УДК 343.9 ББК 67.73
ВЛИЯНИЕ ДИСКРЕДИТАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ДЬЯЧЕНКО,
кандидат юридических наук, старший оперуполномоченный по особо важным делам Отдела правового сопровождения оперативно-разыскной и служебной деятельности подразделений собственной безопасности Управления стратегического развития в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции ГУСБ МВД России, подполковник полиции Научная специальность 12.00.11 — криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность/ E-mail: [email protected] Рецензент: начальник 2 отдела 1 Управления ГУСБ МВД России Д.С. Яремчук
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе базовых понятий психологии рассматривается и оценивается влияние на профессиональную мотивацию сотрудников органов внутренних дел к борьбе с преступностью такого негативного социально-правового явления, как дискредитация сотрудников и подразделений органов внутренних дел.
Ключевые слова: дискредитация, компрометирование, профессиональная мотивация, органы внутренних дел, собственная безопасность, заведомо ложные сведения, подрыв авторитета, честь, достоинство и деловая репутация.
Annotation. is considered by the author on the basis of basic concepts of psychology and influence on professional motivation of staff of law-enforcement bodies to fight against crime of such negative social and legal phenomenon, as discredit of employees and divisions of law-enforcement bodies is estimated.
Keywords: discredit, komprometirovaniye, professional motivation, law-enforcement bodies, own safety, obviously false data, undermining authority, honor, advantage and business reputation.
В действиях и поведении сотрудников проявляется их активность, обусловленная психологическими стимулами поведения, мотивами. Как движущая сила сознательного поведения человека мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы1.
Мотивы трудовой деятельности сотрудников ОВД довольно разнообразны. Это социально-экономические, политические условия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Очевидно, что в служебной деятельности должна преобладать только позитивная и профессиональная мотивация, выполняя служебные задачи и функции, сотрудник должен руководствоваться только государственными интересами. Однако позитивная мотивация сама по себе не появляется, на нее оказывает влияние
целый ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.
О роли влияния общественного внимания в усилении мотива трудовой деятельности писал еще в начале ХХ века выдающийся русский физиолог Н.Е. Введенский. Но особое значение общественному влиянию в мотивации стали придавать в 20-30-х годах в связи с появлением теории «человеческих отношений» Э. Мэйо, согласно которой даже минимальные проявления внимания и заботы повышают производительность труда, и особенно повышается мотивация, когда человек знает, что его труд нужен обществу. Особенно остро роль общественного внимания проявляется в публичных сферах деятельности, в том числе и в правоохранительной деятельности, где даже отсутствие общественного мнения отражается на силе и устойчивости мотива сотрудников к исполнению служебных обязанностей, вплоть до депрессии с ее отрицательными последствиями.
Подтверждение тезиса о публичности применительно к системе МВД России может служить, в частности, процентное соотношение фактов дискредитации по службам. Так, данные экспертного опроса свидетельствуют, что наиболее часто среди сотрудников ОВД дискредитируются сотрудники следующих служб и подразделений:
• по обеспечению безопасности дорожного движения — на первое место их поставили 29,9% опрошенных;
• уголовного розыска — 26,9%;
• по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ — 10,5%;
• экономической безопасности и противодействия коррупции — 9,0%;
• предварительного следствия и дознания — 9,0%;
• участковых уполномоченных — 8,7%;
• вневедомственной охраны — 7,5%;
• собственной безопасности — 3,0%;
• по обеспечению безопасности крупных международных и массовых мероприятий — 3,0%;
• собственной безопасности — 2,0%2.
На основании анализа приведенной группы можно говорить о такой характеристике дискредитируемых лиц как высокая степень их публичности в системе МВД России: руководители и сотрудники перечисленных подразделений по ходу своей деятельности наиболее часто вступают в непосредственный контакт с гражданами, являются самым яркими представителями ОВД в глазах населения, формируя образ полицейского.
Когда же отношение со стороны общества приобретает откровенно враждебный характер, связано с критикой, зачастую субъективной и несправедливой, это может явиться толчком к развитию состояния фрустрации, к конфликту с окружением; человек начинает стремиться к одиночеству, к изоляции от общества, к прекращению своей деятельности.
В этой связи уместно привести ситуацию, сложившуюся вокруг задержания экс-начальника ГУЭБиПК МВД России Д. Сугробова. В течение нескольких лет указанный руководитель снискал себе популярность благодаря публикациям в СМИ и сети Интернет как боец с экономическими преступлениями и коррупцией. За время руководства Д. Сугробова (менее трех лет) ГУЭБиПК успело раскрыть ряд громких коррупционных преступлений. Д. Сугробов участвовал в ряде оперативных разработок, успех которых обеспечило применение оперативных экспериментов.
Следует отметить что «оперативный эксперимент» и «оперативное внедрение» выступают наиболее востребованными на практике ОРМ, направленным на документирование коррупционных преступлений, позволяющими добиться положительных результатов. Между тем, разграничение оперативных комбинаций, оперативных экспериментов и провокаций на протяжении нескольких лет является острой и спорной пробле-
мой теории ОРД, на которой постоянно акцентируют внимание такие признанные авторитеты в сфере ОРД как В.Д. Меньшагин, С.Н. Радачинский, Г.К. Синилов и иные ученые и практики3.
В феврале 2014 г. Д. Сугробов и иные сотрудники ГУЭБиПК МВД России были задержаны по подозрению в провокации получения взятки заместителя начальника 9 службы УСБ ФСБ И. Демина (за общее покровительство) в сумме 300 тыс. рублей. Д. Сугробову было предъявлено обвинение в организации провокации взятки (ч. 3 ст. 33, ст. 304 УК РФ), превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286). Также было выдвинуто обвинение в организации преступного сообщества (ч. 3 ст. 210). По делу ГУЭБиПК арестовано 16 человек: десять штатных сотрудников и шесть агентов.
Скандальная информация была подхвачена такими традиционно ориентированными на размещение дискредитирующими сотрудников материалами Интернет-ресурсами как Компромат^, Livejournal.com. В частности, по Интернет-ресурсам разошлось открытое письмо М. Каганского4 к президенту Д. Медведеву, размещенное известным своими публикациями о коррупции в органах государственной власти блогером А. Северозападным 28.10.2011 г.: «Начальник ГУЭБиПК МВД России Денис Сугробов "известен мне как человек низких моральных устоев"». Автор указанного письма обвиняет Д. Сугробова в целом ряде должностных преступлений: «неоднократно занимался вымогательством взяток с бизнесменов, в ГУ МВД России по ЦФО он работал начальником отдела по выявлению преступлений в кредитно-финансовой сфере, фактически он крышевал все банки, которые занимались «обналичиванием» и легализацией денежных средств, полученных преступным путем, за неоднократные факты коррупции он был выгнан Николаем Ауловым, в 2008 году начальником ГУ МВД России по ЦФО, но в связи с покровительством коррумпированных сотрудников ФСБ, снова устроился на работу»5.
Рассмотренная ситуация напрямую повлияла на мотивацию к выполнению служебной деятельности сотрудников подразделений по экономической безопасности и борьбе с коррупцией, способствовало формированию атмосферы тревожности, обеспокоенности в служебных коллективах. Это можно видеть из результатов проведенного анкетирования. Так, отдельные сотрудники в качестве примера дискредитации, т.е. распространения в отношении сотрудников и органов внутренних дел ложной порочащей информации приводили распространение СМИ информации в отношении руководства Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России. О своем опасении выступить субъектом дискредитации в связи с осуществляемой служебной деятельностью заявили 63,6% опрошенных, что вдвое превышает аналогичный показатель по иным подразделениям органов внутренних дел (34,4% и 39,4%), и на треть — их суммарный показатель (42,0%).
Анализ результатов оперативно-служебной деятель-
ности подразделений экономической безопасности и влиянии неуверенности сотрудников в своем положении противодействия коррупции также свидетельствует о на результаты их оперативно-служебной деятельности.
Динамика выявления преступлений экономической направленности подразделениями ОВД6
Выявлено, тысяч./годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 (1 полуг.)
Подразделениями ОВД, в том числе в процентном соотношении от общей доли выявленных преступлений экономической направленности 264,3 (95,6%) 190,8 (94,2%) 162,6 (94,0%) 130 (92,0%) 96,6 (90,0%) 64,5 (89,8%)
Динамика к АППГ -35,6% -27,8% -14,8% -20,1% -33,4% -33,2%
В том числе подразделениями ЭБиПК 160,0 (57,9%) 130,3 (64,3%) 132,9 (76,8%) 106,7 (75,5%) 78,2 (72,8%) 52,2 (73,0%)
Из данных таблицы прослеживается довольно стабильная на протяжении последних лет тенденция к снижению количества преступлений экономической направленности, выявляемых различными подразделениями ОВД (с 95,6% до 90,0%), при повышении доли участия подразделений ЭБиПК МВД России (с 57,9% до 73%). С учетом имеющихся показателей можно прогнозировать дальнейшую утерю позиций ОВД в борьбе с преступлениями экономической направленности и снижение доли участия в их выявлении подразделений ЭБиПК МВД России.
Поиск причин снижения результативности правоохранительной деятельности в борьбе с преступностью показывает, что на фоне общего снижения профессионализма сотрудников правоохранительных органов за счет бесчисленного количества реформ, выведения за штат и повторного не включения в него «вновь» сформированных подразделений, деятельность сотрудников ОВД во многом определяет страх за стабильность своего положения на службе. Он, по признанию большинства опрошенных (так указали 87,2% респондентов), возникает из-за отсутствия фактической реализации защищенности, в том числе и от незаслуженных обвинений, отсутствия зримой перспективы карьерного роста и возможности самореализации как специалиста (данные факторы на первое место поставили 29,5% опрошенных).
Отрицательное влияние работоспособность личного состава оказывают недоверие граждан, нежелание их оказывать содействие, сотрудничать с ОВД (о его приоритете заявили 14,5% респондентов), а также ощущение непрестижности и невостребованности избранной профессии (15,6%).
Одновременно хорошо известно, что возможность личностной самореализации человека в трудовой деятельности является важнейшим фактором его трудовой и профессиональной мотивации. Успешность самореализации определяет у человека высокий уровень положительного эмоционального восприятия труда вплоть до ощущения счастья, получаемого в процессе трудовой деятельности.
Детальное изучение причин увольнения сотрудников ОВД свидетельствует, что зачастую они связаны с их дискредитацией со стороны криминалитета через коррумпированных представителей правоохранительных органов, журналистов, публичных людей, а также размещения разного рода измышлений на популярных сайтах сети Интернет, в средствах массовой информации или публичного обращения в надзирающие и контролирующие органы.
Согласно данным проведенного опроса 60 % респондентов ответили, что систематическое размещение порочащей их информации в СМИ и сети Интернет способно выступить основанием прекращения ими службы в ОВД как само по себе (11%), так и в комплексе с иными традиционными для службы в ОВД негативными факторами (48%). Среди последних на первом месте стоит несправедливая критика, предвзятое отношение руководства (ее отметили 41,0% опрошенных), далее следуют потеря интереса к работе (24,6%), материальные затруднения (14,8%), чрезмерная загруженность, а также ощущение непрестижности и невостребованности избранной профессии (по 9,8%).
Перечисленные негативные факторы ученые, занимающие проблемами психологии службы в ОВД, среди которых С.П. Безносова, А.В. Буданов, К.Р. Такасаева, относят к детерминантами профессиональной деформации сотрудников, т.е. изменения их личностных качеств в асоциальную сторону7. Это позволяет включить дискредитацию в круг факторов, способствующих профессиональной деформации. Исходя из принципа взаимообусловленности явлений и процессов, негативные черты кадровой политики в ОВД не только усиливают действие дискредитации, но и ей способствуют. Постоянные аттестации и переаттестации, курс на «очищение рядов», введение и широкое применение персональной ответственности руководителя приводят к парадоксальной ситуации, когда добросовестное и бескомпромиссное отношение к службе может стать поводом к развязыванию информационной войны и последующему увольнению сотрудника.
Особенно уязвима в этой связи позиция руководителей, которые являются лицом возглавляемой ими службы
и в силу этого обладают наивысшей степенью публичности в системе МВД России, а также наиболее часто подвергаются нападкам со стороны криминалитета.
В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся вокруг заместителя министра внутренних дел по Республике Башкортостан, полковника внутренней службы Р. Шарафутдинова, который оказался в центре информационного скандала. В эфире одного из федеральных телеканалов полковника обвиняли в ряде нарушений, по которым были проведены проверки. Серия жестких критических сюжетов была обсуждена на заседании Общественного совета при МВД по Республике Башкортостан, члены совета публично не согласились с авторами программ и обратились с открытым письмом в защиту сотрудников республиканских органов внутренних дел. Несмотря на то, что факты не подтвердились, полицейский предпочел подать рапорт на увольнение8.
Негативные процессы, порожденные дискредитацией, сказываются и на комплектовании органов внутренних дел. Так, сменяемость начальников территориальных органов на районном уровне в 2014 г. составила 23% (в 2013 г. — 23,2%), а их заместителей — 20,3% (в 2013 г. — 18,0%). В отдельных регионах ситуация выглядит намного хуже — так, в МВД по Республике Бурятия, УМВД России по Костромской, Магаданской, Пензенской, Еврейской автономной областях сменился каждый второй руководитель районного звена (от 47% до 58%).. Медленными темпами идет комплектование службы уголовного розыска и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, где в 2014 г. некомплект вырос по сравнению с предыдущим годом и составил соответственно 6,6% и 6,4% (в 2013 г. — по 5,9%). Более чем в полтора раз возрос данный показатель в патрульно-постовой службе полиции (с 3,5% до 5,7%)9.
В связи с изложенным в последнее время руководящими документами МВД России и его территориальных органов10 обращается внимание на необходимость совершенствования информирования населения по вопросам деятельности ОВД по обеспечению законности и выработки единой информационной политики в сфере размещения информации о раскрытии преступлений, имеющих большой общественный резонанс.
Политика «прозрачности» деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации имеет свою обратную сторону. Несомненно, органы внутренних дел должны стоять максимально близко к гражданам в вопросах обеспечения их законных прав и интересов, однако при этом сами сотрудники должны иметь твердую уверенность в возможностях Министерства обеспечить надежную защиту их законных прав и интересов от всех возможных посягательств.
При информировании населения основной целью должно являться недопущение переноса негативного восприятия общественностью фактов противоправной деятельности отдельных сотрудников на системы органов внутренних дел в целом при реализации принципов гласности и открытости деятельности органов внутренних дел в сфере укрепления законности и слу-
жебной дисциплины.
Акцент должен делаться на преимущественно ведомственное информационное освещение работы в указанной сфере, где первоочередную роль должны играть подразделения информации и общественных связей при контроле со стороны руководителя подразделения, деятельность которого выступает объектом освещения. С учетом сложившейся обстановки недопустимы обращения представителей СМИ к сотрудникам ОВД о представлении служебной информации, особенно на коммерческой основе, а по всем фактам несакционированной передачи служебной информации в СМИ или ее публикации в сети Интернет должны проводиться служебные проверки (проверки) под личным контролем руководителя.
Для оказания профилактического воздействия на нарушителей, а также в целях формирования у сотрудников, гражданских служащих и работников чувства защищенности руководителю (начальнику) надлежит организовывать информационно-пропагандистские мероприятия, связанные с доведением до личного состава и граждан результатов предпринятых действий в защиту чести, достоинства и деловой репутации.
1 См., например: Мотивация деятельности частных охранников С. 4; Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. — М.: ДГСК МВД России, 2011. — 248 с. С. 37.
2 В ходе анкетирования были опрошены руководители и оперативный состав территориальных подразделений собственной безопасности ОВД (всего 95 человек).
3 См. Оперативно-разыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. -XIV, 848 с.
4 М. Каганский пользуется репутацией посредника при содействии лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, в незаконном освобождении от нее за денежное вознаграждение.
5 http://severozapadnyi.livejoumal.com/4525.html
6 Состояние преступности в России за 2010-2015 гг. // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России».
7 Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия и права личности: Монография. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2006. С. 37, Социально-психологический климат в служебных коллективах. С.5; Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: Методическое пособие. — М.: ГУК МВД России, 2004. С. 37, Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. — М.: ГУК МВД России, 2003. С. 40 — 41 и др.
8 URL: http://www.bashinform.ru/news/504703/.
9 Аналитические материалы «Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2013 году»: ОАД МВД России, 2014. С. 82, «Состояние правопорядка в Российской Федерации основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2014 году»: ОАД МВД России, 2015. С. 106-107.
10 См., в частности, письмо МВД по Республике Татарстан от 22 октября 2012 г. № 1/2616 «О предоставлении сведений в средства массовой информации», письмо Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации от 25 декабря 2012 от 23/3001 «О мониторинге информационного пространства» и проч.