Научная статья на тему 'Современный Российский полицейский: проблемы социальной компетентности'

Современный Российский полицейский: проблемы социальной компетентности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
754
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / SOCIAL COMPETENCE / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL CULTURE / POLICE OFFICER / LAW-ENFORCEMENT BODIES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Идрисова Светлана Феликсовна, Попов Валерий Германович

В статье рассматривается теоретическое содержание социальной компетентности полицейских в контексте глубинных преобразований в современном российском обществе. Особое внимание уделено феномену профессии и профессионализма полицейских. Проанализирована социальная природа профессиональной деятельности полиции. Проведено теоретико-прикладное сравнение особенностей профессиональных и социальных компетенций, профессиональной и социальной компетентности полицейских. Приоритетное значение придается влиянию социальной компетентности на уровень профессионализма сотрудников органов внутренних дел. Предложены пути моделирования системы взаимодействия органов внутренних дел и населения. Выявлены ключевые условия формирования социальной компетентности полицейских. Обоснованы предпосылки профессионального развития сотрудников органов внутренних дел на основе повышения их социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Идрисова Светлана Феликсовна, Попов Валерий Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN POLICE OFFICER: PROBLEMS OF SOCIAL COMPETENCE

In the article the theoretical content of social competence of police officers in the context of deep transformations in modern Russian society is considered. Special attention is paid to a phenomenon of a profession and professionalism of police officers. The social nature of professional police activity is analyzed. Theoretic-applied comparison of features of professional and social competences, professional and social competence of police officers is carried out. Priority significance is attached to the influence of social competence on the level of professionalism of staff of law-enforcement bodies. Ways of modeling a system of interaction between law-enforcement bodies and the population are offered. Key conditions of formation of social competence of police officers are revealed. Prerequisites for the professional development of staff of law-enforcement bodies based on increasing their social competence are proved.

Текст научной работы на тему «Современный Российский полицейский: проблемы социальной компетентности»

Правоведение

УДК 316.344.42

С. Ф. Идрисова, В.Г. Попов

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье рассматривается теоретическое содержание социальной компетентности полицейских в контексте глубинных преобразований в современном российском обществе. Особое внимание уделено феномену профессии и профессионализма полицейских. Проанализирована социальная природа профессиональной деятельности полиции. Проведено теоретико-прикладное сравнение особенностей профессиональных и социальных компетенций, профессиональной и социальной компетентности полицейских. Приоритетное значение придается влиянию социальной компетентности на уровень профессионализма сотрудников органов внутренних дел. Предложены пути моделирования системы взаимодействия органов внутренних дел и населения. Выявлены ключевые условия формирования социальной компетентности полицейских. Обоснованы предпосылки профессионального развития сотрудников органов внутренних дел на основе повышения их социальной компетентности.

Ключевые слова: социальная компетентность, профессионализм, профессиональная культура, полицейский, органы внутренних дел, профессиональное развитие сотрудника полиции.

Реформирование системы правоохранительных органов России предполагает достижение более высокого уровня профессионализма сотрудников полиции. Их профессиональное развитие должно отражать основные направления как общественных преобразований в стране, так и самого института российской полиции.

Поэтому закономерно, что появляется потребность в интегративном осмыслении оценки профессионализма сотрудника полиции. Социальное восприятие населением института полиции и оценка становятся неотъемлемым компонентом развития профессиональных качеств современных полицейских.

Цель статьи - раскрыть содержание социальной компетентности и ее воздействия на профессионализм полицейских в контексте глубинных преобразований в российском обществе. Это позволит более пристально взглянуть на содержание, сущность и природу, а также социальную значимость профессиональной деятельности полиции и показать ее место в социуме. Само исследование социальной компетентности сотрудников полиции в перспективе способно оказать воздействие на эффективность системы взаимодействия органов внутренних дел и социальной среды.

Процесс влияния социальной компетентности полицейского на его профессиональную деятельность не получил развернутого и полноценного анализа. Однако постановка отдельных аспектов и проблемы их осмысления рассматривались в различных источниках.

В контексте социально-профессиональной детерминации жизнедеятельности личности, проблема социальной компетентности, ее влияние на профессиональную деятельность государственных служащих рассматривается в трудах В. Весенина, О. Виханского, А. Наумова, А. Карпова, О. Ромашова, Н. Шаталова и других. Анализ профессиональной и социальной компетентности государственных служащих позволяет выделять их теоретические и практические аспекты применительно к сотрудникам правоохранительных органов. В непрямой форме тема взаимоотношений социальной и профессиональной компетентности отражается в теории бюрократии (З. Бауман, П. Бурдье, М. Ве-бер, М. Крозье, Г. Саймон и др.).

В ряде работ (А. Андреенковой, Б. Бабосова, А. Вардомацкого, А. Виноградова, Л. Гордон, Н. Лапина и др.) раскрывается содержание влияния общественной трансформации на современное российское государство и вытекающие отсюда особенности профессионального развития работников государственных органов. Опираясь на результаты этих исследований, можно определить основной вектор повышения уровня социальной компетентности сотрудников полиции, который выявляется в восприятии ими общественных преобразований.

Наконец, особое значение при рассмотрении нами социальной компетентности современных сотрудников полиции будет иметь адаптация результатов исследований А. Митина, Б. Хохрякова, В. Китаева, В. Попова, В. Романова, Г. Атаманчука, Л. Налимова, Н. Чевтаевой, О. Авериной, Т. Али-кина и других, которые изучали профессиональную и корпоративную культуру сотрудников государственных органов. В первую очередь необходимо рассмотреть процесс профессионального развития этих сотрудников в государственной сфере, разумеется, на основе его социальной ориентации. Это позволит подойти к пониманию сущности социальной компетентности сотрудников полиции.

Термин «компетентность» обычно воспринимается с позиций степени освоения знаний как профессиональных, так и специальных. В таком понимании отмечают компетентность инженеров, учителей, юристов, режиссеров и представителей других профессий. Социальная компетентность полицейского также проявляется в рамках особой профессиональной области.

Имеет большое значение в рассмотрении предмета нашей статьи анализ предметной, личной, социальной компетентностей, отражающихся в профессиональной среде личности. Предметная компетентность - это не только готовность на базе сформировавшихся знаний, но и способность к реализации профессиональных знаний и умений, а также возможность целенаправленно оценивать получаемые результаты; личная компетентность - готовность, способность индивида к реализации потребности индивида и возможность их оценки и определения перспектив развития; социальной компетентность - готовность и способность субъекта, опираясь на определенный уровень социальной ответственности, вступать в социальные отношения с другими субъектами.

Понятие «компетентность» отличается от связанного с ним этимологически термина «компетенция», чаще используемого в сфере нормативных правовых предписаний. Компетентность мы понимаем как сумму конкретных требований к исполнению индивидом определенных действий и нормативных и законодательных актов. Компетенция нами рассматривается с точки зрения границ реализации определенных законодателем правовых норм. Отсюда компетенция отражает директивное «сверху» действие, а компетентность - субъектно-активное воздействие.

Социальная компетентность проявляется в различных сферах общественной жизнедеятельности: экономике, управлении, политике, психологии, праве и др. Отсюда ее можно представить в виде личностного качества, отражающего степень освоения существующих социальных отношений и возможности участия в социуме. Большую роль здесь играет умение использовать социальные технологии: чем выше уровень владения этими технологиями, тем в большей степени проявляется социальная зрелость индивида. Вот почему социальная компетентность обладает универсальностью и как особое качество личности, и как возможность выражения ее социокультурной самоидентичности в системе общественных отношений.

Применительно к социальной компетентности сотрудника полиции мы исходим из теоретических взглядов, сформировавшихся в сфере социологии культуры [1. С. 23; 2. С. 11] и исследованных в трудах Г. Аванесовой, Ю. Вишневского, Л. Ионина, Л. Когана, Б. Павлова, Ж. Тощенко, В. Шапко и других. В их работах культура рассматривается в контексте ценностей, содержание которых определяет систему общественно значимых ограничителей жизнедеятельности личности и ее социальных практик как материального, так и духовного характера [3. С. 136]. Профессиональная культура проявляется в технологиях трансляции и воспроизводства ценностных норм и стандартов жизнедеятельности, значимых для специалистов с учетом их профессионального развития. Именно культура предстает основной детерминантой социальной компетентности.

Поэтому изучаемый вид компетентности выступает в виде социокультурной характеристики, компонента профессиональной культуры полицейского. Социальная компетентность полицейского становится особой характеристикой, позволяющей выразить «культурность» рассматриваемого субъекта, в данном случае - сотрудника полиции. При этом можно вести речь о качествах, которые интегрированы в систему социокультурных ценностей всего общества, отдельной группы, индивида.

Культура является важнейшим основанием социальной компетентности полицейского, ее детерминирующим обстоятельством с учетом норм, традиций и стереотипов, сформированных в этой специфической среде.

Динамика социальной компетенции любого субъекта предполагает выделение несколько стадий (этапов).

Во-первых, ключевое значение приобретает становление потребности субъекта в формировании социальной компетентности. При этом наблюдается состояние неопределенности информации и

сокращение объема знаний о социальном объекте, расширение неконтролируемости субъектом освоения этих знаний. Другими словами, потребность населения в социальной компетентности полицейского возникает при наличии его социальной некомпетентности. Социальная некомпетентность полицейского возникает в инновационном процессе взаимодействия с населением. При этом возрастает опасность рисков непрогнозируемости развития социальных процессов в условиях поливариантности социальных отношений в многокачественных самоуправляемых областях. Отсутствие устойчивости при переходе некомпетентности в социальную компетентность, и наоборот, обусловлено соотношением энтропии и негэнтропии в системах высокого уровня степени сложности [4. С. 21]. Процесс трансформации некомпетентности в компетентность закономерен при условии появления возможностей освоения социальных инноваций.

Во-вторых, происходит поиск социальных ресурсов для удовлетворения потребности в повышении социальной компетентности. Среди критериев последней у социального субъекта можно выделить несколько приоритетных:

1) становление способности субъекта к изменению системы сложившихся у него знаний об объекте;

2) знание о новых областях жизнедеятельности;

3) принятие во внимание ресурсов и умений в освоении различных компонентов общественных структур;

4) учет соотношения реальных и потенциальных рисков применения теоретических знаний и практических навыков воздействия на общественные процессы;

5) ликвидация общественных аномалий в системе коммуникативных отношений;

6) сложившиеся социокультурные основания общественной жизни, обеспечивающие приоритетность выбора ценностных форм развития социума.

В-третьих, формирование социальной компетентности полицейского невозможно без новых социальных практик, детерминирующих понимание им преобразование общественных отношений в новые ценностные системы.

В-четвертых, восприятие взаимоотношений субъекта с другими объектами его жизнедеятельности оказывает воздействие на становление устойчивой социальной компетентности. Содержание социальной компетентности полицейского связано с общественно значимыми потребностями населения, в которых находит отражение своеобразие социума и их жизнедеятельности. В социуме формируется относительно самостоятельная самоуправляемая социальная система, включенность в которую позволяет полицейским стать носителем воздействия на социальные взаимоотношения. Следовательно, социальная компетентность проявляется в виде особого ценностного субъектного качества каждого полицейского как профессионала, в котором проявляется содержание профессионального потенциала воздействия на внешнюю социальную среду.

В-пятых, происходит завершение успешного становления социальной компетентности и ее развитие в ходе возрастания востребованности объема знаний и умений, не освоенных полицейскими как социальными субъектами. Здесь наиболее существенное значение приобретает соответствие содержания внешней социальной среды способам освоения этой среды субъектом. В результате формируется ситуация, когда имеющихся знаний и навыков не хватает для эффективной жизнедеятельности в изменившейся среде. Новые элементы среды субъектом не осваиваются и не воспринимаются. Это приводит к формированию угрозы неуправляемости во взаимоотношениях субъекта и объекта социальной жизнедеятельности.

Социальная компетентность полицейских выступает в виде совокупности качеств, отражающих содержание когнитивно-информационных, социокультурных, системно-институциональных и стратификационных характеристик внешней и внутренней социальных сред, в которых они осуществляют свою жизнедеятельность. Такой подход к пониманию социальной компетентности применим к сотруднику органов внутренних дел и позволяет раскрыть нам особенности данного феномена и проанализировать его свойства.

Российские полицейские - специфическая социально-профессиональная группа. В соответствии с нормативно-правовыми документами современные полицейские должны знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение. К профессионально значимым качествам полицейских относятся следующие: выполнение служебных обязанностей в соответствии с должностным (ой) рег-

ламентом (инструкцией); соблюдение при выполнении служебных обязанностей прав и законных интересов граждан, общественных объединений и организаций; знание и соблюдение внутреннего распорядка территориального органа, организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где полицейские проходят службу; знание и соблюдение ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел. Наконец, сотрудники полиции обязаны поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей [5].

Традиционно полицейские рассматриваются как профессиональная общность, обладающая особым статусом, характеризующим их место (ранг) в системе правоохранительных органов в частности и государственных организаций в целом.

В нашем исследовании полицейские рассматриваются как разновидность общности представителей органов внутренних дел - особой государственной организации. Члены этой общности профессионально занимаются публичной социально-обслуживающей деятельностью, имеющей властную, силовую природу. В этом ключе речь может идти об оказании государственных услуг, которые полицейские предоставляют населению согласно полномочиям, которыми их наделило государство.

Юридически полицейским может стать любой гражданин нашей страны, проходящий федеральную государственную службу в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава [6]. Полицейские осуществляют в нормативно определенном порядке обязанности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета. Круг профессиональных обязанностей полицейских определяется особенностями квалификационных требований к занимаемой должности.

Социальную компетентность полицейского можно рассматривать в качестве необходимого компонента профессиональной деятельности, способствующей развитию его профессиональных компетенций. Профессионал традиционно воспринимается как человек, который качественно и высоко квалифицированно делает свое дело. «Профессионал - человек, избравший что-либо постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в профессию» [7. С. 514-515].

Профессионализм полицейских отражает содержание их деловой репутации и позитивного имиджа, норм делового этикета. При этом в первую очередь следует отметить среди качеств каждого профессионала-полицейского отношение к выполнению обязанностей в его трудовой деятельности. Здесь важно обратить внимание на способность полицейского как специалиста в своей профессиональной области включаться в структуру своей социальной жизнедеятельности, используя личностные качества, внешне и внутренне ориентированные на социальную среду.

Некоторые исследователи, увязывают понятие «профессионал» с особыми навыками и умениями владения профессией. В частности, В.В. Кобзева считает, что «...профессионал - это тот, кто владеет тонкостями. .Тонкостями, аспектами, нюансами владеют лишь истинные профессионалы. Освоить какой-либо предмет в целом не так сложно, но проникнуть в детали и тонкости под силу только личности, стремящейся к профессионализму» [8. С. 18-19].

В работах В.В. Пашинцева представлен другой методологический взгляд на природу профессионализма: «. Профессионал, - указывает он, - отличается от специалиста тем, что работает на границе знания и незнания, то есть ситуации, когда не хватает знаний, а решение принимать надо... А специалист - это человек с готовой структурой знаний. Этому можно научить. Но принимать решение в условиях отсутствия полного знания о ситуациях в своей деятельности может только профессионал» [9.С. 11-13].

Профессионализм полицейского рождается в процессе освоения им своей профессии. Поэтому важнейшей составной частью его профессионализма должна стать его профессиональная компетентность. В то же время повышение уровня профессионализма у полицейских связано также с их социальной компетентностью, поскольку включение в различные социальные сферы закономерно превращает процесс их профессионализации в процесс социализации. Поэтому данный вид компетентности полицейских придает их профессионализму социально ориентированный характер.

Связь социальной компетентности с профессионализмом и профессиональной компетентностью полицейских обусловлена характером их труда. Это вполне отвечает общесоциологическому взгляду К.Маркса о том, что в процессе разделения труда каждый человек «приобретает свой опреде-

лённый, исключительный круг деятельности» [10. С. 31-32]. Тем более, если мы говорим о сфере профессиональных занятий людей, непосредственно, как полицейские, включенных в социально-обслуживающую население деятельность.

Классическая теория содержит представления о дифференциации профессий на «высшие и «низшие» (Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм), «традиционные» и «экономические», «органические» (на базе личных умений и талантов) и «неорганические» (на основе экономической необходимости) (В. Зомбарт и Г. Зиммель). М. Вебер особое внимание уделил содержанию профессиональной структуры общества. Он раскрыл перспективы развития этой структуры в условиях рыночного хозяйствования. При этом приоритетными критериями оценки значимости профессий становятся экономическая эффективность и достижение устойчивой прибыли [11. С. 25-26].

Опираясь на классические представления о проблемах профессионального развития общества, современная трактовка понятия «профессия» акцентирует внимание на его социально-трудовой природе. В частности, Т. Александрова пишет о связи производственно-технологического разделения труда с функциональным содержанием видов трудовой деятельности [12]. Подобный взгляд может подсказать сущность профессии полицейского, содержание которого формируется в системе управления безопасностью общества, а мы ведем речь о правоохранительной сфере. В связи с чем профессия полицейского, сформировавшаяся в результате исторических преобразований, выступает элементом общественных систем.

От сложности выполняемой трудовой деятельности и ответственности за выполненный результат зависят общественное осознание и восприятие значимости и престижности профессии, ее деление на «простую» и «сложную», «низшую» и «высшую» и др. Сама структура содержания профессии, ее природа и функциональное содержание основаны на специфике общественного разделения труда [13. С. 610].

Отраженная дифференциация и профессиональное структурирование позволяет использовать подобный подход к правоохранительной сфере, то есть профессия полицейского приобретает смешанный и синтезированный характер, включает информационно-аналитическую, консультативную, прогностическую, проективную, административно-распорядительную, организационно-регулятивную, коммуникативную и другие виды деятельности.

Иной подход к градации профессий предлагает выделять «полные» профессии и «редуцированные». Для первой группы свойственна ограниченность развития с учетом способностей самого субъекта. В отличие от первой группы во второй («редуцированные» профессии) в большей степени учитываются экономические законы.

Профессия полицейского аккумулирует характеристики отмеченных выше групп, сочетая их в той степени, которая необходима для выполнения ими задач, связанных со специфической областью их службы: оперуполномоченный, участковый уполномоченный, кинолог, эксперт и др.

В настоящее время в России осуществляются активные преобразования в области властных силовых отношений. Происходит процесс отделения сотрудников полиции от иных силовых ведомств (Следственный комитет РФ, Федеральная служба войск Национальной гвардии РФ и др.). Для этих профессий характерны некоторые отличия, в целом нормативно-правового, статусного характера. Но в действительности можно вести речь о высокой степени близости, а не о их различиях в сравнении с другими профессиями. Это отчетливо прослеживается в федеральном законотворчестве. Принципиальное отличие профессий силовых ведомств - в их функциях и миссиях (ценностях), пределах компетенции, приближения к конкретным социальным потребностям населения.

Рассматривая содержание профессии полицейских, мы выделяем совокупность интегральных характеристик, разновидностей службы, позволяющих квалифицировать некоторые специальности, например, следователь, эксперт, оперуполномоченный и другие. Они соответствуют тем направлениям и задачам, которые должны решать полицейские в сфере безопасности, защиты населения от различного рода угроз. Поэтому сущность вопросов, на которые находят решение полицейские, становится содержанием их социальной компетенции

Профессия полицейского аккумулирует элементы профессий «органичного» и «редуцированного» характера. Это предполагает, во-первых, присутствие специализированной сферы профессиональной деятельности, характерной, в частности, для таких областей, как медицина, педагогика, оборона и другие. Перечисленные сферы коррелируют в свою очередь с профессиями (специальностями) врач, учитель, воспитатель, военнослужащий и т. п., выделение которых возможно на этапе ранней

профессиональной социализации. Во-вторых, на перечисленные профессии оказывают влияние синтетические вторичные услуги, связанные с содержанием и осуществлением правоохранительной деятельности по защите населения. Поэтому профессиональное призвание быть полицейским на ранних стадиях социализации не наблюдается.

Социальная компетентность полицейских становится частью процесса освоения ими норм профессиональной культуры. Как отмечает Л.Э. Пробст, элементы профессиональной культуры в виде профессиональных норм, стереотипов, символов и образов могут приобрести относительно самостоятельную социальную роль в профессиональном пространстве [14. С. 22]. Благодаря включению в такого рода пространство социальная компетентность полицейских обретает устойчивость и компенса-торность в воздействии на социальную среду. Формирование социальной компетентности полицейского оказывается невозможно рассмотреть вне его профессионального развития и социализации.

Исходя из сказанного отметим следующее: в жизнедеятельности полицейских социальная компетентность связана с повышением их профессионализма.

Общесоциализационное и профессиональное развитие личности полицейского опирается на содержание его социальной компетентности. Формирование ценностных установок и ориентаций на профессию сотрудников полиции во многом зависит от их включенности в социальную сферу и процесс социальной адаптации к ней, от освоения особенностей должности и непосредственного содержания работы.

Когнитивным свойством личности каждого полицейского служит его социальная компетентность, которая является условием его успешной профессиональной социализации, включающей выработку навыков взаимоотношений, коммуникации с населением.

Особенности содержания социальной компетентности полицейского воплощаются в профессиональном выборе, без которого невозможна профессионализация сотрудников полиции. Профессиональный выбор - стать полицейским носит во многом вторичный и даже третичный характер. Профессиональное призвание полицейского здесь редуцировано, ориентировано на выбор комплекса специальностей с возможным освоением социального опыта, приобретенного в предшествующий социализационный период.

Рассматриваемый вид компетентности полицейских служит основанием для их профессионального решения вопросов правоохранительной деятельности. С учетом компетенции полиции ее сотрудники принимают участие в создании условий для охраны населения, в установлении системы взаимодействия с людьми, нуждающимися в такой защите, организации оказания помощи гражданам. Социальная компетентность полицейского имеет огромное значение в обеспечении общественного порядка и защите прав и свобод граждан и т. д.

Социальная компетентность позволяет полицейскому ориентироваться в институциональных отношениях, связанных с требованиями должностного регламента, вытекающими из специфики деятельности органа внутренних дел, особой статусной иерархии. Одновременно социальная компетентность самого сотрудника полиции зависит от социально-институциональной ориентации содержания его профессиональной деятельности. Взаимосвязь социальной компетентности полицейских с нормативной правовой составляющей их профессионализма основывается на содержании законодательства, регулирующего охраняемые общественные отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М., 1984. С. 23.

2. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. С. 11.

3. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов. М., 2002. С. 136.

4. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения: О влиянии философии на формирование теории систем. М.: Мысль, 1975. С. 21.

5. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЭ, принят Гос. Думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года // Российская газета. 2011. 8 февр.

6. О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЭ, принят Гос. Думой 11 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года // Российская газета. 2011. 7 нояб.

7. Надель-Червинская М. А. Большой толковый словарь иностранных слов: в 3 т. Т. 2. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 514.

8. Кобзева В.В. Профессионал - это тот, кто владеет тонкостями // Протокол и этикет. 2001. № 2. С. 18.

9. Пашинцев В.В. Профессиональное управление // Муниципальная власть. 1999. № 3. С. 11.

10. Маркс К. Собр. соч. // К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 25, ч. 2. С. 31-32.

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. произведения / пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. С. 25-26.

12. Александрова Т.Л. Экономическое поведение и профессия: методология исследования: дис. ... докт. соци-ол. наук. Екатеринбург, 2000.

13. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 610.

14. Пробст Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России: автореф. дис. ... докт. социол. наук. Екатеринбург, 2004. С. 22.

Поступила в редакцию 05.10.17

S.F. Idrisova, V. G. Popov

MODERN RUSSIAN POLICE OFFICER: PROBLEMS OF SOCIAL COMPETENCE

In the article the theoretical content of social competence of police officers in the context of deep transformations in modern Russian society is considered. Special attention is paid to a phenomenon of a profession and professionalism of police officers. The social nature of professional police activity is analyzed. Theoretic-applied comparison of features of professional and social competences, professional and social competence of police officers is carried out. Priority significance is attached to the influence of social competence on the level of professionalism of staff of law-enforcement bodies. Ways of modeling a system of interaction between law-enforcement bodies and the population are offered. Key conditions of formation of social competence of police officers are revealed. Prerequisites for the professional development of staff of law-enforcement bodies based on increasing their social competence are proved.

Keywords: social competence, professionalism, professional culture, police officer, law-enforcement bodies, professional development of a police officer.

Идрисова Светлана Феликсовна, кандидат юридических наук, доцент заместитель начальника кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, полковник полиции

Нижегородская академия МВД России 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3 E-mail: [email protected]

Попов Валерий Германович, доктор социологических наук, профессор

ООО «Высшая экономико-политическая школа» 620026, Россия, г. Екатеринбург, ул. Народной воли, 113, E-mail: [email protected]

Idrisova S.F.,

Candidate of Law, Associate Professor,

police colonel, Deputy chief of chair of the criminal

and criminal and executive law

Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia Ankudinovskoye shosse st., 3, Nizhny Novgorod, Russia, 603950

E-mail: [email protected] Popov V.G.,

Doctor of Sociology, Professor

JSC "The Higher Economical and Political School" o$. 6 113/6, Narodnoy voli st., Yekaterinburg, Russia, 620026

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.