УДК 316.334.4:378 ББК 60.561.4 К 89
А.И. Кузнецов,
кандидат социологических наук, начальник кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: 8-918-439-97-04, e-mail: [email protected]
Социокультурная специфика профессиональной социализации в процессе получения высшего образования в системе органов внутренних дел
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию взаимовлияния правовой социализации молодых специалистов правоохранной сферы и процесса становления их профессиональной идентичности. На основе теоретического анализа исследуется процесс формирования социокультурного статуса молодых специалистов правоохранной сферы, изучается влияние юридического образования на формирование их культурно-правового менталитета.
Ключевые слова: правовая культура, правовая социализация, профессиональная идентичность, правоохранная деятельность, социокультурный статус, юридическое образование.
A.I. Kuznetsov,
PhD in Sociology, Head of the Department of Special Tactics, Krasnodar University of the Interior Ministry, Krasnodar, ph.: 8-918-439-97-04, e-mail: [email protected]
The socio-cultural specificity of professional socialization in the process of obtaining higher education in the system of internal affairs
Abstract This paper is dedicated to the study of mutual legal socialization of young specialists of law enforcement sphere and the process of the development of their professional identity. On the basis of theoretical analysis, the formation of socio-cultural status of young specialists of law enforcement sphere, as well as the influence of legal education on the formation of their cultural and legal mentality are studied.
Keywords: legal culture, legal socialization, professional identity, law enforcement activities, social and cultural status, legal education.
Характеризуя актуальность предла- мативный порядок, модели профессио-
гаемого нами исследования, мы бы хоте- нального поведения, уровень правовой
ли, прежде всего, отметить, что в послед- и профессиональной культуры, ние два-три десятилетия в современном Настоящая тенденция в полной
социуме значительно изменились соци- мере актуализирует необходимость ис-
окультурные условия профессиональной следования направления и регуляции
социализации в целом, которые, в свою процесса профессиональной социа-
очередь, главным образом повлияли на лизации будущих сотрудников МВД,
социальный статус представителей той призванных в будущем обеспечить со-
или иной профессиональной когорты. хранность общественной целостности
Бесспорно, данная тенденция за- и основательную социально-правовую
тронула и сообщество сотрудников защиту широких слоев социума, правоохранной системы, трансформи- В данном контексте очевиден и тот
руя социокультурные ценности, нор- факт, что малоизученными остаются
вопросы, связанные с оценкой профессиональных ценностей и наблюдающихся поведенческих тенденций сотрудников правоохранной системы.
В то же время, следует отметить, что сущность профессионального самоопределения выражается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой или выполняемой работы, всего процесса жизнедеятельности в конкретных культурно-исторических условиях, а также нахождения смысла в самом самоопределении.
Проведенные современными учеными социологические исследования в основном касаются определения факторов, обуславливающих негативное отношение к органам правопорядка, отражающееся в массовом сознании.
Данными факторами, как правило, признаются низкий уровень профессионализма, некомпетентность и низкая культура общения с населением. Существенный вред авторитету полиции наносят случаи отказа от защиты граждан, подвергшихся преступным посягательствам, общественное мнение о ее коррумпированности, случаи незаконного применения насилия.
Следует также отметить, что критика в средствах массовой информации в адрес органов внутренних дел в современном российском социуме представляет собой перманентное явление. Социокультурный статусный потенциал, накопленный в советскую эпоху, трансформировался за годы постсоветских реформ и активного развития нигилистического отношения к правопорядку и его представителям.
Анализируя культурное восприятие современной полиции, а также реформы, проводимые государством, включая и само переименование самого названия «милиция», следует отметить, что в последнее десятилетие различные причины спровоцировали коммерциализацию определенной части сотрудников министерства внутренних дел, что явилось основанием для широкого обсуждения проблем коррумпированности правоохранительных органов. Эта ситуация вызвала формирование критического отношения к по-
лиции в общественном сознании. В то же время, смещение критериев оценки социальной успешности на шкалу материального успеха, имеющего место в сегодняшней реальности, задает и оправдывает ожидания в первую очередь материальной компенсации предпринятых усилий в любой профессиональной деятельности [1].
Двойственность мнений при оценке полиции со стороны населения коренится в осознании им нарушения принципа равновесия в системе взаимодействий, одной из сторон которых выступают правоохранительные органы. Этот принцип, как считают теоретики концепции социального обмена, является показателем отрегулирован-ности отношений между социальными субъектами в соответствии с ценностями и нормами, принятыми в обществе.
В свою очередь, анализируя условия формирования социального статуса той или иной профессиональной группы, следует отметить, что данный статус не является определенной нормативной категорией. Его формирование происходит в процессе выстраивания определенной ценностной парадигмы, опирающейся на легитимные культурные стереотипы.
Проблемы социокультурного статуса правоохранной системы в отдельно взятом обществе, активной легитимации ее деятельности, ранее изучались в рамках более широкой научной тематики. Данные исследования проводились, как правило, в контексте осмысления процессов сохранения социального порядка в обществе, правовой культуры и правового поведения как его основных составляющих.
Особое значение в данном аспекте представляет объем знаний, содержащихся в социокультурной интерпретации сущности правовой нормативности, сформулированной в теории социального пространства П. Бурдье. Данная теория ориентирует на понимание правовой социализации как результата перераспределении правовых ресурсов.
В свою очередь, по мнению П. Дру-кера и Т. Стюарта, значение правовой нормативности, достигается исполь-
зованием правового знания в качестве методологии для получения конкретных результатов в развитии общества и его культуры.
В то же время, комплексный анализ процессов социализации не может быть признан исчерпывающим без изучения специфики правового поведения. Существенная исследовательская работа в данном направлении проведена С.С. Алексеевым, A.B. Артюховым, В.Н. Кудрявцевым, А.Ю. Зудиным и др. В то же время, следует отметить, что правовое поведение, как правило, характеризуется определенным типом правовой культуры. В этом направлении научный анализ проводился Г.С. Денисовой, Я.В. Зубовой, Е.И. Жуковой, B.C. Нерсесянц, М.Б. Смоленским и др.
В рамках обще гуманитарных научных исследований специфика функционирования правоохранительных структур, традиционно анализировался их социальный и социокультурный статус, а также особенности его восприятия самим социумом. Исследования в данном направлении проводились Т.А. Бондаренко, Е.В. Вартанян, О.В. Ведерниковой, С.М. Иншаковым, E.H. Корелкиным, Р. Кларком, И.В. Шевченко и др. Настоящий научный подход предполагает осуществление фундаментального анализа основ институционального предназначения специальных органов в современном социуме, а также согласование механизмов институционализации всех правоохранительных структур.
В то же время, необходимо особо обратить внимание на то, что аспекты формирования социокультурного статуса представителя правоохранительной системы рассмотрены в контексте связующего взаимодействия социальной стратификации и профессиональной культуры. В данном контексте профессиональное действие выступает как ответ на нормативные и культурные ожидания и реализуется через профессиональные статусы и роли (З.Т. Голенкова, Т. Парсонс, П.А. Сорокин).
Методологические аспекты проблемы социокультурного статуса органов внутренних дел рассматриваются
в ряде исследований социальной тран-зиции российского социума в конце XX — начала XXI вв., а также, связанной с этим, дисфункцией институциональных моделей превентивной деятельности. (С.Г. Кара-Мурза, Н.И. Лапин, Ю.А. Левада, В.В. Морозов, А.П. Михайлов, И.А. Новиков).
Исследование современных механизмов воссоздания позитивного образа правоохранительных органов в современной российской ментальное™, позволяют утверждать, что в научной литературе существуют различные социологические подходы к изучению проблемы легитимации правового порядка. В рамках объективного подхода, легитимация определяется как ин-ституционализация правовой системы и ее ценностных предпосылок.
В контексте проведенных исследований, мы считаем возможным обратить внимание на тот факт, что в современном социокультурном пространстве, повышается актуальность процессов формирования профессиональной идентичности сотрудников на различных уровнях профессионального становления. Наиболее значимыми данные процессы представляются на стадии приобретения профессии, то есть в условиях специальной образовательной деятельности.
В то же время, считаем необходимым отметить тот факт, что регулирование профессиональной социализации происходит именно в ходе образовательного процесса, когда идет специализированный отбор как задач для формирования личности будущего сотрудника органов правопорядка, так и методов, способных в большей степени обеспечить максимальный эффект этого процесса. Без должного воздействия процесс профессиональной социализации обретает неконтролируемый характер, вследствие чего будущие сотрудники правоохранной системы заканчивают ВУЗ либо с ^сформировавшимися профессиональными стратегиями, либо со стратегиями, не ориентированными на дальнейшую профессиональную социализацию [2].
Проводя анализ результативности и содержания процесса правовой соци-
ализации будущих сотрудников правоохранной системы, необходимо отметить, что точность формулировки ее задач и целей имеет существенное значение. Без сомнения, воспитательный процесс всегда непрерывно связан с телеологическим, сформированным влиянием на весь субъект. В то же время, и правовое воспитание следует понимать в этом же значении. Оно является последовательным и систематическим воспитательным воздействием на молодых людей с целью формирования и поступательного развития их правовой культуры [3].
Вместе с тем, характеризуя процесс взаимовлияния специфики правовой социализации и образовательных механизмов в педагогической деятельности, необходимо отметить, что данный процесс представляет собой некую форму ее адаптации личности к культурно-правовым устоям общества и стереотипам правовой культуры. Это так же и процесс обретения статуса самостоятельного социального субъекта, гарантирующий возможность в дальнейшем сформировать профессионально ориентированную позицию в обществе.
В то же время, эффективность формирования профессиональной идентичности специалистов правовой отрасли в процессе получения конкретной специальности, можно гарантировать лишь при активном использовании всего культурно-правового потенциала современного социума, сформированного на традиционной системе правовых норм и ценностей.
В заключении предложенного исследования мы хотели бы предложить следующий вывод: юридическое образование в современной России представляет собой определенную часть правовой культуры. Его основная цель сформировать систему навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций представителя юридической сферы. Существующий уровень правовой культуры молодежной демографической группы россиян требуют формирования дополнительных компонентов системы правового воспитания, обеспечивающих эффективность системы высшего профессионального образования, развития комплекса дополнительных методов и механизмов.
Примечания:
1. Вартанян Е.В. Социокультурные условия правовой социализации студентов юридических ВУЗов России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2014. С. 6.
2. Ворожцов A.M. Ключевые проблемы формирования и реализации профессионально-личностных стратегий выпускников вузов МВД РФ // Вестник БГУ. 2007. №4.
3. Морозов В.В., Скребов А.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1999. №1. С. 312.
References:
1. Vartanian E.V. Socio-cultural conditions of students legal socialization at law universities of Russia. Author 'abstract. Dis.of Cand.of Sociology. Maikop, 2014, p. 6.
2. Vorozhtsov A.M. Key issues in the formation and implementation of professional' and personal strategies of graduates of the MIA universities // Bulletin of BGU. 2007. No. 4.
3. Morozov V.V. Screbov A.V. Contradiction of socialization and education of youth in the context of reforms // Socio-Political Journal. 1999, No. 1. p. 312.