УДК 316.37:351.74 ББК 60.53 К 27
Д.А. Картавцев,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.:8-928-449-90-20, e-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО
( Рецензирована )
Аннотация. В статье исследуются вопросы влияния личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел на их социокультурный статус в обществе. На основе теоретического анализа, автором анализируются особенности влияния мотивации сотрудников органов внутренних дел на их профессиональную компетентность.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная компетентность, социокультурный статус, социализация.
D.A. Kartavtsev,
Post-graduate student of the Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe StateUniversity, Maikop, ph.:8-928-449-90-20, e-mail: alexandr01.87@ mail.ru
SOCIAL AND CULTURAL PECULIARITIES OF A QUALIFIED POLICEMAN PERSONALITY
FORMATION
Abstract. The paper examines the issues of the influence of personal characteristics of police officers on their sociocultural status in society. On the basis of theoretical analysis, the author analyzes the characteristics of the impact of employees' motivation on their professional competence.
Keywords: motivation, professional competence, sociocultural status, socialization.
Основной миссией правоохранительных органов, действующих в системе исполнительной власти, является обеспечение реализации прав и свобод граждан в соответствии с теми ценностно-нормативными регуляторами, которые основываются на новейших достижениях философии социального существования человека. Специфика современного этапа развития социума состоит в том, что в практиках обеспечения прав человека в центр выдвигаются права, призванные гарантировать
жизнь не только свободную, но и относительно обеспеченную.
Анализ состояния современных органов внутренних дел, изучение спектра основных факторов, обуславливающих низкий уровень доверия к ним со стороны населения, свидетельствует о значительном снижении социокультурного статуса настоящей государственной институции.
В связи с данными обстоятельствам, а также в виду высокой социальной значимости деятельности органов внутренних дел в совре-
менном российском обществе особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы кадровой и воспитательной работы сотрудников данной профессиональной группы.
Процесс не только профессионального, но и морально-нравственного, социально-психологического становления личности квалифицированного полицейского активно обсуждается в социуме и находит своё отражение в современных научных, публицистических и нормативных материалах.
Следует отметить, что в последнее время значительный общественный резонанс вызывают случаи деструктивного поведения сотрудников правоохранительных органов, неправомерного применения ими табельного оружия, превышения властных полномочий и пр. Самым распространенным видом нарушений, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел, являются дисциплинарные правонарушения. Зачастую они заключаются в несоблюдении норм уголовно-процессуального законодательства, укрытии преступлений от учета, нарушении норм административного законодательства.
Не вызывает сомнения тот факт, что особая роль при реформировании системы МВД России отводилась подразделениям кадрового направления.
Анализируя культурное восприятие гражданами современных сотрудников органов внутренних дел и отмечая явно выраженное негативное отношение к ряду правоохранительных структур, следует отметить, что различные - как объективные, так и субъективные - причины на определенном этапе социального функционирования нашего общества, спровоцировали коммерциализацию определенной части сотрудников силового блока.
В наибольшей степени это коснулось именно министерства внутренних дел РФ. Данная проблема
явилась своеобразным поводом для активизации критики и усиления пристального внимания общественности к происходящим в данном ведомстве процессам и обусловило необходимость его углубленного реформирования.
Неоднозначность оценок качества деятельности специальных структур, призванных обеспечивать права и интересы граждан, со стороны общества кроется в осознании факта разбалансировки принципа равновесия в системе взаимодействий [1; 67].
Обосновывая, в свое время, необходимость существенного реформирования системы органов внутренних дел, государственной властью было предложено в качестве одного из главных мотивационных факторов для привлечения на работу наиболее квалифицированных и высоконравственных претендентов, предложение им повышенного материального обеспечения, а также усиление системы государственных и социальных гарантий [2; 6].
Однако проведенные социологические опросы кандидатов на должность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) определили некую закономерность. В частности, они показали, что из 16 возможных причин выбора данной юридической профессии лишь три были основаны либо как-то зависели от материальной мотивации. Другие же были связаны с желанием обрести престижную профессию, продолжить семейную традицию и т.д.
Опрошенные респонденты из числа представителей молодежи в своих ответах указали, что несмотря на усиливающуюся тенденцию смещения основных ценностей молодежной субкультуры в сторону материальных предпочтений, их по-прежнему продолжают привлекать, прежде всего, мотивы, не связанные с материальным благополучием:
- повышенный интерес и престижность данной профессии - 84 (16,8%),
- присутствие определенной романтики службы - 28 (5,6%),
- влияние семейных традиций
- 16 (3,2%),
- привлекательность будущей карьеры - 45 (9,0 %).
- наличие льгот и преимуществ
- 33 (6,6%)
Из предложенного выше анализа эмпирических данных видно, что мотивация, не связанная с материальными выгодами при выборе профессии в среде правоохранительной деятельности, в принципе нисколько не уступает мотивации материальной [3; 130].
Нами в ходе социологических опросов было выяснено соотношение факторов, оказывающих непосредственное влияние на личность актора, выбравшего в качестве специальности правоохранную деятельность. Было установлено, насколько самостоятельным является то или иное решение молодого индивида при выборе профессионального приоритета. В ходе данных исследований было выявлено, что для большего числа участвовавших в опросе респондентов работа в ОВД является определенным популярным брендом, подразумевающим престижность, материальные блага, высокий общественный статус, но никак не тяжелый труд на благо государства и его граждан.
Останавливаясь на понятии статусности той или иной профессии, следует привести утверждение В.И. Слободчикова, который считает, что понятия статуса и роли непосредственно связаны с определением личности. Однако автор подчёркивает, что суть личности
- в способности человека выходить за пределы статусно-ролевых отношений.
Анализируя процесс усвоения актором корпоративной культуры, следует отметить, что неправомерно полное отождествление личности с теми «ролями», которые она исполняет. Важно не количество социальных ролей, а его культур-
ное восприятие этих ролей, отношение к этим ролям. «Человек как личность, свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознаёт возможные последствия своих действий по её осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты» [4; 23].
Приведенное высказывание представляется нам актуальным в контексте исследуемой проблемы. Именно избирая определенную социальную роль, представитель той или иной сферы предопределяет свой социальный статус. То есть его роль может представлять собой борца с преступностью, «крышева-теля» бизнеса, получателя благ в связи с должностными полномочиями и т.д. [3; 130].
Следует отметить, что социальный статус сотрудника органов внутренних дел определяется следующим набором составляющих компонентов профессии полицейского: власть, сложность труда, престиж. В состав критериев первого показателя входят следующие: 1) число работающих в юридическом подчинении данного лица; 2) степень независимости, правоспособности принимать решения самостоятельно; 3) характер работы с людьми. В набор критериев оценки второго показателя - сложности труда - функция, выполняемая работником, включаются следующие моменты: степень сложности работы с информацией; общий образовательный уровень, необходимый для данной профессии; специальная подготовка; время на приобретение навыков для данного рабочего места. Третий показатель - престиж - включает ценность, престижность, авторитетность должностного положения. Все эти составляющие профессии сотрудника ОВД, дополненные в общественном сознании представлениями о латентных выгодах, которые сопутствуют службе, представляются вполне привлекательными для жизненного проекта.
Кроме узкопрофессиональной подготовки к сотруднику предъявляются социальные и общекультурные требования.
Однако следует осознавать, что социальная роль - это не окончательный показатель, а, скорее всего, исходный пункт в общественном восприятии качественной сущности конкретной личности.
В психологической науке, например, отмечается, что определенная роль представляет собой некую программу, которая в той или иной степени соответствует социокультурному поведению актора в структуре той или иной социальной группы. Это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества.
Таким образом, проведенный нами социологический опрос показал, что мотивы, так или иначе связанные с возможностью получить определенное личное превосходство в обществе, составляют 48% от всех опрошенных респондентов.
Все вышеуказанные факты определяют необходимость изучения профессиональной мотивации сотрудников ОВД, поиска путей решения указанных проблем, повышения качества отбора кандидатов в системе МВД России, уровня профессиональной подготовки и компетентности сотрудников. В Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел России компетентность сотрудника ОВД определяется как:
- юридическая подготовленность;
- наличие умений и навыков предотвращать, раскрывать и рас-
следовать традиционные и новые виды преступлений;
- владение техническими средствами защиты и хранения информации;
- знание основ профилактической деятельности;
- способность принимать самостоятельные ответственные решения;
- умение доводить уголовное дело до завершения в требуемые законодательством сроки;
- умение вести диалог, коммуникабельность и доброжелательность [5].
Однако при наличии всех указанных знаний, умений и навыков, но при отсутствии устойчивой про-социальной мотивации, личность сотрудника ОВД может реализоваться в профессии через девиантные формы поведения. Только при наличии устойчивой гуманистической и аксиологической направленности личности (социально одобряемых мотивов, ценностей, установок, убеждений) деятельность сотрудника органов внутренних дел будет протекать эффективно и в соответствии с социальными, психологическими, профессиональными особенностями.
Успешное выполнение служебных задач сотрудниками органов внутренних дел, совершенствование процесса профессионального становления личности специалиста напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких морально-нравственных ценностей, а также готовности личности к соблюдению служебной дисциплины и осуществлению профессиональных функций в служебной деятельности.
Примечания:
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.
2. Кузнецов А.И. Социокультурный статус сотрудников органов внутренних дел в современной российской ментальности: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2010.
3. Вартанян Е.В. Социокультурные условия правовой социализации студентов юридических вузов России: дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2014.
4. Свириденков М. Пока прыгает пробка. М., 2001. № 11.
5. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел России. М., 2003
References:
1. Aries F. A Child and family life under the old order. Yekaterinburg, 1999.
2. Kuznetsov A.I. Socio-cultural status of police officers in modern Russian mentality. Author's dissertation. Appl. for Cand. of Sociol. Maikop, 2010.
3. Vartanyan E.V. Social and cultural conditions of legal socialization of law students in Russia. Dis. Applic. for. Cand. sociol. Maikop, 2014.
4. Sviridenkov M. While stopper jumps. M., 2001. No. 11.
5. Concept of improving vocational training in the internal affairs bodies of Russia. Moscow, 2003.