УДК 316.334.3 ББК 60.561.4 К 28
А.К. Каспаров,
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: +79182111439, e-mail: [email protected]
Р.В. Скобликов,
соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, старший преподаватель Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: +79183211118, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СОТРУДНИКОВ полиции
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы взаимовлияния конфлик-тогенного потенциала системы органов внутренних дел и эффективности моделей правовой социализации полицейских в условиях получения ими специального образования. Авторы анализируют как теоретические источники ее исследования, так и практические формы формирования правовой культуры, включая оценку роли и значения ранней правовой социализации молодежи и подростков.
Ключевые слова: конфликтогенность, личность, правовая культура, правовая социализация, профессиональная группа.
А.К. Kasparov,
Post-graduated student of Philosophy and Sociology Department, the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: +79182111439, e-mail: [email protected]
R.V. Skoblikov,
Applicant of Philosophy and Sociology Department, the Adyghe State Uuniversity, Ssenior Lectueer of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: +79183211118, e-mail: [email protected]
ROLE OF LEGAL SOCIALIZATION IN PROFESSIONAL FORMATION OF POLICE OFFICERS
Abstract. The paper deals with the mechanisms of interference of the conflictogenic capacity of system of law-enforcement bodies and efficiency of models of legal socialization of police officers receiving vocational education. The authors analyze both the theoretical sources of its research, and practical forms of formation of legal culture, including an assessment of a role and value of early legal socialization of youth and teenagers.
Keywords: conflictogeneity, personality, legal culture, legal socialization, professional group.
Современные геополитические процессы, обусловившие проблемы в экономическом и социальном раз-
витии современной России, бесспорно, актуализировали необходимость усиления деятельности сотрудни-
ков правоохранительных органов, привлечения широких слоев населения к вопросам обеспечения национальной безопасности.
В данном аспекте проблема социокультурных особенностей восприятия сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в сознании современного российского общества приобретает наибольшую актуальность. Возникающая в процессе правового реформирования проблема позитивного отношения населения к системе органов правопорядка, безусловно, связана с уровнем правовой культуры социума [1; 116].
Анализируя проблемы нарастания конфликтогенного потенциала современных полицейских, следует отметить, что одним из направлений, способных минимизировать риски и обеспечить необходимый уровень толерантности «стражей правопорядка», является построение эффективной модели правовой социализации молодых людей, избравших в качестве будущей профессии правоохранительную деятельность, на стадии получения ими специального образования.
Исследования степени разработанности данной проблематики позволяют утверждать, что особую значимость в данном контексте приобретает социокультурная интерпретация процесса правовой социализации как одного из основных факторов обеспечения правового поведения. В данном направлении значительный научный вклад внесен Е.Г. Багреевой, Я.В. Зубовой, Ю.А. Зубок, А.Ю. Зудиным, В.Я. Кикотем, В.Н. Кудрявцевым и др.
Правовое поведение, как известно, характеризуется определенным типом правовой культуры, которая формируется на основе универсализации индивидом тех или иных нормативно-ценностных установок. В данном контексте проведен значительный научный анализ Г.С. Денисовой, А.Н. Булкиным,
JI.H. Николаевой, А.П. Михайловым, B.C. Нерсесянц, М.Б. Смоленским, А.П. Федоровским и др.
Проблемам влияния социальной нормативности на уровень стабильности в общественном функционировании, специфике формирования социокультурного поведения посвящены труды представителей классической социологии, таких как М. Ве-бер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.
Далее, рассматривая теоретическую сущность процесса правовой социализации личности, следует отметить, что правильность определения его задач и целей имеет первоочередное значение. Бесспорно, что социализирующее воздействие всегда связано с целенаправленным, организованным влиянием на личность в целом. Правовое воспитание следует интерпретировать в этом же значении. Оно представляет собой систематическое и последовательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития уровня их правовой культуры [2; 31].
В свою очередь, направленная деятельность по повышению эффективности механизмов, определяющих успешность правовой социализации будущих специалистов в правовой сфере, предполагает, в том числе, ее изучение на основе традиционных источников, таких как:
- научные и теоретические исследования;
- опыт социальной и педагогической деятельности коллективов, одобренный практическими специалистами и широкой общественностью;
- результаты деятельности педагогических и правовых категорий специалистов, опубликованные в специальной литературе.
Специальные научные исследования по изучению проблем корпоративной культуры в системе правоохранительных органов, их легитимации в российской мен-тальности проведены такими авто-
рами как Е.И. Жукова, A.B. Мяго-тин, К.В. Краснюк, А.И. Кузнецов,
A.B. Сахно и др.
Проблемам предупреждения конфликтов в органных внутренних дел посвящены работы
B.А. Радченко.
Изучая данную проблематику в контексте институционального взаимодействия, как самих субъектов, так и заинтересованных структур, необходимо отметить, что проблема правового воспитания курсантов учебных заведений МВД неразрывно связана с общими проблемами культурно-правового уровня современной молодежи. В данном контексте следует признать справедливой точку зрения о том, что образовавшийся в конце 20 века вакуум, обусловленный выводом из общеобразовательных учебных заведений комсомольской, пионерской и других идеологических организаций, не был равнозначно заполнен альтернативными формирующими институтами. В результате этого произошел определенный сбой в координации деятельности внешкольных учреждений и учреждений, осуществляющих общеобразовательную и профессиональную подготовку, на протяжении длительного времени организовывавших культурно-правовое воспитание молодежи и подростков.
В свою очередь, обострение многих актуальных проблем в окружающей социальной действительности, влияние процессов глобализации оказывают существенное воздействие на модели социализации молодежи, в том числе на эффективность правовой социализации.
Следует отметить, что в современной научно-гуманитарной теории учеными определены факторы, оказывающие отрицательное влияние на социально-воспитательный процесс и провоцирующие, тем самым, не только снижение уровня правосознания, но и рост числа девиантных проявлений в молодежной среде. Данные факторы
достаточно убедительно изложены в работе под редакцией А.Б. Фоминой. Авторы систематизируют их следующим образом:
- общая направленность социально-педагогического процесса, при котором представители молодежи выступают в качестве объекта воздействия;
- устойчивая стандартизация культурно-воспитательного процесса как следствие отвлеченного представления о его целях, средствах, формах и методах;
- отрыв социального и правового воспитания от обучения, подход к ним как к двум изолированным друг от друга процессам, взгляд на воспитание как на сопутствующую обучению второстепенную деятельность;
- авторитарный стиль воспитания, вызывающий определенный протест и сопротивление молодых людей, нарушение координации, взаимосвязи и преемственности между всеми звеньями системы воспитания: семьи, системы образования, другими социальными институтами государства, общественными объединениями и т.д.;
- отсутствие не только взаимодействия между звеньями, но и общей цели социально-правового воспитания, конкретизирующей его важнейшие задачи и основные направления деятельности [3; 39].
Следует также обратить внимание, что при поступлении абитуриента в специализированный вуз система подготовки в нем подразумевает наличие у него определенного уровня правовой социализации, сформированного в общеобразовательных учреждениях (в школе) на стадии профессионально ориентированного самоопределения.
Действительно, в образовательных учреждениях, представляющих собой, бесспорно, главный институт ранней социализации, используются разнообразные формы работы, нацеленные на повышение уровня правовой культуры. Это, на-
пример, занятия по дисциплинам «Основы права», «Основы потребительской культуры», факультатив «Правоведение». Имеют также положительное значение беседы со специалистами в области права, правоохранительных органов, судьями и др.
Социокультурная и педагогическая практика демонстрирует, что правовое сознание и поведение подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других видов самосознания. Необходима интеграция различного объема знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм ознакомления с ними подростка. Одними из основных направлений решения этой задачи могут быть специализированные курсы, такие как «Граждановедение», «Обще-ствознание», «Человек и общество» и др. [4; 32].
В то же время рядом ученых современная модель ранней правовой социализации подвергается довольно жесткой критике. Так, А.П. Михайлов пишет: «...даже при поверхностном изучении состояния процесса правого воспитания не только в школе, но в специализированном вузе приходится отмечать, что данная образовательно-воспитательная модель не имеет институционального характера, как правило, осуществляется в рамках внеурочных мероприятий и не подвергается анализу и конкретной оценке» [5; 78].
Анализируя процесс культурно-правового воспитания профессионально ориентированной части молодежи, следует отметить, что
данному явлению присущи свои причинно-следственные зависимости. Важнейшей из них является следующая установка: воспитывает не только конкретный человек -учитель или воспитатель, но и сама повседневная жизнь, социальная и культурная среда, и важно, чтобы их действия были согласованы.
Данная причинно-следственная зависимость и другие зависимости, воплощающие квинтэссенцию накопленного опыта культурно-правового воспитания специалистов правоохранительной сферы, находят выражение в специальных педагогических принципах, на основе которых строится практика культурно-правового воздействия.
Вместе с тем данная деятельность, направленная именно на сотрудников органов внутренних дел, представляет еще большую актуальность, так как на эту профессиональную группу возложены задачи не только по поддержанию непосредственно правопорядка, но и по восстановлению доверия граждан, что, безусловно, подразумевает наличие определенного культурного уровня сотрудников, их высокой квалификации, толерантности и интеллекта. Правовая социализация, в данном контексте, представляет собой основную задачу при подготовке будущих специалистов правоохранительной системы, так как именно данное качество личности наиболее активно способствует приведению в соответствие основных нравственных установок полицейского и требований, предъявляемых к ним современным социумом.
Примечания:
1. Картавцев Д.А., Конищев А.Ю. Социокультурные характеристики социальной компетенции правоохранительных органов в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. 4 (167). С. 116.
2. Михайлов А.П., Сергиенко C.B. Формирование правовой культуры как средства профилактики девиантного поведения // Молодые голоса в науке. Майкоп, 2009. Вып. 15. С. 31.
3. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Ин-тегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учеб. пособие / под ред. А.Б. Фоминой. М.: Пед. общество России, 2003.
4. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, A.M. Столяренко. М., 2004.
5. Михайлов А.П. Ювенальная делинквентность в контексте социокультурной транзиции России. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006.
References:
1. Kartavtsev D.A., Knyazev A.Yu. Sociocultural characteristics of social competence of law enforcement agencies in modern Russia // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. No. 4 (167). 2015. P. 116.
2. Mikhailov A.P., Sergienko S.V. Formation of legal culture as a means of prevention of deviant behaviour // Young voices in science. Iss. 15. Maykop, ASU, 2009. P. 31.
3. Early prevention of deviant behavior of children and teenagers. Integrative socio-pedagogical activity of supplementary education institutions and secondary schools: a manual / ed. by A.B. Fomina. M.: Pedagogical Society of Russia, 2003.
4. Legal pedagogy. Ed. by V.Ya. Kikotya, A.M. Stolyarenko. Legislation and Law. M., 2004.
5. Mikhailov A.P. Juvenile delinquency in the context of socio-cultural transition of Russia. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov University. 2006.