «состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо иными факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья» [2, с. 22]. П.П. Баранов неоднократно указывал на то, что недостаток нравственного начала приводит к искажению, деформации, ошибочной стереотипизации работы органов внутренних дел и что нравственное нездоровье личного состава можно считать первопричиной такой деформации [1, с. 298, 339, 385].
Среди существенных факторов, влияющих на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения, исследователем Ю.К. Погребной отмечается «деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца» и одновременно «ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение» [12, с. 50-52].
П.П. Баранов, также считая существенным фактором формирования профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел его культурный стереотип, сложившийся в художественной литературе, кино, телевидении, средствах массовой информации, настаивает на том, что «влияние культуры на состояние правового сознания настолько велико, что само разделение этих понятий носит условный характер и необходимо, главным образом, в исследовательских целях. В онтологическом же смысле мы имеем дело с одним и тем же явлением, правовое сознание и есть культура, ее составная часть, одна из форм ее проявления» [1, с. 389-390]. Глубинные связи культуры и правосознания
Теория и история государства и права
подчеркивают многие исследователи. «Чем выше у индивида или социальной группы уровень общей социальной культуры, - отмечает В.А. Щегорцов, - тем выше и уровень его правосознания» [17, с. 98].
Социологи подчеркивают, что в процессе социализации, которая «охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения», некоторые из факторов, определяющих ее, действуют только на отдельных стадиях жизни, а некоторые «действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации [13, с. 478; 15, с. 430].
Особое значение в формировании профессионального правосознания полицейских и создании положительного имиджа силовых структур в обществе приобретают ведомственные средства массовой информации. Сегодня в арсенале МВД России телередакция, радиостанция «Милицейская волна» и целый ряд периодических печатных изданий: газета «Щит и меч», популярно-правовой альманах «Профессионал», журнал «Содружество», научно-практический журнал «Медицинский вестник МВД». Образовательные учреждения системы МВД России также имеют свои периодические ведомственные издания, например, журналы «Вестник Московского университета МВД России», «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» и многие другие журналы, а также газеты. Ведомственная печать МВД России становится не только важнейшим средством профессиональной подготовки полицейских, но и существенным фактором формирования их профессионального правосознания, что в конечном итоге способствует укреплению правопорядка в современной России.
Таким образом, формирование правосознания сотрудников полиции - это сложный многофакторный процесс, включающий в себя как объективные, так и субъективные детерминанты, специфика воздействия которых определяется степенью их проникновения сквозь призму человеческой индивидуальности, во многом обусловленную уровнем социальной адаптированности и культурно-нравственного развития личности. Среди существенных факторов, влияющих на формирование правосознания сотрудников полиции, можно выделить социальную среду, профессиональную деятельность, профессиональное образование, другие формы общественного сознания, средства массовой информации (коммуникации). Особое значение среди факторов, влияющих на формирование позитивного правосознания полицейских, приобретают литература, искусство, кино и телевидение, средства массовой информации, в т.ч. ведомственная печать.
Список литературы
1. Баранов, П. П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. - Т. 1. - Ростов-н/Д.: РЮИ МВД России, 2005.
2. Баранов, П. П., Овчинников, А. И. Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления : учебное пособие. - Ростов-н/Д.: РЮИ МВД России, 2006.
3. Болотаева, О. С. Формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел в условиях становления информационного общества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
4. Грачева, О. А., Гараева, А. А. Военное образование как фактор формирования правосознания военнослужащих // Военное право: Электронное научное издание. 2012. Вып. 3 - URL: http://www. voennoepravo.ru/node/4837 (дата обращения: 10.08.2015).
5. Ильин, И. А. О сущности правосознания. - М.: Рарогъ, 1993.
6. Климанский, Д. В. Система факторов интеграции и дезинтеграции правосознания сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.
7. Нижник, Н. С., Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности. - Ч. 1. - Новгород, 2008. - С. 246-269.
8. Нижник, Н. С. Полицейская система как элемент правоохранительной системы современного государства // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе : материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2013 г. / под общ. ред. В. А. Сосова. - Краснодар, 2013. - С. 6-13.
9. Новгородцев, П. И. Кризис современного правосознания. - М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1909.
10.Петражицкий, Л. И. О мотивах человеческих поступков в особенности об этических мотивах и их разновидностях. - СПб, 1904.
11 .Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности : в 2 т. - СПб, 1909-1910.
12.Погребная, Ю. К. Кризис современного российского правосознания. - М.: Альфа-М, 2013.
13. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. -М.: Изд. группа «Норма-Инфра М», 1998.
14.Соколов, Н. Я. Профессиональное правосознание юристов. - М.: Наука, 1988.
15. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. - М.: Норма, 2008.
16. Шершеневич, Г. Ф. О чувстве законности : публичная лекция, чит. 10 марта 1897 г. проф. Казанск. ун-та Г. Ф. Шершеневичем. - Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1897.
17. Щегорцев, В. А. Социология правосознания. - М.: Мысль, 1981.
18. Яковлев, А. М. Теория криминологии и социальная практика. - М.: Наука, 1985.